Легкий авианосец конструкции 1942 г.
![]() HMS Glory в 1946 году.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | |
Преемник | Кентавр Класс |
Подклассы |
|
Построен | Март 1942 г. - апрель 1961 г. |
В комиссии | Декабрь 1944 г. - октябрь 2001 г. |
Планируется | 16 |
Завершенный |
|
Отменено | 1 |
Списано | 15 |
Общие характеристики ( класс Колосс : согласно проекту) | |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 80 футов (24 м) |
Черновик |
|
Движение |
|
Скорость | 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час) |
Диапазон | 12 000 морских миль (22 000 км; 14 000 миль) при скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час) |
Дополнить | 1,050 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | До 52 |
Общие характеристики ( класс Majestic : соответствует проекту) | |
Смещение |
|
Черновик |
|
Вооружение | 30 × 40 мм Bofors (6 спаренных установок, 18 одинарных установок) |
Примечания | Остальные характеристики, как указано выше. |
Легкий авианосец конструкции 1942 года , обычно называемый британским легким авианосцем , представлял собой проект легкого авианосца, созданный Королевским флотом во время Второй мировой войны и использовавшийся восемью военно-морскими силами в период с 1944 по 2001 год. Они были спроектированы и построены. гражданскими верфями, чтобы служить промежуточным этапом между дорогими полноразмерными авианосцами и менее дорогими, но с ограниченными возможностями эскортными авианосцами .
Было заказано шестнадцать авианосцев Легкого флота, и все они были заложены по «Колосс» проекту класса в 1942 и 1943 годах. Однако по этому проекту было построено только восемь; из них четыре поступили на вооружение до конца войны, и ни один не участвовал в боевых действиях на передовой. Еще два были оснащены средствами технического обслуживания и ремонта вместо авиационных катапульт и аэрофинишеров и поступили на вооружение в качестве авианосцев технического обслуживания. Последние шесть были модифицированы во время строительства для обслуживания более крупных и быстрых самолетов и были переименованы в Majestic класс . В конце войны строительство шести кораблей было приостановлено. В конечном итоге пять были завершены, последний из них был введен в эксплуатацию в 1961 году; однако шестой, «Левиафан» , был разобран на запчасти и металлолом.
Хотя авианосцы на вооружении Королевского флота не были готовы к участию в войне, они участвовали в Корейской войне и Суэцком кризисе . Во время последнего два корабля класса «Колосс» совершили первый в истории десант с корабельного вертолета . Четыре Colossus и все пять завершенных Majestic были отданы в аренду или проданы семи зарубежным странам – Аргентине, Австралии, Бразилии, Канаде, Франции, Индии и Нидерландам – при этом три корабля за свою карьеру служили в трех различных военно-морских силах. Легкие флоты, управляемые иностранцами, принимали участие в Корейской войне, Первой Индокитайской войне , войне во Вьетнаме , индо-пакистанской войне 1971 года и Фолклендской войне .
Несмотря на то, что они задумывались как «одноразовые военные корабли», все построенные авианосцы Легкого флота превысили запланированный трехлетний срок службы. Авианосцы технического обслуживания были первыми, кто получил выплаты в 1950-х годах, а к 1960-м годам все авианосцы Королевского флота (за исключением «Триумфа» , который позже был повторно введен в эксплуатацию в качестве ремонтного корабля) были проданы другим странам или на разборку кораблей . Авианосцы других флотов имели больший срок службы. На момент вывода из эксплуатации в 2001 году Минас-Жерайс был старейшим действующим авианосцем в мире. Несмотря на попытки сохранить несколько таких авианосцев в качестве кораблей-музеев , последний сохранившийся экземпляр, «Викрант» , был продан на слом в 2014 году.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Опыт начала Второй мировой войны продемонстрировал британцам, что Королевскому флоту необходим доступ к защитному воздушному прикрытию союзных флотов и конвоев, которое может быть обеспечено только за счет большего количества авианосцев. [ 1 ] [ 2 ] В середине 1941 года директору военно-морского строительства было поручено выяснить, как лучше всего добиться этого без длительных затрат времени на строительство, обычно связанных с авианосцами. [ 1 ] Варианты заключались в том, чтобы переоборудовать уцелевшие «Хоккинс» крейсеры класса с полетными палубами и авиационным оборудованием, переоборудовать дополнительные торговые суда и пассажирские лайнеры в суда, аналогичные предыдущим торговым авианосцам , но более способные , или создать новую конструкцию для дешевого, легковооруженного авианосца. и небронированный корабль, аналогичный американским эскортным авианосцам. [ 1 ] В декабре 1941 года было решено, что новая конструкция — лучший вариант. [ 1 ]
Этот корабль задумывался как промежуточный этап между дорогостоящими авианосцами флота и эскортными авианосцами ограниченных возможностей . [ 1 ] Проект должен был быть максимально простым, чтобы время строительства было сведено к минимуму и чтобы можно было использовать больше верфей (особенно тех, которые не имели опыта военно-морского строительства). [ 1 ] [ 3 ] Однако корабли должны были быть способны действовать в действиях флота. [ 4 ] Первоначально обозначенные как «Промежуточные авианосцы», корабли были реклассифицированы в «Легкие авианосцы». [ 5 ] Поскольку сотрудники военно-морских конструкторов были перегружены работой, авианосец в первую очередь проектировали судостроители компании Vickers-Armstrong . [ 2 ]
Проект Light Fleet, завершенный в начале 1942 года, фактически представлял собой уменьшенный вариант Illustrious . [ 1 ] [ 5 ] Каждый авианосец будет иметь водоизмещение 13 190 тонн при стандартной загрузке и 18 040 тонн при полной загрузке , длину 690 футов (210 м) в кабине экипажа 695 футов (212 м) и общую длину , максимальную ширину 80 футов (24 м). и осадка 18 футов 6 дюймов (5,64 м) при стандартном водоизмещении и 23 фута 6 дюймов (7,16 м) при полном водоизмещении. [ 6 ] Корпус был построен в соответствии со спецификациями Ллойда для торговых судов от киля до главной палубы, но имел лучшее разделение отсеков, чтобы уменьшить вторичный ущерб от затопления. [ 2 ] [ 7 ]
Конструкция силовой установки была аналогична той, что использовалась на крейсерах: некоторые паровые турбины были взяты со списанных крейсеров. [ 3 ] Машины были расположены в двух отсеках (каждый из которых содержал два трехбарабанных котла Адмиралтейства и турбину с редуктором Парсонса ), которые были расположены в шахматном порядке , причем правый отсек находился впереди левого борта. [ 7 ] Они обеспечивали мощность 40 000 лошадиных сил на двух гребных валах, обеспечивая авианосцам максимальную скорость 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час), при этом 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) являлись назначенной экономичной скоростью. [ 7 ]
Авианосцы задумывались как «одноразовые военные корабли»: их нужно было сдать на слом и заменить в конце войны или в течение трех лет после ввода в строй. [ 8 ] Однако все они превысили запланированный срок службы: одно судно эксплуатировалось с 1945 по 2001 год. [ 9 ]
Колосс Класс
[ редактировать ]Строительство было одобрено Военно-морским советом в феврале 1942 года, а первые два корабля, «Колосс» и «Слава» , были заложены в марте. [ 1 ] В 1942 и 1943 годах еще четырнадцать авианосцев Легкого флота (названные классом « Колосс» в честь головного корабля ) были заложены в рамках программы 1942 года и должны были быть построены восемью британскими верфями. [ 2 ] [ 10 ] [ 11 ] Хотя изначально планировалось, что каждый легкий флот будет готов к эксплуатации через 21 месяц, в результате изменений в конструкции запланированное время строительства увеличилось до 27 месяцев. [ 2 ] Даже несмотря на отсутствие нескольких важных единиц резервного оборудования, этой цели достигли только два корабля. [ 2 ]
Корабли были спущены на воду с конца 1943 года, а первый вступил в строй в декабре 1944 года. [ 1 ] [ 11 ] Однако задержки означали, что только четыре корабля ( «Колосс» , «Слава» , «Почтенный» и «Месть» ; сформированные в 11-ю авианосную эскадрилью ) были построены до конца Второй мировой войны. [ 1 ] и только восемь из шестнадцати запланированных легких флотов были построены как «Колосс» авианосцы класса .
Во время оперативной службы условия жизни на кораблях класса «Колосс» подвергались критике, что привело к отмене гамаков в пользу фиксированных койок и введению централизованной системы питания в более поздних конструкциях военных кораблей. [ 12 ]
Перевозчики технического обслуживания
[ редактировать ]Непрактичность береговых ремонтных предприятий на Дальнем Востоке и Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны вызвала потребность в авианосцах технического обслуживания . [ 13 ] Вместо того, чтобы строить новые корабли с нуля, два строящихся «Колосса », «Персей» и «Пионер» , были помечены для переоборудования, поскольку они быстрее вступят в строй и при необходимости могут быть преобразованы обратно в действующие авианосцы, чего никогда не возникало. [ 13 ] Оба корабля были построены до конца войны: «Пионер» отправился в Тихий океан вместе с 11-й авианосной эскадрильей; С момента прибытия в Тихий океан «Пионер» отремонтировала 24 самолета. [ 1 ] [ 14 ]
Поскольку корабли проектировались с расчетом на ремонт и транспортировку самолетов, большая часть оборудования, необходимого для выполнения полетов авианосца, включая средства управления, тормозное устройство и катапульту , не была установлена. [ 13 ] Вместо этого это пространство использовалось для дополнительного ангара, мастерских по ремонту и техническому обслуживанию, а также помещений для тестирования систем. [ 13 ]
Величественный класс
[ редактировать ]Шесть оставшихся корпусов Легкого флота изначально должны были быть построены как корабли класса «Колосс» , но быстрое развитие палубной авиации и зенитного вооружения потребовало внесения изменений в первоначальную конструкцию. [ 15 ] Катапульту, тормозные тросы и подъемники самолетов пришлось модернизировать для обслуживания более быстрых и тяжелых самолетов, а кабину экипажа усилили. [ 15 ] Было установлено усовершенствованное вооружение и радары, а также оборудование для пополнения запасов в море . [ 15 ] Модификации увеличили полное водоизмещение на 1500 тонн, а осадку на 1 фут 6 дюймов (0,46 м). [ 15 ] Это привело к тому, что в сентябре 1945 года шесть кораблей были переклассифицированы в класс Majestic . [ 1 ] [ 15 ] Пять авианосцев были спущены на воду до окончания Второй мировой войны, шестой — в конце сентября 1945 года. [ 16 ]

После окончания войны работы над классом Majestic были приостановлены, а затем переведены в статус низкого приоритета. [ 17 ] [ 18 ] при этом темпы работ возрастали по мере приобретения кораблей иностранными государствами. [ нужна ссылка ] Два, «Великолепный» и «Ужасный» , поступили на вооружение более или менее так, как было задумано, но следующие три были серьезно модернизированы с использованием трех британских разработок, позволяющих эксплуатировать более крупные и быстрые самолеты с реактивными двигателями: наклонная кабина экипажа , паровая катапульта и зеркало для помощи при посадке . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Шестой, «Левиафан» , не был завершен. [ 21 ] Работы были приостановлены в мае 1946 года, и планы переоборудовать его в авианосец или ракетный крейсер или продать иностранному покупателю провалились. [ 21 ] В 1950-х годах он использовался в качестве жилого корабля в гавани Портсмута, а в 1966 году его котлы были сняты и проданы верфи, переоборудовавшей Colossus класса HNLMS Karel Doorman для службы в Аргентине. [ 21 ] «Левиафан» был списан в мае 1968 года. [ 22 ] Ни один из построенных кораблей класса Majestic не служил в Королевском флоте. [ 17 ]
В 1943 году было запланировано восемь «Improved Majestic », но развитие палубной авиации и быстрое устаревание Легкого флота и бронетранспортеров военного времени потребовали более крупной и функциональной конструкции, которой стал «Кентавр» класс из четырех кораблей . [ 23 ]
Оружие
[ редактировать ]Самолет
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении : подробно опишите разнообразие самолетов, которые будут служить в Легком флоте. Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2010 г. ) |
В первоначальном проекте каждый корабль мог перевозить 41 самолет. [ 1 ] [ 2 ] В результате реконструкции доступной стоянки на летной палубе в марте 1942 года авиагруппа кораблей была расширена до 24 Fairey Barracuda торпедоносцев и 24 истребителей Supermarine Seafire или 18 Barracudas и 34 Seafires. [ 1 ] На вооружении RN Barracuda позже была заменена Fairey Firefly Seafire был заменен Hawker Sea Fury , а во время Корейской войны . [ 24 ] В начале своей карьеры «Слава» и «Оушен» были оснащены для ночных полетов: эти авианосцы должны были принять на борт авиагруппу из 32 человек; смешанный между Fireflies и Grumman F6F Hellcats, поставляемыми США в рамках программы ленд-лиза . [ 25 ]
Для запуска и подъема самолетов авианосцы изначально были оборудованы гидравлическими катапультами , аэрофинишами и барьерами. [ 6 ] Самолеты хранились в одном ангаре размером 445 на 52 фута (136 на 16 м) с высотой просвета 17 футов 6 дюймов (5,33 м). [ 6 ] Это позволило Легким флотам позже эксплуатировать самолеты, чего не могли сделать авианосцы, у которых обычно было два ангара с меньшим клиренсом в каждом. [ 2 ] Ангар обслуживался двумя авиационными лифтами. [ 6 ]
Вооружение
[ редактировать ]Легкий флот был первыми британскими авианосцами, где авиагруппа корабля рассматривалась как «основное вооружение»; любое установленное вооружение должно было предназначаться для противовоздушной обороны на близком расстоянии. [ 9 ] Проект Colossus предусматривал шесть четырехствольных 2-фунтовых артиллерийских установок и 16 спаренных 20-мм пушек Oerlikon . [ 6 ] Две 4-дюймовые (102-мм) пушки [ нужны разъяснения ] Первоначально они были включены, но увеличение длины кабины экипажа в марте 1942 года привело к их смещению. [ 1 ] [ 2 ] Корабли не были бронированы, поскольку увеличение размеров судов считалось более важным, чем защита. [ 4 ]

Уроки, извлеченные в начале войны на Тихом океане, показали превосходство 40-мм пушки Бофорс над другими зенитными средствами. К концу войны все корабли класса «Колосс» заменили все остальное вооружение на «Бофорс» в одиночных и спаренных установках, а конструкция «Маджестик» была модифицирована для установки 30 орудий: 18 одиночных и 6 спаренных установок. [ 6 ] [ 15 ] После войны количество Бофоров на борту Легкого флота сократилось: британские корабли имели только восемь. [ 6 ]
Служба Королевского флота
[ редактировать ]Вторая мировая война и последствия
[ редактировать ]Хотя четыре корабля класса «Колосс» были построены до конца войны, они не участвовали в боевых действиях на передовой: война в Европе дошла до того, что использование авианосцев стало ограниченным, и к тому времени, когда авианосцы достигли Тихого океана, , Япония капитулировала. [ 1 ] [ 2 ] Четыре корабля, приписанные к Британскому Тихоокеанскому флоту , вместо этого использовались для перевозки возвращающихся солдат и спасенных военнопленных, чтобы помочь уменьшить нехватку военных кораблей и лайнеров. [ 26 ] Как и в случае с классом Colossus , авианосцы были завершены, но не поступили на действительную службу до конца войны. [ 1 ] [ 13 ] Они были реклассифицированы в паромные авианосцы и использовались для перевозки самолетов на британские базы и корабли по всему миру. [ 13 ]
В конце 1940-х — начале 1950-х годов авианосцы использовались в качестве испытательных стендов для новых самолетов и технологий. В конце 1945 года «Оушен» использовался для испытаний нескольких новых самолетов: истребителей с поршневыми двигателями Hawker Sea Fury и de Havilland Sea Hornet в августе и de Havilland Sea Vampire в декабре. реактивного истребителя-бомбардировщика [ 27 ] 3 декабря 1945 года « Си Вампир» компании «Де Хэвилленд» приземлившимся на авианосец — за два месяца до этого на кабине экипажа Оушена стал первым реактивным самолетом , произошла последняя посадка «Фейри Свордфиш» . торпедоносца [ 28 ] [ 29 ] Концепция наклонной полетной палубы (которая позже будет установлена на нескольких авианосцах класса Majestic ) впервые была опробована на борту «Триумфа» : прямая маркировка палубы была удалена, а маркировка для наклонной посадки нанесена краской. [ 30 ] После двухлетней аренды в Канаде «Уорриор» служил испытательным стендом для производства прорезиненных гибких палуб и полозьевого шасси в 1948 и 1949 годах. [ 14 ] В 1951 и 1952 годах «Персей» использовался в качестве испытательного корабля для разрабатываемой паровой катапульты . [ 13 ]
Корейская война
[ редактировать ]Класс «Колосс» впервые принял участие в боях во время Корейской войны . После вторжения Северной Кореи в Южную Корею 25 июня корабли Британского Дальневосточного флота, действовавшие в японских водах, включая авианосец «Триумф» , были переданы под командование командующего Дальним Востоком США для действий в ответ на вторжение под поручения Совета Безопасности ООН . [ 31 ] Первая авианосная атака началась 3 июля 1950 года, когда самолеты «Триумфа» и американского авианосца USS Valley Forge нанесли воздушные удары по аэродромам Северной Кореи. [ 32 ]

Вместе с ними «Колосс» авианосцы класса «Триумф» , «Тесей» , «Слава » и «Оушен» , а также «Маджестик» класса HMAS Sydney , поддерживали постоянное присутствие британских авианосцев на протяжении всей Корейской войны. [ 33 ] Легкие флоты были дешевле в эксплуатации, чем броненосцы, но при этом обеспечивали авиагруппу аналогичного размера, но во время войны оказались более медленными, менее удобными и более склонными к износу, чем другие авианосцы RN. [ 34 ] Финансовые и кадровые ограничения означали, что одновременно в Корее мог быть развернут только один Легкий флот. [ 34 ] Warrior также внес свой вклад в усилия Корейской войны, переправив запасные самолеты из Соединенного Королевства на британские базы по всему Дальневосточному региону, которые затем были использованы действующими авианосцами. [ 35 ]
После окончания Корейской войны «Уорриор» и «Сидней» вернулись в корейские воды отдельными командами, чтобы гарантировать соблюдение перемирия и предотвращение возобновления боевых действий. [ 36 ]
Суэцкий кризис
[ редактировать ]Оушен и Тесей были частью британской реакции на Суэцкий кризис 1956 года . [ 37 ] Оба корабля не использовались в качестве авианосцев; вместо этого они были оснащены вертолетами и получили задание перевезти на берег 45 коммандос , батальон Королевской морской пехоты , чтобы обеспечить безопасность гаваней и других точек высадки тяжелой техники. [ 38 ] Это первый десантный вертолет корабельного базирования оказался успешным и побудил к разработке десантного корабля . [ 39 ]
Вывод из эксплуатации и утилизация
[ редактировать ]
Два авианосца были выведены из эксплуатации в 1950-х годах и сданы на слом: «Пионер» был продан в 1954 году, а «Персей» — в 1958 году. [ 40 ] За исключением HMS Triumph , авианосцы класса Colossus , оставшиеся на вооружении RN, были утилизированы в начале 1960-х годов. [ 2 ] Ни один из них за время эксплуатации не подвергался существенной модернизации. [ 2 ] «Триумф» покинул службу в 1958 году, подвергся капитальному переоборудованию в тяжелый ремонтный корабль и вновь вошел в строй в 1965 году. [ 7 ]
Дипломатическая служба
[ редактировать ]Поскольку Британия не смогла поддерживать размер своего военного флота после окончания Второй мировой войны, несколько кораблей класса «Колосс» были выведены в резерв. [ 17 ] в то время как работы над классом Majestic были первоначально остановлены в конце войны, а затем возвращены в статус низкого приоритета. [ 17 ] [ 18 ] Требования сокращения бюджетных расходов в сочетании с быстрым устареванием авианосцев из-за развития реактивных самолетов привели к тому, что четыре из восьми Colossus и все пять завершенных Majestic были проданы другим странам. [ 6 ] [ 17 ]
Большинство легких флотов, находящихся на дипломатической службе, были модернизированы либо во время строительства, либо после него для использования реактивных самолетов. Обычно это заключалось в установке наклонной кабины экипажа , модернизации авиационной катапульты на паровую и установке оптической системы посадки : австралийский Majestic авианосец класса HMAS Melbourne был третьим авианосцем в мире после HMS Ark Royal и USS Forrestal , который будет построен с учетом этих функций, а не добавлен к ним позже. [ 41 ]
Аргентина
[ редактировать ]
После двухлетней ссуды Канаде и второго периода работы в составе Королевского флота Warrior был продан ВМС Аргентины в 1958 году и введен в эксплуатацию как ARA Independent . 11 ноября [ 14 ] Он был оснащен Vought F4U Corsair и оказался непригодным для реактивных истребителей Grumman F9F Panther, введенных в эксплуатацию в 1963 году. «Индепенденсия» служила флагманом Аргентины, пока ее не заменил голландский Karel Doorman (ранее HMS Venerable ), который был продан Аргентина в 1969 году и введен в эксплуатацию как ARA Veinticinco de Mayo . [ 42 ] [ 43 ] «Индепенденсия» была выведена из эксплуатации в 1971 году и разобрана на металлолом. [ 42 ]

Первоначально Veinticinco de Mayo был оснащен истребителями F9F Panther, а затем Douglas A-4 Skyhawk реактивными истребителями они были заменены французскими Dassault Super Étendards . ; в 1980-х годах [ 42 ] Авианосец обеспечивал прикрытие с воздуха оккупации Фолклендских островов в апреле 1982 года. После начала боевых действий 1 мая 1982 года он предпринял попытку нападения на оперативную группу Королевского военно-морского флота , которая не состоялась, поскольку сильный ветер помешал тяжело нагруженному А- Запуск самолетов 4-го квартала. Он оставался в порту до конца Фолклендской войны , особенно после того, как британская подводная лодка HMS Conqueror потопила аргентинский крейсер ARA General Belgrano . [ 42 ] [ 44 ] Проблемы с ее двигательной установкой привели к тому, что Veinticinco de Mayo был фактически неработоспособен с июня 1986 года, хотя только в начале 1999 года он был отправлен на слом. [ 42 ] [ 45 ]
Австралия
[ редактировать ]
В 1944 году австралийское правительство предложило использовать австралийский персонал для борьбы с нехваткой кадров в Королевском флоте путем укомплектования авианосца, одного или нескольких крейсеров и шести эсминцев. [ 46 ] Адмиралтейство сочло лёгкий флот класса «Колосс» наиболее подходящим авианосцем, а «Венерабль» изначально предлагалось передать ВМС Австралии в качестве подарка или взаймы. [ 47 ] Реализация этого плана со стороны Австралии была отложена до тех пор, пока не будет завершен обзор потребностей в рабочей силе на протяжении всей войны . [ 48 ] Предложение об укомплектовании кораблей было пересмотрено в середине 1945 года, но капитуляция Германии в мае означала, что нехватка кораблей в Великобритании не была такой проблемой; покупка «Колосс Австралией корабля класса » «Океан» . В качестве встречного предложения предлагалась [ 49 ] В июне правительство Австралии отказалось от покупки Ocean . [ 50 ]
После Второй мировой войны послевоенный обзор показал, что Королевский флот Австралии приобретет три авианосца в качестве основы нового флота; Ограничения финансирования привели к тому, что количество предлагаемых перевозчиков сократилось до двух. [ 51 ] С этой целью Австралия приобрела два Majestic корабля класса : Terrible , вошедший в строй в 1948 году как HMAS Sydney ; и Majestic , который был модернизирован для реактивных операций и введен в эксплуатацию в 1955 году как HMAS Melbourne . [ 17 ] [ 52 ] В ожидании Majestic/Melbourne завершения модернизации , Colossus класса Vengeance был отдан в аренду Австралии с 1952 по 1955 год, что позволило ему управлять флотом из двух авианосцев. [ 53 ]

Первый авианосец, приобретенный Королевским военно-морским флотом Австралии, «Сидней» был переброшен в Корею, чтобы поддерживать постоянное присутствие авианосцев Содружества в конфликте. [ 54 ] Действуя с сентября 1951 года по январь 1952 года, «Сидней» был первым авианосцем, принадлежащим Доминиону Содружества , принявшим участие в боевых действиях. [ 33 ] [ 54 ] Переклассифицированный в учебный корабль в 1955 году, «Сидней» был выведен из эксплуатации в 1958 году, но вновь задействован в 1962 году в качестве быстрого военного транспорта. [ 55 ] В период с 1965 по 1972 год в качестве военного корабля Сидни побывала во Вьетнаме 25 раз. [ 56 ] Он был выведен из эксплуатации в ноябре 1973 года и продан южнокорейской компании на слом в 1975 году. [ 57 ]
Несмотря на то, что Мельбурн несколько раз направлялась в Дальневосточный стратегический резерв и была назначена сопровождать Сидни трижды во Вьетнам и обратно, за свою карьеру Мельбурн не участвовала напрямую ни в одном конфликте. Однако он столкнулся и потопил два эсминца-охранника — HMAS Voyager в 1964 году и USS Frank E. Evans в 1969 году , — что, наряду с несколькими незначительными столкновениями и инцидентами, создало репутацию авианосца сглазили . [ 58 ] [ 59 ] Мельбурн был продан Китаю на слом в 1985 году; вместо того, чтобы разобрать его, он был изучен в рамках национальной программы разработки сверхсекретных авианосцев и, возможно, не был демонтирован до 2002 года. [ 60 ] [ 61 ] Были планы заменить Мельбурн британским авианосцем HMS Invincible , но Invincible был снят с продажи после участия в Фолклендской войне, а предвыборное обещание 1983 года не заменять авианосец положило конец австралийской палубной авиации. [ 61 ] [ 62 ]
Бразилия
[ редактировать ]
После того, как Vengeance была возвращена из кредита Австралии, она была продана ВМС Бразилии 14 декабря 1956 года. [ 42 ] [ 63 ] С середины 1957 по декабрь 1960 года авианосец прошел масштабный ремонт и реконструкцию в доке Верольме в Роттердаме; выполненные работы включали установку наклонной кабины экипажа под углом 8,5 градусов и паровой катапульты , усиление аэрофинишеров и усиление подъемников ангара. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ] Авианосец был принят в состав ВМС Бразилии (MB, Brazil Navy) как Минас-Жерайс 6 декабря 1960 года. [ 63 ]
Бразильский авианосец был оснащен Grumman S-2E Tracker самолетами , вертолетами Sikorsky ASH-3D Sea King , AS-355 Ecureuil и AS332 Super Puma . Бразильское законодательство запрещало MB эксплуатировать самолеты, поэтому пришлось использовать две отдельные авиагруппы. [ 45 ] [ 66 ] В 1999 году MB приобрела Douglas A-4KU Skyhawks - впервые бразильским военно-морским авиаторам было разрешено эксплуатировать самолеты до вывода авианосца из эксплуатации в 2001 году. [ 42 ] [ 67 ] Минас-Жерайс был заменен на NAe São Paulo (бывший французский авианосец Foch ). [ 65 ]
Минас-Жерайс был последним из легких авианосцев времен Второй мировой войны, вышедшим из эксплуатации, и на момент вывода из эксплуатации был старейшим действующим авианосцем в мире. [ 8 ] [ 68 ] Авианосец был выставлен на продажу в 2002 году, и британские военно-морские ассоциации активно искали его для возвращения в Англию и сохранения в качестве корабля-музея , хотя им не удалось собрать необходимые деньги. [ 69 ] [ 70 ] В декабре 2003 года авианосец был выставлен на продажу на аукционе eBay , но был снят с продажи, поскольку правила сайта запрещали продажу военной техники. [ 71 ] Где-то между февралем и июлем 2004 года авианосец был отбуксирован на верфь разборки судов в Аланге, Индия , для демонтажа. [ 70 ]
Канада
[ редактировать ]
После военного опыта, показавшего эффективность морской авиации, Королевский флот Канады решил приобрести авианосец. [ 72 ] Правительство Канады решило приобрести Majestic класса авианосец Powerful и модернизировать его до современных стандартов. [ 73 ] Класс Colossus класса Warrior был передан в двухлетнюю аренду с 1946 по 1948 год, поэтому можно было сохранить опыт, полученный при предоставлении корабельных компаний для двух британских эскортных авианосцев во время войны. [ 10 ] [ 72 ] Модернизация Powerful заняла больше времени, чем ожидалось, и, поскольку Warrior пришлось вернуть к 1948 году, Magnificent был достроен до базовой конструкции Majestic и передан в аренду Королевскому военно-морскому флоту Канады в 1948 году как HMCS Magnificent . [ 73 ] По возвращении в Великобританию Warrior использовался в качестве испытательного корабля, затем модернизировался перед продажей Аргентине. [ 14 ] Кредит «Великолепного» продолжался до завершения « Мощного» в 1957 году, после чего «Великолепный» был возвращен британцам. [ 73 ] Ее должны были продать другой стране, но после того, как покупателей не нашлось, авианосец списали на слом. [ 73 ]
Тем временем Powerful был модернизирован для эксплуатации реактивных самолетов. [ 73 ] Модификации включали летную палубу под углом 8 ° и паровую катапульту, а также он был оснащен американским вооружением, радарами и реактивными самолетами вместо их британских аналогов. [ 73 ] Он был введен в эксплуатацию в 1957 году как HMCS Bonaventure . [ 73 ] Конструкция авианосца не могла соответствовать достижениям морской авиации начала 1960-х годов. [ 73 ] а в 1962 году корабельные истребители McDonnell F2H Banshee были выведены из эксплуатации, оставив авиагруппу, ориентированную на противолодочную борьбу (ПЛО), состоящую из вертолетов Sikorsky CH-124 Sea King и Grumman S-2 Tracker . противолодочных самолетов [ 74 ] Бонавентура претерпел капитальный ремонт в 1967 году. [ 75 ] но был отозван в 1970 году после сокращения обороны. [ 76 ] [ 62 ] Ее уход ознаменовал конец канадской палубной авиации. [ 62 ]
Франция
[ редактировать ]Головной корабль Colossus был передан в аренду ВМС Франции в августе 1946 года и переименован в Arromanches . [ 6 ] [ 17 ] Судно оставалось на вооружении Франции и было куплено сразу в 1951 году. [ 77 ] Он был отправлен во Французский Индокитай и действовал во время Первой Индокитайской войны с 1949 по 1954 год. [ 42 ] После окончания войны авианосец был направлен в Средиземное море. [ 42 ] Она участвовала в Суэцком кризисе 1956 года, нанося авиаудары по египетским позициям вокруг Порт-Саида . [ 42 ] В ходе модернизации с 1957 по 1958 год была установлена кабина экипажа под углом 4 ° и оптическая система посадки, что позволило Арроманшу управлять Breguet Alizé . противолодочными самолетами [ 78 ]
«Арроманш» французской постройки «Клемансо» был заменен на действующем корабле класса и в 1960 году был переоборудован в учебный корабль. [ 42 ] [ 78 ] За исключением непродолжительного пребывания в качестве противолодочного авианосца в 1968 году, корабль оставался в этой роли до вывода из эксплуатации в 1974 году. [ 42 ] В 1978 году «Арроманш» был разобран на металлолом. [ 78 ]
Индия
[ редактировать ]
Работы над Majestic класса Hercules были приостановлены в мае 1946 года, корабль был готов примерно на 75%. [ 79 ] Авианосец оставался в недостроенном состоянии до января 1957 года, когда его приобрели ВМС Индии . [ 80 ] , оснащенный наклонной кабиной экипажа, «Геркулес» был принят на вооружение ВМС Индии под названием INS Vikrant . В 1961 году [ 80 ] Викрант не участвовал в китайско-индийской войне 1962 года или индо-пакистанской войне 1965 года, поскольку в обоих случаях он был пришвартован для технического обслуживания и ремонта. [ 80 ] Она действительно действовала во время индо-пакистанской войны 1971 года , а ее авиагруппа выполняла ударные и перехватывающие операции в Восточном Пакистане . [ 80 ]
В ходе серьезной модернизации, проведенной в период с 1979 по 1982 год, авианосец был оснащен новой силовой установкой, обновленным радиолокационным комплексом и трамплином для прыжков с трамплина 9,75 ° , который будет использоваться Sea Harrier . [ 80 ] Последний раз авианосец был развернут в 1994 году и выведен из эксплуатации в 1997 году. [ 80 ] Викрант помог ВМС Индии стать доминирующей региональной державой. [ 62 ]

После вывода из эксплуатации «Викрант» был отмечен для сохранения как корабль-музей . [ 81 ] [ 82 ] Викрант был открыт для публики ВМС Индии на короткие сроки, но невозможность найти эксплуатационного партнера, нехватка средств и износ корабля привели к закрытию музея в 2012 году и продаже судна для кораблекрушение в начале 2014 года. [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ]
Нидерланды
[ редактировать ]Королевский военно-морской флот Нидерландов приобрел корабль «Колосс» класса Venerable в 1948 году и ввел его в эксплуатацию как HNLMS Karel Doorman . [ 62 ] Первоначально авианосец эксплуатировал самолеты с поршневыми двигателями, но с 1955 по 1958 год прошел модернизацию, включая паровую катапульту, усиленную полетную палубу и подъемники для самолетов, а также палубу с углом наклона 8 °. [ 84 ] Между модернизацией и 1964 годом Карел Дорман располагал смешанной авиагруппой, состоящей из реактивных истребителей, противолодочных самолетов и вертолетов; в том же году самолеты были сняты. [ 42 ]
В 1968 году Карел Дорман сильно пострадал от пожара. [ 84 ] Он был отремонтирован с использованием оборудования, снятого с других авианосцев Легкого флота, находившегося в резерве и ожидающего утилизации. [ 84 ] Однако перед пожаром Королевский военно-морской флот Нидерландов пересматривал возможность использования палубного базирования, и вместо того, чтобы вернуть его в строй, Карел Дорман был продан Аргентине. [ 84 ] [ 85 ]
Корабли
[ редактировать ]Имя | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Оплачено | Дипломатическая служба и заметки | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Колосс | Викерс-Армстронг [ 86 ] | 1 июня 1942 г. [ 86 ] | 30 сентября 1943 г. [ 86 ] | 16 декабря 1944 г. [ 86 ] | 1946 | ![]() |
Списан во Франции в 1978 г. [ 77 ] |
Слава | Харланд и Вольф [ 86 ] | 27 августа 1942 г. [ 86 ] | 27 ноября 1943 г. [ 86 ] | 2 апреля 1945 г. [ 86 ] | 1956 | Списано в Шотландии в 1961 г. [ 7 ] | |
Океан | Стивен и сыновья [ 86 ] | 8 ноября 1942 г. [ 86 ] | 8 июля 1943 г. [ 86 ] | 8 августа 1945 г. [ 86 ] | 1960 | Списано в Шотландии в 1962 г. [ 7 ] | |
почтенный | Кэммелл Лэрд [ 86 ] | 3 декабря 1942 г. [ 86 ] | 30 декабря 1943 г. [ 86 ] | 17 января 1945 г. [ 86 ] | апрель 1947 г. | ![]() |
Списано в Индии в 1999 г. [ 42 ] |
![]() | |||||||
Месть | Лебединый охотник [ 86 ] | 16 ноября 1942 г. [ 86 ] | 23 февраля 1944 г. [ 86 ] | 15 января 1945 г. [ 86 ] | 1952 | ![]() |
Списано в Индии в 2004 г. [ 70 ] |
![]() | |||||||
пионер | Викерс-Армстронг [ 86 ] | 2 декабря 1942 г. [ 86 ] | 20 мая 1944 г. [ 6 ] | 8 февраля 1945 г. [ 86 ] | 1954 | Завершено как перевозчик технического обслуживания [ 13 ] | Списано в Шотландии в 1954 г. [ 40 ] |
Воин | Харланд энд Вольф Лтд. [ 6 ] | 12 декабря 1942 г. [ 6 ] | 20 мая 1944 г. [ 6 ] | 2 апреля 1945 г. | 1946 | ![]() |
Списано в Аргентине в 1971 г. |
Вернулся в Королевский флот (1948–1958). | |||||||
![]() | |||||||
Тезей | Судостроительная и инжиниринговая компания Fairfield [ 6 ] | 6 января 1943 г. [ 6 ] | 6 июля 1944 г. [ 6 ] | 9 февраля 1946 г. [ 6 ] | 1957 | Списано в Шотландии в 1962 г. [ 7 ] | |
Триумф | R. & W. Hawthorn Leslie & Company Limited [ 6 ] | 27 января 1943 г. [ 6 ] | 2 октября 1944 г. [ 6 ] | 9 мая 1946 г. [ 6 ] | 1975 | В 1965 году переклассифицирован в ремонтное судно. [ 7 ] | Списано в Испании в 1981 г. |
Персей | Викерс-Армстронг [ 87 ] | 1 июня 1943 г. | 26 марта 1944 г. [ 87 ] | 19 октября 1945 г. [ 87 ] | 1957 | Завершено как перевозчик технического обслуживания [ 13 ] | Списано в Шотландии в 1958 году. [ 40 ] |
Имя | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Оплачено | Дипломатическая служба и заметки | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Величественный | Викерс-Армстронг | 15 апреля 1943 г. | 28 февраля 1945 г. | 28 октября 1955 г. | 30 мая 1982 г. | ![]() |
Списано в Китае в 1985 г. |
Ужасный | Верфь HM Девонпорт | 19 апреля 1943 г. | 30 сентября 1944 г. | 16 декабря 1948 г. | 12 ноября 1973 г. | ![]() |
Списано в Южной Корее в 1975 г. |
Великолепный | Харланд и Вольф [ 73 ] | 29 июля 1943 г. | 16 ноября 1944 г. | 21 марта 1948 г. [ 73 ] | 1956 | ![]() |
Списано в Шотландии в 1965 г. |
Геркулес | Виккерс-Армстронг (строительство) Harland & Wolff (оборудование) [ 79 ] |
14 октября 1943 г. [ 79 ] | 22 сентября 1945 г. [ 79 ] | 4 апреля 1961 г. [ 79 ] | 31 января 1997 г. | ![]() |
Списано в Индии в 2014–2015 гг. |
Левиафан | Свон, Хантер и Уигэм Ричардсон, Лимитед | 18 октября 1943 г. | 7 июня 1945 г. | — | — | Списано до завершения | Списано в Шотландии в 1968 году. [ 22 ] |
Мощный | Харланд и Вольф [ 73 ] | 27 ноября 1943 г. | 27 февраля 1945 г. | 17 января 1957 г. [ 73 ] | 3 июля 1970 г. | ![]() |
Списано на Тайване в 1971 г. |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Роббинс, 2001, с. 91
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ирландия, 2008, с. 172
- ^ Jump up to: а б Хардинг, Королевский флот 1930–2000 , стр. 79–80.
- ^ Jump up to: а б Престон, Авианосцы , с. 142
- ^ Jump up to: а б Констам, Британские авианосцы 1939–45 , с. 24
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Фонтенуа, Авианосцы , с. 266
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Блэкман (редактор), Боевые корабли Джейн (1968–69) , стр. 313
- ^ Jump up to: а б Хоббс, во Флоте и нации , с. 217
- ^ Jump up to: а б Хардинг, Королевский флот 1930–2000 , с. 79
- ^ Jump up to: а б Райт, Решения австралийских перевозчиков , стр. 65
- ^ Jump up to: а б Констам, Британские авианосцы 1939–45 , стр. 24, 26.
- ^ Роббинс, История авианосца , стр. 91–2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ирландия, 2008, с. 177
- ^ Jump up to: а б с д и Бишоп и Чант, Авианосцы , с. 62
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ирландия, 2008, с. 173
- ^ Констам, Британские авианосцы 1939–45 , стр. 26
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ирландия, 2008, с. 74
- ^ Jump up to: а б с Хоббс, HMAS Мельбурн – 25 лет спустя , с. 5
- ^ Хоббс, Авианосцы ВМС Великобритании и Содружества , стр. 130
- ^ Ирландия, 2008, стр. 70–1.
- ^ Jump up to: а б с Хоббс, Авианосцы военно-морских сил Великобритании и Содружества , стр. 129–30.
- ^ Jump up to: а б Фонтенуа, Авианосцы , с. 353
- ^ Ирландия, 2008, с. 178
- ^ Ирландия, 2008, с. 72
- ^ Роббинс, История авианосца , стр. 91, 284.
- ^ Рэгг, Век морской авиации , стр. 152–3.
- ^ Роббинс, История авианосца , стр. 107
- ^ Ирландия, 2008, с. 80
- ^ Констам, Британские авианосцы 1939–45 , стр. 39
- ^ Ирландия, 2008, с. 71
- ^ Хоббс. 2004. , с. 63
- ^ Хоббс. 2004. , с. 64
- ^ Jump up to: а б Хоббс. 2004., стр. 64–6.
- ^ Jump up to: а б Ирландия, 2008, с. 73
- ^ Хоббс. 2004. , с. 65
- ^ Хоббс. 2004. , с. 67
- ^ Ирландия, 2008, с. 76
- ^ Ирландия, 2008, стр. 76–7.
- ^ Ирландия, 2008, с. 77
- ^ Jump up to: а б с Бишоп и Чант, Авианосцы , с. 51
- ^ Хоббс, HMAS Мельбурн - 25 лет спустя , с. 6
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Фонтенуа, Авианосцы , с. 268
- ^ Ирландия, 2008, стр. 75, 241.
- ^ Ирландия, 2008, стр. 92–3.
- ^ Jump up to: а б Английские и латиноамериканские военно-морские силы все еще топчутся на месте
- ^ Райт, Решения австралийских перевозчиков , стр. 71, 83–6.
- ^ Райт, Решения австралийских перевозчиков , стр. 84
- ^ Райт, Решения австралийских перевозчиков , стр. 92–3.
- ^ Райт, Решения австралийских перевозчиков , стр. 104–5.
- ^ Райт, Решения австралийских перевозчиков , стр. 107
- ^ Донохью, От защиты империи к долгому пути , стр. 33, 38, 45–7.
- ^ Донохью, От защиты империи к долгому пути , стр. 61, 94.
- ^ Jump up to: а б Донохью, От обороны империи к долгому пути , с. 94
- ^ Jump up to: а б Басток, Военные корабли Австралии , с. 304
- ^ Басток, Военные корабли Австралии , стр. 304–5.
- ^ Хоббс, во Флоте и нации , с. 228
- ^ Хоббс, в The Navy and the Nation , стр. 228–9.
- ^ Басток, Военные корабли Австралии , с. 313
- ^ Холл, HMAS Мельбурн , с. 9
- ^ Стори и Цзи, Амбиции Китая по авианосцам , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Хоббс, HMAS Мельбурн – 25 лет спустя , с. 9
- ^ Jump up to: а б с д и Ирландия, 2008, с. 75
- ^ Jump up to: а б с д Блэкман (редактор), Боевые корабли Джейн (1968–69) , стр. 23
- ^ Ирландия, 2008, с. 245
- ^ Jump up to: а б Бишоп и Чант, Авианосцы , с. 82
- ^ Шарп (редактор), Боевые корабли Джейн, 1996–1997 , стр. 55
- ^ Корлесс, ВМС Бразилии прокладывает путь в Южной Атлантике.
- ^ Полмар, Путеводитель Военно-морского института по кораблям и самолетам флота США , стр. 107
- ^ Сиал и Лашмар, Гонка за спасение исторического корабля из свалки
- ^ Jump up to: а б с Парри, печальный конец символа освобождения города
- ^ Твиди, Продается в Интернете: авианосец, всего три владельца.
- ^ Jump up to: а б Ирландия, 2008, с. 231
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ирландия, 2008, с. 232
- ^ Сноуи 1987 , стр. 152-155.
- ^ Сноуи 1987 , стр. 223.
- ^ Сноуи 1987 , стр. 261-305.
- ^ Jump up to: а б с Бишоп и Чант, Авианосцы , с. 63
- ^ Jump up to: а б с Ирландия, 2008 г. , с. 217
- ^ Jump up to: а б с д и Блэкман (редактор), Боевые корабли Джейн (1968–69) , стр. 130
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бишоп и Чант, Авианосцы , с. 64
- ^ Jump up to: а б Р 11 Викрант , GlobalSecurity.org
- ^ Jump up to: а б Тембхекар, Никто не принимает план музея INS Vikrant
- ^ Наргиш Сунавала (3 февраля 2014 г.). «Не музей, а свалка ИНС Викрант» . Таймс оф Индия . Мумбаи.
- ^ Jump up to: а б с д и Ирландия, 2008, с. 244
- ^ Ирландия, 2008, с. 241
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Констам, Британские авианосцы 1939–45 , с. 46
- ^ Jump up to: а б с Фонтенуа, Авианосец , с. 265
Библиография
[ редактировать ]- Книги
- Басток, Джон (1975). Военные корабли Австралии . Креморн, Новый Южный Уэльс: Ангус и Робертсон. ISBN 0-207-12927-4 . ОСЛК 2525523 .
- Бишоп, Крис; Чант, Кристофер (2004). Авианосцы: величайшие военные корабли мира и их самолеты . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зенит. ISBN 0-7603-2005-5 . OCLC 56646560 . Проверено 2 августа 2010 г.
- Блэкман, Раймонд, изд. (1968). Боевые корабли Джейн, 1968–69 (71-е изд.). Лондон: Издательство Джейн. OCLC 123786869 .
- Донохью, Гектор (октябрь 1996 г.). От обороны империи к долгому пути: послевоенная оборонная политика и ее влияние на планирование структуры военно-морских сил 1945–1955 гг . Статьи по морским делам Австралии (№ 1). Канберра: Центр морской энергетики. ISBN 0-642-25907-0 . ISSN 1327-5658 . OCLC 36817771 .
- Фонтенуа, Пол Э. (2006). Авианосцы: иллюстрированная история их влияния . Оружие и война. АВС-ЦИЛО. ISBN 1-85109-573-Х .
- Холл, Тимоти (1982). HMAS Мельбурн . Северный Сидней, Новый Южный Уэльс: Джордж Аллен и Анвин. ISBN 0-86861-284-7 . ОСЛК 9753221 .
- Хардинг, Ричард (2005). Королевский флот 1930–2000: инновации и оборона . Рутледж. ISBN 0-7146-5710-7 .
- Хоббс, Дэвид (1996). Авианосцы ВМС Великобритании и Содружества . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-252-1 .
- Хоббс, Дэвид (2005). «HMAS Sydney (III): символ растущего морского потенциала Австралии». Стивенс, Дэвид; Рив, Джон (ред.). Военно-морской флот и нация: влияние военно-морского флота на современную Австралию . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 1-74114-200-8 . OCLC 67872922 .
- Ирландия, Бернард (2008) [2005]. Иллюстрированный справочник по авианосцам мира . Лондон: Издательство Anness. ISBN 978-1-84477-747-1 . OCLC 156616762 .
- Констам, Ангус (2010). Британские авианосцы 1939–45 . Новый Авангард № 168. Иллюстрация Тони Брайана. Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84908-079-8 .
- Маккаффри, Джек (2007). «Корея: первый вызов австралийской морской авиации». Стивенс, Дэвид; Рив, Джон (ред.). Морская мощь на берегу и в воздухе . Ультимо, Новый Южный Уэльс: Halstead Press. ISBN 978-1-920831-45-5 . ОСЛК 271328006 .
- Полмар, Норман (2001) [1993]. Путеводитель Военно-морского института по кораблям и самолетам флота США (17-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-656-6 . OCLC 249124965 .
- Престон, Энтони (2000). Авианосцы . Сидней, Новый Южный Уэльс: Издательство AP. ISBN 0-86827-042-3 .
- Роббинс, Гай (2001). История авианосца: 1908–1945 гг . Лондон: ISBN Касселя и Ко. 0-304-35308-6 . OCLC 45306859 - через Интернет-архив.
- Сноуи, Дж. Аллан (1987). Бонни: HMCS Bonaventure . Эрин, Онтарио: The Boston Mills Press. ISBN 0-919783-40-6 .
- Рэгг, Дэвид (2009). Век морской авиации: 1909–2009 гг . Южный Йоркшир: Pen & Sword Maritime. ISBN 978-1-84884-036-2 .
- Райт, Энтони (июнь 1998 г.) [1978]. Решения австралийского перевозчика: приобретение HMA Ships Albatross, Sydney и Melbourne . Документы по морским делам Австралии. Том. 4. Канберра: Центр морской энергетики. ISBN 0-642-29503-4 . ISSN 1327-5658 . OCLC 39641731 .
- Журнальные статьи
- Корлесс, Джош (1 июня 1999 г.). «Военно-морской флот Бразилии прокладывает путь в Южной Атлантике». Джейн ВМС Интернэшнл . 104 (6). Информационная группа Джейн.
- Инглиш, Адриан Дж. (1 мая 1996 г.). «Латиноамериканские военно-морские силы все еще топчутся на месте». Джейн ВМС Интернэшнл . 101 (3). Информационная группа Джейн.
- Хоббс, Дэвид (зима 2004 г.). «Операции авианосцев Британского Содружества в Корейской войне». Журнал Air & Space Power . 18 (4): 62–71. ISSN 1555-385X .
- Хоббс, Дэвид (октябрь 2007 г.). «HMAS Мельбурн (II) – 25 лет спустя». Военно-Морской Флот . 69 (4): 5–9. ISSN 1322-6231 .
- Стори, Ян; Джи, Ю (зима 2004 г.). «Амбиции Китая по авианосцам: в поисках истины от слухов» . Обзор военно-морского колледжа . 57 (1): 77–93. ISSN 0028-1484 .
- Газетные статьи
- Парри, Саймон (25 июля 2004 г.). «Печальный конец символа освобождения города» . Воскресная утренняя почта .
- Сиал, Раджив; Лашмар, Пол (16 июня 2002 г.). «Гонка за спасение исторического корабля из свалки» . «Дейли телеграф» . Лондон.
- Тембхекар, Читтаранджан (14 апреля 2010 г.). «Никто не принимает план музея INS Vikrant» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года.
- Твиди, Нил (10 января 2004 г.). "Продается через интернет: авианосец, всего три собственника" . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 28 сентября 2008 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бивер, Пол (1982). Британский авианосец . Кембридж: Патрик Стивенс. ISBN 0-85059-493-6 . OCLC 16549144 .
- Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: Эволюция кораблей и их самолетов . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-488-1 . OCLC 19526677 .
- Маккарт, Нил (2002). Авианосцы класса «Колосс», 1944–1972 гг . Челтнем: Публикации фанатов. ISBN 1901225062 . OCLC 70281124 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Класс Колосс» в истории службы военных кораблей Королевского флота во Второй мировой войне.
- Классы лёгких авианосцев
- Авианосцы Канады времен холодной войны
- Авианосцы Франции времен Холодной войны
- Авианосцы Холодной войны Соединенного Королевства
- Авианосцы класса Колосс
- Авианосцы Корейской войны Соединенного Королевства
- Авианосцы класса Majestic
- Авианосцы Великобритании времен Второй мировой войны
- Классы кораблей Королевского флота