У-5 Подводная лодка класса
![]() Ю-5 , головная лодка класса У-5 , на довоенной открытке.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Уайтхед и Ко , Фиуме [ 1 ] |
Операторы | ![]() |
Предшественник | У-3 класс |
Преемник | У-7 класс |
Построен | 1909–1911 |
В комиссии | 1910–1918 |
Завершенный | 3 |
Потерянный | 2 |
Сохранился | 0 |
Общие характеристики | |
Тип | подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 105 футов 4 дюйма (32,11 м) [ 1 ] |
Луч | 13 футов 9 дюймов (4,19 м) [ 1 ] |
Черновик | 12 футов 10 дюймов (3,91 м) [ 1 ] |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Дополнить | 19 [ 1 ] |
Вооружение | 2 торпедных аппарата 45 см (17,7 дюйма) (оба спереди); 4 торпеды [ 3 ] |
Класс U-5 класс представлял собой трех подводных лодок или подводных лодок , которые эксплуатировались Австро-Венгерским флотом ( нем . Kaiserliche und Königliche Kriegsmarine или KuK Kriegsmarine ) до и во время Первой мировой войны . Этот класс был частью усилий ВМС Австро-Венгрии по конкурентной оценке трех иностранных проектов подводных лодок.
Конструкция лодок была основана на модели ) компании Electric Boat Company EB-17 ( C-класс , первой, разработанной новым главным конструктором компании Лоуренсом Йорком Спиром . [ 4 ] Он имел одинарный каплевидный корпус , напоминающий конструкцию современных атомных подводных лодок. [ 5 ] Члены класса имели длину чуть более 105 футов (32 м) и водоизмещение 240 тонн (240 длинных тонн) на поверхности и 273 тонны (269 длинных тонн) под водой. Все они изначально были оснащены двумя носовыми торпедными аппаратами и могли нести четыре торпеды. Первые две лодки, U-5 и U-6 , построенные специально для ВМС Австро-Венгрии, по той же конструкции, что и подводная лодка США класса C, были частично построены в США и достроены на фирме Whitehead & Co. в Фиуме. . Третий был полностью построен компанией Whitehead's в Фиуме и куплен Австро-Венгрией для пополнения своего флота подводных лодок после начала Первой мировой войны.
Все три лодки добились успехов во время Первой мировой войны; В общей сложности они потопили пять кораблей общим тоннажем 22 391 человек. Кроме того, они захватили семь кораблей в качестве призов и повредили «Жан Барт» французский дредноут водоизмещением 22 189 тонн. Все три лодки были потоплены во время войны, однако U-5 , головная лодка этого класса, была поднята и вновь введена в строй после ее затопления. После окончания войны U-5 , единственный уцелевший представитель этого класса, был передан Италии в качестве репарации за войну и был разобран в 1920 году.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]В 1904 году, позволив военно-морским силам других стран стать пионером в разработке подводных лодок, австро-венгерский флот поручил Австрийскому военно-морскому техническому комитету (МТК) разработать проект подводной лодки. Проект января 1905 года, разработанный МТК, и другие проекты, представленные общественностью в рамках конкурса проектов, были отклонены ВМФ как непрактичные. Вместо этого они решили заказать по две подводные лодки конструкций Simon Lake , Germaniawerft и Electric Boat для конкурсной оценки. Две подводные лодки Electric Boat относились к классу U-5 . [ 6 ] [ Примечание 1 ] В 1906 году ВМФ разрешил две лодки, U-5 и U-6 из Whitehead & Co. Фиуме компании . [ 7 ]
Класс U-5 был построен по той же конструкции, что и класс C для ВМС США. [ 8 ] и был построен фирмой Роберта Уайтхеда Whitehead & Co. по лицензии Electric Boat. [ 1 ] Компоненты для первых двух австрийских лодок были изготовлены компанией Electric Boat Company и собраны в Фиуме, а третья лодка была спекулятивным частным предприятием Уайтхеда, которое не нашло покупателя и было куплено Австро-Венгрией после начала Первой мировой войны. . [ 8 ]
Лодки класса У-5 имели однокорпусную конструкцию каплевидной формы , очень напоминавшую современные атомные подводные лодки. [ 5 ] Лодки имели длину чуть более 105 футов (32 м), водоизмещение 240 тонн (240 длинных тонн) в надводном положении и 273 тонны (269 длинных тонн) в подводном положении. [ 1 ] Торпедные аппараты имели уникальные люки в форме клеверного листа , вращающиеся вокруг центральной оси. [ 1 ] Во время всплытия корабли были оснащены двумя 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями , но страдали от недостаточной вентиляции, что приводило к частому отравлению экипажа. [ 6 ] Находясь под водой, они приводились в движение двумя электродвигателями . [ 1 ]
Первые две лодки, U-5 и U-6 , были заказаны ВМС Австро-Венгрии для оценки и были частично собраны в США, отправлены в Фиуме и склепаны фирмой Whitehead & Co., автор которой Эдвин Зиехе сообщает, «доставил много неприятностей». [ 5 ] У-5 была запущена в феврале 1909 года, а в июне последовал запуск У-6 . [ 1 ] Обе лодки были сданы в строй к апрелю 1910 года. [ 9 ]
Третья лодка, первоначально названная SS-3 , была полностью построена на заводе Уайтхеда в Фиуме. В конструкции лодки были усовершенствованы электрические и механические системы. [ 1 ] Гибсон и Прендергаст сообщают, что при постройке SS-3 оснащался электродвигателями как для надводного, так и для подводного хода. Когда наземные характеристики электродвигателей в ходе испытаний оказались разочаровывающими, силовую установку SS-3 перестроили , чтобы она соответствовала комбинации бензина и электричества, используемой на U-5 и U-6 . [ 10 ] SS-3 был спущен на воду в марте 1911 года и был предложен австро-венгерскому флоту, но поскольку оценка первых двух лодок класса U-5 еще продолжалась, от покупки отказались. [ 1 ]
в заводской комплектации Лодки класса У-5 были вооружены двумя носовыми торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) и могли нести запас из четырех торпед. [ 2 ] К 1915 году все они получили палубную пушку калибра 3,7 см/23 (1,5 дюйма) . [ 9 ]
Служебная карьера
[ редактировать ]U-5 и U-6 были приняты на вооружение австро-венгерского флота к апрелю 1910 года и служили в качестве учебных лодок до 1914 года, совершая до десяти учебных походов в месяц. В первые годы существования каждая лодка демонстрировалась иностранной военно-морской делегации; Ю-5 перуанскому норвежскому отряду в 1911 году, Ю-6 отряду в 1910 году . [ 9 ] В начале Первой мировой войны в августе 1914 года U-5 и U-6 составляли половину действующего флота подводных лодок австро-венгерского флота. [ 11 ]
В течение трех лет после запуска SS-3 в марте 1911 года Уайтхед пытался продать лодку военно-морским силам Перу , Португалии , Нидерландов , Бразилии и Болгарии , прежде чем австро-венгерский флот отклонил предложение во второй раз. [ 1 ] Однако с началом войны австро-венгерский флот приобрел непроданную подводную лодку, чтобы быстро пополнить свой флот. [ 11 ] Хотя временно он был принят на вооружение как U-7 , в августе 1914 года он был принят на вооружение как U-12 . [ 9 ]
К концу декабря 1914 года все три лодки класса У-5 базировались на военно-морской базе Каттаро и принимали участие в боевом патрулировании. [ 1 ] Всего тремя лодками они потопили пять кораблей общим тоннажем 22 391 тонну. [ Примечание 2 ] захватил семь кораблей и повредил один дредноут. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] U-6 оказалась наименее успешной, потопив единственный корабль водоизмещением 756 тонн; [ 13 ] U-5 оказалась самой успешной, потопив три корабля общим тоннажем 20 570 тонн. [ 12 ] включая французский броненосный крейсер Леон Гамбетта . [ 3 ] U-12 повредила, но не затонула, самый большой корабль, торпедированный из всех кораблей класса U-5 , когда она поразила французский линкор «Жан Бар» 21 декабря 1914 года. [ 3 ]
Из трех лодок этого класса только У-5 пережила войну в целости и сохранности. [ 1 ] U-12 затонула с потерей всех рук, подорвавшись на мине недалеко от Венеции в августе 1915 года. [ 15 ] [ Примечание 3 ] в то время как U-6 была затоплена своим экипажем в мае 1916 года после того, как попала в противолодочную сеть , которая была частью заграждения в Отранто . [ 15 ] Сама U-5 затонула после подрыва на австро-венгерской мине во время учений, но была поднята, отремонтирована и вновь введена в строй до окончания войны. [ 3 ] U-5 был передан Италии в качестве военной репарации и списан в 1920 году. [ 3 ]
Члены класса
[ редактировать ]СМ У-5
[ редактировать ]СМ У-5 была заложена в апреле 1907 года и спущена на воду в феврале 1909 года. В состав австро-венгерского флота она была принята в апреле 1910 года и вплоть до начала 1910-х годов служила учебной лодкой, совершая иногда до десяти походов в месяц. Первая мировая война в 1914 году. [ 3 ] Большую часть своих военных успехов подводная лодка добилась в первый год войны, находясь под командованием Георга Риттера фон Траппа . Французский броненосный крейсер «Леон Гамбетта» , затонувший в апреле 1915 года, был крупнейшим кораблем, потопленным U-5 . [ 12 ] В мае 1917 года U-5 подорвалась на мине и затонула, потеряв шесть человек. Его подняли, перестроили и снова ввели в строй, но больше кораблей не топили. В конце войны U-5 был передан Италии в качестве военной репарации и списан в 1920 году. [ 3 ] Всего U-5 потопила три корабля общим водоизмещением 20 570 тонн. [ 12 ]
СМ У-6
[ редактировать ]СМ У-6 был заложен в феврале 1908 года и спущен на воду в июне следующего года. в июле 1910 года она служила учебной лодкой После вступления в состав ВМС Австро-Венгрии . В этом качестве она прослужила до начала Первой мировой войны в 1914 году, совершая до десяти тренировочных круизов в месяц. U-6 добилась лишь одного успеха во время войны, потопив французский эсминец в марте 1916 года. В мае того же года она запуталась в противолодочных сетях , развернутых в рамках заграждения в Отранто . Под обстрелом дрифтеров , вытаскивавших сети, U-6 была брошена и затоплена. Все члены ее экипажа были спасены и до конца войны находились в плену. [ 3 ]
СМ У-12
[ редактировать ]SM U-12 был построен по предположениям компании Whitehead & Co. из Фиуме под названием SS-3 . Она была заложена в 1909 году и спущена на воду в марте 1911 года. Она отличалась усовершенствованиями электрических и механических систем по сравнению с голландской конструкцией своих старших родственных лодок U-5 и U-6 . Уайтхед пытался продать SS-3 нескольким различным военно-морским силам, но в конце концов после начала Первой мировой войны он был куплен ВМС Австро-Венгрии, несмотря на то, что до этого ему дважды отказывали. она была принята в строй как U-12 . В августе 1914 года [ 9 ] За время войны она потопила только один корабль - греческий грузовой корабль захватила шесть черногорских парусников в мае 1915 года, но ранее в марте в качестве приза . [ 14 ] U-12 также повредила, но не потопила французский линкор «Жан Барт» в декабре 1914 года. [ 16 ] При поиске целей в окрестностях Венеции в августе 1915 года U-12 подорвалась на мине, оторвавшей ей корму, и затонула всеми руками, [ 15 ] стала первой австро-венгерской подводной лодкой, затонувшей в войне. [ 17 ] В следующем году ее обломки были спасены итальянцами, которые похоронили тела членов экипажа U-12 на венецианском кладбище. [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Конструкция Lake стала U-1 классом , а конструкция Germaniawerft — U-3 классом .
- ^ Тоннаж торговых судов указан в брутто-регистровых тоннах . корабля измеряется в тоннах Водоизмещение .
- ^ Грант (стр. 162), Гибсон и Прендергаст (стр. 73) и Халперн (стр. 150) сообщают о U-12 в потере августе 1915 года, а Сиече (стр. 23) и Гардинер (стр. 343) сообщают потеря в августе 1916 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Гардинер, с. 343.
- ^ Jump up to: а б Сьехе, с. 17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сьехе, с. 22.
- ^ Фридман, с. 46
- ^ Jump up to: а б с Сьехе, с. 21.
- ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 340.
- ^ Гибсон и Прендергаст, с. 384.
- ^ Jump up to: а б Фонтенуа, Пол Э. (2007). Подводные лодки: иллюстрированная история их воздействия . АВС-КЛИО. стр. 156 . ISBN 978-1-85109-563-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и Болезнь, с. 21–22.
- ^ Гибсон и Прендергаст, стр. 384–85.
- ^ Jump up to: а б Гардинер, стр. 341.
- ^ Jump up to: а б с д Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, попавшие во время Первой мировой войны: Корабли, побитые КУК У5» . Война подводных лодок в Первой мировой войне . Uboat.net . Проверено 24 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, побитые во время Первой мировой войны: Корабли, побитые KUK U6» . Война подводных лодок в Первой мировой войне . Uboat.net . Проверено 24 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, попавшие во время Первой мировой войны: Корабли, побитые КУК U12» . Война подводных лодок в Первой мировой войне . Uboat.net . Проверено 24 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Грант, с. 162.
- ^ Гибсон и Прендергаст, с. 69.
- ^ Халперн, с. 150.
- ^ Сиехе, с. 23.
Библиография
[ редактировать ]- Фридман, Норман, изд. (1995). Подводные лодки США до 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд : Издательство Военно-морского института . ISBN 1-55750-263-3 . OCLC 98765432 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд : Издательство Военно-морского института . ISBN 978-0-87021-907-8 . OCLC 12119866 .
- Гибсон, Р.Х.; Прендергаст, М. (2003) [1931]. Немецкая подводная война 1914–1918 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-314-7 . OCLC 52924732 .
- Грант, Роберт М. (2002) [1964]. Уничтоженные подводные лодки: эффект противолодочной войны, 1914–1918 гг . Пензанс : Перископ. ISBN 978-1-904381-00-6 . OCLC 50215640 .
- Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 . OCLC 57447525 .
- Сиече, Эрвин Ф. (1980). «Австро-Венгерские подводные лодки». Военный корабль, Том 2 . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-976-4 . OCLC 233144055 .