Операция Вольфрам
Операция Вольфрам | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
![]() Член экипажа авиации флота пишет мелом сообщение на 1600-фунтовой бомбе, которую несет корабль Fairey Barracuda с HMS Furious. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
40 пикирующих бомбардировщиков 80 бойцов |
1 линкор Зенитные батареи и корабли | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
9 погибших 4 самолета потеряно |
123 погибших, 329 раненых Повреждены 1 линкор и 5 других судов. |
Операция «Вольфрам» времен Второй мировой войны — воздушный налет Королевского флота , целью которого был немецкий линкор «Тирпиц» . Целью операции было повредить или уничтожить «Тирпиц» на ее базе в Каафьорде на крайнем севере Норвегии, прежде чем он сможет снова войти в полную боевую готовность после периода ремонта.
Решение британцев нанести удар по Каафьорду было мотивировано опасениями, что линкор после возвращения в строй нападет на стратегически важные конвои , перевозящие грузы в Советский Союз. Устранение угрозы, исходящей от «Тирпица», также позволило бы союзникам передислоцировать крупные корабли , которые пришлось удерживать в Северном море, чтобы противостоять ей. После четырех месяцев обучения и подготовки британский флот метрополии отплыл 30 марта 1944 года, а самолеты, запущенные с пяти авианосцев, 3 апреля нанесли удар по Каафьорду. Рейд оказался внезапным, и британские самолеты не встретили большого сопротивления. В линкор попало пятнадцать бомб, а обстрелы истребителей нанесли тяжелые потери его артиллерийским расчетам. В ходе операции были потеряны четыре британских самолета и девять летчиков.
Ущерба, нанесенного во время атаки, было недостаточно, чтобы потопить или вывести из строя «Тирпиц» , но он получил значительные повреждения надстройки и небронированных участков, при этом 122 члена ее экипажа погибли и 316 были ранены. Немецкая Кригсмарине приняла решение отремонтировать линкор, и к середине июля работы были завершены. В период с апреля по август 1944 года британцы провели дальнейшие авианосные рейды на Тирпиц в надежде продлить период его простоя, но ни один из них не увенчался успехом. «Тирпиц» был выведен из строя, а затем потоплен тяжелыми бомбардировщиками Королевских ВВС В конце 1944 года .
Фон
[ редактировать ]Угроза, исходящая от Тирпица, оказала важное влияние на британскую военно-морскую стратегию во время Второй мировой войны. Он был введен в строй в феврале 1941 года и в конце того же года завершил обучение экипажа. Примерно в то же время немецкое командование приняло решение разместить линкор в Норвегии; это развертывание было предназначено для предотвращения вторжения союзников в Норвегию, которого опасались, и для угрозы конвоям, которые регулярно следовали через Арктическое море в Советский Союз. [ 1 ] Эти конвои перевозили большое количество военной техники из портов Великобритании и Исландии и часто подвергались атакам немецких военно-воздушных и военно-морских подразделений, дислоцированных в Норвегии. [ 2 ] «Тирпиц» прибыл в Норвегию в январе 1942 года и действовал с якорных стоянок, расположенных во фьордах. [ 3 ] Пока он находился в рабочем состоянии, союзникам приходилось держать мощные силы военных кораблей в составе Британского флота метрополии, чтобы защититься от возможности вылазки против арктических конвоев, а крупные корабли сопровождали большинство конвоев на пути в Советский Союз. [ 4 ] [ 5 ]
Британцы несколько раз атаковали Тирпиц в 1942 и 1943 годах . линкор вышел на перехват конвоя PQ 12, Когда 6 марта 1942 года HMS Victorious , входивший в состав эскорта конвоя, попытался атаковать его с помощью торпедоносцев . Эти самолеты выпустили по линкору двадцать торпед, но все промахнулись. [ 6 ] [ 7 ] Несколько раз в 1942 и 1943 годах бомбардировщики Королевских ВВС и Советских ВВС пытались нанести удар по Тирпицу на стоянке. безуспешно [ 6 ] 23 сентября 1943 года двум британским сверхмалым подводным лодкам класса X удалось прорвать оборону вокруг линкора на его главной стоянке в Каафьорде на севере Норвегии во время операции «Источник» и заложить заряды взрывчатого вещества в воду под ним. серьезный ущерб Эта атака нанесла «Тирпицу» , выведя его из строя на шесть месяцев. [ 8 ]
Ремонт « Тирпица» проводился с использованием подручных средств в Каафьорде, поскольку попытка переправить поврежденный военный корабль в Германию считалась слишком рискованной. Вместо этого во фьорд из немецких портов было доставлено оборудование и рабочие бригады. [ 9 ] В ночь с 10 на 11 февраля 1944 года 15 советских самолетов атаковали линкор, но повреждений не причинили. [ 10 ] К 17 марта ремонт вооружения, механизмов и корпуса « Тирпица » был завершен, но несколько мелких ремонтных работ остались невыполненными. [ 11 ] В период ремонта корабля « Шарнхорст» , единственный оставшийся в рабочем состоянии немецкий линкор, был потоплен 26 декабря во время битвы у Нордкапа . [ 12 ] После этого боя Королевский флот прекратил использовать линкоры для прикрытия конвоев, направлявшихся в Советский Союз и обратно. [ 13 ] К этому этапу войны союзники также располагали большим количеством противолодочных и зенитных кораблей сопровождения и могли выделить сильные силы для защиты всех арктических конвоев. Немецким подводным лодкам, действовавшим в Норвежском море, редко удавалось уклониться от сопровождения конвоев, и лишь немногие торговые суда пострадали от нападения противника. [ 14 ]
Британское правительство и Королевский флот были обеспокоены угрозой, которую представлял «Тирпиц» , когда он снова поступит на службу. Разведка союзников отслеживала ход работ на линкоре, используя расшифрованные немецкие радиосигналы, фоторазведывательные полеты и свидетельства очевидцев агентов в Норвегии. [ 15 ] Были опасения, что после завершения ремонта линкор может совершить боевой вылет и атаковать конвои в Норвежском море или Атлантическом океане. Необходимость защиты от такой возможности также потребует военных кораблей, необходимых для поддержки запланированного вторжения во Францию . [ 16 ] В результате в конце 1943 года было решено предпринять дальнейшие попытки потопить линкор. [ 17 ]
Несмотря на опасения союзников, Тирпиц представлял лишь ограниченную опасность для судоходства союзников. С конца 1943 года линкор не мог выйти в море для обучения экипажа из-за угрозы нападения союзников и нехватки топлива. Эта нехватка также означала, что немцы не могли перемещать линкор между стоянками, что затрудняло его обнаружение и атаку. [ 18 ]
Препараты
[ редактировать ]
Возможности атаки Тирпица у Каафьорда были ограничены. Еще один рейд с подводной лодки был сочтен нецелесообразным, поскольку разведданные, собранные на основе перехваченных радиопередач, и полевые агенты указали, что подводная защита линкора была улучшена и в регионе было совершено больше воздушных разведывательных патрулей. [ 11 ] Королевских ВВС Командующий бомбардировочным командованием главный маршал авиации сэр Артур Харрис также отказался предпринять попытку налета тяжелых бомбардировщиков на Тирпиц на том основании, что район Каафьорда находится за пределами эффективной дальности действия этих самолетов и орудия линкора могут привести к тяжелым потерям. . [ 16 ] После того как эти два варианта были исключены, задачу возложили на авианосцы Флота Метрополии. [ 11 ] В это время были готовы крупные авианосцы HMS Furious и Victorious, а также четыре меньших эскортных авианосца . [ 19 ] [ 20 ]
Планирование рейда на Каафьорд началось в декабре 1943 года. Вице-адмирал Брюс Фрейзер , командующий Флотом Метрополии, не был оптимистичен в отношении перспектив успеха, и его пришлось уговаривать провести операцию Первым морским лордом сэром Эндрю Каннингемом . [ 21 ] Фрейзер возложил на своего заместителя, вице-адмирала сэра Генри Мура , ответственность за планирование и руководство рейдом. [ 19 ] [ 21 ] в сотрудничестве с руководителем авиакрыла флота капитан-лейтенантом Роем Сидни Бейкер-Фолкнером . [ нужна ссылка ] Первоначально операция носила название «Операция «Прорывной», но позже была переименована в «Операция Вольфрам». Первоначально атака была запланирована на середину марта 1944 года, незадолго до того, как разведка союзников полагала, что «Тирпиц» вступит в строй. [ 19 ] Однако его запуск был отложен на две недели, пока Victorious был оснащен новыми радарами. [ 22 ] Британцы рассматривали возможность отмены операции «Вольфрам» в феврале, поскольку «Победоносец» также был необходим в Индийском океане, чтобы противостоять наращиванию японских военных кораблей в Сингапуре. Чтобы атака могла продолжиться, военный корабль США ВМС США согласились временно передать « Саратога , » Восточному флоту чтобы «Викториус» мог оставаться в Северном море. [ 23 ]
Планы рейда были сосредоточены на двух бомбардировках с пикирования самолетов Fleet Air Arm Fairey Barracuda . Возглавляет забастовку Рой Сидней Бейкер-Фолкнер . В каждой атаке должна была участвовать 21 «Барракуда» в сопровождении 40 истребителей; Vought F4U Corsair, летевшие с борта Victorious, должны были обеспечивать защиту от немецких самолетов, в то время как Grumman F4F Wildcat и F6F Hellcats, действовавшие с Furious , а эскортные авианосцы HMS Emperor , Pursuer и Searcher должны были обстреливать зенитные батареи возле Тирпица , а также сам линкор. Дальнейшие самолеты, летающие с Furious , и эскортный авианосец HMS Fencer защитят флот от атак немецких самолетов или подводных лодок. [ 24 ] Хотя авианосная авиация ранее не имела бомбы, способной пробить толстую палубную броню линкора, была надежда, что недавно разработанная бронебойная бомба массой 1600 фунтов (730 кг) сможет пробить хотя бы первый слой Тирпица « брони ». если они были сброшены с высоты 3500 футов (1100 м) или выше. Ожидалось, что повреждения, нанесенные такими попаданиями, выведут линкор из строя. Девять «Барракуд» должны были быть вооружены 1600-фунтовыми бомбами, а еще 22 должны были нести по три 500-фунтовые полубронебойные бомбы, которые были способны пробить легкозащищенные верхние палубы корабля при падении с высоты более 2000 футов ( 610 м). Остальные десять самолетов будут вооружены 500- и 600-фунтовыми универсальными бомбами, а также противолодочными бомбами, предназначенными для нанесения ущерба экипажу линкора и нанесения подводных повреждений в случае взрыва в воде возле его корпуса. [ 22 ] Самолеты с фугасными бомбами должны были начать бомбардировку Тирпица с пикирования , поскольку предполагалось, что это оружие выведет из строя хотя бы часть зенитных орудий линкора до начала основной атаки. [ 19 ]

Подразделения авиации флота, выбранные для операции «Вольфрам», с февраля 1944 года проводили интенсивную подготовку под командованием Роя Сиднея Бейкера-Фолкнера с его очень опытной 827-й морской авиационной эскадрильей и 830-й морской авиационной эскадрильей . Большая часть летчиков 2-го крыла 829 NAS и 831 NAS были неопытны, и капитан «Викториуса» подсчитал, что 85 процентов экипажей, посаженных на его корабль, ранее не работали в море. [ 25 ] Программа обучения была сосредоточена на озере Лох-Эрибол на севере Шотландии, которое, как и Каафьорд, было окружено крутыми холмами. Вылетая с авиабазы RNAS Hatston на Оркнейских островах, экипажи практиковались в маневрировании на этой местности, чтобы ознакомиться с тактикой, необходимой для уклонения от немецких зенитных орудий и успешной атаки на Тирпиц . [ 21 ] Королевский флот использовал разведданные об обороне Каафьорда, чтобы максимально приблизить полигон учений к условиям вокруг Тирпица , а экипажи были подробно проинформированы о расположении немецких позиций. [ 26 ] На острове в центре озера также была выделена территория размером с линкор, которая неоднократно подвергалась бомбардировкам. [ 27 ]
Пока шли эти приготовления, союзники продолжали следить за Тирпицем . В конце февраля эскортный авианосец HMS Chaser перевез фотоаналитиков и наземную команду отряда фоторазведки Королевских ВВС на аэродром Ваенга на севере России. к этому персоналу присоединились три Supermarine Spitfire, приспособленные для фоторазведки, и один Consolidated PBY Catalina В марте . «Спитфайры» совершали регулярные вылеты над Каафьордом и 12 и 13 марта сделали очень подробные фотографии Тирпица и близлежащих зенитных батарей; после разработки «Каталина» отправила эти изображения в Великобританию. Хотя немецкие войска в северной Норвегии обнаружили полеты «Спитфайров», оборона района Каафьорда не была усилена и не приведена в состояние боевой готовности. [ 28 ] 16 марта восемь британских, голландских и норвежских подводных лодок было приказано занять позиции у норвежского побережья после того, как расшифрованные немецкие радиосообщения показали, что Тирпиц , возможно, готовился покинуть Каафьорд в Германию для завершения ремонта. Еще восемь британских и голландских подводных лодок были отправлены 18 марта, но два дня спустя был сделан вывод, что «Тирпиц» не собирается выходить в море, и подводные лодки были перенаправлены на другие задачи или им было приказано вернуться в порт. [ 29 ] 21 марта британская разведка предупредила Адмиралтейство , что из-за недавнего советского наступления на Восточном фронте немцы уделяют большое внимание нарушению потока поставок в Советский Союз и могут отправить Тирпиц атаковать любые конвои, не сопровождаемые крупными кораблями. В ответ Фрейзеру было приказано обеспечить защиту линкора для следующего Арктического конвоя. [ 30 ] [ 31 ]
Окончательное решение о проведении операции «Вольфрам» было принято в середине марта на основе расшифрованного радиосообщения, в котором указывалось, что «Тирпиц» почти готов к бою и 1 апреля проведет скоростные испытания. [ 19 ] Из-за задержек операции отход ударных группировок совпал с отправкой конвоя JW 58 в Советский Союз. [ 22 ] Была надежда, что, если немецкие войска заметят британский флот, можно будет предположить, что военные корабли поддерживают конвой. [ 32 ] В рамках последней подготовки к атаке 28 марта на полигоне Лох-Эриболь была проведена полномасштабная репетиция. [ 33 ] С 1 апреля Адмиралтейство получало ежечасные сводки погоды от группы агентов норвежской секретной разведывательной службы в Альте , недалеко от Кофьорда . [ 34 ]
Противоборствующие силы
[ редактировать ]
Королевский флот собрал мощные силы для операции «Вольфрам». Главную ударную силу составляли два крыла «Барракуд»: 8-е крыло в составе 827-й и 830-й морских авиационных эскадрилий и 52-е крыло с 829-й и 831-й морскими авиационными эскадрильями . В то время как 8-е крыло обычно базировалось на борту «Форсажа» , а 52-е крыло — на борту «Викториуса» , Мур решил разместить по эскадрилье от каждого крыла на каждом авианосце, чтобы они могли стартовать одновременно и вступать в бой как сформированные подразделения. [ 27 ] В состав атакующих частей входили 163 летчика авиации флота, в том числе 28 новозеландцев, трое канадцев, два австралийца и один южноафриканец; [ 35 ] остальные были британцами. [ 36 ] [ 37 ]
Большое количество боевых кораблей, задействованных в операции, первоначально было разделено на две группы. Force One лично командовал Фрейзером на борту линкора HMS Duke of York , а также включал в себя Victorious , линкор HMS Anson (с Муром и его штабом на борту), легкий крейсер и пять эсминцев . Вторым отрядом командовал контр-адмирал Артур Ла Туш Биссет и в его состав входили «Фьюриос» , четыре эскортных авианосца, пять эсминцев и два танкера . Планировалось, что Force One первоначально будет обеспечивать поддержку конвоя JW 58, а Force Two поплывет отдельно и направится прямо к точке у побережья Норвегии, где 3 апреля к нему присоединятся Anson и Victorious и проведут рейд на следующий день. [ 32 ] [ 38 ]
Якорная стоянка « Тирпица » в Каафьорде защищалась зенитными батареями и истребительной авиацией. На момент операции «Вольфрам» на берегу рядом с линкором располагались четыре батареи тяжелых зенитных орудий и семь батарей легких орудий. также обычно пришвартовывались несколько зенитных кораблей и эсминцев Около Тирпица . [ 39 ] Сам линкор был оснащен 68 зенитными орудиями. [ 40 ] оборудование, способное создать искусственную дымовую завесу, чтобы скрыть Тирпиц от самолетов. Вокруг Каафьорда также было установлено [ 41 ] Немецкие ВВС ( Люфтваффе ) имели лишь небольшое количество истребителей, дислоцированных на базах вблизи Каафьорда, а их действия сдерживались нехваткой топлива. Британская разведка полагала, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации немецкие истребительные силы в этом районе могут быть быстро расширены. [ 18 ] [ 41 ] Люфтваффе . обычно выполняло три разведывательных полета в Арктическое море каждый день [ 41 ]
Атака
[ редактировать ]Force One покинул базу Флота метрополии в Скапа-Флоу на Оркнейских островах 30 марта, через три дня после того, как JW 58 отплыл из Лох-Эве в Шотландии. [ 25 ] Позже в тот же день группа номер два ушла отдельно. [ 32 ] В состав конвоя входило 49 торговых судов, сопровождаемых мощным отрядом из 33 боевых кораблей, в том числе двух эскортных авианосцев. [ 42 ] 30 марта немецкий самолет-разведчик обнаружил JW 58, и все подводные лодки в Норвежском море были направлены на его перехват. конвоя Немецкая авиация не совершала более широких вылетов в поисках линкора прикрытия или других кораблей союзников. В общей сложности 17 подводных лодок безуспешно атаковали JW 58 с 1 по 3 апреля; ни один из кораблей союзников не пострадал, а во время путешествия конвоя из Шотландии в Советский Союз эскорт потопил четыре подводные лодки и сбил шесть немецких самолетов. JW 58 достиг пункта назначения в Кольском заливе 6 апреля. [ 25 ] [ 43 ] Хотя несколько самолетов союзников были потеряны во время путешествия, в основном в результате летных происшествий, все корабли прибыли невредимыми. [ 44 ]

Благодаря совокупности благоприятных факторов 1 апреля Фрейзер решил перенести набег на Каафьорд на 24 часа. Расшифрованные немецкие сигналы показали, что испытания « Тирпица » были отложены до 3 апреля, и Фрейзер надеялся, что атака в этот день отвлечет линкор от его обычного хорошо защищенного причала. Более того, поскольку эскорт JW 58 действовал хорошо и не было никаких признаков того, что Тирпиц выйдет в открытое море, Фрейзер решил, что Force One больше не нуждается в поддержке транспортов. Ранней весной погодные условия также были необычайно хорошими для Норвежского моря и хорошо подходили для полетов. [ 32 ] [ 45 ] [ 46 ] После принятия решения об атаке оба танкера и два эсминца сопровождения отделились от второго отряда и направились в точку в 300 милях (480 км) к северо-западу от Каафьорда, где они остались для снабжения эсминцев, у которых заканчивалось топливо. Остальная часть второго отряда изменила курс на встречу с отрядом номер один, и это было достигнуто в 16:20 2 апреля. [ 47 ] После того, как два отряда встретились с «Дюком Йоркским» с Фрейзером на борту, два эсминца отплыли на северо-запад и заняли позицию, где они смогут перехватить «Тирпиц» в случае, если он отплывет из Каафьорда незамеченным. [ 48 ] Остальная часть Флота Метрополии направилась к месту нанесения удара. [ 49 ]
Атака была начата рано утром 3 апреля. Все летчики были разбужены вскоре после полуночи и в 1:15 ночи присутствовали на заключительном брифинге руководителя ударной группы Бейкера-Фолкнера. Самолеты, которые будут использоваться для удара, в это время были вооружены, и на всех бомбах были помечены сообщения для Тирпица мелом . Экипаж начал посадку в самолет в 4:00 утра, а взлет начался через 15 минут; в это время военные корабли находились в 120 милях (190 км) от Каафьорда. Десять «Корсаров», взятых из 1834 и эскадрилий морской авиации 1836 годов , были первыми выпущенными на воду самолетами, за ними последовал 21 «Барракуда» из 8-го крыла; 827-я эскадрилья была запущена с корабля «Викториус» , а 830-я эскадрилья покинула корабль «Ярость» . Семь «Барракуд» были вооружены 1600-фунтовой бомбой, а остальные несли несколько 500- или 600-фунтовых орудий. Как только «Барракуды» поднялись в воздух, были подняты в воздух оставшиеся истребители сопровождения — 30 «Уайлдкэтов» и «Хеллкэтов» из 800-й , 881-й и 882-й эскадрилий морской авиации . Все самолеты первой волны были успешно отправлены, и формирование отряда завершилось в 4:37 утра. [ 45 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] Условия для полетов оставались идеальными, и немецкие войска не обнаружили британский флот во время его приближения. [ 47 ]

Первая волна направилась в Норвегию на малой высоте, пролетев всего на высоте 50 футов (15 м) над морем, чтобы избежать обнаружения немецкими радарами. Самолет начал подниматься на большую высоту, когда достиг точки в 20 милях (32 км) от берега, и достиг высоты 7000 футов (2100 м) к моменту приземления в 5:08 утра. Войска подошли к Альтен-фьорду с запада, прошли над западной оконечностью Ланг-фьорда , прежде чем повернуть на юг, затем сделать петлю на север и атаковать линкор над холмами на южном берегу Каафьорда незадолго до 5:30 утра. [ 53 ]
Прибытие британских войск застало Тирпица врасплох. Хотя самолет был впервые обнаружен немецкой радиолокационной станцией вскоре после того, как он пересек норвежское побережье, линкор не был сразу предупрежден. [ 54 ] В момент атаки «Тирпиц» готовился к выходу на скоростные испытания, а ее команда была занята отшвартовкой судна. Пять ее защитных эсминцев уже отправились на полигон в Стьерн-Зунде . [ 55 ] Предупреждение с радиолокационной станции поступило незадолго до того, как британский самолет появился над Каафьордом, а экипаж линкора все еще находился в процессе перехода на свои боевые посты, когда началась атака; в это время не все водонепроницаемые двери были закрыты, а некоторые аварийно-спасательные станции были укомплектованы не полностью. [ 53 ] [ 56 ]
Как и планировалось, британский налет начался с того, что истребители «Хеллкэт» и «Уайлдкэт» обстреляли Тирпица » зенитные орудия и батареи « , расположенные на берегу; В результате этой атаки артиллеристы линкора понесли тяжелые потери, вывели из строя его главный центр управления ПВО и повредили несколько орудий. [ 57 ] [ 58 ] Истребители также обстреляли несколько кораблей ПВО в Каафьорде. [ 58 ] Вскоре после этого 21 «Барракуда» начали атаку и за 60 секунд поразили Тирпиц универсальной бомбой, тремя 500-фунтовыми полубронебойными бомбами и тремя 1600-фунтовыми бомбами. [ 59 ] Всего во время первой атаки в линкор попало десять бомб. [ 60 ] Большинство этих бомб не пробили бронепалубу корабля, поскольку были сброшены со слишком малой высоты. [ 59 ] Сотни членов экипажа корабля погибли или были ранены; ее командир, капитан Ганс Мейер , был среди раненых, и командование принял на себя офицер разведки Уго Хейдал. [ 61 ] Линкор также дрейфовал к западному берегу Каафьорда и сел на мель, но был быстро снят с мели. [ 62 ] Одна из «Барракуд» 830-й эскадрильи разбилась после атаки, в результате чего погибли все три члена экипажа. Уцелевшие самолеты первой волны начали посадку на авианосцы в 6:19 утра, и все были восстановлены к 6:42. [ 58 ] [ 63 ]

Первый самолет второй волны поднялся в воздух в 5:25 утра. Один из «Барракуд» 829-й эскадрильи разбился вскоре после взлета, в результате чего погиб экипаж из трех человек, а еще один самолет из этой эскадрильи не был запущен из-за проблем с двигателем. Только две «Барракуды» в этой волне были вооружены 1600-фунтовыми бомбами. [ 64 ] Как и при первом ударе, торпедоносцы сопровождали 40 истребителей; в их число входили 10 «Корсаров» из 1834-й и 1836-й военно-морских авиационных эскадрилий, все 20 «Уайлдкэтов», приписанных к 896-й и 898-й военно-морским авиационным эскадрильям , и 10 «Хеллкэтов» из 804-й военно-морской авиационной эскадрильи . [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] Все самолеты были запущены к 5:37 утра, и силы без происшествий перелетели в район Каафьорда. [ 67 ] Хотя немецкая оборона теперь была в боевой готовности, искусственная дымовая завеса, созданная вокруг Каафьорда, еще не была достаточной, чтобы скрыть Тирпиц из поля зрения. [ 68 ]
Вторая атака на Тирпиц была аналогична первой. Все началось с того, что истребители «Хеллкэт» обстреляли зенитные батареи, в то время как «Уайлдкэты» атаковали линкор. Истребители также атаковали немецкие корабли в Каафьорде и станцию радио- или радиопеленгации . «Барракуды» осуществили бомбардировку с пикирования в 6:36 утра и в течение минуты поразили Тирпиц 1600-фунтовой бомбой и четырьмя 500-фунтовыми бомбами. [ 64 ] [ 67 ] [ 69 ] Немецкая оборона Каафьорда практически не была предупреждена о приближающемся налете, а дымовая завеса скрыла британский самолет из поля зрения. В результате артиллеристам пришлось вести огонь вслепую и сбить только одну из «Барракуд»; все трое летчиков погибли. [ 64 ] Вторая волна приземлилась на авианосцы между 7:20 и 7:58 утра. Повреждённому Hellcat пришлось бросить воду возле канадского эсминца HMCS Algonquin, а один из «Корсаров» получил серьёзные повреждения в результате аварии при приземлении; оба пилота выжили. [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ]
В период нанесения воздушных ударов 25 истребителей Wildcat и Supermarine Seafire из 801-й , 842-й и 880-й эскадрилий морской авиации обеспечивали противовоздушную оборону Флота Метрополии. Девять торпедоносцев Fairey Swordfish , которые также находились на вооружении 842-й военно-морской авиационной эскадрильи, осуществляли противолодочное патрулирование. Угрозы флоту не возникло, и по завершении двух атак «Корсары» взяли на себя обязанности по противовоздушной обороне. [ 72 ] [ 73 ]
Рано утром 3 апреля Мур рассматривал возможность проведения следующего рейда на Каафьорд на следующий день. Он отказался делать это, поскольку предварительная оценка фотографий, сделанных во время атаки, показала, что «Тирпиц» серьезно поврежден. Мур также знал, что его экипаж утомлен, и не хотел подвергать его опасности, которая теперь будет представлять собой бдительную оборону. [ 70 ] [ 74 ] [ 75 ] Соответственно, он приказал флоту вернуться на базу, и он прибыл в Скапа-Флоу во второй половине дня 6 апреля. [ 69 ] Король Георг VI и премьер-министр Уинстон Черчилль направили флоту поздравительные послания, но и Черчилль, и Каннингем были обеспокоены тем, что Тирпиц может быть возвращен в строй. Каннингем также выразил сожаление по поводу решения Мура не начинать новую забастовку 4 апреля. [ 76 ]
Последствия
[ редактировать ]
Две атаки на Тирпиц в основном прошли по плану. Летчики обнаружили, что оборона и география Каафьорда очень похожи на тренировочный полигон Лох-Эриболь, а в одном из отчетов после атаки говорилось, что операция была «почти учениями, которые они [экипажи] часто проводили раньше». . [ 26 ] Официальный историк роли Королевского флота во Второй мировой войне Стивен Роскилл также пришел к выводу, что удары были «прекрасно скоординированы и бесстрашно выполнены». [ 77 ] Самым важным несоответствием между планами операции и ее выполнением было то, что многие пилоты сбросили бомбы ниже указанной минимальной высоты в 3000 футов (910 м), пытаясь повысить свои шансы поразить Тирпиц . Более короткое, чем оптимальное, время полета могло означать, что некоторым бомбам, попавшим в линкор, не хватило скорости, необходимой для пробития его палубной брони. [ 78 ] Во время налета погибли девять летчиков Королевского флота. [ 70 ]
В то время как две бомбы, взорвавшиеся в воде возле Тирпица, пробили дыры в его корпусе и вызвали затопление, ни одна из 15 бомб, попавших в линкор, не пробила броневой пояс его главной палубы. В результате ее оружие, магазины и техника не получили серьезных повреждений. [ 79 ] [ 80 ] Большая часть повреждений линкору была нанесена его надстройке и между бронепалубами. Катапульта и кран правого борта самолета были уничтожены, как и оба . Тирпица гидросамолета «Арадо» 150-миллиметровая (5,9 дюйма) артиллерийская башня номер два по правому борту была подбита, а 150-мм башня номер три по левому борту получила значительные повреждения. Офицерская кают-компания и несколько галер потерпели крушение, корабль заполнился дымом. Тирпица В трубу также попали осколки бомбы, сильно повредившие все воздухозаборники котла. Хотя турбина правого борта была выведена из строя в результате удара, а два котла были выведены из строя из-за загрязнения соленой водой, используемой для тушения пожаров, линкор все еще был способен двигаться в пределах Каафьорда. [ 81 ] [ 82 ] « Тирпица » Экипаж понес тяжелые потери в результате атаки. Всего погибло 122 матроса и было ранено 316; эти потери составили 15 процентов экипажа линкора. Многие из жертв составили зенитчики, убитые или раненые пулеметным огнем британских истребителей. [ 81 ] [ 83 ]
Британские истребители также повредили четыре патрульных корабля и большой ремонтный корабль; капитан вооруженного траулера погиб, а еще 13 моряков на борту этих судов получили ранения. [ 83 ] Торстейн Рааби союзников из группы секретной разведывательной службы в Альте через несколько часов после рейда сообщил, что в результате нападения не было жертв среди гражданского населения и что местное население «... чрезвычайно впечатлено бомбардировкой». В следующем отчете через шесть дней после операции сообщалось, что, по оценкам немцев, потребуются месяцы, чтобы устранить ущерб, нанесенный «Тирпицу» . [ 84 ]
Командующий Кригсмарине гросс -адмирал Карл Дёниц приказал устранить повреждения, нанесенные «Тирпицу» во время операции «Вольфрам». Хотя линкор больше не был способен действовать против конвоев союзников из-за отсутствия поддержки с воздуха, было сочтено желательным оставить его в строю, чтобы связать военно-морские ресурсы союзников. [ 85 ] Ремонтные работы начались в начале мая после того, как эсминец перевез в Каафьорд оборудование и рабочих из Германии, а ко 2 июня «Тирпиц» смог плыть своим ходом. К концу июня он был готов к стрельбе, а все ремонтные работы были завершены в середине июля. В этот период зенитное вооружение линкора было усилено за счет установки на него дополнительных 20-миллиметровых (0,79 дюйма) пушек, модификации 150-мм орудий для использования в атаке самолетов и снабжения его 380-миллиметровых зенитных снарядов ( 15 дюймов) основные орудия. [ 85 ] За этот период также была улучшена оборона Каафьорда. количество дымогенераторов, расположенных вокруг Тирпица . Были установлены дополнительные радиолокационные станции и наблюдательные посты, а также увеличено [ 86 ]

По оценкам британской разведки, после операции «Вольфрам» «Тирпиц» будет отремонтирован в течение шести месяцев. Соответственно, 13 апреля Каннингем приказал Фрейзеру начать еще одну атаку на линкор. [ 76 ] Хотя Каннингем не верил, что «Барракуды» могут нести оружие, способное потопить «Тирпиц» , он надеялся, что дальнейшие воздушные удары продлят период простоя линкора и нанесут ущерб моральному духу его команды. [ 88 ] Фрейзер первоначально сопротивлялся приказу Каннингема, утверждая, что перспективы успешного рейда были плохими, поскольку немцы усилили бы оборону вокруг Тирпица , а погодные условия, вероятно, были бы хуже, чем те, с которыми пришлось столкнуться во время операции «Вольфрам». В конце концов он уступил, и 21 апреля Мур отплыл из Скапа-Флоу, чтобы снова атаковать Каафьорд. Этот рейд, получивший название «Операция «Планета», был отменен 24 апреля из-за плохой погоды в районе цели. Две другие атаки, операцию «Браун» и операцию «Коготь тигра», также пришлось отменить 15 и 28 мая соответственно из-за неблагоприятных погодных условий. [ 89 ] Дальнейшие рейды авианосцев были предприняты в июле и августе после того, как разведка союзников установила, что ремонт «Тирпица» близок к завершению. Во время операции «Талисман» отряд из 42 «Барракуд» и 40 истребителей атаковал Тирпиц 17 июля, но не добился ни одного попадания, поскольку линкор был скрыт дымовой завесой. Еще четыре авианосных рейда были проведены против Каафьорда в период с 22 по 29 августа во время операции «Гудвуд» , но они причинили лишь легкие повреждения линкору. [ 90 ]
В конце августа было решено, что дальнейшие атаки авиации флота не следует предпринимать, поскольку теперь немцы могли покрыть Тирпиц дымом до того, как «Барракуды» смогли достичь линкора, и эти самолеты не могли нести бомбы, достаточно большие, чтобы нанести серьезный ущерб. по-прежнему считалось желательным Поскольку уничтожение «Тирпица» , эта задача была поручена бомбардировочному командованию. [ 91 ] 15 сентября группа тяжелых бомбардировщиков атаковала Каафьорд после дозаправки на базах на севере России и нанесла линкору непоправимые повреждения. После этого «Тирпиц» отплыл на якорную стоянку недалеко от Тромсё , чтобы использоваться в качестве неподвижной батареи береговой обороны. Операция «Обвиат» , еще одна атака тяжелых бомбардировщиков 29 октября, причинила лишь незначительный ущерб, а третий рейд, «Операция «Катехизис» » , был проведен 12 ноября, в ходе которого Тирпиц был поражен несколькими бомбами «Толлбой» и перевернулся, что привело к тяжелым человеческим жертвам среди ее экипажа. [ 92 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Беннетт (2012), с. 10
- ^ Дорогой и Фут (2005), с. 35
- ^ Беннетт (2012), стр. 10–11.
- ^ Беннетт (2012), с. 9
- ^ Фолкнер и Уилкинсон (2012), с. 109
- ^ Jump up to: а б Беннетт (2012), с. 11
- ^ Бишоп (2012), стр. 78–83.
- ^ Вудман (2004), с. 340
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), с. 251
- ^ Бишоп (2012), с. 295
- ^ Jump up to: а б с Зеттерлинг и Тамеландер (2009), с. 265
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), с. 264
- ^ Хинсли и др. (1984), с. 269
- ^ Дир и Фут (2005), с. 38
- ^ Бишоп (2012), стр. 291–293.
- ^ Jump up to: а б Бишоп (2012), с. 294
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 266–267
- ^ Jump up to: а б Беннетт (2012), с. 14
- ^ Jump up to: а б с д и Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 267.
- ^ Бишоп (2012), стр. 296–297.
- ^ Jump up to: а б с Бишоп (2012), с. 297
- ^ Jump up to: а б с Бишоп (2012), с. 299
- ^ Хинсли и др. (1984), с. 271
- ^ Бишоп (2012), стр. 295–296, 298.
- ^ Jump up to: а б с Бишоп (2012), с. 300
- ^ Jump up to: а б Хинсли и др. (1984), с. 273–274
- ^ Jump up to: а б Бишоп (2012), с. 298
- ^ Роскилл (1960), с. 274
- ^ Ровер (2005), стр. 311.
- ^ Хинсли и др. (1984), с. 273
- ^ Барнетт (2000), стр. 744.
- ^ Jump up to: а б с д Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 268.
- ^ Браун (1977), с. 33
- ^ Рёрхольт и Торсен (1990), стр. 254.
- ↑ Army News (Дарвин, Северная Каролина), среда, 7 июня 1944 г.
- ^ «Бьется с немцами с моря и воздуха» . The Daily News (заключительная редакция города). Перт, Западная Австралия: Национальная библиотека Австралии. 21 июня 1944 г. с. 5 . Проверено 6 июля 2015 г.
- ^ Бишоп (2012), стр. 299–300.
- ^ Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический раздел) (2012), с. 151
- ^ Барнетт (2000), с. 275
- ^ Jump up to: а б с Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический отдел) (2012), с. 135
- ^ Блэр (2000), с. 516
- ^ Блэр (2000), стр. 516–517.
- ^ Вудман (2004), стр. 390–394.
- ^ Jump up to: а б Роскилл (1960), с. 275
- ^ Бишоп (2012), стр. 300–301.
- ^ Jump up to: а б Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический отдел) (2012), с. 140
- ^ Леви (2003), с. 144
- ^ Бишоп (2012), с. 301
- ^ Бишоп (2012), стр. 301–302.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 268–269
- ^ Браун (1977), с. 34
- ^ Jump up to: а б Бишоп (2012), с. 302
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 270.
- ^ Бишоп (2012), с. 303
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 271–272
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 272.
- ^ Jump up to: а б с Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический отдел) (2012), с. 144
- ^ Jump up to: а б Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 275.
- ^ Гарцке и Дулин (1985), стр. 266–267
- ^ Бреннеке (1981), стр. 60.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 275–277
- ^ Бишоп (2012), с. 305
- ^ Jump up to: а б с д Браун (1977), с. 35
- ^ Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический раздел) (2012), с. 158
- ^ Тиллман (1996), с. 74
- ^ Jump up to: а б Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический отдел) (2012), с. 145
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 277.
- ^ Jump up to: а б Бишоп (2012), с. 306
- ^ Jump up to: а б с Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 279.
- ^ Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический раздел) (2012), с. 147
- ^ Jump up to: а б Леви (2003), с. 145
- ^ Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический раздел) (2012), стр. 148, 176
- ^ Бишоп (2012), с. 308
- ^ Хинсли и др. (1984), с. 275
- ^ Jump up to: а б Бишоп (2012), с. 309
- ^ Роскилл (1960), с. 276
- ^ Беннетт (2012), с. 17
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 281.
- ^ Гарцке и Дулин (1985), с. 265
- ^ Jump up to: а б Бишоп (2012), с. 307
- ^ Гарцке и Дулин (1985), стр. 265–267
- ^ Jump up to: а б Браун (1977), с. 36
- ^ Рёрхольт и Торсен (1990), стр. 255, 257.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин (1985), с. 267
- ^ Браун (1977), с. 37
- ^ «Кладбище Тромсё» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ Роскилл (1960), с. 278
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 280.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 282–284
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер (2009), стр. 285–286
- ^ Беннетт (2012), стр. 19–21.
Консультации по работам

- Барнетт, Коррелли (2000). Взаимодействуйте с врагом более тесно: Королевский флот во Второй мировой войне (изд. Classic Penguin). Лондон: Книги Пингвина. ISBN 0141390085 .
- Беннетт, GH (2012). "Введение". В Беннетте, GH (ред.). Охота на Тирпиц: военно-морские операции против корабля-побратима Бисмарка . Плимут, Соединенное Королевство: Издательство Плимутского университета. стр. 7–25. ISBN 9781841023106 .
- Бишоп, Патрик (2012). Цель Тирпиц . Лондон: Харпер Пресс. ISBN 9780007431199 .
- Блэр, Клэй (2000). Гитлеровская подводная война: Преследуемые, 1942–1945 гг . Нью-Йорк: Современная библиотека. ISBN 0679640339 .
- Бреннеке, Йохен (1981). Линкор Тирпиц - фактический отчет . Мюнхен: Вильгельм Хейне Верлаг. ISBN 3453000048 .
- Браун, Дэвид (1977). Тирпиц: Плавающая крепость . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0853683417 .
- Уважаемый, ICB ; Фут, MRD , ред. (2005). «Арктические конвои». Оксфордский спутник Второй мировой войны . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 35–38. ISBN 9780192806703 .
- Фолкнер, Маркус; Уилкинсон, Питер (2012). Война на море: Военно-морской атлас, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 9781591145608 .
- Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 9780870211010 .
- Хинсли, Флорида ; Томас, Э.Э.; Рэнсом, CFG; Найт, RC (1984). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции. Том третий, часть I. История Второй мировой войны. Лондон: Канцелярия Ее Величества. ISBN 0116309350 .
- Леви, Джеймс П. (2003). Флот метрополии Королевского флота во Второй мировой войне . Хаундмиллс, Соединенное Королевство: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 1403917736 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море: 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1591141192 .
- Рёрхольт, Бьёрн ; Торсен, Бьярне (1990). Солдаты-невидимки: рассказывают норвежцы в секретной службе (на норвежском языке). Осло: Ашехог. ISBN 8203160468 .
- Роскилл, Юго-Запад (1960). Война на море 1939–1945 гг. Том III: Наступление, часть I. Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC 58588186 .
- Отдел тактических, торпедных и штабных обязанностей (Исторический отдел) (2012 г.) [1944 г.]. «Атака морской авиации на Тирпиц (операция «Вольфрам») 3 апреля 1944 года». В Беннетте, GH (ред.). Охота на Тирпиц: военно-морские операции против корабля-побратима Бисмарка . Плимут, Соединенное Королевство: Издательство Плимутского университета. стр. 133–177. ISBN 9781841023106 .
- Тиллман, Барретт (1996). Адские асы Второй мировой войны . Лондон: Издательство Osprey. ISBN 1855325969 .
- Вудман, Ричард (2004). Арктические конвои: 1941–1945 (изд. В мягкой обложке). Лондон: Джон Мюррей. ISBN 0719566177 .
- Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии . Филадельфия: Каземат. ISBN 9781935149187 .
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны
- Морские сражения и операции Второй мировой войны.
- Военные операции Второй мировой войны с участием Германии
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- 1944 год в Норвегии.
- Альта, Норвегия
- Конфликты 1944 года