Бейра Патруль
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2018 г. ) |
Бейра Патруль | |
---|---|
Активный | 1 марта 1966 г. - 25 июня 1975 г. |
Страна | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Тип | Военно-морское формирование |
Роль | блокада |
Патруль Бейры представлял собой блокаду поставок нефти в Родезию (ныне Зимбабве ) через Бейру, Мозамбик , в результате торговых санкций Организации Объединенных Наций в отношении Родезии.
Фон
[ редактировать ]Правительство Родезии в одностороннем порядке провозгласило независимость бывшей колонии 11 ноября 1965 года, отвергнув британские предварительные условия независимости, которые включали расовое равенство и правление черного большинства. Ян Смит страны , избранный премьер-министр , продолжал занимать эту должность. Совет Безопасности ООН отреагировал принятием резолюции 217 , призывающей к санкциям в отношении Родезии. Позднее эта резолюция была использована британцами в качестве юридического оправдания блокады.
Великобритания ввела свои собственные национальные санкции, включая нефтяное эмбарго , но исключила вторжение в Родезию. Британцы изначально были против военных действий, вместо этого полагаясь на санкции ООН для оказания давления на родезийцев. Большинство государств-членов ООН хотели расширения санкций и военных мер. Британцы изначально пытались заблокировать подобные инициативы.
В октябре 1965 года Объединенный разведывательный комитет подсчитал, что даже полное торговое эмбарго не сможет нанести вред экономике Родезии из-за уклонения от санкций, допущенного португальским Мозамбиком и Южной Африкой , но предположил, что длительное и серьезное экономическое давление может побудить белый электорат свергнуть правительство. . В начале 1966 года премьер-министр Гарольд Вильсон заявил, что санкции работают, и предсказал, что правительство Родезии скоро падет. В то же время министерство иностранных дел лихорадочно вело переговоры с правительством Португалии об участии в санкциях, которые фактически привели бы к полной блокаде Родезии. К концу 1966 года, когда стало ясно, что Португалия не желает сотрудничать против Родезии, Королевский флот начал рассматривать возможность морской блокады направлявшихся в Мозамбик кораблей, перевозящих нефть, предназначенную для Родезии.
В течение первой недели февраля 1966 года стало ясно, что Родезия продолжает импортировать нефть по суше из португальского Мозамбика , и премьер-министра Вильсона предупредили, что черные африканские государства могут настаивать на более срочных санкциях и поднять этот вопрос в ООН. 24 февраля Комитет начальников штабов предупредил, что танкеры с нефтью для Родезии могут незаметно прибыть в порт Бейра, конечную точку трубопровода, идущего в Родезию, и начал подготовку плана морского наблюдения для представления премьер-министру. Позже в феврале британское правительство и мировая пресса начали уделять внимание танкерам, перевозящим нефть для Родезии, когда 25 февраля министр торговли и промышленности Родезии объявил, что скоро прибудет танкер с нефтью для Родезии.
Блокада
[ редактировать ]После сообщений о том, что Родезия игнорирует нефтяное эмбарго на море, британцы почувствовали необходимость принять меры и таким образом доказать свою приверженность санкциям. 1 марта Королевский флот создал патруль Бейры. Поскольку многие страны взяли на себя обязательство проводить политику санкций, требовалось, чтобы была известна национальность всех танкеров, перевозящих нефть в Бейру. Это была задача авианосца HMS Ark Royal и сил эскорта HMS Rhyl , HMS Lowestoft и позднее HMS Plymouth . Размещен у Бейры и приказал ему подготовиться к операциям по перехвату, которые начнутся 4 марта. [1] Следовательно, «Арк Ройал» покинул Момбасу 1 марта 1966 года и получил приказ проследовать к Мозамбикскому проливу, чтобы начать патрулирование у Бейры. 6 марта самолеты раннего предупреждения с авиабазы Арк Ройал начали поисковые операции в Мозамбикском проливе . [1] Вскоре были добавлены фрегат HMS Rhyl и корабль материально-технического обеспечения. 28 февраля 1966 года HMS Eagle отплыл из Сингапура по пути в Бейру и оставался на станции до 10 мая 1966 года (его сменил корабль Ark Royal ), вернувшись в Сингапур 10 мая 1966 года. [1] За 71 день «Игл» совершил 1070 боевых вылетов, пролетев 600 000 миль, ежедневно обследуя 200 000 квадратных миль, пройдя в общей сложности 30 000 миль. [2]
Патрулирование продолжалось до 1975 года. В любое время к патрулированию привлекались два британских фрегата или эсминца при поддержке наземных и палубных самолетов-разведчиков и вспомогательных судов. Различные британские военные корабли курсировали по Мозамбикскому проливу в 20–45 милях (32–72 км) от Бейры и проверяли нефтяные танкеры, направляющиеся в порт. [ нужна ссылка ] . В качестве примера такого развертывания можно привести HMS Sirius , прервавший свой переход в Сингапур для выполнения развертывания в составе патруля Бейра в начале 1967 года. [3]
Первоначально корабли Королевского флота должны были следить и допрашивать танкеры, направлявшиеся в Бейру, и им разрешалось принудительно отвести танкер только после того, как Великобритания получила разрешение от государства своего флага. Однако в случае получения разрешения британским военным кораблям разрешалось только требовать изменения курса от имени государства флага и производить выстрел в носовую часть, если это не сработало. Применение силы не было разрешено, и если танкер категорически отказывался подчиниться, военный корабль, следящий за ним, не мог больше предпринимать никаких действий и мог следовать за ним только в пределах шестимильной территориальной границы Мозамбика. Это означало, что танкеру будет разрешено беспрепятственно следовать в порт. [ нужна ссылка ] .
После инцидента, когда греческий танкер «Джоанна V» был перехвачен HMS «Плимут» , но, поскольку «Плимут» не имел права применять силу, танкер беспрепятственно вошёл в Бейру, британцы лоббировали разрешение ООН на применение силы. Впоследствии Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 221 . [4] Однако резолюция ограничила блокаду Бейрой и разрешила применять силу только Королевскому флоту. В результате только Королевский флот был вынужден обеспечивать блокаду без посторонней помощи, а танкеры с нефтью для Родезии могли свободно заходить в другие порты Мозамбика. [ нужна ссылка ] Резолюция также давала британцам право конфисковать судно « Джоанна V» после его выхода из Бейры, если оно сбросило там свой нефтяной груз. [5] 8 апреля 1967 года фрегат «Бервик» перехватил танкер «Мануэлла» и увёл его от Мозамбикского пролива, но когда «Бервик» прервался на дозаправку, «Мануэлла» снова взяла курс на Бейру, но была перехвачена фрегатом «Пума» , который не позволил танкеру дойти до Бейра. [5]
Впоследствии правила ведения боевых действий были либерализованы, но применение силы было ограничено «до самого минимума», а для отвлечения судов требовалось одобрение Министерства обороны. Британские военные корабли также должны были оставаться за пределами территориальных вод Португалии. После скандального инцидента с французским танкером «Артуа» . [6] который проигнорировал вызов фрегата «Минерва» , когда «Минерва» произвела предупредительные выстрелы до того, как министерство обороны просигнализировало, что Артуа разрешено войти в Бейру, правила ведения боя были дополнительно изменены, разрешив использование отключающего огня. [5]
Британии так и не удалось получить разрешение ООН на участие других военно-морских сил. Помимо отсутствия разрешения ООН, британцы сочли, что блокада других портов Мозамбика за счет риска для отношений с Португалией , членом НАТО , выходит за рамки их возможностей . Южная Африка также могла транспортировать нефть в Бейру, направляя танкеры через территориальные воды Южной Африки, а затем и Португалии, что обеспечивало юридический иммунитет от перехвата. В результате Родезия продолжала получать поставки нефти. Родезия также смогла выдержать блокаду за счет строгого нормирования нефти. По оценкам, в сентябре 1966 года Родезия получала 220 000 галлонов нефти ежедневно, тогда как в соответствии с карточной политикой ей требовалось только 200 000 галлонов в день. [ нужна ссылка ]
Патруль постепенно сокращался в несколько этапов. В марте 1971 года новый премьер-министр Эдвард Хит разрешил Королевскому флоту использовать по одному военному кораблю за раз, а не по два. [7] Три месяца спустя патруль потерял свой воздушный компонент, когда Малагасийская Республика обратилась к Королевским ВВС с просьбой ликвидировать его отряд в Маджунге . После общего сокращения количества фрегатов во флоте Королевскому флоту разрешили сделать патрулирование прерывистым. [8] Патруль был окончательно ликвидирован 25 июня 1975 года, когда Мозамбик получил независимость от Португалии и заверил Великобританию, что не позволит перегружать нефть в Родезию. [9]
Операция обошлась более чем в 100 миллионов фунтов , в операции приняли участие 76 кораблей Королевского флота. [9] Всего было перехвачено 47 нефтяных танкеров, из которых 42 было разрешено следовать. [ нужна ссылка ]
Задействованные корабли
[ редактировать ]В патруле участвовали корабли:
Авианосцы
[ редактировать ]Разрушители
[ редактировать ]Фрегаты
[ редактировать ]- Ирокез [18] [ ненадежный источник? ]
- Плимут [10]
- Бервик [5]
- Фалмут [14]
- Пума [5]
- Минерва [5]
- Лондондерри [19]
- Ярмут [20]
- Рил [20]
- Лоустофт [20]
- Клеопатра [21]
- Фиби [22]
- Даная [23]
- Солсбери [9]
- Сириус [3]
- Брайтон [24]
- Ашанти [25]
- Нубийский [26]
- Зулу [14]
- Чичестер [27]
- Эвриал [28]
Вспомогательные устройства
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Спенс, Дэниел Оуэн (2015). История Королевского флота: Империя и империализм . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-78076-543-3 .
- ^ подробности согласно дневнику патруля HMS Eagle Beira из линейной книги 1964-66 гг.
- ^ Jump up to: а б «Командир отрицает связь с «Тигром»» (PDF) . Новости ВМФ . Апрель 1967 г. с. 13 . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Робертс 2009 , стр. 72–73.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Робертс 2009 , с. 73
- ^ «Хансард, Палата общин» . 20 декабря 1967 года . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ Робертс 2009 , с. 92
- ^ Мобли 2002 , с. 17
- ^ Jump up to: а б с Робертс 2009 , с. 114
- ^ Jump up to: а б с д Робертс 2009 , с. 72
- ^ «Патрули Каприса в Бейре» (PDF) . Новости ВМФ . Апрель 1967 г. с. 8 . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Английский 2008 , с. 123
- ^ Английский 2008 , с. 189
- ^ Jump up to: а б с «Авария военного корабля у Момбасы». Таймс . № 56829. 3 января 1967 г. с. 1.
- ^ Маккарт2014 , с. 108
- ^ Маккарт2014 , с. 129
- ^ Маккарт2014 , с. 156
- ^ «Патруль Бейры» . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Кричли 1992 , с. 102
- ^ Jump up to: а б с Кричли 1992 , с. 103
- ^ Кричли 1992 , с. 120
- ^ «Коротко о ВМФ» . Новости ВМФ . Февраль 1971 г. с. 6 . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Кричли 1992 , с. 124
- ^ «Сюрприз талантов на Брайтонской сцене» (PDF) . Новости ВМФ . Январь 1967 г. с. 9 . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «70 дней Ашанти в море» (PDF) . Новости ВМФ . Июнь 1967 г. с. 10 . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «Вести с кораблей: Альбион идет на Дальний Восток» (PDF) . Новости ВМФ . Май 1967 г. с. 10 . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «Министр видит патрульных Бейры» (PDF) . Новости ВМФ . Июль 1967 г. с. 4 . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Гингелл, Бэзил (24 декабря 1969 г.). «Я видел три корабля...». Таймс . № 57751. с. 2.
- ^ «О, почему… мы ждем… (у Бейры)» (PDF) . Новости ВМФ . Январь 1967 г. с. 8 . Проверено 29 мая 2021 г.

- Кричли, Майк (1992). Британские военные корабли с 1945 года: Часть 5: Фрегаты . Лискирд, Великобритания: Maritime Press. ISBN 0-907771-13-0 .
- Инглиш, Джон (2008). От упорства до смелости: эсминцы британского флота 1941–45 . Виндзор, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 978-0-9560769-0-8 .
- Маккарт, Нил (2014). Эсминцы управляемого ракетного оружия класса «Каунти» . Лискирд, Великобритания: Морские книги. ISBN 978-1904459637 .
- Мобли, Ричард (зима 2002 г.). «Патруль Бейры» . Обзор военно-морского колледжа . 55 (1). Военно-морской колледж США . Проверено 29 мая 2021 г.
- Робертс, Джон (2009). Защита нации: история Королевского флота . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-043-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Заведения 1960-х годов в Мозамбике
- Застой 1970-х годов в Мозамбике
- Нефтяная политика
- Военные операции с участием Соединенного Королевства
- Военные операции с участием Родезии
- Патрули Королевского флота
- Бейра, Мозамбик
- История Родезии
- Международные санкции
- Отношения Родезии и Соединенного Королевства
- Блокады
- 1966 заведений в Африке