Торпедный катер типа Шихау
![]() Торпедный катер № 38 (бывший «Кранич» ) на ходу
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители |
|
Операторы | |
Преемник | кобры Класс |
Построен | 1885–1891 |
В комиссии | 1886– ок. 1944 год |
Завершенный | 22 |
Общие характеристики | |
Тип | Морской миноносец |
Смещение | 88–90 т (87–89 длинных тонн ) (полная загрузка) |
Длина | 39,88 м (130 футов 10 дюймов) |
Луч | 4,8 м (15 футов 9 дюймов) |
Черновик | 1,9 м (6 футов 3 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Выносливость | 1200 миль (2200 км; 1400 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 16–18 |
Вооружение |
|
Класс Шихау состоял из 22 торпедных катеров, построенных для австро-венгерского флота в период с 1885 по 1891 год. Этот класс был одним из первых классов торпедных катеров, построенных для австро-венгерского флота, и первоначально они приводились в движение паром от одного котла локомотива. и были вооружены двумя 37-мм (1,5 дюйма) пушками Гочкиса и двумя 356-мм (14 дюйма) торпедами . трубки . Весь класс был реконструирован между 1900 и 1910 годами, когда получили два котла Ярроу и вторую воронку.
Десять лодок этого класса были переоборудованы в тральщики в период с 1911 по 1913 год. Одна лодка была списана в 1911 году, остальные прошли действительную службу в составе местных сил обороны военно-морских баз Адриатики во время Первой мировой войны , а одна была потеряна в первые дни. войны. Остальные десять миноносцев также были переоборудованы в тральщики в 1917 году, хотя пять все еще несли торпеды. После войны шестнадцать лодок были переданы Италии, а четыре — военно- морскому флоту недавно созданного Королевства сербов, хорватов и словенцев (позже Югославии). Два из них были сданы в эксплуатацию , а два других использовались на запчасти. За исключением одной из югославских лодок, которая была сохранена в качестве учебного судна, все лодки были списаны к 1929 году. После захвата во время вторжения стран Оси в Югославию в апреле 1941 года во время Второй мировой войны оставшаяся лодка служила итальянцам, а затем немцы. Она пропала в руках немцев где-то после сентября 1943 года.
Фон
[ редактировать ]В 1880-х годах австро-венгерский флот присоединился к французской Jeune École (Молодой школе) военно-морской стратегии , которая, среди прочего, выступала за использование небольших, но мощно вооруженных кораблей для поражения более крупных крупных кораблей противника. Эта стратегия была в некоторой степени обусловлена бюджетными трудностями, с которыми столкнулся флот после смерти реформированного морского коменданта (главного военно-морского офицера) визеадмирала Вильгельма фон Тегетгофа . Его преемнику, визеадмиралу Фридриху фон Пёку , просьбы об увеличении финансирования новых броненосцев неоднократно отклонялись в 1870-х и начале 1880-х годов, и он обратился к менее дорогим средствам защиты береговой линии Австро-Венгрии.
Одним из нововведений, поддержавших стратегию Jeune École , было превращение торпеды в эффективное оружие. В 1868 году австро-венгерский флот первым вооружил свои корабли новым оружием, которое было изобретено четырьмя годами ранее офицером австро-венгерского флота Иоганном Лупписом и изготовлено военно-морской инженерной фирмой Stabilimento Tecnico di Fiume в Фиуме под руководством Роберт Уайтхед . Судном, предназначенным для доставки этого оружия, был торпедный катер — небольшое и быстроходное судно, предназначенное для работы совместно с крейсерами . Принятие Австро-Венгрией стратегии Jeune École и разработка тактики использования торпедных катеров как в открытом море, так и в прибрежных водах шли рука об руку со строительством десятков торпедных катеров для австро-венгерского военно-морского флота, которое началось под руководством Пёкка. и продолжил строительство класса Шихау под руководством своего преемника, визеадмирала Максимилиана Доблебского фон Штернека . [ 1 ]
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Лодки класса Шихау имели конструкцию с плоской палубой и приподнятый мостик с короткой ступенчатой фок-мачтой , расположенной прямо перед мостиком. располагалась грот-мачта с наклоном На миделе корабля ; он был оборудован вышкой для подъема и спуска спасательной шлюпки . [ 2 ] Лодки имели длину ватерлинии 39,88 метра (130 футов 10 дюймов). [ 3 ] ширина , 4,8 м (15 футов 9 дюймов) [ 4 ] и максимальная осадка 1,9 м (6 футов 3 дюйма). [ 2 ] Они имели стандартное водоизмещение 83 тонны (82 длинных тонны ) и 88–90 тонн (87–89 длинных тонн) при полной загрузке. [ 2 ] [ 4 ] Экипаж состоял из 16–18 офицеров и рядовых. [ 3 ] [ 4 ] На всех лодках использовался один двигатель тройного расширения, приводивший в движение один гребной вал, первоначально используя пар, вырабатываемый котлом локомотива, проходящим через единственную воронку , расположенную сразу за мостом. [ 2 ] котел был заменен двумя котлами Ярроу . В период с 1900 по 1910 год [ 4 ] и была установлена вторая воронка. [ 2 ] Их двигатель имел мощность 950–1000 лошадиных сил (710–750 кВт ), и они были рассчитаны на максимальную скорость 19 узлов [уз] (35 км/ч; 22 мили в час). [ 3 ] [ 4 ] У них было достаточно угля, чтобы обеспечить дальность действия 1200 морских миль (2200 км; 1400 миль) на скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 4 ]
Они были вооружены двумя Škoda 37-мм (1,5 дюйма) L/23. произведенными по лицензии [ а ] Пушки Гочкиса снарядом массой 450 граммов (16 унций) , стреляющие фугасным на максимальную дальность 3000 м (9800 футов). [ 6 ] [ 7 ] Они также были оснащены двумя торпедными аппаратами диаметром 356 мм (14 дюймов) , стрелявшими торпедой Типа C с 45-килограммовой (99 фунтов) боеголовкой на дальность 600 м (2000 футов) со скоростью 24 узла (44 км/ч); миль в час). [ 4 ] [ 8 ] Ранние партии лодок имели оба торпедных аппарата, носовой смонтированные в части корпуса , но более поздние партии имели один носовой аппарат со вторым, расположенным в корме . [ 2 ] На момент вступления в строй катера считались первоклассными торпедными катерами. [ 9 ]
Лодки
[ редактировать ]Всего тремя судостроительными компаниями было построено 22 лодки; См. арсенал Пола и Stabilimento Tecnico Triestino в Австро-Венгерской империи и Шихау-Верке в Германии . [ 10 ] На момент постройки лодкам этого класса первоначально были присвоены имена, но 1 апреля 1910 года им были присвоены номера. [ 9 ] [ 11 ] На смену этому классу пришел Cobra класс . [ 12 ]
Первоначальное имя | Строитель | Заложен | Запущен | Завершенный | Переименован |
---|---|---|---|---|---|
Кибиц |
См. Арсенал Пола |
1890 |
1891 |
1891 |
19
|
Кукушка |
1888 |
1889 |
1889 |
20
| |
смотреть |
1888 |
Май 1889 г. |
1889 |
21
| |
ворона |
1888 |
1889 |
1889 |
22
| |
Рабе |
1887 |
1888 |
1888 |
23
| |
Эльстер |
1887 |
1888 |
1888 |
24
| |
Жонглер |
1889 |
1889 |
1890 |
25
| |
Фламинго |
1888 |
1889 |
1889 |
26
| |
Секретарь |
1888 |
1889 |
1889 |
27
| |
Посвящение |
Неизвестный |
Неизвестный |
Неизвестный |
28
| |
Марабу |
1888 |
декабрь 1889 г. |
декабрь 1889 г. |
29
| |
Гарпия |
1889 |
1890 |
1890 |
30
| |
Спербер |
Шихау работает |
1885 |
1886 |
1886 |
31
|
ястреб |
1885 |
1886 |
1886 |
32
| |
Канюк |
См. Арсенал Пола |
1885 |
Сентябрь 1886 г. |
1886 |
33
|
Кондор |
1885 |
Сентябрь 1886 г. |
1886 |
34
| |
Гейер |
1885 |
Ноябрь 1886 г. |
1886 |
35
| |
Uhu |
1886 |
Декабрь 1886 г. |
1886 |
36
| |
сорокопут |
1886 |
1887 |
1887 |
37
| |
кран |
1886 |
1887 |
1887 |
38
| |
цапля |
1886 |
1887 |
1887 |
39
| |
Ибис |
1886 |
1887 |
1887 |
40
|
История обслуживания
[ редактировать ]7 ноября 1893 года «Кряхе» (№ 22) столкнулся с торпедным крейсером «СМС Луссин» в проливе Хвар между островами Брач и Хвар в Адриатическом море . [ 13 ] После реконструкции всех лодок этого класса в 1900–1910 гг. №№ 27, 29, 30, 33–38 и 40 были переоборудованы в тральщики . в 1911–1913 гг. [ 10 ] Большинство лодок, переоборудованных в тральщики, больше не несли торпед, но сохранили орудия. [ 2 ] № 28 был списан ВМФ в 1911 году. [ 10 ] и передан в состав Австро-Венгерской армии в качестве Тендера 28 . [ 9 ] К началу Первой мировой войны этот класс устарел. [ 9 ] В августе 1914 года торпедные катера и тральщики типа «Шихау» были разделены между различными силами местной обороны основных австро-венгерских портов на Адриатическом побережье. №№ 21, 24, 32 и 39 сформировали 13-ю группу торпедных катеров 7-й торпедной дивизии в Поле на южной оконечности полуострова Истрия в северной Адриатике, а №№ 27, 30, 33, 34, 37 и 40 сформировали входил в состав Польской тральщиковой флотилии. №№ 20, 23 и 26 дислоцировались в Триесте – на побережье к западу от полуострова Истрия – в составе 15-й и 16-й групп торпедных катеров. №№ 19, 22, 25 и 31 сформировали 20-ю группу торпедных катеров 10-й торпедной дивизии в Себенико – на центральном побережье Далмации – вместе с группой тральщиков, в которую входили № 29 и 35. В заливе Каттаро (современный залив Котора) – на южном побережье Далмации – №№ 36 и 38 входили в состав тральщиковый отряд. [ 14 ]
23 августа 1914 года № 26 подорвался на мине у Полы, когда сильный шторм оттолкнул ее от безопасного маршрута через южное минное поле. Ее капитан Линиеншиффслейтенант Йозеф Конич и шесть членов экипажа были спасены, но один офицер и десять членов экипажа погибли. [ 15 ] Позже она вернулась на службу. [ 16 ] Французская подводная лодка «Кюньо» проскользнула между защитными минными полями возле бухты Каттаро и вошла в бухту 29 ноября, но была замечена «Кайман» класса торпедным катером 57 T , который поднял тревогу. Эсминец «Хусар» типа « Улан» и «Блиц» типа торпедная канонерская лодка , вместе с № 36 преследовали «Кюньо» который собирался атаковать броненосец «Кронпринц Эрцгерцог Рудольф» . Кюньо врезался в подводное препятствие и отменил атаку, а 57 Т выпустила по ней торпеду, но торпеда промахнулась, поскольку глубина была установлена слишком мало. Затем Кюньо сбежал из бухты через брешь в минном поле. [ 17 ] 20 декабря французская подводная лодка «Кюри» представляла серьезную угрозу, когда она вошла в гавань Полы и запуталась в кабелях противолодочной сети. После четырех часов безуспешных попыток освободиться она всплыла на поверхность и подверглась нападению со стороны №№ 24 и 39, «Кайман» торпедного катера класса 63 Т , «Хусар» эсминца типа «Турул» , более старого эсминца «Сателлит» , построенного в Шихау , и некоторых более мелких вспомогательных кораблей 1-я минная команда и батарея береговой артиллерии «Кристо» . «Кюри» был потоплен обстрелом, но только один член экипажа погиб, а еще один скончался от ран. Позже Кюри был поднят и повторно введен в строй как SM U-14 . [ 18 ]
№ 22 сел на мель и затонул у Себенико 3 марта 1916 года, но позже в том же году был поднят и отремонтирован. Все оставшиеся торпедные катера в 1917 году были переоборудованы в тральщики. Все лодки этого класса сохранили торпедные аппараты, но только №№ 19 и 21–24 еще несли торпеды. [ 10 ] 16 ноября 1917 года №№ 23, 27 и 30 входили в состав тральщиков, которые поддерживали бомбардировку 152-мм (6 дюймов) итальянской береговой батареи в Кортеллаццо недалеко от устья Пьяве недалеко от Венеции при поддержке трех гидросамолетов. Ни один из миноносцев повреждений не получил. После появления итальянских сил из трех лодок MAS, прикрытых семью эсминцами и тремя подводными лодками, бомбардировочные силы отошли. [ 19 ] [ 20 ] 19 декабря крупные австро-венгерские силы снова вступили в бой с итальянской береговой батареей у Кортеллаццо. Силы поддерживали №№ 20, 23, 27, 30, 32 и 34. Ни один из кораблей бомбардировочной группы не пострадал во время миссии. 5 апреля 1918 года «Хусар» эсминцы типа «Ускоке» и № 26 высадили десант на берег в Анконе , на центральном побережье Италии, но отряд был захвачен. [ 16 ] 5 сентября №№ 19 и 38 поддерживали еще один миноносец в Дринском заливе – у побережья Албании – когда они столкнулись с итальянскими войсками. Австро-венгерские катера прервали контакт и ушли. [ 21 ] [ 22 ]
Двадцать лодок пережили войну. По Сен-Жермен-ан-Лейскому договору шестнадцать судов были переданы Италии, пять она использовала в качестве таможенных судов, а остальные сдала на слом. К 1925 году таможенные суда также были списаны. Остальные четыре судна были переданы новому Королевству сербов, хорватов и словенцев (позже переименованному в Югославию). Югославы сохранили за собой тральщики D1 – D4 под номерами 21, 36, 38 и 19 соответственно. [ 10 ] [ 23 ] На вооружении Югославии орудия были сняты и вооружены двумя пулеметами. [ 24 ] В эксплуатацию были сданы только D1 и D2 , а D3 и D4 стояли на приколе в Тиватском арсенале в Которском заливе и использовались в качестве источника запчастей для двух сданных в эксплуатацию лодок. [ 2 ] Последние два были отвергнуты в 1925 и 1927 годах соответственно. D1 использовался в качестве сторожевого корабля и тральщика в Кумборе и других местах Которского залива, пока не был атакован 5 июня 1929 года. D2 первоначально использовался в качестве тральщика, базировавшегося в Которском заливе, а затем использовался в качестве учебного судна для ВМФ. Академия в Груже , главном порту Дубровника – на крайнем южном побережье Югославии – между 1924 и 1941 годами. в этой роли она сохранила лишь небольшой штатный экипаж ВМФ, поскольку остальные должности были заполнены стажерами. Многие бывшие военно-морские силы Югославии с любовью вспоминали свое обучение на борту D2 . [ 25 ]
Когда началось вторжение стран Оси в Югославию в апреле 1941 года в рамках Второй мировой войны , D2 находился под командованием капитана Корвете Франка Подбоя. Лодка во время вторжения отплыла из Груза в Которский залив и была захвачена там итальянцами. Она служила в Королевском флоте Италии под позывным D10 . Лодка была захвачена ВМС Германии 11 сентября 1943 года в Которском заливе во время капитуляции Италии . [ 26 ] [ 27 ] На тот момент она не имела эксплуатационной ценности. [ 28 ] Последняя лодка этого класса затерялась в их руках у Кумбора некоторое время спустя. [ 27 ] или затоплены ими в Которском заливе при отходе. [ 28 ] [ б ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Сондхаус 1994 , стр. 45–48, 51–53, 95–98.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Фрейвогель 2020 , с. 192.
- ^ Перейти обратно: а б с Фрейвогель 2020 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Грегер 1976 , с. 49.
- ^ Фридман 2011 , с. 294.
- ^ Грегер 1976 , стр. 10 и 49.
- ^ Фридман 2011 , с. 295.
- ^ Фридман 2011 , стр. 350–351.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер 1985 , с. 332.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Грегер 1976 , стр. 49–50.
- ^ Грегер 1976 , с. 55.
- ^ Грегер 1976 , с. 53.
- ^ Билзер 1990 , стр. 30–31.
- ^ Грегер 1976 , стр. 14–15.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Чернуски и О'Хара, 2016 , с. 68.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 121.
- ^ Freivogel 2019 , стр. 121–122.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 339.
- ^ Чернуски и О'Хара 2016 , с. 67.
- ^ Чернуски и О'Хара 2016 , с. 69.
- ^ Фрейвогель 2019 , с. 385.
- ^ Вего 1982 , с. 344.
- ^ Грегер 1987 , с. 345.
- ^ Freivogel 2020 , стр. 192–193.
- ^ Перейти обратно: а б Фрэмптон и др. 1984 , с. 332.
- ^ Перейти обратно: а б Гардинер 1985 , с. 426.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейвогель 2020 , с. 193.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]
- Билцер, Франц Ф. (1990). Торпедные катера и эсминцы Кук Кригсмарине 1867–1918 [ Морпедные катера и эсминцы Кук Кригсмарине 1867–1918 ] (на немецком языке). Грац, Австрия: Х. Вейсхаупт. ISBN 3-900310-66-1 .
- Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент П. (2016). «Морская война на Адриатике, часть II: 1917–1918». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2016 года . Лондон: Блумсбери. стр. 62–75. ISBN 978-1-84486-438-6 .
- Фрейвогель, Звонимир (2019). Великая война в Адриатическом море 1914–1918 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-40-8 .
- Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN 978-953-8218-72-9 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Аллан. ISBN 978-0-7110-0623-2 .
- Сондхаус, Лоуренс (1994). Военно-морская политика Австро-Венгрии, 1867-1918: военно-морской подход, промышленное развитие и политика дуализма . Вест-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-034-9 .
Журналы
[ редактировать ]- Фрэмптон, Виктор; Манчини, Ренато; и др. (1984). «Вопрос 25/83». Военный корабль Интернешнл . XXI (3). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований: 329–338. ISSN 0043-0374 .
- Грегер, Рене (1987). «Югославские военно-морские орудия и рождение югославского флота». Военный корабль Интернешнл . XXIV (4). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований: 342–349. ISSN 0043-0374 .
- Вего, Милан (1982). «Югославский флот 1918–1941». Военный корабль Интернешнл . XIX (4). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований: 342–361. ISSN 0043-0374 .
- Корабли, построенные в Поле
- Корабли, построенные в Триесте
- Торпедные катера ВМС Австро-Венгрии
- Торпедные катера Первой мировой войны Австро-Венгрии
- Торпедные катера Королевского флота Югославии
- Военные корабли Югославии, захваченные Италией во время Второй мировой войны
- Военные корабли Италии, захваченные Германией во время Второй мировой войны