Jump to content

Катапульта для самолета

F-14 Tomcat готовится к подключению к катапульте авианосца Саратога

Катапульта самолета это устройство, позволяющее самолету взлетать на ограниченное расстояние, обычно с палубы судна. Их также можно устанавливать на наземных взлетно-посадочных полосах, хотя это делается редко. Они обычно используются на авианосцах в качестве средства вспомогательного взлета .

В той форме, которая используется на авианосцах, катапульта состоит из гусеницы или прорези, встроенной в кабину экипажа , под которой находится большой поршень или челнок , прикрепленный через гусеницу к носовой стойке самолета или, в некоторых случаях, к проволочный трос , называемый уздечкой катапульты , прикрепляется к самолету и шаттлу катапульты. Исторически использовались и другие формы, такие как установка стартовой тележки, удерживающей гидросамолет, на длинной балочной конструкции, установленной на палубе военного или торгового судна , но большинство катапульт имеют аналогичную концепцию скользящих гусениц.

Для приведения в движение катапульты использовались различные средства, такие как вес и вышка , порох , маховик , давление воздуха , гидравлическая и паровая энергия , а также твердотопливные ракетные ускорители. ВМС США развивают использование электромагнитных систем запуска самолетов при строительстве Джеральд Р. Форд класса авианосцев .

Исторически сложилось так, что гидросамолеты чаще всего катапультировались, что позволяло им приземляться на воду рядом с судном и подниматься на борт, хотя во время Второй мировой войны (до появления авианосца сопровождения ) обычные истребители (особенно Hawker Hurricane ) иногда катапультироваться с торговых судов (CAM), оборудованных катапультами , для отгона вражеских самолетов, что вынуждает пилота либо отклониться на наземную взлетно-посадочную полосу, либо выпрыгнуть с парашютом или броситься в воду рядом с конвоем и ждать спасения.

Первый зарегистрированный полет с использованием катапульты

[ редактировать ]
для перевозки людей Сэмюэля Лэнгли Катапульта, плавучий дом и неудачный аэродром (1903 г.)

Пионер авиации и Смитсоновского института секретарь Сэмюэл Лэнгли использовал пружинную катапульту для запуска своих успешных летающих моделей и неудачного аэродрома 1903 года. [1] Точно так же братья Райт, начиная с 1904 года, использовали катапульту в стиле весовой и вышки, чтобы помочь своим ранним самолетам взлетать на ограниченное расстояние. [2]

31 июля 1912 года Теодор Гордон Эллисон стал первым человеком, которого запустили с помощью катапульты ВМС США. Военно-морской флот совершенствовал систему пневматической катапульты и установил ее в доке Санти в Аннаполисе, штат Мэриленд . Первая попытка чуть не убила лейтенанта Эллисона, когда самолет вылетел из трапа носом вверх и попал под боковой ветер, толкнув самолет в воду. Эллисон смогла выбраться из-под обломков невредимой. 12 ноября 1912 года лейтенант Эллисон вошел в историю как первый успешный запуск катапульты ВМФ со стационарной угольной баржи. 5 ноября 1915 года лейтенант-коммандер Генри К. Мустин произвел первый запуск катапульты с идущего корабля. [3]

Срок подачи заявок

[ редактировать ]
Особенность Впервые увидел Впервые продемонстрирован на Первый введенный в эксплуатацию перевозчик Вступление в строй Примечания
Морская катапульта 1915 Военный корабль США Северная Каролина Военный корабль США « Лэнгли» — сжатый воздух
Военный корабль США «Лексингтон» — маховик
HMS Courageous - гидравлический
1922
1927
1934
Лейтенант-коммандер. Генри Мустин совершил первый успешный запуск 5 ноября 1915 года.
Паровая катапульта 1950 HMS Персей Военный корабль США « Хэнкок» 1954 добавлен к Хэнкоку во время ее ремонта SCB-27 C в 1953 году.
ЭМАЛЫ 2010 Лейкхерст Максфилд Филд Военный корабль США Джеральд Р. Форд 2017

Межвоенный период и Вторая мировая война

[ редактировать ]
Запуск Supermarine Walrus из катапульты HMS Bermuda (1943 г.)

ВМС США экспериментировали с другими источниками энергии и моделями, включая катапульты, в которых использовался порох, и варианты маховика. 14 декабря 1924 года самолет-наблюдатель Martin MO-1, которым пилотировал лейтенант Л. К. Хайден, был запущен с авианосца « Лэнгли» с помощью катапульты, работающей на порохе. После этого запуска этот метод использовался на борту как крейсеров , так и линкоров . [4]

К 1929 году немецкие океанские лайнеры SS Bremen и Europa были оснащены пневматическими катапультами, разработанными авиационной фирмой Heinkel из Ростока. [5] дальнейшие работы по катапультной авиапочте через Южную часть Атлантического океана проводились в первой половине 1930-х годов с использованием Dornier Wal двухмоторных летающих лодок .

До и во время Второй мировой войны большинство катапульт на авианосцах были гидравлическими. Однако катапульты ВМС США на надводных военных кораблях работали с зарядами взрывчатого вещества, аналогичными тем, которые используются для 130-миллиметровых (5-дюймовых) орудий. Некоторые авианосцы были укомплектованы до и во время Второй мировой войны катапультами на ангарной палубе, которые стреляли по кораблям поперек , но они были непопулярны из-за их короткого пробега, низкого просвета ангарных палуб, неспособности добавить скорость движения корабля к воздушной скорости самолета для взлета. и меньший клиренс от воды (условия, которые давали пилотам гораздо меньше права на ошибку в первые моменты полета). В основном они использовались в экспериментальных целях, а во второй половине войны их использование было полностью прекращено. [4]

Испытательный пуск «Харрикейна» с использованием ракетной катапульты корабля САМ, Гринок , Шотландия, 31 мая 1941 года.

Многие военно-морские корабли, помимо авианосцев, имели на вооружении поплавковые самолеты, гидросамолеты или амфибии для разведки и обнаружения. Они были запущены с помощью катапульты и приземлены в море для последующего подъема краном. Кроме того, концепция подводных авианосцев была разработана многими странами в межвоенный период, вплоть до Второй мировой войны и далее, при этом подводная лодка запускала небольшое количество гидросамолетов для наступательных операций или корректировки артиллерии, которые подводная лодка должна была вернуть после выхода из строя. самолет приземлился. Первый запуск линейного крейсера Королевского флота состоялся с авиабазы ​​HMAS Australia 8 марта 1918 года. Впоследствии многие корабли Королевского флота имели катапульту и от одного до четырех самолетов; линкоры или линейные крейсеры, такие как HMS Prince of Wales, имели четыре самолета, а HMS Rodney - два, а меньшие военные корабли, такие как крейсер HMNZS Leander, - один. На борту были самолеты Fairey Seafox или Supermarine Walrus . Некоторые, например HMS Nelson , не использовали катапульту, и самолет опускали в море для взлета. У некоторых были сняты самолеты и катапульты во время Второй мировой войны, например HMS Duke of York или ранее ( HMS Ramillies ).

Гидросамолет IMAM Ro.43, катапультированный крейсером RM в начале 1940-х годов.

Во время Второй мировой войны ряд кораблей был оснащен катапультами с ракетным приводом: сначала истребительные катапультные корабли Королевского флота, затем вооруженные торговые суда , известные как корабли CAM из «торговых судов с катапультным вооружением». Они использовались для сопровождения конвоев и отгона бомбардировщиков-разведчиков противника. Корабли CAM несли на борту Hawker Sea Hurricane 1A . [я] получивший название «Ураган» или «Катафайтер», и пилот выпрыгнул с парашютом, если не смог долететь до посадки. [6]

Находясь в заключении в замке Кольдиц во время войны, британские военнопленные планировали попытку побега, используя падающую ванну, полную тяжелых камней и камней, в качестве движущей силы для катапульты, которая будет использоваться для запуска планера Кольдиц Петух с крыши замка.

наземного запуска Фау-1 обычно поднимались по наклонной стартовой рампе с помощью аппарата, известного как Dampferzeuger («парогенератор»). [7] [8]

Паровая катапульта

[ редактировать ]
Элементы катапульты Шарля де Голля , разобранные во время ее ремонта в 2008 году.
Заключительные проверки катапульты самолета перед полетом на борту военного корабля США « Джон К. Стеннис».

После Второй мировой войны Королевский флот разрабатывал новую катапультную систему для своего авианосного флота. Командующий К.С. Митчелл , RNV , рекомендовал паровую систему с использованием цилиндра с прорезями как эффективное и действенное средство для запуска нового поколения военно-морских самолетов. Испытания HMS Perseus , которым пилотировали такие пилоты, как Эрик «Винкль» Браун , с 1950 года показали его эффективность. военно-морские силы представили паровые катапульты, способные запускать более тяжелые реактивные истребители В середине 1950-х годов пороховым приводом, которые были бы достаточно мощными, но также создавали бы гораздо большие нагрузки на планер и могли бы быть непригодными для длительного использования. . Также рассматривались катапульты с [4]

При запуске планка удерживает самолет на месте, пока давление пара возрастает, затем ломается (или «освобождается»; в более старых моделях использовался срезанный штифт), освобождая поршень, который тянет самолет по палубе на высокой скорости. Примерно в течение двух-четырех секунд скорость самолета под действием катапульты плюс скорость вымпельного ветра (скорость корабля плюс или минус «естественный» ветер) достаточна, чтобы позволить самолету улететь даже после отказа одного двигателя. [9]

Страны, сохранившие крупные авианосцы, то есть ВМС США и ВМС Франции , до сих пор используют конфигурацию CATOBAR (катапультный взлет, но задержанное восстановление). Тактическая авиация ВМС США использует катапульты для запуска более тяжелой боевой нагрузки, чем это было бы возможно в противном случае. Более крупные самолеты, такие как E-2 Hawkeye и S-3 Viking , требуют катапультного выстрела, поскольку их тяговооруженность слишком мала для обычного взлета с перекатки на палубе носителя. [4]

Типы паровых катапульт

[ редактировать ]

Типы, которые ранее или до сих пор эксплуатируются военно-морскими силами Великобритании, США и Франции, включают: [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16]

Тип Общая длина Гладить Емкость Перевозчики
БС 4 151 фут (46 м) [17] HMS Ark Royal (2 катапульты)
С-11 и С-11-1 225 футов (69 м) 211 футов (64 м) 39 000 фунтов (18 т) при 136 узлах; 70 000 фунтов (32 т) при 108 узлах Конверсии SCB-27C Essex класса , USS Coral Sea , носовые установки на USS Midway и USS Franklin D. Roosevelt , поясные установки на USS Forrestal и USS Saratoga
С-11-2 162 фута (49 м) 150 футов (46 м) Поясные катапульты на авианосцах USS Midway и USS Franklin D. Roosevelt
С-7 276 футов (84 м) 253 фута (77 м) 40 000 фунтов (18 т) при 148,5 узлах; 70 000 фунтов (32 т) при 116 узлах USS Ranger , USS Independent , носовые установки на USS Forrestal и USS Saratoga
С-13 265 футов (81 м) 250 футов (76 м) 78000 фунтов (35 т) при 139 узлах Kitty Hawk Класс , USS Midway после модернизации SCB-101.66, USS Enterprise
С-13-1 325 футов (99 м) 310 футов (94 м) 80 000 фунтов (36 т) при 140 узлах Одна установка на авианосцах USS America и USS John F. Kennedy , все на USS Nimitz , USS Dwight D. Eisenhower , USS Carl Vinson и USS Theodore Roosevelt.
С-13-2 325 футов (99 м) 306 футов (93 м) Военный корабль США «Авраам Линкольн» , Военный корабль США «Джордж Вашингтон» , Военный корабль США «Джон К. Стеннис» , Военный корабль США «Гарри С. Трумэн»
С-13-3 261 фут (80 м) 246 футов (75 м) 60 000 фунтов (27 т) при 140 узлах Французский авианосец «Шарль де Голль»

Уздечники

[ редактировать ]
Военный корабль США « Саратога» на ходу. Узел ловители представляют собой удлинители на концах передних катапульт.

Выступающие угловые аппарели (удерживающие устройства или рожки Ван Велма) на концах катапульты на некоторых авианосцах использовались для захвата уздечек (соединителей между шаттлом катапульты и фюзеляжем самолета) для повторного использования. Были небольшие веревки, которые прикрепляли уздечку к шаттлу, которые продолжались вниз по наклонному рогу, тянув уздечку вниз и в сторону от самолета, чтобы не повредить нижнюю часть живота. Уздечка тогда цеплялась сетями сбоку от рога. Уздечки не использовались на американских самолетах с момента окончания холодной войны , и все авианосцы ВМС США, введенные в строй с тех пор, не имели аппарелей. Последним американским авианосцем, оснащенным уздечником, был военный корабль США Карл Винсон ; начиная с военного корабля США «Теодор Рузвельт», пандусы отсутствовали. В ходе дозаправки и комплексного ремонта были сняты уздечки «Нимиц» класса в конце 1990-х – начале 2000-х годов с первых трех авианосцев . USS Enterprise был последним действующим авианосцем ВМС США, у которого все еще были прикреплены аппарели до его вывода из эксплуатации в 2012 году. [ нужна ссылка ]

Как и его американские коллеги, французский авианосец «Шарль де Голль» не оборудован уздечниками, поскольку современные самолеты, эксплуатируемые на его борту, используют те же пусковые системы, что и в ВМС США. [18] Благодаря такой взаимной совместимости американские самолеты также могут катапультироваться и приземляться на Шарль де Голль , и, наоборот, французские военно-морские самолеты могут использовать катапульты авианосцев ВМС США. В то время, когда Super Étendard эксплуатировался на борту « Шарля де Голля» , его уздечки использовались только один раз, так как их никогда не возвращали ловцы уздечки.

Авианосцы Клемансо и Фош также были оснащены уздечками, но не для Super Étendards, а только для того, чтобы ловить и возвращать уздечки Vought F-8 Crusader . [ нужны разъяснения ]

Электромагнитная катапульта

[ редактировать ]
Компьютерная модель линейного асинхронного двигателя, используемого в EMALS.

Размер и потребность в рабочей силе паровых катапульт ограничивают их возможности. Более новым подходом является электромагнитная катапульта, такая как электромагнитная система запуска самолетов (EMALS), разработанная General Atomics. Электромагнитные катапульты создают меньшую нагрузку на самолет и обеспечивают больший контроль во время запуска, обеспечивая постепенное и постоянное ускорение. Ожидается также, что электромагнитные катапульты потребуют значительно меньшего обслуживания благодаря использованию твердотельных компонентов. [19]

С линейными асинхронными двигателями экспериментировали и раньше, например, с системой Electropult компании Westinghouse в 1945 году. [20] Однако в начале 21 века военно-морские силы снова начали экспериментировать с катапультами, приводящимися в действие линейными асинхронными двигателями и электромагнитами . Электромагнитная катапульта будет более энергоэффективной на атомных авианосцах и облегчит некоторые опасности, связанные с использованием пара под давлением. На кораблях с газотурбинными двигателями электромагнитная катапульта устранит необходимость в отдельном паровом котле для выработки катапультного пара. ВМС США «Джеральд Р. Форд» класса Авианосцы и авианосец «Тип 003» ВМС НОАК включали в свою конструкцию электромагнитные катапульты. [21] [22]

Гражданское использование

[ редактировать ]

С 1929 года немецкие Norddeutscher Lloyd лайнеры SS Bremen и Europa были оснащены пневматическими катапультами, разработанными Heinkel Flugzeugwerke для запуска почтовых самолетов. [23] Эти корабли обслуживали маршрут между Германией и США. Самолет с мешками с почтой будет запущен в качестве почтового тендерного судна, когда корабль будет еще за многие сотни миль от места назначения, что ускорит доставку почты примерно на день. Первоначально использовались самолеты Heinkel He 12, прежде чем их заменили Junkers Ju 46 , которые, в свою очередь, были заменены Vought V-85G . [24]

Немецкая авиакомпания Lufthansa впоследствии использовала специальные катапультные корабли SS Westfalen , MS Schwabenland , Ostmark и Friesenland для запуска более крупных Dornier Do J Wal (кит), Dornier Do 18 и Dornier Do 26 летающих лодок на южноатлантической авиапочтовой службе из Штутгарта, Германия, в Наталь, Бразилия. [25] Во время проверочных полетов в 1933 году и регулярных рейсов, начавшихся в феврале 1934 года, Уолс пролетел трансокеанский этап маршрута между Батерстом , Гамбией в Западной Африке, и Фернандо-де-Норонья , группой островов у берегов Южной Америки. Сначала была остановка для дозаправки посреди океана. Летающая лодка будет приземляться в открытом море, подниматься на борт краном, дозаправляться, а затем подниматься с помощью катапульты обратно в воздух. Однако приземление на большие океанские волны приводило к повреждению корпусов летающих лодок. С сентября 1934 года у Lufthansa было по одному кораблю поддержки на каждом конце трансокеанского этапа, обеспечивающему радионавигационные сигналы и запуск катапульт после ночного вывода самолетов в море. С апреля 1935 года « Вальсы» были спущены на воду прямо в море и пролетели всю дистанцию ​​через океан. Это стало возможным, поскольку летающие лодки могли перевозить больше топлива, когда им не приходилось взлетать из воды своим ходом, и сокращали время, необходимое для доставки почты из Германии в Бразилию, с четырех дней до трех.

С 1936 по 1938 год испытания летающей лодки Blohm & Voss Ha 139 проводились на североатлантическом маршруте в Нью-Йорк. Швабенланд также использовался в антарктической экспедиции в 1938/39 году с основной целью найти место для немецкой китобойной станции, на которой катапультированный Вальс обследовал территорию, впоследствии заявленную Германией как Новую Швабию . Все корабли Lufthansa катапультные были переданы Люфтваффе в 1939 году и использовались в качестве тендеров для гидросамолетов во время Второй мировой войны вместе с тремя катапультными кораблями, построенными для военных.

После Второй мировой войны самолеты-амфибии Supermarine Walrus также некоторое время эксплуатировались британской китобойной компанией United Whalers. Действуя в Антарктике, они были запущены с корабля-завода FF Balaena , оснащенного катапультой бывшего военно-морского самолета. [26]

Альтернативы катапультам

[ редактировать ]

Военно-морские силы Китая, Индии и России используют обычные самолеты с с « коротким взлетом, но задержанной посадкой авианосцев » (STOBAR). Вместо катапульты они используют трамплин, чтобы помочь самолету взлететь с положительной скороподъемностью. Самолеты-носители, такие как J-15 , Миг-29К и Су-33, используют собственные двигатели для разгона до скорости полета. В результате они должны взлетать с уменьшенным запасом топлива и вооружения.

Все остальные военно-морские силы с авианосцами используют самолеты с коротким взлетом и вертикальной посадкой (STOVL), такие как вариант B Lockheed Martin F-35 Lightning II , BAE Sea Harrier и AV-8B Harrier II . Эти самолеты могут взлетать вертикально с легким грузом или использовать трамплин для взлета с перекатом с тяжелым грузом. Носители STOVL дешевле и, как правило, меньше по размеру по сравнению с носителями CATOBAR. [27] Британские «Королева Елизавета» авианосцы класса были построены для использования самолетов STOVL из-за ожидаемой стоимости электромагнитной катапульты; у них нет средств для выработки пара для обычной катапульты.

См. также

[ редактировать ]
  1. Mk 1A Sea Hurricane представлял собой простую модификацию утомленных боями Hurricanes с расчетом на то, что они будут потеряны после одного полета. Никакого усиления ходовой части для десантирования не было, только места крепления для запуска катапульты.
  1. ^ Макфарланд, Стивен Л. (1997). Краткая история ВВС США . футов. Бельвуар: Центр военной технической информации. стр. 2 . ISBN  0-16-049208-4 .
  2. ^ Стивен Дж. Чант, Дуглас Э. Кэмпбелл (2013). Журнал патентов: инновационные патенты, которые продвинули ВМС США . Syneca Research Group, Inc. п. 289. ИСБН  978-1-105-62562-6 .
  3. ^ «У нашего военно-морского флота лучшая катапульта для гидросамолета; новое изобретение капитана Вашингтона И. Чемберса позволяет запускать самолеты с палубы военного корабля в море» (PDF) . query.nytimes.com . Проверено 24 ноября 2015 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д «Запуск и восстановление: от маховиков к магнитам» . navalaviationnews.navylive.dodlive.mil . Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 г. Проверено 24 ноября 2015 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  5. ^ «Катапульта Хейнкеля на корабле СС Бремен» . histaviation.com . 3 августа 1929 года . Проверено 13 июля 2017 г. Катапульта HEINKEL K2, установленная на северогерманском лайнере Lloyd «Бремен», который сыграл важную роль в создании недавнего трансатлантического почтового протокола, является результатом двухлетних экспериментов и разработок доктора Эрнста Хейнкеля, ее конструктора.
  6. ^ «Профиль авианосца HMS Ariguani. База данных авианосцев Архива ВВС флота 1939-1945 гг.» . www.fleetairarmarchive.net . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 15 февраля 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  7. ^ Уэррелл 1985 .
  8. ^ Testator (2 May 2011). "Фау 1 самолёт снаряд, 2 часть" . Archived from the original on 11 April 2016 . Retrieved 24 April 2018 – via YouTube.
  9. ^ Перейти обратно: а б Фридман, Норман (1983). Авианосцы США: иллюстрированная история дизайна . Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-739-5 .
  10. ^ Власть, Хью Ирвин (1996). Авиакомпания Лексингтон . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M. п. 72. ИСБН  978-0-89096-681-5 .
  11. ^ «Глава 4 ПАРОВЫЕ КАТАПУЛЬТЫ» . navyaviation.tpub.com . Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 г. Проверено 24 ноября 2015 г.
  12. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 3 июня 2016 г. Проверено 13 мая 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  13. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 3 июня 2016 г. Проверено 13 мая 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  14. ^ «CV-Cats&SkiRamps» . www.mnvdet.com . Архивировано из оригинала 27 августа 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  15. ^ Помощник авиационного боцмана E3&2 . Центр разработки программ военно-морского образования и подготовки. 1983. с. 152. hdl : 2027/uiug.30112101044656 .
  16. ^ Слушания по расследованию контрактов TFX в Постоянном подкомитете по расследованиям Комитета по операциям правительства . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. п. 19. hdl : 2027/uc1.a0000159228 .
  17. ^ Денисон, КБ (апрель 1957 г.). «Паровая катапультная установка» . Журнал военно-морской техники . 10 (2) . Получено 15 мая 2023 г. - из Военно-морского архива - Канадская коллекция.
  18. ^ «¤ ACAM ¤ Связь» . www.acam.asso.fr. Архивировано из оригинала 8 августа 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  19. ^ «История, путешествия, искусство, наука, люди, места — журнал Air & Space» . airspacemag.com .
  20. ^ Линейные электрические машины - личный взгляд ЭРИК Р. ЛЕЙТУЭЙТ ПРОЦЕДУРЫ IEEE, VOL. 63, НЕТ. 2 ФЕВРАЛЯ 1975 ГОДА
  21. ^ «Класс Джеральда Р. Форда (CVN 78/79) - Программа будущего авианосца ВМС США CVN 21 - Военно-морские технологии» . naval-technology.com . Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 г.
  22. ^ Гади, Франц-Стефан (6 ноября 2017 г.). «Новый китайский авианосец будет использовать усовершенствованную систему реактивного запуска» . Дипломат .
  23. ^ «Катапульта Хейнкеля на корабле СС Бремен» . histaviation.com . 3 августа 1929 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 года . Проверено 13 июля 2017 г. Катапульта HEINKEL K2, установленная на северогерманском лайнере Lloyd «Бремен», который сыграл важную роль в создании недавнего трансатлантического почтового протокола, является результатом двухлетних экспериментов и разработок доктора Эрнста Хейнкеля, ее конструктора.
  24. ^ Кук, Джон (март 2002 г.). «Кадр с кораблей: авиапочта по Бремену и Европе» . Воздушная классика. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 27 февраля 2013 г.
  25. ^ Корпорация, Боннье (1 февраля 1933 г.). «Популярная наука» . Компания Бонньер . Проверено 24 апреля 2018 г. - через Google Книги.
  26. ^ Лондон 2003, с. 213.
  27. ^ «Почему я перешёл на тёмную сторону» . Архивировано из оригинала 20 мая 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Лондон, Питер. Британские летающие лодки . Стауд, Великобритания: Sutton Publishers Ltd., 2003. ISBN   0-7509-2695-3 .
  • Уэррелл, Кеннет П. (1985), Эволюция крылатой ракеты , База ВВС Максвелл, Алабама: Издательство Air University Press .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4d50f16834854ef840bfad7d9f809cd__1721477460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/cd/d4d50f16834854ef840bfad7d9f809cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aircraft catapult - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)