Посадка при боковом ветре
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2009 г. ) |
В авиации посадка при боковом ветре — это маневр приземления , при котором значительная составляющая преобладающего ветра перпендикулярна осевой линии ВПП .
Значение
[ редактировать ]Воздушное судно в полете зависит от направления ветра, при котором оно летает. Например, летающий самолет, направленный прямо на север вдоль своей продольной оси, обычно будет лететь в этом северном направлении. Однако при западном ветре фактическая траектория самолета будет немного восточнее севера. Если бы самолет приземлялся на север на взлетно-посадочной полосе с севера на юг, ему пришлось бы компенсировать этот восточный дрейф, вызванный западным боковым ветром.
В ситуациях, когда присутствует боковой ветер , самолет будет смещаться вбок по мере приближения к взлетно-посадочной полосе. Этот снос создает серьезные проблемы с безопасностью, поскольку безопасная работа ходовой части требует, чтобы корпус и гусеница самолета были выровнены с взлетно-посадочной полосой при приземлении. Конструкции шасси «эпохи пионеров» Bleriot XI 1909 года и гораздо более позднего стратегического реактивного тяжелого бомбардировщика B-52 времен холодной войны были спроектированы и построены с необычной особенностью, призванной решить эту проблему: у B-52 все четыре Тележки его шасси могли управляться, что позволяло самолету приземляться колесами по направлению движения, даже если нос не был направлен в том же направлении. У Bleriot XI были поворотные опоры главной стойки, которые пассивно позволяли колесам главной шестерни вращаться вместе вокруг каждой из их вертикальных осей как единое целое, что позволяло приземляться под небольшим углом при боковом ветре, с элементами такелажа, нагруженными эластичным шнуром, между нижними концами главной стойки. вилки колес, чтобы вернуть колеса в положение «прямо вперед» после приземления.
Если приземление при боковом ветре не выполнено безопасно, самолет может столкнуться с ударом крыла , когда крыло ударится о взлетно-посадочную полосу.
Техники
[ редактировать ]Следующие рекомендации рекомендуются компанией Boeing для посадки при боковом ветре. Эти рекомендации предполагают устойчивый ветер (без порывов). Эти ветры измеряются на высоте башни 10 метров (33 фута) при ширине взлетно-посадочной полосы 45 метров (148 футов). По сути, существует три метода приземления, которые можно использовать для компенсации бокового ветра: «краб», «краб» и боковое скольжение.
Конечно
[ редактировать ]Целью этого метода является поддержание уровня крыльев и положения самолета вблизи осевой линии взлетно-посадочной полосы во время захода на посадку. Носовая часть самолета направлена против ветра, поэтому самолет приближается к взлетно-посадочной полосе слегка перекошенным относительно осевой линии взлетно-посадочной полосы (краб). Это создает впечатление приближения к взлетно-посадочной полосе, летящего боком, что может дезориентировать пилота. Позиция удерживается за счет уравновешивания боковой составляющей ветра, а точнее возникающей из-за нее силы сопротивления, с тягой двигателя . Крылья остаются ровными на протяжении всего захода на посадку. Непосредственно перед взлетом применяется противоположный руль направления (руль направления с подветренной стороны) для устранения крабового движения с одновременным применением противоположного элерона для поддержания положения на уровне крыльев, так что при приземлении тело, вектор скорости и угол крена - все совмещено с взлетно-посадочной полосой, а самолет расположен недалеко от центра.
Краб
[ редактировать ]Самолет может приземлиться только с помощью крабового хода (нулевое боковое скольжение) до линии приземления при боковом ветре.
На сухих взлетно-посадочных полосах после приземления самолет движется к наветренному краю взлетно-посадочной полосы, одновременно разворачиваясь для выравнивания с взлетно-посадочной полосой. Непосредственный элерон против ветра необходим, чтобы гарантировать, что крылья остаются ровными, в то время как руль направления необходим для отслеживания центральной линии. Чем больше количество крабов при приземлении, тем больше боковое отклонение от точки приземления. По этой причине при посадке на сухую взлетно-посадочную полосу не рекомендуется приземляться в режиме «только краб».
На очень скользких взлетно-посадочных полосах посадка самолета с использованием крабового рычага только уменьшает снос в сторону подветренной стороны при приземлении и может снизить рабочую нагрузку пилота, поскольку перед приземлением самолет не нужно снимать с крабового хода. Однако после приземления необходимо правильно использовать руль направления и элероны против ветра, чтобы обеспечить сохранение управления по направлению.
Боковое скольжение
[ редактировать ]Техника бокового скольжения при боковом ветре заключается в поддержании курса самолета на одной линии с осевой линией взлетно-посадочной полосы. На начальном этапе захода на посадку используется метод «краб» для компенсации сноса. Курс самолета корректируется с помощью руля направления и элеронов, противоположных ветру, для выравнивания с взлетно-посадочной полосой. Это приводит к тому, что самолет находится под постоянным углом бокового скольжения, который будет корректироваться его естественной устойчивостью. Для поддержания бокового скольжения на этом значении необходимо постоянно задействовать достаточные рули направления и элероны. Двугранное движение крыльев имеет тенденцию вызывать крен самолета, поэтому необходимо использовать элероны для проверки угла крена.
При небольшом остаточном угле крена приземление обычно осуществляется при касании основных колес с наветренной стороны непосредственно перед колесами с подветренной стороны. Следует избегать чрезмерного контроля, поскольку чрезмерный крен может привести к тому, что гондола двигателя или внешний закрылок крыла коснутся взлетно-посадочной полосы/земли. В условиях сильного бокового ветра иногда необходимо сочетать технику крабового движения с техникой бокового скольжения.
Скольжение вперед
[ редактировать ]Скольжение вперед используется, когда самолет находится слишком высоко при заходе на посадку, и для безопасного приземления необходимо быстро снизить высоту без увеличения воздушной скорости.
Airbus рекомендует следующие методы приземления при боковом ветре:
Недовольный подход
Самолет приближается к взлетно-посадочной полосе носом самолета против ветра. Во время развальцовки руль направления используется для выравнивания носа самолета по осевой линии взлетно-посадочной полосы, а противоположный элерон используется для создания бокового скольжения и предотвращения сноса самолета от осевой линии. Это смесь крабового движения и бокового скольжения, и это рекомендация Airbus. Угол крабового угла перед приземлением убран, чтобы уменьшить боковые нагрузки на шасси самолета.
Метод бокового скольжения
Самолет приближается к взлетно-посадочной полосе с устойчивым скольжением, сохраняет скольжение во время развальцовки и приземления. Боковое скольжение поддерживается за счет опускания крыла против ветра и применения противоположного руля направления ровно настолько, чтобы предотвратить изменение курса. Продольная ось самолета совмещена с осевой линией взлетно-посадочной полосы. Хоть это и боковое скольжение, но самолет на самом деле не скользит в сторону нижнего крыла, потому что боковой ветер толкает самолет обратно на нужную траекторию. Airbus не рекомендует этот метод, поскольку угол крена, необходимый для выполнения устойчивого бокового скольжения, велик и приближает самолет к ограничениям по геометрии и крену/рулю направления. Чрезмерный угол крена вблизи земли может привести к тому, что крыло/двигатель заденет землю.
Ссылки
[ редактировать ]- Руководство по обучению летного экипажа Boeing