Тихон (ракета)
Тихон | |
---|---|
Тип | ракета класса «воздух-поверхность» |
Место происхождения | Великобритания |
История производства | |
Разработанный | начало 1960-х годов |
Производитель | Бристоль Самолет |
Технические характеристики | |
Боеголовка | различный |
Руководство система | различный |
Рулевое управление система | поверхности управления |
Запуск платформа | различные самолеты |
Tychon — британская ракета класса «воздух-поверхность», предложенная подразделением управляемого вооружения Bristol Airplane Company в начале 1960-х годов. Это было развитие более раннего предложения Momentum Bomb , разработанного Барнсом Уоллисом из Vickers Aircraft . [ 1 ] Ни один из них не поступил в производство.
Momentum Bomb представляла собой планирующую бомбу без двигателя, предназначенную для того, чтобы помочь ударным самолетам оставаться за пределами противовоздушной обороны противника при доставке тактического ядерного оружия . [ 1 ] Тихон расширил базовую концепцию, добавив ракетный двигатель для увеличения дальности и модульные системы наведения, которые можно было заменять для различных задач, включая как обычные, так и ядерные атаки и разведку.
Проект вызвал некоторый официальный интерес, но не вызвал особого энтузиазма со стороны штаба авиации или Адмиралтейства . Многие из ролей, которые он должен был выполнять, вместо этого были включены в англо-французский проект разработки OR.1168, который впоследствии получил название Martel .
Импульсная бомба
[ редактировать ]Импульсная бомба была изобретена в эпоху, когда бросковая бомбардировка (или бомбардировка на чердаке) была предпочтительным методом доставки тактического ядерного оружия . Это было сделано для того, чтобы позволить самолету летать на малых высотах при заходе на посадку и защитить его от зенитных средств. Самолет летит прямо к цели, а затем в заранее выбранной точке входит в набор высоты. Бомба сбрасывается в запрограммированную точку во время набора высоты, что ставит ее на баллистический путь к цели. Сразу после выпуска самолет продолжает кабрировать вверх, пока не выполнит полупетлю и не улетит от цели. Затем самолет возвращается на низкую высоту, чтобы вернуться на свои позиции. [ 2 ]
Проблема с бомбардировкой с перебросом заключается в том, что самолет начинает набирать высоту по мере приближения к цели, которая обычно является ценной и, следовательно, надежно защищенной. После выпуска самолет продолжает набирать высоту, оставаясь в зоне ПВО (ЗО), выполняет цикл и в конечном итоге улетает. Это открывает самолету возможность атаковать в этот период, который зависит от размера ПВО. [ 2 ]
Momentum Bomb решила эту проблему, заставив бомбу выполнять маневр подбрасывания вместо самолета. Вместо того, чтобы приближаться к цели напрямую, самолет будет лететь по касательной к ЗРК. В заранее определенной точке он разворачивался так, чтобы лететь прямо от цели, которая теперь находилась за ним. Как только он стабилизируется на новом пути, бомба будет сброшена. После сброса бомба применит полный подъем высоты, заставив ее выполнить полупетлю и начать приближаться к цели. Как только внутренние датчики показали, что он достиг горизонтального положения в верхней части петли, рули высоты развернулись, и он вышел на скользящую траекторию к цели. [ 2 ]
Преимущество этой системы в том, что самолеты никогда не входили в ЗОО, а попадала только бомба. Более того, на протяжении всей атаки самолет оставался на малой высоте, а это означает, что он не подвергался воздействию других зенитных средств при подходе или уходе. [ 2 ]
Тихон
[ редактировать ]Неясно, рассматривалась ли когда-либо всерьез разработка Momentum Bomb, но Бристоль нашел эту концепцию достаточно интересной, чтобы предложить более гибкую версию. Концепция «Тихона» представляла собой не просто использование для ядерных атак, а модульную конструкцию, которую можно было использовать для самых разных задач. Он сохранил первоначальную функцию противодействия ядерной атаке, но ему помогал ракетный двигатель , который позволял самолету оставаться намного дальше от цели. Основным изменением было добавление сменных систем наведения, позволяющих заменить систему бросания бомбы на системы, которые превратили бы ее в противорадиационную ракету , добавили бы телевизионное наведение или позволили бы ей летать по заранее запрограммированному курсу для ведения разведки на местности. охраняемые территории. [ 2 ]
Получившаяся система вооружения по общей компоновке была очень похожа на оригинальную импульсную бомбу. В крайней задней части располагался вертикальный стабилизатор и система руля высоты, мало чем отличавшаяся от тех, что имеются на любом высокоскоростном самолете. У него не было горизонтальных стабилизаторов, вместо этого крылья имели очень узкую хорду и занимали большую часть длины бомбы, заканчиваясь прямо перед рулями высоты. Системы наведения были размещены в модуле в верхней части бомбы, что придавало ей вид длинной кабины, как на учебно -тренировочном самолете . [ 2 ] [ 3 ]
Предполагалось, что «Тихон» будет нести на борту большинство ударных самолетов, находившихся в то время на вооружении или находившихся на чертежной доске. English Electric Canberra могла нести одно орудие, бомбардировщики V , Blackburn Buccaneer и Hawker Siddeley P.1154 — два, а TSR-2 — четыре. Были также очертания пусковых установок от грузовиков или от пусковых установок «Сислаг» на эсминцах типа «Каунти» . [ 2 ]
Отмена
[ редактировать ]В 1962 году Королевские ВВС выпустили требование OR.1168 на ракету, которая могла бы использоваться в качестве оружия высокоточного наведения с телевизионным наведением или быть оснащена противорадиационной системой наведения. Хотя, казалось бы, Тихон идеально подходил на эту роль и был на нее представлен, [ 3 ] Министерство авиации не было уверено, что финансирование на его разработку будет доступно. В октябре заместитель государственного секретаря министерства авиации написал заместителю начальника штаба авиации маршалу авиации сэру Рональду Лису , заявив: «Однако я считаю, что мы получим более простое и дешевое оружие, объединившись с французами». [ 4 ]
Французы также рассматривали возможность создания аналогичного противорадиационного оружия Matra R630, а также другого оружия класса «воздух-поверхность», созданного на базе AS.30 . Официальные обсуждения начались в ноябре 1963 года. В этот период компания de Havilland Propellers , недавно переименованная в Hawker Siddeley Dynamics , работала над конструкцией с телевизионным управлением, известной как RG.10. Когда началось обсуждение, компания «Де Хэвилленд» начала адаптировать свое предложение к конструкции французской ракеты, которая стала AS.37. От Тихона отказались, поскольку стало ясно, что это будет выигрышный дизайн. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Другие направления исследований» . Барнс Уоллис - Жизнь и работа . Фонд Барнса Уоллиса. 2014. Архивировано из оригинала 9 декабря 2023 г. Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гибсон и Баттлер 2007 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Берк 2014 , стр. 446.
- ^ Jump up to: а б Гибсон и Баттлер 2007 , с. 96.
Библиография
[ редактировать ]- Гибсон, Крис; Баттлер, Тони (2007). Британские секретные проекты . Мидленд.
- Берк, Дэмиен (2014). TSR2: Пропавший британский бомбардировщик . Кровуд. ISBN 9781847977915 .