Загреб аэропорт
Загреб Аэропорт Франьо Туджман Франьо Туджман Загреб аэропорт | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
Краткое содержание | |||||||||||
Тип аэропорта | Общественный/Военный | ||||||||||
Владелец | АДП Групп | ||||||||||
Оператор | МЗЛЗ дд. | ||||||||||
Служит | Загреб | ||||||||||
Расположение | Велика Горица , Хорватия | ||||||||||
Центр для | Хорватские авиалинии | ||||||||||
Фокусный город для | Райанэйр | ||||||||||
Высота AMSL | 353 фута / 108 м | ||||||||||
Координаты | 45 ° 44'35 "N 016 ° 04'08" E / 45,74306 ° N 16,06889 ° E | ||||||||||
Веб-сайт | zagreb-airport.hr | ||||||||||
Карта | |||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
| |||||||||||
Статистика (2023 г.) | |||||||||||
|
Аэропорт Загреба имени Франьо Туджмана ( хорватский : Zračna luka Franjo Tuđman Zagreb ) или аэропорт Загреба ( хорватский : Zračna luka Zagreb ) ( IATA : ZAG , ICAO : LDZA ) — международный аэропорт, обслуживающий Загреб , Хорватия. Это самый крупный и загруженный аэропорт Хорватии. В 2023 году он обслужил 3,72 миллиона пассажиров и около 10 859 тонн грузов. [ 1 ]
Названный в честь Франьо Туджмана , первого президента Хорватии , аэропорт расположен примерно в 10 км (6,2 мили) к юго-востоку от центрального вокзала Загреба. [ 2 ] в Великой Горице . Это хаб хорватского авиаперевозчика Croatia Airlines и центральный город для Trade Air . основная база ВВС Хорватии На территории аэропорта также расположена . Кроме того, на территории аэропорта расположена администрация Хорватской службы управления воздушным движением.
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2024 г. ) |
Основание и первые годы
[ редактировать ]История гражданской авиации Загреба началась в 1909 году, когда недалеко от западного городского округа ( района ) Чрномерец был построен первый аэродром . [ нужна ссылка ]
С созданием первого югославского флагманского авиаперевозчика Aeroput в 1927 году аэропорт был переведен на аэродром Боронгай в 1928 году, который 15 февраля того же года начал обслуживать постоянно растущее число пассажиров. [ нужна ссылка ] Хотя несколько европейских авиалайнеров соединяли город, в основном Aeroput соединял Загреб с основными пунктами назначения по всей Европе и, таким образом, значительно увеличил трафик в Загребе в период, предшествовавший Второй мировой войне .
После Второй мировой войны в 1947 году коммерческие службы были перенесены на бывшую военную авиабазу недалеко от деревни Лучко к юго-западу от города. JAT Yuglav Airlines взяла на себя роль Aeroput и сделала Загреб своим вторым хабом. На пике своего развития в 1959 году Лучко обслужил 167 000 пассажиров. [ нужна ссылка ]
Нынешнее расположение аэропорта в Плесо на юго-востоке Лучко открылось в 1962 году с взлетно -посадочной полосой длиной 2500 м (8200 футов) и длиной 1000 м. 2 (11 000 кв. футов) терминал . К 1966 году аэропорт Загреба получил новые 5000 м². 2 (54 000 кв. футов) современный пассажирский терминал. В 1974 году пропускная способность взлетно-посадочной полосы была увеличена до нынешних 3252 м (10 669 футов). [ нужна ссылка ]
В 1980-х годах аэропорт Загреба был вторым по величине в Югославии по пассажиропотоку и авиаперевозкам. Флагманская авиакомпания Югославии JAT имела узловой узел в Загребе и соединяла город с многочисленными пунктами назначения. [ нужна ссылка ] Например, компания предлагала беспосадочные рейсы в Нью-Йорк на борту McDonnell Douglas DC-10. [ 3 ] Эти услуги неизбежно оказали серьезное влияние на воздушное движение в Загребе в тот период.
31 августа 1991 года, во время хорватской войны за независимость , аэропорт стал ареной боевых действий между хорватскими вооруженными силами и Югославской народной армией Боинг 707 (ЮНА), когда зафрахтованный Антоном Кикашом с оружием для хорватов был вынужден приземлиться там. Югославские МиГи. Хорватские силы атаковали диспетчерскую вышку и заблокировали дороги в аэропорт и из аэропорта, но ЮНА успешно захватила Боинг 707 и вывела его из аэропорта. [ 4 ] [ 5 ] Позднее аэропорт стал центром ООН по доставке продовольствия и медикаментов в охваченную войной Хорватию и Боснию . 24-я британская полевая машина скорой помощи дислоцировалась в бывшем лагере ЮНА в аэропорту.
Разработка с 2000 года.
[ редактировать ]В связи с увеличением количества пассажиров и необходимостью модернизации инфраструктуры в 2004 году в аэропорту была установлена система посадки по приборам (ILS) CAT-IIIb. В 2008 году был добавлен новый VIP-терминал, а терминал был расширен за счет дополнительных удобств, ресторанов. и бары. Терминал расширен до 15 500 м. 2 (167 000 кв. футов). [ 6 ] К 2010 году старый терминал приближался к максимальной годовой мощности. [ нужна ссылка ] В том же году пассажирский терминал претерпел капитальный ремонт, в ходе которого была добавлена смотровая площадка с баром.
12 апреля 2012 года консорциум ZAIC получил 30-летнюю концессию на аэропорт от правительства Хорватии . В консорциум входят Groupe ADP (21%), Bouygues Bâtiment International (21%), Marguerite Fund (21%), Международная финансовая корпорация (17%), TAV Airports (15%) и Viadukt (5%). Концессия включает финансирование, проектирование и строительство нового пассажирского терминала. Строительство нового 70 000 м 2 Терминальный комплекс (750 000 кв. футов), спроектированный архитекторами Neidhardt из Загреба и построенный Bouygues Bâtiment International в партнерстве с Viadukt, начался 18 декабря 2013 года с целью замены старого терминала. В настоящее время его первоначальная годовая пропускная способность на первом этапе составляет 5,5 миллионов пассажиров, и его официальное завершение было официально завершено в октябре 2016 года. Официальное открытие терминала состоялось 28 марта 2017 года. Теперь ZAIC управляет всем аэропортом, включая взлетно-посадочные полосы, пассажирский терминал, грузовой терминал. терминал, автостоянки и будущая застройка в рамках 30-летней концессии. Этот контракт предполагает общий объем инвестиций в размере около 324 миллионов евро: 236 миллионов евро на проектирование и строительство нового терминала и 88 миллионов евро на эксплуатацию всей инфраструктуры аэропорта на весь период концессии. [ 7 ] [ 8 ]
27 февраля 2020 года взлетно-посадочная полоса, ранее обозначавшаяся как 23.05, была переименована в 22.04 из-за изменения магнитного склонения . [ 9 ]
30 марта 2021 года ирландский бюджетный авиаперевозчик Ryanair объявил об открытии новой базы в Загребе с июля 2021 года. Авиакомпания будет базировать три самолета Airbus A320-200 и начнет полеты по 26 ранее необслуживаемым направлениям. [ 10 ]
Операции
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2024 г. ) |
Аэропорт был передан консорциуму ZAIC (Международная компания аэропорта Загреба) в рамках 30-летней концессии в соответствии с условиями контракта, подписанного правительством Хорватии с вышеупомянутыми организациями. [ нужна ссылка ] Контракт включает финансирование, проектирование и строительство нового пассажирского терминала, открытого в марте 2017 года. [ нужна ссылка ] Для управления аэропортом ZAIC зарегистрировала компанию MZLZ dd (Međunarodna zračna luka Zagreb dd), которая сейчас является оператором аэропорта.
Терминал
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2024 г. ) |

Нынешнее здание терминала было открыто для публики 28 марта 2017 года. [ 11 ] [ не удалось пройти проверку ] Он простирается на 65 800 м. 2 (708 000 кв. футов) на трех уровнях с четырьмя багажными каруселями, 8 воздушными трапами, 9 контрольно-пропускными пунктами, 45 стойками регистрации, 23 кабинами паспортного контроля и автостоянкой вместимостью 1250 автомобилей. Кроме того, на новом перроне есть три удаленные стойки рядом с терминалом, а 23 стойки в старом пассажирском здании также используются в пик сезона. На каждой стоянке самолетов на объекте имеется система визуального управления стыковкой, которая дает пилоту информацию о том, как припарковать самолет. В самом терминале есть большой магазин беспошлинной торговли площадью 600 квадратных метров , которым управляет Aelia, 16 кафе, баров, ресторанов и закусочных, а также 12 розничных магазинов.
Оставлено достаточно места для 30 дополнительных стоек регистрации и 2 багажных каруселей, которые будут добавлены, как только новый терминал достигнет своей текущей максимальной пропускной способности в 5 миллионов пассажиров. Дальнейшее расширение, предусмотренное в течение тридцатилетнего периода концессии, потенциально приведет к расширению нынешнего перрона с нынешних 100 000 до 300 000 м. 2 (от 1 100 000 до 3 200 000 кв. футов), а пропускная способность терминала увеличилась до 8 миллионов за счет постепенного расширения терминала в рамках четырех этапов расширения Фазы 2. [ 12 ] [ ненадежный источник? ] [ 13 ] [ 14 ]
Авиакомпании и направления
[ редактировать ]Пассажир
[ редактировать ]Груз
[ редактировать ]Авиакомпании | Направления |
---|---|
ДХЛ Авиация [ 37 ] | Лейпциг/Галле |
МНГ Эйрлайнз [ 38 ] | Стамбул , Париж – Шарль де Голль |
Статистика
[ редактировать ]Самые загруженные маршруты из ZAG в 2023 году
[ редактировать ]Классифицировать | Аэропорт | Пассажиры 2023 | Авиакомпании |
---|---|---|---|
1 | ![]() |
203,234 | Хорватские авиалинии |
2 | ![]() |
151,891 | Хорватские авиалинии |
3 | ![]() |
21,982 | Хорватские авиалинии |
4 | ![]() |
21,583 | Хорватские авиалинии |
Классифицировать | Аэропорт | Пассажиры 2023 | Авиакомпании |
---|---|---|---|
1 | ![]() |
305,279 | Хорватские авиалинии, Люфтганза |
2 | ![]() |
203,219 | Турецкие авиалинии |
3 | ![]() |
196,812 | Хорватские авиалинии, KLM |
4 | ![]() |
150,467 | Хорватские авиалинии, Люфтганза |
5 | ![]() |
144,003 | Эйр Франс, Хорватские авиалинии |
6 | ![]() |
134,640 | Австрийские авиалинии, Хорватские авиалинии |
7 | ![]() |
117,600 | Райанэйр |
8 | ![]() |
100,840 | British Airways, Хорватские авиалинии |
9 | ![]() |
84,951 | Хорватские авиалинии |
10 | ![]() |
80,995 | Райанэйр |
11 | ![]() |
78,666 | Хорватские авиалинии, Ryanair |
12 | ![]() |
77,813 | Хорватские авиалинии, Ryanair |
13 | ![]() |
71,679 | ЛОТ Польские авиалинии |
14 | ![]() |
69,420 | Райанэйр |
15 | ![]() |
65,307 | Хорватские авиалинии, норвежский авиаперевозчик |
16 | ![]() |
62,662 | Райанэйр |
17 | ![]() |
62,224 | Эйр Сербия |
18 | ![]() |
59,724 | Хорватские авиалинии |
19 | ![]() |
59,177 | Райанэйр |
20 | ![]() |
52,128 | Хорватские авиалинии |
Классифицировать | Аэропорт | Пассажиры 2023 | Авиакомпании |
---|---|---|---|
1 | ![]() |
93,253 | Катарские авиалинии |
2 | ![]() |
62,755 | Флайдубай |
3 | ![]() |
27,801 | Хорватские авиалинии, Sun d'Or |
4 | ![]() |
26,864 | Эйр Трансат |
Цифры трафика
[ редактировать ]![]() | Графики недоступны по техническим причинам. Дополнительную информацию можно найти на Phabricator и на MediaWiki.org . |
Год | Пассажиры | Пассажир % Изменять |
Движения самолетов | Движение самолетов% Изменять |
Груз (тонны) | Груз % Изменять |
---|---|---|---|---|---|---|
2011 | 2,319,098 | 11.95 ![]() |
42,360 | 6.40 ![]() |
8,012 | 1.77 ![]() |
2012 | 2,342,309 | 1.00 ![]() |
39,084 | 7.80 ![]() |
8,133 | 1.51 ![]() |
2013 | 2,300,231 | 1.80 ![]() |
36,874 | 5.58 ![]() |
7,699 | 5.34 ![]() |
2014 | 2,430,971 | 5.68 ![]() |
38,348 | 4.00 ![]() |
8,855 | 15.01 ![]() |
2015 | 2,587,798 | 6.45 ![]() |
39,854 | 3.93 ![]() |
9,225 | 4.18 ![]() |
2016 | 2,766,087 | 6.89 ![]() |
40,796 | 2.36 ![]() |
10,074 | 9.20 ![]() |
2017 | 3,092,047 | 11.78 ![]() |
41,585 | 1.93 ![]() |
11,719 | 11.75 ![]() |
2018 | 3,336,310 | 7.89 ![]() |
43,688 | 5,06 ![]() |
13,676 | 16.71 ![]() |
2019 | 3,435,531 | 2.97 ![]() |
45,061 | 3.14 ![]() |
12,881 | 5.8 ![]() |
2020 | 924,823 | 73.08 ![]() |
21,510 | 52.26 ![]() |
9,852 | 22.33 ![]() |
2021 | 1,404,478 | 51,86 ![]() |
29,605 | 37,63 ![]() |
10,834 | 9,97 ![]() |
2022 | 3,124,605 | 122,47 ![]() |
42,310 | 42,91 ![]() |
11,372 | 4,96 ![]() |
2023 | 3,723,650 | 19.17 ![]() |
45,726 | 8.07 ![]() |
10,859 | 6.73 ![]() |
2024 (01.01-31.7.) | 2,403,425 | 16.5 ![]() |
28,493 | 10.5 ![]() |
7,476 | 18.3 ![]() |
Количество пассажиров
[ редактировать ]Месяц | Пассажиры | Пассажиров совокупно |
---|---|---|
январь | 249,579 | 249,579 |
февраль | 245,260 | 494,839 |
Маршировать | 300,914 | 795,753 |
апрель | 369,303 | 1,165,056 |
Может | 399,730 | 1,564,786 |
Июнь | 406,032 | 1,970,818 |
Июль | 432,608 | 2,403,425 |
Август | ||
Сентябрь | ||
Октябрь | ||
ноябрь | ||
декабрь |
Наземный транспорт
[ редактировать ]До ZAG можно добраться из центра города на регулярных местных автобусах (№ 290), которыми управляет ZET. [ 42 ] или регулярные автобусные перевозки, выполняемые дочерней компанией Croatia Airlines Плесо Приевоз. [ 43 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Статистика за 2023 год» .
- ^ «ЕВРОКОНТРОЛЬ – Европейская база данных AIS: Введение в EAD Basic – Главная» . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ «Расписание JAT» . Зима 1983–1984 гг. стр. 4–5 . Проверено 1 января 2022 г.
- ^ Составлено по материалам агентств (1 сентября 1991 г.). «Сербия принимает план наблюдателей от Европейского сообщества» . Пост-отправка Сент-Луиса . п. 39 . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ Йовичич, Милле (2011). Два дня до мира. История аэропорта Сараево . АвторДом. п. 65. ИСБН 9781456748371 . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ «Международный аэропорт Загреба — Международный аэропорт Загреба — Главная» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2015 года . Проверено 3 июня 2015 г.
- ↑ Правительство Республики Хорватия: подписано соглашение о концессии на строительство. Архивировано 1 июля 2012 г. в Wayback Machine (на хорватском языке), 11 апреля 2012 г.
- ^ «Международный аэропорт Загреба» . Группа АДП . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ «Новая разметка и указатели в аэропорту Франьо Туджман» . avioradar.hr . Проверено 1 августа 2020 г.
- ^ «Ryanair откроет свою новую базу в Загребе на два месяца раньше, чем планировалось, из-за высокого спроса» . Corporate.ryanair.com . 11 мая 2021 г. Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ «Структура нового пассажирского терминала аэропорта Загреба» (PDF) - через Грчака .
- ^ «Что-то о переговорах с французами, голландской болезни и господине Пети, разбрасывании бумаги и времени с апреля 2012 по декабрь 2013 года. – Синиша Хайдаш Дончич» . Синиша Хайдаш Дончич (на хорватском языке). 18 марта 2017 года . Проверено 21 августа 2018 г.
- ^ «Торжественное открытие нового пассажирского терминала аэропорта Франьо Туджман» . Аэропорт Загреба . Проверено 21 августа 2018 г.
- ^ «Новый терминал международного аэропорта Загреба – аэропортовые технологии» . Аэропортовые технологии . Проверено 21 августа 2018 г.
- ^ «Расширение услуг Aegean Airlines S19 с 31 августа 2018 г.» . Маршрут онлайн. 3 сентября 2018 года . Проверено 3 сентября 2018 г.
- ^ «ОБНОВЛЕНИЕ СЕТИ AIR TRANSAT NS24 – 10 МАРТА 24 ГОДА» . Аэротрассы. 12 марта 2024 г. Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ «Croatia Airlines уводит летове из Берлина, Тираны и Стокгольма из Загреба!– 05 МАР 24» . 5 марта 2024 г.
- ^ «Авиалинии Хорватии объявили о новых маршрутах из Загреба!» . 5 марта 2024 г.
- ^ «Croatia Airlines уводит летове из Берлина, Тираны и Стокгольма из Загреба!– 05 МАР 24» . 5 марта 2024 г.
- ^ «Croatia Airlines уводит летове из Берлина, Тираны и Стокгольма из Загреба!– 05 МАР 24» . 5 марта 2024 г.
- ^ «Хорватские авиалинии открывают маршрут в Барселону» . хорватская авиация . 22 декабря 2021 г. Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ «Хорватия по-прежнему продолжает полеты в Тель-Авив» . zamaaero.com . 9 июня 2023 г. Проверено 9 июня 2023 г.
- ^ «ОБЪЯВЛЕНИЯ: Хорватские авиалинии запускают рейс Загреб-Монастир» . zamaaero.com . 3 апреля 2024 г. Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «Eurowings открывает еще одну линию в Загреб!» . croatianaviation.com. 2 июня 2021 г. Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ «Flydubai возобновляет полеты в Загреб» . Неделя Хорватии. 23 сентября 2021 г. Проверено 13 июля 2024 г.
- ^ «Norwegian анонсирует на лето 16 маршрутов в Хорватию!» . croatianaviation.com. 11 января 2021 г. Проверено 11 января 2022 г.
- ^ «ПЕГАС ДОБАВЛЯЕТ СТАМБУЛ – ЗАГРЕБ С СЕРЕДИНЫ ЯНВАРЯ 2024 ГОДА» . Аэротрассы. 7 декабря 2023 г. Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ «Ryanair объявляет об открытии новой базы в Загребе» . Corporate.ryanair.com . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ https://www.exyuaviation.com/2024/06/ryanair-to-grow-zagreb-winter.html .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «ДОПОЛНЕНИЯ К СЕТИ RYANAIR NS24 – 10 ДЕКАБРЯ 23 ГОДА» . Аэротрассы. 12 декабря 2023 г. Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ «Ryanair модернизирует маршрут Лансароте — Загреб» . 30 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ryanair открывает свою базу в Загребе и запускает расписание на зиму 21 года» . Корпоративные новости Ryanair. 23 июля 2021 г. Проверено 23 июля 2021 г.
- ^ «Ryanair запускает новый сервис в Загребе» . 3 февраля 2023 г.
- ^ «Трейд Эйр внутренние маршруты» . 24 февраля 2023 г.
- ^ «РАСПИСАНИЕ T'WAY AIR FILES ZAGREB ИЮНЬ – ОКТЯБРЬ 2024 ГОДА» . Аэротрассы. 19 января 2024 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Aviationcargo.dhl.com получено 9 марта 2022 г.
- ^ «История полетов рейса MB551 MNG Airlines» . Флайтрадар24. 10 декабря 202 . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ryanair сыграла ключевую роль в восстановлении Загреба, поскольку были обнародованы самые загруженные маршруты (Report). Экс-Ю Авиация . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ «Статистика – Насловна» . МЗЛЗ . Проверено 3 марта 2019 г.
- ^ «Аэропорт Загреба 2024» .
- ^ «Как добраться из аэропорта Загреба» . Проверено 15 марта 2018 г.
- ^ «Расписание танцевального транспорта» . Танцевальный транспорт . Проверено 22 января 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с аэропортом Загреба, на Викискладе?
- Официальный сайт оператора
- История происшествий ZAG в Aviation Safety Network
- Шеб, Звонко, изд. (2012). Аэропорту Загреба – 50 лет (на английском и хорватском языках). Аэропорт Загреба. Архивировано из оригинала 10 апреля 2014 года.