Jump to content

Черный рыцарь (ракета)

Черный рыцарь
Черный рыцарь BK02
Функция Автомобиль для повторного обучения
Производитель Сондерс-Роу
Страна происхождения Великобритания
Размер
Высота 10,2 - 11,6 м
Диаметр 0,91 м
Масса 12 500–14 200 фунтов
Этапы 1 - 2
Емкость
Полезная нагрузка для
800 км
( Суборбитальный
115 кг
История запуска
Статус Ушедший на пенсию
Запуск сайтов LA-5, Вумера
Всего запусков 22
Успех(а) 22
Первый полет 7 сентября 1958 г.
Последний рейс 25 ноября 1965 г.
Первый этап - Черный рыцарь
Двигатели Первоначально 4-камерный двигатель Gamma 201 , позже 4-камерный двигатель Gamma 301 .
Толкать от 15 600 до 21 600 фунтов силы в зависимости от версии.
Время горения 120-145 секунд в зависимости от версии
Порох РП-1 / ПВТ
Второй этап (Дополнительно) Кукушка
Двигатели 1 сплошной
Толкать 8200 фунтов силы
Удельный импульс 213 секунд
Время горения 10 секунд
Порох Твердый

Black Knight — британская исследовательская баллистическая ракета , первоначально разработанная для испытаний и проверки конструкции возвращаемого аппарата для ракеты Blue Streak . Это первый в Соединенном Королевстве проект по запуску одноразовых материалов.

Проектные работы над тем, что впоследствии станет ракетой-носителем Black Knight, начались в 1955 году и выполнялись Королевским авиастроительным заводом (RAE) и британским производителем Saunders-Roe . Сондерс-Роу был основным производителем Black Knight на своем заводе на острове Уайт . 7 сентября 1958 года первый Black Knight был спущен на воду в Вумере в Австралии. В период с 1958 по 1965 год было запущено в общей сложности 22 ракеты-носители, ни одна из которых не имела серьезных поломок. [1] После 22 запусков программа Black Knight подошла к концу.

Успех «Черного рыцаря» в качестве дешевой и успешной испытательной машины привел к тому, что было проведено множество исследований дальнейших модификаций этой машины, включая ее адаптацию для использования в качестве баллистической ракеты средней дальности (БРСД) и в качестве ракеты-носителя , включая одно предложение. , который был основан на ракете Blue Streak и Black Knight, известном как Black Prince . Технологии и опыт, полученные в рамках программы Black Knight, внесут вклад в последующую Black Arrow программу одноразовых ракет-носителей . [2] [3]

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

В начале 1950-х годов британское правительство осознало необходимость разработки собственной серии баллистических ракет в связи с достижениями, достигнутыми в этой области, особенно Советским Союзом и Соединенными Штатами . [4] Баллистическая ракета имела решающее значение для разработки более эффективного метода ядерного сдерживания , заменив роль, которую в настоящее время занимают ядерные бомбы свободного падения , и, таким образом, сделав ставку на все более сложные, дорогостоящие и боеспособные самолеты. Британская программа по разработке такой ракеты под названием Blue Streak была незамедлительно начата; однако существовали ключевые вопросы относительно тогда еще относительно неизвестного сценария того, с чем столкнется такое транспортное средство при попытке повторного входа в атмосферу. Были опасения, что такое транспортное средство может просто сгореть, как метеор, и, следовательно, оказаться недостижимым. [4] [5]

Для изучения явления входа в атмосферу было решено, что потребуется специальная исследовательская программа для получения исследовательской информации, которая повлияет на конструкцию последующих баллистических транспортных средств. [4] [6] Великобритания также никогда раньше не разрабатывала баллистические ракеты, поскольку эта область была относительно новой и с небольшим количеством участников, поэтому разработка и создание исследовательской баллистической ракеты имела значительную ценность для получения опыта и данных о том, как проектировать и строить такие машины. разработать методы запуска и общее управление. [7] Так, в 1955 году для этой цели был создан исследовательский автомобиль «Черный рыцарь». [8] [9]

В 1955 году, благодаря своим тесным отношениям с Королевским авиастроительным заводом (RAE), британское правительство заключило контракт с британским производителем Saunders-Roe на производство Black Knight. [10] Этот контракт включал полный пакет работ по проектированию, разработке, изготовлению и испытаниям аппарата, его системы управления полетом, приборов и вспомогательной инфраструктуры для его эксплуатации. [11]

По словам автора К. Н. Хилла, программа «Черный рыцарь» в конечном итоге выполнила свою главную задачу по сбору информации о ракетных системах. [12] Среди областей применения накопленных данных было более глубокое понимание физики возвращаемых кораблей , которые имели военную ценность из-за этой области применения, включая баллистические ракеты и противоракетную оборону . В частности, это повлияло на развитие созданной в Британии ракетной программы Blue Streak , а также в целом принесло пользу научному пониманию как в Соединенном Королевстве, так и в Соединенных Штатах . [12] [13]

Дальнейшее развитие и производные

[ редактировать ]

«Черный рыцарь» считался успешной программой, поскольку в результате была создана относительно недорогая и надежная ракета. [1] Хотя к этому моменту ракета Blue Streak была признана слишком дорогой, чтобы служить конкурентоспособной пусковой установкой в ​​условиях международной конкуренции, Black Knight считался потенциально более рентабельным в этом отношении. [14] Королевское авиастроительное предприятие (RAE) было воодушевлено ее работой и стремилось повторно использовать ракету в другом месте. [1]

Одну из наиболее радикальных идей по повторному использованию «Черного рыцаря» высказал Армстронг-Сиддели, предложивший перепрофилировать ракету в качестве основы для баллистической ракеты средней дальности (БРСД). Это предложение предполагало значительное увеличение размеров самой машины и использование существенно более мощного ракетного двигателя вместо двигателя «Гамма». [15]

РАЭ провела множество исследований на тему перспективных модификаций «Черного рыцаря» и его двигателя «Гамма». Многие из них были сосредоточены на возможности расширения ракеты для использования в качестве пусковой установки для небольших спутников и предлагали использовать верхнюю ступень, работающую на жидком водороде , разработка которой была сравнительно дорогой, но не обеспечивала большой грузоподъемности без изменения конструкции самой ракеты Black Knight. также. [14] Альтернативное решение для запуска спутников было изучено РАЭ, при котором твердотопливные ускорители к «Черному рыцарю» могли быть прикреплены . Это предложение включало бы практически немодифицированный корабль Black Knight в сочетании с двумя навесными ускорителями и двумя дополнительными ступенями, чтобы иметь возможность вывести 100-фунтовую полезную нагрузку на орбиту высотой 200 миль . Хотя эта реализация оказалась простой и недорогой в разработке, грузоподъемность оставалась низкой. [14]

Одно из наиболее амбициозных предложений по усовершенствованному «Черному рыцарю» заключалось в существенном увеличении диаметра бака с 36 дюймов до 54 дюймов, что привело к почти удвоению запаса топлива ракеты, а также к использованию более мощной твердотопливной второй ступени. по имени Кестрел . Предполагаемая более мощная ракета «Черный рыцарь» должна была использоваться в рамках дальнейшей серии запланированных экспериментов под кодовым названием «Крестовый поход». [14] После рассмотрения Казначейство Ее Величества отказалось предоставить какое-либо финансирование для дальнейших проектов Black Knight, и работа над увеличенным Black Knight была прекращена в пользу более крупной ракеты-носителя спутников Black Arrow . [1] [3]

Носовой обтекатель Black Knight BK10 [16] .
Задняя часть Black Knight BK10 [16] - обратите внимание на сопла двигателя и аэродинамические ребра.
Двигатель Gamma 201 и головка спуска ракеты Black Knight

«Черный рыцарь» представлял собой одноступенчатую баллистическую ракету с отдельной носовой частью. [6] Транспортное средство имело длину 35 футов, диаметр 3 фута и вес полностью заправленного топлива 12 800 фунтов. В ходе работы «Черный рыцарь» мог достигать высоты до 600 миль и достигать скорости входа в атмосферу 12 000 футов в секунду. [17]

«Черный рыцарь» был оснащен Bristol Siddeley Gamma ракетными двигателями . Двигатель Gamma был спроектирован и изготовлен компанией Armstrong-Siddeley на их заводе в Ансти, недалеко от Ковентри . Между 1956 и 1959 годами ракетные двигатели «Гамма» проходили испытания на ракетном полигоне Хай-Даун под руководством Пола Лейтона. [18] [19] Двигатель работал на топливе, содержащем комбинацию высокопрочного перекиси (HTP) и керосина ; Компания Saunders-Roe имела предшествующий опыт работы с этой топливной смесью в результате работы фирмы над перехватчиком Saunders-Roe SR.53 с ракетным двигателем самолетом- . [17]

Существовало пять вариантов конструкции Black Knight в зависимости от двигателей, использовавшихся на первой и второй ступени. [20]

Вариант Этап 1 Этап 2
Черный рыцарь-201 Гамма-201 Никто
Черный рыцарь-201 Кукушка-1Б Гамма-201 Кукушка-1Б
Черный рыцарь-201 Кукушка-2 Гамма-201 Кукушка-2
Черный рыцарь-301 Кукушка-1Б Гамма-301 Кукушка-1Б
Черный рыцарь-301 Кукушка-2 Гамма-301 Кукушка-2

Стрельбы

[ редактировать ]

В 1957 году первый испытательный запуск ракеты Black Knight был выполнен в Хай-Дауне на острове Уайт . [17] В сентябре 1958 года был осуществлен второй испытательный пуск, причем впервые с использованием специальной стартовой установки на полигоне Вумера , Австралия ; Большинство запусков Black Knight было выполнено с Вумеры, в результате чего пусковые установки были построены в Великобритании, а затем доставлены в Австралию. [17] [1]

Первые две ракеты-носители использовались в качестве «испытательных снарядов», то есть запусков без какой-либо полезной нагрузки для проверки и проверки конструкции самой ракеты. [ нужна ссылка ] Третий запуск «Черного рыцаря» был первым с реальной полезной нагрузкой в ​​виде возвращаемого аппарата, которая присутствовала с целью проверки свойств выбранной конструкции возвращаемого тела. Все стрельбы по входу в атмосферу намеренно проводились в ясные безлунные ночи, чтобы можно было наблюдать светящийся след возвращающегося тела фотографически. [ нужна ссылка ]

Дальнейшие стрельбы разными головками выявили некоторые необычные явления, а дальнейшие испытания под кодовыми названиями Gaslight и Dazzle проводились совместно с США. В ходе этих испытаний использовались различные головки, в том числе простая медная сфера и кварцевая сфера. Головки, состоящие из композитного материала на основе асбеста, известного как Durestos, также использовались в полетах, а более поздние испытания завершились на конусообразной головке, входящей сначала заостренным концом, что использовалось на многих последующих ракетных летательных аппаратах. [ нужна ссылка ]

Всего было построено 25 ракет-носителей Black Knight стоимостью чуть более 40 000 фунтов стерлингов каждая. Для наземных испытаний использовалась одиночная ракета (ВК02). Один (BK11) был израсходован в рамках инициативы Европейской организации по разработке пусковых установок (ELDO) по исследованию полигонов. Большинство из них, 21 человек, были уволены в ходе экспериментов по возвращению в атмосферу; если бы они использовались в качестве ракет-носителей для спутников, большая часть этих запусков была бы успешно выведена на орбиту. [1]

Все запуски «Черного рыцаря» прошли успешно, ни в одном из них не было серьезных сбоев. [1] Авторы Робин Пейн и Роджер Симс резюмировали это достижение так: «В общей сложности было произведено 22 успешных запуска без единой неудачи – выдающийся рекорд, не имеющий аналогов в разработке баллистических ракет. [17]

Выжившие

[ редактировать ]
Ракета «Черный рыцарь» на статической выставке в Вумере .

Три ракеты «Черный рыцарь» были сохранены и сейчас хранятся в статических экспозициях в музеях.

Запускает

[ редактировать ]

«Черный рыцарь» запускался двадцать два раза с Вумеры LA-5 . [20] [22]

Черный рыцарь запускается
Дата Серийный номер. Версия Запуск сайта Миссия
07.09.1958 БК01 Черный рыцарь-201 ЛА-5А НИОКР
12.03.1959 БК03 Черный рыцарь-201 ЛА-5А НИОКР
11.06.1959 БК04 Черный рыцарь-201 ЛА-5А НИОКР
29.06.1959 БК05 Черный рыцарь-201 ЛА-5А НИОКР
30.10.1959 БК06 Черный рыцарь-201 ЛА-5А НИОКР
24.05.1960 БК08 Черный рыцарь-201 Кукушка-1Б ЛА-5А Ф Проект Газовый свет (провал)
21.06.1960 БК09 Черный рыцарь-201 Кукушка-1Б ЛА-5А Проект Газовый свет
25.07.1960 БК07 Черный рыцарь-201 ЛА-5А Проект Газовый свет
07.02.1961 БК13 Черный рыцарь-201 ЛА-5А Проект Газовый свет
09.05.1961 БК14 Черный рыцарь-201 Кукушка-1Б ЛА-5Б Проект Газовый свет (провал)
07.06.1961 БК17 Черный рыцарь-201 Кукушка-1Б ЛА-5 Проект Газовый свет (провал)
01.05.1962 БК15 Черный рыцарь-201 ЛА-5 Проект Газовый свет
24.08.1962 БК16 Черный рыцарь-301 Кукушка-1Б ЛА-5 Проект Газовый свет
29.11.1962 БК18 Черный рыцарь-301 Кукушка-1Б ЛА-5 Проект Газовый свет
17.10.1963 БК11 Черный рыцарь-201 ЛА-5 ELDO Тест на синюю полосу
11.03.1964 БК12 Черный рыцарь-201 Кукушка-2 ЛА-5 Проект Ослепление
05.08.1964 БК19 Черный рыцарь-301 Кукушка-2 ЛА-5 Проект Ослепление
06.11.1964 БК20 Черный рыцарь-301 Кукушка-2 ЛА-5 Проект Ослепление
21.04.1965 БК21 Черный рыцарь-301 Кукушка-2 ЛА-5 Проект Ослепление
26.07.1965 БК23 Черный рыцарь-301 Кукушка-2 ЛА-5 Проект Ослепление
28.09.1965 БК24 Черный рыцарь-301 Кукушка-2 ЛА-5 Проект Ослепление
25.11.1965 БК25 Черный рыцарь-301 Кукушка-2 ЛА-5 Проект Ослепление

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хилл, Китай (2012). Вертикальная империя - История британской ракетной программы (PDF) . Издательство Имперского колледжа. п. 188. ИСБН  978-1-84816-795-7 .
  2. ^ Хилл, Китай (2012). Вертикальная империя - История британской ракетной программы (PDF) . Издательство Имперского колледжа. стр. 188–189. ISBN  978-1-84816-795-7 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Лэйкок, Стюарт; Лэйкок, Филип (2005). Неожиданная Британия . Эмберли Паблишинг Лимитед. п. 52. ИСБН  1-44563-284-5 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Хилл, Китай (2012). Вертикальная империя - История британской ракетной программы (PDF) . Издательство Имперского колледжа. п. 249. ИСБН  978-1-84816-795-7 .
  5. ^ Лэйкок, Стюарт; Лэйкок, Филип (2005). Неожиданная Британия . Эмберли Паблишинг Лимитед. стр. 51–52. ISBN  1-44563-284-5 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Твигге, Стивен Роберт (1993). Раннее развитие управляемого оружия в Соединенном Королевстве, 1940-1960 гг . Тейлор и Фрэнсис. п. 245. ИСБН  3-71865-297-8 .
  7. ^ Хилл, Китай (2012). Вертикальная империя - История британской ракетной программы (PDF) . Издательство Имперского колледжа. п. 251. ИСБН  978-1-84816-795-7 .
  8. ^ Хилл, Китай (2012). Вертикальная империя - История британской ракетной программы (PDF) . Издательство Имперского колледжа. п. 22. ISBN  978-1-84816-795-7 .
  9. ^ Мэсси; Робинс (1986). История британской космической науки . Издательство Кембриджского университета. п. 226. ИСБН  0-52130-783-Х .
  10. ^ Пейн; Симс (2012). На воздушной подушке . Робин Пейн. п. 69. ИСБН  978-0-95689-780-0 .
  11. ^ Пейн; Симс (2012). На воздушной подушке . Робин Пейн. стр. 69–70. ISBN  978-0-95689-780-0 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Хилл, Китай (2012). Вертикальная империя - История британской ракетной программы (PDF) . Издательство Имперского колледжа. п. 13. ISBN  978-1-84816-795-7 .
  13. ^ Стокер, Джереми (2004). Великобритания и противоракетная оборона, 1942-2002 гг . Рутледж. п. 74. ИСБН  1-13576-582-0 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Хилл, Китай (2012). Вертикальная империя - История британской ракетной программы (PDF) . Издательство Имперского колледжа. п. 189. ИСБН  978-1-84816-795-7 .
  15. ^ Хилл, Китай (2012). Вертикальная империя - История британской ракетной программы (PDF) . Издательство Имперского колледжа. стр. 209–210. ISBN  978-1-84816-795-7 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Хилл, Китай (2012). Вертикальная империя - История британской ракетной программы (PDF) . Издательство Имперского колледжа. п. 277. ИСБН  978-1-84816-795-7 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Пейн; Симс (2012). На воздушной подушке . Робин Пейн. п. 70. ИСБН  978-0-95689-780-0 .
  18. ^ «В космическую эпоху в The Needles New Battery» . Национальный траст .
  19. ^ Лейтон, Джулиан. «Некролог: Пол Лейтон». The Independent, 8 декабря 1998 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б «Чёрный рыцарь» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 7 ноября 2023 г.
  21. ^ «Национальные музеи Шотландии» .
  22. ^ Хилл, Китай (2012). Вертикальная империя - История британской ракетной программы (PDF) . Издательство Имперского колледжа. стр. 265–282. ISBN  978-1-84816-795-7 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Хилл, штат Коннектикут «Вертикальная империя: история ракетно-космической программы Великобритании, 1950–1971». World Scientific , 2001. ISBN 1-78326-145-5.
  • Лэйкок, Стюарт и Филип Лэйкок. «Неожиданная Британия». Amberley Publishing Limited, 2014. ISBN 1-44563-284-5.
  • Мэсси, Харри и М.О. Робинс. «История британской космической науки». Издательство Кембриджского университета , 1986. ISBN 0-52130-783-X.
  • Пейн, Робин и Роджер Симс. «На воздушной подушке». Робин Пейн , 2012. ISBN 0-95689-780-0.
  • Стокер, Джереми. «Британия и противоракетная оборона, 1942–2002 гг.». Рутледж , 2004. ISBN 1-13576-582-0.
  • Твигге, Стивен Роберт. «Раннее развитие управляемого оружия в Соединенном Королевстве, 1940–1960 годы». Тейлор и Фрэнсис , 1993. ISBN 3-71865-297-8.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47287bd49471a827a3ca2a1d72293be6__1722168540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/e6/47287bd49471a827a3ca2a1d72293be6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Black Knight (rocket) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)