Jump to content

Менсун Связанный

Менсун Связанный
Рожденный ( 1953-02-04 ) 4 февраля 1953 г. (71 год)
Национальность Британский
Академическое образование
Альма-матер Университет Фэрли Дикинсон
Университет Рутгерса
Академическая работа
Дисциплина Подводная археология
Учреждения Оксфордский университет

Менсун Баунд (родился 4 февраля 1953 г.) — британский морской археолог, родившийся в Стэнли, Фолклендские острова . Он наиболее известен как руководитель исследований двух экспедиций в море Уэдделла, которые привели к повторному открытию « Эндюранс» . [1] в котором сэр Эрнест Шеклтон и команда из 27 человек отправились в Антарктику в рамках Императорской трансантарктической экспедиции 1914–1917 годов . Корабль затонул после того, как его раздавило льдами 21 ноября 1915 года. Он был заново открыт экспедицией Endurance22 5 марта 2022 года. [1]

Он также известен тем, что руководил раскопками затонувшего этрусского корабля VI века до нашей эры у острова Джильо в Италии. [2] старейшее известное кораблекрушение архаической эпохи и Хойанский груз, который произвел революцию в понимании мин-вьетнамского фарфора из художественно-исторического Золотого века Вьетнама. [3] [4]

В 2014–2015 годах Баунд руководил поисками Имперской немецкой восточноазиатской эскадры , затонувшей во время битвы за Фолклендские острова в 1914 году, и с тех пор участвовал в исследованиях AUV и ROV на глубинах до 6000 м. В конце концов он обнаружил флагман эскадры SMS Scharnhorst в апреле 2019 года, через 105 лет после ее затопления. [5]

Канал Discovery назвал Баунда «Индианой Джонсом из глубин». [4]

Молодость образование и

Баунд родился 4 февраля 1953 года в Стэнли, Фолклендские острова . Он островитянин в пятом поколении, чей прапрадед, Джеймс Биггс, прибыл с первыми колонистами в Порт-Луи на бриге « Хебе» в январе 1842 года. Его прадед, Уильям Биггс, был первым, кто поднял Юнион Джек, когда поселение было перенесено в гавань Джексона (ныне Порт-Стэнли) в 1843–1844 годах. [6] [7] Раннее образование Баунд получил на Фолклендских островах и в Монтевидео, Уругвай. После средней школы работал в море на пароходе «Дарвин». В 1972 году он получил стипендию Фонда Леопольда Шеппа для обучения в Университете Фэрли Дикинсона в Нью-Джерси , который окончил с отличием по древней истории. Получив дополнительную степень в области классического искусства и археологии в Университете Рутгерса , также в Нью-Джерси, он работал научным сотрудником по греческой керамике в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. В 1976 году он получил стипендию Содружества в Линкольн -колледже Оксфордского университета для изучения классической археологии. В 1985 году ему была предоставлена ​​младшая исследовательская стипендия в колледже Святой Екатерины Оксфордского университета. В то же время под председательством Алана Баллока он был назначен директором Оксфордского университета MARE, [3] первое академическое морское археологическое подразделение в Англии. В 1994 году он стал научным сотрудником Тритона по морской археологии в колледже Св. Петра в Оксфорде. Он ушел из академической жизни в 2013 году, чтобы заняться глубоководной археологией.

Ранний археологический опыт [ править ]

Студенческий опыт Баунда в качестве археолога проходил на суше, где он работал на участках римских вилл за пределами Рима. [8] и различные сайты в английском Мидлендсе. Карьера подводного археолога Баунда началась в 1979 году, когда он работал с Джорджем Бассом из Института морской археологии в Техасе на объектах у побережья Турции. За этим последовало кораблекрушение «Мадраг де Жьен» у юга Франции и « Мэри Роуз» в Англии. [9]

Основные раскопки и исследования [ править ]

  • Крушение Джильо. 1981–86. Остров Джильо . Греческое или этрусское затонувшее судно 600 г. до н.э. на глубине 50 м в заливе Кампезе на острове Джильо, обнаруженное в начале 1960-х годов британским дайвером Реджем Валлинтайном. В период с 1982 по 1986 год затонувший корабль, греческий или этрусский, раскапывался командой Оксфордского университета под руководством Баунда. [10]
    Изящные изделия из этого места состояли в основном из коринфских, лаконских, ионических и этрусских тканей самых разных форм. Некоторые из них были нарисованы человеческими фигурами, животными, цветами и мифологическими мотивами. Сосуды для хранения (амфоры) имели этрусское, самосское, восточно-греческое и пунико-финикийское происхождение; некоторые содержали смолу, оливки и оливковое масло. Другие находки включали янтарь, лампы, наконечники стрел, части шлемов, медные самородки, железные прутья, игровые кости, музыкальные трубы, [11] деревянная дощечка для письма, штангенциркули, слитки свинца и меди. [12] Сохранившаяся корабельная древесина демонстрирует технику «шитья» столярных изделий.
    Весь верхний этаж национального подводного музея в Порто-Санто-Стефано посвящен находкам с корабля Джильо. Материал занимает весь верхний этаж Национального подводного археологического музея в Порто-Санто-Стефано. [13]
  • Хойан , Вьетнам. 1997–99. Затонувший корабль «Хойан» представлял собой джонку середины XV века, затерянную в Южно-Китайском море, в 22 километрах к западу от мыса Дананг, с грузом вьетнамского фарфора, изготовленного в Ку Дао в дельте Красной реки. Раскопки в Хойане, лицензированные министром культуры Вьетнама, были «самыми глубокими и полномасштабными археологическими раскопками, когда-либо предпринятыми» (от 70 до 80 м) и одним из немногих случаев, когда погружения с насыщением . для раскопок затонувшего судна использовались методы [3] [14] [15] Раскопки, в которых участвовали три больших судна, три глубоководных буксира, две канонерские лодки для охраны и более 150 человек, заняли четыре года и обошлись в 14 миллионов долларов США.
    Погружение осуществлялось круглосуточно, максимальная глубина погружения составляла 82 метра. Применялись методы погружения с насыщением, при которых дайверы жили в герметичных модулях на палубе и доставлялись на место и обратно в водолазном колоколе. [3] После раскопок разграбление объекта возобновилось.
    В шести различных вьетнамских музеях в постоянной экспозиции хранятся основные коллекции затонувших кораблей; Основные находки выставлены в Национальном музее Ханоя .
  • Немецкий «карманный» линкор «Адмирал Граф Шпее» , Ривер Плейт. 1997. Баунд провел первое археологическое исследование «Адмирал граф Шпее». затопленного корабля [16] недалеко от Монтевидео после битвы на реке Плейт в декабре 1939 года. В 2004 году была начата спасательная операция «при финансировании Германии и поддержке правительства Уругвая». [17] Обломки корабля были обнаружены путем протаскивания якоря по воде. Обзор бокового обзора показал, что затонувший корабль находился в вертикальном положении, но кренился на правый борт и что он разделился на две части, причем разделение произошло там, где кормовая башня взорвалась во время затопления.
    После обследования Bound получил разрешение от ВМС Уругвая и Министерства культуры на возвращение одного из 5,9-дюймовых орудий, которое сейчас выставлено возле морского музея в Монтевидео.
    В последующие годы Баунд был частью небольшой команды (вместе с Эчегарай, Бадо и Серхио Прончуком). [18] что поднял дальномер [19] (сейчас выставлен возле ворот порта Монтевидео) и бронзовый орел на корме корабля. [20] Из-за нацистского символа, удерживаемого в когтях, возвращение орла вызвало споры, и после двухмесячного показа в отеле Монтевидео орел был помещен на хранение в запечатанный ящик на складе ВМФ; Уругвайский суд постановил продать орла на аукционе. [21]
  • HMS Агамемнон . Мальдонадо Бэй, Уругвай. 1993. 1997–98. В 1997 году Баунд возглавил обследование третьего линейного корабля HMS Agamemnon (построен в 1781 году). Это был первый крупный командный корабль лорда Нельсона , корабль, на котором он впервые сражался с французами и который в 1805 году входил в состав его колонны в битве при Трафальгаре . Это был также корабль, на котором он впервые встретил леди Гамильтон. В 1809 году корабль затерялся в заливе Мальдонадо недалеко от устья реки Плейт. Главным результатом изысканий стало обнаружение пушки [22] которая, учитывая количество пробоин, была подтверждена Вулиджским арсеналом как единственная существующая пушка, из которой можно доказать, что она стреляла в Трафальгарской битве. [23] Пушка хранилась на военно-морской верфи Уругвая и сейчас выставлена ​​в Военно-морском музее Монтевидео , Уругвай. Другие артефакты выставлены в Музее Баклера Харда , где был построен корабль.
  • Кораблекрушение Махдия , Тунис. 1993 и 1996 годы. Обнаружен греческими ныряльщиками за губками в 1907 году. Исследование проводилось совместно с Фетти Челби из Института. Нат. де Патримуан из Туниса. [24] Римское затонувшее судно I века до нашей эры с «огромным количеством древностей», в том числе семьюдесятью аттическими мраморными колоннами, семью мраморными головами и бюстами в натуральную величину, а также множеством бронзовых скульптур, в том числе статуей крылатого юноши и гермы Диониса. [25] Ранние находки выставлены в музее Бардо , Тунис.
  • Осмотр Пунического порта, Марсала, Сицилия. 1982–83. Совместно с профессором Джоккино Фальсоне из Университета Палермо . Находки состояли в основном из амфор пунического и римского происхождения, которые сейчас выставлены или хранятся в Антикваре Марсалы , а также предметов изысканной посуды и скульптуры. [9]
  • Исследование сообщаемого крушения у острова Джаннутри , Тоскана. 1983. Было обнаружено, что «затонувшее судно» представляло собой якорную стоянку, где корабли-убежища сбрасывали свои отходы. Амфора и разбитая посуда римского происхождения возрастом около 300 лет. Материал находится на хранении в Управлении археологии Тосканы.
  • Исследование затонувшего римского корабля в 60 метрах от Пунта Фенайо, остров Джильо . 1983 год. На корабле находились Туби Фитилли и амфоры североафриканского происхождения. Материал находится на хранении в Управлении археологии Тосканы.
  • Исследование глубоководного этрусского затонувшего корабля VI века у острова Гальбучина в Джильо . 1983. Этрусские и пунические амфоры. Материал находится на хранении в Управлении археологии Тосканы.
  • Фолклендские острова . 1983–84. Осмотр огромных парусных кораблей XIX и XX веков.
  • Римская развалина. Пунто Дьяволо, остров Монтекристо . 1985–87. Разбросанные на глубине 60–75 м затонувшие корабли, содержащие амфоры типа Pelichet 47 Roma. Материал находится на хранении в Управлении археологии Тосканы.
  • Пунта Габианнара, остров Джильо . 1986. Обследование и восстановление остатков римского корабля. Материалы хранятся в Управлении археологии Тосканы.
  • Затонувший корабль Датилло, остров Панарея , Липари архипелаг , Эолийские острова . 1986–89. IV век до нашей эры. Черноглазурные изделия (лампы, тарелки, блюда, чаши, чашки), находящиеся в затопленном действующем вулкане. [26] Материал с выставки в Музее Липари.
  • Осмотр римского затонувшего корабля I века нашей эры у скал Формиш, остров Панарея, Эолийские острова . 1987. Красная посуда и римские амфоры. Материал на хранении в Музее Липари.
  • Закинтос , Греция. 1990–92. Совместно с Катериной Деллапорта. Исследование и раскопки затонувших кораблей венецианского периода. Часть груза составлял фундук. Материал на хранении в Эфорате подводных древностей Греции.
  • Остров Горгона , Тирренское море, Италия. 1990–92. Осмотр затонувшего корабля византийского периода у итальянского острова-тюрьмы.
  • HMS Endymion , острова Тёркс и Кайкос . 1992. Исследование затонувших кораблей для Национального музея Теркс и Кайкос.
  • Гибралтар . 1992–93. 1995 г. Обследование артиллерийской площадки перед портом. Проведено для Музея Гибралтара.
  • Рил , Уэльс. 1992–93. Осмотр огромных парусных кораблей XIX века.
  • Сальвадор. Ривер Плейт , Уругвай. Корабль с боеприпасами начала XIX века. Работы были прекращены, когда на объекте было обнаружено большое количество человеческих останков. Сотрудничал с Департаментом по наследству правительства Уругвая.
  • Баунд Скерри , Шетландские острова, 1993–94 гг. Совместно с Тимом Шарпом. Датский военный корабль «Врангельс-Пале» , погибший в 1687 году. Материалы на хранении в Шетландском музее .
  • Крушение елизаветинского периода Олдерни . 1993–2013 гг. Совместно с Майком Бойером. Корабль елизаветинской эпохи с грузом боеприпасов времен войн во Франции. [4] Обнаружены три пушки и остатки тюдоровского оружия, керамики и тюдоровских орудий. [27] Пушки, мечи, мушкеты, пороховницы, доспехи: выставлены или хранятся в музее Олдерни .
  • Огромные парусные корабли мыса Горн вокруг Фолклендских островов , Южной Георгии и Патагонии . 1994. Общий обзор. В частности, Джелум , Чарльз Купер и леди Элизабет в Порт-Стэнли и викарий Брея в Гусь-Грин.
  • Малаккский пролив . 1995. Голландский житель Ост-Индии проиграл битву у мыса Рачадо в 1606 году. Раскопки проводились по заказу правительства Малайзии. Оружие, керамика, серебро 8 настоящих монет. Все материалы хранятся или выставлены в Национальном музее Малайзии .
  • Острова Зеленого Мыса 1998–2001 гг. Соконсультант Маргарет Рул по обследованию трех мест затонувших кораблей вокруг архипелага.
  • Затонувший форт Сан-Себастьян , остров Мозамбик, Восточная Африка. 2001–03. Синий и белый фарфор Мин, торговые бусы и золото. По лицензии и в сотрудничестве с Министерством культуры Мапуту.
  • Южные океаны . Руководил пятимесячными поисками на глубине до 300 метров в Южном океане потерянного флота графа фон Шпее с 1914 года. В декабре 2019 года было объявлено, что он обнаружил место крушения SMS Scharnhorst . [5]
  • Морская экспедиция Уэдделла 2019 . Директор по разведке. Основной задачей экспедиции было исследование шельфового ледника Ларсена С и вторая попытка найти корабль Эрнеста Шеклтона « Эндьюранс» , затонувший подо льдом в 1915 году. От охоты пришлось отказаться, когда автономный подводный аппарат (АНПА), проводивший поиск морского дна, не прибыл в запрограммированную точку встречи с кораблем. [28]
  • Море Уэдделла , Антарктида , 2022 год. Руководитель разведки экспедиции «Эндьюранс- 22», базирующейся на борту SA Agulhas II , в поисках затонувшего корабля «Эндьюранс» , флагмана Имперской трансантарктической экспедиции сэра Эрнеста Шеклтона. Экспедиция обнаружила корабль в «замечательном состоянии» 5 марта 2022 года. [29]

Публикации [ править ]

Баунд является автором или редактором более 100 статей и нескольких книг по археологии. Шеклтона, В октябре 2022 года отчет Баунда о двух экспедициях в море Уэдделла, которые привели к повторному открытию « Эндюранс» был опубликован под названием «Корабль подо льдом» Пэна Макмиллана. [30] Пятизвездочный обзор книги Саймона Гриффита из The Mail on Sunday. [31] сказал, что «повествование дает трещину вместе с темпом хорошо созданного триллера», а Роберт Крэмптон в «Таймс» назвал его «отрадно длинным в логистических деталях и, соответственно, лишенным полета фантазии». [32] Другие книги Баунда включают «Раскопки военных кораблей» (ред.), [33] Потерянные корабли (Саймон и Шустер), [34] Археология военных кораблей , [35] Подводная археология на Эолийских островах, [36] (Пунгитопо) и «Корабль, затерянный около Олдерни» с Джейсоном Монаганом . [37] Среди книг о творчестве Баунда - «Море дракона» Ф. Поупа (Penguin Books). [3] о раскопках Южно-Китайского моря ; Корабль Тарквиния (Сувенирная пресса) автора Макки, [38] на раскопках корабля Джильо . Также в детской книге Д. Торнтона «В поисках самых старых кораблекрушений в мире» рассказывается история корабля «Джильо». [39]

и Другая награды деятельность

Баунд является попечителем Фонда Фолклендских островов, Всемирного корабельного фонда, Совета Общества морской археологии, Морского фонда Олдерни, Музея друзей Фолклендских островов и Фонда морского наследия Фолклендских островов.

Он организовал четыре международные конференции по морской археологии (двухдневная конференция в Национальном морском музее «Археология военных кораблей»; [35] двухдневная конференция по «Археологии пресной воды», Univ. Бангора; «Морская археология в Италии», Ин-т. Археология, Лондон; «Металлы моря», Оксфорд). Он является членом Клуба исследователей Нью-Йорка.

Он читал лекции по морской археологии для Британского Совета , а также для ряда музеев, университетов, научных обществ, археологических организаций и круизных лайнеров. Редактировал серию книг, проводил гостевые стипендии (Университет Северного Уэльса), проводил курсовые работы и был докторантом. Среди его наград - «Дайвер года в Италии» в 1985 году, а в 1992 году он получил медальон Колина Маклеода от Британского подводного клуба за «Содействие международному сотрудничеству в области дайвинга». [40]

Документальные фильмы [ править ]

Работа Баунда была в центре внимания многих документальных фильмов в Англии, Италии и США, в том числе отмеченного наградами четырехсерийного сериала под названием « Потерянные корабли» канала Discovery , в котором рассказывалось об «Агамемноне» , затонувшем Хойане, «Графе Шпее» и « Графе Шпее». Корабль Махдия. BBC « сняла несколько документальных фильмов о работе Баунда, в том числе Потерянные ружья королевы Елизаветы» о восстановлении, воспроизведении и испытательных стрельбах железной пушки елизаветинской эпохи после крушения Олдерни. [27] «Потерянные корабли — Охота на суперфлот кайзера» , снятый TVT Productions для канала Smithsonian Channel, рассказывает о поисках Баундом затерянного флота в битве за Фолклендские острова в 1914 году. [41]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Новости Би-би-си, 9.3.22
  2. ^ «Привязанный Менсун - этрусское кораблекрушение и презентация флейты - Остров Джильо» . Ютуб .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Папа, Фрэнк (2007). Драконье море . Пингвин. ISBN  9780718150013 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Знакомство с директором раскопок» . BBC.com . Би-би-си . Проверено 28 марта 2020 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «У берегов Фолклендских островов обнаружен затонувший немецкий корабль времен Первой мировой войны «Шарнхорст»» . Новости Би-би-си . 5 декабря 2019 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
  6. ^ Странно, Ян Дж (26 января 1984 г.). Фолклендские острова . Дэвид и Чарльз. ISBN  978-0715385319 .
  7. ^ Биггс, Джеймс (1 июня 2008 г.). Биографический словарь Фолклендских островов . Дэвид Тэтэм. ISBN  978-0955898501 .
  8. ^ «Виллы Виа Габина» . Университет Райса . Проверено 4 апреля 2020 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дингеманс, Тимоти Г. «Оксфордская группа морской археологии: первые десять лет MARE» . № Весна 1991 г. Морская история. стр. 22–24 . Проверено 29 марта 2020 г.
  10. ^ Баунд, М.; Валлинтайн, Р. (1983). «Затонувший корабль возможного этрусского происхождения у острова Джильо». Международный журнал морской археологии . 12 (2): 113–122. Бибкод : 1983IJNAr..12..113B . дои : 10.1111/j.1095-9270.1983.tb00120.x . ISSN   1095-9270 .
  11. ^ «Привязанный Менсун - этрусское кораблекрушение и презентация флейты - Остров Джильо» . Ютуб .
  12. ^ Нардо, Ливио. «Архаическая этрусская торговля в Северном Тирренском море: археологические свидетельства кораблекрушений от острова Джильо до Южной Франции» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  13. ^ «Постоянные экспозиции испанской крепости: затопленные воспоминания и корабелы» . Музей Мареммы . Проверено 29 марта 2020 г.
  14. ^ Связанный, Менсун (2001). «Аспекты крушения Хойана: посуда, бутылки, статуэтки и хронология». Таоци, Ежегодный обзор Французского общества изучения восточной керамики, Париж : 95–103.
  15. ^ Фэй, Ким. «Клад Хойана, часть первая — Раскопки» . Вещи азиатские . Проверено 28 марта 2020 г.
  16. ^ «Конец графа Шпее» . Хранитель . Проверено 4 апреля 2020 г.
  17. ^ Роча, январь (23 января 2004 г.). «Спасательная команда в трехлетнем плане по поднятию Графа Шпее» . Хранитель . Проверено 4 апреля 2020 г.
  18. ^ «Нацистский символ, обнаруженный на военном корабле времен Второй мировой войны» . Диверне . Проверено 4 апреля 2020 г.
  19. ^ «Восстановлен дальномер Графа Шпее» . Меркопресс . Проверено 28 марта 2020 г.
  20. ^ «Последнее кораблекрушение немецкого линкора - выход на Менсун» . Ютуб . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года.
  21. ^ «Суд Уругвая обязал правительство продать нацистскому бронзовому орлу с линкора» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс. 21 июня 2019 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
  22. ^ «Призрак Трафальгарского кораблекрушения с Менсуном на пути» . Ютуб . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года.
  23. ^ «Мифический каньон в Пунта-дель-Эсте» . Страна . 15 сентября 2017 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
  24. ^ «Кораблекрушение «Галеры богов» — с привязкой Менсуна» . Ютуб . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года.
  25. ^ «Оксфордский проект римской экономики: Махдия» . Оксфордский проект римской экономики . Проверено 4 апреля 2020 г.
  26. ^ Связанный, Менсун (1989). «Крушение Даттило (Панарея, Эолийские острова): отчет первого сезона». Международный журнал морской археологии . 18 (3): 203–219. Бибкод : 1989IJNAr..18..203B . дои : 10.1111/j.1095-9270.1989.tb00197.x . ISSN   1095-9270 .
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «BBC Two — Timewatch, 2008–2009, Потерянное оружие королевы Елизаветы» . Би-би-си .
  28. ^ Амос, Джонатан (14 февраля 2019 г.). «Поиски пропавшего корабля Шеклтона «Эндьюранс» отменены» . Би-би-си . Проверено 2 апреля 2020 г.
  29. ^ Амос, Джонатан (9 марта 2022 г.). «Эндьюранс: потерянный корабль Шеклтона найден в Антарктике» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 9 марта 2022 года . Проверено 9 марта 2022 г.
  30. ^ Связанный, Менсун (2022). Корабль подо льдом: открытие «Эндюранс» Шеклтона . Лондон. ISBN  978-1-0350-0841-4 . OCLC   1346306111 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  31. ^ Гриффит, Саймон (13 ноября 2022 г.). «Эпический подвиг выносливости подо льдом». Почта в воскресенье .
  32. ^ Крэмптон, Роберт (22 октября 2022 г.). «Таймс» . Проверено 13 ноября 2022 г.
  33. ^ «Раскопки военных кораблей [серия № 2 по международной морской археологии] Баунда, Менсуна [редактора]: (1998) | McLaren Books Ltd., ABA (партнер), PBFA» . www.abebooks.co.uk .
  34. ^ «9780684852515: Потерянные корабли — AbeBooks — Bound, Mensun: 0684852519» . www.abebooks.co.uk .
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «9780904614527: Археология военных кораблей: Международная конференция: Избранные статьи (Международная морская археология С.) - AbeBooks: 0904614522» . www.abebooks.co.uk .
  36. ^ Связанный, Менсун (август 1992 г.). Подводная археология на Эолийских островах - Mensun Bound - 2 отзыва - Метла мясника - Другое - Итальянский - Anobii . Метла мясника. ISBN  9788885328396 .
  37. ^ Связанный, Менсун (1 октября 2001 г.). Заброшенный корабль около Олдерни . Олдерни. ISBN  978-0954159504 .
  38. ^ Макки, Александр (24 октября 1985 г.). Корабль Тарквиния . Сувенирные книги. ISBN  978-0285626522 .
  39. ^ Торнтон, Дэвид (1 декабря 1987 г.). Поиски древнейших кораблекрушений в мире . Д. и Дж. Торнтон. ISBN  978-0907339281 .
  40. ^ «Юбилейная премия Колина Маклеода» . Британский подводный клуб . Проверено 28 марта 2020 г.
  41. ^ Потерянные корабли: Охота на суперфлот кайзера (телепроизводство). ТВТ Продакшн. .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b066edb873802ae8da31b135b6b26b5__1700917620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/b5/9b066edb873802ae8da31b135b6b26b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mensun Bound - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)