Jump to content

Экзосет

Экзосет
Тип Противокорабельная ракета
Место происхождения Франция
История обслуживания
В эксплуатации 1975 [1] -подарок
Используется См . операторов
Войны Ирано-иракская война
Фолклендская война
История производства
Дизайнер 1967–1970: Норд Авиация .
1970–1974: Аэрокосмическая промышленность .
Разработанный 1967
Производитель 1979–1999: Аэрокосмическая промышленность .
1999–2001: Аэроспасьяль-Матра.
2001 – настоящее время: MBDA Франция.
Произведено 1974
Технические характеристики
Масса 780 кг (1720 фунтов)
Длина 6 м (19 футов 8 дюймов)
Диаметр 34,8 см (1 фут 1,7 дюйма)
Размах крыльев 1,35 м (4 фута 5 дюймов)
Боеголовка 165 кг (364 фунта)

Двигатель Твердотопливный двигатель
Турбореактивный двигатель (версия MM40 Block 3)
Оперативный
диапазон
  • MM38 с надводного старта: около 40 км (25 миль; 22 морских мили)
  • AM39 запускается с воздуха: максимальная дальность около 70 км (43 мили; 38 морских миль) [2] [3]
  • SM39, запуск с подводной лодки: 50 км (31 миль; 27 морских миль) [4]
  • MM40 Block 3 наземного запуска, Exocet Mobile Coastal: «Класс 200 км (120 миль; 110 морских миль)» [5] [6]
Высота полета Скольжение по морю
Максимальная скорость Маха 0,93
1148 км / ч (713 миль в час; 620 узлов)
Руководство
система
Инерциальное наведение , активное радиолокационное наведение и по GPS. наведение
Запуск
платформа
мультиплатформенность:
  • ММ38 надводного базирования
  • AM39 воздушного базирования
  • SM39, запуск с подводной лодки
  • ММ40 надводного базирования

Экзосет ( Французское произношение: [ɛɡzɔsɛ] французского производства ) — противокорабельная ракета , различные варианты которой могут запускаться с надводных кораблей , подводных лодок , вертолётов и самолётов .

Этимология

[ редактировать ]
Запуск ракеты Экзосет

Название ракете дал М. Гийо, тогдашний технический директор Nord Aviation . [7] Это французское слово, обозначающее летающую рыбу , от латинского exocoetus , транслитерации греческого названия рыбы, которая иногда залетала в лодку: ἐξώκοιτος ( exōkoitos ), буквально «лежащая снаружи ( ἒξω , κεῖμαι ), спящая снаружи». [8]

Описание

[ редактировать ]
Воздействие Экзосета

Exocet построен MBDA европейской ракетной компанией . Разработка началась компанией Nord в 1967 году как корабельное оружие под названием MM38. Несколько лет спустя Aerospatiale и Nord объединились. Базовая конструкция корпуса была основана на Nord AS-30 тактической ракете класса «воздух-земля» . Морской ММ38 поступил на вооружение в 1975 году. [1] в то время как разработка AM39 Exocet воздушного базирования началась в 1974 году и поступила на вооружение ВМС Франции пять лет спустя, в 1979 году. [9]

Относительно компактная ракета предназначена для поражения военных кораблей малого и среднего размера (например, фрегатов , корветов и эсминцев), хотя множественные попадания эффективны и против более крупных кораблей, таких как авианосцы. [10] В середине полета он управляется по инерции, включает активное радиолокационное самонаведение, а в конце полета чтобы найти и поразить цель. В качестве меры противодействия противовоздушной обороне вокруг цели он сохраняет очень низкую высоту при приближении, оставаясь всего на расстоянии одного-двух метров над поверхностью моря. Из-за эффекта радиолокационного горизонта это означает, что цель может не обнаружить приближающуюся атаку до тех пор, пока ракета не окажется всего в 6000 метрах (3,7 мили) от места попадания. Это оставляет мало времени для реакции и стимулирует разработку систем вооружения ближнего боя (CIWS). [ нужна ссылка ]

Его твердотопливный ракетный двигатель обеспечивает Exocet максимальную дальность полета 70 километров (43 мили; 38 морских миль). В корабельной версии ракеты Block 3 MM40 он был заменен твердотопливным ускорителем и турбореактивным маршевым двигателем , что увеличивает дальность полета ракеты до более чем 180 километров (110 миль; 97 морских миль). Версия для подводных лодок размещает ракету внутри пусковой капсулы . [4]

Сменное будущее крылатое/противокорабельное оружие находится в стадии разработки.

ММ38 на борту ВМС Германии типа 143А типа «Гепард» быстроходного ударного корабля «Нерц»

Exocet производится в следующих версиях:

  • ММ38 (надводного базирования) - размещается на боевых кораблях. Дальность: 42 км. Больше не производится. Версия береговой обороны, известная как «Экскалибур», была разработана в Соединенном Королевстве и использовалась в Гибралтаре с 1985 по 1997 год. [11]
  • AM38 (запускается с вертолета - только испытания) [12]
  • AM39 (воздушного базирования) - B2 Mod 2: используется на 14 типах самолетов (боевые самолеты, морские патрульные самолеты, вертолеты). Дальность от 50 до 70 км в зависимости от высоты и скорости самолета-носителя. [3]
  • SM39 (запуск с подводных лодок) - B2 Mod 2: развертывается на подводных лодках. Ракета размещается внутри водонепроницаемой стартовой капсулы ( véhicule Sous Marin, VSM), запуск которой осуществляется из торпедных аппаратов подводной лодки. При выходе из воды капсула выбрасывается и зажигается двигатель ракеты. Тогда он ведет себя как MM40. Ракета будет запускаться на глубину, что делает ее особенно подходящей для скрытных операций подводных лодок. [4]
  • ММ40 (надводного базирования) - Блок 1, Блок 2 и Блок 3: развернуты на боевых кораблях и в береговых батареях. Дальность: 72 км для Блока 2, более 200 км для Блока 3. [5] [6]

ММ40 Блок 3

[ редактировать ]

В феврале 2004 года Главное управление вооружений (DGA) уведомило MBDA о контракте на разработку и производство новой ракеты MM40 Block 3. Она имеет увеличенную дальность действия - более 180 километров (97 морских миль). – за счет использования двигателя Microturbo TRI-40 турбореактивного и включает в себя четыре воздухозаборника для обеспечения непрерывного притока воздуха к силовой установке во время маневров с большой перегрузкой. [ нужна ссылка ]

Ракета Block 3 принимает команды системы наведения GPS , что позволяет ей атаковать морские цели под разными углами и поражать наземные цели, что дает ей второстепенную роль в качестве ракеты наземного нападения . Block 3 Exocet легче предыдущего MM40 Block 2 Exocet. [13]

несущих ракеты Block 2, а именно Horizon класса и Aquitaine В декабре 2008 года ВМС Франции заказали 45 Exocet Block 3 для своих кораблей , фрегатов . С 2021 года модернизация Block 3 также будет распространена на три фрегата класса La Fayette, выбранных для продления срока службы. [14] Это будет не новое производство, а переоборудование старых ракет Block 2 в стандарт Block 3. Последние квалификационные стрельбы MM40 Block 3 прошли на полигоне Иль-дю-Леван 25 апреля 2007 г., а серийное производство началось в октябре 2008 г. Первые стрельбы Block 3 с военного корабля состоялись 18 марта 2010 г. с воздуха ВМС Франции. оборонительный фрегат Шевалье Поль . В 2012 году новый двигатель, разработанный и изготовленный в Бразилии компанией Avibras совместно с MBDA, был испытан на ракете ММ40 ВМС Бразилии . [ нужна ссылка ]

Помимо французов, Block 3 заказали несколько других военно-морских сил, в том числе Греции, ОАЭ , Чили, [15] Перу, [16] Катар, Оман, Индонезия и Марокко. [17]

Основными конкурентами Exocet являются американский Harpoon , итальянский Otomat , израильский Gabriel-V , шведский RBS 15 и китайская серия Yingji . [ нужна ссылка ]

ММ40 Блок 3с

[ редактировать ]

Вариант «Блок 3с» включает в себя цифровую радиочастотную (РЧ) ГСН, разработанную компанией Thales. Вариант Block 3c описывается как более устойчивый к системам помех и может быть способен распознавать надводные суда на основе использования усовершенствованных форм волн. Ракеты Block 3 имели большую дальность действия - 200 километров, но сохранили ту же радиочастотную ГСН, что и Block 2. Эта технология осталась нецифровой. [18]

Вариант Block 3c должен начать поставку ВМС Франции в декабре 2022 года: будет заказано 55 новых ракет в дополнение к 45 «комплектам MM40 Block 3c» для обновления существующих ракет Block 3 до конфигурации Block 3c. [18] В сентябре 2023 года испытания ракеты, проведенные фрегатом « Эльзас», подтвердили готовность варианта к боевой эксплуатации. [19] [20]

Операционная история

[ редактировать ]

Фолклендская война

[ редактировать ]
Sue 204 ( Dassault-Breguet Super Étendard Аргентины ) 2-й эскадрильи ВМС , использовавшийся при на Атлантический конвейер. атаке

В 1982 году, во время Фолклендской войны , военные самолеты ВМС Аргентины Dassault-Breguet Super Étendard, несущие воздушную версию Exocet AM39, нанесли ущерб, в результате которого 4 мая 1982 года затонул Королевского флота эсминец HMS Sheffield. Еще два Exocet поразили торговый корабль водоизмещением 15 000 тонн. корабль Atlantic Conveyor 25 мая. Две ракеты «корабль-корабль» MM38 были сняты с эсминца ARA Seguí , бывшего эсминца ВМС США «Аллен М. Самнер» типа , и переданы на импровизированную пусковую установку для наземного использования. [21] Ракеты были запущены 12 июня 1982 года и одна поразила эсминец HMS Glamorgan .

HMS Шеффилд

[ редактировать ]

«Шеффилд» типа 42 эсминец с управляемыми ракетами . 4 мая 1982 года «Шеффилд» находился на оборонительном дежурстве (вторая степень готовности), самом южном из трёх эсминцев Тип 42, когда он был сбит одной из двух ракет «Экзосет» воздушного базирования AM39, выпущенных аргентинскими ударными истребителями «Супер Этендар» . Вторая ракета упала в море примерно в полумиле от левого траверза . [22]

Ракета, поразившая Шеффилд, врезалась в правый борт на уровне 2 палубы, прошла через судомойку младших рядовых и пробила переборку переднего вспомогательного машинного отделения/переднего машинного отделения на высоте 2,4 метра (7 футов 10 дюймов) над ватерлинией, образовав дыру в корпус примерно 1,2 на 3 м (4 на 10 футов). Судя по всему, боеголовка не взорвалась. [23] Двадцать членов ее экипажа погибли и 26 получили ранения. Корабль затонул на буксире 10 мая. Потеря Шеффилда стала глубоким шоком для британской общественности и правительства.

В официальном отчете следственной комиссии Королевского флота говорится, что доказательства указывают на то, что боеголовка не взорвалась. За четыре с половиной дня, пока корабль оставался на плаву, было проведено пять аварийно-спасательных проверок и сделано несколько фотографий. Члены экипажа были опрошены и даны показания специалистами «Экзосетов» (в Фолклендской войне у Королевского флота было 15 надводных боевых кораблей, вооруженных «Экзосетами»). Признаков взрыва не было, хотя горение топлива ракетного двигателя вызвало пожары, которые невозможно было локализовать, поскольку пожарное оборудование было выведено из строя.

СС Атлантический конвейер

[ редактировать ]

Atlantic Conveyor 14 950 тонн водоизмещением представлял собой контейнеровоз , который был поспешно переоборудован для перевозки самолетов на своей палубе. Она перевозила вертолеты и припасы, в том числе кассетные бомбы. [24] Две ракеты «Экзосет» были выпущены по фрегату, но были сбиты с толку его защитой и перенацелились на « Атлантический конвейер» . Обе ракеты попали в контейнеровоз в его левом отсеке, и боеголовки взорвались либо после пробития корпуса корабля, либо [25] или при ударе. [26] Свидетель принц Эндрю сообщил, что обломки вызвали «брызги в воде примерно на расстоянии четверти мили». [27] Двенадцать человек были убиты, а выжившие были доставлены на HMS Hermes . Atlantic Conveyor затонул на буксире три дня спустя.

HMS Инвинсибл

[ редактировать ]

30 мая два Super Étendards, один из которых нес последний оставшийся в Аргентине самолет Exocet воздушного базирования, в сопровождении четырех Douglas A-4C Skyhawk , каждый с двумя 500-фунтовыми бомбами, взлетели, чтобы атаковать авианосец HMS Invincible . [28] Аргентинская разведка стремилась определить положение «Инвинсибла» на основе анализа маршрутов полета самолетов оперативной группы на острова. [28] Однако у британцев был постоянный приказ, согласно которому все самолеты при выходе из корабля или возвращении на него должны проходить транзитом на малой высоте, чтобы скрыть свое местоположение. [29] Эта тактика скомпрометировала аргентинскую атаку, которая была сосредоточена на группе эскорта в 40 милях к югу от основных сил кораблей. [30] Два атакующих «Скайхока» были сбиты: один ракетой «Си Дарт» , выпущенной HMS Exeter , [30] [28] и хотя судьба «Экзосета» так и не была установлена ​​без сомнений, экипаж HMS Avenger заявил, что его сбила их 4,5-дюймовая пушка. [31] Никаких повреждений британским судам причинено не было. [28]

HMS Гламорган

[ редактировать ]

HMS Glamorgan эсминец класса County , спущенный на воду в 1964 году. 12 июня 1982 года ракета MM38 Exocet была выпущена из импровизированной береговой пусковой установки, когда она двигалась со скоростью около 20 узлов (37 км/ч) на расстоянии 18 морских миль (33 км). оффшор. Первая попытка запустить ракету не привела к пуску; со второй попытки ракета была запущена, но не достигла цели. Третья попытка привела к слежению ракеты за Гламорганом . Приближающаяся ракета Exocet также была замечена на Гламоргане. [32] и была приказано развернуться для подачи кормы к ракете.

Поворот не позволил ракете удариться о борт корабля и пробить корпус; вместо этого он ударился о комингс палубы под углом, рядом с левой ракетной пусковой установкой Seacat , заскользил по палубе и взорвался, образовав дыру размером 10 × 15 футов (3 × 5 м) в палубе ангара и дыру размером 5 × 4 фута. отверстие размером 1,5 × 1,2 м на камбузе внизу. [32] Взрыв прошел вперед и вниз, и корпус ракеты, все еще двигавшийся вперед, проник в дверь ангара, в результате чего заправленный и вооруженный вертолет Westland Wessex HAS.3 (XM837) взорвался и вызвал сильный пожар в ангаре. [ нужна ссылка ] Четырнадцать членов экипажа погибли. [33] [34]

Пост-Фолклендская война

[ редактировать ]

Спустя годы после Фолклендской войны выяснилось, что британское правительство и Секретная разведывательная служба (МИ-6) в то время были крайне обеспокоены предполагаемой неадекватностью противоракетной обороны Королевского флота против «Экзосета» и потенциалом этой ракеты. решительно склонить военно-морскую войну в пользу аргентинских войск. Был предусмотрен сценарий, в котором один или оба из двух авианосцев сил ( «Инвинсибл» и «Гермес» ) были уничтожены или выведены из строя атаками «Экзосетов», что значительно затруднило бы возврат Фолклендских островов. [ нужна ссылка ]

Были приняты меры по сдерживанию угрозы Exocet. Была начата крупная разведывательная операция, чтобы помешать ВМС Аргентины приобрести больше оружия на международном рынке. [35] В операции участвовали агенты британской разведки, выдававшие себя за торговцев оружием и способные поставить большое количество «Экзосетов» в Аргентину, которые отвлекали Аргентину от преследования источников, которые действительно могли поставить несколько ракет. Франция отказалась от поставок Exocet AM39, купленных Перу, чтобы избежать возможности того, что Перу может поставить их в Аргентину, поскольку они [ нужны разъяснения ] знал, что оплата будет произведена в кредит Центрального банка Перу . Британская разведка установила, что гарантией был депозит в двести миллионов долларов от банка Andean Lima Bank, дочерней компании итальянского Banco Ambrosiano . [36] [37]

Ирано-иракская война

[ редактировать ]
Листинг Старка после удара

Ракеты Exocet использовались Ираком в основном в рамках Танкерной войны . Aérospatiale SA 321 Super Frelon , Dassault-Breguet Super Étendard и Dassault Mirage F1. Для запуска ракет Ираком использовались самолеты [38] [39]

Во время ирано-иракской войны , 17 мая 1987 года, иракский самолет был идентифицирован как Mirage F1. [40] (но на самом деле это был модифицированный Dassault Falcon 50 ) выпустил две ракеты Exocet по американскому фрегату USS Stark . Обе ракеты попали в левый борт корабля возле мостика. При обороне никакого оружия не было: Phalanx CIWS оставался в режиме ожидания, а средства противодействия Mark 36 SRBOC не были задействованы. Тридцать семь военнослужащих ВМС США были убиты и двадцать один ранен. [41] Корабль не затонул и в итоге был отремонтирован. [42]

Операторы

[ редактировать ]
Операторы
  Текущий
  Бывший
Внешние изображения
Аэроспасьяль EXOCET
значок изображения AM 39 Exocet запущен с корабля Super Etendard ВМС Франции.
значок изображения Alpha Jet Lancier с Exocet AM 39 Многоцелевой
значок изображения AM 39 запущен с корабля Super Puma
значок изображения Exocet MM 40 выпущен с французского корабля
значок изображения Испытательные стрельбы подземной версии Exocet SM 39 с высоким разрешением
значок изображения Фотография Aerospatiale по связям со СМИ разослана вскоре после Фолклендской войны
значок изображения Super Etendard взлетает с испытательным AM39 под крылом. Обратите внимание: блок электроники под фюзеляжем и подвесной бак под другим пилоном крыла.
значок изображения Первый тестовый запуск Exocet MM40 Block 3

Текущие операторы

[ редактировать ]

Бывшие операторы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
Цитаты
  1. ^ Перейти обратно: а б «Экзосет» . Ракетная угроза . Центр стратегических и международных исследований. 2 августа 2021 г.
  2. ^ максимальная дальность зависит от высоты и скорости самолета.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Экзосет АМ39» . Системы МБДА.
  4. ^ Перейти обратно: а б с «Экзосет СМ39» . Системы МБДА.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Экзосет ММ40 Блок 3» . Системы МБДА.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Exocet Mobile Coastal | Морское превосходство» . Системы МБДА.
  7. ^ Гийо, Жан; Эстиваль, Бернар (1988). Необычайное приключение Экзосета (на французском языке). Брест : Editions de la Cité. ISBN  2-85186-039-9 .
  8. ^ Харпер, Дуглас. «Экзосет» . Интернет-словарь этимологии .
  9. ^ «Экзосет АМ.39/ММ.40» . Федерация американских ученых . 10 августа 1999 года. Архивировано из оригинала 15 января 2016 года . Проверено 9 декабря 2018 г.
  10. ^ Фридман, Норман (1994). Военно-морской справочник по мировым системам вооружения (обновленное издание). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. п. 109. ИСБН  978-1-55750-259-9 . В недавнем российском исследовании воздействия противокорабельных ракет ракетных катеров потребовалось три попадания, чтобы уничтожить легкий крейсер, и одно-два попадания — для эсминца или фрегата. Противокорабельные ракеты российских ракетных катеров имеют гораздо более крупные боеголовки, чем «Экзосет».
  11. ^ Фридман, Норман (1997). Руководство Военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения, 1997–1998 гг . Издательство Военно-морского института. п. 227. ИСБН  978-1-55750-268-1 .
  12. ^ На основе спущенного на воду корабля MM38. В 1973 году было испытано только пять вертолетов Super-Felon, от дальнейшей разработки которых отказались в пользу более легкого и меньшего по размеру AM39. – Красотка, Рональд Т., изд. (1975). Системы оружия Джейн 1976 (7-е изд.). Лондон, Великобритания: Макдональд и Джейн. п. 133. ИСБН  978-0-35400-527-2 .
  13. ^ Болкком, Кристофер; Пайк, Джон (1 апреля 1993 г.). «Крылатые ракеты: другая угроза для дыхания в воздухе». Распространение штурмовой авиации: проблемы, вызывающие обеспокоенность . Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 10 февраля 2009 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  14. ^ «Военно-морская группа приступает к реконструкции и модернизации фрегата класса Courbet La Fayette ВМС Франции» . Признание ВМФ . Октябрь 2020 года . Проверено 22 июня 2021 г.
  15. ^ Скотт, Ричард (28 сентября 2016 г.). «Чили начинает модернизацию MM40 Block 3 Exocet» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 16 января 2017 года . Проверено 14 января 2017 г.
  16. ^ «Перу выделяет 41 миллион долларов на оборону, и в конечном итоге это будет сделано с помощью ракет MM-40 Exocet» . Форум военно-морской базы (на испанском языке). 20 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 9 декабря 2018 г. Проверено 9 декабря 2018 г.
  17. ^ «Премьер-ракета Exocet MM40 Block3 для французской морской пехоты» . Mer et Marine (на французском языке). 19 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2010 года . Проверено 9 декабря 2018 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Вавассер, Ксавье (17 октября 2022 г.). «Первые ракеты Exocet MM40 Block 3c будут доставлены в декабре» .
  19. ^ Гроазело, Винсент (29 сентября 2023 г.). «MBDA: Противокорабельная ракета Exocet MM40 Block3c годна к эксплуатации» . Море и флот .
  20. ^ «Успешный пуск новой ракеты Exocet с французского фрегата» . Военно-морские новости . 28 сентября 2023 г.
  21. ^ Шейна, Роберт Л. (2003). Войны Латинской Америки, Том II: Эпоха профессионального солдата, 1900–2001 гг . Потомак Books Inc. с. 316. ИСБН  978-1-57488-452-4 .
  22. ^ Следственная комиссия Шеффилда: Рассказ о нападении (PDF) , 22 июля 1982 г., стр. 6, заархивировано из оригинала (PDF) 12 декабря 2007 г.
  23. ^ Гибель HMS Sheffield - Комиссия по расследованию (PDF) (Отчет). Нортвуд : Главнокомандующий флотом . 28 мая 1982 г. с. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 6 февраля 2012 года . Проверено 9 декабря 2018 г.
  24. ^ «Атлантический конвейер» . www.thinkdefence.co.uk . Подумайте об обороне. 20 марта 2016 г.
  25. ^ Чант, Кристофер (2001). Воздушная война на Фолклендских островах 1982 года . Оксфорд: Издательство Osprey. п. 55. ИСБН  978-1-84176-293-7 .
  26. ^ «Комиссия по расследованию (отчет) о потере конвейера SS Atlantic» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2012 года . Проверено 25 ноября 2012 г.
  27. ^ «Принц Эндрю говорит об ужасах Фолклендских островов» . Глазго Геральд . 14 ноября 1983 г. с. 2.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Фридман, сэр Лоуренс (2005). Том 2: Война и дипломатия . Рутледж. п. 545. ИСБН  978-0-7146-5207-8 – через Google Книги. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  29. ^ Джерри Пук (2008). Наземная атака ВВС Великобритании «Харриер»: Фолклендские острова . Перо и меч. п. 132. ИСБН  978-1-84884-556-5 – через Google Книги.
  30. ^ Перейти обратно: а б Дэвид Морган (2007). Враждебное небо . Феникс. п. 240. ИСБН  978-0-7538-2199-2 – через Google Книги.
  31. ^ Саутби-Тейлер, Юэн (2014). Exocet Фолклендские острова: нерассказанная история операций спецназа . Перо и меч. п. 238. ИСБН  978-1-4738-3513-9 – через Google Книги.
  32. ^ Перейти обратно: а б Инскип, Ян (2002). Испытание Exocet: HMS Glamorgan и Фолклендская война, 1982 год . Чатем. стр. 160–185. ISBN  1-86176-197-Х .
  33. ^ Инскип, Ян (2002). Испытание Exocet: HMS Glamorgan и Фолклендская война . Чатем. ISBN  186176197X .
  34. ^ «Потери Королевского флота, убитые и умершие, 1980–89» . Домашняя страница истории военно-морского флота . Проверено 13 февраля 2021 г.
  35. ^ Брайли, Гарольд (май 2002 г.). «История Джона Нотта» . Информационный бюллетень Фолклендских островов (81). Архивировано из оригинала 22 ноября 2010 года.
  36. ^ Фридман, Лоуренс (2005). Официальная история Фолклендской кампании: война и дипломатия . Рутледж . п. 380. ИСБН  978-0-7146-5207-8 .
  37. ^ «А лас Мальвинские острова в тонусе» . Страница/12 (на испанском языке). 25 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 15 ноября 2018 г. . Проверено 9 декабря 2018 г.
  38. ^ «Ирак и война с Ираном» (PDF) .
  39. ^ Сильверстоун, Пол Х. (1984), «Военно-морская разведка», Warship International , 21 (4), Международная организация военно-морских исследований: 396, JSTOR   44891106.
  40. ^ «Официальное расследование обстоятельств нападения на военный корабль США «Старк» в 1987 году» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 марта 2012 года.
  41. ^ «мертвые и раненые» . Архивировано из оригинала 2 марта 2022 года . Проверено 23 марта 2022 г.
  42. ^ «USS Stark отправляется в Миссисипи на ремонт» . АП Новости. 4 ноября 1987 года . Проверено 9 июня 2022 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б «Торговые реестры» . СИПРИ . Архивировано из оригинала 13 мая 2011 года . Проверено 26 февраля 2010 г.
  44. ^ «Первая испытательная подводная лодка «Скорпен» ВМС Малайзии запустила ракету Exocet» . Брахманд.com . 4 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 16 июля 2015 года . Проверено 9 декабря 2018 г.
  45. ^ «ВМС Пакистана Sea King испытывают ракеты Exocet» . КлючВоенные .
  46. ^ Шенель, Либер и Моро, 2014 , стр. 150, 157
  47. ^ Энгельбрехт, Леон (9 октября 2008 г.). «Факты: фрегаты класса «Доблесть»» . DefenceWeb . Архивировано из оригинала 20 марта 2016 года . Проверено 9 декабря 2018 г.
  48. ^ Военный баланс . Международный институт стратегических исследований. 2013. с. 531. ИСБН  978-1-85743-680-8 .
  49. ^ «Рефакат ве каракол филосу комутанлиги» . ВМС Турции (на турецком языке). Архивировано из оригинала 23 марта 2010 года . Проверено 29 ноября 2009 г.
  50. ^ «Мировые военно-морские силы сегодня: Турция» . Hazegray.org . 25 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2009 г. Проверено 29 ноября 2009 г.
  51. ^ Купер и Сипос 2019 , стр. 46, 48, 58
  52. ^ Купер и Сипос 2019 , с. 41
  53. ^ Шенель, Либер и Моро, 2014 , с. 280
Библиография
  • Шенель, Бернар; Либер, Мишель; Моро, Эрик (2014). Мираж III/5/50 на вооружении за рубежом . Ле Вижен, Франция: Издания LELA Presse. ISBN  978-2-914017-76-3 .
  • Купер, Том; Сипос, Милош (2019). Иракские миражи. Семейство Dassault Mirage на вооружении ВВС Ирака, 1981–1988 гг . Издательство «Гелион и компания». ISBN  978-1-912-390311 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8eda6ce92cb4924038a3f16995414875__1719514620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/75/8eda6ce92cb4924038a3f16995414875.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Exocet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)