де Хэвилленд Файерстрик
Файерстрик | |
---|---|
Тип | Ракета «воздух-воздух» |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1957–1988 |
Используется | Великобритания, Кувейт, Саудовская Аравия |
История производства | |
Разработанный | 1951 |
Производитель | де Хэвилленд Пропеллерс |
Технические характеристики | |
Масса | 136 кг (300 фунтов) |
Длина | 3,19 метра (10 футов 6 дюймов) |
Диаметр | 0,223 м (8,8 дюйма) |
Размах крыльев | 0,75 м (30 дюймов) |
Боеголовка | 22,7 кг (50 фунтов) кольцевого осколочного взрыва |
Детонация механизм | Инфракрасный неконтактный взрыватель |
Двигатель | «Сорока» Твердотопливный двигатель |
Оперативный диапазон | 4 мили (6,4 км) |
Максимальная скорость | 3 Маха |
Руководство система | Задний инфракрасный порт |
Рулевое управление система | Поверхность управления |
Запуск платформа | самолет с неподвижным крылом |

De Havilland Firestreak первого поколения с пассивным инфракрасным самонаведением (тепловым наведением) — британская ракета класса «воздух-воздух» . Оно было разработано компанией de Havilland Propellers (позже Hawker Siddeley ) в начале 1950-х годов и поступило на вооружение в 1957 году. Это было первое такое оружие, поступившее на действительную службу Королевских ВВС (RAF) и ВВС флота , оснащенное английскими электрическими молниями. , de Havilland Sea Vixen и Gloster Javelin . Это было оружие преследования сзади , стреляющее и забывающее , с полем атаки 20 градусов по обе стороны от цели. [ 1 ]
Разработанная под радужным кодом «Blue Jay», Firestreak стала третьей ракетой с тепловым наведением, поступившей на вооружение, после американских AIM-4 Falcon и AIM-9 Sidewinder , которые поступили на вооружение в прошлом году. По сравнению с этими конструкциями, Firestreak был больше и почти вдвое тяжелее, а также нес гораздо большую боеголовку. В остальном он имел схожие характеристики с точки зрения скорости и дальности полета. Это также была очень сложная система с необычной внутренней конструкцией, требующая от самолета-носителя как охлаждения своей трубчатой электроники, так и обогрева, чтобы предотвратить замерзание различных движущихся частей перед запуском.
Улучшенная версия «Blue Vesta» была разработана в рамках проекта «Эксплуатационные требования F.155», но закончилась, когда этот проект был отменен в 1957 году. Разработка возобновилась как несколько более простая версия Lightning, получившая название «Red Top». . Он отличался транзисторной электроникой и значительно упрощенной внутренней конструкцией. Сохранив свое кодовое название, он поступил на вооружение кораблей Lightning и Sea Vixen как Hawker Siddeley Red Top . Red Top нельзя было использовать на ранних версиях Lightning, поэтому Firestreak оставался на вооружении до 1988 года, когда последние Lightning RAF вышли из эксплуатации.
Разработка
[ редактировать ]Красный Ястреб
[ редактировать ]Firestreak стал результатом серии проектов, начатых с ракеты OR.1056 Red Hawk , которая предусматривала создание всеракурсной ГСН, способной атаковать цель с любой стартовой позиции. Когда это оказалось слишком амбициозным для современного уровня техники , была выпущена еще одна спецификация, в которой отсутствуют требования всех аспектов, под названием Blue Sky , которая ненадолго поступила на вооружение как Fireflash за год до Firestreak.
Блю Джей
[ редактировать ]В 1951 году Королевское авиационное предприятие (RAE), отвечавшее за разработку ракет, почувствовало, что инфракрасное наведение продвинулось до такой степени, что пришлось пересмотреть требования Red Hawk. Это тоже оказалось слишком требовательным для искателей той эпохи, хотя более ограниченная конструкция хвостового оперения была явно возможна в краткосрочной перспективе. Это привело к появлению еще одной спецификации с более низкими характеристиками, которая была выпущена в 1951 году как OR.1117 и получила Министерства снабжения радужное кодовое название Blue Jay . [ 1 ]
Blue Jay разрабатывалась как ракета довольно традиционного вида с укороченным треугольным крылом, установленным сразу за средней точкой, и небольшими прямоугольными управляющими поверхностями, расположенными тандемом сзади. Внутри все было значительно сложнее. Электронное оборудование на основе трубок занимало большую часть передней четверти фюзеляжа, оставляя мало места для боеголовки. Это привело к тому, что боеголовка была перемещена в заднюю часть фюзеляжа, где она обернулась вокруг сопла ракеты. Это не оставляло места для приводов задних килей управления, которые вместо этого приводились в действие носовыми приводами через длинные толкатели. [ 2 ] Приводы приводились в действие сжатым воздухом из баллонов в крайней задней части, подаваемым вперед по длинным трубам. Баллоны с воздухом также приводили в действие турбогенератор, вырабатывающий электроэнергию после запуска. В случае промаха ракета самоликвидировалась, когда генератор замедлял ход после того, как заканчивался воздух. [ 3 ]
Ракетный двигатель «Сорока» занимал лишь небольшую часть фюзеляжа ракеты, располагаясь между приводами и боеголовкой, примерно по центру под установленными посередине крыльями. Он состоял из 61 фунта (28 кг) кордита , который горил в течение 1,9 секунды и выходил из задней части ракеты через длинную выхлопную трубу, проходящую через заднюю часть ракеты. [ 3 ]
ИК -искатель из теллурида свинца (PbTe) был установлен под восьмигранным коническим носиком «карандаша» из трисульфида мышьяка и охлаждался до -180 ° C (-292,0 ° F) для улучшения отношения сигнал / шум . Необычный граненый нос был выбран, когда более традиционный полусферический нос оказался склонным к обледенению. [ 4 ] Охлаждение ГСН осуществлялось пропусканием фильтрованного воздуха через теплообменник, охлаждаемый аммиаком . [ 5 ]
Вокруг носовой части фюзеляжа располагались два ряда треугольных окон, за которыми располагались оптические неконтактные взрыватели боеголовки. Огромная боеголовка массой 19,3 фунта (8,8 кг) имела поражающий радиус 40 футов (12 м) и срабатывала либо от неконтактных взрывателей, либо от четырех контактных взрывателей, установленных в передней части крыльев. Внешний корпус боеголовки был спроектирован так, чтобы фрагментироваться на куски массой 0,25 унции (7,1 г), выстреливаемые вперед по конусу 50 градусов. [ 3 ]
Электроника, изготовленная из электронных ламп , выделяла значительное количество тепла. По этой причине ракета Firestreak, проходившая наземные испытания, охлаждалась компанией Arcton , а в полете — аммиаком, прокачиваемым через ракету из баллонов в задней части пускового «башмака». В баллонах аммиака хватило на 15 минут, поэтому запустить ракету можно было только во время захода на посадку. Баллон с воздухом в установленном на фюзеляже оружейном пакете поддерживал давление в баллонах с аммиаком перед запуском. Горячий воздух от ступеней компрессора двигателя подключался к задней части стартового блока и направлялся к ракетам. Во время полета это сохраняло различные движущиеся компоненты теплыми, достаточно теплыми, чтобы они не замерзли в течение 13 секунд полета. [ 6 ]
Услуга
[ редактировать ]
Первый воздушный запуск Blue Jay состоялся в 1954 году с самолета de Havilland Venom , при этом дрон-мишень — Fairey Firefly — был уничтожен. [ 4 ] Blue Jay Mk.1 поступил на вооружение ВВС Великобритании в 1957 году, где получил название Firestreak. Firestreak был развернут Королевским флотом и ВВС Великобритании в августе 1958 года; [ 7 ] это была первая эффективная британская ракета класса «воздух-воздух». [ 7 ]
При запуске ГСН ракеты была подключена к радару самолета-пускателя ( Ferranti AIRPASS в Lightning и GEC AI.18 в Sea Vixen) до тех пор, пока не была достигнута блокировка и оружие не было запущено, оставляя перехватчику возможность захватить другую цель. [ 8 ] Обратной стороной было то, что ракета была очень токсичной (из-за ракетного двигателя «Сорока» или из-за аммиачной охлаждающей жидкости), и оружейникам британских ВВС приходилось носить ту или иную форму защиты CRBN, чтобы безопасно установить ракету на самолет. [ нужна ссылка ] «В отличие от современных ракет [1990-х годов]... Firestreak можно было запускать только за пределами облаков, а зимой небо над Великобританией редко было ясным». [ 9 ]
Улучшения
[ редактировать ]Два второстепенных варианта голубой сойки были изучены, но не приняты. Blue Jay Mk.2 включал в себя более мощный двигатель Magpie II и искатель PbTe, обеспечивающий лучшие возможности обнаружения. Blue Jay Mk.3 имел увеличенный размах крыла и пониженную мощность двигателя. Двигатель с пониженной мощностью был предназначен для ограничения ускорения при запуске со сверхзвуковых ракет-перехватчиков, таких как Saunders-Roe SR.177 и Avro 720 , где дополнительная скорость, сообщаемая Magpie II, давала бы ему настолько высокую максимальную скорость, что он мог бы пострадать. от неблагоприятного аэродинамического нагрева. [ 10 ]
В поисках улучшенного оружия для перехватчиков F.155, отвечающих эксплуатационным требованиям , в 1955 году Министерство авиации выпустило OR.1131 для всеракурсной конструкции, способной противостоять самолетам противника, летящим со скоростью 2 Маха. Де Хэвилленд ответила выпуском Blue Jay Mk.4 , который был позже получил собственный радужный код Blue Vesta . В нем была использована искатель PbTe модели Mk.2, дополнительно усовершенствованная путем охлаждения для повышения ее чувствительности в так называемой искательнице «Фиолетовое знамя». В дальнейшем мотор был модернизирован до новой Magpie III. Чтобы решить проблемы аэродинамического нагрева, ребра были сделаны из стали, а не из алюминия, и имели вырезы, чтобы задние части поверхностей не попадали в конусы Маха - особенность, которую они назвали «наконечниками Маха». [ 11 ] [ а ] Работа над Mk.4 была свернута после 1956 года, поскольку в RAE решили, что скорость сближения двух самолетов со скоростью 2+ Маха будет настолько высокой, что у ракеты не будет шанса быть запущенной, пока она все еще находится в пределах досягаемости своей ГСН. [ 11 ]
В августе 1956 года авиация флота взяла на себя разработку линейки Blue Jay с Blue Jay Mk.5 , заменив ИК-ГСН полуактивной радиолокационной системой самонаведения (SARH), предназначенной для использования с De Havilland Sea Vixen . РЛС АИ.18 со специальным режимом прожектора непрерывного действия. В остальном он был идентичен Mk.4, отличаясь только заменой секции ГСН на более длинный оживальный носовой обтекатель, удерживающий антенну приемника радара. Проблемы с установкой антенны осветителя на Sea Vixen положили конец работе над этим проектом. В ноябре 1957 года он был ненадолго перезапущен под названием Blue Dolphin, поскольку другие разработки по радиолокационному наведению закончились, но так и не был развернут. [ 11 ]
Красный топ
[ редактировать ]После того, как провал Белой книги по обороне 1957 года привел к отмене F.155 и многих других проектов самолетов и ракет, проекту English Electric Lightning разрешили продолжить работу в основном потому, что разработка была почти завершена. В результате у него не осталось современного оружия, поэтому Синяя Веста была повторно активирована в слегка измененной форме. [ 7 ] В ноябре 1957 года документы с названием Blue Vesta были признаны раскрытыми, и проекту было присвоено новое название «Red Top». [ 12 ]
В отличие от Mk.4 произошло несколько важных изменений. Использование транзисторных схем вместо прежних термоэмиссионных клапанов устранило необходимость охлаждения электроники, а также значительно уменьшило секцию наведения. Это позволило переместить боеголовку из прежнего положения возле хвостовой части в среднюю часть, что также позволило ей увеличиться в размерах и весе, заменив прежний осколочно-фугасный тип на систему с расширяющимися стержнями, которая была значительно более смертоносной. Задняя часть ракеты теперь осталась пустой, что позволило переместить туда приводы оперения, устранив сложную маршрутизацию. Это все равно оставило больше места, которое было использовано при замене Magpie III на новую Linnet, которая предлагала значительно более высокие характеристики и увеличивала типичную максимальную скорость ракеты с 2,4 до 3,2 Маха, одновременно увеличивая эффективную дальность почти вдвое до 7,5 миль (12,1 км). .
Учитывая отказ от аммиачного охлаждения, которое также использовалось в ГСН «Фиолетовое знамя» Mk.4, было принято решение использовать упрощенную ГСН, не требующую охлаждения до такого же уровня. Это привело к созданию новой конструкции антимонида индия (InSb), которая охлаждалась очищенным воздухом под давлением 3000 фунтов на квадратный дюйм (21 МПа), фильтрованным до 3 мкм . Это снизило его чувствительность по сравнению с Violet Banner, лишенным его истинной всеракурсности, но еще больше упростило конструкцию и устранило проблемы с наземным обслуживанием.
Никогда не получивший собственного названия от Королевских ВВС, новый дизайн поступил на вооружение в 1964 году как Red Top. Он был быстрее и имел большую дальность действия, чем Firestreak. [ 7 ] и «был способен наводиться по всем аспектам на сверхзвуковые цели». [ 7 ] Несмотря на то, что Red Top должен был заменить Firestreak, Firestreak оставался в эксплуатации ограниченно до окончательного вывода Lightning из эксплуатации в 1988 году; Для переноски Red Top требовалось больше вертикального оперения, чтобы стабилизировать воздействие больших крыльев ракеты, поэтому Firestreak продолжал использоваться на старых моделях Lightning.
Операторы
[ редактировать ]


Предыдущие операторы
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сегодня более широко известна как обрезанная дельта.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гибсон 2007, с. 33
- ^ BAC 1983 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с БАК 1983 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Гибсон 2007, с. 34
- ^ БАК 1983 , стр. 9.
- ^ БАК 1983 , стр. 8–9.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бойн, Уолтер Дж. Воздушная война: Международная энциклопедия, Том 1 , паб ABC-CLIO Inc, 2002 г., ISBN 1-57607-345-9 стр. 267.
- ^ Гибсон 2007, с. 35
- ^ Блэк, Ян, Последняя из молний , паб PSL, 1996, ISBN 1-85260-541-3 , стр. 141.
- ^ Гибсон и Баттлер 2007 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с Гибсон и Баттлер 2007 , с. 36.
- ^ Гибсон и Баттлер 2007 , с. 40.
- ^ Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. 29. ISBN 978-1-912174-23-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Гибсон, Крис; Баттлер, Тони (2007). Британские секретные проекты: гиперзвуковые, прямоточные реактивные двигатели и ракеты . Издательство Мидленд. стр. 33–35. ISBN 978-1-85780-258-0 .
- Гибсон, Крис (2023). «Firestreak!: Первая британская передовая ракета класса «воздух-воздух». Историк авиации (42): 46–56. ISSN 2051-1930 .
- BAC 53-(SA)-6 - Записки пилота Lightning F.53 (Технический отчет). Британская авиастроительная корпорация. Декабрь 1983 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]