Jump to content

Человеческая торпеда

Итальянская maiale пилотируемая торпеда типа в Музее подводных лодок Королевского флота.
Израильская пилотируемая торпеда, 1967 г.

Человеческие торпеды или пилотируемые торпеды — это тип водолазной двигательной установки , на которой водолаз ездит, как правило, в сидячем положении за обтекателем . Они использовались в качестве секретного военно-морского оружия во Второй мировой войне . Основная концепция все еще используется.

Это название обычно использовалось для обозначения оружия, которое Италия, а позже (в более крупной версии) Великобритания развернуло в Средиземноморье и использовало для нападения на корабли во вражеских гаванях. Концепция человеко-торпеды иногда использовалась дайверами-любителями , хотя это использование ближе к сверхмалым подводным лодкам .

Пилотируемая торпеда под названием Майале в Национальном музее науки и техники Леонардо да Винчи в Милане.

История распространённых моделей военного времени [ править ]

Концепция небольшой пилотируемой подводной лодки, несущей бомбу, была разработана и запатентована британским военно-морским офицером в 1909 году, но никогда не использовалась во время Первой мировой войны . Итальянский флот экспериментировал с примитивной крошечной подводной лодкой ( Mignatta ), на борту которой находились два человека и маневренная мина : эта лодка успешно потопила австро-венгерский линкор SMS Viribus Unitis 1 ноября 1918 года. [1]

Первой по-настоящему практичной человеческой торпедой стала итальянская «Майале» (прозванная «свиньей», потому что ею было трудно управлять), использовавшаяся во время Второй мировой войны . [2]

Maiale (1,2 кВт приводился в движение электродвигателем мощностью 1,6 лошадиных сил ) в большинстве произведенных единиц, имел максимальную скорость 3 узла (5,6 км / ч) и часто требовал времени в пути до двух часов до цели. Два члена экипажа в водолазных костюмах ехали верхом, каждый из которых был оснащен кислородным ребризером . [1] Они направили корабль к вражескому кораблю. При необходимости «свинья» могла погружаться на глубину 15 метров (49 футов), а гипотетически и на 30 метров (98 футов). [3] По прибытии к цели отделяемая боевая часть выпускалась для использования в качестве маневренной мины . Если они не были обнаружены, операторы уезжали на мини-субмарине в безопасное место.

Разработка началась в 1935 году, но первые 11 экземпляров были завершены только в 1939 году в мастерских Сан-Бартоломео Торпедо в Ла Специи , Италия, за ними последовало еще большее количество. Официальное итальянское название большинства произведенных кораблей было Siluro a Lenta Corsa (SLC или «Тихоходная торпеда»). Были изготовлены две разные модели: Series 100, а затем (в 1942 году) Series 200 с некоторыми улучшениями. [3] К сентябрю 1943 года было построено не менее 50 SLC. [3]

В ходе работы торпеда «Майале» переносилась на другое судно (обычно обычную подводную лодку) и запускалась недалеко от цели. Большинство пилотируемых торпедных операций проводилось ночью и во время новолуния, чтобы снизить риск быть замеченным. Атаки в 1940 году оказались безуспешными, но в 1941 году итальянский флот успешно вошел в гавань Александрии и повредил два британских линкора HMS Queen Elizabeth и HMS Valiant , а также танкер «Сагона» . Этот подвиг побудил британцев разработать собственные торпедные «колесницы». [1]

Последняя итальянская модель, SSB (от Siluro San Bartolomeo , «Сан-Бартоломео Торпедо»), была построена с частично закрытой кабиной , более мощным двигателем и боеголовкой массой 300 кг (660 фунтов) (по сравнению с 220 и 250 кг более ранней модели SLC). (490 и 550 фунтов) боеголовки). Три единицы были изготовлены, но не использовались в эксплуатации, поскольку Италия капитулировала в 1943 году. [4] [3]

Первая британская версия концепции получила название пилотируемая торпеда Chariot . Были изготовлены две модели; Mark I имел длину 20 футов (6,1 м), а Mark II - 30 футов (9,1 м), и оба они подходили для перевозки двух человек. Более поздние версии были крупнее, начиная с оригинальной подводной лодки X-класса , миниатюрной подводной лодки длиной 51 фут (16 м), которая больше не была человеческой торпедой, но имела схожую концепцию. X-класс развивал скорость 6,5 узлов (12,0 км/ч) на поверхности и 5,5 узлов (10,2 км/ч) под водой. Они были предназначены для буксировки в предполагаемый район боевых действий полноразмерной «материнской» подводной лодкой. [5]

К 1943 году немецкий военно-морской флот также разработал пилотируемую торпеду « Негер» , рассчитанную на одного человека, с максимальной скоростью 4 узла (7,4 км/ч) и несущую одну торпеду; частые технические проблемы часто приводили к гибели операторов. Их было изготовлено около 200 штук, и им удалось потопить несколько кораблей. Более поздний Мардер ( по-английски сосновая куница ) имел длину около 27 футов (8,2 м), был более сложным и мог нырять на глубину 27 метров (89 футов), но с очень ограниченной выносливостью. Всего было построено около 500. [2] [6]

Строительство [ править ]

Компьютерное изображение человеческой торпеды : британская «колесница» Mk 1, на которой едут два водолаза с UBA . ребризерами

Типичная пилотируемая торпеда имеет винт, гидропланы , вертикальный руль направления. [7] и панель управления с элементами управления для переднего пассажира. Обычно это позволяет двум гонщикам сидеть лицом вперед. У него есть навигационные средства, такие как компас , а в настоящее время современные средства, такие как гидролокатор и GPS- позиционирование, а также модулированные ультразвуковые средства связи. Он может иметь подачу воздуха (или другого дыхательного газа ), поэтому гонщикам не придется сливать воду из собственного аппарата во время езды на нем. В некоторых сиденья для гонщиков закрыты; в других сиденья открыты по бокам, как при сидении верхом на лошади. гонщика В конструкции сиденья предусмотрено место для плавников (если они используются). Существуют плавучие резервуары (обычно четыре: левый носовой, правый носовой, левый кормовой, правый кормовой), которые можно затопить или опорожнить, чтобы отрегулировать плавучесть и положение .

Хронология [ править ]

SLC выставлен в «Музее науки и техники» в Милане.
  • 1909: Британский конструктор коммандер Годфри Герберт получил патент на пилотируемую торпеду. отвергло эту идею Во время Первой мировой войны военное министерство как непрактичную и небезопасную.
  • 1 ноября 1918 года: двое мужчин с корабля «Регия Марина» , Раффаэле Паолуччи и Раффаэле Россетти , в водолазных костюмах, направили примитивную пилотируемую торпеду (по прозвищу «Мигнатта» или «пиявка») на базу австро-венгерского военно-морского флота в Поле ( Истрия ), где они затонули. австрийский линкор Viribus Unitis и грузовое судно Wien используют мины. У них не было дыхательных аппаратов , поэтому им приходилось держать голову над водой, и поэтому их обнаружили и взяли в плен. [8]
  • 1938: В Италии «1 а Flottiglia Mezzi d'Assalto» (Первый флот штурмовых машин) была сформирована в результате исследований и разработок двух человек – майора Тезео Тезеи и майора Элиоса Тоски из итальянского королевского флота. Эта пара возродила идею Паолуччи и Россетти.
  • 1940: Командующий Витторио Мокагатта из Королевского флота Италии реорганизовал 1-й флот штурмовых машин в Decima Flottiglia MAS (Десятая легкая флотилия штурмовых машин) или «X-MAS» под командованием Эрнесто Форца . Он тайно производил пилотируемые торпеды и обучал боевых пловцов, называемых нуотатори (итальянский: «пловцы»).
  • 26 июля 1941 года. Нападение на гавань Валлетты закончилось катастрофой для X MAS, и майор Тесео Тесей погиб.
  • 19 декабря 1941 года: корабль Decima Flottiglia MAS атаковал порт Александрии тремя кораблями Maiale . Линкоры HMS Valiant и Queen Elizabeth 8000 тонн (а также танкер водоизмещением ) были затоплены на мелководье, что вывело их из строя на многие месяцы. Луиджи Дюран де ла Пенн и еще пять пловцов попали в плен. Де ла Пенн был награжден Золотой медалью «За воинскую доблесть» . После войны
  • Октябрь 1942 года: две пилотируемые торпеды British Chariot были доставлены на борт шетландского автобусного рыболовного судна «Артур» для атаки «Тирпица» в ходе операции «Титул» . Однажды их выбросило за борт в норвежских водах, но во время шторма оба оторвались от буксирных крюков, и операция провалилась. [9]
  • 8 декабря 1942 года. Атака трёх пилотируемых торпед с « Ольтерры» по британским военно-морским объектам была сорвана в Гибралтаре . Трое водолазов были убиты глубинными бомбами, когда британская оборона гавани «яростно отреагировала» на атаку. Среди погибших были лейтенант Личио Визинтини , командир подразделения водолазов на борту « Ольтерры» , старшина Джованни Магро и сержант Сальваторе Леоне из Таормины , Сицилия. Тело Леоне так и не было найдено. Сержант Леоне был награжден Золотой медалью за военную доблесть , а к 50-летию нападения в Общественных садах Таормины был установлен мемориал. Мемориал включает в себя восстановленную майале и описание событий на трех языках.
  • 1–2 января 1943 г.: британские подводные лодки Thunderbolt , Trooper и P311 приняли участие в операции «Принципал». P311 был потерян на пути к Ла-Мадделене, но две другие лодки добились определенного успеха в Палермо , спустив на воду две и три колесницы соответственно. « Ульпио Траяно» был потоплен, а у Виминале оторвана корма . Однако цена была высокой: одна подводная лодка и одна колесница были потеряны, а все колесничие, кроме двух, взяты в плен.
  • 18 января 1943 года: «Тандерболт» направил две колесницы в Триполи для проведения операции «Добро пожаловать». Это было сделано для того, чтобы предотвратить потопление блок-кораблей в устье гавани, что лишило бы союзников доступа. И снова частичный успех был достигнут. Это была последняя операция, в которой колесницы перевозились в контейнерах на британских подводных лодках, хотя за ней последовали и другие с колесницами на палубе без контейнеров.
  • 6 мая и 10 июня 1943 года: итальянская майале из Ольтерры , теперь под командованием лейтенанта Эрнесто Нотари, потопила шесть торговых судов союзников в Гибралтаре общим водоизмещением 42 000 тонн.
  • Сентябрь 1943 года: Операция «Источник» представляла собой попытку уничтожить военные корабли, включая « Тирпиц», с помощью миниатюрных подводных лодок X-класса. Из пяти развернутых операций только две оказались успешными. Тирпиц был сильно поврежден, поврежден и выбыл из строя до мая 1944 года. [10]
  • 2 октября 1943 года: более крупный итальянский авианосец длиной 10 метров (33 фута) с четырьмя водолазами под названием Siluro San Bartolomeo , или SSB, собирался атаковать Гибралтар, но Италия сдалась, и атака была отменена.
  • 21 июня 1944 г.: совместная британско-итальянская операция была проведена против судоходства в гавани Специи . Колесницы были перенесены на борт МТБ , а крейсер Больцано был потоплен.
  • 6 июля 1944 года: немецкий корабль типа «Негер» торпедировал Королевского флота тральщики HMS Magic и Cato . [11]
  • 8 июля 1944 года: немецкая торпеда типа «Негер», пилотируемая лейтенантом Поттхастом, серьезно повредила польский легкий крейсер ORP Dragon у берегов Нормандии .
  • 20 июля 1944 года: эсминец Королевского флота HMS Isis подорвался на мине, стоя на якоре в заливе Сены . Считалось, что виновата немецкая живая торпеда. [11]
  • 27–28 октября 1944 года. Британская подводная лодка «Тренчант» перенесла две колесницы Mk 2 (по прозвищу « Тайни» и «Слэшер» ) для атаки на Пхукета гавань в Таиланде . см. британских боевых пловцов-коммандос Для получения дополнительной информации об этой атаке . После этой даты с уверенностью не известно ни о каких боевых действиях пилотируемых торпед в какой-либо войне.
  • 20 ноября 1944 года: военный корабль США «Миссисинева» был потоплен японской пилотируемой торпедой-смертником «Кайтен» .
  • Непосредственный послевоенный период: британские колесницы использовались для разминирования и разминирования затонувших кораблей в гаванях.

Информацию о других событиях см. в разделе «Операции X Flottiglia MAS и британских водолазов-коммандос» .

Некоторые страны, включая Италию, продолжают создавать и использовать пилотируемые торпеды с 1945 года.

Италия [ править ]

Свинья в Таормине , Сицилия.
Кабина Майале
Водонепроницаемый контейнер для почты. Контейнер можно было прикрепить к палубе подводной лодки, чтобы можно было совершить атаку незаметно. В Военно-морском музее ( Museo storico navale ), Венеция.

Первая мировая война [ править ]

  • Раффаэле Россетти в 1918 году создал новое оружие, основанное на его идее торпеды, пилотируемой человеком, которая должна была связываться с вражескими судами под водой и взрываться под корпусом корабля . Это оружие называлось «мигнатта» (пиявка) и было предшественником маиала времен Второй мировой войны и настоящей человеческой торпеды .

Вторая мировая война [ править ]

  • Siluro a Lenta Corsa (итал. Низкоскоростная торпеда — SLC), также известная как Maiale (по-итальянски «свинья», множественное число свиньи ). [12] [13]
  • Силуро Сан Бартоломео (итал. St. Bartholomew Torpedo, также называемый SSB). В деле он никогда не использовался. [3] : 11–13 

Информацию об итальянских пилотируемых торпедных операциях см. в Decima Flottiglia MAS .

После 1945 года [ править ]

  • CE2F/X100 — средство доставки пловцов, выпускаемое после 1945 года. Производились в Италии. Дальность действия 50 миль (80 км). 2 гонщика. У ВМС Пакистана их несколько. Некоторые из них также есть в Индии и Аргентине. [14] Последние обновления включали:

Соединенное Королевство [ править ]

Вторая мировая война [ править ]

  • Chariot Mark 1, длина 6,8 метра (22 фута), ширина 0,9 метра (2 фута 11 дюймов), высота 1,2 метра (3 фута 11 дюймов), скорость 2,5 узла (4,6 км/ч), вес: 1,6 тонны, максимальная глубина погружения : 27 метров (89 футов). Автономность 5 часов (дистанция зависела от течения воды). Рукоятка управления имела форму перевернутой восьмерки. Изготовлено 34 экземпляра. [ нужна ссылка ]
  • Колесница Mark II, длина 30 футов 6 дюймов (9,30 м), диаметр 2 фута 6 дюймов (0,76 м), максимальная высота 3 фута 3 дюйма (0,99 м), вес 5200 фунтов (2400 кг), максимальная скорость 4,5 узла (8,3 км). / ч; 5,2 миль в час), дальность полета 5–6 часов на полной скорости, два гонщика сидели спиной к спине. Изготовлено 30 экземпляров. [15]
Оба типа были изготовлены компанией Stothert & Pitt (производителями кранов) в Бате, Сомерсет .

Германия [ править ]

Вторая мировая война [ править ]

негр [ править ]

Эта крайняя форма настоящей человеческой торпеды. [11] внизу нес вторую торпеду, выпущенную по цели. Он имел максимальную скорость 4 узла (7,4 км/ч) и запас хода около 10 часов на скорости 3 узла. Одно место. Эта пилотируемая торпеда была названа в честь ее изобретателя Рихарда Мора.

Мардер и Бибер [ править ]

Эти очень маленькие подводные лодки несли две торпеды и одного или двух человек. Были и другие типы, которые так и не пошли в производство. нацистской Германии В июле 1944 года Кригсмарине использовала свои человеческие торпеды для беспокойства позиций союзников на якорных стоянках в Нормандии . Хотя они не могли погрузиться под воду, их было трудно наблюдать ночью, и они нанесли несколько потерь союзным судам. [11] Они также использовались для преследования союзных судов во время вторжения на юг Франции, но оказались в значительной степени неэффективными. [16]

Япония [ править ]

Захваченная торпеда Кайтен в музее военного корабля США Боуфин на Гавайях.

Вторая мировая война [ править ]

  • Кайтен . « Кайтен» представляла собой пилотируемую быстродействующую торпеду, предназначенную для полета прямо в цель и на практике становившуюся орудием смертника . Таким образом, ее действие существенно отличалось от человеческой торпеды, используемой итальянскими, британскими и немецкими вооруженными силами.

Россия/СССР [ править ]

После 1945 года [ править ]

США [ править ]

После 1945 года [ править ]

Здесь представлены фотографии и описания современных американских подводных водолазов типа «Колесница», используемых морскими котиками , а также быстроходных надводных лодок, способных погружаться под воду:

Другие страны [ править ]

Аргентина [ править ]

Аргентины ВМС CE2F/X100-T , предназначенный для действий в холодных водах.

В 1950-х годах Аргентина разработала пилотируемые торпеды и специальные мини-подводные лодки, причем последняя имела торпеду, прикрепленную под экипажем из двух человек. Их экипажи обучал Эудженио Волк [ it ] , бывший член итальянской Decima MAS .

Польша [ править ]

В Польше за несколько месяцев до начала Второй мировой войны несколько добровольцев выступили с целью пилотирования торпед против немецких военных кораблей. ничего не удалось добиться Было создано Бюро живых торпед для организации и обучения этих добровольцев, а также подготовки подходящего оборудования, но до немецкого вторжения и оккупации .

Югославия [ править ]

ВМС Югославии не имели пилотируемых торпед, но водолазы использовали подводное устройство под названием R-1 Diver для выполнения различных задач, в том числе: разминирование, проникновение, тайное наблюдение и обеспечение безопасности, а также штурмовые миссии на корабли и военно-морские объекты противника.Эти небольшие аппараты были переданы в состав ВМС Хорватии (HRM) (1991 г.) и Черногории (2007 г.).

Музеи [ править ]

SLC, или «Maiale», выставленный в Museo Sacrario delle Bandiere [ it ] delle Forze Armate в Риме, Италия.

Кино и художественная литература [ править ]

  • Фильм «Валиант» , снятый в 1962 году, повествует о затоплении HMS Valiant в гавани Александрии. Есть даже итальянский фильм 1953 года ( «I sette dell'Orsa Maggiore: Адские рейдеры глубин ») об этом нападении, снятый с участием некоторых реальных членов Decima Flottiglia MAS в качестве актеров второго плана.
  • В фильме «Над нами, волнами » (выпущенном в 1955 году) основное внимание уделяется атаке малолитражной подводной лодки на немецкий линкор «Тирпиц» . В фильме есть сцена боя между британскими и немецкими водолазами у противолодочной сети ; во время настоящей атаки на Тирпиц этого никогда не происходило .
  • Фильм «Тихий враг» (выпущенный в 1958 году) неточно передает реальные события. В частности, в реальном мире не было ни нападения на « Ольтерру» , ни подводного рукопашного боя между итальянскими и британскими водолазами. Дыхательные установки, используемые актерами фильма, изображающими итальянских водолазов, похоже, представляют собой ребризеры британского военно-морского типа , а не настоящие итальянские ребризеры. Три колесницы, показанные в фильме, представляющие итальянские майали , были грубо сделанным реквизитом для фильма .
  • В фильме «Орел приземлился» кратко рассказывается о немецком офицере -десантнике , полковнике, которого играет Майкл Кейн , и его людях, которых отправили укомплектовывать колесницы на Нормандских островах .
  • Ян Флеминг , написавший истории о Джеймсе Бонде служил в военно-морской разведке, дислоцированной в Гибралтаре , во время войны , и, вероятно, был осведомлен об итальянских операциях. Колесница из фильма о Джеймсе Бонде « На секретной службе Ее Величества» представляет собой реалистично выглядящий, но нефункционирующий реквизит. Когда его увидели, он находится в магазине комплектов. Он не принимает участия ни в каких действиях; Действие происходит на горе в Швейцарских Альпах . Подводные аппараты (не в форме колесниц), представленные в фильме о Джеймсе Бонде «Шаровая молния » .
  • В Metal Gear Solid Солид Снейк использует его, чтобы приблизиться к острову Шэдоу Мозес .
  • от Infinity Ward В Call of Duty: Modern Warfare 2 операторы «Оперативной группы 141» используют два из них, чтобы приблизиться к одной из четырех нефтяных вышек. Это происходит в миссии: Единственный легкий день был вчера .
  • В игре Battlestations: Pacific Кайтены и подводные лодки, несущие Кайтен, являются единицами, управляемыми игроком.
  • В Hidden & Dangerous 2 единственная миссия, действие которой происходит в Норвегии, под названием «Операция «Морской волк: паровой трубопровод»» основана на названии неудавшейся операции против Тирпица от 31 октября 1942 года.

См. также [ править ]

  • Кайтен - торпеды с экипажем и корабли-смертники, использовавшиеся Императорским флотом Японии во Второй мировой войне.
  • Водолаз – тактический аквалангист.
  • Взрывная моторная лодка МТ - тип лодки.
  • Миниатюрная подводная лодка - подводная лодка водоизмещением менее 150 тонн.
  • Мокрый переводник - водолазная двигательная установка, работающая под давлением окружающей среды
  • Подводная лодка класса X - подводная лодка класса Midget, построенная для Королевского флота в 1943–44 годах.

Примечания [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Эмилио Бьянки, «человеческая торпеда» – некролог» . Телеграф . 20 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. . Проверено 18 сентября 2018 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Пилотируемые подводные лодки: итальянские смельчаки-торпедоносцы» . История войны . Суверенные СМИ. 26 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 15 декабря 2017 года . Проверено 18 сентября 2018 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Крочиани, Питер; Баттистелли, Пьер Паоло (2013). Элитные подразделения и спецназ ВМС и ВВС Италии 1940–45 (иллюстрированное издание). Издательство Блумсбери. п. 12. ISBN  9781849088589 .
  4. ^ «ПОГРУЖНОЙ АППАРАТ: SSB 'MAIALE' (СВИНЬЯ) ПИЛОТИРОВАННАЯ ТОРПЕДА: ИТАЛЬЯНСКАЯ» . ИМПЕРАТОРСКИЕ ВОЕННЫЕ МУЗЕИ . 2011 . Проверено 18 сентября 2018 г.
  5. ^ «МАЛИДЖЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ПЛАТФОРМА Х-5 КЛАССА» . ИМПЕРАТОРСКИЕ ВОЕННЫЕ МУЗЕИ . 2011 . Проверено 18 сентября 2018 г.
  6. ^ «Негер (Негр) — Сверхмалые подводные лодки — Немецкие подводные лодки Второй мировой войны — Кригсмарине — uboat.net» . uboat.net .
  7. ^ Кемп, Пол (8 января 1999 г.). Сверхмалые подводные лодки Второй мировой войны . Чатем. ISBN  9781861760425 – через Google Книги.
  8. ^ http://www.marina.difesa.it/storia/galleria/viribus.asp Фотографии «Мигнатты», первой человеческой торпеды, изобретенной Раффаэле Россетти, и тонущего «Вирибус Юнитис».
  9. ^ Квик, Д. (1970). «История кислородных подводных дыхательных аппаратов замкнутого цикла» . Королевский военно-морской флот Австралии, Школа подводной медицины . РАНСУМ -1-70. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 20 марта 2009 г. {{cite journal}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  10. ^ «Потерянные герои «Тирпица» » . История Би-би-си . Би-би-си. 17 февраля 2011 года . Проверено 18 сентября 2018 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Браун п. 115
  12. ^ http://www.edencamp.co.uk/hut31/Image3.gif Архивировано 27 февраля 2006 г. в Wayback Machine .
  13. ^ Historical Diving Times , стр. 6–11, содержит несколько больших фотографий одной из них, найденной после Decima Flottiglia MAS # 1941 - нападения на Мальту 26 июля 1941 года.
  14. ^ «Кража меча: ограничение использования террористами современного обычного оружия», стр. 60
  15. ^ стр. 61 и 62, Боевые колесницы , Роберт В. Хобсон, опубл. Ulric Publishing, Черч Стреттон , Шропшир, Англия, 2004 г., ISBN   0-9541997-1-5
  16. ^ Морисон, стр. 278 и 279.
  17. ^ http://specialwarrior.com/wordpress/elite/seal-delivery-vehicle/ [ мертвая ссылка ]
  18. ^ Поиск изображений в Google
  19. ^ «Архивная копия» . www.edencamp.co.uk . Архивировано из оригинала 27 февраля 2006 года . Проверено 11 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  20. ^ «Архивная копия» . www.edencamp.co.uk . Архивировано из оригинала 27 февраля 2006 года . Проверено 11 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )

Ссылки [ править ]

  • Браун, Дэвид. Потери кораблей Второй мировой войны. Оружие и доспехи, Лондон, Великобритания, 1990 г. ISBN   0-85368-802-8 .
  • К. Уоррен и Дж. Бенсон – Над нами волны (Харрап, 1953)
  • Джунио Валерио Боргезе Морские дьяволы (1954)
  • Роберт В. Хобсон – «Колесницы войны» (Ulric Publishing, 2004 г.) ISBN   0-9541997-1-5
  • Джек Грин и Алессандро Массиньяни – Черный принц и морские дьяволы: история принца Валерио Боргезе и элитных подразделений Децима Мас (2004) ISBN   0-306-81311-4
  • Митчелл, Памела – Морские колесницы Ричарда Нетервуда (1998) ISBN   1-872955-16-9

Внешние ссылки [ править ]

СМИ, связанные с пилотируемой торпедой Майале , на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d8c4468ba5e47abe11821861d2681f4__1719067320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/f4/5d8c4468ba5e47abe11821861d2681f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Human torpedo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)