Синяя полоса (ракета)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2019 г. ) |
Функция | Ядерный удар, спутник |
---|---|
Производитель | de Havilland Propellers , Hawker Siddeley Dynamics , Raytheon , [1] Hallicrafters (обслуживание и техническая поддержка) [2] |
Страна происхождения | Великобритания |
Размер | |
Высота | 80 футов (24 м) [3] |
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
История запуска | |
Статус | На пенсии с 1971 года. |
Запуск сайтов | |
Первый полет | 5 июня 1964 г. |
Последний рейс | 5 ноября 1971 г. |
этап | |
Питаться от | Роллс-Ройс RZ.2 |
Порох | жидкий кислород/керосин |
De Havilland Propellers Blue Streak — британская баллистическая ракета средней дальности (IRBM), а позже первая ступень ракеты «Европа» спутника -носителя . Blue Streak была отменена без запуска в производство. [4]
Проект был предназначен для поддержания независимого британского ядерного сдерживания , заменив парк бомбардировщиков V , которые устарели к 1965 году. Эксплуатационные требования к ракете были выданы в 1955 году, а проектирование было завершено к 1957 году. В ходе разработки стало ясно, что Ракетная система была слишком дорогой и слишком уязвимой для внезапного нападения. Ракетный проект был отменен в 1960 году, система Skybolt предпочтительной заменой стала под руководством США.
Частично для того, чтобы избежать политического конфуза из-за отмены, [ по мнению кого? ] Правительство Великобритании предложило использовать ракету в качестве первой ступени гражданской ракеты-носителя под названием « Черный принц» . Поскольку стоимость проекта считалась слишком высокой только для Великобритании, потребовалось международное сотрудничество. Это привело к созданию Европейской организации по разработке ракет-носителей (ELDO), где Blue Streak использовалась в качестве первой ступени ракеты-носителя под названием Europa . [ нужна ссылка ]
Европа была испытана на испытательном полигоне Вумера в Австралии, а затем в Куру во Французской Гвиане. Из-за неудачных запусков проект ELDO был отменен в 1972 году, а вместе с ним и Blue Streak. [ нужна ссылка ]
Фон
[ редактировать ]вооружение послевоенной Великобритании первоначально Ядерное основывалось на свободнопадающих бомбах, доставленных V. бомбардировщиками Вскоре стало ясно, что если Британия хочет иметь реальную угрозу ядерного сдерживания , ей необходима баллистическая ракета. Существовала политическая необходимость в независимом сдерживающем факторе, чтобы Британия могла оставаться крупной мировой державой . Великобритания не могла закупать американское оружие оптом из-за ограничений Закона об атомной энергии 1946 года .
В апреле 1954 года американцы предложили совместную программу разработки баллистических ракет. Соединенные Штаты разработают межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) дальностью 5000 морских миль (9300 км) ( SM-65 Atlas ), а Соединенное Королевство при поддержке Соединенных Штатов разработает баллистическую ракету средней дальности (СБР) с дальностью 2000 морских миль. дальность действия миль (3700 км). Предложение было принято в рамках Соглашения Вильсона-Сэндиса от августа 1954 г., которое предусматривало сотрудничество, обмен информацией и взаимное планирование программ развития. На решение о разработке повлияло то, что можно было узнать о проектировании и разработке ракет в США. Первоначальные требования к ракете-носителю были выдвинуты Королевским авиационным заводом в Фарнборо при участии двигателя Учреждения ракетного в Весткотте . Эксплуатационные требования 1139 требовали, чтобы ракета имела дальность действия не менее 1500 морских миль (2800 км), а первоначально предложенная ракета как раз должна была достичь этого порога.
Разработка
[ редактировать ]Компания de Havilland Propellers выиграла контракт на постройку ракеты, которая должна была быть оснащена модернизированным жидкостным двигателем Rocketdyne S-3D , разработанным компанией Rolls-Royce , под названием RZ.2 . Были разработаны два варианта этого двигателя: первый обеспечивал статическую тягу 137 000 фунтов силы (610 кН), а второй (предназначенный для трехступенчатой ракеты-носителя спутника ) 150 000 фунтов силы (670 кН). Двигатели могли поворачиваться на семь градусов и использовались для наведения ракеты. Однако такая конфигурация оказывала значительное давление на автопилот , которому приходилось решать проблему транспортного средства, вес которого быстро уменьшался и который управлялся мощными двигателями, тяга которых оставалась более или менее постоянной. Вибрация также была проблемой, особенно при выключении двигателя, а последующая разработка автопилота для запуска спутников сама по себе была значительным достижением.
В число субподрядчиков входила компания Sperry Gyrscope Company , которая производила систему наведения ракеты , в то время как ядерная боеголовка была разработана Исследовательским институтом атомного оружия в Олдермастоне .
Ракеты использовали жидкий и керосин кислород . Хотя корабль можно было оставить полностью загруженным более чем 20 тоннами керосина, 60 тонн жидкого кислорода необходимо было загрузить непосредственно перед запуском, иначе возникло бы проблема с обледенением. Благодаря этому заправка ракеты занимала 4,5 минуты, что делало ее бесполезной в качестве средства быстрого реагирования на атаку. Ракета была уязвима для превентивного ядерного удара , запущенного без предупреждения или в отсутствие какого-либо повышения напряженности, достаточного для подготовки ракеты. Чтобы свести на нет эту проблему, де Хэвилленд создал резервную функцию. Ракету можно было задержать с уведомлением за 30 секунд до запуска в течение десяти часов. Поскольку ракеты должны были быть развернуты парами, а подготовка одной ракеты к режиму ожидания занимала десять часов, одна из двух ракет всегда могла быть готова к быстрому пуску.
Для защиты ракет от упреждающего удара во время заправки была разработана идея размещения ракет в подземных пусковых установках. Они должны были выдерживать взрыв мощностью в одну мегатонну на расстоянии полмили (800 м) и представляли собой британскую инновацию, впоследствии экспортированную в Соединенные Штаты. Найти места для этих бункеров оказалось чрезвычайно сложно. RAF Spadeadam в Камберленде (ныне Камбрия) был единственной площадкой, где было начато строительство полномасштабной подземной пусковой установки, хотя испытательные бурения проводились в ряде других мест. Остатки этого испытательного бункера, известного как U1, были заново обнаружены во время вырубки деревьев в Спадеадаме. [ когда? ] . Здесь же проходили испытания ракетных двигателей RZ.2, а также всей ракеты Blue Streak. Лучшими местами для строительства бункеров были более устойчивые пласты горных пород в некоторых частях южной и северо-восточной Англии и восточной Шотландии, но строительство множества подземных бункеров в сельской местности повлекло за собой огромные экономические, социальные и политические издержки. Разработка подземных пусковых установок представляла собой серьезную техническую задачу. Модели в масштабе 1/60 и 1/6, основанные на U-образной конструкции, были построены и испытаны в RPE Westcott. Были разработаны три альтернативных проекта, один из которых был выбран в качестве прототипа, получивший обозначение К11. RAF Upavon, судя по всему, был предпочтительным местом для размещения прототипа оперативной пусковой установки, а бывшая RNAS в Крейле была вероятной первой оперативной площадкой.
В 1955–1956 годах ракетные двигатели прошли испытания на ракетном полигоне Хай-Даун на острове Уайт . [5] Поскольку ни на одном полигоне в Великобритании не было достаточно места для испытательных полетов, испытательный полигон был создан в Вумере, Южная Австралия .
Номер рейса. | Дата запуска | Результат |
---|---|---|
Ф1 | 5 июня 1964 г. | неконтролируемые колебания на заключительной фазе горения из-за плескания топлива в баках |
Ф2 | 21 октября 1964 г. | Успешный полет |
F3 | 23 марта 1965 г. | Успешный полет |
Отмена как военный проект
[ редактировать ]Сомнения возникли, когда стоимость выросла с первой предварительной суммы в 50 миллионов фунтов стерлингов, представленной в Казначейство в начале 1955 года, до 300 миллионов фунтов стерлингов в конце 1959 года. Ее недоброжелатели на государственной службе утверждали, что программа ползет вперед по сравнению со скоростью реализации программы. Развитие в США и Советском Союзе . [ нужна ссылка ]
Оценки государственной службы на завершение проекта варьировались от 550 миллионов фунтов стерлингов до 1,3 миллиарда фунтов стерлингов, поскольку разные министры были настроены либо отказаться, либо продолжить проект.
Проект был неожиданно отменен в апреле 1960 года. [7] Противодействие Уайтхолла росло, и оно было отменено под предлогом того, что оно будет слишком уязвимо для первого удара. Адмирал флота лорд Маунтбаттен приложил значительные усилия, утверждая, что проект следует немедленно отменить в пользу военно-морского флота, вооруженного ядерным оружием, способным наносить упреждающий удар.
Некоторый [ ВОЗ? ] считал отмену Blue Streak ударом не только по британским военно-промышленным усилиям, но и по союзнице Содружества Австралии, у которой были свои корыстные интересы. [ нужны разъяснения ] в проекте.
Британские военные перенесли свои надежды на стратегическую систему доставки ядерного оружия на англо-американскую ракету Skybolt до отмены проекта Соединенными Штатами, поскольку их программа межконтинентальных баллистических ракет достигла зрелости. Вместо этого британцы приобрели «Поларис» у американцев систему , установленную на подводных лодках британской постройки .
Гражданские программы - Черный принц и ELDO
[ редактировать ]После отмены проекта как военного, его не хотели отменять из-за огромных затрат. Blue Streak должен был стать первой ступенью проектируемой полностью британской спутниковой ракеты-носителя, известной как « Черный принц »: вторая ступень была заимствована из испытательной машины Black Knight , а ступень орбитального впрыска представляла собой небольшой двигатель на основе перекиси водорода и керосина.
«Черный принц» оказался слишком дорогим для Великобритании, и Европейская организация по разработке пусковых установок была создана (ELDO). В качестве первого этапа использовалась Blue Streak, а вторым и третьим этапами были французский и немецкий. Первая ступень Blue Streak трижды успешно прошла испытания на полигоне Вумера в Австралии в рамках программы ELDO.
Черный принц
[ редактировать ]В 1959 году, за год до отмены Blue Streak как ракеты, правительство обратилось к RAE и Saunders-Roe с просьбой разработать ракету-носитель на основе Blue Streak и Black Knight. В этой конструкции в качестве первой ступени использовалась Blue Streak, а в качестве второй ступени — 54 дюйма (140 см) на основе Black Knight. [8] Будет доступно несколько различных третьих ступеней, в зависимости от требуемой полезной нагрузки и орбиты.
Стоимость разработки Black Prince оценивалась в 35 миллионов фунтов стерлингов .
Планировалось, что «Черный принц» станет проектом Содружества . Поскольку правительство Джона Дифенбейкера в Канаде уже тратило на Alouette больше денег, чем публично признавалось , а Австралия не была заинтересована в проекте, эти две страны не пожелали вносить свой вклад. Южная Африка больше не была членом Содружества. Новая Зеландия, скорее всего, внесет лишь «скромный» вклад. [9]
Европейская организация по разработке пусковых установок
[ редактировать ]Вместо этого Великобритания предложила сотрудничать с другими европейскими странами для создания трехступенчатой ракеты-носителя, способной вывести на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой в одну тонну . В Европейскую организацию по разработке ракет-носителей вошли Бельгия, Великобритания, Франция, Западная Германия, Италия и Нидерланды, а Австралия была ассоциированным членом.
Предварительная работа началась в 1962 году, а официальное подписание соглашения о создании ELDO состоялось в 1964 году.
Благодаря Blue Streak Великобритания стала первой ступенью европейской ракеты-носителя, Франция предоставила вторую ступень Coralie , а Германия — третью. Италия работала над спутниковым проектом, Нидерланды и Бельгия сосредоточились на системах слежения и телеметрии, а Австралия предоставила стартовую площадку.
Комбинированная пусковая установка получила название «Европа» .
После десяти испытательных запусков космодром Вумера оказался непригоден для вывода спутников на геостационарную орбиту, и в 1966 году было принято решение о переезде на французский полигон Куру в Южной Америке . F11 был выпущен отсюда в ноябре 1971 года, но из-за отказа автопилота машина развалилась. Запуск F12 был отложен на время рассмотрения проекта, что привело к решению отказаться от конструкции Европы .
ELDO объединилась с Европейской организацией космических исследований и образовала Европейское космическое агентство .
Номер рейса. | Дата запуска | Версия | Первый этап (Синяя полоса) | Второй этап (Хоралы) | Третий этап (Астрис) | Полезная нагрузка | Результат |
---|---|---|---|---|---|---|---|
F4 | 24 мая 1966 г. | Европа-1 | успешный | непроверенный | непроверенный | непроверенный | Успешный полет |
F5 | 15 ноября 1966 г. | Европа-1 | успешный | непроверенный | непроверенный | непроверенный | Успешный полет |
Ф6.1 | 4 июня 1967 г. | Европа-1 | успешный | неуспешный | непроверенный | непроверенный | 2-я ступень не загорелась |
Ф6.2 | 6 декабря 1967 г. | Европа-1 | успешный | неуспешный | неуспешный | неуспешный | 2-я ступень не смогла отделиться |
F7 | 29 ноября 1968 г. | Европа-1 | успешный | успешный | неуспешный | неуспешный | Отказ 3-й ступени после отделения |
F8 | 3 июля 1969 г. | Европа-1 | успешный | успешный | неуспешный | неуспешный | Отказ 3-й ступени после отделения |
F9 | 24 июня 1970 г. | Европа-1 | успешный | успешный | успешный | неуспешный | Обтекатель не удалось отделить |
F11 | 5 ноября 1971 г. | Европа-2 | успешный | успешный | успешный | неуспешный | Система наведения вышла из строя |
F12 | н/д | непроверенный | непроверенный | непроверенный | Доставлено во Французскую Гвиану. | ||
F13 | н/д | непроверенный | непроверенный | непроверенный | Доставлен в Национальный музей авиации недалеко от Эдинбурга. | ||
F14 | н/д | непроверенный | непроверенный | непроверенный | Доставлено в Немецкий музей в Мюнхене. | ||
F15 | н/д | непроверенный | непроверенный | непроверенный | Доставлено в Европейский космический центр, Реду, Бельгия. | ||
F16 | н/д | непроверенный | непроверенный | непроверенный | Экспонируется в НСК Лестера, предоставлено Музеями Ливерпуля. | ||
F17 | н/д | н/д | н/д | н/д | Детали только завершены | ||
F18 | н/д | н/д | н/д | н/д | Детали только завершены |
Связанные проекты
[ редактировать ]Помимо «Черного принца», в период с 1959 по 1972 год был сделан ряд других предложений по ракете-носителю на базе Blue Streak. [11] но ни один из них никогда не был построен полностью и сегодня существует только в проекте.
Предложение Де Хэвилленда/Британского межпланетного общества
[ редактировать ]В 1959 году де Хэвилленд предложил решить проблему геометрии Blue Streak/Black Knight, сжимая Black Knight размером 10 на 1 метр (30 на 3 фута) в сферу диаметром 10 футов (3,0 м). Хотя это казалось логичным, затраты на разработку оказались слишком высокими для ограниченного бюджета программы. [12]
Вестленд Вертолеты Блэк Эрроу
[ редактировать ]После слияния с Saunders Roe компания Westland Helicopters разработала трехступенчатую ракету-носитель спутников Black Arrow, созданную на основе испытательной машины Black Knight . Первой ступени Black Arrow был присвоен тот же диаметр, что и французской Coralie (вторая ступень Европы), чтобы сделать ее совместимой с Blue Streak. Использование Blue Streak в качестве дополнительной ступени увеличило бы грузоподъемность Black Arrow. Чтобы сохранить эту совместимость, диаметр первой ступени был указан в метрах, хотя остальная часть ракеты была определена в британских единицах.
Black Arrow провела четыре испытательных запуска (без дополнительной ступени Blue Streak) с Вумеры в период с 1969 по 1971 год, при этом последний запуск вывел на орбиту спутник Просперо X-3 . Соединенное Королевство остается единственной страной, которая разработала, а затем отказалась от возможности запуска спутников.
Предложение Hawker Siddeley Dynamics
[ редактировать ]В 1972 году компания Hawker Siddeley Dynamics ltd выпустила брошюру с описанием конструкции, использующей Blue Streak в качестве первой ступени двухступенчатой орбитальной ракеты с американским Centaur разгонным блоком . Вторая ступень «Кентавр» должна была быть либо построена в Великобритании по лицензии, либо импортирована напрямую из США. И Centaur, и Blue Streak до этого момента оказались очень надежными, и, поскольку оба они уже были спроектированы, затраты на разработку были низкими. При этом он имел полезную нагрузку 870–920 кг на геостационарной орбите с использованием дополнительных ракет-носителей и 650–700 кг без них. [13]
Голубая полоса сегодня
[ редактировать ]После отмены проекта Blue Streak некоторые из оставшихся ракет были сохранены по адресу:
- Europa F13 , в Национальном музее авиации в Ист-Фортуне , Шотландия.
- Европа F14 , в Немецком музее , Мюнхен .
- Europa F15 в Европейском космическом центре в Реду , Бельгия.
- Европа F16 в Национальном космическом центре в Лестере , Англия.
- Внешняя оболочка средней части и стартовые площадки на авиабазе RAF Spadeadam недалеко от Брэмптона , Англия.
Часть двигательной установки, двигатели и оборудование можно найти в Музее авиации Солуэй , аэропорт Карлайл-Лейк-Дистрикт . Всего в нескольких милях от испытательного полигона Spadeadam музей хранит множество экспонатов, фотографий и моделей программы Blue Streak, унаследовав оригинальную коллекцию Spadeadam, которая раньше выставлялась на месте.
Двигатели RZ.2 выставлены в Национальном космическом центре (пара на подставках рядом с ракетой Blue Streak), а также в планетарии Армы в Северной Ирландии и в Европейском космическом центре в Реду , Бельгия.
Энтузиаст Blue Streak Робин Джозеф из Великобритании имеет коллекцию деталей, включая, среди прочего, системы запуска и камеры сгорания. Его часто можно увидеть демонстрирующим свою коллекцию на днях космоса в Уэст-Мидлендсе. [ нужна ссылка ]
Часть ракеты Blue Streak F1, запущенной 5 июня 1964 года из Вумеры , Австралия, найденной в 50 км к юго-востоку от Джайлза в 1980 году (около 1000 км), выставлена на метеорологической станции Джайлс . Титановая конструкция немецкой третьей ступени какое-то время стояла на краю гравийного карьера в Глостершире.
Остатки Blue Streak F4 , запущенного 24 мая 1965 года, выставлены в Вумере.
Кадры из запуска Blue Streak были ненадолго включены в The Prisoner « финальный эпизод Fall Out ». Он также использовался в сериале Доктора Кто « Десятая планета », который в сюжете рассматривается как запуск космического корабля Зевс IV . Изображения Blue Streak 1 включены в фильм 1997 года « Контакт» .
- Blue Streak F1 осталась Ракета
- Blue Streak F4 осталась Ракета
- Europa F13 , в Национальном музее авиации в Ист-Фортуне , Шотландия.
- Европа F14 , в Немецком музее , Мюнхен .
- Europa F15 в Европейском космическом центре в Реду , Бельгия.
- Европа F16 в Национальном космическом центре в Лестере , Англия.
- Внешняя оболочка средней части , на авиабазе RAF Spadeadam недалеко от Брэмптона , Англия.
См. также
[ редактировать ]- Черная Стрела – ( Великобритания )
- Черный рыцарь – ( Великобритания )
- Жаворонок – ( Великобритания )
- Зильберфогель – ( нацистская Германия )
- Его жена
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ракеты и ракеты , 28 ноября 1960 г., с. 59.
- ^ Всемирный проект Hallicrafters «Btue Streak» . // Неделя авиации и космической техники , Середина декабря 1960 г., т. 73, вып. 27, с. 189.
- ^ Голдринг, Мэри (26 мая 1960 г.). «Стоимость Blue Streak как средства запуска спутников». Новый учёный . 7 (184): 1332.
- ^ Лист, Дженни (7 февраля 2019 г.). «Упс… Великобритания запустила спутник, но кто об этом помнит?» . Хакадей . Проверено 9 февраля 2019 г.
- ^ «Ракетная испытательная станция на острове Уайт» . Красная Воронка — Ворота на Юго-Восток . Архивировано из оригинала 7 февраля 2017 года . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кребс, Гюнтер Д. (2023). «Семья Блю Стрик» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Лей, Вилли (июнь 1964 г.). «Кто-нибудь еще за космос?» . Довожу до вашего сведения. Галактическая научная фантастика . стр. 110–128.
- ^ Хилл, Китай (2001). Вертикальная империя: история ракетно-космической программы Великобритании, 1950-1971 гг . Издательство Имперского колледжа. п. 124. ИСБН 1-86094-267-9 .
- ^ Хилл, Китай (2001). Вертикальная империя: история ракетно-космической программы Великобритании, 1950–1971 гг . Издательство Имперского колледжа. п. 126. ИСБН 1-86094-267-9 .
- ^ "Историограф Европы SLV", HSD Ltd.
- ^ Хилл, Китай (2001). Вертикальная империя: история ракетно-космической программы Великобритании, 1950–1971 гг . Издательство Имперского колледжа. п. 117. ИСБН 1-86094-267-9 .
- ^ Хилл, Китай (2001). Вертикальная империя: история ракетно-космической программы Великобритании, 1950-1971 гг . Издательство Имперского колледжа. п. 119. ИСБН 1-86094-267-9 .
- ^ Хилл, Николас. «Голубая полоса с разгонным блоком «Кентавр»» . Архивировано из оригинала 10 июля 2004 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- Хилл, Китай (2001). Вертикальная империя: история ракетно-космической программы Великобритании, 1950–1971 гг . Издательство Имперского колледжа. ISBN 1-86094-267-9 .
- Бойс, Дж. (2013). Подземные пусковые установки Blue Streak. Аэродромное обозрение № 140. Аэродромная исследовательская группа .
- Бойс, Дж. (2014). Подземные пусковые установки Blue Streak. Журнал исторического общества Королевских ВВС № 58.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Название страницы [узурпировал]
- https://web.archive.org/web/20050404101923/http://www.skomer.u-net.com/projects/bluestreak.htm
- https://web.archive.org/web/20010409071059/http://www.geocities.com/CapeCanaveral/Launchpad/6133/bluestreak.html
- Blue Streak, включая кадры кинохроники
- РАФ Спеадам
- Национальный музей Шотландии описание экспоната Музея авиации
- Бесплатная бумажная модель ракеты Blue Streak.
- Британский общественный информационный фильм о «Голубой полосе» в Национальном архиве (15 минут в форматах QuickTime и Windows Media)
- BBC Radio 4 – «Час архива – британская космическая гонка» . 11 августа 2007 г.
- [1] Рисунок Blue Streak в разрезе.
- Подземная пусковая установка U1 Spadeadam. www.spaceuk.org/journal/prospero3.pdf [узурпировал]
- The Register «Говорят о голубой полосе: амбициозная и тихая трата ракетного предприятия Spadeadam»
- Заброшенные военные проекты Соединенного Королевства
- Ракеты Соединенного Королевства времен холодной войны
- Коллекции национальных музеев Шотландии
- Ядерное оружие Соединенного Королевства
- Де Хэвилленд
- Баллистические ракеты средней дальности
- Космические ракеты-носители Соединенного Королевства
- История науки и техники в Соединенном Королевстве
- Радужный код