Человеческая торпеда
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Человеческие торпеды или пилотируемые торпеды — это тип водолазной двигательной установки , на которой водолаз ездит, как правило, в сидячем положении за обтекателем . Они использовались в качестве секретного военно-морского оружия во Второй мировой войне . Основная концепция все еще используется.
Это название обычно использовалось для обозначения оружия, которое Италия, а позже (в более крупной версии) Великобритания развернуло в Средиземноморье и использовало для нападения на корабли во вражеских гаванях. Концепция человеко-торпеды иногда использовалась дайверами-любителями , хотя это использование ближе к сверхмалым подводным лодкам .
История распространённых моделей военного времени [ править ]
Концепция небольшой пилотируемой подводной лодки, несущей бомбу, была разработана и запатентована британским военно-морским офицером в 1909 году, но никогда не использовалась во время Первой мировой войны . Итальянский флот экспериментировал с примитивной крошечной подводной лодкой ( Mignatta ), на борту которой находились два человека и маневренная мина : эта лодка успешно потопила австро-венгерский линкор SMS Viribus Unitis 1 ноября 1918 года. [1]
Первой по-настоящему практичной человеческой торпедой стала итальянская «Майале» (прозванная «свиньей», потому что ею было трудно управлять), использовавшаяся во время Второй мировой войны . [2]
Maiale (1,2 кВт приводился в движение электродвигателем мощностью 1,6 лошадиных сил ) в большинстве произведенных единиц, имел максимальную скорость 3 узла (5,6 км / ч) и часто требовал времени в пути до двух часов до цели. Два члена экипажа в водолазных костюмах ехали верхом, каждый из которых был оснащен кислородным ребризером . [1] Они направили корабль к вражескому кораблю. При необходимости «свинья» могла погружаться на глубину 15 метров (49 футов), а гипотетически и на 30 метров (98 футов). [3] По прибытии к цели отделяемая боевая часть выпускалась для использования в качестве маневренной мины . Если они не были обнаружены, операторы уезжали на мини-субмарине в безопасное место.
Разработка началась в 1935 году, но первые 11 экземпляров были завершены только в 1939 году в мастерских Сан-Бартоломео Торпедо в Ла Специи , Италия, за ними последовало еще большее количество. Официальное итальянское название большинства произведенных кораблей было Siluro a Lenta Corsa (SLC или «Тихоходная торпеда»). Были изготовлены две разные модели: Series 100, а затем (в 1942 году) Series 200 с некоторыми улучшениями. [3] К сентябрю 1943 года было построено не менее 50 SLC. [3]
В ходе работы торпеда «Майале» переносилась на другое судно (обычно обычную подводную лодку) и запускалась недалеко от цели. Большинство пилотируемых торпедных операций проводилось ночью и во время новолуния, чтобы снизить риск быть замеченным. Атаки в 1940 году оказались безуспешными, но в 1941 году итальянский флот успешно вошел в гавань Александрии и повредил два британских линкора HMS Queen Elizabeth и HMS Valiant , а также танкер «Сагона» . Этот подвиг побудил британцев разработать собственные торпедные «колесницы». [1]
Последняя итальянская модель, SSB (от Siluro San Bartolomeo , «Сан-Бартоломео Торпедо»), была построена с частично закрытой кабиной , более мощным двигателем и боеголовкой массой 300 кг (660 фунтов) (по сравнению с 220 и 250 кг более ранней модели SLC). (490 и 550 фунтов) боеголовки). Три единицы были изготовлены, но не использовались в эксплуатации, поскольку Италия капитулировала в 1943 году. [4] [3]
Первая британская версия концепции получила название пилотируемая торпеда Chariot . Были изготовлены две модели; Mark I имел длину 20 футов (6,1 м), а Mark II - 30 футов (9,1 м), и оба они подходили для перевозки двух человек. Более поздние версии были крупнее, начиная с оригинальной подводной лодки X-класса , миниатюрной подводной лодки длиной 51 фут (16 м), которая больше не была человеческой торпедой, но имела схожую концепцию. X-класс развивал скорость 6,5 узлов (12,0 км/ч) на поверхности и 5,5 узлов (10,2 км/ч) под водой. Они были предназначены для буксировки в предполагаемый район боевых действий полноразмерной «материнской» подводной лодкой. [5]
К 1943 году немецкий военно-морской флот также разработал пилотируемую торпеду « Негер» , рассчитанную на одного человека, с максимальной скоростью 4 узла (7,4 км/ч) и несущую одну торпеду; частые технические проблемы часто приводили к гибели операторов. Их было изготовлено около 200 штук, и им удалось потопить несколько кораблей. Более поздний Мардер ( по-английски сосновая куница ) имел длину около 27 футов (8,2 м), был более сложным и мог нырять на глубину 27 метров (89 футов), но с очень ограниченной выносливостью. Всего было построено около 500. [2] [6]
Строительство [ править ]
Типичная пилотируемая торпеда имеет винт, гидропланы , вертикальный руль направления. [7] и панель управления с элементами управления для переднего пассажира. Обычно это позволяет двум гонщикам сидеть лицом вперед. У него есть навигационные средства, такие как компас , а в настоящее время современные средства, такие как гидролокатор и GPS- позиционирование, а также модулированные ультразвуковые средства связи. Он может иметь подачу воздуха (или другого дыхательного газа ), поэтому гонщикам не придется сливать воду из собственного аппарата во время езды на нем. В некоторых сиденья для гонщиков закрыты; в других сиденья открыты по бокам, как при сидении верхом на лошади. гонщика В конструкции сиденья предусмотрено место для плавников (если они используются). Существуют плавучие резервуары (обычно четыре: левый носовой, правый носовой, левый кормовой, правый кормовой), которые можно затопить или опорожнить, чтобы отрегулировать плавучесть и положение .
Хронология [ править ]
- 1909: Британский конструктор коммандер Годфри Герберт получил патент на пилотируемую торпеду. отвергло эту идею Во время Первой мировой войны военное министерство как непрактичную и небезопасную.
- 1 ноября 1918 года: двое мужчин с корабля «Регия Марина» , Раффаэле Паолуччи и Раффаэле Россетти , в водолазных костюмах, направили примитивную пилотируемую торпеду (по прозвищу «Мигнатта» или «пиявка») на базу австро-венгерского военно-морского флота в Поле ( Истрия ), где они затонули. австрийский линкор Viribus Unitis и грузовое судно Wien используют мины. У них не было дыхательных аппаратов , поэтому им приходилось держать голову над водой, и поэтому их обнаружили и взяли в плен. [8]
- 1938: В Италии «1 а Flottiglia Mezzi d'Assalto» (Первый флот штурмовых машин) была сформирована в результате исследований и разработок двух человек – майора Тезео Тезеи и майора Элиоса Тоски из итальянского королевского флота. Эта пара возродила идею Паолуччи и Россетти.
- 1940: Командующий Витторио Мокагатта из Королевского флота Италии реорганизовал 1-й флот штурмовых машин в Decima Flottiglia MAS (Десятая легкая флотилия штурмовых машин) или «X-MAS» под командованием Эрнесто Форца . Он тайно производил пилотируемые торпеды и обучал боевых пловцов, называемых нуотатори (итальянский: «пловцы»).
- 26 июля 1941 года. Нападение на гавань Валлетты закончилось катастрофой для X MAS, и майор Тесео Тесей погиб.
- 19 декабря 1941 года: корабль Decima Flottiglia MAS атаковал порт Александрии тремя кораблями Maiale . Линкоры HMS Valiant и Queen Elizabeth 8000 тонн (а также танкер водоизмещением ) были затоплены на мелководье, что вывело их из строя на многие месяцы. Луиджи Дюран де ла Пенн и еще пять пловцов попали в плен. Де ла Пенн был награжден Золотой медалью «За воинскую доблесть» . После войны
- Октябрь 1942 года: две пилотируемые торпеды British Chariot были доставлены на борт шетландского автобусного рыболовного судна «Артур» для атаки «Тирпица» в ходе операции «Титул» . Однажды их выбросило за борт в норвежских водах, но во время шторма оба оторвались от буксирных крюков, и операция провалилась. [9]
- 8 декабря 1942 года. Атака трёх пилотируемых торпед с « Ольтерры» по британским военно-морским объектам была сорвана в Гибралтаре . Трое водолазов были убиты глубинными бомбами, когда британская оборона гавани «яростно отреагировала» на атаку. Среди погибших были лейтенант Личио Визинтини , командир подразделения водолазов на борту « Ольтерры» , старшина Джованни Магро и сержант Сальваторе Леоне из Таормины , Сицилия. Тело Леоне так и не было найдено. Сержант Леоне был награжден Золотой медалью за военную доблесть , а к 50-летию нападения в Общественных садах Таормины был установлен мемориал. Мемориал включает в себя восстановленную майале и описание событий на трех языках.
- 1–2 января 1943 г.: британские подводные лодки Thunderbolt , Trooper и P311 приняли участие в операции «Принципал». P311 был потерян на пути к Ла-Мадделене, но две другие лодки добились определенного успеха в Палермо , спустив на воду две и три колесницы соответственно. « Ульпио Траяно» был потоплен, а у Виминале оторвана корма . Однако цена была высокой: одна подводная лодка и одна колесница были потеряны, а все колесничие, кроме двух, взяты в плен.
- 18 января 1943 года: «Тандерболт» направил две колесницы в Триполи для проведения операции «Добро пожаловать». Это было сделано для того, чтобы предотвратить потопление блок-кораблей в устье гавани, что лишило бы союзников доступа. И снова частичный успех был достигнут. Это была последняя операция, в которой колесницы перевозились в контейнерах на британских подводных лодках, хотя за ней последовали и другие с колесницами на палубе без контейнеров.
- 6 мая и 10 июня 1943 года: итальянская майале из Ольтерры , теперь под командованием лейтенанта Эрнесто Нотари, потопила шесть торговых судов союзников в Гибралтаре общим водоизмещением 42 000 тонн.
- Сентябрь 1943 года: Операция «Источник» представляла собой попытку уничтожить военные корабли, включая « Тирпиц», с помощью миниатюрных подводных лодок X-класса. Из пяти развернутых операций только две оказались успешными. Тирпиц был сильно поврежден, поврежден и выбыл из строя до мая 1944 года. [10]
- 2 октября 1943 года: более крупный итальянский авианосец длиной 10 метров (33 фута) с четырьмя водолазами под названием Siluro San Bartolomeo , или SSB, собирался атаковать Гибралтар, но Италия сдалась, и атака была отменена.
- 21 июня 1944 г.: совместная британско-итальянская операция была проведена против судоходства в гавани Специи . Колесницы были перенесены на борт МТБ , а крейсер Больцано был потоплен.
- 6 июля 1944 года: немецкий корабль типа «Негер» торпедировал Королевского флота тральщики HMS Magic и Cato . [11]
- 8 июля 1944 года: немецкая торпеда типа «Негер», пилотируемая лейтенантом Поттхастом, серьезно повредила польский легкий крейсер ORP Dragon у берегов Нормандии .
- 20 июля 1944 года: эсминец Королевского флота HMS Isis подорвался на мине, стоя на якоре в заливе Сены . Считалось, что виновата немецкая живая торпеда. [11]
- 27–28 октября 1944 года. Британская подводная лодка «Тренчант» перенесла две колесницы Mk 2 (по прозвищу « Тайни» и «Слэшер» ) для атаки на Пхукета гавань в Таиланде . см. британских боевых пловцов-коммандос Для получения дополнительной информации об этой атаке . После этой даты с уверенностью не известно ни о каких боевых действиях пилотируемых торпед в какой-либо войне.
- 20 ноября 1944 года: военный корабль США «Миссисинева» был потоплен японской пилотируемой торпедой-смертником «Кайтен» .
- Непосредственный послевоенный период: британские колесницы использовались для разминирования и разминирования затонувших кораблей в гаванях.
Информацию о других событиях см. в разделе «Операции X Flottiglia MAS и британских водолазов-коммандос» .
Некоторые страны, включая Италию, продолжают создавать и использовать пилотируемые торпеды с 1945 года.
Италия [ править ]
Первая мировая война [ править ]
- Раффаэле Россетти в 1918 году создал новое оружие, основанное на его идее торпеды, пилотируемой человеком, которая должна была связываться с вражескими судами под водой и взрываться под корпусом корабля . Это оружие называлось «мигнатта» (пиявка) и было предшественником маиала времен Второй мировой войны и настоящей человеческой торпеды .
Вторая мировая война [ править ]
- Siluro a Lenta Corsa (итал. Низкоскоростная торпеда — SLC), также известная как Maiale (по-итальянски «свинья», множественное число свиньи ). [12] [13]
- Силуро Сан Бартоломео (итал. St. Bartholomew Torpedo, также называемый SSB). В деле он никогда не использовался. [3] : 11–13
Информацию об итальянских пилотируемых торпедных операциях см. в Decima Flottiglia MAS .
После 1945 года [ править ]
- CE2F/X100 — средство доставки пловцов, выпускаемое после 1945 года. Производились в Италии. Дальность действия 50 миль (80 км). 2 гонщика. У ВМС Пакистана их несколько. Некоторые из них также есть в Индии и Аргентине. [14] Последние обновления включали:
- модуль управления с GPS
- автопилот
- оцифрованный бортовой электроникой
- пусковая установка для пяти мини-торпед LCAW (опция)
Соединенное Королевство [ править ]
Вторая мировая война [ править ]
- Chariot Mark 1, длина 6,8 метра (22 фута), ширина 0,9 метра (2 фута 11 дюймов), высота 1,2 метра (3 фута 11 дюймов), скорость 2,5 узла (4,6 км/ч), вес: 1,6 тонны, максимальная глубина погружения : 27 метров (89 футов). Автономность 5 часов (дистанция зависела от течения воды). Рукоятка управления имела форму перевернутой восьмерки. Изготовлено 34 экземпляра. [ нужна ссылка ]
- Колесница Mark II, длина 30 футов 6 дюймов (9,30 м), диаметр 2 фута 6 дюймов (0,76 м), максимальная высота 3 фута 3 дюйма (0,99 м), вес 5200 фунтов (2400 кг), максимальная скорость 4,5 узла (8,3 км). / ч; 5,2 миль в час), дальность полета 5–6 часов на полной скорости, два гонщика сидели спиной к спине. Изготовлено 30 экземпляров. [15]
- Оба типа были изготовлены компанией Stothert & Pitt (производителями кранов) в Бате, Сомерсет .
Германия [ править ]
Вторая мировая война [ править ]
негр [ править ]
Эта крайняя форма настоящей человеческой торпеды. [11] внизу нес вторую торпеду, выпущенную по цели. Он имел максимальную скорость 4 узла (7,4 км/ч) и запас хода около 10 часов на скорости 3 узла. Одно место. Эта пилотируемая торпеда была названа в честь ее изобретателя Рихарда Мора.
Мардер и Бибер [ править ]
Эти очень маленькие подводные лодки несли две торпеды и одного или двух человек. Были и другие типы, которые так и не пошли в производство. нацистской Германии В июле 1944 года Кригсмарине использовала свои человеческие торпеды для беспокойства позиций союзников на якорных стоянках в Нормандии . Хотя они не могли погрузиться под воду, их было трудно наблюдать ночью, и они нанесли несколько потерь союзным судам. [11] Они также использовались для преследования союзных судов во время вторжения на юг Франции, но оказались в значительной степени неэффективными. [16]
Япония [ править ]
Вторая мировая война [ править ]
- Кайтен . « Кайтен» представляла собой пилотируемую быстродействующую торпеду, предназначенную для полета прямо в цель и на практике становившуюся орудием смертника . Таким образом, ее действие существенно отличалось от человеческой торпеды, используемой итальянскими, британскими и немецкими вооруженными силами.
Россия/СССР [ править ]
После 1945 года [ править ]
- Сирена. Он изготовлен или был изготовлен после 1945 года. Он длиннее британской или итальянской колесницы, поскольку имеет 2 боеголовки. У него 2 гонщика. Он был спроектирован для выхода через подводной лодки торпедный аппарат . См. русских боевых пловцов-десантников .
США [ править ]
После 1945 года [ править ]
Здесь представлены фотографии и описания современных американских подводных водолазов типа «Колесница», используемых морскими котиками , а также быстроходных надводных лодок, способных погружаться под воду:
- Транспортное средство для доставки пловцов (SDV) Транспортное средство для доставки SEAL [17]
- Транспортное устройство для пловца (STD) [18]
Другие страны [ править ]
Аргентина [ править ]
В 1950-х годах Аргентина разработала пилотируемые торпеды и специальные мини-подводные лодки, причем последняя имела торпеду, прикрепленную под экипажем из двух человек. Их экипажи обучал Эудженио Волк , бывший член итальянской Decima MAS .
Польша [ править ]
В Польше за несколько месяцев до начала Второй мировой войны несколько добровольцев выступили с целью пилотирования торпед против немецких военных кораблей. ничего не удалось добиться Было создано Бюро живых торпед для организации и обучения этих добровольцев, а также подготовки подходящего оборудования, но до немецкого вторжения и оккупации .
Югославия [ править ]
ВМС Югославии не имели пилотируемых торпед, но водолазы использовали подводное устройство под названием R-1 Diver для выполнения различных задач, в том числе: разминирование, проникновение, тайное наблюдение и обеспечение безопасности, а также штурмовые миссии на корабли и военно-морские объекты противника.Эти небольшие аппараты были переданы в состав ВМС Хорватии (HRM) (1991 г.) и Черногории (2007 г.).
Музеи [ править ]
- Оригинальные SLC (Siluri Lenta Corsa или «Maiale») выставлены в Музее военно-морской истории Венеции , Италия.
- выставлены на всеобщее обозрение три колесницы В музее Иден-Кэмп недалеко от Малтона, Северный Йоркшир , Англия, :
- Восстановленный оригинальный британский Mark II, который был найден заброшенным на свалке в Портсмуте . [19] В этой конструкции два гонщика сидели спиной к спине.
- Рабочая колесница, изготовленная в 1992 году в Милтон-Кейнсе, внешне внешне напоминающая британскую Mark I военного времени, но с другими внутренними рабочими частями. Его снимали для телевидения. Имеет боеголовки макет . [20] Последний раз его использовали в 2006 году.
- Точная копия итальянского майала, сделанная вскоре после 1945 года той же итальянской фирмой ( Капрони ), которая производила майали военного времени . По состоянию на июль 2008 года он был передан в аренду Национальному морскому музею Корнуолла в Фалмуте, Корнуолл , до конца 2008 года, но по состоянию на 16 марта 2009 года он вернулся в Иден-Кэмп.
- находится Итальянский SSB maiale в Военно-морском музее в Гротоне, штат Коннектикут , США.
Кино и художественная литература [ править ]
- Фильм «Валиант» , снятый в 1962 году, повествует о затоплении HMS Valiant в гавани Александрии. Есть даже итальянский фильм 1953 года ( «I sette dell'Orsa Maggiore: Адские рейдеры глубин ») об этом нападении, снятый с участием некоторых реальных членов Decima Flottiglia MAS в качестве актеров второго плана.
- В фильме «Над нами, волнами » (выпущенном в 1955 году) основное внимание уделяется атаке малолитражной подводной лодки на немецкий линкор «Тирпиц» . В фильме есть сцена боя между британскими и немецкими водолазами у противолодочной сети ; во время настоящей атаки на Тирпиц этого никогда не происходило .
- Фильм «Тихий враг» (выпущенный в 1958 году) неточно передает реальные события. В частности, в реальном мире не было ни нападения на « Ольтерру» , ни подводного рукопашного боя между итальянскими и британскими водолазами. Дыхательные установки, используемые актерами фильма, изображающими итальянских водолазов, похоже, представляют собой ребризеры британского военно-морского типа , а не настоящие итальянские ребризеры. Три колесницы, показанные в фильме, представляющие итальянские майали , были грубо сделанным реквизитом для фильма .
- В фильме «Орел приземлился» кратко рассказывается о немецком офицере -десантнике , полковнике, которого играет Майкл Кейн , и его людях, которых отправили укомплектовывать колесницы на Нормандских островах .
- Ян Флеминг , написавший истории о Джеймсе Бонде служил в военно-морской разведке, дислоцированной в Гибралтаре , во время войны , и, вероятно, был осведомлен об итальянских операциях. Колесница из фильма о Джеймсе Бонде « На секретной службе Ее Величества» представляет собой реалистично выглядящий, но нефункционирующий реквизит. Когда его увидели, он находится в магазине комплектов. Он не принимает участия ни в каких действиях; Действие происходит на горе в Швейцарских Альпах . Подводные аппараты (не в форме колесниц), представленные в фильме о Джеймсе Бонде «Шаровая молния » .
- В Metal Gear Solid Солид Снейк использует его, чтобы приблизиться к острову Шэдоу Мозес .
- от Infinity Ward В Call of Duty: Modern Warfare 2 операторы «Оперативной группы 141» используют два из них, чтобы приблизиться к одной из четырех нефтяных вышек. Это происходит в миссии: Единственный легкий день был вчера .
- В игре Battlestations: Pacific Кайтены и подводные лодки, несущие Кайтен, являются единицами, управляемыми игроком.
- В Hidden & Dangerous 2 единственная миссия, действие которой происходит в Норвегии, под названием «Операция «Морской волк: паровой трубопровод»» основана на названии неудавшейся операции против Тирпица от 31 октября 1942 года.
См. также [ править ]
- Кайтен - торпеды с экипажем и корабли-смертники, использовавшиеся Императорским флотом Японии во Второй мировой войне.
- Водолаз – тактический аквалангист.
- Взрывная моторная лодка МТ - тип лодки.
- Миниатюрная подводная лодка - подводная лодка водоизмещением менее 150 тонн.
- Мокрый переводник - водолазная двигательная установка, работающая под давлением окружающей среды
- Подводная лодка класса X - подводная лодка класса Midget, построенная для Королевского флота в 1943–44 годах.
Примечания [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Эмилио Бьянки, «человеческая торпеда» – некролог» . Телеграф . 20 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Пилотируемые подводные лодки: итальянские смельчаки-торпедоносцы» . История войны . Суверенные СМИ. 26 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 15 декабря 2017 года . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Крочиани, Питер; Баттистелли, Пьер Паоло (2013). Элитные подразделения и спецназ ВМС и ВВС Италии 1940–45 (иллюстрированное издание). Издательство Блумсбери. п. 12. ISBN 9781849088589 .
- ^ «ПОГРУЖНОЙ АППАРАТ: SSB 'MAIALE' (СВИНЬЯ) ПИЛОТИРОВАННАЯ ТОРПЕДА: ИТАЛЬЯНСКАЯ» . ИМПЕРАТОРСКИЕ ВОЕННЫЕ МУЗЕИ . 2011 . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ «МАЛИДЖЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ПЛАТФОРМА Х-5 КЛАССА» . ИМПЕРАТОРСКИЕ ВОЕННЫЕ МУЗЕИ . 2011 . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ «Негер (Негр) — Сверхмалые подводные лодки — Немецкие подводные лодки Второй мировой войны — Кригсмарине — uboat.net» . uboat.net .
- ^ Кемп, Пол (8 января 1999 г.). Сверхмалые подводные лодки Второй мировой войны . Чатем. ISBN 9781861760425 – через Google Книги.
- ^ http://www.marina.difesa.it/storia/galleria/viribus.asp Фотографии «Мигнатты», первой человеческой торпеды, изобретенной Раффаэле Россетти, и тонущего «Вирибус Юнитис».
- ^ Квик, Д. (1970). «История кислородных подводных дыхательных аппаратов замкнутого цикла» . Королевский военно-морской флот Австралии, Школа подводной медицины . РАНСУМ -1-70. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 20 марта 2009 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Потерянные герои «Тирпица» » . История Би-би-си . Би-би-си. 17 февраля 2011 года . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Браун п. 115
- ^ http://www.edencamp.co.uk/hut31/Image3.gif Архивировано 27 февраля 2006 г. в Wayback Machine .
- ^ Historical Diving Times , стр. 6–11, содержит несколько больших фотографий одной из них, найденной после Decima Flottiglia MAS # 1941 - нападения на Мальту 26 июля 1941 года.
- ^ «Кража меча: ограничение использования террористами современного обычного оружия», стр. 60
- ^ стр. 61 и 62, Боевые колесницы , Роберт В. Хобсон, опубл. Ulric Publishing, Черч Стреттон , Шропшир, Англия, 2004 г., ISBN 0-9541997-1-5
- ^ Морисон, стр. 278 и 279.
- ^ http://specialwarrior.com/wordpress/elite/seal-delivery-vehicle/ [ мертвая ссылка ]
- ^ Поиск изображений в Google
- ^ «Архивная копия» . www.edencamp.co.uk . Архивировано из оригинала 27 февраля 2006 года . Проверено 11 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . www.edencamp.co.uk . Архивировано из оригинала 27 февраля 2006 года . Проверено 11 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
Ссылки [ править ]
- Браун, Дэвид. Потери кораблей Второй мировой войны. Оружие и доспехи, Лондон, Великобритания, 1990 г. ISBN 0-85368-802-8 .
- К. Уоррен и Дж. Бенсон – Над нами волны (Харрап, 1953)
- Джунио Валерио Боргезе – Морские дьяволы (1954)
- Роберт В. Хобсон – «Колесницы войны» (Ulric Publishing, 2004 г.) ISBN 0-9541997-1-5
- Джек Грин и Алессандро Массиньяни – Черный принц и морские дьяволы: история принца Валерио Боргезе и элитных подразделений Децима Мас (2004) ISBN 0-306-81311-4
- Митчелл, Памела – Морские колесницы Ричарда Нетервуда (1998) ISBN 1-872955-16-9
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с пилотируемой торпедой Майале , на Викискладе?