Jump to content

Тысяча Ми-8

Тысяча Ми-8
Ми-8 авиакомпании «Балтийские авиалинии» взлетает у Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
Роль Транспортный вертолет (также несколько вооружения ) вариантов
Национальное происхождение Советский Союз / Россия
Производитель Казанский вертолетный завод
Улан-Удэнский авиационный завод
Дизайнерская группа Московский вертолетный завод имени Миля
Первый полет 7 июля 1961 г.
Введение 1967
Статус В эксплуатации
Основные пользователи
ок. Еще 80 стран, см. Операторов ниже.
Произведено 1961 – настоящее время
Количество построенных >17 000, производство продолжается и сегодня; самый производимый в мире вертолет
Варианты Ми-8М/Ми-17
Развитый в

Ми -8 ( русский : Ми-8 , кодовое название НАТО : Hip ) — средний двухтурбинный вертолет , первоначально разработанный Советским Союзом в 1960-х годах и принятый на вооружение советских ВВС в 1968 году. Сейчас его производит Россия. [ не проверено в теле ] Помимо своей наиболее распространенной роли транспортного вертолета , Ми-8 также используется в качестве воздушного командного пункта, боевого вертолета и разведывательной платформы.

Ми-8 — самый массовый вертолет в мире . [1] с более чем 17000 единицами, используемыми более чем в 50 странах. По состоянию на 2015 год в сочетании с соответствующим Ми-17 эти два вертолета являются третьим по распространенности боевым военным самолетом в мире. [2]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Пассажирский салон Shree Airlines самолета

Первоначально Михаил Миль обратился к советскому правительству с предложением разработать совершенно новый двухмоторный турбинный вертолет в 1959 году после успеха Ми-4 , а также появления и эффективности турбин, используемых в Ми-6 . После проектирования и разработки Ми-8 впоследствии был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году.

Советские военные изначально выступали против нового вертолета, так как были довольны нынешним Ми-4 . [3] Чтобы противостоять этому, Михаил Миль предложил, чтобы новый вертолет был скорее модернизацией новых газотурбинных двигателей, а не совершенно новым вертолетом, что убедило Совет министров продолжить производство. Благодаря расположению двигателя это позволило Михаилу Милю оправдать перепроектирование всей передней половины самолета вокруг одного двигателя. [ нужна ссылка ]

Прототип, получивший название В-8, был спроектирован в 1958 году. [3] и на базе Ми-4 с кабиной большего размера. [4] Оснащен турбовальным двигателем Соловьева АИ-24 мощностью 2010 кВт (2700 л.с.). [5] прототип одномоторного двигателя V-8 совершил первый полет в июне 1961 года. [6] [7] и впервые был показан на параде ко Дню советской авиации (Тушинский авиапарад) в июле 1961 года. [8]

Во время официального визита в США в сентябре 1959 года Никита Хрущев совершил полет на президентском вертолете С-58 и, как сообщается, был чрезвычайно впечатлен. впервые [9] [10] По возвращении Хрущев, чтобы сохранить лицо, приказал создать аналогичный вертолет, который должен был быть готов к ответному визиту американского президента. [11] Роскошная версия Ми-4 была быстро создана, и Хрущев совершил инспекционный полет, в ходе которого Михаил Миль предположил, что его вертолет, находящийся в разработке, более подходит. Однако для надежности пришлось бы иметь второй двигатель. [ нужна ссылка ]

Это дало Михаилу Милю возможность по приказу Хрущева построить оригинальный двухмоторный вертолет, которому впервые в советской истории потребовались бы специально построенные газотурбинные двигатели, а не адаптированные от самолетов (как в Мили Ми). -6 и первый прототип V-8), а также совершенно новую коробку передач несущего винта, которая впервые будет разработана собственными силами. В мае 1960 года Михаилу Милю был дан заказ на создание двухдвигательного вертолета. Задание на создание двигателей приняло ОКБ Сергея Исотова. [ нужна ссылка ]

Второй прототип (все еще оснащенный одним газотурбинным двигателем, поскольку двигатели Исотова еще находились в стадии разработки) поднялся в воздух в сентябре 1961 года. [ нужна ссылка ]

Через два месяца после того, как Изотов завершил разработку двигателей, третий прототип, получивший обозначение В-8А, оснащенный двумя двигателями Исотов ТВ2 мощностью 1120 кВт (1500 л.с.) , совершил свой первый полет под управлением Николая Ильюшина 2 августа 1962 года, что стало первым полетом любого советского самолета. вертолет для полетов со специально построенными газотурбинными двигателями. [4] Заводские испытания самолет завершил в феврале 1963 года. [ нужна ссылка ]

Четвертый прототип был спроектирован как VIP-транспорт: в 1963 году для уменьшения вибрации ротор был заменен с четырех лопастей на пять, двери кабины заменены створками из блистерного плексигласа, а в кабину добавлена ​​раздвижная дверь. [4]

Пятый и последний прототип представлял собой серийный прототип для пассажирского рынка. В ноябре 1964 года все совместные испытания были завершены и советское правительство приступило к серийному производству. Производство началось на Казанском заводе, первый самолет был выпущен к концу 1965 года. [ нужна ссылка ]

Вид из кабины

Первоначально советские военные не проявляли особого интереса к Ми-8, пока Bell UH-1 участие во Вьетнамской войне не стало широко рекламироваться как большое преимущество для Соединенных Штатов, позволяющее войскам быстро перемещаться на поле боя и обратно, а также по всей территории. страна. Лишь тогда советские военные запустили в производство десантный вариант Ми-8. К 1967 году он был принят на вооружение советских ВВС как Ми-8. [ нужна ссылка ]

Существует множество вариантов, в том числе Ми-8Т , который, помимо перевозки 24 военнослужащих, вооружен ракетами и противотанковыми управляемыми ракетами . Экспортный вариант Ми-17 используется примерно в 20 странах; его аналог на вооружении России в серии Ми-8М . Единственные видимые различия между Ми-8 и Ми-17 - это А) положение рулевого винта (Ми-8 правый борт, Ми-17 левый), Б) форма выхлопных труб (Ми-8 круглый, Ми-17 -17 овал) и В) Пылезащитные щитки перед воздухозаборниками двигателей Ми-17. Также Ми-17 имеет улучшенное бронирование экипажа. Морская версия Ми-14 также является производной от Ми-8. [12]

Ми-8 постоянно совершенствуется, и новейшая версия по-прежнему будет производиться в 2024 году. Однако второе поколение Ми-8 было изменено на конфигурацию тягача с хвостовым винтом, поскольку эта конфигурация увеличила угол отклонения от курса от направляющихся вверх лопастей рулевого винта. в нижний поток. Увеличение скорости воздуха, обтекающего лопасти несущего винта, увеличивает общую эффективность рулевого винта и силу рыскания, тогда как в конфигурации рулевого винта «Толкатель» лопасть наступающего несущего винта движется вниз. Это уменьшает скорость полета по лопасти несущего винта, снижая его общую эффективную силу рыскания. [12] [ нужна ссылка ]

Операционная история

[ редактировать ]

Финляндия

[ редактировать ]
Финский Ми-8 в Хернесаари, Хельсинки , 2005 год.

Силы обороны Финляндии и пограничная служба Финляндии начали использовать Ми-8 в 1970-х годах, при этом ВВС Финляндии получили свой первый серийный HS-2 28 мая 1973 года, а второй, HS-1, 31 мая 1973 года. Сначала было получено шесть Ми-8Т, затем еще два Ми-8Т и два Ми-8П. Три вертолета были переданы Пограничному крылу. Один из них был потерян после провала под лед при приземлении в апреле 1982 года. Вскоре его заменил новый Ми-8.

После службы в пограничной службе вертолеты были переданы в реестр актов гражданского состояния, а вскоре после этого – в ВВС Финляндии. В 1997 году было принято решение о передаче всех вертолетов, включая оставшиеся пять Ми-8Т и два Ми-8П, в армейский авиаполк в Утти . Все Ми-8 уже сняты с вооружения. Один Ми-8 экспонируется в Музее авиации Финляндии в Вантаа , а другой — в Музее авиации Пяйянне Тавастия в Асиккала , недалеко от Лахти . Два последних Ми-8Т были переданы Венгрии в августе 2011 года со всеми оставшимися запчастями.

ВВС Грузии начали эксплуатировать вертолеты Ми-8 и Ми-17 с 1991 года. Во время войны в Абхазии (1992–1993 гг.) вертолеты Ми-8 использовались обеими сторонами. Несколько человек были сбиты, первым из которых стал гражданский грузинский Ми-8Т, уничтоженный в Сухуми из гранатомета РПГ-7 . 14 декабря 1992 года Ми-8Т ВВС России был сбит ракетой СА-14 недалеко от Латы . [13]

В других случаях абхазские Ми-8МТВ были сбиты грузинскими войсками: в одном случае из СА-14, из РПГ-18 , оба в 1993 году. во втором [13] В последнем случае был сбит грузинский Ми-8МТВ с гражданскими беженцами, в результате чего погибло 25 человек. [13] ВВС и полиция Грузии в настоящее время эксплуатируют около 20 Ми-8Т/МТВ. [14]

Ми-8 использовались бывшей армейской авиацией Ирака и ВВС Ирака при Саддаме Хусейне . Во время ирано-иракской войны 1980-х годов происходили бои воздух-воздух между вертолетами иракской и иранской армейской авиации , в том числе между иранскими Bell AH-1J Cobras и иракскими Ми-8. [15]

Южный Судан

[ редактировать ]

21 декабря 2012 года принадлежащий «Нижневартовскавиа» Ми-8, работавший на Миссию ООН в Южном Судане (МООНЮС), был сбит и разбился недалеко от Ликуанголе в южносуданском штате Джонглей во время внутреннего конфликта в Южном Судане . Все четыре члена российского экипажа, находившиеся на борту, погибли, и после некоторого первоначального замешательства представитель ООН заявил, что 22 декабря армия Южного Судана подтвердила, что она по ошибке обстреляла вертолет. [16] [17]

26 августа 2014 года авиакомпании «ЮТэйр», Ми-8, принадлежавший работавший на ООН, разбился при подлете к взлетно-посадочной полосе недалеко от Бентиу. Трое российских членов экипажа погибли, один получил ранения. Командир повстанцев Петер Гадет заявил, что его силы сбили его с помощью реактивной гранаты. [18] [19]

Советский Союз

[ редактировать ]

Семейство вертолетов Ми-8 стало основным советским (а позже и российским) вертолетом, выполняющим широкий спектр задач как в мирное, так и в военное время. Большие парки Ми-8 и его модификаций использовались как военными, так и гражданскими эксплуатантами. [ нужна ссылка ]

Большое количество вертолетов семейства Ми-8 использовалось во время советско-афганской войны 1980-х годов. Его прочная конструкция позволила упростить эксплуатацию и обслуживание в операционной. Большое количество Ми-8 было потеряно, несколько из них были сбиты огнем противника, при этом Ми-8 и его модификации были основной моделью самолетов, потерянных Советским Союзом в Афганистане. [ нужна ссылка ]

В период с апреля по май 1986 года Ми-8 в большом количестве использовались для сброса радиационно-поглощающих материалов в реактор № 4 Чернобыльской АЭС после Чернобыльской катастрофы , а пожар был потушен совместными усилиями вертолетов, сбросивших более 5000 вертолетов. метрические тонны песка, свинца, глины и , поглощающего нейтроны бора , в горящий реактор и впрыскивания в него жидкого азота . Большинство вертолетов были сильно облучены и брошены на огромной свалке. [20] так называемое «кладбище машин» возле Чернобыля, несколько из которых исчезли с этого места в последующие годы. Во время первоначальной эксплуатации один из них разбился возле электростанции после удара о трос строительного крана, в результате чего весь экипаж из четырех человек погиб. [21] [22] Сейчас известно, что практически ни один из поглотителей нейтронов не достиг активной зоны. [23]

Ми-8МСБ на марке Украины 2016 г.

16 августа 2013 года Министерство обороны Украины один из его Ми-8МСБ установил мировой рекорд высоты 9150 метров (30 020 футов) на военном аэродроме Кировское . сообщило, что 15 августа [24]

Вооруженные силы Украины использовали Ми-8МСБ вместе с Ми-24 в операциях против сепаратистов на востоке Украины во время российско-украинской войны . 29 мая 2014 года вблизи Славянска российскими сепаратистскими силами был сбит Ми-8 Национальной гвардии Украины на Донбассе с помощью ПЗРК , в результате чего 12 человек личного состава, в том числе генерал армии, были убиты и один серьезно ранен. [25] 24 июня 2014 года Ми-8 Национальной гвардии Украины был снова сбит сепаратистскими силами из ПЗРК недалеко от Славянска, девять человек погибли. [26] Украинские силы использовали вертолеты Ми-8 для пополнения запасов во время блокады Мариуполя на металлургическом заводе «Азовсталь» и доставки дополнительных подкреплений для полка «Азов» . Несколько раз применялись 16 Ми-8, два из которых были сбиты. [27] 5 апреля Россия заявила, что сбила два украинских Ми-8, которые, по ее словам, использовались для эвакуации командиров полка «Азов» . [28] В конце августа 2023 года сообщалось, что российский перебежчик по имени Максим Кузьминов [29] передал Ми-8АМТШ украинским силам по согласованию с сотрудниками украинской разведки . [30]

16 октября 2023 года украинский генерал-полковник Александр Сырский заявил, что 25-я отдельная воздушно-десантная бригада сбила Ми-8, не указав местоположение. По данным базы данных Oryx, за время войны Украиной был сбит 21 вертолет Ми-8. [31]

31 июля 2024 года над оккупированным Донецком украинскими беспилотниками был сбит российский вертолет Ми-8. Первый раз вертолет в бою был уничтожен дроном. Предполагается, что Ми-8 подвергся нападению на земле либо во время посадки, либо во время взлета. [32] [33]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

На начальных этапах операции «Несокрушимая свобода » Ми-17 и Ми-8 широко использовались ЦРУ и спецназом США для оказания помощи Северному Альянсу в борьбе с Талибаном . [34]

По состоянию на 2022 год некоторое количество Ми-8 и Ми-17 используются правительственными учреждениями США. [35]

Югославия

[ редактировать ]
Хорватский Ми-8МТВ-1
Сербский грузовой вертолет Ми-8Т.

В период с мая 1968 по май 1969 года ВВС Югославии получили 24 транспортных вертолета Ми-8Т (Hip C) для оснащения двух эскадрилий недавно сформированного 119-го транспортного полка с военного аэропорта Ниша , каждая эскадрилья имела по 12 вертолетов. Впоследствии, с 1973 по начало 1980-х годов, Югославия закупила еще вертолеты Ми-8Т для перевооружения двух эскадрилий 111-го полка с военного аэродрома Плесо под Загребом и 790-й эскадрильи с военного аэродрома Дивулье под Сплитом , находившейся под командованием югославских Военно-морской . Всего ВВС Югославии получили 92 Ми-8Т, получивших обозначение Югославской народной армии как HT-40 , а местная модификация нескольких вертолетов в варианты радиоэлектронной борьбы произвела HT-40E . Для тушения пожаров было оборудовано около 40 вертолетов.

Первыми боевыми операциями югославских Ми-8 были переброска войск Югославской народной армии и сил федеральной полиции к пограничным переходам в Словении 27 июня 1991 года во время Десятидневной войны . Члены Словении территориальной обороны открыли огонь «Стрела-2» из ПЗРК и сбили один вертолет, в результате чего погиб весь экипаж и пассажиры.

В ходе боевых действий зимой 1991 года в Хорватской войне и весной 1992 года в Боснийской войне Югославская народная армия использовала парк Ми-8 для эвакуации раненых, перевозки грузов и поисково-спасательных работ экипажей самолетов. самолет вынужденно упал. Поскольку большинство полетов совершалось за линией фронта, хорватским силам удалось сбить только один вертолет, который был подбит огнем из стрелкового оружия недалеко от Славонски Брода 4 октября 1991 года .

После того как боснийские сербы объявили о своем государстве весной 1992 года, некоторые Ми-8 бывших югославских ВВС продолжили службу в вооруженных силах Республики Сербской. В состав 82-й смешанной вертолетной эскадрильи 92-й авиационной бригады Армии Республики Сербской входило 12 вертолетов Ми-8Т, которые продолжали эксплуатироваться до операции «Коридор» . За этот период ВВС Республики Сербской потеряли в результате огня противника три вертолета Ми-8. Три вертолета, окрашенные в сине-белую цветовую гамму, летали в составе первой части 56-й вертолетной эскадрильи Краинской милиции , военный аэропорт Удбина в Лике используя в качестве основной базы . ВВС Республики Сербской продолжали эксплуатировать девять вертолетов, хотя и испытывали проблемы с техническим обслуживанием и запасными частями, пока не были официально расформированы в 2006 году.

С другой стороны, в качестве основного воздушного транспорта использовались и вертолеты Ми-8. Хорватская национальная гвардия совершила свое первое нападение 23 сентября 1991 года недалеко от Петриньи , когда Ми-8 югославских ВВС совершил вынужденную посадку после повреждения огнем из стрелкового оружия. Еще 6 вертолетов Ми-8Т и 18 Ми-8МТВ-1 были закуплены в странах бывшего Варшавского договора во время войны, 16 из них находились на действительной службе, а остальные использовались в качестве источника запасных частей. Остальные Ми-8Т были выведены из эксплуатации в ВВС Хорватии после войны, а Ми-8МТВ продолжили службу в 20-й транспортной вертолетной эскадрилье и 28-й транспортной вертолетной эскадрилье. Последний перевооружен новыми вертолетами Ми-171Ш, купленными в России.

Армия Республики Босния и Герцеговина тайно получила из различных источников вертолеты Ми-8Т, Ми-8МТВ и Ми-17. Два вертолета были сбиты сербской ПВО, один в районе Жепы, а один Ми-17 был сбит 2К12 Куб М , в результате чего погибли министр иностранных дел Боснии Ирфан Любиянкич , несколько других политиков и украинский экипаж вертолета. Несколько хорватских Ми-8МТВ тайно поддерживали операции Хорватского совета обороны в Герцег-Босне . После войны Армия Федерации Боснии и Герцеговины эксплуатировала оставшиеся пять Ми-8МТВ и один Ми-8Т в бригаде ВВС и ПВО ВС Боснии и Герцеговины .

В 2001 году ВВС Македонии два вертолета Ми-8МТ закупили у Украины . Они летают в составе эскадрильи транспортных вертолетов (бывшая 301-я эскадрилья транспортных вертолетов). погибли все 8 пассажиров и 3 члена экипажа Один разбился, в результате аварии в январе 2008 года .

Во время войны в Косово 1998 и 1999 годов Федеральные ВВС Югославии использовали Ми-8 для перевозки личного состава и материалов войскам в недоступных иначе горных районах. Эвакуация раненых также произошла во время бомбардировки Югославии НАТО в 1999 году , когда самолеты летали на малой высоте, чтобы избежать обнаружения самолетами НАТО. В 1999 году югославские Ми-8 сбили как минимум один БПЛА «Охотник» армии США из 7,62-мм пулемета дверного стрелка. [36] [37] Два вертолета Ми-17В, тайно эксплуатируемые Подразделением специальных операций после 1997 года, также действовали во время косовского конфликта. После расформирования подразделения в 2003 году вертолёты были переданы ВВС Сербии и Черногории .

По состоянию на середину 2020 года ВВС Сербии , преемники Федеральных ВВС Югославии, имеют на вооружении небольшое количество Ми-8Т, которые сейчас заменяются вертолетами Ми-17. В настоящее время в составе ВВС Сербии имеется 13 Ми-17. Они входят в состав 138-й смешанно-транспортной авиационной эскадрильи 204-й авиабазы ​​и 119-й общевойсковой вертолетной эскадрильи (бывший 199-й полк) 98-й авиабазы .

  • Канада – После того, как Канада направила боевые силы для борьбы с Талибаном в Афганистане, они осознали, что их мобильность зависит от переброски вертолетов, взятых напрокат. В 2007 году министр национальной обороны Питер Маккей объявил об аренде от 6 до 8 Ми-8, в частности Ми-17-В5 Казанского вертолетного завода. [38] до появления 6 временных CH-47D [39] [40] 15 новых CH-47F в 2008 году, а затем в 2013 году RCAF поставила . [41]
  • Польша. 4 декабря 2003 г. разбился польский Ми-8, возле Пясечно на борту которого находились премьер-министр Лешек Миллер , десять других пассажиров и четыре члена экипажа. Погибших не было. Причиной аварии стало обледенение двигателей. Пилота обвинили в катастрофе, но он был признан невиновным. [ нужна ссылка ]
  • Сирия – Во время Войны Судного дня в октябре 1973 года Сирия высадила войска специального назначения за линиями Армии обороны Израиля на Голанских высотах у горы Хермон, Тель-Фарес, Васет, Нафах и Эйн-Зиван – Дальве. [ нужна ссылка ]
  • Йемен. 19 ноября 2023 года повстанцы- хуситы использовали захваченный вертолет Ми-17 для проведения воздушного десанта и захвата принадлежащего Японии грузового корабля Galaxy Leader . [42] [43]

Варианты

[ редактировать ]

Прототипы/экспериментальный/низкая скорость производства

[ редактировать ]
V-8 (НАТО – Хип-А)
Оригинальный одномоторный прототип.
V-8A
Двухмоторный прототип с турбовальными двигателями ТВ2-117, за время эксплуатации претерпел дальнейшие модификации.
V-8AT
Прототип полезной версии Ми-8Т.
Ми-8 (НАТО – Хип-Б)
Двухмоторный прототип.
Ми-8ТГ
Переоборудование для работы на сжиженном газе.
Ми-18
Опытный образец, модификация существующего Ми-8. Два Ми-8 удлинили на 0,9 метра (3 фута), шасси сделали убирающимся, а к правому борту фюзеляжа добавили сдвижную дверь. Ми-18 использовались во время советского вторжения в Афганистан , а затем использовались в качестве статических учебных планеров для пилотов Ми-8/17.

Базовый военный транспорт/планер

[ редактировать ]
Ми-8Т (НАТО – Hip-C)
Первая серийная транспортная версия, она может нести четыре неуправляемые ракетные блоки УВ-16-57 (с ракетами С-5 ), установленные на четырех точках подвески на двух выносных пилонах, и вооружена одним или двумя боковыми пулеметами ПК. .
Ми-8ТВ
Вооруженная версия Ми-8Т.
Ми-8ТВК (НАТО – Hip-E, он же Ми-8ТБ)
Версия используется в качестве боевого корабля или платформы прямой воздушной поддержки. В модификациях планера добавлены 2 внешние точки подвески (всего их 6), а в носовой части установлен гибкий 12,7-мм (0,5-дюймовый) пулемет КВ-4. Вооружение: 57-мм ракеты С-5, шесть ракетных блоков УВ-32-57, 551-фунтовые (250-кг) бомбы или четыре ПТУР АТ-2 Swatter .
Ми-8ТБК (НАТО – Хип-Ф)
Вооруженная экспортная версия, оснащенная шестью пусковыми установками для перевозки и стрельбы ракетами «Малютка» .

Командование и радиоэлектронная борьба

[ редактировать ]
Ми-8IV (НАТО – Hip-G, он же Ми-9)
Вариант бортового командного пункта, оснащенный системой «Иволга» с антеннами и доплеровским радаром на хвостовой балке.
Ми-8ПП (НАТО – Хип-К)
Платформа бортового подавления с системой "Поле". С 1980 года этот тип был оснащен новой системой «Акация» и переименован в Ми-8ППА . Он характеризуется шестью Х-образными антеннами на каждой стороне хвостовой части фюзеляжа. Создан для сопровождения десантных версий этого вертолета и подавления потенциально находящихся поблизости радаров ЗСУ, таких как Flakpanzer Gepard.
Ми-8ПД
Польский вариант воздушно-десантного командного пункта.
Ми-8СМВ (НАТО – Hip-J)
Бортовая платформа помех с системой «Смальта-В», отличающаяся двумя небольшими коробами по бокам фюзеляжа. Используется для защиты штурмовиков от средств ПВО противника.
Ми-8ВКП (НАТО – Хип-Д, он же Ми-8ВзПУ)
Платформа бортовой связи с прямоугольными пеналами связи, установленными на стойках вооружения, и с двумя антеннами рамочного типа над хвостовой частью фюзеляжа.

Другие военные

[ редактировать ]
Кабина вертолета Ми-8
Ми-8АД
Минный вариант с четырьмя ВСМ-1 . дозаторами
Ми-8АВ
Минный вариант с системой ВМР-1 или -2 на 64 или 200 противотанковых мин.
Ми-8БТ
Версия для разминирования.
Ми-8МБ «Биссектриса»
Версия военной скорой помощи.
Ми-8Р (он же Ми-8ГР)
Тактическая разведывательная версия с системой Элинт «Гребешок-5». [44]
Ми-8К
Артиллерийское наблюдение, разведывательный вариант.
Ми-8СМТ
Военно-штабной транспортный вариант, оснащенный усовершенствованным радиооборудованием Р-832 и Р-111.
Ми-8СКА
Фоторазведывательная версия.
Ми-8СП
Версия отслеживания и восстановления космического корабля. [45]
Ми-8Т(К)
Фоторазведывательная версия.
Ми-8ТЗ
Версия танкера для перевозки топлива.
Mi-8MTYu
Только один был построен и использовался ВВС Украины , базируясь на авиабазе «Кировское» . Предназначен для обнаружения возвращаемых аппаратов и малоразмерных надводных целей. В носу антенна РЛС.
Ми-8МСБ
Модернизированная пассажирско-транспортная версия для гражданской авиации. [46]
Mi-8MSB-V
Модернизированный многоцелевой вертолет для Вооруженных Сил Украины . [47]

Гражданский

[ редактировать ]
Ми-8МСБ МЧС Украины забирает воду для тушения пожаров с воздуха .
Ми-8Т (НАТО – Hip-C)
Версия для гражданского и военного грузового транспорта, вмещающая 24 пассажира, оснащенная откидными сиденьями вдоль стенок кабины, круглыми окнами кабины и большими задними раскладывающимися дверями с наклонной линией петель. Ми-8Т оснащен двумя турбовальными двигателями Климов ТВ2-117А мощностью 1677 л.с. (1251 кВт), обеспечивающими максимальную скорость вертолета на уровне моря 155 миль в час (249 км/ч).
Ми-8П
Версия гражданского пассажирского транспорта, вмещающая от 28 до 32 пассажиров, оснащенная квадратными окнами кабины, небольшими задними раскладывающимися дверями с вертикальной линией петель и горизонтально разделенной задней дверью трапа между ними; оснащен двумя турбовальными двигателями Климов ТВ2-117А мощностью по 1700 л.с. (1300 кВт).
Ми-8С «Салон»
Гражданский VIP-транспортный вариант, вмещающий от 9 до 11 пассажиров, оборудованный камбузом и туалетом.
Ми-8МПС
Поисково-спасательная версия (обычно используется в Малайзии службами пожарно-спасательной службы) .
Ми-8МА
Версия для полярных исследований для использования в Арктике.
Ми-8МТ
Версия летающего крана.
Ми-8АТ
Гражданский транспортный вариант, оснащенный двумя усовершенствованными турбовальными двигателями ТВ2-117АГ.
Ми-8АТС
Сельскохозяйственная версия, оснащенная бункером и опрыскивателями.
Ми-8ТЛ
Версия расследования авиакатастрофы.
Ми-8ТМ
Модернизированная транспортная версия, оснащенная метеорадиолокатором.
Ми-8ТС
Версия для жаркой и высокогорной пустыни.
Ми-8ВИП
Транспортная версия Deluxe VIP, рассчитанная на размещение от 7 до 9 пассажиров.
Ми-8ПА
Модифицированная версия для японских правил. В 1980 году был построен только один. Он использовался компанией Aero Asahi для перевозки тяжелых грузов в горном регионе. Он был выведен из эксплуатации в 1993 году и позже переведен в Музей авиации Токородзавы .

Операторы

[ редактировать ]
Карта с операторами Ми-8 синим цветом и бывшими операторами красным цветом.

Бывшие операторы

[ редактировать ]

Технические характеристики (Ми-8МТ)

[ редактировать ]
Чертеж Ми-8 в 3-х видах

Данные Jane's All The World's Aircraft , 1992–93 гг. [67]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3 человека (пилот, второй пилот, бортинженер)
  • Вместимость: 24 пассажира или 12 носилок и сиденье для 1 медицинского работника или 4000 кг (8800 фунтов) на внутренних/внешних точках подвески.
  • Длина: 18,4 м (60 футов 4 дюйма)
  • Высота: 5,5 м (18 футов 1 дюйм)
  • Вес пустого: 7100 кг (15653 фунта)
  • Полная масса: 11 100 кг (24 471 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 13 000 кг (28 660 фунтов)
  • Запас топлива: 3700 л (980 галлонов США; 810 имп галлонов)
  • Powerplant: 2 × Klimov TV3-117MT turboshaft engines, 1,454 kW (1,950 hp) each
  • Диаметр несущего винта: 21,29 м (69 футов 10 дюймов)
  • Площадь несущего винта: 356 м² 2 (3830 кв. футов) * Секция лезвия: NACA 23012 [68]

Производительность

  • Максимальная скорость: 250 км/ч (160 миль в час, 130 узлов)
  • Крейсерская скорость: 240 км/ч (150 миль в час, 130 узлов)
  • Дальность: 495 км (308 миль, 267 миль)
  • Перегоночная дальность: 960 км (600 миль, 520 миль)
  • Практический потолок: 5000 м (16000 футов)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Журнал ВВС . Ассоциация ВВС. Июль 2015. с. 66 . Проверено 25 августа 2023 г.
  2. ^ «Сила в цифрах: 10 лучших типов военных самолетов в мире» . Flightglobal.com . Рид Бизнес Информации Лимитед. 9 января 2015 года. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 30 октября 2015 г.
  3. ^ Jump up to: а б Вертолет Ми-8. История развития . mi-helicopter.ru
  4. ^ Jump up to: а б с Дональд, Дэвид, изд. «Миль Ми-8». Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобл, 1997. ISBN   0-7607-0592-5 .
  5. ^ Фроули, Джеральд (2002). «Ми-8 и Ми-17». Международный справочник военных самолетов, 2002/2003 . Фишвик, Закон: Аэрокосмические публикации. ISBN   1-875671-55-2 .
  6. ^ «Ми-8 — код НАТО: HIP» . Army.cz. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  7. ^ Карстен Палт. «Миль Ми-8» . Flugzeuginfo.net . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  8. ^ Тейлор, Джон В.Р. (1975–1976). Джейн «Все самолеты мира» . Макдональд и Джейн. п. 502. ИСБН  0-354-00521-9 .
  9. ^ Сикорский, Сергей И. «Наследие Сикорского». Издательство Аркадия, 2007. ISBN   978-0-7385-4995-8 .
  10. ^ «Миль Ми-8» . Wiki.scramble.nl . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  11. ^ «Ютуб» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 марта 2016 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Различия между первым и вторым поколением Ми-8 – Helicopter-DataBase» .
  13. ^ Jump up to: а б с "CIS region – Авиация в локальных конфликтах" . Skywar.ru . Archived from the original on 19 April 2018 . Retrieved 24 April 2018 .
  14. ^ «Специальный отчет: ВВС мира» (PDF) . Img.ru25.com . 2014. Архивировано (PDF) из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  15. ^ Петреску, Релли Виктория; Петреску, Флориан Ион (2013). История авиации: Новые самолеты I — Цвет . Совет директоров – Книги по запросу. п. 82. ИСБН  978-3-8482-6639-5 . Проверено 25 августа 2023 г.
  16. ^ «BBC News – Армия Южного Судана «сбила вертолет ООН» » . Новости Би-би-си . 21 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 2 мая 2015 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  17. ^ «Вертолет ООН сбит в Южном Судане» . aljazeera.com . Архивировано из оригинала 23 декабря 2012 года . Проверено 22 декабря 2012 г.
  18. ^ «Российская авиакомпания заявляет, что ее вертолет, вероятно, был сбит в Южном Судане» . Рейтер . 26 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  19. ^ «Три человека погибли в результате крушения вертолета ООН в Южном Судане после предупреждения повстанцев» . Хранитель . 26 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  20. ^ Саймон, Майкл. (28 июня 2010 г.) Чернобыльская радиоактивная свалка. Архивировано 9 февраля 2017 г. в Wayback Machine . RecycleNation. Проверено 18 мая 2016 г.
  21. ^ Замри, Кристофер. «Ответ на «катастрофу века» » . Проверьте-SIx.com . Проверено 3 сентября 2020 г. .
  22. ^ Крушение Ми-8 под Чернобылем на YouTube , 2006 г.
  23. ^ « Специальный репортаж: 1997: Чернобыль: Сдерживание Чернобыля? » . Новости Би-би-си. 21 ноября 1997 года. Архивировано из оригинала 19 марта 2011 года . Проверено 20 августа 2011 г.
  24. Модернизированный вертолет Ми-8МСБ установил мировой рекорд высоты , Интерфакс-Украина (16 августа 2013 г.)
  25. ^ «Украинский Ми-8 сбит под Славянском» . Джейнс.com . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  26. ^ «BBC News – Вертолет украинской армии сбит, несмотря на прекращение огня» . Новости Би-би-си . 24 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 16 февраля 2015 г. Проверено 24 декабря 2014 г.
  27. ^ «Внутри дерзких вертолетных миссий Украины в оккупированный Россией Мариуполь» . Зона боевых действий . 25 мая 2022 г.
  28. ^ «Россия заявляет, что не позволила украинским офицерам покинуть Мариуполь по воздуху» . 5 апреля 2022 г.
  29. ^ "Российский пилот, дезертировавший, получит 500 тысяч долларов, - говорит Украина" . Бизнес-инсайдер .
  30. ^ Акс, Дэвид. «Ми-8АМТШ — один из лучших штурмовых вертолетов России. Перебежчик только что прилетел на нем в Украину» . Форбс . Проверено 24 августа 2023 г.
  31. ^ « Горит хорошо, молодец» – Украина сбила еще один российский вертолет» . Киев Пост . 16 сентября 2022 г. Проверено 11 сентября 2022 г.
  32. ^ Мэтью Ло (1 августа 2024 г.). «Украина только что продемонстрировала, что ее недорогие и легкие беспилотники могут уничтожить российский вертолет, - говорят российские источники» . Бизнес-инсайдер . Проверено 1 августа 2024 г.
  33. ^ ЕВГЕНИЯ МАРТЫНЮК (1 августа 2024 г.). «СМИ: Украинский беспилотник сбил российский вертолет Ми-8 в ходе первой такой атаки» . Евромайданпресс . Проверено 1 августа 2024 г.
  34. ^ Тревитик, Джозеф (26 сентября 2018 г.). «ЦРУ поместило первый вертолет Ми-17, прилетевший в Афганистан после 11 сентября, в музей, который нельзя посетить» . Thedrive.com . Проверено 2 марта 2022 г.
  35. ^ Jump up to: а б Тревитик, Джозеф (17 сентября 2021 г.). «Вертолет Ми-17 российского производства, пилотируемый секретным подразделением США, приземлился на фермерском поле» . Thedrive.com . Проверено 2 марта 2022 г.
  36. ^ «Европейские победы в воздухе» . Acig.org . Архивировано из оригинала 23 октября 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  37. Военный вертолет Ми-8 HIP должен лететь вместе с БПЛА «Охотник», а затем поручить дверному стрелку взорвать БПЛА из своего 7,62-мм пулемета. Архивировано 8 апреля 2013 года в Wayback Machine . Никто. Проверено 18 мая 2016 г.
  38. ^ @CanadianForces (14 октября 2016 г.). «Ответ на вчерашнюю викторину. Вертолет Ми-17-В5 управлялся 427 SOAS в Афганистане. #CANSOFCOM» ( Твит ) – через Twitter .
  39. ^ по состоянию на 7 апреля 2021 г. https://www.helis.com/database/modelorg/Canadian-Chinook-Afghanistan/
  40. ^ доступ 7 апреля 2021 г. https://www.helis.com/database/news/canada_afglease/
  41. ^ по состоянию на 7 апреля 2021 г. https://www.ctvnews.ca/canada-to-lease-russian-made-helicopters-mackay-1.312337.
  42. ^ Jump up to: а б «Боевики, предположительно повстанцы-хуситы, захватили японский танкер в Красном море» . Новости Эн-Би-Си . 20 ноября 2023 г.
  43. ^ https://twitter.com/aldin_aba/status/1726642439967109521?s=46&t=htTigazZMN-4LF0NR06X6g
  44. ^ «Ми-8Р» . 16va.be . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  45. ^ «[1.0] Варианты Ми-8» .
  46. ^ Карпенко А.В. "Модернизированный Ми-8МСБ (Украина)" . Бастион-карпенко.ру . Архивировано из оригинала 3 октября 2016 года . Проверено 3 октября 2016 г.
  47. ^ «Мотор Сич» предлагает украинским Ми-8 МСБ-В модернизацию, новые варианты | IHS Jane's 360» . Джейнс.com . Архивировано из оригинала 3 октября 2016 года . Проверено 3 октября 2016 г.
  48. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры «ВВС мира 2013» (PDF) . Flightglobal Insight. 2013. Архивировано из оригинала (PDF) 16 декабря 2012 года . Проверено 20 марта 2013 г.
  49. ^ Рот, Эндрю (25 августа 2021 г.). «Талибы захватили более 100 военных вертолетов, - заявляет Россия» . Хранитель .
  50. ^ «Министерство обороны Албании» . Aaf.mil.al. Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 года . Проверено 10 июля 2014 г.
  51. ^ «Критическое звено» . Вертикальный маг . Проверено 15 февраля 2022 г.
  52. ^ «Средний многоцелевой вертолет Ми-8» . Flugzeuginfo.net . Архивировано из оригинала 11 марта 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
  53. ^ «ВВС мира 1987» . Flightglobal.com . п. 59. Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 года . Проверено 20 марта 2013 г.
  54. ^ «ВВС мира 2019» . Flightglobal Insight. 2019 . Проверено 3 апреля 2019 г.
  55. ^ «ВВС мира 1987» . Flightglobal.com . п. 80. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
  56. ^ МилАвиа Пресс. «Боевой орден – Приднестровье» . Милавиапресс.com . Архивировано из оригинала 17 октября 2017 года . Проверено 7 августа 2017 г.
  57. ^ Валерис (18 августа 2007 г.). «Тираспольский аэропорт» . Panoramio.com . Архивировано из оригинала 17 октября 2017 года . Проверено 7 августа 2017 г.
  58. ^ «Турецкая Жандарма Тескилати Ми-8/17» . Хелис.com . Архивировано из оригинала 25 мая 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
  59. ^ «Торговые реестры» . СИПРИ . Проверено 27 января 2020 г.
  60. ^ «Ми-17 ВВС Чехословакии» . Хелис.com . Архивировано из оригинала 26 мая 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
  61. ^ «ВВС мира 1987» . п. 50. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
  62. ^ «Ми-8 Хип | Силы обороны Гайаны» . 20 апреля 2016 г.
  63. ^ «Флот вертолетов GM» . Gmhelicopters.com . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 20 марта 2013 г.
  64. ^ «ВВС мира 2004» . Flightglobal.com . п. 84. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
  65. ^ «ВВС мира 1987» . п. 86. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
  66. ^ «ВВС мира 1987» . п. 67. Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 20 марта 2013 г.
  67. ^ Ламберт, Марк; Мансон, Кеннет; Тейлор, Майкл Дж. Х., ред. (1992). Все самолеты мира Джейн 1992–93 (83-е изд.). Коулсон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN  978-0710609878 .
  68. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 93ea4be1010b6708000ebbefc516de8f__1722501420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/8f/93ea4be1010b6708000ebbefc516de8f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mil Mi-8 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)