Голубой Дунай (ядерное оружие)

«Голубой Дунай» был первым действующим британским ядерным оружием . Он также носил множество других названий, в том числе Smallboy , Atom Bomb Mk.1 , Special Bomb и OR.1001 , что является отсылкой к эксплуатационным требованиям, для удовлетворения которых он был создан.
RAF V Первоначально предполагалось, что бомбардировщики будут использовать «Голубой Дунай» в качестве основного вооружения в то время, когда первая водородная бомба еще не была взорвана, а британские военные планировщики все еще верили, что атомную войну можно вести и выиграть, используя атомные бомбы аналогичного класса. уступить бомбе Хиросимы . По этой причине запланированный запас составлял до 800 бомб мощностью 10-12 килотонн . Бомбовые отсеки V-бомбардировщика были рассчитаны на установку «Голубого Дуная», самой маленькой ядерной бомбы, которую можно было спроектировать с учетом технологий того времени (1947 г.), когда были сформулированы их планы.
Дизайн
[ редактировать ]
Первоначальные проекты боеголовки «Голубой Дунай» были основаны на исследованиях «Урагана» , первого британского устройства деления (которое не было спроектировано и не использовалось в качестве оружия), испытанного в 1952 году. Фактическая боеголовка «Голубой Дунай» прошла осенние испытания во время операции «Буффало» . 1956 г. на ядерных испытаниях «Марку» (надводный) и «Кайт» (сбрасываемый с воздуха). [1] в Маралинга , Австралия, группой австралийских, британских и канадских ученых. [2]
Во время испытаний воздушного змея 11 октября 1956 года самолет Vickers Valiant из 49-й эскадрильи RAF, пилотируемый командиром эскадрильи Тедом Флавеллом, стал первым британским самолетом, сбросившим боевую атомную бомбу.
Hurricane корпус баллистической формы Компания Blue Danube добавила к существующему пакету физики с четырьмя откидными ребрами для обеспечения стабильной баллистической траектории с запланированной высоты выброса в 50 000 футов. Первоначально в нем использовалось плутониевое ядро , но все служебные версии были модифицированы для использования с композитным сердечником из плутония и урана-235 (U-235), также была испытана версия с сердечником, состоящим только из урана. Руководители служб настаивали на мощности в пределах 10–12 кт по двум причинам: во-первых, чтобы свести к минимуму использование дефицитного и дорогого делящегося материала ; и, во-вторых, чтобы минимизировать риск преддетонации , явления, тогда малопонятного, и основной причины использования составного ядра из концентрических оболочек из плутония и U-235. Хотя существовало множество планов создания версий с более высокой мощностью, некоторые до 40 кт, ни одна из них не была разработана, в основном из-за нехватки делящихся материалов, и нет никаких свидетельств того, что какие-либо версии серьезно рассматривались.
Развертывание
[ редактировать ]Первый Blue Danube был доставлен на склад британских ВВС в Виттеринге в ноябре 1953 года, хотя до следующего года не было самолетов, оборудованных для его перевозки. Рейс № 1321 RAF был создан на базе RAF Wittering в апреле 1954 года как подразделение Vickers Valiant для интеграции ядерного оружия «Голубой Дунай» в службу RAF. Short Sperrin также мог нести «Голубой Дунай» и был заказан в качестве запасного варианта на случай, если проекты V-бомбардировщиков окажутся неудачными.
Рассекреченные архивы показывают, что до того, как в 1958 году производство было переключено на меньшее по размеру и более мощное оружие «Красная Борода», которое могло принять делящийся активный элемент «Голубой Дунай», а также могло нести гораздо меньшие по размеру самолеты, было произведено 58 «Голубых Дунаев». Кажется маловероятным, что все 58 орудий «Голубого Дуная» были в рабочем состоянии в любой момент времени. «Голубой Дунай» был выведен из эксплуатации в 1962 году.
Хранилища бомб для этого оружия были построены на авиабазе RAF Barnham в Саффолке и RAF Faldingworth в Линкольншире . Эти площадки были построены специально для хранения компонентов бомб в небольших зданиях, называемых «клетками», а фугасные элементы оружия хранились в специальных складских помещениях. [3] [4] [5] Складские помещения, вероятно, были закрыты в 1963 году и выставлены на продажу в 1966 году, при этом территория Барнхема стала промышленной зоной. Это место в Барнеме является запланированным памятником. [3]
Проблемы
[ редактировать ]Основными недостатками «Голубого Дуная» было использование ненадежных свинцово-кислотных аккумуляторов для питания цепей стрельбы и радиовысотомеров . В более позднем оружии использовались более надежные турбогенераторы с набегающим потоком воздуха или тепловые батареи . «Голубой Дунай» не был спроектирован как оружие, способное выдерживать суровые условия эксплуатации ; это был научный эксперимент гигантского масштаба, который необходимо было перепроектировать для удовлетворения требований обслуживания, в результате чего появилась Красная Борода . То же самое можно сказать и о первой атомной бомбе США « Толстяк» , конструкцию которой быстро модернизировали после Второй мировой войны .
Наследие
[ редактировать ]Части Голубого Дуная можно было увидеть публике в старом Центре посетителей Селлафилда в Камбрии, Англия. Этот центр закрылся в 2008 году. [6] Точная копия бомбы «Голубой Дунай» выставлена в промышленной зоне Горс (бывшее место расположения объектов ВВС Великобритании в Барнеме) в Саффолке.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Британские ядерные испытания» . Архив ядерного оружия . Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ Разработка британского супероружия . 2009. Четвертый канал .
- ^ Перейти обратно: а б Историческая Англия . «Магазин атомной бомбы на Тетфорд-Хит (1020781)» . Список национального наследия Англии . Проверено 28 января 2013 г.
- ^ RAF Barnham (94 подразделения технического обслуживания) Склад ядерных бомб (постоянный склад боеприпасов). Архивировано 31 августа 2013 г. в Wayback Machine Subterranea Britannica, 9 ноября 2003 г. Проверено 28 января 2013 г.
- ^ RAF Faldingworth (подразделение технического обслуживания 92), склад ядерных бомб (постоянный склад боеприпасов), Subterranea Britannica, 1 ноября 2003 г. Проверено 28 января 2013 г.
- ^ «Центр посетителей Селлафилда будет снесен» . 05.03.2019. Проверено 27 сентября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Лейтч, Энди. «Арсенал V-Force: оружие для доблестных, Виктора и Вулкана». Air Enthusiast № 107, сентябрь/октябрь 2003 г., стр. 52–59. ISSN 0143-5450
- Мур, Ричард: «Глоссарий ядерного оружия». паб: Просперо, Журнал проекта устной истории британской ракетной техники (BROHP), весна 2004 г.
- Д-р Ричард Мур, Университет Саутгемптона, Центр международных исследований Маунтбеттена
- Различные рассекреченные официальные файлы в Национальном архиве в Лондоне.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эйлен, Джонатан (2015). «Первый вальс: разработка и развертывание Голубого Дуная, британской послевоенной атомной бомбы» . Международный журнал истории техники и технологий . 85 (1): 31–59. дои : 10.1179/1758120614Z.00000000054 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]