Подводная лодка X-класса
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Х класс |
Операторы | Королевский флот |
Предшественник | V класс |
Преемник | ХЕ класс |
Подклассы | Х3, Х4, Х5-10, Х20-25, ХТ |
Завершенный | 20 |
Потерянный | 7 (5 затоплено, 1 затонуло, 1 столкновение) |
Сохранился | 1 |
Общие характеристики (Х класс) | |
Тип | сверхмалая подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 51,25 футов (15,62 м) |
Луч | 5,75 футов (1,75 м) |
Черновик | 5,3 фута (1,60 м) |
Движение | |
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 300 футов (91,5 м) |
Дополнить | 4 |
Вооружение | 2 съемных аматола массой 4400 фунтов заряда |
Класс X — сверхмалая подводная лодка времен Второй мировой войны, построенная для Королевского флота в 1943–44 годах. Она была существенно больше оригинальной пилотируемой торпеды «Колесница» .
Суда , известные индивидуально как X-Craft , были спроектированы так, чтобы их буксировали в предполагаемый район операций полноразмерной «материнской» подводной лодкой – обычно одной из классов T или S – с проходным экипажем на борту, оперативным экипажем. перебрасывается с ПЛ на X-Craft на шлюпке при выходе в район боевых действий и возвращение проходного экипажа с шлюпкой на лодку-буксировщик. Как только атака закончится, X-Craft встретится с буксирующей подводной лодкой, а затем будет отбуксирован домой.
Дальность полета была ограничена в первую очередь выносливостью и решимостью их экипажей, но считалась до 14 дней на корабле или 1000 морских миль (1900 км) после соответствующей подготовки. Фактическая дальность полета самого X-Craft составляла 600 миль (1100 км) в надводном положении и 80 миль (150 км) на скорости 2 узла (3,7 км/ч) под водой. [ 2 ]
Спецификация
[ редактировать ]Судно имело длину около 51 фута (16 м), максимальный диаметр 5,5 футов (1,7 м), водоизмещение 27 длинных тонн (27 т) в надводном положении и 30 длинных тонн (30 т) в подводном положении. Силовая установка имела 4-цилиндровый двигатель Gardner 4LK. [ 1 ] мощностью 42 л.с. Дизельный двигатель , переоборудованный из двигателя, используемого в лондонских автобусах мощностью 30 л.с. , и электродвигателя , обеспечивающий максимальную скорость надводного положения 6,5 узлов (12,0 км/ч; 7,5 миль в час) и скорость под водой около одной трети от этой скорости. [ 2 ] Экипаж первоначально насчитывал три человека — командир, пилот и ERA ( Engine Room Artificer специалист- водолаз , т.е. инженер), но вскоре к нему добавился , для которого был предусмотрен шлюзовой отсек , известный как «мокрый и сухой» отсек. ERA, обычно старший старшина ВМФ , управлял и обслуживал оборудование на судне.
Вооружение на «X-Craft» представляло собой два бортовых груза — заряды взрывчатого вещества, размещенные на противоположных сторонах корпуса, по две тонны аматола в каждом. Намерение состояло в том, чтобы бросить их на морское дно под целью, а затем скрыться. Заряды были взорваны замедленного действия с помощью взрывателя . [ 2 ] Судно было оснащено электромагнитами для предотвращения обнаружения противолодочными детекторами на морском дне, а также гидролокатором и перископом . [ 2 ]
Услуга
[ редактировать ]До того, как стало ясно, что создано реальное оружие, было построено несколько опытных кораблей. Первым действующим кораблем был X3 (или HM S/M X.3), спущенный на воду в ночь на 15 марта 1942 года. Обучение на корабле началось в сентябре 1942 года, а X4 прибыл в октябре. В декабре 1942 г. и январе 1943 г. начали поступать шестерки класса «5-10», идентичные внешне, но с полностью переработанным интерьером.
Эти операции были частью более длинной серии операций водолазов ; увидеть человеческую торпеду .
Операционной базой и учебным заведением был HMS Varbel в бывшем отеле Kyles Hydro в Порт-Баннатайне на острове Бьют в заливе Ферт-оф-Клайд, Шотландия.
Основные операции
[ редактировать ]Их первым развертыванием была операция «Источник» в сентябре 1943 года, попытка нейтрализовать тяжелые немецкие военные корабли, базировавшиеся в Кофьорде, Нордкап в Северной Норвегии . Было использовано шесть X-Craft, но только два успешно заложили заряды (под немецким линкором «Тирпиц »). Два были потеряны при буксировке в Норвегию; X8 начала набирать воду и была затоплена, а X9 затонула вместе со своей командой после разрыва буксирного троса. Только X6 и X7 , которыми командовали лейтенант Дональд Кэмерон и лейтенант Годфри Плэйс соответственно, сумели установить свои заряды, хотя их экипажи были захвачены (есть некоторые свидетельства того, что X5 также установила свои заряды; [ 3 ] X10 также проникла на якорную стоянку, но не смогла атаковать, и экипаж был подобран другой подводной лодкой). Тирпиц был сильно поврежден, искалечен и выбыл из строя до мая 1944 года; он был уничтожен 12 ноября 1944 года бомбардировщиками «Авро Ланкастер» во время операции «Катехизис» в Тромсё, Норвегия. [ 4 ]
За это действие Кэмерон и Плейс были награждены Крестом Виктории , в то время как Роберт Эйткен, Ричард Хэддон Кендалл и Джон Торнтон Лоример получили Орден за выдающиеся заслуги , а Эдмунд Годдард - Медаль за выдающуюся храбрость . [ 5 ] Командир X8 был Джон Эллиот Смарт назначен членом Ордена Британской Империи (MBE). [ 6 ] Существовала вероятность того, что X5 также успешно установил боковые заряды взрывчатки перед тем, как быть уничтоженным, но это так и не было окончательно доказано; его командир Хенти-Крир не был награжден медалью, но упоминался в донесениях. [ 7 ] [ 4 ]
Потерянные лодки были заменены в начале 1944 года на X20 – X25 и шесть учебных катеров.
Подводные лодки X20 – X25 были отправлены в Берген , Норвегия. 15 апреля 1944 года в ходе операции «Наведение X24» атаковал «Лаксевог» плавучий док . X22 предназначался для этой миссии, но был случайно протаранен во время тренировок и затонул со всеми. X24 приблизился и успешно скрылся, но заряды были помещены под Bärenfels , торговое судно водоизмещением 7569 брутто-тонн , стоящее рядом с доком; Корабль затонул, но док получил лишь незначительные повреждения. 11 сентября операцию повторил X24 ; на этот раз ей удалось потопить док. [ 8 ]
X-Craft участвовали в подготовке Overlord . Операция Postage Able планировалась для обследования пляжей для высадки с помощью X20 под командованием лейтенанта К.Р. Хадспета, который провел четыре дня у французского побережья. Перископическая разведка береговой линии и эхолотирование проводились в дневное время. Каждую ночь X20 приближался к пляжу, и два дайвера выплывали на берег. Пробы почвы были собраны в презервативах . Дайверы высадились на берег на две ночи, чтобы обследовать пляжи Вьервиль-сюр-Мер , Мулен-Сен-Лоран и Кольвиль-сюр-Мер, которые впоследствии стали американским пляжем Омаха . На третью ночь они должны были сойти на берег у устья Орна ( Пляж Мечей ), но к этому моменту усталость (команда и водолазы питались немногим больше, чем таблетки бензедрина ) и ухудшение погоды заставили Хадспета сократить операцию. , вернувшись в «Дельфин» 21 января 1944 года. Хадспет получил запрет на свой DSC .
X20 и X23 , каждый с экипажем из пяти человек, действовали как навигационные маяки, помогая флоту вторжения в день Д приземлиться на нужных пляжах ( операция «Гамбит» ) в составе пилотажных групп объединенных операций (COPP). Судно также было оснащено радиомаяком и эхолотом, которые помогали направлять канадские и британские корабли на подходящие позиции на пляжах Сворд и Юнона. Кислородные баллоны на обоих кораблях позволили экипажам оставаться под водой в течение длительного времени во время этой операции: 64 часа из 76 часов в море. [ 9 ] [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]Единственный оставшийся нетронутым экземпляр X-Craft, X24, был передан с HMS Dolphin , где он выставлялся с 1981 года, в расположенный неподалеку Музей подводных лодок Королевского военно-морского флота в 1987 году. [ 10 ] продолжались операции На Дальнем Востоке с доработанными подводными лодками класса XE .
X-craft и экипажи
[ редактировать ]- X3 — неофициально названный Piker 1 , погиб 4 ноября 1942 года в Лох-Стривене из-за негерметичности клапана двигателя. Весь экипаж спасся, воспользовавшись подводным спасательным аппаратом Дэвиса . [ 11 ]
- X5 — неофициальное название Platypus , [ 12 ] под командованием лейтенанта Хенти-Крира РНВР (также командующего операцией), [ 13 ] экипаж S-Lt. Нельсон, мичман Малкольм и ERA Mortiboys; проходной экипаж лейтенант Терри-Ллойд (командир), L/S Element, Стокер Гаррити. [ 14 ] Хенти-Крир, Нельсон, Малкольм и Мортибойс были убиты в результате нападения, хотя точная судьба X5 неизвестна. [ 14 ]
- X6 — по имени Пикер II , [ 13 ] под командованием лейтенанта Дональда Кэмерона , экипаж лейтенант Дж. Т. Лоример, младший лейтенант. Р. Кендалл и ЭРА Годдард; проходной экипаж лейтенант Уилсон (командир), старший матрос МакГрегор, Стокер Оксли. [ 13 ] Кэмерон получил награду VC , Лоример и Кендалл — DSO , Годдард — медаль за выдающуюся храбрость . [ 13 ]
- X7 — неофициально названный Пдинихтис , [ 15 ] под командованием лейтенанта Бэзила К.Г. Плейса , экипаж S-Lt. Р. Эйткен, лейтенант Уиттам и ЭРА Уитли; проходной экипаж лейтенант Филип (командир), старший матрос Дж. Магеннис , Стокер Лак. [ 13 ] Судно было затоплено сразу после атаки Тирпица , но только Плейс сумел спастись, прежде чем оно затонуло. Эйткен сбежал со дна фьорда, но Уиттэм и Уитли не смогли сбежать до того, как у них кончился воздух. Плейс также получил венчурный капитал, Эйткен — DSO, а Филип — MBE ; [ 16 ]
- X8 — неофициально названный «Выжидающий» , под командованием лейтенанта Макфарлейна РАН. [ 13 ] (Лейтенант Смарт был командиром проходного экипажа)
- X9 — неофициально названный Плутон , [ 17 ] под командованием лейтенанта Э.А. Кирона (RNVR) ; А.Х. Харт (опытный моряк) и Г.Х. Холлет (Стокер). Основан 16 сентября 1942 года на буксире с реки Сырт .
- X10 — неофициальное название Экскалибур , [ 18 ] под командованием лейтенанта Хадспета РАНВР [ 13 ]
Кораблем-базой для кораблей X был HMS Bonaventure . [ 19 ]
Строители
[ редактировать ]Последовательность нумерации класса X начиналась с X3 , поскольку обозначения X1 и X2 уже использовались ранее: X1 представлял собой уникальный проект подводного крейсера 1920-х годов, а X2 был присвоен захваченной итальянской подводной лодке.
- Прототипы
- X3 — построен компанией Varley Marine, Хэмбл , списан в 1945 году.
- X4 — построен на верфи Портсмута , списан в 1945 году.
- X5 -тип
- X5 — построен компанией Vickers Armstrong , Барроу-ин-Фернесс , использовался в операции Source , затонул Альтенфьорд , 22 сентября 1943 года.
- X6 - построен компанией Vickers, использовался в операции Source, затоплен Альтенфьорд, 22 сентября 1943 г.
- X7 - построен компанией Vickers, использовался в операции Source, затоплен Альтенфьорд 22 сентября 1943 года, спасен в 1976 году для реставрации в музее.
- X8 — построен компанией Vickers, использовался в операции «Источник», затоплен в Северном море 17 сентября 1943 года.
- X9 - построен компанией Vickers, использовался в операции Source, затонул на буксире в Северном море, 16 сентября 1943 года, со всеми руками. [ 20 ]
- X10 - построен компанией Vickers, использовался в операции Source, затоплен в Северном море 3 октября 1943 г.
- X20 -тип
- X20 - построен Бродбентом, Хаддерсфилд , использовался в операции Postage Able (обследование пляжей Нормандии перед вторжением) и в операции Gambit.
- X21 - построен Бродбентом
- X22 - построен компанией Markham & Co. , Честерфилд , столкнулся с HMS Syrtis и погиб со всеми руками во время тренировки, 7 февраля 1944 г.
- X23 — построен компанией Markham, использовался в операции «Гамбит» , продан в 1945 году.
- X24 - построен Маршаллом , Гейнсборо , использовался в операции «Наведение» (атака плавучего дока Лаксевог в Бергене 15 апреля 1944 года), когда торговое судно «Баренфелс» рядом с доком было затоплено; док был атакован и затоплен в ходе операции «Хекл» 11 сентября 1944 года, снова X24, который был затоплен в 1945 году.
- X25 - построен компанией Marshall, продан в 1945 г.
- Учебное ремесло
- XT1 - построен компанией Vickers, списан в 1945 году.
- XT2 - построен компанией Vickers, списан в 1945 году.
- XT3 - построен компанией Vickers, списан в 1945 году.
- XT4 - построен компанией Vickers, списан в 1945 году.
- XT5 - построен компанией Vickers, списан в 1945 году.
- XT6 - построен компанией Vickers, списан в 1945 году.
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]- X24 — единственный, кто участвовал в боях и выжил, находится в Музее подводных лодок Королевского флота , Госпорт.
- Остатки двух кораблей класса XT находятся на пляже залива Аберлади в Восточном Лотиане , Шотландия . Их отбуксировали туда в 1946 году, пришвартовали к большому бетонному блоку на уровне отлива и использовали в качестве мишеней для самолетов. Большая часть конструкции осталась полупогруженной в песок, и до нее можно добраться во время небольших весенних приливов.
В СМИ
[ редактировать ]Этот тип сверхмалой подводной лодки был изображен в военном фильме 1955 года « Над нами, волнами» с участием Джона Миллса , который был основан как на операции «Источник», так и на более ранних атаках «Колесницы» на « Тирпиц» .
Подводная лодка X-класса, обозначенная как «X2», фигурирует в фильме 1959 года «Гигантский бегемот» (также известный как «Морское чудовище Бегемот »).
Этот класс подводных лодок позже был показан в фильме 1968 года «Подводная лодка X-1» в главной роли с Джеймсом Кааном Канады в роли офицера добровольческого резерва Королевского военно-морского флота , который, потеряв свою подводную лодку и пятьдесят членов экипажа в бою с немецким кораблем во время Второй мировой войны, получает второй шанс подготовить экипажи для участия в рейде с использованием сверхмалых подводных лодок.
1976 года Дугласа Римана В романе «Поверхность с дерзостью » представлен художественный рассказ о сверхмалых подводных лодках класса X, особенно XE-16 и ее экипаже, выполнявших несколько совершенно секретных операций в оккупированной Европе. [ 21 ]
2006 года Александра Фуллертона В романе «Незваные гости » представлен художественный рассказ о сверхмалых подводных лодках класса X, в том числе X-12, пилотируемой одним из главных героев, которая закладывает взрывные заряды, чтобы повредить « Тирпиц» . [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- HM Submarine X1 - подводная лодка времен Первой мировой войны.
- HM Submarine X2 — название, данное итальянской подводной лодке «Галилео Галилей» после того, как она была захвачена и принята на вооружение Королевского флота.
- Подводная лодка класса XE - улучшенная подводная лодка класса X.
- Подводная лодка класса «Колюшка» - улучшенная подводная лодка класса XE, находившаяся на вооружении в 1950-х годах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Двигательный форум» (PDF) . gardnerengineforum.co.uk . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Как миниатюрные подводные лодки X-класса Королевского флота помогли сделать день Д возможным» . 6 июня 2015 г.
- ^ Уокер, Фрэнк; Меллор, Памела (1988). Тайна X5: Атака лейтенанта Х.Хенти-Крира на «Тирпиц» . В. Кимбер. ISBN 978-0718306281 .
- ^ Jump up to: а б «Потерянные герои «Тирпица» » . История Би-би-си . Би-би-си. 17 февраля 2011 года . Проверено 21 августа 2018 г.
- ^ «№36390» . Лондонская газета (Приложение). 10 сентября 1943 г., стр. 901–902.
- ^ «№36295» . Лондонская газета (Приложение). 17 декабря 1943 г., стр. 5539–5540.
- ^ О'Нил, Ричард (2015). Отряды самоубийц: Люди и машины специальных операций Второй мировой войны . Павильон Книги. ISBN 978-1840650822 .
- ^ «Как миниатюрные подводные лодки X-класса Королевского флота помогли сделать день Д возможным» . 6 июня 2015 г.
- ^ Винтер, Пол (31 июля 2014 г.). Д. Документы дня Блумсбери. стр. 70, 72. ISBN. 978-1408194003 .
- ^ «X24 – Сертификат № 1843» . Национальные исторические корабли . 11 марта 2018 года . Проверено 21 августа 2018 г.
- ^ «Буклет о жертвах подводных лодок» . Школа подводных лодок ВМС США. 1966. Архивировано из оригинала 11 сентября 2009 года . Проверено 8 сентября 2009 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Гроув, Эрик. Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война , Том 2 (Шеппертон, Суррей: Ian Allan Publishing , 1993), стр. 124 и 128.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гроув, стр.127.
- ^ Jump up to: а б Гроув, стр.124.
- ^ Гроув, стр. 127 и 128.
- ↑ Магеннис заработал венчурный капитал за нападение малолитражной подводной лодки на Такао . Гроув, стр.127.
- ^ [1] Приложение к THE London Gazette, стр. 996 статьи или стр. 4 PDF-файла.
- ^ Гроув, стр.128.
- ^ «HMS Bonaventure, британский корабль-база, Вторая мировая война» . naval-history.net . Архивировано из оригинала 6 марта 2008 года.
- ^ [2] Приложение к The London Gazette, стр. 996 статьи или ч. 4 PDF-файла
- ^ Риман, Дуглас (24 сентября 2015 г.). Поверхность с Дерзостью . Случайный дом. ISBN 9781448106110 .
- ^ Фуллертон, Александр (2008). Незваные гости . Канело. ISBN 978-1911591580 . Проверено 21 августа 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Над нами волны, автор CET Уоррен и Джеймс Бенсон - Джордж Г. Харрап и компания LTD - 1953 г. - ISBN 1-84415-440-8
- Цветные подводные лодки - Билла Ганстона Цветная серия Бландфорда - Бландфорд - 1976 - ISBN 0-7137-0780-1
- Подводные лодки - История и эволюция подводных боевых кораблей Энтони Престона - Octopus Books - 1974 - ISBN 0-7064-0429-7