Jump to content

Подводная лодка X-класса

Обзор класса
Имя Х класс
Операторы  Королевский флот
Предшественник V класс
Преемник ХЕ класс
Подклассы Х3, Х4, Х5-10, Х20-25, ХТ
Завершенный 20
Потерянный 7 (5 затоплено, 1 затонуло, 1 столкновение)
Сохранился 1
Общие характеристики (Х класс)
Тип сверхмалая подводная лодка
Смещение
  • 27 тонн всплыло
  • 30 тонн под водой
Длина 51,25 футов (15,62 м)
Луч 5,75 футов (1,75 м)
Черновик 5,3 фута (1,60 м)
Движение
  • Одиночный вал; 1 × Гарднер 4ЛК [ 1 ] 4-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 42 л.с. (31,3 кВт) при 1800 об/мин.
  • 1 электродвигатель Кейта Блэкмана, 30 л.с. (22,3 кВт) при 1650 об/мин
Скорость
  • 6,5 узлов (12,0 км/ч) на поверхности
  • 5,5 узлов (10,2 км/ч) под водой
Диапазон
  • 500 миль (926 км) на поверхности
  • 82 морских миль (151,8 км) при 2 узлах (2 мили в час; 4 км/ч) под водой
Глубина испытания 300 футов (91,5 м)
Дополнить 4
Вооружение 2 съемных аматола массой 4400 фунтов заряда

Класс X — сверхмалая подводная лодка времен Второй мировой войны, построенная для Королевского флота в 1943–44 годах. Она была существенно больше оригинальной пилотируемой торпеды «Колесница» .

Суда , известные индивидуально как X-Craft , были спроектированы так, чтобы их буксировали в предполагаемый район операций полноразмерной «материнской» подводной лодкой – обычно одной из классов T или S – с проходным экипажем на борту, оперативным экипажем. перебрасывается с ПЛ на X-Craft на шлюпке при выходе в район боевых действий и возвращение проходного экипажа с шлюпкой на лодку-буксировщик. Как только атака закончится, X-Craft встретится с буксирующей подводной лодкой, а затем будет отбуксирован домой.

Дальность полета была ограничена в первую очередь выносливостью и решимостью их экипажей, но считалась до 14 дней на корабле или 1000 морских миль (1900 км) после соответствующей подготовки. Фактическая дальность полета самого X-Craft составляла 600 миль (1100 км) в надводном положении и 80 миль (150 км) на скорости 2 узла (3,7 км/ч) под водой. [ 2 ]

Спецификация

[ редактировать ]

Судно имело длину около 51 фута (16 м), максимальный диаметр 5,5 футов (1,7 м), водоизмещение 27 длинных тонн (27 т) в надводном положении и 30 длинных тонн (30 т) в подводном положении. Силовая установка имела 4-цилиндровый двигатель Gardner 4LK. [ 1 ] мощностью 42 л.с. Дизельный двигатель , переоборудованный из двигателя, используемого в лондонских автобусах мощностью 30 л.с. , и электродвигателя , обеспечивающий максимальную скорость надводного положения 6,5 узлов (12,0 км/ч; 7,5 миль в час) и скорость под водой около одной трети от этой скорости. [ 2 ] Экипаж первоначально насчитывал три человека — командир, пилот и ERA ( Engine Room Artificer специалист- водолаз , т.е. инженер), но вскоре к нему добавился , для которого был предусмотрен шлюзовой отсек , известный как «мокрый и сухой» отсек. ERA, обычно старший старшина ВМФ , управлял и обслуживал оборудование на судне.

Вооружение на «X-Craft» представляло собой два бортовых груза — заряды взрывчатого вещества, размещенные на противоположных сторонах корпуса, по две тонны аматола в каждом. Намерение состояло в том, чтобы бросить их на морское дно под целью, а затем скрыться. Заряды были взорваны замедленного действия с помощью взрывателя . [ 2 ] Судно было оснащено электромагнитами для предотвращения обнаружения противолодочными детекторами на морском дне, а также гидролокатором и перископом . [ 2 ]

До того, как стало ясно, что создано реальное оружие, было построено несколько опытных кораблей. Первым действующим кораблем был X3 (или HM S/M X.3), спущенный на воду в ночь на 15 марта 1942 года. Обучение на корабле началось в сентябре 1942 года, а X4 прибыл в октябре. В декабре 1942 г. и январе 1943 г. начали поступать шестерки класса «5-10», идентичные внешне, но с полностью переработанным интерьером.

Эти операции были частью более длинной серии операций водолазов ; увидеть человеческую торпеду .

Операционной базой и учебным заведением был HMS Varbel в бывшем отеле Kyles Hydro в Порт-Баннатайне на острове Бьют в заливе Ферт-оф-Клайд, Шотландия.

Основные операции

[ редактировать ]
X25 в стадии реализации

Их первым развертыванием была операция «Источник» в сентябре 1943 года, попытка нейтрализовать тяжелые немецкие военные корабли, базировавшиеся в Кофьорде, Нордкап в Северной Норвегии . Было использовано шесть X-Craft, но только два успешно заложили заряды (под немецким линкором «Тирпиц »). Два были потеряны при буксировке в Норвегию; X8 начала набирать воду и была затоплена, а X9 затонула вместе со своей командой после разрыва буксирного троса. Только X6 и X7 , которыми командовали лейтенант Дональд Кэмерон и лейтенант Годфри Плэйс соответственно, сумели установить свои заряды, хотя их экипажи были захвачены (есть некоторые свидетельства того, что X5 также установила свои заряды; [ 3 ] X10 также проникла на якорную стоянку, но не смогла атаковать, и экипаж был подобран другой подводной лодкой). Тирпиц был сильно поврежден, искалечен и выбыл из строя до мая 1944 года; он был уничтожен 12 ноября 1944 года бомбардировщиками «Авро Ланкастер» во время операции «Катехизис» в Тромсё, Норвегия. [ 4 ]

За это действие Кэмерон и Плейс были награждены Крестом Виктории , в то время как Роберт Эйткен, Ричард Хэддон Кендалл и Джон Торнтон Лоример получили Орден за выдающиеся заслуги , а Эдмунд Годдард - Медаль за выдающуюся храбрость . [ 5 ] Командир X8 был Джон Эллиот Смарт назначен членом Ордена Британской Империи (MBE). [ 6 ] Существовала вероятность того, что X5 также успешно установил боковые заряды взрывчатки перед тем, как быть уничтоженным, но это так и не было окончательно доказано; его командир Хенти-Крир не был награжден медалью, но упоминался в донесениях. [ 7 ] [ 4 ]

Потерянные лодки были заменены в начале 1944 года на X20 X25 и шесть учебных катеров.

Подводные лодки X20 X25 были отправлены в Берген , Норвегия. 15 апреля 1944 года в ходе операции «Наведение X24» атаковал «Лаксевог» плавучий док . X22 предназначался для этой миссии, но был случайно протаранен во время тренировок и затонул со всеми. X24 приблизился и успешно скрылся, но заряды были помещены под Bärenfels , торговое судно водоизмещением 7569 брутто-тонн , стоящее рядом с доком; Корабль затонул, но док получил лишь незначительные повреждения. 11 сентября операцию повторил X24 ; на этот раз ей удалось потопить док. [ 8 ]

Ручной резак для сетей с гидравлическим приводом , используемый водолазами с лодок X для прорезания торпедных сетей, защищающих гавани.

X-Craft участвовали в подготовке Overlord . Операция Postage Able планировалась для обследования пляжей для высадки с помощью X20 под командованием лейтенанта К.Р. Хадспета, который провел четыре дня у французского побережья. Перископическая разведка береговой линии и эхолотирование проводились в дневное время. Каждую ночь X20 приближался к пляжу, и два дайвера выплывали на берег. Пробы почвы были собраны в презервативах . Дайверы высадились на берег на две ночи, чтобы обследовать пляжи Вьервиль-сюр-Мер , Мулен-Сен-Лоран и Кольвиль-сюр-Мер, которые впоследствии стали американским пляжем Омаха . На третью ночь они должны были сойти на берег у устья Орна ( Пляж Мечей ), но к этому моменту усталость (команда и водолазы питались немногим больше, чем таблетки бензедрина ) и ухудшение погоды заставили Хадспета сократить операцию. , вернувшись в «Дельфин» 21 января 1944 года. Хадспет получил запрет на свой DSC .

X20 и X23 , каждый с экипажем из пяти человек, действовали как навигационные маяки, помогая флоту вторжения в день Д приземлиться на нужных пляжах ( операция «Гамбит» ) в составе пилотажных групп объединенных операций (COPP). Судно также было оснащено радиомаяком и эхолотом, которые помогали направлять канадские и британские корабли на подходящие позиции на пляжах Сворд и Юнона. Кислородные баллоны на обоих кораблях позволили экипажам оставаться под водой в течение длительного времени во время этой операции: 64 часа из 76 часов в море. [ 9 ] [ 2 ]

Наследие

[ редактировать ]

Единственный оставшийся нетронутым экземпляр X-Craft, X24, был передан с HMS Dolphin , где он выставлялся с 1981 года, в расположенный неподалеку Музей подводных лодок Королевского военно-морского флота в 1987 году. [ 10 ] продолжались операции На Дальнем Востоке с доработанными подводными лодками класса XE .

X-craft и экипажи

[ редактировать ]
Двигатель Х24
  • X3 — неофициально названный Piker 1 , погиб 4 ноября 1942 года в Лох-Стривене из-за негерметичности клапана двигателя. Весь экипаж спасся, воспользовавшись подводным спасательным аппаратом Дэвиса . [ 11 ]
  • X5 — неофициальное название Platypus , [ 12 ] под командованием лейтенанта Хенти-Крира РНВР (также командующего операцией), [ 13 ] экипаж S-Lt. Нельсон, мичман Малкольм и ERA Mortiboys; проходной экипаж лейтенант Терри-Ллойд (командир), L/S Element, Стокер Гаррити. [ 14 ] Хенти-Крир, Нельсон, Малкольм и Мортибойс были убиты в результате нападения, хотя точная судьба X5 неизвестна. [ 14 ]
  • X6 — по имени Пикер II , [ 13 ] под командованием лейтенанта Дональда Кэмерона , экипаж лейтенант Дж. Т. Лоример, младший лейтенант. Р. Кендалл и ЭРА Годдард; проходной экипаж лейтенант Уилсон (командир), старший матрос МакГрегор, Стокер Оксли. [ 13 ] Кэмерон получил награду VC , Лоример и Кендалл — DSO , Годдард — медаль за выдающуюся храбрость . [ 13 ]
  • X7 — неофициально названный Пдинихтис , [ 15 ] под командованием лейтенанта Бэзила К.Г. Плейса , экипаж S-Lt. Р. Эйткен, лейтенант Уиттам и ЭРА Уитли; проходной экипаж лейтенант Филип (командир), старший матрос Дж. Магеннис , Стокер Лак. [ 13 ] Судно было затоплено сразу после атаки Тирпица , но только Плейс сумел спастись, прежде чем оно затонуло. Эйткен сбежал со дна фьорда, но Уиттэм и Уитли не смогли сбежать до того, как у них кончился воздух. Плейс также получил венчурный капитал, Эйткен — DSO, а Филип — MBE ; [ 16 ]
  • X8 — неофициально названный «Выжидающий» , под командованием лейтенанта Макфарлейна РАН. [ 13 ] (Лейтенант Смарт был командиром проходного экипажа)
  • X9 — неофициально названный Плутон , [ 17 ] под командованием лейтенанта Э.А. Кирона (RNVR) ; А.Х. Харт (опытный моряк) и Г.Х. Холлет (Стокер). Основан 16 сентября 1942 года на буксире с реки Сырт .
  • X10 — неофициальное название Экскалибур , [ 18 ] под командованием лейтенанта Хадспета РАНВР [ 13 ]

Кораблем-базой для кораблей X был HMS Bonaventure . [ 19 ]

Строители

[ редактировать ]
Остатки корабля класса XT на пляже в заливе Аберледи , к востоку от Эдинбурга , в 2008 году. Нос слева, корма справа. Слева направо видны люк мокрой и сухой камеры, «боевая рубка» (перископы проникали в корпус через форму «глаза») и запасной люк.

Последовательность нумерации класса X начиналась с X3 , поскольку обозначения X1 и X2 уже использовались ранее: X1 представлял собой уникальный проект подводного крейсера 1920-х годов, а X2 был присвоен захваченной итальянской подводной лодке.

  • Прототипы
  • X5 -тип
    • X5 — построен компанией Vickers Armstrong , Барроу-ин-Фернесс , использовался в операции Source , затонул Альтенфьорд , 22 сентября 1943 года.
    • X6 - построен компанией Vickers, использовался в операции Source, затоплен Альтенфьорд, 22 сентября 1943 г.
    • X7 - построен компанией Vickers, использовался в операции Source, затоплен Альтенфьорд 22 сентября 1943 года, спасен в 1976 году для реставрации в музее.
    • X8 — построен компанией Vickers, использовался в операции «Источник», затоплен в Северном море 17 сентября 1943 года.
    • X9 - построен компанией Vickers, использовался в операции Source, затонул на буксире в Северном море, 16 сентября 1943 года, со всеми руками. [ 20 ]
    • X10 - построен компанией Vickers, использовался в операции Source, затоплен в Северном море 3 октября 1943 г.
  • X20 -тип
    • X20 - построен Бродбентом, Хаддерсфилд , использовался в операции Postage Able (обследование пляжей Нормандии перед вторжением) и в операции Gambit.
    • X21 - построен Бродбентом
    • X22 - построен компанией Markham & Co. , Честерфилд , столкнулся с HMS Syrtis и погиб со всеми руками во время тренировки, 7 февраля 1944 г.
    • X23 — построен компанией Markham, использовался в операции «Гамбит» , продан в 1945 году.
    • X24 - построен Маршаллом , Гейнсборо , использовался в операции «Наведение» (атака плавучего дока Лаксевог в Бергене 15 апреля 1944 года), когда торговое судно «Баренфелс» рядом с доком было затоплено; док был атакован и затоплен в ходе операции «Хекл» 11 сентября 1944 года, снова X24, который был затоплен в 1945 году.
    • X25 - построен компанией Marshall, продан в 1945 г.
  • Учебное ремесло
    • XT1 - построен компанией Vickers, списан в 1945 году.
    • XT2 - построен компанией Vickers, списан в 1945 году.
    • XT3 - построен компанией Vickers, списан в 1945 году.
    • XT4 - построен компанией Vickers, списан в 1945 году.
    • XT5 - построен компанией Vickers, списан в 1945 году.
    • XT6 - построен компанией Vickers, списан в 1945 году.

Сохранившиеся примеры

[ редактировать ]
Интерьер X24

Этот тип сверхмалой подводной лодки был изображен в военном фильме 1955 года « Над нами, волнами» с участием Джона Миллса , который был основан как на операции «Источник», так и на более ранних атаках «Колесницы» на « Тирпиц» .

Подводная лодка X-класса, обозначенная как «X2», фигурирует в фильме 1959 года «Гигантский бегемот» (также известный как «Морское чудовище Бегемот »).

Этот класс подводных лодок позже был показан в фильме 1968 года «Подводная лодка X-1» в главной роли с Джеймсом Кааном Канады в роли офицера добровольческого резерва Королевского военно-морского флота , который, потеряв свою подводную лодку и пятьдесят членов экипажа в бою с немецким кораблем во время Второй мировой войны, получает второй шанс подготовить экипажи для участия в рейде с использованием сверхмалых подводных лодок.

1976 года Дугласа Римана В романе «Поверхность с дерзостью » представлен художественный рассказ о сверхмалых подводных лодках класса X, особенно XE-16 и ее экипаже, выполнявших несколько совершенно секретных операций в оккупированной Европе. [ 21 ]

2006 года Александра Фуллертона В романе «Незваные гости » представлен художественный рассказ о сверхмалых подводных лодках класса X, в том числе X-12, пилотируемой одним из главных героев, которая закладывает взрывные заряды, чтобы повредить « Тирпиц» . [ 22 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Двигательный форум» (PDF) . gardnerengineforum.co.uk . Проверено 10 сентября 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и «Как миниатюрные подводные лодки X-класса Королевского флота помогли сделать день Д возможным» . 6 июня 2015 г.
  3. ^ Уокер, Фрэнк; Меллор, Памела (1988). Тайна X5: Атака лейтенанта Х.Хенти-Крира на «Тирпиц» . В. Кимбер. ISBN  978-0718306281 .
  4. ^ Jump up to: а б «Потерянные герои «Тирпица» » . История Би-би-си . Би-би-си. 17 февраля 2011 года . Проверено 21 августа 2018 г.
  5. ^ «№36390» . Лондонская газета (Приложение). 10 сентября 1943 г., стр. 901–902.
  6. ^ «№36295» . Лондонская газета (Приложение). 17 декабря 1943 г., стр. 5539–5540.
  7. ^ О'Нил, Ричард (2015). Отряды самоубийц: Люди и машины специальных операций Второй мировой войны . Павильон Книги. ISBN  978-1840650822 .
  8. ^ «Как миниатюрные подводные лодки X-класса Королевского флота помогли сделать день Д возможным» . 6 июня 2015 г.
  9. ^ Винтер, Пол (31 июля 2014 г.). Д. Документы дня Блумсбери. стр. 70, 72. ISBN.  978-1408194003 .
  10. ^ «X24 – Сертификат № 1843» . Национальные исторические корабли . 11 марта 2018 года . Проверено 21 августа 2018 г.
  11. ^ «Буклет о жертвах подводных лодок» . Школа подводных лодок ВМС США. 1966. Архивировано из оригинала 11 сентября 2009 года . Проверено 8 сентября 2009 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  12. ^ Гроув, Эрик. Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война , Том 2 (Шеппертон, Суррей: Ian Allan Publishing , 1993), стр. 124 и 128.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г Гроув, стр.127.
  14. ^ Jump up to: а б Гроув, стр.124.
  15. ^ Гроув, стр. 127 и 128.
  16. Магеннис заработал венчурный капитал за нападение малолитражной подводной лодки на Такао . Гроув, стр.127.
  17. ^ [1] Приложение к THE London Gazette, стр. 996 статьи или стр. 4 PDF-файла.
  18. ^ Гроув, стр.128.
  19. ^ «HMS Bonaventure, британский корабль-база, Вторая мировая война» . naval-history.net . Архивировано из оригинала 6 марта 2008 года.
  20. ^ [2] Приложение к The London Gazette, стр. 996 статьи или ч. 4 PDF-файла
  21. ^ Риман, Дуглас (24 сентября 2015 г.). Поверхность с Дерзостью . Случайный дом. ISBN  9781448106110 .
  22. ^ Фуллертон, Александр (2008). Незваные гости . Канело. ISBN  978-1911591580 . Проверено 21 августа 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Над нами волны, автор CET Уоррен и Джеймс Бенсон - Джордж Г. Харрап и компания LTD - 1953 г. - ISBN   1-84415-440-8
  • Цветные подводные лодки - Билла Ганстона Цветная серия Бландфорда - Бландфорд - 1976 - ISBN   0-7137-0780-1
  • Подводные лодки - История и эволюция подводных боевых кораблей Энтони Престона - Octopus Books - 1974 - ISBN   0-7064-0429-7
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07f0eaf68874b72e5246481f8ef3072b__1713607020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/2b/07f0eaf68874b72e5246481f8ef3072b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
X-class submarine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)