Р-2 Мала Средство доставки пловцов класса
Хорватский Р-2М Мала , фотография 2010 года. | |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Верфь специальных средств (БСО), Сплит , Хорватия |
Операторы | СФР ВМС Югославии |
Предшественник | Р-1 -класс |
Общие характеристики | |
Смещение | Пустой: 1400 кг (3100 фунтов) |
Длина | 4,8 м (15 футов 9 дюймов) |
Луч | 1,4 м (4 фута 7 дюймов) |
Движение |
|
Скорость | Максимум: 4,4 узла (8,1 км/ч; 5,1 миль в час) |
Глубина испытания | Рабочая глубина: 15–60 м (49 футов 3 дюйма – 196 футов 10 дюймов) Максимальная глубина: 100 м (328 футов 1 дюйм) |
Дополнение | 2 |
Вооружение | 2 мины по 50 кг (110 фунтов) |
R -2 Mala — это класс пловцов-носителей доставки (SDV), построенных для югославского , а затем и хорватского военно-морского флота . Двухместные мокрые SDV используются для перевозки военно-морских коммандос во враждебные воды, где они будут совершать диверсии против военных кораблей и береговых объектов противника. Оружие, имеющееся в их распоряжении, включало в себя мины .
С началом хорватской войны за независимость СДВ, состоявшие на вооружении ВМС Югославии, были передислоцированы в Союзную Республику Югославию . Две новые машины были построены для ВМС Хорватии в 1990-х годах, а небольшое количество этих машин было также экспортировано в Сирию и Швецию до войны.
Описание [ править ]
институте Бродарского (BI) Разработанные в Загребском средства доставки пловцов R -2 Mala предназначались для перевозки военно-морского спецназа, вооруженного двумя 50-килограммовыми (110 фунтами) минами-медведями, в водах, контролируемых противником. Достигнув района боевых действий, водолазы ставили машину на якорь и продолжали плыть самостоятельно, пока не достигли своих целей, включая военные корабли в порту или другие прибрежные объекты. [1] [2]
SDV были построены из алюминия и плексигласа с закрытым мокрым боевым отделением . [2] Силовая установка состояла из одного мощностью 3,5–4,5 кВт (4,7–6,0 л.с.), электродвигателя установленного на одном валу, что позволяло им развивать максимальную скорость 4,4 узла (8,1 км / ч; 5,1 миль в час) и крейсерскую скорость 3,7 узла (6,9 км). /ч; 4,3 миль в час). Двигаясь с максимальной скоростью, они имеют дальность действия 18 миль (33 км; 21 миля), увеличивающуюся до 23 миль (43 км; 26 миль), если двигаться с крейсерской скоростью. [3]
Нормальная рабочая глубина составляет 15–60 м (49 футов 3 дюйма – 196 футов 10 дюймов), а максимальная глубина испытания составляет 100 м (328 футов 1 дюйм). Без водолазов и их вооружения водоизмещение машины составляет 1400 кг (3100 фунтов). [2]
Сервис [ править ]
Хотя точная дата начала производства неизвестна, по всей видимости, всего было произведено 18 SDV, последние из которых были построены в 1994 году для ВМС Хорватии. [4] На вооружении ВМС Югославии (JRM) « Малас» эксплуатировался военно-морским спецназом 82-го военно-морского центра. [5] Неизвестное количество машин было экспортировано в Швецию и, возможно, в Сирию . [6] С началом хорватской войны за независимость большая часть арсенала югославского флота была переброшена в Черногорию , включая R-2 Malas . Хотя в книге Конвея «Все боевые корабли мира 1947-1995» сообщается, что две машины были захвачены Хорватией в 1992 году, вполне возможно, что два SDV, которые до сих пор используются Хорватией, на самом деле являются новыми, построенными в 1994 году после начала войны. . [6] [7]
Транспортные средства, находящиеся на вооружении Сербии и Черногории, позже были переданы Черногории, когда страна провозгласила независимость в 2006 году . В 2009 году одиночные R-1 и R-2 Mala были переданы в дар музею Порто Монтенегро в Тивате . Документ от 2011 года показал, что Вооруженные силы Черногории располагали двенадцатью Р-1 и четырьмя Р-2 Малами , все из которых вышли из строя из-за истекшего срока службы батарей и были объявлены ненужными. Опять же, по одному из каждого автомобиля правительство Черногории передало в дар Ассоциации профессиональных дайверов Черногории для использования в их музее дайвинга. [8]
В статье 2010 года выяснилось, что Вооруженные силы Хорватии эксплуатируют две машины, приписанные к 3-й роте батальона специальных операций , которая специализируется на десантных операциях . Машины получили обозначение Р-2М и были модернизированы где-то в 2009 году, увеличив дальность полета и оцифровав навигационную систему. До этого машины не эксплуатировались семь лет. [1]
См. также [ править ]
- Класс «Уна» — класс югославских сверхмалых подводных лодок, используемых для секретных операций.
Примечания [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альвир и март 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Спецификация водолазного судна доставки типа Р-2М .
- ^ Сондерс 2004 , с. 161.
- ^ Ссылки .
- ^ Лукович и 19 апреля 2012 г ..
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Обзор поставленных судов с 1980 года .
- ^ Гардинер 1995 , с. 649.
- ^ Предложение о назначении водолазов-диверсионистов R-1 и R-2 в Ассоциацию профессиональных дайверов Черногории .
Ссылки [ править ]
- Книги
- Гардинер, Роберт (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд : Издательство Военно-морского института . ISBN 978-0-85177-605-7 .
- Сондерс, Стивен (2004). Боевые корабли Джейн 2004–2005 гг . Джейнс Информационная Группа Лимитед. ISBN 0-7106-2623-1 . ОЛ 7790644М .
- Новостные репортажи
- Лукович, Синиша (19 апреля 2012 г.). «В музей подводного плавания прибыли средства доставки пловцов» . Новости . Проверено 22 июня 2014 г.
- Альвир, Мария (март 2010 г.). « Многоцелевые средства доставки пловцов – модернизированные и готовые к эксплуатации». Хорватский солдат . Проверено 23 июня 2014 г.
- Другие источники
- «Ссылки» . brodosplit-bso.hr . Верфь специального назначения. Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года . Проверено 23 июня 2014 г.
- «Обзор поставленных судов с 1980 года» (PDF) . Бродите специальные объекты. Архивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2014 года . Проверено 13 марта 2014 г.
- «Предложение о передаче в дар средств доставки пловцов Р-1 и Р-2 Ассоциации профессиональных водолазов Черногории» [Предложение о передаче в дар средств доставки пловцов Р-1 и Р-2 Ассоциации профессиональных водолазов Черногории] (PDF) . Правительство Черногории . Проверено 23 июня 2014 г.
- «Спецификация водолазного судна доставки типа Р-2М» . Агентство Алан . Проверено 24 июня 2014 г.