Jump to content

Авиация флота

Авиация флота
Основан 1914 (как Королевская военно-морская воздушная служба )
1924 г. (как военно-морское отделение Королевских ВВС)
1937 (в составе ВМФ )
Страна Великобритания Великобритания
Ветвь  Королевский флот
Размер 5000 человек
в. 160 самолетов [1]
Часть Военно-морская служба
Помолвки Вторая мировая война
Корейская война
Операция «Мушкетер» (Суэцкий кризис)
Фолклендская война
Война в Персидском заливе
Босния
Война в Афганистане
Иракская война
Веб-сайт www .royalnavy .против .uk /наша-организация /боевое-оружие /fleet-air-arm Отредактируйте это в Викиданных
Командиры
Главный коммодор Принцесса Уэльская
Коммодорский флот, авиация Коммодор Николас М. Уокер [2] [3]
Знаки отличия
Белый Прапорщик
Опознавательные знаки
Плавник мигает плавник вспышка Вспышка плавника для малозаметности
Самолет летал
Атака Дикая кошка HMA2
боец F-35B Лайтнинг II
Патруль Мерлин HM2
Дикая кошка HMA2
Разведка AeroVironment RQ-20 Пума [4]
Коммандос Уайлдкэт AH1
Тренер Мститель Т1
Префект Т1
Репетитор Т1
Юнона HT1 [5]
Юпитер HT1 [6]
Транспорт Коммандос Мерлин HC4/4A

Fleet Air Arm ( FAA ) — компонент морской авиации (RN) Соединенного Королевства Королевского флота . ФАУ является одним из пяти боевых родов войск РН . [7] По состоянию на 2023 год В основном это вертолетные силы, выполняющие функции, которые когда-то выполняли бипланы , такие как Fairey Swordfish . [8] [ не удалось пройти проверку ] Он использует F-35 Lightning II для ударов на море, а также AW159 Wildcat и AW101 Merlin для коммандос и противолодочной борьбы.

RN RAF был образован в 1918 году в результате слияния Королевской военно-морской воздушной службы с британской армии Королевским летным корпусом . ФАУ не перешло под прямой контроль Адмиралтейства до середины 1939 года. Во время Второй мировой войны ФАУ эксплуатировало самолеты на кораблях, а также самолеты наземного базирования, которые защищали береговые объекты и объекты Королевского флота .

Британские военно-морские полеты начались в 1909 году с постройки дирижабля для военно-морских нужд. [9] В 1911 году Королевский военно-морской флот выпустил своих первых пилотов самолетов на Королевского аэроклуба аэродроме недалеко от Истчерча , остров Шеппи, под руководством летчика-первопроходца Джорджа Бертрама Кокберна . [10] В мае 1912 года военно-морская и армейская авиация были объединены в Королевский летный корпус (RFC). Военно-морское крыло RFC просуществовало до июля 1914 года, когда Королевский флот реформировал свое авиационное подразделение под управлением департамента Адмиралтейства Авиационного , назвав его Королевской военно-морской воздушной службой (RNAS). [11] К началу Первой мировой войны в августе 1914 года под контролем RNAS было больше самолетов, чем у оставшегося RFC. [12] [ нужна страница ] Ролями RNAS были разведка флота, патрулирование побережья в поисках вражеских кораблей и подводных лодок, нападение на прибрежную территорию противника и защита Великобритании от налетов вражеской авиации, а также развертывание на Западном фронте. В апреле 1918 года RNAS, имевшая в то время 67 000 офицеров и солдат, 2949 самолетов, 103 дирижабля и 126 береговых станций, объединилась с RFC и образовала Королевские ВВС . [13]

Авиация флота

[ редактировать ]

1 апреля 1924 года была сформирована авиационная группа Королевских ВВС, в которую вошли те подразделения британских ВВС, которые обычно размещались на авианосцах и боевых кораблях. [14] Год был знаменательным для британской военно-морской авиации, поскольку всего за несколько недель до основания военно-морской авиации Королевский флот ввел в эксплуатацию HMS Hermes , первый в мире корабль, спроектированный и построенный как авианосец. В течение следующих месяцев разведывательные бипланы Fairey IIID ВВС ВВС Великобритании эксплуатировались на базе Гермеса, проводя летные испытания.

24 мая 1939 года авиация флота была возвращена под управление Адмиралтейства. [15] в рамках « Премии Инскипа » (названной в честь министра по координации обороны, курирующего британскую программу перевооружения) и переименованного в Воздушное отделение Королевского флота. В начале Второй мировой войны авиация флота состояла из 20 эскадрилий, имевших всего 232 фронтовых самолета и 191 дополнительный учебно-тренировочный самолет. К концу войны численность авиации флота составляла 59 авианосцев, 3700 самолетов, 72 тыс. офицеров и солдат и 56 аэродромов ВМФ.

Слон тянет самолет Supermarine Walrus на позицию на авиабазе флота в Индии (ок. июнь 1944 г.)

Во время войны ФАУ эксплуатировало истребители, торпедоносцы и самолеты-разведчики. После эвакуации из Дюнкерка и начала битвы за Британию Королевские ВВС вскоре столкнулись с острой нехваткой пилотов-истребителей. Летом 1940 года в ВВС Великобритании насчитывалось чуть более 800 летчиков-истребителей, а нехватка кадров обострялась; Королевские ВВС обратились в Адмиралтейство с просьбой о помощи у авиации флота. Экипажи авиации флота под истребительным командованием Королевских ВВС были либо индивидуально прикомандированы к истребительным эскадрильям Королевских ВВС, либо целиком, как в 804-й и 808-й авиационных эскадрильях ВМС. Первый обеспечивал защиту верфи во время битвы за Британию с помощью морских гладиаторов . [16]

В британских водах и за пределами Атлантического океана операции против кораблей Оси и подводных лодок в поддержку RN проводились прибрежным командованием Королевских ВВС с использованием больших патрульных бомбардировщиков, летающих лодок и истребителей-бомбардировщиков наземного базирования. Авианосец . заменил линкор в качестве главного корабля РН, и его самолеты теперь были его основным наступательным оружием Самым результативным асом-истребителем с 17 победами стал коммандер Стэнли Орр , асом Королевской морской пехоты стал Рональд Катберт Хэй с 13 победами. Некоторые королевские морские пехотинцы были пилотами ФАУ во время войны.

Известные операции авиации флота во время войны включали битву при Таранто , потопление « Бисмарка» , попытку предотвратить пролив Ла-Манша , операцию «Вольфрам» против « Тирпица» и операцию «Меридиан» против нефтяных заводов на Суматре .

Послевоенная история

[ редактировать ]
Hawker Sea Fury из 804-й эскадрильи спущен на воду с HMS Glory во время Корейской войны, июнь 1951 года.
Phantom FG.1 из 892 NAS на борту HMS Ark Royal в 1972 году.
Два «Си Харриера» из 800-й морской авиационной эскадрильи приближаются к кабине экипажа ВМС США авианосца « Дуайт Д. Эйзенхауэр» , 1984 год.

После войны ФАУ пришлось запускать реактивные самолеты со своих авианосцев. Реактивные самолеты той эпохи были значительно менее эффективны на низких скоростях, чем винтовые самолеты, но винтовые самолеты не могли эффективно бороться с реактивными самолетами на высоких скоростях, которыми управляли реактивные самолеты. ФАУ приобрело свой первый самолет Sea Vampire в конце 1940-х годов. «Морской вампир» был первым самолетом, взлетевшим и приземлившимся на авианосец. Военно-воздушные силы продолжали использовать мощные винтовые самолеты наряду с новыми самолетами, в результате чего во время Корейской войны ФАУ потерпело сокрушительное поражение . Тем не менее, реактивные самолеты еще не полностью превосходили винтовые самолеты, и штурмовик Hawker Sea Furies сбил МиГ-15 и повредил другие в бою.

Поскольку самолеты становились больше, мощнее и быстрее, им требовалось больше места для взлета и посадки. ВМС США просто построили гораздо более крупные авианосцы. После окончания войны у Королевского флота было построено и завершено несколько крупных авианосцев, но искалось другое решение. Частично это было преодолено за счет внедрения идеи Королевского военно-морского флота наклонить кабину экипажа от центральной линии, чтобы приземляющийся самолет мог свободно уходить от обычной площадки на носовой палубе. Сопутствующим британским изобретением, предназначенным для обеспечения более точного оптического наведения самолета на конечном заходе на палубу, было оптическое средство для посадки с линзой Френеля . Еще одним изобретением Королевского военно-морского флота было использование катапульты с паровым приводом для обслуживания более крупных и тяжелых самолетов (обе системы были приняты на вооружение ВМС США).

Сокращение обороны британских вооруженных сил в 1960-х и 1970-х годах привело к выводу существующих авианосцев Королевского флота, передаче реактивных ударных самолетов Fleet Air Arm, таких как F-4K (FG.1) Phantom II и Buccaneer S. .2 Королевским ВВС и отказ от крупных запасных авианосцев, включая проект CVA-01 . Последним обычным авианосцем, вышедшим на пенсию, был HMS Ark Royal в 1978 году. [17] Когда в 1980/81 году HMS Hermes был переоборудован в авианосец STOVL для эксплуатации Sea Harrier, «трамплин для прыжков с трамплина» для облегчения взлета была оборудована . Новая серия малых авианосцев, Invincible класса противолодочные корабли (известные как «сквозные палубные крейсеры»), была построена и оснащена самолетами Sea Harrier, производными от Hawker Siddeley Harrier самолетов вертикального взлета и посадки . Эти авианосцы имели загнутую вверх переднюю часть кабины пилота, которая отклоняла самолет вверх при запуске и позволяла «Харриеру» перевозить более тяжелые грузы, например, в вооружении, и эта система широко использовалась во время Фолклендской войны как с «Гермесом» , так и с «Инвинсиблом» . часть Оперативной группы.В конце Холодной войны в 1989 году авиация флота находилась под командованием флагманского командования морской авиации , контр-адмирала, базировавшегося в RNAS Yeovilton .

Инвентаризация авиации флота 1989 г.

[ редактировать ]

В состав Авиации флота в 1989 году входили следующие самолеты: [18]

После холодной войны

[ редактировать ]
Формирование четырех Sea Harrier FA.2 из 801 NAS в 2005 году.

В 2000 году силы Sea Harrier были объединены с ВВС Великобритании флотом Harrier GR7 и образовали Joint Force Harrier . Авиация флота начала вывод Sea Harrier из эксплуатации в 2004 году, расформировав 800 NAS . 801 NAS расформирован 28 марта 2006 года на базе RNAS Yeovilton (HMS Heron ) . Затем 800 и 801 NAS были объединены в военно-морское ударное крыло , в котором летали бывшие британские ВВС Harrier GR7 и GR9. 1 апреля 2010 года Новый Южный Уэльс вернулся к названию 800-й морской авиационной эскадрильи. Harrier GR7 и GR9 выведены из эксплуатации в декабре 2010 года после проведения Стратегического обзора обороны и безопасности 2010 года . [19]

Были построены два новых «Куин Элизабет» авианосца класса , способные эксплуатировать вариант F-35B с коротким взлетом и посадкой американского самолета Lockheed Martin Lightning II . В «Стратегическом обзоре обороны и безопасности 2015» было объявлено, что авианосцы войдут в строй «с 2018 года». [20] План закупок рассчитан на 138 самолетов F-35, которые будут эксплуатироваться как RAF, так и FAA из общего пула, так же, как и Joint Force Harrier. [21] С появлением F-35 авиация флота вернется к эксплуатации ударных самолетов на море. В 2013 году первые кадры пилотов Королевских ВВС и Королевского флота, а также обслуживающего персонала самолетов были направлены в США 501-ю учебную эскадрилью истребителей морской пехоты ( VMFAT-501 ), входящую в состав ВВС США 33-го истребительного авиаполка . База ВВС Эглин , Флорида, для тренировок на F-35B. 809-я военно-морская авиационная эскадрилья станет первым подразделением ФАУ, которое будет эксплуатировать F-35B и будет базироваться на авиабазе Королевских ВВС Мархам . [22]

Вертолеты

[ редактировать ]

Вертолеты также стали важными боевыми платформами после Второй мировой войны. Первоначально они использовались в поисково-спасательных целях, позже были разработаны для противолодочной борьбы и транспортировки войск ; во время Суэцкого кризиса 1956 года они использовались для высадки сил коммандос Королевской морской пехоты , впервые это было сделано в бою. [23] Первоначально эксплуатировавшиеся только с авианосцев, разработка Westland Wasp в 1960-х годах позволила вертолетам работать на всех кораблях размером с фрегат или больше. Вертолеты Wasps, Sea Kings и Wessex принимали активное участие в Фолклендской войне 1982 года, а вертолеты Lynx играли роль в атаке против иракских патрульных катеров в войне в Персидском заливе 1991 года , а также вертолеты Commando Sea King HC4, а также Lynx HMA Mk 8 с HMS Argyll. , участвовал в подавлении повстанческих сил во время британской интервенции в гражданскую войну в Сьерра-Леоне в 2000 году.

У ВВС флота есть музей недалеко от RNAS Yeovilton (HMS Heron ) в Сомерсете , Англия, в котором выставлены многие великие исторические самолеты, которыми управляла Служба, а также самолеты из других источников. также есть музей авиации флота В Музее транспорта и технологий в Окленде , Новая Зеландия, . На выставке представлена ​​полноразмерная копия рыбы-меча Фейри , а также исторические предметы и памятные вещи.

ФАУ сегодня

[ редактировать ]

Персонал

[ редактировать ]

В 1938 году приказом Адмиралтейского флота № 2885 было объявлено о создании авиационного отделения Королевского военно-морского резерва . Тридцать три неженатых мужчины записались на восемнадцатимесячное очное летное обучение; однако прежде чем эти первые добровольцы смогли обрести крылья, Великобритания находилась в состоянии войны. На момент окончания боевых действий в 1945 году РНВР(А) насчитывала 46 000 человек и более 8 000 летных экипажей. После войны РНВР(А) состояла из 12 специальных резервных эскадрилий, сгруппированных по регионам в авиационные дивизии. Однако в результате сокращения обороны в 1957 году пять авиационных дивизий были расформированы, а в следующем году РНВР была объединена с РНР.

По состоянию на 1 декабря 2013 года численность авиации регулярного флота составляет 5000 человек. [24] что составляет примерно 20% от общей численности Королевского флота (исключая Королевскую морскую пехоту ).

Помощником начальника штаба ВМФ (авиация и авианосцы) , профессиональным руководителем (а также авиацией контр-адмирала флота) является контр-адмирал Мартин Коннелл . по состоянию на февраль 2019 года [25] Согласно планам Первого морского лорда-адмирала Тони Радакина , профессиональный глава авиации флота вскоре будет переведен на однозвездную должность, которую возглавит коммодор . [26]

Члены авиации флота по-прежнему называются WAFU. [27] [28] Говорят, что WAFU («мокрый и чертовски бесполезный») на самом деле происходит от категории магазинов одежды «Пользователи оружия и топлива». [29]

Резервный авиаотдел

[ редактировать ]

Воздушное отделение RNR было введено в эксплуатацию в RNAS Yeovilton 16 июля 1980 года, и вскоре после этого 38 бывших штатных экипажей начали переподготовку. Сегодня авиационное подразделение РНР насчитывает около 250 бывших офицеров и рядовых офицеров регулярной службы, охватывающих все авиационные профессии, которым поручено поддерживать авиацию флота.

Воздушное отделение берет свое начало в воздушном отделении Королевского военно-морского добровольческого резерва, члены которого с отличием служили с 1937 года до Второй мировой войны до 1950 года, когда оно было расформировано. Сформированное 3 апреля 1980 года авиационное подразделение первоначально было создано для предоставления дополнительных пилотов и наблюдателей в Королевский флот, но позже расширилось, включив в него все профессии и специализации авиации флота. В настоящее время HMS Pegasus насчитывает около 320 человек личного состава и является одним из крупнейших подразделений Королевского военно-морского резерва.

Название HMS Pegasus имеет долгую и интересную историю в Королевском флоте, начиная с 1585 года. Вторым HMS Pegasus командовал принц Уильям Генри, который позже стал королем Вильгельмом IV, известным как Король-матрос. В конце 1786 года третий HMS Pegasus находился в Вест-Индии под командованием тогдашнего капитана Горацио Нельсона, заслужив три из четырех боевых наград. Четвертый и последний HMS Pegasus служил прототипом катапультного истребителя, первоначально введенного в эксплуатацию как HMS Ark Royal и выполнявшего в основном конвойную службу во время Второй мировой войны.

Название Pegasus имеет ассоциации за пределами Королевского военно-морского флота, включая двигатель Bristol Airplane Company, который приводил в движение Fairey Swordfish, и двигатель Rolls Royce, который приводил в действие BAE Sea Harrier. И, конечно же, Парашютный полк использует в качестве эмблемы Пегаса.

Знаки отличия

[ редактировать ]
Пилотные крылья ВВС флота
Капитан и пилот авиации флота

ФАУ известно тем, что использует «Зигзаг ВВС флота»: светло-синий зигзаг на темно-синем фоне.

Считается, что этот образец принадлежал «Клубу окуней», членство в котором было ограничено теми, кто совершил 100 приземлений на палубу без происшествий. Считалось, что зигзаг был взят из «ползучей линии впереди» — параллельной схемы поиска, выполняемой самолетами ФАУ в составе целевой группы авианосца. [30]

Сегодня темно-синий фон представляет Королевский флот; цвет зигзага представляет Королевский летный корпус, из которого родилась Королевская военно-морская воздушная служба; а зигзагообразная форма представляет собой дань уважения Королевской артиллерии (красный зигзаг на синем фоне), учитывая, что первыми людьми, отправленными в воздух на привязанных воздушных шарах, чтобы обнаружить падение снаряда, были наблюдатели Королевской артиллерии. Именно эти наблюдатели стали первыми членами Королевского летного корпуса. [31] [32]

Летные экипажи носят летающие значки, например, пилоты носят пару золотых крыльев альбатроса. На значках крыльев также изображены корона и загрязненный якорь в центре, что отражает морской элемент выполняемого полета. Крылья носят на левом рукаве морские авиаторы, в отличие от других служебных собратьев. [33]

ФАУ эксплуатирует самолеты с неподвижным крылом и вертолетами. Он использует ту же систему обозначения самолетов , что и RAF.

Фиксированное крыло

[ редактировать ]

F-35B Лайтнинг II

[ редактировать ]
Авиация флота эксплуатирует F-35B авианосцев класса «Куин Элизабет» .

Внедрение F-35B Lightning II привело к восстановлению фронтовых операций ФАУ после вывода из эксплуатации Joint Force Harrier в 2010 году. Lightning Force представляет собой совместное формирование авиации ВВС Великобритании и флота со всеми F-35B. Королевского флота способный действовать с авианосцев класса «Куин Элизабет» . Первой эскадрильей авиации флота, которая будет эксплуатировать F-35B, является 809-я военно-морская авиационная эскадрилья , которая официально сформировалась в декабре 2023 года, присоединившись к другим эскадрильям F-35B в составе Королевских ВВС, которые формально являются частью 1-й группы Королевских ВВС . [34] [35]

Первоначальный заказ на 48 планеров был сделан в 2012 году для оснащения воздушных крыльев двух авианосцев класса «Куин Элизабет» , при этом операции были разделены между ФАУ и Королевскими ВВС , как и в случае с Joint Force Harrier. 809-я военно-морская авиационная эскадрилья была объявлена ​​вторым подразделением Великобритании, эксплуатирующим F-35B (первым была 617-я эскадрилья RAF ), и является первым подразделением ФАУ, эксплуатирующим этот самолет. Предполагается, что в будущем появятся как минимум еще две передовые эскадрильи наряду с 809-й, 617-й, 17-й (R) испытательной и оценочной эскадрильей и подразделением оперативной конверсии под номером RAF, в результате чего в общей сложности будет шесть эскадрилий, включая OCU и OEU. В рамках Стратегического обзора обороны и безопасности от ноября 2015 года правительство Великобритании взяло на себя обязательство закупить 138 F-35B, из которых как минимум 24 будут доступны для использования на авианосцах к 2023 году. [36] [37] Впоследствии, после обзора обороны 2021 года , Первый морской лорд указал, что новое предполагаемое количество первоначально должно составлять 60 самолетов, а «затем, возможно, больше», максимум примерно до 80, чтобы, как мы надеемся, оснастить четыре «развертываемые эскадрильи». [38] В апреле 2022 года заместитель начальника штаба обороны маршал авиации Ричард Найтон сообщил Специальному комитету по обороне Палаты общин, что министерство обороны ведет переговоры о покупке второго транша из 26 истребителей F-35B. Планы по созданию передовых эскадрилий F-35B были изменены и теперь предусматривали создание в общей сложности трех эскадрилий (а не четырех), каждая из которых будет иметь по 12–16 самолетов. [39] В условиях резкого наплыва сил на авианосцах класса «Куин Элизабет» могут быть развернуты 24 F-35, но обычное развертывание, скорее всего, потребует использования 12 самолетов. [40]

В январе 2019 года было объявлено о начальной эксплуатационной готовности британского F-35B. [41] при этом 18 F-35B были совместно поставлены в Великобританию. [42] По состоянию на декабрь 2022 года в Великобритании эксплуатировалось 26 самолетов, базировавшихся на авиабазе RAF Marham . Эти самолеты регулярно использовались для боевых действий на класса «Куин Элизабет» . авианосцах [43] [44] [45] Еще три F-35 остались в США для испытаний и оценки.

В то время как к марту 2024 года на вооружении Великобритании находилось 33 самолета F-35B (в том числе 3 или 4 базировавшихся в США), [46] Бывший министр обороны Великобритании Бен Уоллес сообщил, что ВВС Великобритании и Королевский флот столкнулись с серьезной проблемой в обеспечении даже существующего скромного парка F-35B квалифицированными пилотами. По состоянию на конец 2022 года на F-35 имелось всего 30 квалифицированных британских пилотов (плюс три пилота по обмену из США и Австралии). Среднее время ожидания пилотов-стажеров RAF Typhoon и F-35 после прохождения системы военной летной подготовки составляло примерно 11 и 12 месяцев соответственно. Между завершением базовой летной подготовки и началом продвинутой подготовки на скоростных реактивных самолетах существовал еще 68-недельный разрыв. Возникшая в результате нехватка пилотов стала фактором, задержавшим возможность своевременно подготовить первую эскадрилью авиации флота (809-ю эскадрилью). [47] В феврале 2023 года начальник штаба авиации главный маршал авиации сэр Майк Вигстон сообщил, что число пилотов F-35 выросло до 34 британских пилотов, и еще 7 должны завершить обучение к августу 2023 года. [48]

Обучение

[ редактировать ]
Grob Tutor T1, используемый для оценки пилотных проектов.
Турбовинтовой самолет Grob Prefect T1, используемый для начальной летной подготовки.

В целях обучения ФАУ эксплуатирует четыре типа самолетов с неподвижным крылом: Оценка пилотов проводится с использованием Grob Tutor T1. Затем элементарная летная подготовка проводится на Grob Prefect T1 . Оттуда пилоты перенаправляются либо в Rotary, либо в Fast-Jet.

Beechcraft Avenger T1, используемый для обучения наблюдателей.

Оценка и обучение наблюдателей осуществляется с использованием четырех Beechcraft Avenger T1. [49] прежде чем наблюдатели присоединятся к своим передовым самолетам.

Роторный

[ редактировать ]

Сегодня самой большой секцией ФАУ является секция винтокрыла. Пилоты, назначенные для обслуживания винтокрылов, проходят обучение в школе № 1 авиабазы летной ​​Королевских ВВС Шобери . [50] Школа представляет собой организацию трех служб, состоящую из гражданских и военных инструкторов (включая военно-морских инструкторов и военно-морскую авиационную эскадрилью), которые проводят учащихся от базовых полетов до более продвинутых полетов, таких как полет по приборам, навигация, формирование и капитанство.

Его авиаторы управляют одним из четырех типов вертолетов:

Коммандос Мерлин

[ редактировать ]
Merlin HC3 вертолетных сил коммандос.

HC4/4A AW101 Merlin (по прозвищу «Junglie Merlin») служит средним подъемником и транспортером войск для поддержки Королевской морской пехоты . ФАУ получило флот Merlin HC3/HC3A от ВВС Великобритании, заменив Commando Sea King в сентябре 2014 года. Они были маринованы и заменены на HC4/HC4A в рамках программы жизнеобеспечения Merlin (MLSP), контракт с которой был заключен в декабре 2013 года. . [51]

Коммандос Уайлдкэт AH1

[ редактировать ]
Разведывательный вертолет Wildcat AH1 Battlefield (BRH), используемый 847 NAS .

AW159 Wildcat : BRH (разведывательный вертолет поля боя) заменяет Westland Lynx в качестве разведывательного вертолета поля боя ФАУ. Вместе с коммандос «Мерлин» эти эскадрильи действуют в составе Вертолетных сил коммандос , которые обеспечивают десантную поддержку 3-й бригады коммандос Королевской морской пехоты.

Дикая кошка HMA2

[ редактировать ]
Wildcat HMA2 из 700(W) NAS проводит испытания у HMS Monmouth.

Wildcat HMA2 стал стандартным малым корабельным вертолетом ФАУ: в 2017 году 28 Wildcat заменили Lynx HMA8. 28 вертолетов AW159 Wildcat HMA2 выполняют ряд функций, включая борьбу с надводными и подводными лодками, а также наблюдение с воздуха.

Мерлин HM2

[ редактировать ]
Самолет Merlin HM2 из 824 NAS.

Merlin . HM2 («Серый Мерлин») — основной противолодочный вертолет ФАУ, пришедший на смену Sea King HAS6 В настоящее время он используется на различных кораблях Королевского флота. [52]

Merlin HM2 также включает в себя вариант воздушного дальнего обнаружения и наблюдения (AEW), известный как Crowsnest, который заменил вариант ASaC7 Sea King . Первый испытательный полет Merlin HM2 с Crowsnest был завершен в апреле 2019 года. [53] Однако первоначальная работоспособность системы была значительно задержана. Хотя Crowsnest был развернут в составе британской авианосной ударной группы в 2021 году, он столкнулся с оперативными проблемами и, наконец, достиг начальной боевой готовности в июле 2023 года. Полная боевая готовность ожидается в 2024/25 году. Хотя все «Мерлины» Королевского флота будут оборудованы для работы в Crowsnest, приобретаются только десять комплектов для этой системы. Сообщается, что первоначально пять «Мерлинов» будут оснащены Crowsnest, три из них обычно будут закреплены за авианосцем «высокой готовности». [54] Проблемы, связанные с программой Crowsnest, побудили Королевский флот искать замену своей вертолетной платформы ДРЛО новым БПЛА с неподвижным крылом в рамках проекта Vixen к 2030 году. [55]

Беспилотный

[ редактировать ]

По состоянию на 2020 год Королевский флот эксплуатирует AeroVironment Puma AE . [56]

Для ВВС флота разрабатывается ряд беспилотных систем, включая винтокрылый БПЛА Peregrine , который планируется ввести в эксплуатацию в середине 2024 года. [57] Другие БПЛА с неподвижным крылом, которые могут потенциально эксплуатироваться на авианосцах класса «Куин Элизабет» , находятся на стадии разработки концепции или планирования в рамках программы, известной как Project Vixen . [58]

Эскадрильи и полеты

[ редактировать ]

Летная эскадрилья авиации флота официально называется военно-морской авиационной эскадрильей (NAS). [59] название, используемое как суффикс к номеру эскадрильи. ФАУ присваивает номера в диапазоне 700–799 учебным и оперативным переоборудованным эскадрильям, а номера в диапазоне 800–899 — оперативным эскадрильям. Исключения из 700–799 включают в себя эскадрильи оперативного переоборудования, которые также имеют ту или иную форму оперативных обязательств, и тогда они называются 800–899. Во время Второй мировой войны полигоны 1700 и 1800 также использовались для оперативных эскадрилий.

Действующие эскадрильи ФАУ [59]
Единица Тип Самолет База Роль Примечания
Летающие эскадрильи
700X военно-морская авиационная эскадрилья БПЛА АэроВиронмент Пума AE [60] РНКС Калдроуз Полеты на кораблях телепилотируемой авиационной системы [61] Обеспечивает функции штаб-квартиры для полетов Puma AE и служит в качестве оценочного подразделения для любых будущих систем БПЛА, выбранных Королевским флотом.
Блок будущих испытаний RPAS [61]
703-я военно-морская авиационная эскадрилья Самолет Гроб Префект Королевские ВВС Баркстон Хит Начальная летная подготовка Часть Объединенной начальной летной школы подготовки (JEFTS).
705-я военно-морская авиационная эскадрилья Роторный Еврокоптер Юнона HT1 Королевские ВВС Шобери Базовая и продвинутая подготовка по работе с многомоторными вертолетами Часть 2-го морского авиакрыла (в пределах 1 FTS ) вместе с 660-й эскадрильей AAC и 202-й эскадрильей RAF.
727-я военно-морская авиационная эскадрилья Самолет Grob Tutor T1 RNAS Йовилтон Квалификация пилота и опыт полета / начальная летная подготовка [62]
744-я морская авиационная эскадрилья Роторный Мерлин HM2 Краузнест МО Боскомб Даун Эксплуатационные испытания и оценка [63] Трехсервисный блок
Ранее - Эскадрилья испытаний и оценки систем миссий и вооружения RAF. [64]
Чинук HC5/HC6
750-я морская авиационная эскадрилья Самолет Бичкрафт Мститель Т1 РНКС Калдроуз Оценка и обучение наблюдателей
809-я военно-морская авиационная эскадрилья Самолет F-35Б Молния РАФ Мархам Забастовка перевозчика Часть объединенных Lightning Force под командованием авиации Королевских ВВС.
814-я военно-морская авиационная эскадрилья Роторный Мерлин HM2 РНКС Калдроуз Противолодочная борьба (полеты малых кораблей) Слияние с 829 NAS в 2018 г. [65]
815-я военно-морская авиационная эскадрилья Роторный Дикая кошка HMA2 [66] [67] [68] RNAS Йовилтон Атака/ПЛО (полеты малых кораблей)
820-я военно-морская авиационная эскадрилья Роторный Мерлин HM2 РНКС Калдроуз Противолодочная борьба (авианосная группа) Прикреплен к HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales . авиагруппам [69]
В апреле 2020 года произошло слияние с 849 NAS . [70] [71]
Мерлин HM2 Краузнест [72] [73] Воздушное наблюдение
824-я военно-морская авиационная эскадрилья Роторный Мерлин HM2 РНКС Калдроуз Конверсионное обучение (Merlin ASW) Будет нести ответственность за все обучение переоборудованию Merlin HM2. [73]
Конверсионный тренинг (Мерлин Крауснест)
825-я военно-морская авиационная эскадрилья Роторный Дикая кошка HMA2 RNAS Йовилтон Конверсионное обучение (Wildcat) Образована в результате слияния 700W NAS и 702 NAS в августе 2014 г. [66]
845-я военно-морская авиационная эскадрилья Роторный Мерлин HC4/HC4A RNAS Йовилтон Очень высокая готовность Средний подъем Часть швейцарских франков
846-я военно-морская авиационная эскадрилья Роторный Мерлин HC4 RNAS Йовилтон Чрезвычайно высокая готовность Средний подъем
Обучение конверсии (Мерлин Коммандос)
847-я военно-морская авиационная эскадрилья Роторный Уайлдкэт AH1 [74] RNAS Йовилтон Разведка и поддержка поля боя
Нелетные эскадрильи
1700-я военно-морская авиационная эскадрилья Роторные и неподвижные крылья РНКС Калдроуз Работа в кабине экипажа, материально-техническое обеспечение и питание, эксплуатация, инженерная поддержка и даже медицинская помощь. Техническая поддержка
Ранее Силы поддержки морской авиации (MASF)
1710-я военно-морская авиационная эскадрилья Роторные и неподвижные крылья HMNB Портсмут Специализированный ремонт, модификация и научная поддержка самолетов Техническая поддержка

Дополнительным летным подразделением Королевского флота является подразделение поддержки вертолетов FOST, базирующееся на авиабазе HMS Raleigh в Корнуолле. Это подразделение не является частью ВВС флота, а находится непосредственно под контролем Управления оперативной морской подготовки флота , которым управляет компания British International Helicopters (BIH). [75] БиГ также поддерживает различные учения Королевского флота и НАТО, предоставляя услуги по перевалке пассажиров и грузов, а также перевозки с помощью подъемников для кораблей, проводящих учения как в Атлантике, так и в Северном море.

Королевский военно-морской флот разделяет как оперативные, так и учебные обязанности по использованию Lightning II с RAF под знаменем организации под названием Lightning Force , которая будет действовать таким же образом, как и Joint Force Harrier . [76]

До марта 2019 года авиация флота отвечала за исторический полет Королевского военно-морского флота , историческое подразделение летных самолетов, представляющее историю авиации Королевского флота. Historic Flight был расформирован 31 марта 2019 года, а ответственность за техническое обслуживание и эксплуатацию самолета была передана Navy Wings, благотворительной организации, которая также управляет фондом Fly Navy Heritage Trust. [77]

Известные участники

[ редактировать ]
Вице-адмирал Ричард Белл Дэвис , первый военно-морской авиатор, получивший звание VC , и первый военно-морской летчик авиации флота, достигший флагманского звания.

Около 64 военно-морских пилотов и девять наблюдателей достигли флагманского звания Королевского флота , а четыре пилота Королевской морской пехоты получили генеральское звание Королевской морской пехоты. Четверо из этих адмиралов с пилотскими «крыльями» были офицерами авиатехники ( летчиками-испытателями ), а двое — офицерами снабжения ; двое из неисполнительных офицеров достигли четырехзвездочного звания: снабжения адмирал офицер сэр Брайан Браун (1934–) и королевский морской пехотинец генерал сэр Питер Уайтли (1920–2016).

  • По крайней мере, 21 военно-морской авиаинженер (AEO) достиг флагового звания (включая четырех летчиков-испытателей (см. Выше)).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Военные самолеты: письменный вопрос - 225369 (Палата общин Hansard). Архивировано 26 августа 2016 г. в Wayback Machine , Парламент Соединенного Королевства, март 2015 г.
  2. ^ «ROYAL NAVY ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ДРОНОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДЛЯ БУДУЩИХ ОПЕРАЦИЙ» . Королевский флот . 31 июля 2020 г. Проверено 20 октября 2020 г.
  3. ^ «№63151» . Лондонская газета (Приложение). 20 октября 2020 г. с. 17730.
  4. ^ «ЭКСПЕРТЫ ВМФ ДРОНЫ 700X NAS ГОТОВЫ К РАЗВЕРТЫВАНИЮ НА ВОЕННЫХ КОРАБЛЯХ» .
  5. ^ «705-я военно-морская авиационная эскадрилья | Королевский флот» . royalnavy.mod.uk .
  6. ^ Перри, Доминик. «ФОТО: Вертолеты «Юнона» и «Юпитер» прибывают в ВВС Великобритании в Шобери» . Флайтглобал .
  7. ^ «НАДВЕРНЫЙ ФЛОТ КОРОЛЕВСКОГО Флота» (PDF) . royalnavy.mod.uk . МОД Великобритании. Архивировано (PDF) из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 5 августа 2018 г.
  8. ^ «Самолеты | Королевский флот» .
  9. ^ «История морской авиации и возникновение авиации флота» . Fleetairarmarchive.net . Архивировано из оригинала 19 мая 2015 года . Проверено 8 июня 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  10. ^ «Подготовка морских офицеров в Истчерче» . Полет . III (124): 420. 13 мая 1911 г. Архивировано из оригинала 25 мая 2015 г. Проверено 8 июня 2015 г.
  11. ^ Роскилл 1969 , с. 156.
  12. ^ Брэдбир 2014 .
  13. ^ Бойн 2003 , с. 70.
  14. ^ «Между мировыми войнами: Авиация флота» . Море вашей истории . Архивировано из оригинала 2 апреля 2016 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  15. ^ «История Ассоциации офицеров авиации флота, FAAOA» . www.fleetairarmoa.org . Архивировано из оригинала 18 апреля 2012 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  16. ^ «Эскадрильи авиации флота принимают участие в битве за Британию под командованием истребительной авиации Королевских ВВС» . Архив авиации ВМФ 1939–1945 гг . Архивировано из оригинала 25 июня 2015 года . Проверено 8 июня 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  17. ^ Мэннинг, с. 149
  18. ^ «ВВС мира 1989» . Международный рейс : 61–62. 29 ноября 1989 года. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
  19. ^ «Морской ударный полк» . royalnavy.mod.uk . Королевский флот . Архивировано из оригинала 24 мая 2010 года . Проверено 25 июня 2010 г.
  20. ^ «Стратегия национальной безопасности и обзор стратегической обороны и безопасности на 2015 год» (PDF) . Правительство Соединенного Королевства. Ноябрь 2015 г. Архивировано (PDF) из оригинала 25 октября 2016 г. Проверено 14 сентября 2016 г. Два новых авианосца класса «Куин Элизабет» — самые большие военные корабли, когда-либо построенные для Королевского флота. Они поступят на вооружение в 2018 году, что изменит способность Королевского флота распространять свое влияние за рубежом. (стр. 30)
  21. ^ Дженнингс, Гарт (4 ноября 2015 г.). «Великобритания подписывает контракт на увеличение количества боевых F-35B» . Janes.com . Еженедельник защиты Джейн IHS. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года. 14 сентября 2016 года.
  22. ^ «809-МОРСКАЯ АВИАЦИОННАЯ Эскадрилья» . royalnavy.mod.uk . Королевский флот. Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г. 809-я военно-морская авиационная эскадрилья (NAS) была возрождена как первое формирование Королевского военно-морского флота, летающее на британских истребителях Lightning II Joint Strike Fighter.
  23. ^ Дорогая, с. 224
  24. ^ «Ежемесячный отчет о ситуации Королевского флота» (PDF) . 1 декабря 2013 г. Архивировано (PDF) из оригинала 2 февраля 2014 г. . Проверено 9 февраля 2014 г. См. таблицу 4a на стр. 18 и таблицу 4b на стр. 20.
  25. ^ «Все изменения в высшем авиационном подразделении флота» .
  26. ^ в 14:35 (23 декабря 2019 г.). «Королевский флот сократит штат старшего персонала» . Сеть Сил . Проверено 8 января 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  27. ^ «Видеостраница ВВС флота: «Однажды WAFU, всегда WAFU» » . Отделение Королевской военно-морской ассоциации в Рексхэме . Проверено 29 августа 2020 г. .
  28. ^ Хинд, Боб. «Летчики Королевского флота приземляются на палубу почтовых марок» . Новости (Портсмут) . Проверено 29 августа 2020 г. .
  29. ^ Джолли, Рик (25 января 2018 г.). Jackspeak: Руководство по сленгу и использованию британского военно-морского флота . Издательство Блумсбери. ISBN  978-1472834140 . Проверено 29 августа 2020 г. .
  30. ^ Адлам, Хэнк. (2009). На летной палубе и за ее пределами: размышления летчика-истребителя ВМФ во время Второй мировой войны . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN  978-1-84884-195-6 . OCLC   428778144 .
  31. ^ «Королевский летный корпус – люди» . airhistory.org.uk . Проверено 30 апреля 2020 г.
  32. ^ «Кей Холст» . kaycanvas.com . Проверено 30 апреля 2020 г.
  33. ^ «Королевский флот BR3 – Правила формы одежды» (PDF) . п. 39Е–1.
  34. ^ «Наращивание Lightning Force – когда Великобритания получит свои самолеты F-35? | Navy Lookout» . 14 сентября 2022 г.
  35. ^ @NavyLookout (8 декабря 2023 г.). «@NavyLookout F-35 с хвостовым оперением @809NAS «Феникс из пламени» выставлен на @RAF_Marham, поскольку сегодня эскадрилья снова вступает в строй» ( Твит ) . Проверено 8 декабря 2023 г. - через Twitter .
  36. ^ «Осборн: Великобритания ускорит закупку авианосцев» . Новости Би-би-си . 22 ноября 2015 года . Проверено 22 ноября 2015 г.
  37. ^ «Стратегия национальной безопасности и обзор стратегической обороны и безопасности на 2015 год» (PDF) . Правительство Соединенного Королевства. Архивировано (PDF) из оригинала 24 ноября 2015 г. Проверено 26 ноября 2015 г.
  38. ^ «Великобритания рассматривает возможность создания в 60-х, а затем, возможно, и до 80-футовых самолетов F-35B» . 23 марта 2021 г.
  39. ^ «Самолет Ф-35» .
  40. ^ «Великобритания закупит не менее 74 самолетов F-35 | Navy Lookout» . 27 апреля 2022 г.
  41. ^ «Великобритания объявляет МОК о высадке сил F-35» . IHS Джейнс. 11 января 2019 года . Проверено 11 января 2019 г.
  42. ^ «Кей.Аэро — единственное направление для любителей авиации» .
  43. ^ «Британский самолет F-35 упал в Средиземное море» . TheGuardian.com . 17 ноября 2021 г.
  44. ^ «В Великобританию доставлено еще больше самолетов F-35» . 4 ноября 2021 г.
  45. ^ «Еще пять истребителей F-35 приземляются в ВВС Великобритании в Мархаме» . 4 августа 2018 г.
  46. ^ Эллисон, Джордж (17 марта 2024 г.). «Британия принимает новые самолеты-невидимки F-35» . Британский оборонный журнал .
  47. ^ «Британские военные пилоты тренируются в подвешенном состоянии для осажденных британских ВВС» . 7 ноября 2022 г.
  48. ^ «Устные показания: Работа начальника штаба авиации ВК 1108» . 1 февраля 2023 г.
  49. ^ Парсонс, Гэри (29 сентября 2009 г.). «Королевский флот представляет новый King Air» . ключ.аэро . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  50. ^ «Переименование DHFS в FTS № 1 – Шропширская звезда» . 29 февраля 2020 г.
  51. ^ «DE&S поставляет Merlin Mk4» . Оборонное оборудование и поддержка. 24 мая 2018 г.
  52. ^ «Мерлин Мк 2 | Королевский флот» .
  53. ^ Вавассер, Ксавье (11 апреля 2019 г.). «Первый полет вертолета ДРЛО Merlin Crowsnest Королевского военно-морского флота» . Военно-морские новости .
  54. ^ «Система воздушного наблюдения и управления Crowsnest должна выйти на начальную эксплуатационную готовность в 2023 году | Navy Lookout» . 19 декабря 2022 г.
  55. ^ Эллисон, Джордж (2 апреля 2021 г.). «Королевский флот рассматривает палубный беспилотник для ДРЛО» . Британский оборонный журнал . Проверено 7 апреля 2021 г.
  56. ^ «Эксперты ВМФ по дронам 700X NAS готовы к использованию на военных кораблях» .
  57. ^ «Вращающийся БПЛА Peregrine поступит на вооружение Королевского флота» . Наблюдательная станция ВМФ . 10 февраля 2023 г.
  58. ^ «Королевский флот имеет амбициозные планы относительно своих будущих сил морской авиации» . Наблюдательная станция ВМФ . 2 июня 2023 г.
  59. ^ Перейти обратно: а б «Эскадрильи морской авиации» . royalnavy.mod.uk . Архивировано из оригинала 27 июля 2009 года . Проверено 6 августа 2009 г.
  60. ^ «Navy's Drone Experts 700X NAS готов к использованию на военных кораблях» . Королевский флот . 17 августа 2020 г. Проверено 17 августа 2020 г. .
  61. ^ Перейти обратно: а б «Люди Икс поднимаются в небо Корнуолла» . Королевский флот . 25 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 28 ноября 2014 года . Проверено 25 ноября 2014 г.
  62. ^ «727 NAS берет на себя дополнительную учебную роль, чтобы подготовить почву для истребителей-невидимок Lightning II» . Новости ВМФ . Архивировано из оригинала 19 января 2017 года . Проверено 18 января 2017 г.
  63. ^ Королевский флот (14 ноября 2018 г.). «Через 60 лет военно-морская эскадра переформируется для испытаний новейшего вооружения» . Королевский флот. Архивировано из оригинала 15 ноября 2018 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
  64. ^ Ассоциация авиации флота (19 октября 2018 г.). «Ввод в эксплуатацию 744 НАН» . Ассоциация авиации флота. Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
  65. ^ Рикс, Ребекка (28 марта 2018 г.). «Охота на подводные лодки 829-й морской авиационной эскадрильи выведена из строя» . Новости Сил . БФБС. Архивировано из оригинала 30 марта 2018 года . Проверено 30 марта 2018 г.
  66. ^ Перейти обратно: а б «Эволюция Lynx Wildcat» . Королевский флот . 23 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2014 г. . Проверено 17 июня 2014 г.
  67. ^ «Йовилтон сейчас в полном восторге, так как доставлен последний новый вертолет» . Новости ВМФ . 26 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2016 г. Проверено 30 октября 2016 г.
  68. ^ «Флот Royal Navy Lynx HMA8 выводится из эксплуатации» . Флайтглобал . 17 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 17 марта 2017 года . Проверено 17 марта 2017 г.
  69. ^ «Молодой пилот вошёл в историю, высадившись на палубу HMS Queen Elizabeth – Royal Navy» . royalnavy.mod.uk . Архивировано из оригинала 6 июля 2017 года.
  70. ^ «820 NAS названы чемпионами по безопасности морской авиации» . Королевский флот . 14 июля 2020 г. Проверено 24 июля 2020 г.
  71. ^ «849 НАН» (PDF) . Министерство обороны. 6 августа 2020 г. FOI2020/08297 . Проверено 6 августа 2020 г. - через WhatDo TheyKnow.
  72. ^ «SKASaC делает последний поклон перед выходом на пенсию» . Джейн 360 . Джейн. 21 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2018 г. Проверено 12 октября 2018 г.
  73. ^ Перейти обратно: а б «Мерлины» получат 269 миллионов фунтов стерлингов за то, чтобы превратить их в «летающие глаза» ВМФ » . Новости ВМФ . 16 января 2017 года. Архивировано из оригинала 30 марта 2018 года . Проверено 30 марта 2018 г.
  74. ^ «847-я военно-морская авиационная эскадрилья - Королевский флот» . мод.uk. Архивировано из оригинала 13 июня 2015 года . Проверено 8 июня 2015 г.
  75. ^ «British International Helicopters – Подряд Королевского флота» .
  76. ^ Норрис, Гай (10 февраля 2015 г.). «Британская «Lightning Force» противостоит операциям F-35B на авиабазе Эдвардс» . Аэрокосмическая газета . Архивировано из оригинала 19 декабря 2016 года . Проверено 12 октября 2018 г.
  77. ^ «Исторический полет Королевского флота прекращается через 50 лет» . Военно-морские крылья . 29 марта 2019 года . Проверено 25 апреля 2019 г.
  78. ^ «Контр-адмирал Чико Робертс» . «Дейли телеграф» . Лондон. 5 сентября 2011 г. ISSN   0307-1235 . ОСЛК   49632006 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2012 года . Проверено 22 марта 2013 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Бойн, Уолтер Дж. (2003). Влияние авиации на историю . Пеликан Паблишинг. ISBN  9781455606337 .
  • Брэдбир, Томас Г. (2014). Битва за господство в воздухе над Соммой: 1 июня — 30 ноября 1916 г. Издательство Pickle Partners. ISBN  9781782896036 .
  • Дорогая, Кев (2009). Война авианосцев флота: история британской военно-морской авиации . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN  978-1-84415-903-1 .
  • Хакетт, Джеймс, изд. (3 февраля 2010 г.). Военный баланс 2010 . Лондон: Рутледж для Международного института стратегических исследований . ISBN  978-1-85743-557-3 .
  • Мэннинг, Чарльз, изд. (2000). Летающий флот: вид из кабины 1945–2000 гг . Барнсли: Лео Купер. ISBN  085052-732-5 .
  • Роскилл, Стивен Вентворт (1969). Документы, относящиеся к военно-морской авиации: 1908–1918 гг . Том. I. Лондон: Общество военно-морских рекордов.
  • Стертивант, Рэй; Балланс, Тео (1994). Эскадрильи авиации флота . Кент, Великобритания: Air Britain. ISBN  0-85130-223-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84698b179e7bfc903a94da5cbfc427c7__1718802420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/c7/84698b179e7bfc903a94da5cbfc427c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fleet Air Arm - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)