СРААМ
Хвост / SRAAM | |
---|---|
![]() Макет SRAAM в Музее Королевских ВВС в Косфорде | |
Тип | Ракета класса «воздух-воздух» малой дальности |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
Используется | Только экспериментальная программа |
История производства | |
Производитель | Хокер Сиддели |
Технические характеристики | |
Масса | ок. 70 кг (150 фунтов) |
Длина | 2,75 м (9 футов 0 дюймов) |
Диаметр | 165 мм (6,5 дюйма) |
Размах крыльев | ок. 320 мм (13 дюймов) |
Оперативный диапазон | 250 м - 2 км |
Руководство система | Инфракрасный |
Рулевое управление система | вектор тяги |
Запуск платформа | самолет |
Ракета «воздух-воздух» малой дальности ( Зенитная ракета малой дальности в НАТО AAP-15), или SRAAM сокращенно , первоначально известная как Taildog , была экспериментальной британской инфракрасной самонаводящейся («тепловой) ракетой класса «воздух-воздух ». воздушная ракета , разработанная в период с 1968 по 1980 год компанией Hawker Siddeley Dynamics . Он был спроектирован как очень маневренный для использования на коротких дистанциях в условиях воздушного боя . SRAAM был необычен тем, что запускался из пусковой трубы, а не прикреплялся к пусковой направляющей, что позволяло перевозить два ракеты в одной точке крепления.
Хотя первоначально он предназначался для замены AIM-9 Sidewinder , в 1974 году он был переведен в программу демонстрации технологий. В период с 1974 по 1977 год на испытаниях было запущено несколько ракет SRAAM. В 1980 году знания, полученные в ходе проекта SRAAM, были использованы в проекте ракеты ASRAAM .
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Ранние инфракрасные самонаводящиеся ракеты имели два недостатка, которые затрудняли их использование в боевых ситуациях. Во-первых, ГСН была относительно нечувствительна и требовала больших горячих источников для надежного отслеживания цели. На практике это означало, что двигатель вражеского самолета должен был оставаться видимым для ракеты при выстреле. Во-вторых, у ГСН было ограниченное поле зрения (FOV), а это означало, что он мог видеть цель только в том случае, если она находилась перед ракетой. Это означало, что цель могла уйти, пролетев под прямым углом к ракете, максимизируя ее угловую скорость относительно ГСН.
Эти ограничения стали очевидными во время войны во Вьетнаме , когда ранние ракеты, такие как AIM-4 Falcon и AIM-9 Sidewinder, имели показатели успеха порядка 9 и 14% соответственно. Во многом это произошло из-за того, что пилоты были обучены приближаться с помощью радара или наземного перехвата , в результате чего вражеский самолет находился где-то перед ними, но не обязательно летел в том же направлении. В таких ситуациях ГСН может увидеть двигатель цели и послать рычащий сигнал, указывающий на захват , но не сможет отслеживать ее при выстреле, поскольку цель выйдет из поля зрения в то время, пока ракета отлетает от монтажной направляющей. .
Столкнувшись с этими печальными результатами, ВМС США , а затем и ВВС США ввели новые программы обучения, в которых гораздо больше внимания уделялось маневрированию перед выстрелом, поэтому самолет-носитель должен был находиться как за целью, так и лететь в одном и том же направлении. Это максимально увеличит вероятность того, что цель останется видимой для ракеты после ее запуска. К сожалению, такое маневрирование было трудоемким и потенциально сложным в организации, а в бою возникало множество ситуаций, когда цель пересекалась перед истребителем в «мгновенном выстреле». Чтобы обеспечить некоторую возможность в таких ситуациях, автопушки к тем истребителям, у которых их не хватало, спешно добавляли .
Хвост
[ редактировать ]Учитывая эту проблему, конструкторы Hawker Siddeley Dynamics , ракетного подразделения Hawker, решили, что лучше, чтобы ракета работала так, как хотят пилоты, а не пилоты работали так, как хотелось ракете. Они начали разрабатывать ракету, которая будет успешно отслеживаться в любой ситуации, когда ракета указывает на захват. Чтобы это произошло, он должен иметь очень широкий угол обзора или «возможность выхода за пределы прицеливания», чтобы он продолжал видеть цель, даже если она быстро пересекала цель. Ему также потребуется чрезвычайно высокая маневренность, чтобы он мог успешно отслеживать самолет в таких ситуациях.
Компания начала мелкомасштабную разработку такого оружия как частное предприятие под названием «Taildog» в 1968 году. [ 1 ] Эта цель заключалась в создании недорогой ракеты малой дальности, которая могла бы заполнить пробел между пушками и нынешними ракетами, такими как Firestreak и Red Top . Хокер описал его как «пистолет, который стреляет из-за угла». [ 2 ] Первоначальная конструкция имела длину 2,0 м, диаметр 16,5 см и вес 50 кг. Он был способен поражать цели на расстоянии от 250 м до 2 км. [ 3 ] по сравнению, возможно, с 12 км в лучшем случае для Red Top. Первые фотографии макетов были показаны в начале 1970-х годов. [ 4 ] и позже в том же году были представлены на выставке в Ганновере. [ 5 ]
Taildog обладал высокой маневренностью за счет использования вектора тяги для управления полетом. Векторизация осуществлялась путем вращения небольших лопаток в выхлопе ракеты. Шесть таких лопаток располагались в виде сегментов круга в хвостовой части корпуса ракеты, где они были защищены от выхлопных газов ракеты. Каждый сегмент поворачивался на одном конце, что позволяло вращать его так, чтобы другой конец перемещался в выхлопную трубу. Система управления активирует сегмент, ближайший к требуемому изменению направления. Внешние аэродинамические поверхности превратились в рудиментарные поверхности в задней части ракеты и стали неподвижными. [ 6 ]
Хокер был не единственным, кто придумал эту базовую концепцию; Примерно в то же время ВМС США и ВВС начали аналогичные программы по схожим причинам, в конечном итоге объединив свои усилия в проекте AIM-95 Agile . Taildog и Agile различались в первую очередь дальностью действия; Taildog был задуман как оружие ближнего боя, в то время как Agile был заменой Sidewinder и устанавливал требования к дальности, по крайней мере, такие же хорошие, как и у этой ракеты, создавая гораздо более крупную конструкцию.
СРААМ
[ редактировать ]В 1970 году британское министерство обороны что необходима более совершенная ракета малой дальности, и составило запрос предложений пришло к выводу , AST 1218 . [ 3 ] AST 1218 также включал требование о том, что ракета может нести самолеты, у которых отсутствуют радиолокационные системы целеуказания, такие как «Фантом» и «Лайтнинг» . [ 3 ]
Taildog стал ответом Hawker Siddeley на AST 1218, который после заключения контракта стал ASR 1222. [ 3 ] Предложение Хокера было встречено положительно, и в 1972 году Министерство обороны заключило контракт на разработку (Air Staff Requirement 1222). Были изучены две версии: усовершенствованная SRAAM-100 и базовая версия под названием SRAAM-75. Оба использовали один и тот же планер, но разное электронное оснащение. [ 6 ] SRAAM был немного длиннее Taildog, его длина составляла 2,75 м (9 футов 0 дюймов). Диаметр остался прежним. Система направления тяги была заменена подвижным купольным дефлектором, который состоит из конусообразного дефлектора, размещенного в выхлопе и перемещаемого в стороны для изменения тяги. Плавники были перенесены назад и изменили форму. [ 7 ]
SRAAM был разработан для переноски в пусковой трубе для защиты ракеты. Ребра ракеты были шарнирными и рассчитаны на выдвижение после запуска. Пусковая установка состояла из двух труб и дополнительной радиолокационной системы, что позволяло нести ракету практически на любом самолете с небольшими модификациями. Ракета могла запускаться автоматически, когда цель попадала в поле зрения ГСН. [ 8 ] в отличие, например, от Firestreak , которому необходимо было получать информацию о цели от радара самолета. [ 9 ]

Контракт был расторгнут в 1974 году из-за сокращения расходов на оборону в пользу работ над Skyflash . [ 10 ] но сохранен как программа демонстрации технологий. В 1977 году восемь испытательных ракет были выпущены с земли и из истребителя Hawker Hunter F.6 (серийный номер RAF XG210 ). [ 6 ] Испытания прошли успешно: один известный инцидент продемонстрировал маневренность ракеты, когда она вывернулась на траекторию полета «Охотника» сразу после запуска и чуть не столкнулась с ним. [ 11 ] В том же году британское министерство обороны выбрало AIM-9L Sidewinder в качестве своей следующей ракеты малой дальности, но проект SRAAM был сохранен, чтобы обеспечить основу для будущей конструкции ракеты. [ 8 ]
В 1980 году работа SRAAM стала отправной точкой для ASRAAM . [ 11 ]
Среди сохранившихся артефактов — макет ракеты в Музее Королевских ВВС в Косфорде . [ 12 ] и пусковая установка из коллекции Bristol Aero Collection.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Ракеты 1969» , «Полет» , 14 ноября 1968 г., стр. 797
- ^ "Салон бриллиантового юбилея" , Flight , 5 июня 1969 г., стр. 935]
- ^ Перейти обратно: а б с д Гибсон 2007, с. 48
- ^ «Хвост делает лук» . Flight International : 650, 704. 23 апреля 1970 г.
- ^ «Авиационная промышленность Великобритании 1970» . Flight International : 366. 3 сентября 1970 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гибсон 2007, с. 49
- ^ Гибсон 2007, с. 51
- ^ Перейти обратно: а б Ганстон 1979, с. 221
- ^ Гибсон 2007, с. 34
- ^ «Асраам — новая европейская ракета для воздушного боя» , Flight , 6 июня 1981 г., стр. 1742]
- ^ Перейти обратно: а б Гибсон 2007, с. 50
- ^ Веб-сайт музея РАФ
Библиография
[ редактировать ]- Гибсон, Крис; Баттлер, Тони (2007). Британские секретные проекты: гиперзвуковые, прямоточные реактивные двигатели и ракеты . Издательство Мидленд. стр. 34–53. ISBN 978-1-85780-258-0 .
- Ганстон, Билл (1979). Иллюстрированная энциклопедия ракет и ракет мира . Книги Саламандры. п. 221. ИСБН 0-517-26870-1 .
- «Бритиш Аэроспейс СРААМ» . Проверено 27 января 2011 г.