HMS Арк Роял (R09)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2010 г. ) |
![]() HMS Ark Royal с самолетами Phantom FG1 и Buccaneer S2 на палубе, 1976 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Арк Роял |
Заказал | 18 марта 1942 г. |
Строитель | Каммелл Лэрд , Биркенхед , Англия |
Заложен | 3 мая 1943 г. |
Запущен | 3 мая 1950 г. |
Введен в эксплуатацию | 22 февраля 1955 г. |
Выведен из эксплуатации | 14 февраля 1979 г. |
пораженный | февраль 1979 г. |
Порт приписки | HMNB Девонпорт |
Идентификация | Номер вымпела : R09 |
Девиз | Желание не дает покоя |
Псевдоним(а) | Могучий ковчег |
Судьба | Списан в 1980 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Авианосец класса «Дерзкий» |
Смещение |
|
Длина | 804 фута (245 м ) |
Луч |
|
Черновик |
|
Движение |
|
Скорость | 31,5 узла (58,3 км/ч) |
Диапазон |
|
Дополнить | 2250 (2640 включая авиационный персонал) |
Датчики и системы обработки | После 1970 года:
|
Вооружение |
|
Самолет перевезен |
|
HMS Ark Royal (R09) был Audacious класса авианосцем Королевского флота и, когда он был выведен из эксплуатации в 1979 году, стал последним оставшимся в Королевском флоте с катапультами и задержанной посадкой обычным авианосцем . Он был первым авианосцем, который был оснащен наклонной полетной палубой при вводе в эксплуатацию ; ее родственный корабль, HMS Eagle , был первым авианосцем Королевского флота с наклонной палубой после модификации в 1954 году. Ark Royal был единственным судном, не принадлежащим Соединенным Штатам, которое эксплуатировало McDonnell Douglas Phantom в море.
Строительство и модификации
[ редактировать ]
Ark Royal был родственным кораблем HMS Eagle , который первоначально назывался HMS Audacious , отсюда и название класса. четыре корабля класса Audacious Было заложено , но два (HMS Africa и первоначальный HMS Eagle ) были списаны после окончания Второй мировой войны , а строительство двух других было приостановлено на несколько лет. Оба построенных корабля на протяжении всего срока службы подвергались обширной модернизации.
Контракт был заключен с Каммеллом Лэрдом на реке Мерси 19 марта 1942 года построил первый корабль этого класса. Первоначально планировалось назвать корабль Irresistible , оно было изменено на Ark Royal , но перед приказом в честь авианосца, потерянного в 1941 году . Корабль, который был самым большим военным кораблем, когда-либо построенным Кэммеллом Лэрдом, был заложен на верфи Лэрда в Биркенхеде 3 мая 1943 года , двор № . [2] Строительство шло медленно и было приостановлено после окончания Второй мировой войны, чтобы можно было обновить конструкцию корабля, чтобы он лучше подходил для эксплуатации современных самолетов. Арк Ройал был спущен на воду королевой Елизаветой , женой короля Георга VI , 3 мая 1950 года . Она была завершена 25 февраля 1955 года и на следующий день был введен в эксплуатацию в Девонпорте . [3]
За это время он претерпел модернизацию и после завершения заметно отличался от своего однотипного корабля. Незадолго до спуска на воду с верфи Каммелл-Лэрд изображение корабля, окрашенного в белый подшерсток, было запечатлено фотографом-пикториалистом Э. Чамбре Хардманом . Это много раз выставлялось под названием «Там, где строятся великие корабли», а затем «Рождение Королевского Ковчега». При вводе в эксплуатацию он имел частично наклоненную под углом 5,5° полетную палубу , две паровые катапульты, способные запускать самолеты массой до 30 000 фунтов (14 000 кг), бортовой подъемник на левом борту (первый британский корабль, оснащенный такой системой). устройство), доработанное вооружение и новую зеркальную систему посадки . Ark Royal был первым кораблем, построенным с наклонной полетной палубой и паровыми катапультами, а не с добавлением их после спуска на воду. [4] Эти нововведения позволили самолетам одновременно приземляться и взлетать с авианосца. Ее полетная палуба в первоначальном виде имела размеры 800 на 112 футов (244 на 34 метра).

Прошло еще четыре года, прежде чем она приступила к ходовым испытаниям. [5]
Примерно через год после ввода в эксплуатацию ее передние левые 4,5-дюймовые (110-мм) орудия были сняты, чтобы улучшить работу самолетов над наклонной палубой. Четыре года спустя также были сняты подъемник на левой кромке палубы и передние 4,5-дюймовые орудия правого борта. После ремонта 1964 года в кормовой части по левому и правому борту осталась только одна спаренная 4,5-дюймовая артиллерийская установка. [6] С 1967 по февраль 1970 года она прошла ремонт, который представлял собой серьезную перестройку ее конструкции, но лишь строгое обновление ее электронного оборудования и ограничивалось изменениями, необходимыми для работы версии « Фантома» RN . До и во время ремонта опасения по поводу затрат, возраста корпуса и изменения политических взглядов по поводу военно-морских требований ставили под угрозу ремонт и даже возможность сдачи корабля на слом. Однако убедительные аргументы в пользу сохранения и модернизации авианосца победили.
Переоборудование обошлось примерно в 30 миллионов фунтов стерлингов , что намного меньше, чем модернизация Eagle , но также добавило несколько улучшений, которые позволили ей с комфортом эксплуатировать более крупные самолеты Phantom и Buccaneer Mk.2 . Ее модификации включали полную летную палубу под углом 8,5 °, новые и гораздо более мощные паровые катапульты, уздечки, тяжелые дефлекторы реактивной струи (оба из которых Eagle не получил) и тяжелые тормозные тросы . Было проложено тысячу двести миль новых кабелей. [7] но корабль не был полностью перемонтирован и сохранил старую электрику постоянного тока. Также были добавлены модифицированный остров (с другим расположением от Eagle ) и частично новый электронный комплекс, хотя некоторые из ее оригинальных радаров, такие как высотомеры 983, были сохранены, и она не получила 3-D системы воздушного поиска. радарный комплект, который установила ее сестра, вместо этого были установлены две версии стандартной системы дальнего действия RN 965 с двойной антенной решеткой 966 и один из новых комплектов 986. Примечательно, что «Арк Ройал» был первым и единственным авианосцем RN, оснащенным системой захода на посадку авианосца ВМС США — радаром AN/SPN-35 . [7] повышение эксплуатационных возможностей и безопасности ночных самолетов. Размер ее полетной палубы был увеличен слева в кормовой части, что дало ей дополнительное пространство на палубе для ее авиагруппы, которого у Eagle не было. Он также был оснащен четырьмя пусковыми установками ракет Seacat, которые так и не были установлены, поэтому после ремонта он вышел без защитного вооружения, за исключением ложных пусковых установок Corvus. Примечательно, что ее паровые турбины и котлы были лишь капитальным ремонтом, а это означало, что механически она была очень устаревшей; однако демонтаж Eagle означал, что какое-то время были доступны необходимые запасные части. В соответствии с новой государственной политикой по списанию авианосцев к 1975 году Арк Ройал должен был прослужить максимум всего пять лет. Интенсивное техническое обслуживание, а также новая программа непрерывного обслуживания и ремонта (при этом корабли технического обслуживания RN всегда были в ее рабочих группах ) поддерживала ее работу до конца 1978 года, хотя учащающиеся механические и электрические неисправности привели к ее выводу из эксплуатации в начале 1979 года.
На момент вступления в строй корабль имел в своем составе до 50 самолетов, включая Sea Hawks , Sea Venoms , Gannets , Skyraiders и различные вертолеты. По мере того, как более поздние типы самолетов росли в размерах и сложности, ее авиагруппа упала до менее 40, когда она покинула службу в 1978 году.
Операционная история
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2019 г. ) |

«Арк Ройал» участвовал во многих учениях в составе британского флота и эскадрилий НАТО ( Организации Североатлантического договора ), но боевого дежурства не нес. Она не участвовала в Суэцком кризисе в Египте 1956 года, примерно через год после ввода в эксплуатацию; она направлялась туда, когда у нее сломался подшипник главного карданного вала, и ей пришлось вернуться в Девонпорт для капитального ремонта. Орел заменил ее в Суэце. В 1963 году она провела испытания нового типа самолета вертикального/короткого взлета и посадки (V/STOL) Hawker P.1127 , который позже превратился в Hawker Siddeley Harrier . Тот же самолет, теперь перепроектированный и разработанный как British Aerospace Sea Harrier , позже был принят в качестве основного ударного средства будущего третьего и последнего Ark Royal, начиная с 1980 года.
Она была частью патруля Бейры, обеспечивающего морскую блокаду Родезии военно - в 1965 году. [8] В «Белой книге обороны» 1966 года планировалось положить конец британским авианосцам в начале 1970-х годов, но он зашел в док для ремонта, чтобы предотвратить увольнения на верфях и возможные политические проблемы. [9] Новое правительство пересмотрело ситуацию с авианосцами, обнаружив, что самолеты берегового базирования не могут обеспечить адекватного прикрытия британских интересов « к востоку от Суэца ».
9 ноября 1970 года, находясь в Средиземном море для участия в учениях НАТО, «Арк Ройал» столкнулся с «Бравым» . [10] эсминец ВМФ СССР класса «Котлин» , который следил за ней (обычная практика во время холодной войны ). [11] «Арк Ройал» получил легкие повреждения, а советский эсминец получил незначительные повреждения и пропал без вести два члена экипажа. Арк Ройял » Командир « , капитан Рэймонд Лайго , был освобожден от вины на последующем военном трибунале .

Корабль был показан в британском телесериале 1960-х годов « Не только... но и в главных ролях» с Питером Куком и Дадли Муром . Когда заказы закончились, с катапульты были сброшены в море предметы, в том числе пианино и один раз туалет с вымпелом окупаемости. [ нужна ссылка ]
К 1970 году Ark Royal в составе было 39 самолетов. Обычно в его состав входили двенадцать самолетов Phantom FG Mk.1 из 892-й морской авиационной эскадрильи , четырнадцать Buccaneer S Mk.2 из 809-й эскадрильи, четыре самолета Gannet AEW ( бортового раннего предупреждения ) Mk.3 из рейса B 849-й эскадрильи, шесть самолетов Sea King HAS Mk.1. из 824-й эскадрильи, два Wessex HAR Mk.1 корабля Ship's Flight и один Gannet COD Mk.4. [ нужна ссылка ] позже заменен на AEW3. [ нужна ссылка ] «Буканьеры» выполняли функцию самолетов-заправщиков, используя дополнительные дозаправочные капсулы, а также самолетов-разведчиков дальнего действия с установленными в бомбоотсеках фотокамерами. В июле 1976 года она представляла Великобританию на праздновании двухсотлетия США в Форт-Лодердейле, Флорида . [ нужна ссылка ]
В 1972 году «Буканьеры» на борту «Арк Ройял» приняли участие в дальней ударной миссии над Британским Гондурасом в Центральной Америке, незадолго до его независимости в качестве конституционной монархии под названием «Правительство Ее Величества Белиза», чтобы сдержать возможное вторжение Гватемалы , которое имело давнюю историю. территориальные претензии. [12]
В 1977 году под флагом адмирала сэра Генри Лича, главнокомандующего флотом KCB, «Арк Ройал» возглавил чествование Королевского флота и празднование серебряного юбилея королевы Елизаветы II в Спитхеде . [13]
В середине 1970-х корабль вернулся на телевидение. Был снят крупный документальный сериал BBC , один из первых документальных фильмов о полетах на стене , « Моряк» , показывающий жизнь на борту корабля во время его развертывания в Западной Атлантике с февраля по июль 1976 года . Ее командиром в это время был капитан Уилфред Грэм, позже ставший флагманом Портсмута, а командиром корабля (исполнительным офицером) был командир Дэвид Коулинг. Темой программы стала «Sailing песня Рода Стюарта », которая стала ассоциироваться с кораблем и его преемником. Она посетила Форт-Лодердейл, Флорида , с 30 мая по 14 июня 1978 года.

Она поступила в HMNB Девонпорт 4 декабря 1978 года , выведен из эксплуатации 14 февраля 1979 г . . Как и ее сестра Игл , у нее была относительно короткая (24 года) жизнь, и когда « Белый флаг» спустился в последний раз, у Королевского флота больше не было самолетов в море, и такая ситуация сохранялась до принятия на вооружение HMS Invincible в марте 1980 года и завершение переоборудования HMS Hermes для эксплуатации Sea Harrier в середине 1981 года. 29 марта 1980 г Министерство обороны (МО) объявило, что она будет продана на металлолом, и на этом планы по ее сохранению закончились. Он покинул Девонпорт 22 сентября 1980 года на буксире, чтобы быть списанным в Кэрнрайане недалеко от Странраера в Шотландии и прибыл 28 сентября. По прибытии к прибоям ее однотипный корабль «Орел» находился там на завершающей стадии разрушения. Распад Ark Royal длился до 1983 года. В этот период многие бывшие члены экипажа отправились на пристань буруна в отдаленном уголке озера Лох-Райан, чтобы отдать дань уважения; некоторые расплакались, увидев, как корабль разрывается на куски. Однако различные части корабля остались сувенирами или памятниками; например, якорь (вместе с якорем от ее однотипного корабля Eagle ) возле Музея авиации флота в RNAS Yeovilton . Один из других ее якорей находится на Армада-Уэй, Плимут, недалеко от Плимут-Хоу.
эскадрилья | тип самолета | количество самолет |
роль |
---|---|---|---|
809 НАН | Пират S2 | 14 | ударять |
892 НАН | Фантом ФГ1 | 12 | ПВО флота |
849B Сетевое хранилище данных | Олуша AEW3 | 4 | воздушное раннее предупреждение |
Олуша COD4 | 1 | доставка на борт перевозчика | |
824 НАН | Морской король HAS2 | 7 | противолодочная борьба |
Полет корабля | Уэссекс HAS1 | 2 | поиск и спасение |
Наследие
[ редактировать ]Хотя карьера Арк Ройал длилась 24 года с момента ее ввода в эксплуатацию (ее имя было нарицательным), столько же времени она провела в ремонте; ремонт и резерв и модернизация в эксплуатацию (12 лет). От ее инженеров требовалось много усилий, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии между периодами верфи. Арк Ройал плохо сохранился во время длительного строительства. [7] с 1942 по 1955 год, и большая часть ее оборудования устарела к моменту ее завершения, в том числе ее устаревшая электрика постоянного тока, дополненная позже некоторыми системами переменного тока, в результате чего на корабле регулярно возникали дефекты и механические неисправности. [7] Орел был более надежным и хорошо построенным кораблем, [14] и проводила в море гораздо больше времени, чем ее сестра. Утилизация Ark Royal в 1980 году, через два года после Eagle , ознаменовала конец эксплуатации обычных самолетов на борту авианосцев Королевского флота. Она принесла столько нововведений, но ее преемник не был оснащен ни одним из них. Была некоторая дискуссия о сохранении ее в качестве корабля-музея , и были собраны частные средства; Министерство обороны не санкционировало эти усилия. Впоследствии Музей авиации флота имитировал остров корабля и кабину экипажа в центральном зале как выставку «Опыт авианосца» .
Авианосец «Кентавр» класса HMS Hermes остался в строю после нее, но в 1971 году был преобразован в вертолетоносец-десантник, а затем в авианосец вертикального взлета и посадки . Гораздо меньший «Инвинсибл» авианосец класса мог нести только самолеты и вертолеты вертикального / короткого взлета и посадки. Два новых Queen Elizabeth авианосца класса , которые были введены в эксплуатацию в 2017 и 2019 годах, изначально были предназначены для эксплуатации самолетов V/STOL. Несмотря на рекомендации экспертов и в попытке сократить расходы, правительство Великобритании потребовало, чтобы новые авианосцы были модифицированы для эксплуатации обычных самолетов CATOBAR (взлет с помощью катапульты и барьерное / задержанное восстановление). Установка электромагнитных катапульт потребовала бы огромных структурных изменений и модернизации энергетической системы корабля, что оказалось невозможным и привело к решению вернуться к исходной конфигурации. [15]
Самолеты и эскадрильи
[ редактировать ]
- Хоукер Си Хоук
- Морской яд де Хэвилленда
- Ярмарка олушей
- Вестленд Виверн
- Грумман Мститель
- Макдоннелл Дуглас Фантом FG1
- Блэкберн Бакканир
- Супермариновый ятаган
- де Хэвилленд Си Виксен
- Вестлендская стрекоза
- Вестлендский морской король
- Вестленд Уэссекс
Командиры
[ редактировать ]- 1954–1956: капитан Деннис Кэмбелл, Р.Н.
- 1956–1958: капитан Фрэнк Хопкинс, RN
- 1959–1961: капитан Питер Хилл-Нортон, Р.Н.
- 1961–1963: капитан Дональд Гибсон Р.Н.
- 1963–1964: капитан Майкл Поллок , Р.Н.
- 1964–1965: капитан Энтони Гриффин, RN
- 1965–1967: капитан Майкл Фелл, Р.Н.
- 1969–1971: капитан Раймонд Лиго Р.Н.
- 1971–1972: капитан Джон Робертс Р.Н.
- 1972–1973: капитан Десмонд Кэссиди, Р.Н.
- 1973–1975: капитан Джон Джерард-Пирс, Р.Н.
- 1975–1976: капитан Уилфред Грэм Р.Н.
- 1976–1978: капитан Эдвард Р. Энсон Р.Н.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «HMS Ark Royal — SeaVixen» . www.SeaVixen.org .
- ^ Хоббс 2013, с. 178.
- ^ Хоббс 2013, с. 296
- ^ HMAS Мельбурн (II) - 25 лет спустя , стр. 6
- ^ Беббингтон. Страница 58.
- ^ обслуживающий специалист RN
- ^ Перейти обратно: а б с д Д. Хоббс (2013). Британские авианосцы. История дизайна, разработки и обслуживания. Сифорт. Великобритания, стр. 295.
- ^ Беббингтон. Страница 59.
- ^ Эскадрилья Феникс стр . 42-43
- ^ Смит, Лайонел А. «Изображения из шестой комиссии Арк Ройал – страница 7, русские» . Домашняя страница Лайонела . Проверено 15 февраля 2015 г.
- ^ Эскадрилья Феникс стр . 33-34
- ^ Уайт, Роуленд (2010). Эскадрилья «Феникс»: HMS Ark Royal, последние лучшие орудия Британии и нерассказанная история их самой драматичной миссии . Корги. ISBN 978-0552152907 .
- ^ «Программа серебряного юбилейного обзора флота» (PDF) . www.AxfordsAbode.org.uk . Проверено 15 февраля 2015 г.
- ^ Дж. Стокер, в «Воинах 60-х и 70-х». Обзор международного флота военных кораблей, май 2007 г., стр. 47–8.
- ^ «Прыжковые самолеты возвращаются, поскольку правительство отказывается от плана «кошки и ловушки» для будущих авианосцев» . Новости ВМФ . Королевский флот . 10 мая 2012 года . Проверено 15 февраля 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бивер, Пол (1979). Арк Ройал, иллюстрированная история последнего обычного авианосца Королевского флота . Кембридж , Англия: Патрик Стивенс. [ ISBN отсутствует ]
- Беббингтон, Дин (апрель 2017 г.). «Арк Роял». Отгрузки ежемесячно . стр. 56–59. [ ISBN отсутствует ]
- Блэкман, Раймонд (1973). Корабли Королевского флота . Лондон , Англия: Макдональд и Джейн. [ ISBN отсутствует ]
- Шено, Роджер (1984). Авианосцы мира с 1914 года по настоящее время: Иллюстрированная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд : Издательство Военно-морского института . ISBN 9780870219023 .
- Гардинер, Роберт (1983). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1982» . Лондон , Англия: Conway Maritime Press. [ ISBN отсутствует ]
- Хоббс, Дэвид (октябрь 2007 г.). «HMAS Melbourne (II) – 25 лет спустя». Военно-Морской Флот . Том. 69, нет. 4. Сидней , Австралия. стр. 5–9. ISSN 1322-6231 .
- Хоббс, Дэвид (2013). Британские авианосцы: история проектирования, разработки и эксплуатации . Барнсли , Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-138-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Британский авианосец атомного века , сентябрь 1955 г., ранняя статья журнала «Популярная механика» по заказу Арк Ройала с рисунками и иллюстрациями.
Внешние ссылки
[ редактировать ]