Аэропорт Цюриха
Аэропорт Цюриха аэропорт Цюриха | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Краткое содержание | |||||||||||||||||||
Тип аэропорта | Общественный | ||||||||||||||||||
Владелец/Оператор | Аэропорт Цюрих АГ | ||||||||||||||||||
Служит | Агломерация Цюриха | ||||||||||||||||||
Расположение | Клотен , Рюмланг , Оберглат , Винкель и Опфикон [1] | ||||||||||||||||||
Открыто | 14 июня 1948 г | ||||||||||||||||||
Центр для | |||||||||||||||||||
Операционная база для | |||||||||||||||||||
Высота AMSL | 432 м / 1416 футов | ||||||||||||||||||
Координаты | 47 ° 27'53 "N 008 ° 32'57" E / 47,46472 ° N 8,54917 ° E | ||||||||||||||||||
Веб-сайт | www | ||||||||||||||||||
Карта | |||||||||||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Статистика (2023 г.) | |||||||||||||||||||
|
Аэропорт Цюриха ( нем . Zürich ) ( IATA : ZRH , ICAO : LSZH ) — крупнейший международный аэропорт Швейцарии Flughafen и главный узел Swiss International Air Lines . Он обслуживает Цюрих , крупнейший город Швейцарии, а также, благодаря наземному транспортному сообщению, большую часть остальной части страны. Аэропорт расположен в 13 километрах (8 милях) к северу от центра Цюриха, в муниципалитетах Клотен , Рюмланг , Оберглатт , Винкель и Опфикон , все из которых находятся в пределах кантона Цюрих . [4] [1]
История [ править ]
Ранние годы [ править ]
В районе Цюриха с 1909 года на аэродроме Дюбендорф , к северо-востоку от города, развивалось смешанное гражданское и военное воздушное движение. С 1919 года аэропорт был домом для Ad предшественника Swissair Astra Aero , а с 1932 года также для Swissair. [5] Первый полет через Альпы состоялся 21 июля 1921 года. [ нужна ссылка ] [ где? ] Первые регулярные международные рейсы начались 1 июня 1922 года по маршруту Ad Astra в Фюрт недалеко от Нюрнберга в Германии. [6] В первые годы развития авиации авиабаза Дюбендорф , расположенная примерно в 8 км (5,0 миль) от аэропорта Цюриха, также служила коммерческим аэродромом города. Потребность в специальном коммерческом объекте привела к поиску места для строительства нового аэропорта. [7]
В 1939 году гражданское авиасообщение пришлось приостановить с началом Второй мировой войны по военно-стратегическим причинам. Хотя Swissair было разрешено возобновить регулярное авиасообщение в сентябре 1940 года, во время войны его масштабы оставались скромными. [5]
В марте 1943 года правительство кантона Цюрих заказало исследование с целью определения возможных мест для строительства крупного аэропорта. В своем отчете консорциум инженеров и архитекторов во главе с компанией Locher & Cie выступил против ранее обсуждавшихся вариантов расширения аэропорта Дюбендорф и вместо этого рекомендовал построить отдельный гражданский аэропорт в частично засаженной деревьями вересковой пустоши арсенала, расположенного между Клотеном и Оберглаттом . В августе 1943 года Федеральное военное ведомство заявило о своем согласии отказаться от арсенала из принципиальных соображений «в высших национальных интересах». [8]
Locher & Cie представила правительству «Проект I» 31 декабря 1943 года. Было запланировано четыре взлетно-посадочные полосы, а вместе со зданиями требуемая площадь составила 472 га. Без покупки земли проект обошелся бы в 87 миллионов швейцарских франков . Правительство сочло затраты слишком высокими и приказало пересмотреть проект. «Проект II» от 29 апреля 1944 года по-прежнему предусматривал площадь в 290 гектаров и стоимость 65 миллионов швейцарских франков, но правительственный совет потребовал дальнейшего сокращения. Для «Проекта III» от 31 июля 1944 года требовалось 54,4 миллиона швейцарских франков и 215 гектаров. Тем не менее, проект отвечал требованиям межконтинентального аэропорта . Правительство официально одобрило его и представило федеральному правительству, решительно подчеркнув, что проект Цюриха «намного превосходит» также запланированный (и в конечном итоге заброшенный) швейцарский центральный аэропорт Уценсторф недалеко от Берна . [9] [10]
В декабре 1944 года ответственный федеральный советник в Энрико Челио правительства кантонов Восточной и Центральной Швейцарии и Тичино письме своим коллегам открыто высказался в пользу Цюрих-Клотена, как это сделали месяц спустя . Национальный совет и Совет штатов последовали этой точке зрения и 22 июня 1945 года утвердили «Федеральный указ о расширении гражданских аэропортов». Базель , Берн и Женева должны были получить меньшие континентальные аэропорты и получить 30-процентную долю расходов. Цюрихскому проекту был присвоен статус межконтинентального аэропорта и максимально возможная ставка субсидирования в 35 процентов. [11]
В 1945 году федеральный парламент Швейцарии решил, что Цюрих станет местом расположения крупного аэропорта, и продал 655 гектаров (1620 акров) артиллерийского -Бюлах гарнизона Клотен ( нем . Artillerie-Waffenplatz Kloten-Bülach ) кантону Цюрих, дав кантонский контроль над новым аэродромом. Строительство аэропорта началось в следующем году. [12] [13]
Первоначальные планы аэропорта, изложенные в схеме федерального правительства 1945 года, были сосредоточены на объектах, способных обслуживать международные авиаперевозки. Предусматривались самолеты массой до 80 тонн. Основная взлетно-посадочная полоса должна была быть спроектирована для использования в любых погодных условиях и в ночное время, с твердым покрытием шириной 400 метров (1300 футов) и длиной 3000 метров (9800 футов). Дополнительные 100-метровые (330 футов) площадки должны были быть предусмотрены на обочинах для боковой защиты на случай выезда за пределы взлетно-посадочной полосы . Также должны были быть построены дополнительные внутренние взлетно-посадочные полосы длиной от 1000 до 1400 метров (от 3281 до 4593 футов). [7]
Первый этап строительства: гражданское строительство [ править ]
25 февраля 1946 года кантональный совет Цюрих утвердил строительный кредит в размере 36,8 миллиона швейцарских франков. Кантональный референдум 5 мая 1946 года привел к однозначному одобрению: 105 705 голосов за и 29 372 против. [14] «Проект IV» так и не был реализован, поскольку он получил дальнейшее развитие путем адаптации к стандартам ИКАО , которые в то время быстро менялись. Вместо четырех взлетно-посадочных полос новый «Проект V» от 20 мая 1946 года предусматривал только три. Проект VI» от 9 октября 1946 г. увеличил размеры всех трех взлетно-посадочных полос. Наконец, был реализован несколько измененный «Проект VII» от 20 декабря 1947 г. [15] За три года проект на чертежной доске полностью изменился: с чисто травяного аэродрома с четырьмя взлетно-посадочными полосами без рулежных дорожек на трехполосную систему с рулежными дорожками с твердым покрытием. Ступенчатая конструкция означала, что можно было реагировать на изменения, не прибегая к полной остановке строительства. [16]
Строительные работы наконец начались 5 мая 1946 года с перенаправления ручья Альтбах. Западная взлетно-посадочная полоса 10/28 длиной 1900 м (6234 фута) была первой взлетно-посадочной полосой, которая была открыта 14 июня 1948 года и с которой первый самолет Swissair Douglas DC-4 взлетел в Лондон . От имени кантона как владельца аэропорта кантональный советник Якоб Кяги выступил с речью по случаю открытия новой взлетно-посадочной полосы и начала временных полетов. Вскоре после этого, 17 ноября 1948 года, была открыта для эксплуатации слепая взлетно-посадочная полоса 16/34 длиной 2600 м (8530 футов) (взлетно-посадочная полоса с системой посадки по приборам ), на которой присутствовали семь членов правительства кантона. В присутствии приглашенных гостей из политики и средств массовой информации, а также представителей строительных компаний и авиакомпаний состоялось открытие нового аэропорта, а это означало, что перенос всей гражданской авиации из Дюбендорфа в Клотен уже завершился и вступил в полную эксплуатацию. может начаться в новом аэропорту Цюриха. [5]
Взлетно-посадочная полоса Bisen 02/20 длиной 1535 м (5036 футов), которая принадлежала системе с тремя взлетно-посадочными полосами 1948 года, не имела большого значения. В соответствии с действующими в то время правилами бокового ветра взлетно- посадочная полоса была спроектирована так, чтобы быть обращенной к Бисе , чтобы гарантировать всепогодность аэропорта. Однако в последующих версиях ИКАО увеличила допуски на боковой ветер для самолетов до такой степени, что взлетно-посадочная полоса была выведена из эксплуатации чуть более чем через десять лет. [ нужна ссылка ]
Первый этап строительства: проектирование конструкций [ править ]
Характер предварительного решения подкреплялся - несмотря на полную эксплуатацию - отсутствием зданий, особенно «Флюхофа», который планировался с 1946 года. Вместо этого растущие трущобы . к востоку от зарезервированной строительной площадки стояли [17] 27 октября 1948 года кантон поручил разработку, строительство и эксплуатацию зданий недавно основанной «Flughafen-Immobilien-Gesellschaft» (FIG), публичной компании с ограниченной ответственностью со смешанной экономикой , в которой государственному сектору принадлежала половина акций ( кантон Цюрих 22,5%, город Цюрих 18%, « Zürcher Kantonalbank » 5%, город Винтертур 3,6% и муниципалитет Клотен 0,9%). [18] ФПГ Дюбендорф взяла на себя начатые проекты и, таким образом, смогла передать завершенную «верфь I» компании Swissair для использования уже поздней осенью 1948 года, а затем офисы технических отделов Swissair, которые, наконец, смогли покинуть к концу 1948 года. конец апреля 1949 года. К концу 1949 года были построены дальнейшие цеха, ударный арочный ангар и «Теплопункт I» для теплоснабжения. [17]
На основе «Проекта V» в середине 1946 года здание аэровокзала уже было спроектировано как выпуклое здание в головном аэропорту. чем в ноябре 1950 года ФПГ сдала в эксплуатацию строительство аэропорта по планам Альфреда и Генриха Ошгеров В последующие четыре года было представлено в общей сложности 24 реальных проекта аэропорта, прежде . началось строительство, строительные работы длились около двух лет. С открытием 9 апреля 1953 года трущобы можно было покинуть. [19] Новое здание состояло из центрального пассажирского крыла, по бокам которого располагались ресторан и офисное крыло. Кроме того, была зрительская терраса длиной 200 м (656 футов). [18]
Первые годы работы [ править ]
Как и ожидалось, затраты на строительство были значительно превышены. Несколько метров верхового болота были удалены и засыпаны материалом из Хольберга; площадь бетона также увеличилась с первоначально запланированных 420 000 м². 2 до хороших 611 000 м 2 . Кроме того, на территории бывшего оружейного полигона пришлось искать неразорвавшиеся бомбы , которых всего было обнаружено 157 штук. Затраты на «Проект IV», оценивавшиеся в 59,5 миллионов швейцарских франков в 1946 году, выросли до 106 миллионов швейцарских франков к моменту завершения строительных работ в рамках «Проекта VII» в июле 1949 года. Обе палаты Федерального собрания завершили политический обзор. с «Федеральным указом о выплате дополнительных федеральных взносов на строительство аэропорта Цюрих-Клотен» от 29 сентября 1949 года. Федерация внесла 27,1 миллиона швейцарских франков и удвоила свой вклад в средства управления воздушным движением. Со своей стороны, Кантональный совет предоставил дополнительный кредит 13 февраля 1950 года. Это было принято избирателями 7 мая 1950 года 73 551 голосом против 59 088 (доля «за» 55,45%). [20]
Новый терминал открылся в 1953 году, когда в течение трех дней проводилось большое авиашоу. В 1947 году аэропорт обслужил 133 638 пассажиров на 12 766 рейсах авиакомпаний; в 1952 году — 372 832 пассажира на 24 728 рейсах авиакомпаний. [12] [21]
Второй этап строительства [ править ]
Компания Locher & Cie получила заказ в 1954 году для разработки различных вариантов проекта второго этапа строительства. В марте 1956 года кантон представил Федеральному совету расширенный проект. Помимо обязательного расширения взлетно-посадочных полос в наступающую «эру реактивных самолетов», проект также предусматривал расширение общественных объектов, которые уже чрезмерно использовались и в которых преобладали различные временные меры; Удары в два пальца должны были разрядить ситуацию. 12 октября 1956 года Федеральный совет рекомендовал парламенту одобрить законопроект. 19 декабря 1956 года Совет кантонов утвердил федеральный взнос в размере 54,8 миллиона швейцарских франков (при общей стоимости 181,8 миллиона швейцарских франков), Национальный совет последовал этому примеру 7 марта 1957 года. Вклад кантона Цюрих в размере 74,3 миллиона швейцарских франков по-прежнему оставался выдающихся, остальную часть должны были собрать Фиг и Swissair. [22] Проект бетонного расширения включал расширение слепой взлетно-посадочной полосы до 4000 м и западной взлетно-посадочной полосы до 3150 м, а также расширение зданий. Оппоненты назвали «супераэропорт Клотен» «роскошью» и раскритиковали кантон за то, что он «потерял все меры». Еще одной проблемой, которой до сих пор проектировщики полностью пренебрегали, был шум самолета. При высокой явке в 72,3% проект расширения провалился на кантональном референдуме 23 июня 1957 года, набрав 97 603 голоса против 83 196 (нет голосов 54,0%). [23]
Всего четыре дня спустя правительство кантона Цюрих заказало новый проект расширения. Слепая взлетно-посадочная полоса должна была иметь длину всего 3700 м, западная — 2500 м; от строительства пальцевых доков отказались. Таким образом, доля кантона в утверждаемом проекте составила всего 49,1 миллиона швейцарских франков. Правительство уделяло гораздо больше внимания авиационному шуму. 6 июля 1958 года избиратели одобрили проект 107 050 голосами против 56 872 (доля «за» 65,3%) с долей 65,6%. Из-за нехватки времени - посадка первого реактивного самолета была запланирована на следующий год - строительные работы начались, не дожидаясь одобрения федерального финансирования. В декабре 1958 и марте 1959 года соответственно Национальный совет и Совет штатов предоставили субсидии в размере 55,6 миллиона долларов. [24] В 1959 году BOAC начала регулярные рейсы в Цюрих на обновленной «Комете IV» , когда аэропорт еще находился на строительной площадке.
Первые здания были построены в 1960 году, и здание аэровокзала, считавшееся привлекательным дизайном, утратило свой симметричный вид. На востоке, в сторону бывшего трущоб, с соединительной конструкцией были пристроены офисное крыло А1, офисное крыло Б и здание управления воздушным движением. Здание Fracht West, которое во время строительства было расширено в кратчайшие сроки для предоставления дополнительных офисных помещений, располагалось несколько в стороне от главного здания. В районе ангара на юго-западе была введена в эксплуатацию Тепловая станция II, а Ангар II, предназначенный для реактивных самолетов, был передан Swissair вскоре после прибытия самолетов Sud Aviation «Каравелла III» и Douglas DC- 8-32 в мае 1960 года. Наконец, летом 1961 года служба бортового питания Swissair получила новое здание между начальником аэропорта и ангарной зоной.
Кантон Цюрих приобрел еще 135 гектаров земли для расширения строительных работ, которые продолжались до начала 1961 года параллельно со строительством зданий. Были увеличены площади перрона, особенно в головной части аэропорта и в зоне ангара; пирс также был расширен с 16 до 28 парковочных мест для самолетов и автобусы приобретены для обеспечения доступа к ним. Западная взлетно-посадочная полоса 10/28 была продлена на 600 метров (2000 футов) на запад, в сторону Рюмланга , и открыта 1 января 1961 года с новой эксплуатационной длиной 2500 метров (8200 футов). Слепая взлетно-посадочная полоса 16/34 была продлена на 400 метров (1312 футов) к югу в направлении Опфикона и на 700 метров (2300 футов) к северу в направлении Оберглатта . При новой эксплуатационной длине 3700 метров (12 100 футов) он был выпущен 15 марта 1961 года. К моменту завершения работ площадь покрытия в аэропорту составила 1 013 000 м. 2 . [17]
Расширение здания терминала [ править ]
Хотя практически все здания второй очереди были построены к концу 1961 года, расширение здания аэровокзала все еще находилось на стадии проектирования. потерпел неудачу пассажирский терминал с двумя причалами для пальцев После того как на кантональном референдуме , ФПГ до 1958 года разрабатывала новый проект. Он предусматривал двухэтажный поперечный зал в общей зоне аэропорта, на двух основных этажах которого находились прибывающие и вылетающие пассажиры были функционально разделены. Из соображений экономии федеральное правительство потребовало значительного изменения размеров, что привело к открытому спору о предпочтительной конструкции. Когда конфликт, описанный средствами массовой информации как «война экспертов», начал угрожать эскалацией, президент Вилли Шпюлер пригласил представителей Федерации и кантонов на конференцию 9 декабря 1963 года. [25]
В ходе конференции проектировщики аэропортов ФПГ и кантон Цюрих одержали верх над федеральным правительством. Кантону пришлось пойти на уступки только в отношении коммерческой части проекта, такой как ресторанное крыло. В послании Федерального совета, поданном 1 марта 1965 года, требовалось внести федеральный вклад в размере 23,1 миллиона долларов на общую сумму расходов в 129,4 миллиона долларов. Из них 2,1 миллиона было выделено на подключение аэропорта к национальной дорожной сети и на подготовку подсоединения к запланированной (но так и не построенной) цюрихской подземной железной дороге . Национальный совет и Совет штатов приняли законопроект в октябре 1965 года, разрешая начать строительные работы в следующем году. Кольцо автомагистрали действовало с 1968 года. Наконец, с открытием последнего нового крыла зала 1 апреля 1971 года было завершено расширение здания терминала. [26]
Первые признаки снижения шума в аэропорту появились в 1972 году, когда был введен комендантский час в ночное время, а также в 1974 году, когда были введены новые подъездные пути. Взлетно-посадочная полоса 14/32 была открыта в 1976 году, а на 16/34 началась реконструкция. [12]
Нападения на самолеты Эль-Аль [ править ]
18 февраля 1969 года четыре вооруженных члена Народного фронта освобождения Палестины (НФОП) атаковали компании «Эль-Аль» рейс 432 , обстреляв из автоматов Калашникова Боинг 720 B, готовившийся к взлету. Сотрудник Шин Бет Мордехай Рахамим открыл ответный огонь из пистолета и убил террориста Абдель Мохсена Хасана. Трое оставшихся убийц были приговорены к двенадцати годам тюремного заключения каждый. Второй пилот самолета впоследствии скончался от полученных травм. [27] [28] [29]
Нападение ознаменовало начало дискуссии о безопасности аэропортов, которая до сих пор в Швейцарии никогда не поднималась. 21 февраля 1970 года в самолете Convair CV-990 авиакомпании Swissair, следовавшем рейсом SR330 (Цюрих – Тель-Авив ), взорвалась посылка с бомбой. В результате крушения возле Вюренлингена погибли все 47 человек, находившиеся на борту. Расследование показало, что взрыв совершила террористическая группа НФОП. Однако фактической целью был рейс авиакомпании El Al из Мюнхена в Тель-Авив, почта которого была отправлена авиакомпанией Swissair в Цюрих из-за длительных задержек. В 1970 году НФОП добился освобождения трёх террористов, осужденных в Швейцарии, и других соратников, находившихся в тюрьмах за рубежом, посредством скоординированных угонов самолетов. Затронутые рейсы: SR 100 (Цюрих – Нью-Йорк ), рейс TWA TW741, рейс Pan Am PA93 и рейс BOAC BA775. [30] [31]
Третий этап строительства [ править ]
В январе 1969 года кантональный совет Цюриха одобрил кредит на подготовительные работы к третьему этапу расширения. Составленный впоследствии проект явно превышал прежние размеры. В планы входило расширение существующих взлетно-посадочных полос, взлетно-посадочная полоса длиной 3300 метров (10 800 футов), дополнительные рулежные дорожки, расширение пирса до 47 стоянок, новый терминал с причалом для пальцев, две многоэтажные автостоянки , дополнительные технические здания, железнодорожный вокзал аэропорта и новый ангар . Кроме того, проводились различные расширения и переоборудования существующих зданий. Затраты оценивались в 777,6 млн швейцарских франков (не включая здание управления воздушным движением и железнодорожный вокзал). Поскольку этот проект мало чем отличался от отвергнутого в 1957 году «супераэропорта», критика тут же вновь была высказана со стороны «Ассоциации защиты населения вокруг аэропорта Цюриха» (SBFZ) и общины Хёри , располагавшейся непосредственно в подъездном коридоре. . СБФЗ даже потребовал возобновить концепцию центрального аэропорта, от которой отказались в 1945 году – вместо Уценсторф на этот раз в «Большом Моосе» с двумя взлетно-посадочными полосами, выступающими в озеро Невшатель . [32]
Сторонники расширения аэропорта Цюриха аргументировали прежде всего экономическую выгоду. Чтобы развеять критику авиационного шума, правительство и кантональный совет разрабатывают проект закона об авиационном шуме (включая запрет на ночные полеты ), который должен быть вынесен на референдум одновременно с законопроектом о расширении. . После того, как кантональный совет одобрил оба законопроекта в июле 1970 года, референдум был проведен 27 сентября 1970 года. Предложение о расширении было одобрено 103 867 голосами против 64 192 (61,8% да), Закон об авиационном шуме - 134 501 голосом против 32 590 (80,5%). да). В следующем году Федеральное собрание утвердило федеральный вклад в размере 240,3 миллиона долларов. Строительные работы на третьей очереди также начались в 1971 году. В 1973 году были завершены строительство ангара III, грузового зала «Восток», автостоянки F и Центра авиации общего назначения . В 1974 году были добавлены «Werkhof» (рабочий двор), офисное здание и многоэтажная автостоянка E, в 1975 году перрон, многоэтажная автостоянка B и терминал B с причалом для пальцев, а в 1976 году торгово-сервисный центр Airport Plaza. расположен на многоэтажной автостоянке Б. [33]
Дополнительные затраты возникли из-за многочисленных корректировок проекта строительства. Дополнительный кредит в размере 25,8 миллиона был принят избирателями Цюриха 7 декабря 1975 года от 178 723 до 87 303 голосов (67,2% да). [34] Кантон дополнил этот кредит обычными и чрезвычайными бюджетными кредитами строительного департамента. В марте 1976 года Федеральное собрание утвердило дополнительный федеральный взнос в размере 39,7 миллиона долларов. [35] Центральным элементом третьего этапа 1 апреля 1976 года была открыта взлетно-посадочная полоса 14/32, в результате чего пропускная способность увеличилась на треть. Вначале новая взлетно-посадочная полоса служила исключительно для посадочных рейсов. Железнодорожное сообщение, одобренное парламентом в 1975 году отдельным федеральным указом, все еще не было реализовано. Поскольку это был проект Швейцарских федеральных железных дорог (SBB), распределение затрат сильно различалось. Из общей суммы расходов в 285 миллионов долларов вклад SBB составил 60%, Федерации - 33% и кантона Цюрих - 7%. Проект включал железнодорожную станцию Цюрих-Флюгхафен под Терминалом B (строительство которой велось с 1971 года) и новую линию между Бассерсдорфом и Глаттбруггом . После девяти лет строительства торжественное открытие линии аэропорта . 29 мая 1980 года состоялось [36]
Четвертый этап строительства [ править ]
Во второй половине 1970-х годов объем перевозок продолжал резко расти, поэтому кантон Цюрих, Международная федерация авиалиний (FIG) и Swissair разработали проект четвертого этапа строительства. 28 сентября 1980 года избиратели Цюриха, набрав 142 240 против 104 775 голосов (57,6%), приняли ссуду в размере 48 миллионов швейцарских франков на строительные работы, которые были частью предстоящих строительных работ. [17]
Также в 1980 году Федеральное управление гражданской авиации опубликовало новую концепцию аэропорта, пришедшую на смену концепции 1945 года. Теперь основное внимание уделялось качественному расширению с учетом вопросов пространственного планирования и защиты окружающей среды. [37]
На основе этой концепции Федеральное Собрание утвердило «Программу строительства на 1981–1985 годы». Эта программа предусматривала инвестиции в размере 393,3 млн швейцарских франков в Цюрих-Клотен, но вклад субсидии в размере 10,3% был значительно ниже, чем для аэропортов Женевы и Базеля-Мюлуз . Это было оправдано догоняющим спросом двух других крупных швейцарских аэропортов. [38] Центральным элементом четвертого этапа стал пальцевый стыковочный узел в Терминале А на 13 стыковочных мест. Также планировались новая диспетчерская вышка , система сортировки багажа , дополнительная многоэтажная автостоянка, залы ожидания и оперативный центр для экипажей самолетов. Позже правительство кантона Цюрих также решило обновить поврежденную западную взлетно-посадочную полосу, которую для этой цели пришлось закрыть на два с половиной месяца летом 1985 года. Fingerdock A был введен в эксплуатацию 1 ноября 1985 года, новая диспетчерская вышка высотой 41 метр - 29 апреля 1986 года. [39] [17] Были также планы по расширению грузовых мощностей аэропорта. Однако соответствующий кредит в размере 57 миллионов швейцарских франков был с небольшим перевесом отклонен на референдуме 6 сентября 1987 года 106 722 голосами против 98 663 (52,0% против). [34] Проект, который впоследствии был пересмотрен и одобрен кантональным советом Цюриха в 1989 году, был ориентирован на более эффективное использование существующих мощностей, что позволило обрабатывать дополнительно 100 000 тонн грузов в год. [17]
строительства («Аэропорт 2000» Пятая очередь )
Кантональная народная инициатива «об умеренном воздушном движении», представленная в январе 1991 года, имела целью ограничить аэропорт его тогдашним статусом, то есть не разрешить ни увеличение количества полетов самолетов, ни расширение инфраструктуры. Однако при голосовании 26 сентября 1993 г. у него не было шансов, и он был явно отклонен 235 531 голосом против 112 476 (67,6%). [34] Девять месяцев спустя правительство кантона Цюрих представило совету кантона предложение о кредите в размере 873 миллионов швейцарских франков. Пятый этап строительства, известный как «Аэропорт 2000» и стоимостью 2,4 миллиарда швейцарских франков, был предназначен для замены устаревших систем и дальнейшего расширения существующих объектов. В основе проекта было строительство третьего терминала Dock E «Midfield», расположенного между тремя взлетно-посадочными полосами. Skymetro Для его развития были необходимы канатная дорога , автодорожный тоннель и подземные багажные конвейеры. Также частью пятого этапа стало строительство нового пассажирского хаба «Airside Center». Кантональный совет одобрил проект в конце февраля 1995 года. [17] Он преодолел последнее препятствие на референдуме 25 июня 1995 года, когда он был одобрен 224 668 голосами против 105 859 (68,0% да). [34] После почти девяти лет строительства проект был завершен в 2004 году.
Проект «Цюрих 2010» [ править ]
Следующее важное событие для аэропорта произошло в 1999 году, когда парламент кантона Цюрих одобрил приватизацию аэропорта Цюриха. В следующем году новым оператором аэропорта стала компания Flughafen Zürich AG, работающая под брендом Unique . В 2010 году компания отказалась от бренда Unique в пользу аэропорта Цюриха и аэропорта Цюриха . [12] [40]
2 октября 2001 года крупный кризис денежных потоков в Swissair , усугубленный глобальным спадом авиаперевозок, вызванным терактами 11 сентября , вынудил авиакомпанию приостановить все свои рейсы. Хотя правительственный план спасения позволил возобновить некоторые рейсы через несколько дней, а активы авиакомпании впоследствии были проданы и переименованы в Swiss International Air Lines , аэропорт потерял большой объем трафика. После того, как Lufthansa взяла под свой контроль Swiss International Air Lines в 2005 году, объемы перевозок снова начали расти.
18 октября 2001 года Германия и Швейцария подписали договор об ограничении полетов над Германией. По условиям этого договора, любой прибывающий самолет после 22:00 должен был подойти к Цюриху с востока и приземлиться на взлетно-посадочной полосе 28, которая, в отличие от других взлетно-посадочных полос аэропорта, не была оборудована системой посадки по приборам . Месяц спустя, 24 ноября, в 22:06, приближающийся самолет Crossair Avro RJ100, использовавший этот подход в условиях плохой видимости, врезался в ряд холмов недалеко от Бассерсдорфа и взорвался, в результате чего погибли 24 из 33 человек, находившихся на борту. Первоначально рейс должен был приземлиться на взлетно-посадочной полосе 14 до 22:00, но он был задержан и поэтому был перенаправлен на взлетно-посадочную полосу 28. [12] [41]
В 2003 году аэропорт Цюриха завершил крупный проект расширения, в рамках которого был построен новый гараж, новый центральный терминал и автоматизированный подземный терминал для перевозки людей , который свяжет центральный терминал с главным терминалом. В ноябре 2008 года было объявлено о полной реконструкции и реконструкции старой конструкции терминала B. Новый терминал B открылся в ноябре 2011 года и обеспечивает отдельный доступ к самолетам и обратно для пассажиров из стран Шенгенской и нешенгенской зоны. [42] В 2014 году аэропорт Цюриха обслужил 25,5 миллиона пассажиров, что на 2,5 процента больше, чем в 2013 году. [43]
18 февраля 2015 года Etihad Regional без предварительного уведомления прекратила выполнять две трети своих регулярных маршрутов, в том числе все рейсы из Цюриха, за исключением внутренних рейсов в Женеву . [44] [45] [46] Etihad Regional обвинила в провале своего расширения поведение конкурентов, особенно Swiss International Air Lines , а также швейцарских авиационных властей. [45]
После сноса некоторых офисных зданий весной 2018 года началось строительство новых объектов сортировки багажа между Операционным центром и Терминалом 1 с общим объемом инвестиций в 500 миллионов швейцарских франков.
С 2020 года маркетинг всех рекламных площадей в аэропорту был переведен из Clear Channel в APG. [47]
Главный Терминал 1 будет полностью перестроен – включая башню Skyguide управления воздушным движением . Строительство планируется начать в 2021 году, а завершение ожидается в 2030 году. Помимо старой конструкции здания, основной причиной предстоящих строительных работ является ожидаемый рост количества пассажиров. «Прогнозы показывают, что количество пассажиров, прибывающих, отправляющихся или пересаживающихся в аэропорту Цюриха каждый год сегодня, вырастет с 29 миллионов сегодня до 50 миллионов к 2030 году», — говорится в кадровом буклете оператора аэропорта. [48]
Корпоративные дела [ править ]
Аэропорт принадлежит компании Flughafen Zürich AG , котирующейся на Швейцарской бирже SIX . Основными акционерами являются кантон Цюрих с 33,33% плюс одна акция и город Цюрих с 5% акций. Ни один другой акционер не имеет доли, превышающей 3%. [49] Flughafen Zürich AG использовала торговую марку Unique с 2000 по 2010 год. [50]
Компания имеет доли в различных других аэропортах по всему миру.
Инфраструктура [ править ]
Терминальный комплекс [ править ]
В аэропорту есть три пирса контролируемой зоны, которые известны как терминалы A, B и E (также обозначаемые как выходы A, B/D и E ). Они связаны с центральным зданием в воздушной зоне под названием Airside Center , построенным в 2003 году. Наряду с Airside Center наземный терминальный комплекс под названием Airport Center состоит из нескольких зданий и включает в себя зоны регистрации авиакомпаний, торговый центр, железную дорогу. вокзал, автостоянки, автобусный и трамвайный вокзал. Все вылетающие пассажиры через службу безопасности аэропорта получают доступ к одному и тому же уровню вылета в Airside Center , где расположены магазины беспошлинной торговли, а также различные бары и рестораны. Затем по пути к залам ожидания их разделяют на пассажиров, направляющихся в шенгенские и нешенгенские направления, причем последние сначала проходят эмиграционный контроль. Прибывающие пассажиры из стран Шенгенской и нешенгенской зоны обслуживаются в отдельных зонах центра контролируемой зоны и добираются до него по разным маршрутам, при этом пассажиры из стран нешенгенской зоны сначала проходят иммиграционный контроль. Три терминала контролируемой зоны:
Терминал А [ править ]
Терминал A имеет выходы с префиксом A. Он открылся в 1971 году и используется исключительно для рейсов в и из пунктов назначения внутри Шенгенской зоны , включая внутренние рейсы по Швейцарии. С момента своего расширения в 1982–1985 годах он принял форму пирса, напрямую связанного одним концом с Airside Center . [12] [51]
Терминал А планировалось снести и заменить совершенно новым объектом с 2021 года. [52] Однако из-за пандемии COVID-19 старт проекта был отложен как минимум на три года. [53]
Терминал Б [ править ]
Терминал B имеет выходы с префиксами B и D. Он открылся в 1975 году и вновь открылся в ноябре 2011 года после обширной трехлетней реконструкции. Как и терминал А, он имеет форму пирса, напрямую соединенного одним концом с центром контролируемой зоны . После реконструкции он может принимать у одних и тех же выходов как шенгенские, так и нешенгенские рейсы. Каждые ворота имеют два номера, один с префиксом B, а другой D, но с разными пассажирскими маршрутами к воротам и от них, чтобы разделить потоки пассажиров из Шенгенской и нешенгенской зоны. [12] [51] [54]
Терминал Е [ править ]
Терминал E содержит выходы с префиксом E и также известен как терминал полузащиты или док-станция E. Это автономный спутниковый терминал, расположенный на противоположной стороне взлетно-посадочной полосы 10/28 от центра контролируемой зоны и расположен между взлетно-посадочными полосами 16/34. и 32.14. Он полностью используется международными рейсами за пределами Шенгенской зоны и вступил в эксплуатацию 1 сентября 2003 года. Он соединен с контролируемой зоны Skymetro центром , автоматизированным подземным транспортным средством для перевозки людей . [12] [51]
Взлетно-посадочные полосы [ править ]
Аэропорт Цюриха имеет три взлетно-посадочные полосы: 16/34 длиной 3700 м (12 100 футов), 14/32 длиной 3300 м (10 800 футов) и 10/28 длиной 2500 м (8 200 футов). Большую часть дня и в большинстве условий взлетно-посадочная полоса 14 используется для приземлений, а взлетно-посадочные полосы 16 и 28 используются для взлета, хотя рано утром и вечером используются разные схемы. [55] Избиратели Цюриха одобрили расширение двух взлетно-посадочных полос в аэропорту Цюриха 3 марта 2024 года. Ожидается, что расширение взлетно-посадочной полосы 28 на 400 метров (1300 футов) на запад и взлетно-посадочной полосы 32 на 280 метров (920 футов) на север повысит безопасность. и уменьшить шумовое загрязнение. Проект поддерживается правительством Цюриха и большинством политических партий. [56]
Авиакомпании и направления [ править ]
Пассажир [ править ]
Следующие авиакомпании предлагают регулярные регулярные и чартерные рейсы в аэропорту Цюриха: [57]
Груз [ править ]
Авиакомпании | Направления |
---|---|
Корейские авиаперевозки [134] | Сеул–Инчхон , Вена |
Турецкий груз [135] | Стамбул |
Статистика [ править ]
Самые загруженные маршруты [ править ]
Классифицировать | Город | Отправление пассажиры | Пассажиры |
---|---|---|---|
1 | Лондон – Хитроу | 559,958 | 1,112,182 |
2 | Берлин – Бранденбург | 378,421 | 755,895 |
3 | Амстердам | 375,074 | 739,354 |
4 | Пальма де Майорка | 344,555 | 694,605 |
5 | Барселона | 340,585 | 673,870 |
6 | Вена | 339,646 | 669,532 |
7 | Лиссабон | 323,767 | 647,110 |
8 | Мадрид | 323,480 | 647,814 |
9 | Франкфурт | 296,801 | 590,186 |
10 | Париж – Шарль де Голль | 280,592 | 557,948 |
Классифицировать | Город | Отправление пассажиры | Пассажиры |
---|---|---|---|
1 | Дубай – международный | 322,074 | 660,115 |
2 | Бангкок – Суварнабхуми | 221,359 | 435,113 |
3 | Нью-Йорк – JFK | 207,974 | 417,868 |
4 | Сингапур – Чанги | 186,353 | 378,037 |
5 | Чикаго – О'Хара | 166,016 | 331,263 |
Лучшие авиакомпании [ править ]
Классифицировать | Авиакомпании | Процент |
---|---|---|
1 | ШВЕЙЦАРСКИЙ | 51.7% |
2 | Эдельвейс Эйр | 9.7% |
3 | Люфтганза | 3.0% |
4 | Председатель авиакомпании | 2.7% |
Развитие пассажирских перевозок [ править ]
Графики недоступны по техническим причинам. Дополнительную информацию можно найти на Phabricator и на MediaWiki.org . |
Год | Пассажиры | Движения полета | Фрахт (Тонны) |
---|---|---|---|
2001 | 21,012,871 | 309,230 | 492,872 |
2002 | 17,948,058 | 282,154 | 421,811 |
2003 | 17,024,937 | 269,392 | 389,843 |
2004 | 17,252,906 | 266,660 | 363,537 |
2005 | 17,884,652 | 267,363 | 372,415 |
2006 | 19,237,216 | 260,786 | 363,325 |
2007 | 20,739,113 | 268,476 | 374,264 |
2008 | 22,099,233 | 274,991 | 387,671 |
2009 | 21,926,872 | 262,121 | 344,415 |
2010 | 22,878,251 | 268,765 | 411,037 |
2011 | 24,337,954 | 279,001 | 415,035 |
2012 | 24,802,400 | 270,027 | 418,751 |
2013 | 24,865,138 | 262,227 | 415,362 |
2014 | 25,477,622 | 264,970 | 429,830 |
2015 | 26,281,228 | 265,095 | 411,780 |
2016 | 27,666,428 | 269,160 | 433,577 |
2017 | 29,396,094 | 270,453 | 490,452 |
2018 | 31,113,488 | 278,458 | 493,222 |
2019 | 31,507,692 | 275,330 | 451,827 |
2020 | 8,341,047 | 111,328 | 291,163 |
2021 | 10,234,428 | 132,600 | 393,062 |
2022 | 22,561,132 | 216,585 | 422,153 |
2023 | 28,885,506 | 247,456 | 377,998 |
Наземный транспорт [ править ]
Поезд [ править ]
Железнодорожный вокзал Цюриха Флюгхафен расположен под центром аэропорта . Станция имеет частые рейсы городской железной дороги Цюриха , а также прямые рейсы InterRegio , InterCity и Eurocity во многие места, включая Базель , Берн , Биль/Бьен , Бриг , Женеву , Констанц , Лозанну , Люцерн , Мюнхен , Романсхорн , Санкт-Галлен , и Винтертур . ходит около 13 поездов в час До Цюриха HB (Hauptbahnhof), главного центрального вокзала Цюриха, , время в пути составляет от 9 до 13 минут. Сделав там пересадку, можно добраться практически до всех остальных мест Швейцарии за несколько часов. [139] [140] [141] [142] [143]
Автобус и трамвай [ править ]
Перед центром аэропорта находится остановка Stadtbahn Glattal , системы легкорельсового транспорта , которая взаимодействует с трамвайной системой Цюриха , а также региональной автобусной станцией. И автовокзал, и остановка легкорельсового транспорта обслуживают пункты назначения по всему региону Глатталь , окружающему аэропорт, а остановка легкорельсового транспорта обслуживается трамвайными маршрутами 10 и 12 . Трамвайный маршрут 10 также обеспечивает сообщение с Центральным железнодорожным вокзалом Цюриха , хотя и занимает гораздо больше времени в пути, чем по железной дороге. [144] [145]
Дорога [ править ]
Аэропорт обслуживается автомагистралью A51 и другими основными дорогами, которые связаны с собственной дорожной сетью аэропорта. Зоны высадки доступны в центре аэропорта , а на шести автостоянках имеется в общей сложности более 14 000 мест для краткосрочной и долгосрочной парковки. Центр проката автомобилей расположен в терминальном комплексе. [146] [147] [148] Аэропорт обслуживается парком специализированных такси, которые курсируют на стоянках такси перед зонами прибытия. Альтернативно могут быть организованы лимузины в аэропорту с водителем. [149] До аэропорта можно легально добраться на велосипеде по региональной автомагистрали (Флюгафенштрассе и Берхштрассе), которая ответвляется от национальной автомагистрали 4 (Шафхаузен - Бюлах - Цюрих - Люцерн) к востоку от аэропорта и достигает северо-западного Цюриха.
Другие удобства [ править ]
Круг [ править ]
строится комплекс Circle, в который войдут медицинский центр, конференц-центр, магазины, рестораны, офисы и отели Напротив аэропорта-центра . [150] [151] [152] В феврале 2009 года компания Flughafen Zürich AG (FZAG) объявила трехэтапный архитектурный конкурс на разработку проекта «Круг в аэропорту Цюриха». Около 180 000 квадратных метров (1 937 504 квадратных футов) полезной площади для оказания услуг должно было быть построено рядом с терминалами на участке площадью 37 000 квадратных метров (398 265 квадратных футов). Два отеля и конгресс-центр займут около 45 000 квадратных метров (484 376 квадратных футов), которыми будет управлять корпорация Hyatt . В конце октября 2011 года FZAG подал заявку на строительство в город Клотен, который выдал разрешение на строительство 6 марта 2012 года. Церемония закладки фундамента надстройки, запланированная на конец 2013 года, была перенесена на начало 2015 года. Ожидается, что The Circle» создаст около 5000 новых рабочих мест, а объем инвестиций составит около 1 миллиарда швейцарских франков. Первый камень в фундамент был заложен 24 марта 2017 года. [153] Ожидается, что открытие состоится в первой половине 2020 года; однако и тогда не все шесть частей здания будут готовы. [154] Пока же объявлено, что открытие состоится в сентябре 2020 года. [155]
Штаб-квартира компании [ править ]
Штаб-квартиры нескольких компаний расположены в аэропорту или рядом с ним. К ним относятся Swiss International Air Lines , [156] Швейцарский мир карго , [157] Швейцарское авиационное обучение , [158] Эдельвейс Эйр , [159] группа ворот , [160] Гельветик Эйрвэйз , [161] Свиссотель , [162] и Рега . [163] Свиссэйр [164] и Crossair раньше базировались в аэропорту. [165]
Безопасность и окружающая среда [ править ]
Пожарная часть аэропорта [ править ]
Пожарная команда аэропорта отвечает за тушение пожара в аэропорту Цюриха и круглосуточно находится в режиме ожидания. В случае возникновения чрезвычайной ситуации бригада должна иметь возможность добраться до любой точки территории аэропорта площадью 880 гектаров не более чем за три минуты в соответствии с международными стандартами. Их машины имеют чрезвычайно мощные двигатели и баки большой вместимости. [166]
В состав пожарной службы также входит оперативный центр управления. Это не только координирует спасательные службы аэропорта, но и предупреждает пожарные команды в северной части кантона. Всего из Центра оперативного управления развернуто 77 пожарных расчетов, в том числе 2 профессиональных и 13 базовых пожарных расчетов. Также спасательная служба Schutz und Rettung Zürich Nord, спасательная служба Spital Bülach , спасательная служба Winterthur. [167] спасательная служба кантона Шаффхаузен а с 1 апреля 2008 г. сюда также направлена . Другие задачи Центра управления операциями включают оповещение крупной службы спасения животных, персональную систему экстренного вызова и определения местоположения, а также координацию службы неотложной медицинской помощи в нескольких муниципалитетах.
До 31 декабря 2007 года пожарная команда аэропорта официально называлась Berufsfeuerwehr Flughafen Zürich (Профессиональная пожарная команда) и была создана как пожарная команда компании Flughafen Zürich AG. 1 января 2008 года пожарная часть аэропорта вместе со спасательной службой и центром оперативного управления по организационным причинам была передана в управление Schutz und Rettung (Защитно-спасательное управление) города Цюриха . [168]
Заправочная колонка, безопасность на перроне, администрация аэропорта и мной за следуй
Транспортные средства, которые не только пересекают рулежные дорожки и взлетно-посадочные полосы, отведенные для самолетов по обозначенным дорогам, но и используют их в деловых целях, должны быть оснащены транспондером и радиостанцией и, таким образом, могут быть отслежены на веб-сайтах отслеживания (например, Flightradar24 ). Знак транспондера или радионазвание автомобилей Follow-Me — «Зебра». [ нужна ссылка ]
В 2014 году лицензию на заправку самолетов в аэропорту имели пять компаний, эксплуатирующих 16 танкеров и 28 заправочных станций. [169]
Спасательная служба аэропорта Цюриха [ править ]
Спасательная служба в аэропорту Цюриха была создана примерно в 1982 году как своеобразная « пожарная машина скорой помощи». Его основной целью была защита пожарного персонала во время тушения пожара, а во вторую - оказание медицинской помощи раненым пассажирам. Быстро было признано, что также постоянно растет потребность в спасательных службах для населения за пределами аэропорта, и зачастую соседние больницы, которые были в состоянии предоставить эту услугу, не могли справиться из-за нехватки мощностей или отсутствия соответствующих структур на территории аэропорта. Цюрхер Унтерланд в то время. Когда в 2000 году аэропорт был приватизирован и образовалось акционерное общество «Юник» (Flughafen Zürich AG), спасательная служба была отделена от пожарной службы и стала отдельным подразделением в составе департамента безопасности. [ нужна ссылка ]
За последний год своего существования, в 2007 году, Служба спасения в аэропорту Цюриха выполнила около 5800 операций с участием 36 парамедиков и трех стажеров. Большая часть операций осуществлялась в районе аэропорта, который на тот момент включал 28 договорных сообществ. В дежурстве находились три машины скорой помощи днем и две машины скорой помощи ночью, работа которых осуществлялась в две смены по двенадцать часов каждая. Бригады дежурили четыре раза в день (два раза в день и два раза ночью). В качестве новшества Служба неотложной медицинской помощи аэропорта Цюриха последовательно применяла измененное трудовое законодательство, т.е. она была одним из немногих работодателей, которые полностью учитывали двенадцатичасовое рабочее время без вычетов («время присутствия»/эффективное рабочее время). [ нужна ссылка ]
На территории аэропорта не было стационарной системы неотложной медицинской помощи. Медработники обладают расширенными навыками, позволяющими вводить лекарства по алгоритмам. В рамках контроля качества проводимых мероприятий все операции проверялись медицинским директором. ежегодный обзор знаний о лекарствах и алгоритмах В то же время проводился . Только после прохождения письменного и практического теста фельдшеру было разрешено назначать лекарства еще на год. Если понадобится врач скорой помощи, можно будет обратиться к ресурсам партнерских организаций REGA (вертолеты) или NEF «Schutz und Rettung Zürich». [ нужна ссылка ]
Проект SUS После двух исследований проекта компания Unique (Flughafen Zürich AG) летом 2007 года решила передать на аутсорсинг спасательную службу вместе с оперативным центром и профессиональной пожарной командой и продать ее отделу Schutz und Rettung (защиты и спасения) городу Цюриху на сумму 22 миллиона швейцарских франков. Это также было связано с потребностями города Цюриха, поскольку его профессиональная пожарная команда, в частности, имела проблемы с соблюдением требуемого времени прибытия при длительных поездках к северу от города Цюрих. При этом удалось избежать затратного строительства новой базы спасательных служб и пожарных команд на быстрорастущем севере. Был составлен комплексный контракт на поглощение всего отдела, который будет переоценен через десять лет. Аутсорсинг привел к масштабной внутренней реструктуризации, которая заменила предыдущую организационную форму. С 1 января 2008 года база в аэропорту носит название «Вахе Норд». Благодаря сильным положительным операционным результатам в 2007 году и сокращению численности персонала с 1 января 2008 года зона обслуживания спасательной службы расширилась и теперь включает северные районы Цюриха. Швамендинген , Зеебах и Эрликон . [ нужна ссылка ]
Аварии и происшествия [ править ]
- 24 ноября 1951 года самолет Douglas DC-4 израильской авиакомпании «Эль-Аль» ( регистрация самолета 4X-ADN) на грузовом рейсе из Рима с текстилем на борту незадолго до приземления врезался в лес в трех километрах к северо-востоку от аэропорта Цюриха. Шестеро из семи членов экипажа погибли. [170]
- 24 ноября 1956 года Ил-12 Б чехословацкой авиакомпании ČSA (OK-DBP) врезался в сельскохозяйственную зону в 13 километрах после взлета из аэропорта Цюрих-Клотен, всего в 500 метрах от южной окраины Вастеркингена , вероятно, из-за к проблемам с двигателем. Там погибли все 23 пассажира и члена экипажа. [171] [172]
- 4 сентября 1963 года рейс 306 Swissair вскоре после взлета столкнулся с пожаром и разбился, в результате чего погибли все 80 человек на борту.
- 18 февраля 1969 года четыре вооруженных члена Народного фронта освобождения Палестины атаковали «Эль-Аль» рейс 432 авиакомпании , когда он готовился к взлету. Охранник самолета отразил атаку, в результате чего один из террористов погиб, а Boeing 720 впоследствии скончался от полученных травм. второй пилот [29]
- взорвалась бомба с барометрическим срабатыванием 21 февраля 1970 года на рейсе 330 Swissair примерно через девять минут после взлета из Цюриха, следовавшего в Тель-Авив и Гонконг , . Все 47 пассажиров погибли. Ответственность за взрыв возложили на НФОП-ГК . [173]
- 18 января 1971 года прибывающий Balkan Bulgaria Airlines Ил-18D подошел к аэропорту Цюриха в тумане под глиссадой . Он разбился и загорелся в 0,7 км (0,43 мили) к северу от аэропорта, когда законцовка левого крыла и шасси коснулись земли. Погибли семь членов экипажа и 38 пассажиров. [174]
- 24 ноября 1990 года самолет Alitalia Douglas DC-9, выполнявший рейс 404, разбился на подходе к Цюриху, в результате чего погибли все 46 пассажиров и члены экипажа на борту.
- 10 января 2000 года самолет Crossair Saab 340, выполнявший рейс 498, разбился вскоре после взлета, в результате чего погибли все 10 пассажиров. Установлено, что причиной крушения стала пространственная дезориентация и ошибки пилота. [175]
- 24 ноября 2001 года самолет Crossair Avro RJ100, выполнявший рейс 3597, врезался в холмы недалеко от Бассерсдорфа на подходе к Цюриху. Двадцать четыре из 33 человек, находившихся на борту, погибли. [12] [41]
- 15 марта 2011 года два швейцарских самолета А320 почти одновременно получили разрешение на взлет на пересекающихся взлетно-посадочных полосах 16 и 28. [176] В ответ на этот серьезный инцидент Федеральное управление гражданской авиации заказало комплексный анализ эксплуатационных процедур. [177]
- носовое шасси самолета De Havilland DHC-8-400 авиакомпании Croatia Airlines 27 сентября 2013 года не удалось выпустить . Самолет вылетел из Загреба и должен был приземлиться в Цюрихе. При заходе на посадку в аэропорту Цюриха пилоты заметили, что передняя стойка самолета не выпущена. В течение 40 минут пытались полностью выпустить шасси, но безуспешно. Пилоты приняли решение совершить вынужденную посадку в Цюрихе на взлетно-посадочной полосе 14, и при последующей посадке в 20:17 никто из 60 пассажиров не пострадал. Затем взлетно-посадочная полоса 14 была закрыта до окончания эксплуатации. Через 15 минут воздушное движение на двух других взлетно-посадочных полосах может быть возобновлено в обычном режиме. [178]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Карта Планера» (Карта). Аэропорт Цюриха . Масштаб 1:300 000. Национальная карта 1:100 000. Ваберн, Швейцария: Федеральное топографическое управление – swisstopo . 2019. ISBN 978-3-302-06014-9 . Получено 19 мая 2019 г. - через map.geo.admin.ch.
- ^ Драм, Брюс (31 октября 2020 г.). «Летом 2021 года Condor полетит из Цюриха в самые популярные места отдыха» .
- ^ «Аэропорт Цюриха: количество пассажиров приближается к докризисному уровню» .
- ^ «Географическая информационная система кантона Цюрих» (на немецком языке). Управление пространственного развития Цюриха . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фер, Сандро (12 октября 2012 г.). Открывая третье измерение (PDF) . Цюрих: Chronos Verlag . стр. 95, 99. ISBN. 978-3-0340-1228-7 . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ «Первый швейцарский регулярный рейс совершился 100 лет назад» . 31 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Белл, Э.А. (10 мая 1945 г.). «Швейцарское планирование» . Летный и авиационный инженер . XLVII (1898 г.). Королевский аэроклуб: 501 . Проверено 5 июля 2016 г.
- ^ Фер, Сандро (12 октября 2012 г.). Открывая третье измерение (PDF) . Цюрих: Chronos Verlag . стр. 126–127. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Михаэль фон Ледебур (16 июня 2018 г.). «Вот почему мы летаем из Клотена, а не из Уценсторфа» . Новая газета Цюриха . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Фер, Сандро (12 октября 2012 г.). Открывая третье измерение (PDF) . Цюрих: Chronos Verlag . стр. 128–129. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Фер, Сандро (12 октября 2012 г.). Открывая третье измерение (PDF) . Цюрих: Chronos Verlag . стр. 136–138. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «История аэропорта» . Аэропорт Цюриха. Архивировано из оригинала 21 июня 2012 года . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ «Город Дюбендорф – История» . Штадт Дюбендорф. Архивировано из оригинала 10 июня 2015 года . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Фер, Сандро (6 июня 2016 г.). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос. п. 166. ИСБН 978-3-0340-1228-7 . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос . стр. 168–169. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ AG, аэропорт Цюриха. «История аэропорта - аэропорт Цюриха» . www.flughafen-zuerich.ch . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «История аэропорта Цюриха» . ЗРХ Споттер . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос . п. 170. ИСБН 978-3-0340-1228-7 . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ «Из узких бараков в светлые залы» . Новая газета Цюриха . 9 апреля 2003 года . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос . стр. 171–172. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ «Дядька». Американская авиация . 16:35 . 3 августа 1953 г.
- ^ Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос . стр. 212–214. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 11 августа 2020 г. .
- ^ Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос . стр. 214–215. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 11 августа 2020 г. .
- ^ Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос. стр. 216–217. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос . стр. 225–226. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос. стр. 226–227. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ «Свободная рука» . Зеркало. 24 февраля 1969 года . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Герхард Мауз (29 декабря 1969 г.). «Пока не будет салата» . Зеркало . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Описание аварии 4X-ABB в Сети авиационной безопасности . Проверено 1 мая 2015 г.
- ^ «Угон самолета Swissair DC-8 в Зерку» . Новая газета Цюриха . 5 сентября 2005 г. Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Сутер, Мейнрад (2004). Кантональная полиция Цюриха 1804–2004 гг . Цюрих: Кантональная полиция Цюриха и Государственный архив кантона Цюрих. ISBN 3-033-00060-6 . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос . стр. 247–249. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос . стр. 250–252. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «База данных голосования» . Город Цюрих . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос . п. 252. ИСБН 978-3-0340-1228-7 . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос . стр. 253–254. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос . стр. 269–270. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос . стр. 272–274. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ Фер, Сандро (2014). Открывая третье измерение (PDF) . Издательство Хронос . стр. 274–276. ISBN 978-3-0340-1228-7 . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ «Новое название аэропорта Цюриха» (PDF) . Журнал «Образ жизни и шопинг» . № Зима 2009/2010. Аэропорт Цюрих. п. 11 . Проверено 18 июня 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Описание происшествия с HB-IXM в Сети авиационной безопасности . Проверено 1 мая 2015 г.
- ^ «Док Б» . Аэропорт Цюриха. Архивировано из оригинала 4 апреля 2012 года . Проверено 17 июня 2013 г.
- ^ «Количество пассажиров в аэропорту Цюриха установило новый рекорд» . Местный . 14 января 2014 года . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ «Etihad Regional указывает пальцем на SWISS/Lufthansa, поскольку авиакомпания отказывается от четырех маршрутов» . Анна.аэро . 28 января 2015 года . Проверено 28 января 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Etihad Regional снова взлетит». austrianaviation.net (на немецком языке) . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ «Etihad Regional вылетает из Цюриха» [Etihad Regional вылетает из Цюриха]. АэроТЕЛЕГРАФ . 18 февраля 2015 года . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ «APG становится маркетинговым партнером аэропорта Цюриха» . личный.com. 27 июня 2019 г. Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ Бенджамин Вайнманн (14 февраля 2018 г.). «Для большего количества пассажиров: аэропорт Цюриха планирует мегастроительный проект» . Ааргауер Цайтунг . Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ «Корпоративное управление» (PDF) . Аэропорт Цюриха . Проверено 13 февраля 2014 г.
- ^ " Flughafen Zürich" statt "Unique" " ["Аэропорт Цюриха" вместо "Unique"]. Neue Zürcher Zeitung (на немецком языке). 12 апреля 2010 года . Проверено 14 января 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Планы объектов» . Аэропорт Цюриха . Проверено 1 октября 2014 г.
- ^ tagesanzeiger.ch - Аэропорт Цюриха: строительство гигантского терминала начнется в 2021 году, 14 февраля 2018 г.
- ^ swissinfo.ch (немецкий), 15 января 2021 г.
- ^ Стуки, Соня Цёхлинг (11 апреля 2012 г.). «Аэропорт Цюриха: Европейский центральный» . Аэропорт Фокус Интернэшнл . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ «Споттинг на ЗРХ» . planephotos.ch . Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 года . Проверено 18 июня 2013 г.
- ^ «Результаты и информация - Выборы и голосование | Кантон Цюрих» . app.statistics.ж.ч . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Все авиакомпании» . Аэропорт Цюриха. 2 октября 2022 г.
- ^ «Aegean Airlines раскрывает 33 маршрута на лето 2021 года» . анна.аэро . 20 ноября 2020 г.
- ^ «Операции Aegean Airlines NS24 Animawings A320» .
- ^ «Air Cairo летает из Дюссельдорфа, Франкфурта и Цюриха в Хургаду» . aerotelegraph.com . 16 декабря 2020 г.
- ^ «ДОПОЛНЕНИЯ К СЕТИ AIR CAIRO NS23 – 13 ОКТЯБРЯ 22 ГОДА» . aeroroutes.com . 14 октября 2022 г.
- ^ «Бизнес ОАЭ: Air Corsica откроет рейсы Цюрих-Аяччо в июле» . 5 декабря 2017 г.
- ^ «AIR INDIA ВОЗОБНОВЛЯЕТ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЦЮРИХА С ИЮНЯ 2024 ГОДА» . Аэротрассы . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ «Air Сербия запускает новый рейс в Нише» . 30 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « ✅ ✈️️ Летайте с самыми доступными и дешевыми билетами | AnadoluJet» . www.anadolujet.com . [ нужен лучший источник ]
- ^ «Beond, новый мальдивский авиаперевозчик бизнес-класса, начнет работу с ноября 2023 года и выпустит первые маршруты» . Одна миля за раз . 11 октября 2023 г. Проверено 12 октября 2023 г.
- ↑ В ближайшие два года Брюссельские авиалинии пополнят свой парк пятью Airbus A320neo. Aviation24. Дата обращения: 18 декабря 2022 г.
- ^ reisetopia.ch - «Cathay Pacific возвращается в Швейцарию» (немецкий), 2 сентября 2022 г.
- ^ «Chair Airlines возобновляет рейс Цюрих – Шарм-эль-Шейх в 1 квартале 2024 года» . АэроРоутс. 16 июня 2023 г. Проверено 17 июня 2023 г.
- ↑ Рейсы из Цюриха на Фуэртевентуру Chair.ch Проверено 24 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Летом 2021 года Condor полетит из Цюриха по самым популярным направлениям отдыха» . condor-newsroom.condor.com . 29 октября 2020 г.
- ^ «Расписание полетов на лето 2023 года» (PDF) . Кондор . 6 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Из Пулы и Сплита: Croatia Airlines расширяет присутствие в Цюрихе» . 14 сентября 2022 г.
- ^ «Cyprus Airways представляет стратегический план и новые летние маршруты | Кипрская почта» . 14 декабря 2022 г.
- ^ «Лето в Европе: Delta выполнит крупнейший в истории трансатлантический рейс» . Центр новостей Дельта. 22 сентября 2023 г. Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ «EasyJet запускает 13 новых маршрутов из Лиссабона» . 27 июля 2022 г.
- ^ https://www.travelnews.ch/on-the-move/26614-fuenf-neue-easyjet-ziel-ab-der-schweiz.html
- ^ https://www.travelnews.ch/on-the-move/26614-fuenf-neue-easyjet-ziel-ab-der-schweiz.html
- ^ «Благодаря открытию хаба EasyJet будет выполнять 11 новых маршрутов» .
- ^ «EasyJet расширяет свое предложение на Лондон и Марокко» .
- ^ «EasyJet выставляет на продажу 8 новых международных маршрутов в Италию и обратно» . 17 января 2023 г.
- ^ Flyedelweiss.com - Расписание получено 14 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Рейс Цюрих (ZRH) – Акаба (AQJ), Иордания | Эдельвейс» .
- ^ https://www.flyedelweiss.com/ch/de/fly/flight-information/timetable.html?destination=AMM
- ^ https://www.flyedelweiss.com/ch/de/fly/flight-information/timetable.html?destination=AQJ
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б skynews.ch (немецкий)
- ^ https://www.aeroroutes.com/eng/240623-wknw24mena
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Исправление: Изменения в межконтинентальной сети Edelweiss Air NS24» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «ДОПОЛНЕНИЯ К СЕТИ ЭДЕЛЬВЕЙС NS23 ЕВРОПА» .
- ^ «Бильбао» .
- ^ Flyedelweiss.com - Боа-Виста
- ^ «Корк» .
- ^ «Медиа-релиз от 1 сентября 2023 г. | Эдельвейс» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Эдельвейс впервые предлагает полеты в Финляндию» . 25 августа 2023 г.
- ^ https://www.aeroroutes.com/eng/240623-wknw24mena
- ^ Штатные авторы (22 февраля 2022 г.). «Эдельвейс направляется к новым местам отдыха» . Блик (на немецком языке). Цюрих: Ringier AG.
- ^ https://www.aeroroutes.com/eng/240623-wknw24mena
- ^ «Edelweiss Air добавляет Цюрих-Тунис на NW24» . АэроРоутс. 23 июня 2024 г. Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ «Шпицберген» .
- ^ flyedelweiss.com - Рованиеми получено 14 ноября 2021 г.
- ^ «EGYPTAIR ВОЗОБНОВЛЯЕТ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ЦЮРИХЕ С ИЮЛЯ 2024 ГОДА» .
- ^ flughafen-zuerich.de - Авиакомпании - Израиль , данные получены 2 октября 2022 г.
- ^ «Изменения в европейской сети Ethiopian Airlines NW22: новый сервис в Цюрихе» . Аэротрассы. 20 июля 2022 г. Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ «Эфиопские авиалинии. Прямые рейсы из Милана в Цюрих» . 17 октября 2022 г.
- ^ «Дополнения к сети Eurowings NS24 – 30 ноября 2023 г.» .
- ^ «Рейсы в Анталью (AYT)» . Гельветик Эйруэйз .
- ^ «Helvetic добавляет сервис Цюрих – Харстад-Нарвик в 1К23» .
- ^ Сеть ITA Airways
- ^ «Новая авиакомпания заменит Air Malta и начнет полеты 31 марта 2024 года» . 2 октября 2023 г.
- ^ «В расписании Цюриха на лето 2023 года восстанавливаются прямые рейсы в Шанхай и Сеул» . Aviation24.be. 23 марта 2023 г. Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ «Дополнения к чартерным рейсам Nile Air NS24 Хургада – Европа» .
- ^ «Oman Air закрывает бронирование NS24 в Цюрихе» .
- ^ «Саудия принимает Эр-Рияд-Цюрих» (на немецком языке). Авиационный Директ. 11 июня 2022 г.
- ^ «САУДИЯ ПЕРЕСМОТРИТ ОПЕРАЦИИ ДЖЕДДА – ЦЮРИХ ЗА 1К23 ГОДА» .
- ^ «ДОПОЛНЕНИЯ К СЕТИ SUNEXPRESS NS23 – 30 ОКТЯБРЯ 22 ГОДА» . aeroroutes.com . 31 октября 2022 г.
- ^ swiss.com - Расписание получено 4 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Отдел новостей: SWISS расширяет свою сеть летом 2022 года и предлагает новые направления» . 14 декабря 2021 г.
- ^ «Швейцарцы возвращаются зимой в Бремен и Вену» . 23 мая 2023 г.
- ^ «SWISS расширяет спектр услуг в зимнем расписании» . Swiss International Air Lines (Пресс-релиз). Цюрих: Группа Люфтганза.
- ^ "Швейцарская компания выставила на продажу билеты на рейсы между Клуж-Напокой и Цюрихом" . 13 сентября 2023 г.
- ^ «С марта 2024 года Швейцария соединит Кошице и Цюрих по воздуху» . 13 сентября 2023 г.
- ^ «Швейцарцы улучшат сервис в Любляне» . 21 сентября 2023 г.
- ^ «Бронирование LHG» . Swiss International Air Lines (на итальянском языке). Группа Люфтганза.
- ^ «SWISS возобновит регулярные пассажирские рейсы в Китай» . SWI Swissinfo . 8 февраля 2023 г. Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «Lufthansa частично возобновит полеты в Тель-Авив после приостановки в октябре» . I24news . 15 декабря 2023 г. Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ «Очень разнообразная маршрутная сеть SWISS зимой 2023/24 г.» . Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ «Швейцария открывает рейсы в Вашингтон Даллес, самые быстрорастущие ворота США» . Еженедельник авиакомпаний . 12 сентября 2023 г. Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ «SWISS добавляет лондонский аэропорт Гатвик с апреля 2024 года» . АэроРоутс. 31 января 2024 г. Проверено 31 января 2024 г.
- ^ «Swiss International Air Lines открывает прямые рейсы из Сеула в Цюрих» . Группа Люфтганза . 2 февраля 2024 г. Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ «SWISS добавит рейсы в Вашингтон и Торонто в 2024 году» . Одна миля за раз . 12 сентября 2023 г. Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «VIP-рейсы Travelcoup теперь можно забронировать и через GDS» . 6 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «TUNISAIR ВОЗОБНОВЛЯЕТ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЦЮРИХА НА NS24» .
- ^ «Семь новых маршрутов Vueling в Лойу следующим летом: Прага, Гамбург, Цюрих...» El Correo . 24 ноября 2022 г. Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Cargo.koreanair.com - Еженедельное расписание получено 2 апреля 2023 г.
- ^ turkishcargo.com.tr - Расписание рейсов получено 2 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Воздушные пассажирские перевозки между основными аэропортами Швейцарии и их основными аэропортами-партнерами (данные о маршрутах)» . Евростат . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ «Более 10 миллионов пассажиров в аэропорту Цюриха» . Центр новостей аэропорта Цюриха . 12 января 2022 г. Проверено 20 марта 2024 г.
Доля перевозок Swiss International Air Lines составила 51,7%, за ней следуют Edelweiss Air (9,7%), Deutsche Lufthansa AG (3,0%) и Chair (2,7%).
- ^ «Статистический ежегодник» . Статистический ежегодник (на швейцарском верхненемецком языке) . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ « Аэропорт Цюриха в Замнаун-Дорф, Пост (Граубюнден)» . поиск.ч . Цюрих, Швейцария: Swisscom Directory AG . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ « Аэропорт Цюриха в Робей (Тичино)» . Берн, Швейцария: Postauto AG . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ « Аэропорт Цюриха в Ле-Гран-Сен-Бернар, хоспис (Вале)» . Берн, Швейцария: Postauto AG . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ «Доберитесь до пункта назначения быстро на общественном транспорте» . Клотен, Швейцария: Аэропорт Цюриха . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ «Таблицы вылета и карты сети: Аэропорт Цюриха» . Берн, Швейцария: Швейцарские федеральные железные дороги. 2023 . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ «Региональный транспорт» . Аэропорт Цюриха . Проверено 1 мая 2015 г.
- ^ «Лучший путь из аэропорта Цюриха в центр города» . Planeclaim (на немецком языке) . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ «Сдать и собрать» . Аэропорт Цюриха . Проверено 1 мая 2015 г.
- ^ «Парковка для покупок и посетителей» . Аэропорт Цюриха . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ «Прокат автомобилей» . Аэропорт Цюриха . Проверено 1 мая 2015 г.
- ^ «Такси и лимузины» . Аэропорт Цюриха . Проверено 1 мая 2015 г.
- ^ «Круг» . zurich-airport.com . Архивировано из оригинала 14 марта 2018 года . Проверено 12 мая 2018 г.
- ^ «Круг в аэропорту Цюриха» . thecircle.ch/ . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 18 июня 2015 г.
- ^ «Японский архитектор выиграл конкурс «Круг» аэропорта Цюриха» . Тагес-Анцайгер . 2 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2015 г. Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ Алоис Феузи (24 марта 2017 г.). «Нидердорф XXI века» . Новая газета Цюриха . Проверено 6 октября 2020 г.
- ^ Михаэль фон Ледебур (15 февраля 2018 г.). «Круг» будет закончен позже» . Новая газета Цюриха . Проверено 6 октября 2020 г.
- ^ Бит Пахуд (3 января 2020 г.). «Мы не можем сдать все площади до открытия» . SRF Швейцарского радио и телевидения . Проверено 6 октября 2020 г.
- ^ «Ситуационная карта SWISS» (PDF) . Швейцарские международные авиалинии. Архивировано (PDF) из оригинала 12 октября 2015 г. Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ «Swiss World Cargo – Корпоративный офис» . Швейцарские международные авиалинии. Архивировано из оригинала 12 октября 2015 года . Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ «Юридический» . Swiss AviationTraining AG. Архивировано из оригинала 12 октября 2015 года . Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ "Компания" . Эдельвейс Эйр АГ. Архивировано из оригинала 12 октября 2015 года . Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ «Контактные данные» . группа ворот. Архивировано из оригинала 12 октября 2015 года . Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ «Отпечаток» . Гельветик Эйруэйз. Архивировано из оригинала 29 апреля 2011 года . Проверено 6 ноября 2009 г.
- ^ "Связаться с нами" . Свиссотель. Архивировано из оригинала 12 октября 2015 года . Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ «Рега Центр» . РЕГА. Архивировано из оригинала 15 марта 2014 года . Проверено 16 марта 2014 г.
- ^ «факты и цифры» . Свиссэйр. Архивировано из оригинала 1 декабря 2001 года . Проверено 13 июня 2009 г.
- ^ «Всемирный справочник авиакомпаний» . Рейс Интернешнл . 30 марта 1985 г. с. 71 . Проверено 17 июня 2009 г.
- ^ «Аэропортовая профессиональная пожарная часть» . Департамент безопасности города Цюриха . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ «Распределение операций в аэр