Морской орел (ракета)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Морской орел | |
---|---|
![]() Рисунок орлана | |
Тип | Противокорабельная ракета |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1985-настоящее время |
Используется | См . операторов |
История производства | |
Дизайнер | БАе Динамика |
Разработанный | 1976 |
Производитель | BAe Dynamics (1982–1999) MBDA (UK) Ltd (с 1999 г.) |
Произведено | 1982 |
Варианты | Sea Eagle SL (надводный старт) испытан, предложены другие. |
Технические характеристики | |
Масса | 580 кг |
Длина | 4,14 м |
Диаметр | 0,4 м |
Размах крыльев | 1,2 м |
Вес боеголовки | 230 кг |
Двигатель | Турбореактивный двигатель |
Оперативный диапазон | 110 км + |
Максимальная скорость | 0,85 Маха |
Руководство система | Инерциальный, с активным радиолокационным самонаведением |
Рулевое управление система | Поверхность управления |
Запуск платформа | Самолеты с неподвижным и винтокрылым крылом |
BAe Sea Eagle среднего веса , предназначенная для плавания над морем, — противокорабельная ракета разработанная и изготовленная компанией BAe Dynamics (теперь MBDA ). Он предназначен для потопления или вывода из строя кораблей размером до авианосцев в условиях помех и других мер противодействия , включая ложные цели . Его пользователями являются Королевские ВВС и Королевский флот , Королевские ВВС Саудовской Аравии и ВМС Индии .
История
[ редактировать ]Предыдущие системы
[ редактировать ]Противокорабельная версия ракеты Martel поступила на вооружение ВВС Великобритании в октябре 1972 года, а год спустя — ВМС Великобритании. Эти ракеты были разработаны на основе телевизионной системы наведения с использованием камеры в носовой части ракеты, которая отправляла изображение обратно на самолет-носитель через канала передачи данных радиосистему . Офицер по вооружению самолета, обычно пират Блэкберна , использовал изображение для наведения ракеты с помощью сигналов, отправленных обратно на ракету по тому же каналу передачи данных. Этот метод работы был выбран из-за его простоты; для сравнения, активная радиолокационная ГСН будет подвержена всевозможным контрмерам, включая системы отражения и активные помехи, и потребует какой-либо навигационной системы для захода на посадку, пока ракета все еще находится под радиолокационным горизонтом . [ нужна ссылка ]
Желание создать противокорабельную ракету корабельного базирования привело к некоторому рассмотрению вопроса об активной ГСН для Martel под названием Ship Martel (или Active Martel). Поскольку корабль-носитель будет находиться под радиолокационным горизонтом цели, линия передачи данных или подобное решение, требующее прямой видимости, не будет работать. Маркони выиграла контракт на поставку радиолокационной ГСН, очень простой одноосной (лево-правой) ГСН, которая, по их утверждению, будет намного дешевле, чем ГСН Adac от Exocet или RE576, используемая на AS.34 Kormoran и Otomat . Небольшой ракетный ускоритель будет использоваться для запуска ракеты перед запуском исходного двигателя. [1] В конечном итоге эту роль занял Exocet, и разработка прекратилась. [2]
Позже работы Ship Martel были продолжены при разработке противокорабельной ракеты подводных лодок, проекта, известного как CL.137 USGW (Подводное управляемое оружие). [а] Он представлял собой Sea Martel с модификациями, позволяющими помещать его в обычный 21-дюймовый торпедный аппарат со складными крыльями и килями. [4] ГСН Маркони использовалась, но во время испытаний не была установлена. простой автопилот с радиовысотомером использовался Вместо этого при испытаниях в Аберпорте . [1] Дальнейшей адаптацией стал Sub Martel, в остальном похожий, но с использованием ГСН Adac от Exocet , дополнительной разработки самого Exocet, от которой отказались по соображениям стоимости. [4] В конечном итоге в сентябре 1975 года конкурс USGW выиграл Sub-Harpoon . [5]
Морской орел
[ редактировать ]
Все эти разработки предполагали, что Martel с телевизионным управлением больше не является конкурентоспособным, и в результате серии исследований, проведенных с 1973 по 1975 год, были разработаны спецификации для его замены. В ВВС это было известно как Air Staff Target (AST) 1226, а в ВМФ — Naval Staff Target (NST) 6451. Это потребовало создания ракеты большей дальности, чем у «Шип Мартель», что потребовало перехода на реактивный двигатель. Компания Hawker Siddeley представила проект с использованием ГСН Маркони и более модифицированной версии планера Martel. Это будет иметь то преимущество, что его можно будет стрелять с любого самолета, уже способного стрелять по Martel с телевизионным наведением. [5]
Проектирование P3T началось в 1976 году, а полномасштабная разработка началась в 1979 году. Хотя полученная конструкция была похожа на Martel, почти все компоненты отличались: более длинный корпус, большие крылья и совершенно другие внутренние компоненты. Корабельная версия P5T Sea Eagle SL была предложена в 1981 году. В ней были добавлены два твердотопливных ускорителя по обе стороны от корпуса ракеты, но в остальном она была похожа на P3T. Он был разработан для стрельбы из запечатанной транспортировочной коробки. Тот же ящик использовался для предложенного Lightweight Sea Dart , позволяющего кораблю нести один или оба варианта на одной пусковой установке. Одним из преимуществ версии SL перед конкурирующими моделями было то, что ею можно было стрелять по очень близким целям, в то время как большинство моделей, таких как Harpoon и Exocet, имели довольно большую минимальную дальность стрельбы. [6] Еще одним преимуществом было то, что ту же ракету можно было запускать с вертолетов, как и оригинальный Martel, поскольку ракеты могли запускать ее с вертолета даже на очень малых высотах без необходимости высокой скорости движения, чтобы маленькие крылья могли поддерживать высоту. [7]
Производство готового серийного оружия началось в 1982 году, примерно в то же время, когда было присвоено название Sea Eagle, с испытательными стрельбами до 1984 года и вводом в эксплуатацию в следующем году. RAF . Buccaneer был первым самолетом, на борту которого находился Sea Eagle За ним последовал Sea Harrier Королевского флота , а также Tornado GR1B в RAF (заменивший Buccaneers) и Королевских ВВС Саудовской Аравии. ВМС Индии также оснастили свои Sea Harrier FRS Mk.51 и Jaguar IM этой ракетой , а также двадцать вертолетов Sea King Mk.42B , используя версию с двумя ракетами-носителями по обе стороны задней части фюзеляжа. Индийский морской патрульный самолет Ил-38 также был оснащен версией ракеты с ракетным двигателем, размещенной на необычных боковых пилонах фюзеляжа в кормовой части каждого крыла. Сообщалось также, что Индия стремилась оснастить этой Ту-142 ракетой свой парк . ВВС Чили провели испытания своем А-36М Halcon ( CASA 101 Aviojet этой ракеты на ), но эта комбинация так и не поступила на вооружение. Несколько вариантов Учебно-тренировочный легкий истребитель BAE Hawk провел испытания ракеты. [ нужна ссылка ]
К 2000 году Sea Eagle был выведен из эксплуатации ВВС Великобритании и Королевского флота. [8]
Дизайн
[ редактировать ]Sea Eagle оснащен построенным по лицензии парафиновом , работающим на Microturbo TRI 60 турбореактивным двигателем топливе , и развивает крейсерскую скорость 0,85 Маха (1040 км/ч, 645 миль в час) на протяжении 110 километров (68 миль более ). Он способен переноситься на сверхзвуковых скоростях своим базовым самолетом, запускаться со скоростью до 0,9 Маха и в широком диапазоне высот. Используется эжекторный запуск, обычно из ERU Type 119 Mk 5, с адаптером пилона, где это необходимо. [ нужна ссылка ]
После запуска Sea Eagle полностью автономен, его полет и поиск цели полностью контролируются бортовой компьютерной системой, которая функционирует в соответствии с программируемыми опциями, охватывающими большой набор вариантов полета, поиска и атаки, включая простой, заранее запрограммированный. режим «наведи и стреляй», который позволяет использовать ее на базовых самолетах без радара, используя информацию о наведении, передаваемую пилоту по радио из внешних источников или даже визуально обнаруженную им, причем этому способствует короткая минимальная дальность ракеты. Другие режимы интегрируются с более сложными системами вооружения и датчиками и позволяют программировать Sea Eagle во время полета базовым самолетом, используя данные наведения от бортовых радиолокационных датчиков самолета или через внешние сети передачи данных. Маршруты «собачьей ноги» могут быть запрограммированы в компьютере ракеты, чтобы позволить залпу ракет прилететь с разных направлений, ослабляя защиту цели. Двойная система ориентации, цифровой компьютер управления полетом и автопилот используются для обеспечения возможности загоризонтного полета ракеты. C-диапазон Радиовысотомер позволяет ракете лететь на очень низкой высоте, сводя к минимуму дальность, на которой корабль может ее обнаружить. Активная радиолокационная система самонаведения J-диапазона может обнаруживать цели на расстоянии до 30 км, позволяя при необходимости обновлять положение цели на середине курса с помощью «всплывающего» маневра. Система наведения была разработана компанией GEC-Marconi в Стэнморе . [9]
Основные крылья по существу имеют дельтавидную форму и расположены крестообразно . Меньшие по размеру хвостовые поверхности аналогичной формы и конфигурации обеспечивают рулевое управление. Воздухозаборник двигателя находится под фюзеляжем - на самолете он закрыт аэродинамическим обтекателем, который при запуске сдувается. Ракета оснащена мощной полубронебойной боевой частью с высоким соотношением заряда к общей массе, заключенной в прочный корпус из металлического сплава. Остатки турбореактивного топлива усиливают разрушительное воздействие боеголовки при столкновении с целью. [ нужна ссылка ]
Sea Eagle хранится как «боеприпасы» с проверкой примерно каждые два года и сроком службы не менее 15 лет. При хранении крылья и хвостовое оперение снимаются, но оружие можно хранить полностью заправленным. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]Был испытан вариант ракеты под названием Sea Eagle SL (также P5T), предназначенный для запуска из коробок, установленных на кораблях. В нем использовались те же ракетные ускорители, что и в версии, запускаемой с вертолета, но он проиграл американской ракете Harpoon Type 22 Batch 3 и Type 23 Королевского флота в конкурсе 1984 года на вооружение фрегатов . Эта версия также предназначалась для использования в береговых батареях. Единственным внешним отличием от варианта воздушного базирования было использование пусковых башмаков для рельсового крепления в пусковой коробке, в отличие от выбрасывающих выступов варианта воздушного базирования. [ нужна ссылка ]
Недостроенная версия Sea Eagle для наземного базирования с воздуха, использующая аналогичный носовой радар и полубронебойную боеголовку, была известна как P4T. Примерно в 1990 году изучался предложенный позже вариант наземной атаки, который должен был иметь радарную головку самонаведения, работающую в инфракрасном или миллиметровом диапазоне волн, а также канал передачи данных, позволяющий стартовой платформе обновлять информацию о ракете в полете; эта версия получила название «Золотой орел» и должна была иметь проникающую боеголовку, позволяющую атаковать защищенные наземные цели. [ нужна ссылка ]
Предложенная в середине 1990-х годов модернизация Sea Eagle с двухдиапазонной ГСН и улучшенными системами была отклонена по соображениям стоимости. [ нужна ссылка ]
Технические характеристики
[ редактировать ]- Размах крыльев : 1,2 метра (3 фута 11 дюймов).
- Длина : 4,14 метра (13 футов 7 дюймов)
- Диаметр корпуса : 0,4 метра (1 фут 4 дюйма)
- Вес : 580 килограммов (1279 фунтов)
- Боевая часть : 230 килограммов (510 фунтов) ПБХ (полубронебойная).
- Скорость : 0,85 Маха (645 миль в час).
- Дальность : 110 километров (68 миль/60 морских миль) плюс
- Время полета : 400 секунд (6 мин 40 секунд)
Операторы
[ редактировать ]
- Блэкберн Бакканир (в отставке) — 2 или 4 ракеты
- Tornado GR.1B (списан) — 2 или 4 ракеты
- Sea Harrier FRS.1/FA.2 (списан) - 2 ракеты
- BAe Hawk — 1 ракета (только пробная версия) [10]
- Sea Harrier FRS Mk.51 (списан) - 2 ракеты
- Си Кинг Mk.42B – 2 ракеты
- Jaguar IM – 1 или 2 ракеты
- Ильюшин Ил-38 (списан) - 2 ракеты
- Туполев Ту-142 (списан) - 4? ракеты
- Tornado IDS (списан?) - 2 или 4 ракеты
- А-36М Halcon ( CASA 101 Aviojet ) (только испытания) — 2 ракеты
См. также
[ редактировать ]- Х-35 – ( Россия )
- Бабур – ( Пакистан )
- Гарпун – ( США )
- AGM-158C LRASM – ( США )
- Экзосет – ( Франция )
- Морская ударная ракета – ( Норвегия )
- РБС 15 – ( Швеция )
- С-802 – ( Китай )
- АСМ-3 – ( Япония )
- Ракета класса «воздух-корабль» Тип 80 - ( Япония )
- Ракета класса «земля-корабль» Тип 88 - ( Япония )
- Ракета типа 90 «корабль-корабль» - ( Япония )
- Ракета класса «воздух-корабль» Тип 93 - ( Япония )
- НАСМ-СР – ( Индия )
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Jump up to: а б «Матра предлагает европейский ракетный консорциум» . Flight International : 342. 19 сентября 1974 г.
- ^ «Гарпун против USGW для Королевского флота» . Международный рейс : 448. 20 марта 1975 г.
- ^ Датчик
- ^ Jump up to: а б «Всемирный ракетный обзор». Международный рейс : 753. 8 мая 1975 г.
- ^ Jump up to: а б «Оборона» . Международный рейс : 1072. 9 октября 1976 г.
- ^ «Предлагается корабль = спущенный на воду Sea Eagle» . Международный рейс : 416. 8 августа 1981 г.
- ^ «Всемирный ракетный каталог» . Flight International : 328. 6 февраля 1983 г.
- ^ «Текст письменных ответов Commons Hansard за вторник, 4 июля 2000 г.» . Хансард . Проверено 16 августа 2015 г.
- ^ Международные рейсы, 1990 г.
- ^ Изображение ракеты