Клемансо Авианосец класса
Клемансо
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | DCNS |
Операторы | |
Предшественник |
|
Преемник | Шарль де Голль |
В эксплуатации | 1961–2017 |
Завершенный | 2 |
Потерянный | 1 (путем преднамеренного затопления) |
Списано | 1 |
Общие характеристики | |
Тип | Авианосец |
Смещение | 22 000 стандарт; 32 780 максимум [ 1 ] |
Длина | 265 м (869 футов) [ 1 ] |
Луч | 51,2 м (168 футов) [ 1 ] |
Черновик | 8,6 м (28 футов) [ 1 ] |
Движение |
|
Скорость | 32 узла (59 км/ч) [ 1 ] |
Диапазон | 7500 миль |
Вооружение | 8 × 100-мм (теперь 4 × сдвоенные пусковые установки Simbad и 5 × 12,7-мм пулемётов в Сан-Паулу ) [ 1 ] |
Самолет перевезен | 40 [ 1 ] |
Авиационные объекты | Угловая кабина экипажа для операций CATOBAR |
Авианосцы «Клемансо» класса — это пара авианосцев и «Клемансо» « Фош» , которые служили в составе ВМС Франции с 1961 по 2000 год. С 2000 по 2017 год в составе ВМС Бразилии служил один корабль под названием « Сан-Паулу» .
Класс Клемансо был первым успешным проектом авианосца Франции после Второй мировой войны . Он был основой французского флота на протяжении сорока лет его службы.
Фон
[ редактировать ]К началу 1950-х годов ВМС Франции имели на вооружении ряд авианосцев, самым современным из которых был «Арроманш» . Однако все они были небольшими и все более неспособными управлять современными самолетами, размеры которых неуклонно увеличивались. Для обеспечения независимости Франции в вопросах обороны был предусмотрен новый класс из двух современных авианосцев. Водоизмещением чуть менее 35 000 тонн каждый, новые корабли будут немного меньше, чем Королевский флот недавно принятые в Audacious водоизмещением 43 000 тонн класса , но это будут мощные корабли для своего размера, построенные с нуля, чтобы использовать преимущества новейших идей в области авиации. Конструкция авианосца, включая наклонную полетную палубу, паровые катапульты и средства зеркальной посадки, будет эксплуатировать совершенно новое поколение палубных самолетов французской разработки. [ 1 ]
В проекте устава, подготовленном Генеральным штабом ВМФ в 1949 году, предусматривалось предоставление четырех авианосцев водоизмещением 20 000 тонн в два этапа. На своем заседании 22 августа 1949 года Высший совет ВМФ был еще более амбициозен, запросив флот из шести авианосцев. На 15 июля 1952 года ВМС Франции все еще требовали от двух до пяти самолетов для Французского Союза (недоступно для НАТО). Согласно RCM 12, итоговому документу Лиссабонской конференции 1952 года, Франция должна была предоставить НАТО авианосец в день «Д», два — в 30-й день, три — в 180-й день. Однако к 1953 году ВМФ пришлось удовлетворить с двумя авианосцами. PA 54 Clemenceau , заложенный в бюджет в 1953 году, был отложен до ноября 1955 года, PA 55 Foch , заложенный в бюджет на 1955 год, был отложен до февраля 1957 года. Между 1980 и 1981 годами она прошла исследование по сертификации платформы перед катапультированием самолетов, несущих ракеты и бомбы. , АМ-39 Экзосет и тактические ядерные бомбы. И Клемансо , и Фош прошли модернизацию и переоборудование, заменив 4 из 8 своих 100-мм орудий на 2 Кротале Системы ПВО . В 1997 году «Фош» также получил 2 пусковые установки «Садрал» (по 6 ракет «Мистраль» каждая); [ 2 ] эти пусковые установки были закуплены Францией в 1994 году. [ 3 ]
У них также будет более продолжительная карьера (до 1998 и 2000 годов) по сравнению с авианосцами класса Audacious , которые были сняты с вооружения в 1972 и 1978 годах.
Авианосцы класса «Клемансо» имеют традиционную конструкцию CATOBAR . Кабина экипажа имеет длину 165,5 м (543 фута) и ширину 29,5 м (97 футов); площадка для приземления расположена под углом 8 градусов к оси корабля. Передний лифт самолета расположен по правому борту, а задний лифт расположен на краю палубы для экономии места в ангаре. Передняя часть двух катапульт длиной 170 футов (52 м) находится слева на носу, кормовая катапульта находится на наклонной посадочной палубе. Размеры палубы ангара составляют 152 м (499 футов) на 22–24 м (72–79 футов) и высоту 7 м (23 фута) над головой. [ 4 ]
Авиационная группа
[ редактировать ]Задуманные с самого начала как многоцелевые авианосцы, два корабля класса «Клемансо» первоначально в 1961 году имели авиагруппу из десяти самолетов каждый — ударной версии IVM и разведывательной версии IVP ударных истребителей Dassault Étendard IV , эскадрилью численностью до восемь Breguet Alizé самолетов были отправлены для противолодочной борьбы , а в роли противовоздушной обороны - эскадрилья истребителей Sud Aviation Aquilon (построенная по лицензии de Havilland Sea Venom ). [ 1 ] Они также использовались для французских десантных операций с использованием до 30–40 вертолетов (обычное вертолетное крыло - 4 вертолета); Незадолго до войны в Персидском заливе 1991 года в рамках операции «Саламандра» (воздушный компонент операции «Даге» ) Клемансо переправил 30 самолетов Aérospatiale Gazelle и 12 самолетов Aérospatiale SA 330 Pumas в Саудовскую Аравию . [ 5 ] Первоначально запланированный размер всего авиакрыла составлял 60, но увеличение размера палубных самолетов в конце 1950-х годов сократило это число примерно до 40. [ 1 ]
Вскоре был развернут более мощный, оснащенный ракетами Vought F-8 Crusader , с эскадрильей из восьми самолетов, начиная с 2 лет спустя, в 1963 году. Crusader служил на обоих авианосцах до тех пор, пока Foch не был выведен из эксплуатации в 2000 году. Dassault-Breguet Super Étendard поступил на вооружение обоих кораблей в 1978 году. Super Étendard мог нести как ракету Exocet, так и Ядерная ракета Air-Sol Moyenne Portee (ASMP), дающая этим кораблям способность противостоять ядерному удару, отсутствующую в более раннем Étendard IV (оснащенном только ядерными бомбами свободного падения).
Клемансо и Фош модернизировались в сентябре 1977 г. — ноябре 1978 г. и июле 1980 г. — августе 1981 г. ( Фош ). Это обновление среднего возраста позволило им получить доступ к новому Super Étendard (наряду с несколькими другими обновлениями, такими как система SENIT C3). Тогда у них было до 40 самолетов: 10 F-8FN, 15–16 Super Étendard и 3–4 Étendard IVP, 7 Alizé, 2 Super Frelon и 2 Alouette III. Их ангар имел размеры 152×24×7 метров (3648 квадратных метров). Клемансо Топливные склады составляли 1200 м3 (JP5) и 400 м3 (AVGAS). Фош увеличил это количество до 1800 и 109 соответственно. [ 6 ]
Dassault Rafale совершил испытательный полет из Фоша после модификаций палубы в 1992 году и эксплуатировался с этого авианосца после дальнейших модификаций палубы в 1995–1996 годах. [ 5 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Корабль | Строитель | Тезка | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Клемансо | Брестский Арсенал | Жорж Клемансо | ноябрь 1955 г. | 21 декабря 1957 г. | 2 ноября 1961 г. | 1 октября 1997 г. | Расставание в Хартлпуле , 2009 год. |
Фош | Chantiers de l’Atlantique , Сен-Назер | Маршал Фердинанд Фош | 15 ноября 1957 г. | 23 июля 1960 г. | 15 июля 1963 г. | 15 ноября 2000 г. | Продан ВМС Бразилии как Сан-Паулу , ноябрь 2000 г. Выведен из эксплуатации 14 февраля 2017 г. Затоплен 3 февраля 2023 г. |
- Клемансо , головной корабль этого класса, был заложен в 1955 году, спущен на воду в 1957 году и вступил в строй в 1961 году. Он служил на многочисленных должностях во французском флоте вместе с Фошем в течение 36 лет, пока окончательно не был выведен из эксплуатации в 1997 году. После окончания службы он служил на многочисленных должностях во французском флоте вместе с Фошем. оказался втянутым в споры по поводу ее избавления. Она была разобрана и переработана компанией Able UK в Грейторпе на Тиссайде , Англия. [ 7 ]
- «Фош» следовал за « Ле Клемом » примерно на два года в постройке и прослужил немного дольше, чем головной корабль, с 1963 по 2000 год. Затем он был переведен в ВМС Бразилии, где продолжал служить в качестве Сан-Паулу до 2017 года. Он был продан за сдать на металлолом турецкой фирме в 2022 году, но после того, как планы по его утилизации в Турции провалились из-за проблем, связанных с загрязнением корабля асбестом , ВМС Бразилии затопили его в Атлантике.
Общее расположение
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Миллер, Дэвид (2001). Иллюстрированный справочник военных кораблей мира . Оцеола, Висконсин: MBI Publ. п. 14. ISBN 978-0-7603-1127-1 . Проверено 13 февраля 2012 г.
- ^ «Презентация авианосца Фокус» . alabordache.fr (на французском языке) . Проверено 24 октября 2014 г.
- ^ Фридман, Норман (2006). Путеводитель военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения . Издательство Военно-морского института. п. 595. ИСБН 978-1-55750-262-9 .
- ^ «Клемансо» . GlobalSecurity.org. 10 июня 2013 года . Проверено 24 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп, Крис; Чант, Крис (2004). Величайшие в мире военно-морские корабли и их самолеты . Лестер: Зенит Пресс. стр. 82–3. ISBN 978-0-7603-2005-1 .
- ^ Энциклопедия военных машин, Aerospace Publishing Ltd, Лондон, 1984, стр.476
- ^ «Новый корабль-призрак направляется в Тиссайд» . Новости Би-би-си . 8 февраля 2009 года . Проверено 8 февраля 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бонифаций, Патрик (сентябрь 2015 г.), «Авианосцы Клемансо», поставки ежемесячно : 46–49.
- Мулен, Жан (2020). Все авианосцы Франции: с 1912 года сегодняшний день по . Коллекция кораблей и истории военно-морских сил мира; 35 (на французском языке). Ле Вижен, Франция: Лела Пресс. ISBN 978-2-37468-035-4 . </ref>
- Мулен, Жан и Джон Джордан. Клемансо и Фош: первые современные авианосцы Франции. В Иордании, Джон (ред.) Военный корабль 2023. Оксфорд: Osprey, 2023, стр. 26–47. ISBN 9781472857132