Jump to content

Электронное противодействие

Осмотр электронного ударного модуля AN/ALQ-184.

Электронное противодействие ( ECM ) — это электрическое или электронное устройство, предназначенное для обмана радара , гидролокатора или других систем обнаружения, таких как инфракрасные (ИК) или лазеры. Его можно использовать как в нападении, так и в обороне, чтобы лишить врага информации о цели. Система может заставить врага видеть множество отдельных целей или заставить реальную цель исчезнуть или беспорядочно перемещаться. Он эффективно используется для защиты самолетов от управляемых ракет . Большинство военно-воздушных сил используют ECM для защиты своих самолетов от атак. Его также использовали на военных кораблях, а недавно и на некоторых современных танках, чтобы обмануть ракеты с лазерным/ИК-наведением. Это часто сочетается с усовершенствованиями в области скрытности, чтобы облегчить работу систем ECM. Наступательные действия ЕСМ часто принимают форму глушения . Самозащита (защита) ECM включает в себя использование усиления сигнала и подавление головок ракетных терминалов .

Первый пример применения средств радиоэлектронного противодействия в боевой обстановке имел место во время русско-японской войны . 13 июля 1904 года русские станции беспроволочного телеграфа , установленные в крепости Порт-Артур и на борту русских легких крейсеров, успешно прервали беспроводную связь между группой японских линкоров. Передатчики на российских станциях издавали бессмысленный шум, пока японцы пытались скоординировать свои усилия при бомбардировке российской военно-морской базы. Германия и Великобритания вмешивались в коммуникации противника на западном фронте во время Первой мировой войны, в то время как Королевский флот пытался перехватить немецкие военно-морские радиопередачи. [1] Также предпринимались попытки отправлять ложные радиосигналы, заставлять береговые станции передавать передачи с использованием позывных кораблей и глушить радиосигналы противника. [1] С другой стороны, османская сторона также предпринимала попытки заблокировать беспроводную связь союзников во время кампании в Галлиполи . [2]

времен Второй мировой войны ECM расширился и теперь включает в себя сбрасывание соломы (первоначально называвшееся «Окно»), глушение и подделку сигналов радаров и навигации. [1] Немецкие бомбардировщики ориентировались с помощью радиосигналов, передаваемых с наземных станций, которые британцы нарушили поддельными сигналами в « Битве лучей» . Во время ночных атак британских ВВС на Германию масштабы электронного противодействия были значительно расширены, и была сформирована специализированная организация, 100-я группа Королевских ВВС для противодействия растущим силам немецких ночных истребителей и радиолокационной защиты . Разработки времен Холодной войны включали противорадиационные ракеты, предназначенные для поражения радаров противника. [1]

В ходе операции «Фруктовый сад» в 2007 году, израильская атака на предполагаемый сирийский объект ядерного оружия, ВВС Израиля использовали радиоэлектронную борьбу, чтобы взять под контроль сирийское воздушное пространство перед атакой. [3] Израильские системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) взяли на себя управление системами ПВО Сирии, давая им ложное изображение неба, в то время как самолеты ВВС Израиля пересекали большую часть территории Сирии, бомбили свои цели и возвращались. [4]

Радар ЕСМ

[ редактировать ]
Имитированный экран радара на учениях ВМС США, показывающий имитацию помех (треугольная белая область внизу справа)

Основными стратегиями радиолокационного ECM являются (1) радиолокационные помехи, (2) модификации целей и (3) изменение электрических свойств воздуха. [1] Методы создания помех включают в себя глушение и обман. Постановка помех осуществляется с помощью дружественной платформы, передающей сигналы на частоте радара, обеспечивающей уровень шума, достаточный для скрытия эха. [1] Непрерывная передача помех обеспечит четкое направление для радара противника, но не предоставит информацию о дальности действия. [1] Компания Deception может использовать транспондер для имитации эхо-сигнала радара с задержкой, указывающей на неправильную дальность действия. [1] В качестве альтернативы транспондеры могут увеличить силу обратного эха, чтобы небольшая приманка выглядела более крупной целью. [1] Модификации цели включают радиопоглощающие покрытия и изменения формы поверхности, чтобы либо «скрыть» ценную цель, либо улучшить отражения от приманки. [1] Рассеивание небольших алюминиевых полосок, называемых мякиной, является распространенным методом изменения электромагнитных свойств воздуха, вызывающего сбивающие с толку радиолокационные эхо-сигналы. [1]

Коммуникации ECM

[ редактировать ]
Меры по борьбе с дронами (учения 1-й эскадрильи 3-го кавалерийского полка армии США с использованием Battelle DroneDefender, 30 октября 2018 г., Ирак).

Радиопомехи или помехи связи — это преднамеренная передача радиосигналов, которые нарушают связь за счет уменьшения отношения сигнал/шум до такой степени, что целевая линия связи либо ухудшается, либо отказывается обслуживаться.

ЭБУ самолета

[ редактировать ]
Немецкий Торнадо ECR

ECM практикуется почти всеми современными воинскими частями — наземными, морскими и воздушными. Однако самолеты являются основным оружием в битве РЭБ, поскольку они могут «видеть» больший участок земли, чем морское или наземное подразделение. При эффективном использовании ECM может не дать самолету отслеживаться поисковыми радарами или нацеливаться на него ракетами класса «земля-воздух» или «воздух-воздух» . Электронный блок управления двигателем самолета может иметь форму прикрепляемой подкрыльевой установки или может быть встроен в планер. Истребители, использующие вместо этого обычные антенны с электронным сканированием, специальные блоки помех или, как в случае с ВВС США, Германии и Италии, могут полагаться на самолеты радиоэлектронной борьбы для их перевозки. Блоки ECM сильно различаются по мощности и возможностям; хотя многие истребители способны нести модуль ECM, эти блоки, как правило, менее мощные, способные и имеют меньшую дальность действия, чем оборудование, установленное на специальных самолетах ECM, что делает специализированные самолеты ECM важной частью арсенала любых военно-воздушных сил.

Будущие бортовые постановщики помех

[ редактировать ]

Постановщик помех следующего поколения разрабатывается для замены нынешнего AN/ALQ-99, установленного на самолете радиоэлектронной борьбы E/A-18G. Планируемый к принятию на вооружение примерно в 2020 году, он будет использовать небольшую антенну AESA, разделенную на квадранты. [5] для всестороннего покрытия и сохранять возможность направленного подавления.

Проект DARPA Precision Electronic Warfare (PREW) направлен на разработку недорогой системы, способной синхронизировать несколько простых бортовых блоков постановки помех с достаточной точностью, чтобы воспроизвести направленность антенны с электронным сканированием, избегая побочных помех нецелевых приемников. [6]

одноразовую активную ловушку, использующую технологию DRFM для подавления радиочастотных угроз. уже разработала Компания Selex ES [7] (с 2017 года объединено с Леонардо новым названием Finmeccanica ). Система под названием BriteCloud помещена в небольшой контейнер, похожий на стандартный факельный картридж. Система формата 55 мм прошла летные испытания на самолете Gripen , а разработка варианта 218 находится на продвинутой стадии. [8]

Специальный самолет ECM

[ редактировать ]

Судовой ECM

[ редактировать ]

Передатчик обмана ULQ-6 был одной из первых корабельных установок РЭБ. [9] Корабельный блок РЭБ Raytheon SLQ-32 выпускался в трех версиях, обеспечивающих предупреждение, идентификацию и информацию о крылатых ракетах с радиолокационным наведением. [9] SLQ-32 V3 включал в себя средства электронного противодействия быстрого реагирования для крейсеров, больших десантных кораблей и вспомогательных средств в дополнение к пусковым установкам RBOC (Rapid Blooming Off-board Chaff), имеющимся на большинстве надводных кораблей. [9] Система акустической борьбы с подводными лодками BLR-14 (или SAWS) представляет собой интегрированный приемник, процессор, дисплей и систему запуска средств противодействия для подводных лодок. [9]

Инфракрасные и акустические аналогии

[ редактировать ]
Инфракрасный глушитель BAE Hot Brick

Инфракрасные системы самонаведения можно замаскировать сигнальными ракетами. [1] и другие средства инфракрасного противодействия . Акустические системы самонаведения и обнаружения, используемые на кораблях, также подвержены мерам противодействия. Военные корабли США используют системы Masker и PRAIRIE (засасывание и выброс воздуха пропеллерами) для создания небольших пузырьков воздуха вокруг корпуса корабля и следа для уменьшения передачи звука. [1] Надводные корабли буксируют генераторы шума, такие как AN/SLQ-25 Nixie, для приманки самонаводящихся торпед. [1] Подводные лодки могут использовать аналогичные акустические устройства противодействия (или АЦП) из 3-дюймовой (75-мм) сигнальной пусковой трубы. [1] Подводные лодки США с баллистическими ракетами могут использовать приманку Mark 70 MOSS ( мобильный симулятор подводной лодки ) из торпедных аппаратов, чтобы имитировать полноразмерную подводную лодку. [1] Большинство военно-морских сил дополнительно оснащают корабли ложными пусковыми установками. [10]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Полмар (1979), стр. 121.
  2. ^ Вахибе Тюркан Догруз (2022 г.). Тевфик Риза Бей (на турецком языке). Энциклопедия Галлиполийских войн. ISBN  978-605-80897-7-8 . Проверено 6 декабря 2023 г.
  3. ^ [1] ЯАКОВ КАЦ, 29.09.2010, «Джерузалем Пост».
  4. ^ Израиль демонстрирует электронное мастерство , 26 ноября 2007 г., Дэвид А. Фулгам и Роберт Уолл, Aviation Week и космические технологии.
  5. ^ «В ФОКУСЕ: Разработка глушилки следующего поколения ВМС США продолжается, но интеграция F-35 отложена на неопределенный срок» .
  6. ^ Широкое объявление агентства Precision Electronic Warfare (PREW) УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ DARPA-BAA 09-65
  7. ^ «Новая одноразовая активная приманка Selex ES «britecloud», выбранная Saab для истребителя Gripen – ПОДРОБНОСТИ – Леонардо» . uk.leonardocompany.com . Архивировано из оригинала 16 августа 2016 г. Проверено 20 июля 2016 г.
  8. ^ «Finmeccanica – Selex Es проведет испытания britecloud с Gripen – ПОДРОБНОСТИ – Леонардо» . uk.leonardocompany.com . Архивировано из оригинала 16 августа 2016 г. Проверено 20 июля 2016 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Полмар (1979), стр. 122.
  10. ^ http://www.terma.com/media/118849/skws_022007.pdf. Архивировано 26 апреля 2013 г. в Wayback Machine. [ пустой URL PDF ]

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d5421ef646a46380b1cf2eec14cf305__1709363160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/05/8d5421ef646a46380b1cf2eec14cf305.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Electronic countermeasure - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)