Список кораблей Королевского флота Югославии

Военно -морской флот Королевства сербов, хорватов и словенцев — с 1929 года, Королевский югославский флот ( сербо-хорватская латынь : Kraljevska mornarica ; сербско-хорватская кириллица : Краљевска морнарица ; КМ) — за время своего существования с 1920 года включал в себя широкий спектр судов. по 1945 год. В этот список вошли все морские боевые корабли, начиная от легкого крейсера вплоть до моторных торпедных катеров (МТБ), а также включает речные мониторы , действовавшие на Дунае и других реках. Большие вспомогательные суда, такие как подводные тендеры и танкеры, включены, но корпусы не включают в себя , буксиры и меньшие вспомогательные суда.
КМ был сформирован в 1920 году, но только в марте 1921 года ему был передан ряд бывших австро-венгерских судов, часть из которых уже морально устарела. [ 1 ] Единственными переданными современными морскими военными кораблями были двенадцать торпедных катеров . В 1920-е годы мало что было сделано для улучшения флота, но модернизация флота продолжалась с начала 1930-х годов: за лидером флотилии британского производства последовал класс современных эсминцев французской разработки и МТБ немецкой постройки. Почти весь флот был захвачен державами Оси в апреле 1941 года во время вторжения в Югославию , но нескольким судам удалось сбежать, сформировав ХМ в изгнании, действовавший под британским надзором. Позже во время войны несколько судов, находившихся на итальянской службе, были возвращены КМ в изгнании, и к ним присоединился британский корвет . По окончании войны эти суда были переданы молодому югославскому военно-морскому флоту . [ а ]
Корабль береговой обороны
[ редактировать ]
Бывший SMS Kronprinz Erzherzog Rudolf был построен как броненосный военный корабль в 1889 году. Он был устаревшим кораблем береговой обороны, когда был приобретен ВМС сербов, хорватов и словенцев в 1921 году, и был списан в следующем году. [ 2 ] [ 3 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
3 орудия 30,5 см (12 дюймов)
|
6,721
|
15.5
|
Март 1921 г.
|
Кумбор был сдан на слом в 1922 году.
|
Легкий крейсер
[ редактировать ]
Бывший «Газель» типа легкий крейсер SMS Niobe был принят в состав Императорского флота Германии в 1900 году, поэтому к 1941 году «Далмация» устарела и использовалась в качестве учебного артиллерийского корабля. Захваченный итальянцами во в апреле 1941 года время вторжения в Югославию , он был принят на вооружение Королевского итальянского флота под названием Cattaro . Он был захвачен у итальянцев немцами после итальянского перемирия с союзниками в сентябре 1943 года и служил в ВМС Германии под именем Niobe . Она также служила в ВМФ Независимого Государства Хорватия под названием Zniam, прежде чем погибла в декабре 1943 года. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
10 × 10,5 см (4,1 дюйма) орудий L / 40
|
2,916
|
21.5
|
26 июня 1925 г.
|
«Цниам» сел на мель, а затем был уничтожен Королевского флота торпедными катерами в декабре 1943 года.
|
Разрушители
[ редактировать ]Дубровник
[ редактировать ]«Дубровник» — флагман флотилии, построенный на британской верфи в 1930–1931 годах. Захваченный итальянцами в апреле 1941 года, он был принят на вооружение как «Премуда» и стал самым важным и эффективным итальянским военным кораблем-призом Второй мировой войны. Он был захвачен немцами после итальянского перемирия и служил под номером TA32 , пока не был затоплен ближе к концу войны. [ 4 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
4 орудия Škoda 14 см (5,5 дюйма)
|
1,880
|
37
|
11 октября 1931 г.
|
TA32 был затоплен в Генуе 24 апреля 1945 года.
|
Белград класс
[ редактировать ]Класс Белград» « французской разработки, — эсминцы построенные в 1937–1938 годах. Загреб был затоплен во время вторжения войск Оси в Югославию, но Белград и Любляна попали в руки Италии. Они служили с итальянцами под названиями Себенико и Лубиана соответственно. Лубиана погибла в апреле 1943 года, но Себенико был захвачен немцами после капитуляции Италии и служил под позывным TA43 , пока не был затоплен в конце войны. [ 11 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
4 орудия Škoda 12 см (4,7 дюйма)
|
1,190
|
38
|
23 декабря 1937 г.
|
TA43 был затоплен в Триесте 30 апреля или 1 мая 1945 года.
| ||
28 июня 1938 г.
|
«Лубиана» была затоплена (или выброшена на мель и объявлена полной гибелью) у побережья Туниса в апреле 1943 года.
| |||||
30 марта 1938 г.
|
Загреб был затоплен в Которском заливе 17 апреля 1941 года.
|
Корвет
[ редактировать ]
В начале 1944 года корвет Королевского военно-морского флота класса «Цветок» HMS Mallow был передан Королевскому югославскому военно-морскому флоту в изгнании (KM-in-exile) и переименован в Nada . По окончании войны он был передан новому югославскому флоту и переименован в «Партизанку» . [ 12 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
1 пушка 10,2 см (4,0 дюйма)
|
925
|
16
|
начало 1944 года
|
Партизанку вернули Великобритании в 1949 году.
|
Канонерская лодка и королевская яхта
[ редактировать ]и Канонерская лодка королевская яхта «Бели Орао» вступили в строй в 1939 году и были захвачены итальянцами в апреле 1941 года во время вторжения. Она служила у итальянцев под именем Альба , затем Загабрия, а затем была возвращена в КМ в изгнании в конце 1943 года. Она пережила войну и была переведена в новый югославский флот. [ 12 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
2 × 4 см (1,6 дюйма) зенитные орудия
|
558
|
18.5
|
июнь 1939 г.
|
Неизвестный
|
Торпедные катера
[ редактировать ]класс 250т
[ редактировать ]
Восемь бывших австро-венгерских катеров водоизмещением 250 тонн торпедных были переданы КМ в 1921 году и на момент его формирования были единственными современными морскими военными кораблями КМ. Два из них были потеряны или сданы на слом до Второй мировой войны, а остальные были захвачены итальянцами во время вторжения стран Оси в 1941 году и приняты ими на вооружение. После капитуляции Италии двое были возвращены в КМ в изгнании. Еще один корабль был потоплен немецкой авиацией, еще находясь в руках Италии, а еще один был затоплен ее итальянской командой. Из оставшихся двух одна была передана ВМФ Независимого Государства Хорватия и потоплена в 1944 году, а другая служила в ВМС Германии под позывным ТА48 и была потоплена в начале 1945 года. Две лодки, возвращенные в состав КМ- в изгнании были переведены в состав югославского флота в конце войны и служили Голешницей и Цер . [ 4 ] [ 13 ] [ 14 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
258–266
|
28
|
Март 1921 г.
|
Голешница была списана в 1959 году.
| ||
Т2 списан в 1939 году.
| ||||||
TA48 был потоплен в Триесте авиацией союзников в феврале 1945 года.
| ||||||
Т4 сел на мель и полностью погиб в 1932 году.
| ||||||
Cer был списан в 1962 году.
| ||||||
Т6 был затоплен в Римини в сентябре 1943 года.
| ||||||
Т7 был затоплен у острова Муртер в июне 1944 года.
| ||||||
Т8 был потоплен немецкой авиацией в сентябре 1943 года.
|
Кайман класс
[ редактировать ]
Четыре бывших австро-венгерских «Кайман» торпедных катера типа были переданы КМ в 1921 году, но все четыре были списаны и разобраны в период с 1928 по 1930 год. [ 4 ] [ 15 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
Т9
|
![]() |
3 торпедных аппарата 45 см (17,7 дюйма)
|
206–208
|
26
|
Март 1921 г.
|
Все четыре лодки были списаны в период с 1928 по 1930 год.
|
Т10
| ||||||
Т11
| ||||||
Т12
|
Моторные торпедные катера
[ редактировать ]Ускок класс
[ редактировать ]британской постройки «Ускок» Два торпедных катера класса были приобретены КМ в 1927 году. Оба были захвачены итальянцами во время вторжения в апреле 1941 года. Принятые на вооружение с новыми обозначениями, они оба были потеряны или повреждены во время службы в Италии. [ 16 ] [ 17 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
Прыжок
|
![]() |
2 торпедных аппарата 45,6 см (18 дюймов)
|
15
|
40
|
1927
|
Переименованный MAS 1 D затонул недалеко от Млета в апреле 1942 года.
|
Четник
|
Переименованный MS 47 был снят с вооружения в сентябре 1943 года.
|
Орьен класс
[ редактировать ]
немецкой постройки «Орьен» Восемь торпедных катеров типа были закуплены у нацистской Германии в середине-конце 1930-х годов. Двое бежали во время вторжения в Югославию в апреле 1941 года и стали частью ХМ в изгнании. Остальные шесть были захвачены итальянцами и приняты ими на вооружение под новыми обозначениями. Два из них были затоплены своими экипажами во время капитуляции Италии в сентябре 1943 года, а остальные четыре были захвачены немцами и переименованы. Все четыре были затоплены в Салониках в октябре 1944 года. Уцелевшие лодки в конце войны были переданы ВМС Югославии. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
Орьен
|
![]() |
2 торпедных аппарата 55 см (22 дюйма)
|
61
|
31
|
1936
|
Переименованный MS 41 был затоплен в Монфальконе в сентябре 1943 года.
|
Дурмитор
|
Неизвестный
|
Переименованный TČ 391 был исключен в 1963 году.
| ||||
Сувобор
|
1937
|
Переименованный MS 45 был затоплен в Каттолике в сентябре 1943 года.
| ||||
Каймакчалан
|
Неизвестный
|
Переименованный TČ 392 был исключен в 1963 году.
| ||||
Велебит
|
Неизвестный
|
Все четыре лодки были потоплены в Салониках в октябре 1944 года.
| ||||
Динары
|
1939
| |||||
Мой
|
1939
| |||||
Триглав
|
1939
|
Подводные лодки
[ редактировать ]Храбрый класс
[ редактировать ]
британского производства «Храбри» класса Две подводные лодки были приняты на вооружение в 1927 году. Во время вторжения в апреле 1941 года одна из них бежала и присоединилась к КМ в изгнании, а другая была захвачена итальянцами, а затем сдана на слом. Сбежавшая лодка использовалась как учебное судно противолодочной борьбы, а в конце войны была передана ВМС Югославии и переименована в « Тара» . [ 12 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
6 торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм)
|
975 (всплыл)
|
15,7 (всплыло)
|
1927
|
«Храбри» был списан итальянцами в 1941 году.
| |
Тару исключили из состава в 1954 году.
|
Мстителя Класс
[ редактировать ]французского производства «Осветник» Две подводные лодки класса были введены в строй в 1928–1929 годах. Оба были захвачены итальянцами во время вторжения в апреле 1941 года, после чего были приняты на вооружение в качестве учебных и экспериментальных лодок под новыми названиями. Оба они были затоплены во время капитуляции Италии. [ 12 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
Торпедные аппараты 6 × 55 см (22 дюйма)
|
630 (всплывший)
|
14,5 (всплывший)
|
1929
|
Переименованный «Франческо Рисмондо» был затоплен в Бонифачо в сентябре 1943 года.
| |
1928
|
Переименованный Антонио Бахамонти был затоплен в Ла Специи в сентябре.
|
Минные заградители
[ редактировать ]Галеб класс
[ редактировать ]
немецкой постройки «Галеб» класса Шесть минных заградителей были закуплены вскоре после создания КМ. Все шесть были захвачены итальянцами во время вторжения в апреле 1941 года и приняты ими на вооружение под новыми названиями. Пять из них были потеряны до капитуляции Италии в сентябре 1943 года, но один был переведен в КМ в изгнании в декабре того же года и пережил войну, чтобы служить в послевоенном югославском флоте под названиями «Пионир», а затем «Зеленгора» . [ 4 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
Чайка
|
![]() |
2 орудия Škoda 9 см (3,5 дюйма) L / 45
|
500
|
16
|
июль 1921 г.
|
Переименованная компания Selve распалась в 1948 году.
|
Орел
|
Переименованная Зеленгора была ликвидирована в 1962 году.
| |||||
полосы
|
Переименованный «Иволга» был затоплен в июле 1943 года.
| |||||
Ястреб
|
Переименованная «Зирона» была уничтожена собственным экипажем в ноябре 1941 года.
| |||||
Рост
|
Переименованная «Юния» была уничтожена в январе 1943 года.
| |||||
Сокол
|
Переименованный «Эсо» был потоплен в январе 1943 года.
|
Дракон
[ редактировать ]Построенный в Германии тендер-гидросамолет Zmaj был принят в состав КМ в 1930 году, но был переоборудован в минный заградитель в 1937 году. Захваченный немцами в апреле 1941 года, он участвовал в тендере на гидросамолет, спасании самолетов и транспортировке войск под именем Drache . В конце 1942 года он был повторно введен в строй в качестве минного заградителя и в 1943 году использовался для корабельных испытаний с вертолетами , а затем был потоплен в сентябре 1944 года. [ 18 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
2 зенитных орудия 8,35 см (3,29 дюйма) L/55
|
1,840
|
15
|
1930
|
Дракон был потоплен в сентябре 1944 года.
|
Малинский класс
[ редактировать ]
В 1931 году КМ приобрела пять бывших австро-венгерских минных заградителей, известных как «Малинска» класс . В апреле 1941 года все они были захвачены итальянцами, хотя один был затоплен, его подняли и отремонтировали. Два из них были захвачены немцами во время капитуляции Италии в сентябре 1943 года и потеряны в их руках или во время службы в ВМФ Независимого Государства Хорватия. Трое были возвращены КМ в изгнании и пережили войну, чтобы пройти службу в новом югославском флоте. [ 12 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
Малинска
|
![]() |
1 × 6,6 см (2,6 дюйма) зенитная пушка L / 30
|
126
|
9
|
1931
|
Неизвестный
|
Марьян
|
Переименованный Ульяно, вероятно, был потерян в руках немцев.
| |||||
Мельине
|
Неизвестный
| |||||
Млет
|
Неизвестный
| |||||
Мосор
|
Переименованный «Пасман» был списан в 1954 году.
|
Тральщики
[ редактировать ]На момент своего формирования в 1921 году КМ получил четыре бывших австро-венгерских типа «Шихау» торпедных катера , переоборудованных в тральщики . Вскоре после этого три были сброшены, но одно служило учебным судном до вторжения в апреле 1941 года, когда оно было захвачено итальянцами. Немцы захватили ее в сентябре 1943 года, а через некоторое время она потерялась в их руках. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
Д1
|
![]() |
2 орудия 3,7 см (1,5 дюйма) L / 23
|
87–89
|
19
|
Март 1921 г.
|
D1 был списан в 1924 году.
|
Д2
|
D2 был потерян в руках немцев.
| |||||
Д3
|
Эти две лодки также были списаны в 1924 году.
| |||||
Д4
|
Тендеры на подводные лодки
[ редактировать ]Два тендера подводных лодок эксплуатировались КМ: один был переоборудован из танкера для воды немецкой постройки , полученного от австро-венгров, а другой был британским торговым судном, переоборудованным для использования на момент приобретения подводных лодок британской постройки. Последний корабль был захвачен итальянцами в апреле 1941 года, но пережил войну и поступил на службу в послевоенный югославский флот. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Корабль/судно | Источник | Водоизмещение в длинных тоннах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|
мелочь
|
![]() |
370
|
Март 1921 г.
|
Неизвестный
|
Где
|
![]() |
2,600
|
1927
|
Хвар был списан в 1953 году.
|
Спасательные корабли
[ редактировать ]ХМ управлял двумя спасательными судами . Первым было бывшее австро-венгерское судно, списанное на слом в конце 1920-х годов. На смену ей пришел корабль немецкой постройки. [ 27 ]
Корабль/судно | Источник | Водоизмещение в длинных тоннах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|
Мощный
|
![]() |
265
|
Март 1921 г.
|
Мочни был списан в 1929 году.
|
Спаситель
|
![]() |
740
|
1929
|
Захвачен Королевским флотом Италии в Сплите 22 апреля 1941 года и переименован в Instancabile . Вернулся в состав югославского флота в 1945 году. [ 28 ]
|
Танкеры
[ редактировать ]У КМ было два танкера : один для нефти, другой для воды. Нефтяной танкер был затоплен в руках итальянцев в 1943 году, а танкер с водой был списан в конце войны. [ 29 ] [ 30 ]
Корабль/судно | Источник | Водоизмещение в длинных тоннах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|
Охота
|
Неизвестный
|
561
|
1932
|
Ловчен был исключен в 1945 году.
|
в Перу
|
4,500
|
1939
|
«Перун» затонул в марте 1943 года.
|
Речная флотилия
[ редактировать ]
КМ унаследовал четыре речных монитора от ВМС Австро-Венгрии , каждый из разных классов . В апреле 1941 года один был потоплен, остальные затоплены. Один из затопленных кораблей был поднят и сдан на слом. Два других были подняты и использованы ВМС Независимого Государства Хорватия и были потеряны в конце войны, причем один был поднят после войны и принят на вооружение до 1962 года. [ 4 ]
Корабль/судно | Источник | Основное вооружение | Водоизмещение в длинных тоннах | Максимальная скорость в узлах | В эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
2 орудия 12 см (4,7 дюйма) L / 45
2 × 12-см гаубицы L/10 |
570
|
13.5
|
Март 1921 г.
|
Вардар был затоплен в апреле 1941 года.
| |
2 × 12-см орудия L/35
1 × 12-см гаубица L/10 |
430
|
13
|
||||
2 × 12-см орудия L/45
3 × 12-см гаубицы L/10 |
528
|
13
|
Драва был поднят Венгрией и сдан на слом во время войны.
| |||
2 × 12-см орудия L/35
|
441
|
10
|
Переименованная Босна была добыта в июне 1944 года.
|
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В каждом разделе этого списка цитаты в тексте также относятся к таблице.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Вего 1982 , стр. 344–345.
- ^ Вего 1982 , стр. 344 и 347.
- ^ Гардинер 1979 , с. 271.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шено 1980 , с. 357.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , стр. 181 и 294.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец 1993 , с. 158.
- ^ Грёнер 1990 , стр. 100–101.
- ^ Лентон 1975 , с. 105.
- ^ Брешия 2012 , с. 134.
- ^ Уитли 1988 , с. 313.
- ^ Шено 1980 , стр. 357–358.
- ^ Jump up to: а б с д и Шено 1980 , с. 358.
- ^ Грегер 1976 , стр. 58 и 60.
- ^ Гардинер 1983 , с. 388.
- ^ Грегер 1976 , с. 55.
- ^ Шено 1980 , стр. 358–359.
- ^ Брешия 2012 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б Шено 1980 , с. 359.
- ^ Фраккароли 1974 , стр. 176–177.
- ^ Патерсон 2015 , с. 216.
- ^ Вего 1982 , стр. 344, 347 и 356.
- ^ Гардинер 1985 , стр. 426.
- ^ Нихорстер 2016 .
- ^ Вего 1982 , стр. 345, 349–350 и 356.
- ^ Хаворт 2016a .
- ^ Хаворт 2016b .
- ^ Вего 1982 , стр. 345, 349 и 356.
- ^ Фиораванзо 1975 , с. 152.
- ^ Вего 1982 , стр. 350 и 356.
- ^ Хаворт 2016c .
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини . Барнсли, Южный Йоркшир: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-544-8 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон, Англия: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Фраккароли, Альдо (1974). Итальянские военные корабли Второй мировой войны . Лондон, Англия: Издательство Ian Allan Publishing. OCLC 834485650 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон, Англия: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1983). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1982» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-919-1 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон, Англия: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон, Англия: Аллан. ISBN 978-0-7110-0623-2 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт; Штайнмец, Ханс Отто (1993). Немецкие военные корабли ( на немецком языке). Том 6. Ратинген, Германия: Mundus Verlag. ISBN 3-7822-0237-6 .
- Лентон, Генри Тревор (1975). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Лондон, Англия: Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-356-04661-7 .
- Патерсон, Лоуренс (2015). Шнеллбут: Полная эксплуатационная история . Барнсли, Англия: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-083-3 .
- Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-105-9 .
- Фиораванцо, Джузеппе (1975). Организация ВМФ в период конфликта . Итальянский флот во Второй мировой войне (на итальянском языке). Том 21. Рим, Италия: Историческое управление военно-морского флота.
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-326-7 .
Журналы
[ редактировать ]Веб-сайты
[ редактировать ]- Нихорстер, Лео (2016). «Приказ о боевых действиях на Балканах, командование береговой обороны Королевского военно-морского флота Югославии, 6 апреля 1941 года» . Лео Нихорстер . Проверено 1 декабря 2016 г.
- Хаворт, РБ (2016a). « Наджаде » . Индекс кораблей Мирамара . Новая Зеландия: РБ Хаворт. 6100091 . Проверено 1 декабря 2016 г.
- Хаворт, РБ (2016b). « Умтали ( Хвар ) » Индекс кораблей Мирамара . Новая Зеландия: РБ Хаворт. 1105810 . Получено 1 декабря.
- Хаворт, РБ (2016c). « Перун » . Индекс кораблей Мирамара . Новая Зеландия: РБ Хаворт. 6110884 . Проверено 1 декабря 2016 г.