Jump to content

HMS Арк Роял (R09)

HMS Ark Royal с самолетами Phantom FG1 и Buccaneer S2 на палубе, 1976 год.
История
Великобритания
Имя Арк Роял
Заказал 18 марта 1942 г.
Строитель Каммелл Лэрд , Биркенхед , Англия
Заложен 3 мая 1943 г.
Запущен 3 мая 1950 г.
Введен в эксплуатацию 22 февраля 1955 г.
Выведен из эксплуатации 14 февраля 1979 г.
пораженный февраль 1979 г.
Порт приписки HMNB Девонпорт
Идентификация Номер вымпела : R09
Девиз Желание не дает покоя
Псевдоним(а) Могучий ковчег
Судьба Списан в 1980 г.
Общие характеристики
Класс и тип Авианосец класса «Дерзкий»
Смещение
  • 36 800 длинных тонн (41 200 коротких тонн ; 37 400 т ) (в состоянии постройки)
  • 43 060 длинных тонн (48 230 коротких тонн; 43 750 т), 53 950 длинных тонн (60 420 коротких тонн; 54 820 т) при полной загрузке (1978 г.)
Длина 804 фута (245 м )
Луч
  • 112 футов (34 м) (в состоянии постройки)
  • 171 фут (52 м) (1978)
Черновик
  • Стандартная длина 33 фута (10 м)
  • Глубина 31 фут (9,5 м)
Движение
  • 8 Адмиралтейских 3-барабанных котлов в 4-х котельных
  • 4 комплекта турбин с редуктором Parsons, 4 вала
  • Мощность: 152 000 лошадиных сил на валу (113 000 кВт ).
Скорость 31,5 узла (58,3 км/ч)
Диапазон
  • 7000 морских миль (13000 км) при скорости 14 узлов (26 км/ч)
  • 5000 морских миль (9300 км) при скорости 24 узла (44 км/ч)
Дополнить 2250 (2640 включая авиационный персонал)
Датчики и
системы обработки
После 1970 года:
Навигационный радар Тип 974
2 радара воздушного поиска дальнего действия Тип 965
Радар подхода с управлением от авианосца Тип 963
Радар типа 986 используется синхронно с 965, 987x2 для определения высоты вперед и назад, 993 Средняя дальность; все радары диапазона E/F
Вооружение
Самолет перевезен
  • Год постройки: 50
  • 40 после ремонта 1967–1970 гг.

HMS Ark Royal (R09) был Audacious класса авианосцем Королевского флота и, когда он был выведен из эксплуатации в 1979 году, стал последним оставшимся в Королевском флоте с катапультами и задержанной посадкой обычным авианосцем . Он был первым авианосцем, который был оснащен наклонной полетной палубой при вводе в эксплуатацию ; ее родственный корабль, HMS Eagle , был первым авианосцем Королевского флота с наклонной палубой после модификации в 1954 году. Ark Royal был единственным судном, не принадлежащим Соединенным Штатам, которое эксплуатировало McDonnell Douglas Phantom в море.

Строительство и модификации

[ редактировать ]
Арк в конце 1950-х годов, до того, как был снят лифт на левом краю палубы.

Ark Royal был родственным кораблем HMS Eagle , который первоначально назывался HMS Audacious , отсюда и название класса. четыре корабля класса Audacious Было заложено , но два (HMS Africa и первоначальный HMS Eagle ) были списаны после окончания Второй мировой войны , а строительство двух других было приостановлено на несколько лет. Оба построенных корабля на протяжении всего срока службы подвергались обширной модернизации.

Контракт был заключен с Каммеллом Лэрдом на реке Мерси 19 марта 1942 года ; 82 года назад ( 19 марта 1942 ) построил первый корабль этого класса. Первоначально планировалось назвать корабль Irresistible , оно было изменено на Ark Royal , но перед приказом в честь авианосца, потерянного в 1941 году . Корабль, который был самым большим военным кораблем, когда-либо построенным Кэммеллом Лэрдом, был заложен на верфи Лэрда в Биркенхеде 3 мая 1943 года ; 81 год назад 1119 ( 1943-05-03 ) , двор № . [2] Строительство шло медленно и было приостановлено после окончания Второй мировой войны, чтобы можно было обновить конструкцию корабля, чтобы он лучше подходил для эксплуатации современных самолетов. Арк Ройал был спущен на воду королевой Елизаветой , женой короля Георга VI , 3 мая 1950 года ; 74 года назад ( 1950-05-03 ) . Она была завершена 25 февраля 1955 года ; 69 лет назад ( 25 февраля 1955 г. ) и на следующий день был введен в эксплуатацию в Девонпорте . [3]

За это время он претерпел модернизацию и после завершения заметно отличался от своего однотипного корабля. Незадолго до спуска на воду с верфи Каммелл-Лэрд изображение корабля, окрашенного в белый подшерсток, было запечатлено фотографом-пикториалистом Э. Чамбре Хардманом . Это много раз выставлялось под названием «Там, где строятся великие корабли», а затем «Рождение Королевского Ковчега». При вводе в эксплуатацию он имел частично наклоненную под углом 5,5° полетную палубу , две паровые катапульты, способные запускать самолеты массой до 30 000 фунтов (14 000 кг), бортовой подъемник на левом борту (первый британский корабль, оснащенный такой системой). устройство), доработанное вооружение и новую зеркальную систему посадки . Ark Royal был первым кораблем, построенным с наклонной полетной палубой и паровыми катапультами, а не с добавлением их после спуска на воду. [4] Эти нововведения позволили самолетам одновременно приземляться и взлетать с авианосца. Ее полетная палуба в первоначальном виде имела размеры 800 на 112 футов (244 на 34 метра).

Арк Ройал в 1957 году

Прошло еще четыре года, прежде чем она приступила к ходовым испытаниям. [5]

Примерно через год после ввода в эксплуатацию ее передние левые 4,5-дюймовые (110-мм) орудия были сняты, чтобы улучшить работу самолетов над наклонной палубой. Четыре года спустя также были сняты подъемник на левой кромке палубы и передние 4,5-дюймовые орудия правого борта. После ремонта 1964 года в кормовой части по левому и правому борту осталась только одна спаренная 4,5-дюймовая артиллерийская установка. [6] С 1967 по февраль 1970 года она прошла ремонт, который представлял собой серьезную перестройку ее конструкции, но лишь строгое обновление ее электронного оборудования и ограничивалось изменениями, необходимыми для работы версии « Фантома» RN . До и во время ремонта опасения по поводу затрат, возраста корпуса и изменения политических взглядов по поводу военно-морских требований ставили под угрозу ремонт и даже возможность сдачи корабля на слом. Однако убедительные аргументы в пользу сохранения и модернизации авианосца победили.

Переоборудование обошлось примерно в 30 миллионов фунтов стерлингов , что намного меньше, чем модернизация Eagle , но также добавило несколько улучшений, которые позволили ей с комфортом эксплуатировать более крупные самолеты Phantom и Buccaneer Mk.2 . Ее модификации включали полную летную палубу под углом 8,5 °, новые и гораздо более мощные паровые катапульты, уздечки, тяжелые дефлекторы реактивной струи (оба из которых Eagle не получил) и тяжелые тормозные тросы . Было проложено тысячу двести миль новых кабелей. [7] но корабль не был полностью перемонтирован и сохранил старую электрику постоянного тока. Также были добавлены модифицированный остров (с другим расположением от Eagle ) и частично новый электронный комплекс, хотя некоторые из ее оригинальных радаров, такие как высотомеры 983, были сохранены, и она не получила 3-D системы воздушного поиска. радарный комплект, который установила ее сестра, вместо этого были установлены две версии стандартной системы дальнего действия RN 965 с двойной антенной решеткой 966 и один из новых комплектов 986. Примечательно, что «Арк Ройал» был первым и единственным авианосцем RN, оснащенным системой захода на посадку авианосца ВМС США — радаром AN/SPN-35 . [7] повышение эксплуатационных возможностей и безопасности ночных самолетов. Размер ее полетной палубы был увеличен слева в кормовой части, что дало ей дополнительное пространство на палубе для ее авиагруппы, которого у Eagle не было. Он также был оснащен четырьмя пусковыми установками ракет Seacat, которые так и не были установлены, поэтому после ремонта он вышел без защитного вооружения, за исключением ложных пусковых установок Corvus. Примечательно, что ее паровые турбины и котлы были лишь капитальным ремонтом, а это означало, что механически она была очень устаревшей; однако демонтаж Eagle означал, что какое-то время были доступны необходимые запасные части. В соответствии с новой государственной политикой по списанию авианосцев к 1975 году Арк Ройал должен был прослужить максимум всего пять лет. Интенсивное техническое обслуживание, а также новая программа непрерывного обслуживания и ремонта (при этом корабли технического обслуживания RN всегда были в ее рабочих группах ) поддерживала ее работу до конца 1978 года, хотя учащающиеся механические и электрические неисправности привели к ее выводу из эксплуатации в начале 1979 года.

На момент вступления в строй корабль имел в своем составе до 50 самолетов, включая Sea Hawks , Sea Venoms , Gannets , Skyraiders и различные вертолеты. По мере того, как более поздние типы самолетов росли в размерах и сложности, ее авиагруппа упала до менее 40, когда она покинула службу в 1978 году.

Операционная история

[ редактировать ]
Арк Ройал (на заднем плане) работает вместе с военным кораблем США «Индепенденс» (на переднем плане) в Северной Атлантике, 1971 год.

«Арк Ройал» участвовал во многих учениях в составе британского флота и эскадрилий НАТО ( Организации Североатлантического договора ), но боевого дежурства не нес. Она не участвовала в Суэцком кризисе в Египте 1956 года, примерно через год после ввода в эксплуатацию; она направлялась туда, когда у нее сломался подшипник главного карданного вала, и ей пришлось вернуться в Девонпорт для капитального ремонта. Орел заменил ее в Суэце. В 1963 году она провела испытания нового типа самолета вертикального/короткого взлета и посадки (V/STOL) Hawker P.1127 , который позже превратился в Hawker Siddeley Harrier . Тот же самолет, теперь перепроектированный и разработанный как British Aerospace Sea Harrier , позже был принят в качестве основного ударного средства будущего третьего и последнего Ark Royal, начиная с 1980 года.

Она была частью патруля Бейры, обеспечивающего морскую блокаду Родезии военно - в 1965 году. [8] В «Белой книге обороны» 1966 года планировалось положить конец британским авианосцам в начале 1970-х годов, но он зашел в док для ремонта, чтобы предотвратить увольнения на верфях и возможные политические проблемы. [9] Новое правительство пересмотрело ситуацию с авианосцами, обнаружив, что самолеты берегового базирования не могут обеспечить адекватного прикрытия британских интересов « к востоку от Суэца ».

9 ноября 1970 года, находясь в Средиземном море для участия в учениях НАТО, «Арк Ройал» столкнулся с «Бравым» . [10] эсминец ВМФ СССР класса «Котлин» , который следил за ней (обычная практика во время холодной войны ). [11] «Арк Ройал» получил легкие повреждения, а советский эсминец получил незначительные повреждения и пропал без вести два члена экипажа. Арк Ройял » Командир « , капитан Рэймонд Лайго , был освобожден от вины на последующем военном трибунале .

Phantom FG1 на Арк Ройал в 1972 году.

Корабль был показан в британском телесериале 1960-х годов « Не только... но и в главных ролях» с Питером Куком и Дадли Муром . Когда заказы закончились, с катапульты были сброшены в море предметы, в том числе пианино и один раз туалет с вымпелом окупаемости. [ нужна ссылка ]

К 1970 году Ark Royal в составе было 39 самолетов. Обычно в его состав входили двенадцать самолетов Phantom FG Mk.1 из 892-й морской авиационной эскадрильи , четырнадцать Buccaneer S Mk.2 из 809-й эскадрильи, четыре самолета Gannet AEW ( бортового раннего предупреждения ) Mk.3 из рейса B 849-й эскадрильи, шесть самолетов Sea King HAS Mk.1. из 824-й эскадрильи, два Wessex HAR Mk.1 корабля Ship's Flight и один Gannet COD Mk.4. [ нужна ссылка ] позже заменен на AEW3. [ нужна ссылка ] «Буканьеры» выполняли функцию самолетов-заправщиков, используя дополнительные дозаправочные капсулы, а также самолетов-разведчиков дальнего действия с установленными в бомбоотсеках фотокамерами. В июле 1976 года она представляла Великобританию на праздновании двухсотлетия США в Форт-Лодердейле, Флорида . [ нужна ссылка ]

В 1972 году «Буканьеры» на борту «Арк Ройял» приняли участие в дальней ударной миссии над Британским Гондурасом в Центральной Америке, незадолго до его независимости в качестве конституционной монархии под названием «Правительство Ее Величества Белиза», чтобы сдержать возможное вторжение Гватемалы , которое имело давнюю историю. территориальные претензии. [12]

В 1977 году под флагом адмирала сэра Генри Лича, главнокомандующего флотом KCB, «Арк Ройал» возглавил чествование Королевского флота и празднование серебряного юбилея королевы Елизаветы II в Спитхеде . [13]

В середине 1970-х корабль вернулся на телевидение. Был снят крупный документальный сериал BBC , один из первых документальных фильмов о полетах на стене , « Моряк» , показывающий жизнь на борту корабля во время его развертывания в Западной Атлантике с февраля по июль 1976 года . Ее командиром в это время был капитан Уилфред Грэм, позже ставший флагманом Портсмута, а командиром корабля (исполнительным офицером) был командир Дэвид Коулинг. Темой программы стала «Sailing песня Рода Стюарта », которая стала ассоциироваться с кораблем и его преемником. Она посетила Форт-Лодердейл, Флорида , с 30 мая по 14 июня 1978 года.

Арк Ройал вместе с военным кораблем USS Nimitz во время остановки в Норфолке, штат Вирджиния , во время его последнего развертывания WESTLANT в 1978 году.

Она поступила в HMNB Девонпорт 4 декабря 1978 года ; 45 лет назад ( 4 декабря 1978 г. ) , выведен из эксплуатации 14 февраля 1979 г . ; 45 лет назад ( 14 февраля 1979 ) . Как и ее сестра Игл , у нее была относительно короткая (24 года) жизнь, и когда « Белый флаг» спустился в последний раз, у Королевского флота больше не было самолетов в море, и такая ситуация сохранялась до принятия на вооружение HMS Invincible в марте 1980 года и завершение переоборудования HMS Hermes для эксплуатации Sea Harrier в середине 1981 года. 29 марта 1980 г .; 44 года назад ( 29 марта 1980 г. ) Министерство обороны (МО) объявило, что она будет продана на металлолом, и на этом планы по ее сохранению закончились. Он покинул Девонпорт 22 сентября 1980 года на буксире, чтобы быть списанным в Кэрнрайане недалеко от Странраера в Шотландии и прибыл 28 сентября. По прибытии к прибоям ее однотипный корабль «Орел» находился там на завершающей стадии разрушения. Распад Ark Royal длился до 1983 года. В этот период многие бывшие члены экипажа отправились на пристань буруна в отдаленном уголке озера Лох-Райан, чтобы отдать дань уважения; некоторые расплакались, увидев, как корабль разрывается на куски. Однако различные части корабля остались сувенирами или памятниками; например, якорь (вместе с якорем от ее однотипного корабля Eagle ) возле Музея авиации флота в RNAS Yeovilton . Один из других ее якорей находится на Армада-Уэй, Плимут, недалеко от Плимут-Хоу.

Последнее авиакрыло, 1970–1978 гг.
эскадрилья тип самолета количество
самолет
роль
809 НАН Пират S2 14 ударять
892 НАН Фантом ФГ1 12 ПВО флота
849B Сетевое хранилище данных Олуша AEW3 4 воздушное раннее предупреждение
Олуша COD4 1 доставка на борт перевозчика
824 НАН Морской король HAS2 7 противолодочная борьба
Полет корабля Уэссекс HAS1 2 поиск и спасение

Наследие

[ редактировать ]

Хотя карьера Арк Ройал длилась 24 года с момента ее ввода в эксплуатацию (ее имя было нарицательным), столько же времени она провела в ремонте; ремонт и резерв и модернизация в эксплуатацию (12 лет). От ее инженеров требовалось много усилий, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии между периодами верфи. Арк Ройал плохо сохранился во время длительного строительства. [7] с 1942 по 1955 год, и большая часть ее оборудования устарела к моменту ее завершения, в том числе ее устаревшая электрика постоянного тока, дополненная позже некоторыми системами переменного тока, в результате чего на корабле регулярно возникали дефекты и механические неисправности. [7] Орел был более надежным и хорошо построенным кораблем, [14] и проводила в море гораздо больше времени, чем ее сестра. Утилизация Ark Royal в 1980 году, через два года после Eagle , ознаменовала конец эксплуатации обычных самолетов на борту авианосцев Королевского флота. Она принесла столько нововведений, но ее преемник не был оснащен ни одним из них. Была некоторая дискуссия о сохранении ее в качестве корабля-музея , и были собраны частные средства; Министерство обороны не санкционировало эти усилия. Впоследствии Музей авиации флота имитировал остров корабля и кабину экипажа в центральном зале как выставку «Опыт авианосца» .

Авианосец «Кентавр» класса HMS Hermes остался в строю после нее, но в 1971 году был преобразован в вертолетоносец-десантник, а затем в авианосец вертикального взлета и посадки . Гораздо меньший «Инвинсибл» авианосец класса мог нести только самолеты и вертолеты вертикального / короткого взлета и посадки. Два новых Queen Elizabeth авианосца класса , которые были введены в эксплуатацию в 2017 и 2019 годах, изначально были предназначены для эксплуатации самолетов V/STOL. Несмотря на рекомендации экспертов и в попытке сократить расходы, правительство Великобритании потребовало, чтобы новые авианосцы были модифицированы для эксплуатации обычных самолетов CATOBAR (взлет с помощью катапульты и барьерное / задержанное восстановление). Установка электромагнитных катапульт потребовала бы огромных структурных изменений и модернизации энергетической системы корабля, что оказалось невозможным и привело к решению вернуться к исходной конфигурации. [15]

Самолеты и эскадрильи

[ редактировать ]
Вид сверху на Арк Ройал в 1970 году.

Командиры

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «HMS Ark Royal — SeaVixen» . www.SeaVixen.org .
  2. ^ Хоббс 2013, с. 178.
  3. ^ Хоббс 2013, с. 296
  4. ^ HMAS Мельбурн (II) - 25 лет спустя , стр. 6
  5. ^ Беббингтон. Страница 58.
  6. ^ обслуживающий специалист RN
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Д. Хоббс (2013). Британские авианосцы. История дизайна, разработки и обслуживания. Сифорт. Великобритания, стр. 295.
  8. ^ Беббингтон. Страница 59.
  9. ^ Эскадрилья Феникс стр . 42-43
  10. ^ Смит, Лайонел А. «Изображения из шестой комиссии Арк Ройал – страница 7, русские» . Домашняя страница Лайонела . Проверено 15 февраля 2015 г.
  11. ^ Эскадрилья Феникс стр . 33-34
  12. ^ Уайт, Роуленд (2010). Эскадрилья «Феникс»: HMS Ark Royal, последние лучшие орудия Британии и нерассказанная история их самой драматичной миссии . Корги. ISBN  978-0552152907 .
  13. ^ «Программа серебряного юбилейного обзора флота» (PDF) . www.AxfordsAbode.org.uk . Проверено 15 февраля 2015 г.
  14. ^ Дж. Стокер, в «Воинах 60-х и 70-х». Обзор международного флота военных кораблей, май 2007 г., стр. 47–8.
  15. ^ «Прыжковые самолеты возвращаются, поскольку правительство отказывается от плана «кошки и ловушки» для будущих авианосцев» . Новости ВМФ . Королевский флот . 10 мая 2012 года . Проверено 15 февраля 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Предшественник HMS Арк Ройал
1955–1978
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e382e7e520c955e67d247327f3ee6c6a__1712753760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/6a/e382e7e520c955e67d247327f3ee6c6a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Ark Royal (R09) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)