Jump to content

«Кайзер Франц Иосиф I» Крейсер класса

Кайзер Франц Иосиф I на якоре
Обзор класса
Имя Кайзер Франц Иосиф I степени
Строители
Операторы
Предшественник Никто
Преемник Зента класс
Расходы 5 360 000 флоринов или 10 720 000 крон (весь класс) [ а ]
Построен 1888–1890
В комиссии 1890–1917
Планируется 3
Завершенный 2
Отменено 1
Потерянный 2
Общие характеристики (в состоянии сборки)
Тип Защищенный крейсер [ ж ]
Смещение
  • 3967 т (3904 длинных тонны; 4373 коротких тонны) (расчетный)
  • 4494 т (4423 длинных тонны; 4954 коротких тонны) (полная загрузка)
Длина
Луч 14,75–14,8 м (48 футов 5 дюймов – 48 футов 7 дюймов) [ и ]
Черновик 5,7 м (18 футов 8 дюймов)
Движение
Скорость 19,65–20,00 узлов (36,39–37,04 км/ч; 22,61–23,02 миль в час)
Диапазон 3200 морских миль (5900 км; 3700 миль) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнить 367 или 427-444 [ д ]
Вооружение
Броня
Общие характеристики (после модернизации)
Вооружение
  • 2 × 15-см (5,9 дюйма) орудия SK L/40
  • 6 × 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/35
  • 16 × 47-мм (1,9 дюйма) орудий СФК L/44
  • 4 торпедных аппарата 40–45 см (16–18 дюймов) (1 носовой, 1 кормовой, 2 лучевых) [ г ]

кайзера Франца-Иосифа I Класс (иногда называемый кайзера Франца-Иосифа I) классом [ 1 ] класс двух защищенных крейсеров, построенных для ВМС Австро-Венгрии . названный в честь австро-венгерского императора Франца Иосифа I В класс, , входили СМС Кайзер Франц Иосиф I и СМС Кайзерин Элизабет . Строительство велось в конце 1880-х годов, оба корабля были заложены в 1888 году . «Кайзер Франц Иосиф I» был построен компанией Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте , а «Кайзерин Элизабет» — на военно-морской верфи Пола в Поле . Корабли типа « Кайзер Франц Иосиф I» были первыми защищенными крейсерами, построенными ВМС Австро-Венгрии. [ ж ] «Кайзер Франц Иосиф I» был первым кораблем этого класса, вошедшим в состав флота в июле 1890 года. За ним последовала «Кайзерин Элизабет» в ноябре 1892 года.

Построенный по образцу итальянских крейсеров «Джованни Баузан» и «Этна» , на дизайн класса «Кайзер Франц Иосиф I» сильно повлияла Jeune École (Молодая школа) военно-морская стратегия . Крейсеры были задуманы как « линкоры будущего» главнокомандующим ВМФ (нем. Marinekommandant ) Максимилианом Даублебским фон Штернеком , корабли подвергались резкой критике как со стороны офицеров, так и матросов австро-венгерского флота. который назвал корабли «ящиками для сардин Штернека». Изменения в технологиях и стратегическом мышлении во всем мире сделали конструкцию кораблей класса «Кайзер Франц Иосиф I» устаревшей вскоре после их ввода в строй. Тем не менее, корабли оставались важным компонентом австро-венгерской военно-морской политики, которая продолжала подчеркивать доктрину Jeune École и важность береговой обороны и зарубежных миссий по демонстрации флага по всему миру. И кайзер Франц Иосиф I , и кайзерин Елизавета за свою карьеру участвовали в нескольких заграничных путешествиях, причем первый совершил турне по Восточная Азия между 1892 и 1893 годами, первое такое путешествие корабля со стальным корпусом австро-венгерского флота. Эрцгерцог Франц Фердинанд сопровождал кайзерину Елизавету большую часть этого путешествия. Кайзерин Элизабет участвовала в боевых действиях во время Боксерского восстания , и после этого два корабля класса «Кайзер Франц Иосиф I» попеременно несли службу на Дальнем Востоке до начала Первой мировой войны .

В начале войны кайзерин Элизабет находилась в Китае и участвовала в защите удерживаемой Германией концессии в заливе Киаучоу от Японии и Соединенного Королевства. Некоторые из ее орудий были сняты во время осады Циндау и использовались в качестве береговой батареи. Он был затоплен своим экипажем в ноябре 1914 года, незадолго до сдачи порта англо-японским войскам. Кайзер Франц Иосиф I в начале войны был членом Пятой боевой дивизии и находился на австро-венгерской военно-морской базе в Каттаро в качестве сторожевого корабля. Устаревший к началу войны кайзер Франц Иосиф I мало участвовал в боевых действиях на протяжении большей части конфликта и редко покидал Бокке-ди-Катаро . В конце 1914 года она участвовала в обстреле франко-черногорских артиллерийских батарей, расположенных на склонах горы Ловчен , затмевавшей Бокке. В январе 1916 года, когда Австро-Венгрия начала вторжение в Черногорию , кайзер Франц Иосиф I помог снова заставить замолчать черногорские батареи на горе Ловчен в поддержку австро-венгерской армии, которая захватила гору и впоследствии захватила столицу Черногории Цетинье , выбивающее страну из войны.

В 1917 году «Кайзер Франц Иосиф I» был списан, разоружен и переоборудован в штабной корабль австро-венгерской базы в Каттаро. В этом качестве она оставалась до конца войны. Когда в октябре 1918 года Австро-Венгрия терпела поражение, австрийское правительство передало свой флот недавно сформированному государству словенцев, хорватов и сербов, чтобы избежать необходимости передавать корабль союзникам . После перемирия на Вилле Джусти в ноябре 1918 года флот союзников вошёл в Каттаро и захватил бывшие австро-венгерские корабли, дислоцированные в Бокке, включая кайзера Франца Иосифа I. Он был передан Франции в качестве репарации после войны, но затонул во время шторма у Кумбора в октябре 1919 года.

13 ноября 1883 года император Франц Иосиф I повысил Максимилиана Доблебского фон Штернека до должности вице-адмирала и назначил его морским комендантом австро-венгерского флота, а также начальником военно-морского отдела военного министерства (нем. Chef der Marinesektion ). . [ 2 ] Присутствие Штернека в битве при Лиссе и его прошлые связи с адмиралом Вильгельмом фон Тегеттоффом привели к тому, что его продвижение по службе получило широкую поддержку во флоте. Проведя первые несколько лет в качестве морского коменданта, реформируя административную бюрократию военно-морского флота, Штернек начал реализовывать новую программу строительства военных кораблей в конце 1880-х - начале 1890-х годов. [ 3 ]

Появление Jeune École

[ редактировать ]
Карта Австро-Венгрии и Адриатического моря 1899 года.

В 1880-х годах военно-морская философия Jeune École начала приобретать известность среди небольших военно-морских сил по всей Европе, особенно во французском флоте , где она была впервые разработана военно-морскими теоретиками, желающими противостоять силе британского Королевского флота . Женская школа выступала за использование мощного вооруженного флота, состоящего в основном из крейсеров , эсминцев и торпедных катеров, для борьбы с более крупным флотом, состоящим из броненосцев и линкоров , а также для нарушения глобальной торговли противника. [ 4 ] Jeune École была быстро принята в качестве основной военно-морской стратегии Австро-Венгрии под руководством Штернека. [ 5 ] Его решительная поддержка Jeune École была основана на убеждении, что эта стратегия, по-видимому, соответствует существующей военно-морской политике Австро-Венгрии, которая делала упор на береговую оборону и ограничивала проецирование силы за пределы Адриатического моря . Испытания, проведенные австро-венгерским флотом в начале и середине 1880-х годов, привели Стернека к мысли, что атаки торпедных катеров на флот линкоров, центральный компонент Jeune École , должны будут поддерживаться более крупными кораблями, такими как крейсеры. Поскольку Австро-Венгрия не имела возможности нарушить глобальную торговлю из-за своего расположения в Адриатическом море, а у двух потенциальных врагов, с которыми флот мог оказаться в состоянии войны – Италии и России – не было подходящих целей для торговых набегов или заморских колоний, крейсерам который будет разработан в соответствии с принципами Jeune École, вместо этого будет сосредоточен на береговой обороне и руководстве флотилиями торпедных катеров, а не на коммерческих рейдах. Эти испытания, а также принятие Jeune École в качестве основной военно-морской стратегии австро-венгерского флота привели к разработке «Кайзер Франц Иосиф I» . Крейсера типа [ 6 ]

Предложения и бюджет

[ редактировать ]

В соответствии с планом военно-морского флота 1881 года, который был принят его предшественником Фридрихом фон Пёком , Штернек предложил австрийской и венгерской делегациям по общим делам постройку крейсеров типа «Кайзер Франц Иосиф I» в качестве «замены» австро-венгерских броненосцев «Лисса » и «Лисса». Кайзер . [ 7 ] [ ч ] Кайзер не находился на действительной службе с 1875 года, и Пёк намеревался заменить ее до своей отставки в 1883 году. К 1888 году Лисса была переведена во II резерв. [ 8 ] Делегации решительно поддержали предложение о крейсерах, во многом из-за их относительно низкой цены по сравнению с другими крупными кораблями того времени. [ 9 ] Оба крейсера типа «Кайзер Франц Иосиф I» должны были стоить 5 360 000 флоринов или 10 720 000 крон . [ а ] в то время как строительство броненосного военного корабля «Кронпринц Эржерцог Рудольф» , заложенного в 1884 году, обошлось в 5 440 000 фунтов стерлингов. [ 7 ] Таким образом, делегации выделили средства на строительство двух кораблей класса «Кайзер Франц Иосиф I» — «Ram Cruiser A» и «Ram Cruiser B» (нем. «Rammkreuzer A» и «Rammkreuzer B» ) — в рамках бюджетов 1888 и 1889 годов. [ 10 ]

Штернек был вдохновлен предложить класс «Кайзер Франц Иосиф I» после постройки итальянских крейсеров «Джованни Баузан» и «Этна» . [ 11 ] но этот ранний энтузиазм был умерен опасениями, что корабли не смогут сравниться с более крупными линкорами иностранных государств, водоизмещение которых начало приближаться к 10 000 метрических тонн (9 800 длинных тонн ; 11 000 коротких тонн ). третьего предложенного корабля класса «Кайзер Франц Иосиф I» В 1889 году Австро-Венгерский совет министров выступил за отсрочку строительства . Хотя первоначальные средства на «Раммкройцер С» все еще были включены в военно-морской бюджет 1890 года, разрешение на строительство корабля так и не было дано делегациями, и корабль так и не был заложен. [ 7 ]

Изображение кайзерины Элизабет вскоре после ее вступления в состав ВМС Австро-Венгрии.

получившие разрешение на начало второй гонки военно-морских вооружений Австро-Венгрии против Италии, Крейсера типа «Кайзер Франц Иосиф I», были предназначены для того, чтобы вести торпедные флотилии в бой против более крупного флота линкоров. [ 12 ] В то время как Италия и Австро-Венгрия стали союзниками в рамках Тройственного союза 1882 года , итальянская Регия-Марина оставалась самой важной военно-морской державой в регионе, с которой Австро-Венгрия боролась, часто неблагоприятно. Несмотря на победу на море после битвы при Лиссе во время Третьей войны за независимость Италии , Италия все еще обладала более крупным военно-морским флотом, чем Австро-Венгрия, в годы после войны. Неравенство между австро-венгерским и итальянским флотами существовало еще со времен австро-итальянской железной гонки вооружений 1860-х годов. В то время как Австро-Венгрия сократила неравенство в военно-морской силе на протяжении 1870-х годов, Италия к концу 1880-х годов могла похвастаться третьим по величине флотом в мире после французского военно-морского флота и Британского королевского флота. [ 13 ]

Штернек назвал крейсера класса «Кайзер Франц Иосиф I» «линкорами будущего», и предполагалось, что корабли возглавят торпедную дивизию, состоящую из легких крейсеров «Леопард» и «Пантера» , двух эсминцев и 12 торпедных катеров. Водоизмещение и скорость кораблей иллюстрировали применение Австро-Венгрией Jeune École , а выдающиеся таранные носы крейсеров отражали наследие битвы при Лиссе, в которой гораздо меньший австрийский флот разгромил итальянскую Regia Marina , используя тактику тарана. Штернек также полагал, что крейсеры будут действовать в хаотичных рукопашных боях вместе с торпедным дивизионом, который они возглавят, что потребует носового тарана, чтобы повредить и потопить вражеские суда, подобно тому, что Тегетгоф сделал в Лиссе. Большие орудия крейсеров также были выбраны для того, чтобы подтвердить план Штернека по замене кораблей класса «Кайзер Франц Иосиф I» тяжелобронированными броненосцами и линкорами. [ 14 ]

Общие характеристики

[ редактировать ]

Разработан главным инженером Францем Фрайхером Юптнером . [ 15 ] Корабли класса « Кайзер Франц Иосиф I» имели общую длину 103,7–103,9 метра (340 футов 3 дюйма – 340 футов 11 дюймов) и длину между перпендикулярами 97,9 метра (321 фут 2 дюйма). [ с ] У них была ширина 14,75–14,8 метров (48 футов 5 дюймов – 48 футов 7 дюймов), [ и ] и средняя осадка 5,7 метра (18 футов 8 дюймов) при глубокой нагрузке . Они были рассчитаны на водоизмещение 3967 метрических тонн (3904 длинных тонны; 4373 коротких тонны) при нормальной нагрузке, но при полной боевой нагрузке они водоизмещали 4494 метрических тонны (4423 длинных тонны; 4954 коротких тонны). [ 16 ] [ 17 ]

Движение

[ редактировать ]

Оба корабля имели два вала, на которых приводились два гребных винта диаметром 4,35 метра (14 футов 3 дюйма). [ 18 ] Эти гребные винты приводились в движение двумя комплектами горизонтальных двигателей тройного расширения , которые были рассчитаны на мощность на валу 8 000–8 450 лошадиных сил (5 970–6 300 кВт). [ б ] Двигательные установки обоих кораблей также состояли из четырех цилиндрических двусторонних котлов, что обеспечивало кораблям класса «Кайзер Франц Иосиф I» максимальную скорость 19,65–20,00 узлов (36,39–37,04 км/ч; 22,61–23,02 миль в час). Оба корабля перевозили 670 метрических тонн (660 длинных тонн; 740 коротких тонн) угля, имели дальность действия около 3200 морских миль (5900 км; 3700 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) и были укомплектованы экипажем. экипаж от 367 до 444 офицеров и солдат. [ 16 ] [ 18 ] [ 17 ] [ д ]

Вооружение

[ редактировать ]
Чертеж «Кайзер Франц Иосиф I». крейсеров типа

Крейсеры типа « Кайзер Франц Иосиф I» имели систему вооружения, которая во многом основывалась на конструкции «крейсеров Эльсвика», таких как чилийский крейсер « Эсмеральда » . [ 12 ] Они были вооружены главной батареей из двух 24-см (9,4 дюйма) орудий KL/35 Krupp , установленных в носовых и кормовых башнях. кораблей Вспомогательное вооружение состояло из шести 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/35, установленных в казематах на миделе корабля, по три с каждой стороны. Оба корабля также имели 16 орудий SFK L / 44 калибра 47 мм (1,9 дюйма) и четыре торпедных аппарата калибра 40–45 см (16–18 дюймов) , два из которых располагались в носовой и кормовой части, а два - в миделе корабля. [ 16 ] [ г ] Эти тяжелые орудия предназначались для того, чтобы помочь крейсерам открывать огонь по более тяжелым линкорам на расстоянии, одновременно поддерживая атаки торпедных катеров на военный корабль или флот противника. [ 14 ] [ 12 ] Между 1905 и 1906 годами, когда корабли класса «Кайзер Франц Иосиф I» проходили ремонт для модернизации, их главные батареи были заменены двумя 15-см (5,9 дюйма) орудиями SK L/40 Škoda . [ 19 ]

Установка, на которой размещались основные орудия, представляла собой вращающуюся платформу и куполообразную орудийную башню. Эти установки приводились в действие серией паровых насосов под палубой обоих кораблей. Хотя каждая башня имела собственный паровой насос, по всей длине корабля проходили трубы, соединяющие каждый паровой насос и сопровождающую его башню вместе, чтобы обеспечить резервную систему. Максимальный угол возвышения двух орудий ГК, а также угол их заряжания составляли 13,5°. Под этим углом дальность действия 215-килограммовых (474 ​​фунтов) снарядов главного орудия составляла 10 000 метров (390 000 дюймов). Максимальный угол возвышения вторичного вооружения кораблей составлял 16°, а их 21-килограммовые (46 фунтов) снаряды имели такую ​​же дальность действия, что и главная батарея. [ 20 ]

Крейсеры класса « Кайзер Франц Иосиф I» были защищены по ватерлинии бронепоясом толщиной 57 мм (2,2 дюйма) на миделе корабля. Башни . имели броню толщиной 90 мм (3,5 дюйма), а толщина палубной брони обоих кораблей составляла 38 мм (1,5 дюйма) Боевая рубка была защищена броней толщиной 50–90 мм (2,0–3,5 дюйма). [ 1 ] [ 17 ] Машины для класса «Кайзер Франц Иосиф I» были собраны в Stabilimento Tecnico Triestino, оба корабля имели корпус с двойным дном и более 100 водонепроницаемых отсеков. Паровые насосы, используемые для борьбы с наводнениями на борту каждого корабля, могли сбрасывать 1200 метрических тонн (1200 длинных тонн; 1300 коротких тонн) воды в час. [ 18 ]

Защитные системы кораблей типа «Кайзер Франц Иосиф I» также состояли из угольных бункеров , расположенных в ряд с котельными отделениями обоих кораблей, и горизонтальной перемычки, расположенной по ватерлинии кораблей, заполненной целлюлозным волокном . Волокно предназначалось для герметизации любых дыр в кораблях от артиллерийских снарядов путем разбухания при контакте с морской водой, в то время как сам ударный снаряд замедлялся окружающим углем, что также служило для сдерживания любых взрывов. [ 12 ]

Имя Тезка Строитель Заложен Запущен Введен в эксплуатацию Судьба
Кайзер Франц Иосиф I Император Австрии Франц Иосиф I. Триестинский технический завод , Триест 3 января 1888 г. 18 мая 1889 г. 2 июля 1890 г. Передан Франции после Первой мировой войны, затонул во время шторма у Кумбора в Бокке-ди-Катаро 17 октября 1919 года.
Императрица Елизавета Императрица Елизавета Австрийская Военно-морская верфь Пола, Пола июль 1888 г. 25 сентября 1890 г. 24 ноября 1892 г. Затоплен в заливе Цзяочжоу 2 ноября 1914 г.
«Рам Крузер С» (нем. «Раммкройцер С» ) [ ч ]
Никогда не ложился. Перепроектирован в броненосный крейсер Kaiserin und Königin Maria Theresia.

История обслуживания

[ редактировать ]
Кайзерин Элизабет проводит ходовые испытания. Обратите внимание на временную буровую установку, расположенную на мостике корабля.

Первый корабль класса «Рэм Крейсер А». [ 12 ] был официально заложен Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте 3 января 1888 года. Шесть месяцев спустя «Ram Cruiser B» был заложен на военно-морской верфи Пола в июле. «Кайзер Франц Иосиф I» станет первым кораблем этого класса, получившим это имя, когда он был спущен на воду в Триесте 18 мая 1889 года. За ним последовала «Кайзерин Элизабет» 25 сентября 1890 года. После проведения ходовых испытаний кайзер Франц Иосиф I был принят в состав корабля. Австро-Венгерский флот 2 июля 1890 года, а кайзерин Элизабет последовала за ним два года спустя, 24 ноября 1892 года. [ 17 ] [ 21 ] Планируемый третий крейсер, спроектированный «Ram Cruiser C», никогда не был построен как представитель класса «Кайзер Франц Иосиф I» . Вместо этого ее конструкция претерпела изменения с учетом меняющихся технологических и стратегических перспектив морской войны в 1890-х годах, которые начали делать концепцию Jeune École устаревшей. Эти изменения в конечном итоге проявились в броненосном крейсере Kaiserin und Königin Maria Theresia . [ 22 ]

Довоенный

[ редактировать ]

Изменения как в технологии, так и в военно-морской доктрине сделают корабли класса «Кайзер Франц Иосиф I» устаревшими вскоре после их ввода в строй. Быстрый упадок Jeune Ecole в 1890-х и 1900-х годах вскоре сделал концепцию «таранных крейсеров» устаревшей. Их тонкая броня, низкая скорость и малоскоростные орудия привели к тому, что австро-венгерские моряки и военно-морские офицеры называли «линкоры будущего» Штернека «консервными банками» и «ящиками для сардин Штернека». [ 7 ] [ 23 ] [ 10 ] [ 24 ] Действительно, план флота Стернека 1891 года был отклонен на том основании, что «таранные крейсеры» были слишком большими, дорогими и тяжелыми по размеру, чтобы должным образом выполнять задачи, для которых их предусматривал Стернек. Штернек продолжал поддерживать концепцию крейсеров-торпедоносцев до конца своего пребывания на посту морского коменданта , но его смерть в декабре 1897 года ознаменовала конец применения Австро-Венгрией Jeune Ecole . [ 25 ] [ 24 ] Таким образом, неудача класса «Кайзер Франц Иосиф I» способствовала решению ВМС Австро-Венгрии перейти от крейсеров к линкорам в качестве основного крупного корабля ВМФ, и в 1899 году «Габсбург» . первые линкоры типа были заложены [ 24 ]

Несмотря на эти недостатки, оба корабля класса «Кайзер Франц Иосиф I» прослужили долгую карьеру в австро-венгерском флоте и совершили многочисленные рейсы. [ 24 ] Летом 1890 года немецкий кайзер Вильгельм II пригласил Штернека для участия в немецких учениях на Балтийском море . Кайзер Франц Иосиф I был отправлен вместе с кронпринцем Эржерцогом Рудольфом и кронпринцессой Эржерцогиной Стефанией представлять австро-венгерский флот. Находясь под командованием контр-адмирала Иоганна фон Хинке , кайзер Франц Иосиф I посетил Гибралтар и Каус в Соединенном Королевстве, где королева Виктория провела смотр австро-венгерского флота. Крейсер также заходил в порты Копенгагена (Дания) и Карлскруны (Швеция), прежде чем присоединиться к Императорскому флоту Германии на Балтике для проведения летних учений. На обратном пути кайзер Франц Иосиф I зашел в порты Франции, Португалии, Испании, Италии и Британской Мальты , а затем вернулся в Австро-Венгрию. [ 26 ] [ 24 ]

Кругосветное плавание Франца Фердинанда

[ редактировать ]
Кайзерин Элизабет 8 декабря 1892 года, когда она готовится к путешествию на Дальний Восток с эрцгерцогом Францем Фердинандом на борту.

Кайзерин Элизабет в это время также участвовала в заморских путешествиях. В декабре 1892 года эрцгерцог Франц Фердинанд поднялся на борт крейсера в Триесте, чтобы совершить путешествие по Восточной Азии и Тихому океану. Под командованием капитана Алоиса фон Беккера и множества офицеров, в том числе эрцгерцога Леопольда Фердинанда Австрийского , кайзерин Елизавета прошла через Адриатическое море и Восточное Средиземноморье , прежде чем войти в Суэцкий канал . Она сделала порт на Британском Цейлоне , а затем в Бомбее , где Франц Фердинанд и его группа высадились на берег для тура по британскому владычеству . Кайзерин Элизабет впоследствии обогнула Индийский субконтинент , чтобы забрать эрцгерцога в Калькутте . Из Калькутты путешествие возобновилось через Голландскую Ост-Индию и достигло Сиднея . Там эрцгерцог вновь отправился в охотничий тур по австралийской глубинке . Путешествие продолжилось из Сиднея через Нумеа , Новые Гебриды , Соломоновы острова , Новую Гвинею , Саравак , Гонконг и, наконец, Японию, откуда кайзерин Элизабет отправились и Франц Фердинанд. Эрцгерцог в конечном итоге вернулся в Австро-Венгрию, пересек Тихий океан на борту. RMS Empress of China из Иокогамы в Ванкувер . Затем он путешествовал по Северной Америке на поезде, а затем пересек Атлантический океан на борту французского парохода и вернулся в Триест из Ле-Харва в октябре 1893 года, завершив кругосветное плавание. Кайзерин Элизабет продолжила свое путешествие из Японии, показав австро-венгерский флаг в водах Китая и Юго-Восточной Азии, а затем вернулась в Триест через Суэцкий канал в 1893 году. [ 27 ]

Позже Франц Фердинанд вспоминал свое путешествие на борту «Кайзерин Элизабет» как одно из самых приятных воспоминаний о его кругосветном путешествии. Эрцгерцог вспомнил «приятный круг офицеров», с которым он столкнулся на борту «Кайзерина Элизабет» , и похвалил моряков судна, особенно немцев и хорватов. Франц Фердинанд даже написал, что время, проведенное на борту крейсера, позволило ему почувствовать себя «членом великой семьи». Историк военно-морского флота Лоуренс Сондхаус пишет, что это путешествие на борту «Кайзерин Элизабет» укрепило как поддержку Франца Фердинанда реформы Австро-Венгрии в федеральное государство , так и его стремление расширить австро-венгерский флот и превратить его в военно-морскую силу, достойную Великой Власть . [ 28 ]

Кайзерин Элизабет в Поле 1 октября 1901 года после ее возвращения с боксерского восстания.

В 1895 году оба крейсера типа «Кайзер Франц Иосиф I» участвовали в церемонии открытия Кильского канала . [ 29 ] После этого кайзерин Елизавета отплыла в Левант на обратном пути в Австро-Венгрию и вернулась в 1896 году. В 1897 году кайзер Франц Иосиф I отплыл на Дальний Восток и вернулся позже в том же году, чтобы принять участие в международной демонстрации у берегов Австро-Венгрии. Крит. В следующем году она участвовала в торжествах в честь Васко да Гамы в Лиссабоне, Португалия. В 1899 году кайзерин Элизабет совершила свое второе путешествие на Дальний Восток и третье такое путешествие класса «Кайзер Франц Иосиф I» в рамках вклада Австро-Венгрии в подавление боксерского восстания в Китае. [ 30 ]

27 декабря 1902 года Австро-Венгрия получила концессию в Тяньцзине в рамках своего вклада в Альянс восьми наций , подавший Боксерское восстание. После восстания было решено, что австро-венгерский флот сохранит постоянное присутствие на Дальнем Востоке для защиты австро-венгерских интересов в Китае, а также для обеспечения защиты австро-венгерской концессии в Тяньцзине. Таким образом, кайзерин Елизавета находилась в Китае после окончания боксерского восстания, а кайзер Франц Иосиф I проводил учения в Средиземном море на протяжении 1903 и 1904 годов. [ 31 ] В 1905 году он был модернизирован, и их орудия Krupp были заменены на 15-сантиметровые (5,9 дюйма) орудия Škoda. Эти орудия считались более современными, чем их предшественники, и имели более быстрое время заряжания. Другие изменения включали перенос расположения вспомогательных орудий на верхнюю палубу, где они были бы менее подвержены воздействию непогоды и имели бы лучшие точки обзора по сравнению с их предыдущим расположением в казематах, расположенных близко к ватерлинии обоих кораблей. [ 24 ] Позже в том же году она отплыла в Китай, чтобы заменить кайзерин Элизабет , которая прошла такую ​​​​же модернизацию по возвращении в Австро-Венгрию в 1906 году. [ 32 ]

Кайзер Франц Иосиф I оставался в Китае до 1908 года, а кайзерин Элизабет проводила ежегодные учения в Средиземноморье. [ 31 ] В 1908 году оба корабля были переклассифицированы в крейсеры 2-го класса: кайзер Елизавета и кайзер Франц Иосиф I поменялись обязанностями: первый был отправлен обратно в Китай, а второй переведен в Австро-Венгрию для использования в качестве учебного судна. [ 33 ] В 1911 году корабли типа «Кайзер Франц Иосиф I» были переименованы в малые крейсеры. [ 24 ] В том же году кайзерин Элизабет в последний раз вернулась в Австро-Венгрию, а кайзер Франц Иосиф начал свою последнюю командировку в Китай. В этот период кайзерин Элизабет дважды была мобилизована во время Балканских войн , а кайзера Франца Иосифа была команда направлена ​​для защиты Шанхая во время Синьхайской революции . [ 34 ] В 1913 году крейсерам было приказано в последний раз сменить обязанности: кайзерин Елизавета отправилась в Китай, а кайзер Франц Иосиф I вернулся в Австро-Венгрию в 1914 году. [ 31 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Кайзер Франц Иосиф I в пути

Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда 28 июня 1914 года в Сараево спровоцировало цепочку событий, которые привели к июльскому кризису и последующему объявлению Австро-Венгрией войны Сербии 28 июля. В последующие дни события развивались стремительно. 30 июля 1914 года Россия объявила полную мобилизацию в ответ на объявление Австро-Венгрией войны Сербии. На следующий день Австро-Венгрия объявила полную мобилизацию. 1 августа и Германия, и Франция приказали провести полную мобилизацию, а Германия объявила войну России в поддержку Австро-Венгрии. Хотя отношения между Австро-Венгрией и Италией значительно улучшились за два года после возобновления Тройственного союза в 1912 году, [ 35 ] Увеличение австро-венгерских военно-морских расходов, политические споры по поводу влияния в Албании и опасения Италии по поводу потенциальной аннексии земель в Королевстве Черногория привели к ухудшению отношений между двумя союзниками за несколько месяцев до войны. Италия объявила нейтралитет 1 августа, сославшись на объявление Австро-Венгрией войны Сербии актом агрессии, который не подпадал под действие Тройственного союза. [ 36 ]

К 4 августа Германия уже оккупировала Люксембург и вторглась в Бельгию после объявления войны Франции, а Соединенное Королевство объявило войну Германии в поддержку нейтралитета Бельгии. [ 37 ] После объявления Францией и Великобританией войны Австро-Венгрии 11 и 12 августа соответственно, французский адмирал Огюстен Буэ де Лапейрер получил приказ перекрыть австро-венгерское судоходство у входа в Адриатическое море и вступить в бой с любыми австро-венгерскими кораблями. наткнулся на него англо-французский флот. Лапейрер решил атаковать австро-венгерские корабли, блокировавшие Черногорию. Последовавшая битва при Антивари положила конец блокаде Австро-Венгрии и фактически поставила Отрантский пролив в руки Великобритании и Франции. [ 38 ] [ 39 ] В начале войны кайзер Франц Иосиф I был приписан к Пятой боевой дивизии вместе с тремя «Монарх» кораблями береговой обороны класса и крейсером «Пантера» на австро-венгерской военно-морской базе в Каттаро . Командовать этой дивизией, которой было поручено выполнять функции береговой обороны, был назначен контр-адмирал Рихард фон Барри. [ 40 ] После потери крейсера «Зента» в битве при Антивари австро-венгерский морской комендант Антон Хаус обвинил Барри в неспособности перехватить французские войска и освободил его от командования в октябре 1914 года, заменив его контр-адмиралом Александром Ганзой. [ 41 ]

Кайзер Франц Иосиф I большую часть оставшейся войны служил кораблем гавани. [ 11 ] хотя она действительно видела действия против черногорских батарей на вершине горы Ловчен , которая затмевала Бокке-ди-Катаро, где она находилась. В сентябре 1914 года французский десант из 140 человек помог черногорским войскам установить восемь тяжелых артиллерийских орудий на склонах горы Ловчен. Это усилило артиллерию, которую Черногория уже разместила на горе, и представляло серьезную угрозу для австро-венгерской базы, расположенной в Каттаро. В течение сентября и октября пятая австро-венгерская дивизия и франко-черногорская артиллерия боролись за контроль над Бокке. Прибытие австро-венгерских «Радецкий» линкоров типа подбило два французских орудия, а остальные вынудили отойти за пределы досягаемости австро-венгерских орудий. В конце ноября французы отошли и передали орудия на хранение Черногории. [ 42 ]

Осада Циндао

[ редактировать ]

«Кайзерин Элизабет» должен был стать единственным австро-венгерским военным кораблем, оказавшимся за пределами Адриатики в начале войны, за исключением яхты «Таурус» , которой удалось уклониться от контакта с союзниками во время ее обратного путешествия в Австро-Венгрию из Константинополя. [ 40 ] Поскольку он был слишком медленным, чтобы проводить торговые рейды в Тихом океане против британских и французских судов, он отплыл на контролируемую Германией арендованную территорию залива Цзяочжоу , прежде чем отправиться в порт Циндао , где усилил немецкую восточноазиатскую эскадру . Объявление Японией войны Германии и Австро-Венгрии 23 и 25 августа соответственно решило судьбу азиатских и тихоокеанских владений Германии, а также австро-венгерского крейсера. Австро-Венгрия надеялась разоружить и интернировать корабль в Шанхае с намерением вернуть судно Китаю после успешного завершения войны, но немецкий кайзер Вильгельм II лично приказал своим австро-венгерским союзникам передать корабль под командование. немецких войск, обороняющих залив Цзяочжоу. [ 43 ]

Императрица Елизавета на якоре

Япония быстро осадила немецкие владения. 6 сентября произошел первый в истории воздушно-морской бой, когда гидросамолет «Фарман», запущенный японским гидроавианосцем « Вакамия», безуспешно атаковал «Кайзерин Элизабет» и немецкую канонерскую лодку « Ягуар» в заливе Цяочжоу. бомбами [ 44 ] В начале осады кайзерин Элизабет и «Ягуар» совершили неудачную вылазку против японских судов, блокировавших Циндао. Позже орудия кайзерина Элизабет были сняты с корабля и установлены на берегу, создав «Батарея Элизабет». Тем временем ее экипаж принял участие в обороне Циндао под руководством капитана Рихарда Маковича. По мере того как осада продолжалась, немецкие и австро-венгерские военные корабли, оказавшиеся в гавани, были затоплены , чтобы избежать их захвата британцами и японцами. «Кайзерин Элизабет» станет предпоследним затопленным кораблем, затонувшим 2 или 3 ноября. [ 45 ] [ 46 ] [ я ] За ней последовал «Ягуар» 7 ноября, в день, когда немецкие и австро-венгерские войска сдали Циндао союзникам. В ходе боев десять членов экипажа «Кайзерина Элизабет » погибли. [ 45 ]

Экипаж из почти 400 человек вместе с Маковичем были взяты в плен японцами, где они провели остаток войны, разбросавшись по пяти отдельным лагерям для военнопленных в Японии. После окончания войны первыми разрешили вернуться домой итальянцам, а затем остальным этническим группам, составлявшим бывший экипаж крейсера. В декабре 1919 года капитан Макович покинул Кобе, Япония, с последней группой австрийских и немецких военно-морских пленников. Они достигли Вильгельмсхафена, Германия, в феврале 1920 года, а Макович и его люди прибыли в Зальцбург, Австрия, в марте, как последние военнопленные австро-венгерского флота, вернувшиеся домой. [ 47 ]

В конце 1915 года Австро-Венгрия и Германия решили, что после окончательного завоевания Сербии Черногория выйдет из войны следующей. 8 января 1916 года кайзер Франц Иосиф I и другие корабли Пятой дивизии начали трехдневный обстрел черногорских укреплений на горе Ловчен. Продолжительный артиллерийский обстрел позволил XIX армейскому корпусу Австро-Венгрии захватить гору 11 января. Два дня спустя австро-венгерские войска вошли в столицу Черногории Цетинье, выбив Черногорию из войны. [ 48 ] [ 49 ] После завоевания Черногории кайзер Франц Иосиф I оставался на якоре в Бочче-ди-Катаро до конца войны. Следующие два года она почти никогда не выезжала за пределы Каттаро. [ 50 ]

Которский мятеж

[ редактировать ]
Кайзер Франц Иосиф I на якоре в Каттаро во время Первой мировой войны.

К началу 1918 года длительные периоды бездействия начали утомлять экипажи нескольких австро-венгерских кораблей в Каттаро, в первую очередь тех кораблей, которые мало участвовали в боях. 1 февраля мятеж в Каттаро вспыхнул , начавшийся на борту «Санкт-Георга» . Мятежники быстро получили контроль над большинством военных кораблей в гавани, в то время как другие, такие как кайзер Франц Иосиф I, подняли красный флаг, несмотря на то, что оставались нейтральными в восстании. [ 51 ] [ 52 ] Экипажи крейсеров «Новара» и «Гельголанд» оказали сопротивление мятежу. [ 53 ] последний готовил торпеды своего корабля, но повстанцы на борту крейсера «Санкт Георг» нацелили свои 24-см (9,4 дюйма) орудия на Гельголанд , вынудив их отступить. « Новарой » Командующий Йоханнес Принц фон Лихтенштейн сначала отказался позволить отряду повстанцев подняться на борт своего судна, но после того, как удерживаемый повстанцами крейсер «Кайзер Карл VI» направил свои орудия на Новару , он уступил и позволил команде вывесить красный флаг на борту. поддержка мятежа. Лихтенштейн и Эрих фон Хейсслер, командующий Гельголандом , всю ночь обсуждали, как вывести свои суда, поскольку их экипажи воздерживались от активной поддержки повстанцев. [ 54 ]

На следующий день многие мятежные корабли отказались от усилий и воссоединились с силами лоялистов во внутренней гавани после того, как береговые батареи, верные австро-венгерскому правительству, открыли огонь по удерживаемому повстанцами Кронпринцу Эрцгерцогу Рудольфу . Лихтенштейн сорвал красный флаг, прежде чем приказал своему кораблю уйти во внутреннюю гавань; к ним присоединились другие крейсеры-разведчики и большая часть торпедных катеров, за ними последовали несколько других более крупных кораблей. Там их защищали береговые батареи, противостоявшие мятежу. К концу дня восстали только люди на борту «Санкт-Георга» и горстка эсминцев и торпедных катеров. На следующее утро «Эржерцог Карл» из Полы прибыли линкоры типа и подавили восстание. [ 55 ] [ 56 ] Сразу после мятежа экипаж кайзера Франца Иосифа I был сокращен до обслуживающего персонала, а крейсер был преобразован в казарменный корабль . Ее оружие также было изъято для использования на материке. [ 51 ]

После мятежа в Каттаро адмирал Максимилиан Негован был уволен с поста главнокомандующего (нем. Flottunkommandant ), хотя по просьбе Негована было объявлено, что он уходит в отставку. ВМФ [ 57 ] Миклош Хорти , который с тех пор был назначен командиром линкора «Принц Ойген» , получил звание контр-адмирала и назначен командиром флоттенка австро-венгерского флота. [ 58 ]

Конец войны

[ редактировать ]
Кайзер Франц Иосиф I на якоре

К октябрю 1918 года стало ясно, что Австро-Венгрия терпит поражение в войне. Поскольку различные попытки подавить националистические настроения потерпели неудачу, император Карл I решил разорвать союз Австро-Венгрии с Германией и обратиться к союзным державам в попытке сохранить империю от полного краха. 26 октября Австро-Венгрия сообщила Германии, что их союз расторгнут. В то же время австро-венгерский флот находился в процессе раскола по этническим и националистическим мотивам. Утром 28 октября Хорти был проинформирован о неизбежности перемирия, и он использовал эту новость для поддержания порядка и предотвращения нового мятежа среди флота. [ 59 ]

29 октября Национальный совет в Загребе объявил, что династические связи Хорватии с Венгрией официально завершились. Национальный совет также призвал к объединению Хорватии и Далмации, а словенские и боснийские организации присягнули на верность недавно сформированному правительству. Это новое временное правительство, хотя и свергло венгерское правление, еще не провозгласило независимость от Австро-Венгрии. Таким образом, правительство императора Карла I в Вене обратилось к недавно сформированному Государству словенцев, хорватов и сербов за помощью в поддержании флота и поддержании порядка на флоте. Национальный совет отказался оказать помощь, пока австро-венгерский флот сначала не будет передан под его командование. [ 60 ] Император Карл I, все еще пытаясь спасти Империю от краха, согласился на передачу при условии, что другие «нации», составлявшие Австро-Венгрию, смогут позже претендовать на свою справедливую долю стоимости флота. [ 61 ] Все моряки не словенского, хорватского, боснийского или сербского происхождения были на время отправлены в отпуск, а офицерам был предоставлен выбор: присоединиться к новому флоту или выйти в отставку. [ 61 ] [ 62 ]

Таким образом, австро-венгерское правительство решило без единого выстрела передать большую часть своего флота государству словенцев, хорватов и сербов. Это считалось более предпочтительным, чем передача флота союзникам, поскольку новое государство заявило о своем нейтралитете. Более того, новообразованное государство также еще не свергло публично императора Карла I, сохраняя возможность реформирования Империи в тройную монархию . Передача государству словенцев, хорватов и сербов началась утром 31 октября, когда Хорти встретился с представителями южнославянских национальностей на борту своего флагманского корабля « Вирибус Юнитис» в Поле. После «коротких и прохладных» переговоров договоренности были согласованы, и передача завершилась в тот же день. Австро-венгерский военно-морской прапорщик был сбит с корабля «Вирибус Юнитис» , за ним последовали оставшиеся в гавани корабли. [ 63 ] Контроль над линкором и главой недавно созданного военно-морского флота Государства словенцев, хорватов и сербов перешел к капитану Янко Вуковичу , который был повышен до звания адмирала и взял на себя старые обязанности Хорти в качестве главнокомандующего. Флота. [ 64 ] [ 62 ] [ 65 ]

Пост-был

[ редактировать ]
Кайзер Франц Иосиф I тонет во время шторма у Каттаро.

Несмотря на передачу, 3 ноября 1918 года австро-венгерское правительство подписало перемирие Виллы Джусти с Италией, положив конец боевым действиям на Итальянском фронте . [ 66 ] Перемирие на Вилле Джусти отказалось признать передачу военных кораблей Австро-Венгрии государству словенцев, хорватов и сербов. В результате 4 ноября 1918 года итальянские корабли зашли в порты Триест, Пола и Фиуме. 5 ноября итальянские войска заняли военно-морские объекты в Поле. Хотя государство словенцев, хорватов и сербов пыталось удержать свои корабли, им не хватало для этого солдат и офицеров, поскольку большинство моряков, не являвшихся южными славянами, уже ушли домой. Национальный совет не приказывал никому оказывать сопротивление итальянцам, но также осудил действия Италии как нелегитимные. 9 ноября итальянские, британские и французские корабли вошли в Каттаро и захватили оставшиеся австро-венгерские корабли, в том числе кайзера Франца Иосифа I , которые были переданы Национальному совету. На конференции на Корфу союзные державы согласились, что передача военно-морского флота Австро-Венгрии государству словенцев, хорватов и сербов не может быть принята, несмотря на симпатию Соединенного Королевства. Столкнувшись с перспективой предъявления ультиматума о передаче бывших австро-венгерских военных кораблей, Национальный совет согласился передать все корабли, переданные ему Австро-Венгерской империей, в том числе Кайзер Франц Иосиф I , начиная с 10 ноября 1918 года. [ 67 ]

В то время как Каттаро оставался под оккупацией союзников после войны, кайзер Франц Иосиф I оставался под управлением Франции, как это было только в 1920 году, когда окончательное распределение кораблей было решено между союзными державами в соответствии с условиями Сен-Жерменского договора. -ан-Лэй . Находясь под контролем Франции, он был переоборудован в корабль с боеприпасами. 17 октября 1919 года он затонул, стоя на якоре в Бокке-ди-Катаро, во время сильного шторма. Ее затопление было связано с несколькими открытыми люками и большой тяжестью из-за хранившихся на борту боеприпасов. [ 32 ] В 1922 году голландская спасательная компания обнаружила кайзера Франца Иосифа I и начала спасательные операции. Некоторые из ее приспособлений, в том числе палубные краны, в конечном итоге удалось спасти, хотя большая часть корабля осталась нетронутой на дне залива. В 1967 году югославская спасательная компания Brodospas также спасла затонувший корабль. [ 32 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б В 1892 году Австро-Венгрия перевела свою валюту с флоринов на кроны по обменному курсу 1 флорин за 2 кроны. (Реформа денежного обращения в Австро-Венгрии 1892 г., стр. 336)
  2. ^ Jump up to: а б Грегер указывает, что двигательная установка класса «Кайзер Франц Иосиф I» составляла 8000 лошадиных сил на валу (6000 кВт). Гардинер приводит цифру в 8 000–8 450 лошадиных сил на валу (5 970–6 300 кВт). (Грегер 1976, стр. 27) (Гардинер 1979, стр. 278)
  3. ^ Jump up to: а б Грегер пишет, что корабль класса «Кайзер Франц Иосиф I» имел общую длину 103,9 метра (340 футов 11 дюймов), а Гардинер приводит цифру 103,7 метра (340 футов 3 дюйма). (Грегер 1976, стр. 29) (Гардинер 1979, стр. 278)
  4. ^ Jump up to: а б Грегер утверждает, что у кайзера Франца Иосифа I было 444 офицера и солдата, а у кайзерина Элизабет - 427. Гардинер утверждает, что в составе обоих кораблей было 367 офицеров и солдат. (Грегер 1976, стр. 29) (Гардинер 1979, стр. 278)
  5. ^ Jump up to: а б Грегер описывает ширину луча класса кайзера Франца Иосифа I как 14,75 метра (48 футов 5 дюймов). Гардинер утверждает, что ширина кораблей составляла 14,8 метра (48 футов 7 дюймов). (Грегер 1976, стр. 27) (Гардинер 1979, стр. 278)
  6. ^ Jump up to: а б В современных обозначениях класса «Кайзер Франц Иосиф I» эти корабли называются «крейсерами торпедного тарана» (нем. Rammkreuzer ). Большинство источников признают эти корабли защищенными крейсерами (Sondhaus 1994, стр. 99-100) (Грегер 1976, стр. 27) (Грегер 1976, стр. 29)
  7. ^ Jump up to: а б с Грегер утверждает, что класс «Кайзер Франц Иосиф I» имел торпедные аппараты диаметром 40 см (16 дюймов), в то время как Гардинер пишет, что торпедные аппараты на обоих кораблях имели диаметр 45 см (18 дюймов). (Грегер 1976, стр. 29) (Гардинер 1979, стр. 278)
  8. ^ Jump up to: а б В политических и традиционных целях морскойкомендант обозначал все предложенные им корабли парламентам Австрии и Венгрии префиксом «Эрзац» («замена»). Как только корабль будет спущен на воду, ему будет присвоено официальное имя. Таким образом, крейсера класса « Кайзер Франц Иосиф I» были назначены кораблями на замену броненосцам «Лисса» и «Кайзер» . Хотя финансирование третьего корабля было одобрено в рамках бюджета 1890 года, разрешение на его постройку так и не было дано, и судно так и не было заложено. Корабль назывался просто «Раммкройцер С».
  9. Грегер утверждает, что Кайзерин Элизабет была затоплена 3 ноября 1914 года, а Сондхаус пишет, что это было 2 ноября. (Сондхаус 1994, стр. 263) (Грегер 1976, стр. 29)
  1. ^ Jump up to: а б Грегер 1976 , с. 27.
  2. ^ Сондхаус 1994 , стр. 79.
  3. ^ Сондхаус 1994 , с. 94.
  4. ^ Сокол 1968 , с. 61.
  5. ^ Сондхаус 1994 , стр. 95–97.
  6. ^ Сондхаус 1994 , стр. 98–99.
  7. ^ Jump up to: а б с д Сондхаус 1994 , с. 100.
  8. ^ Павлик 2003 , стр. 43.
  9. ^ Sieche 1995 , с. 29 .
  10. ^ Jump up to: а б Ноппен 2016 , с. 6.
  11. ^ Jump up to: а б Ноппен 2016 , с. 5.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Сиче 1995 , с. 28.
  13. ^ Сондхаус 1994 , стр. 128, 173.
  14. ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 99.
  15. ^ Хискокс 1893 , с. 14235
  16. ^ Jump up to: а б с Грегер 1976 , стр. 27, 29.
  17. ^ Jump up to: а б с д Гардинер 1979 , с. 278.
  18. ^ Jump up to: а б с Хискокс 1893 , с. 14236
  19. ^ Диксон, О'Хара и Уорт, 2013 , с. 25.
  20. ^ Сиехе 1995 , стр. 28–29.
  21. ^ Сондхаус 1994 , стр. 198–199.
  22. ^ Sieche 1995 , с. 31.
  23. ^ Диксон, О'Хара и Уорт, 2013 , с. 16.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г Сиче 1995 , с. 32.
  25. ^ Сондхаус 1994 , стр. 101–102.
  26. ^ Сондхаус 1994 , с. 110.
  27. ^ Сондхаус 1994 , стр. 124–125.
  28. ^ Сондхаус 1994 , с. 125.
  29. ^ Сондхаус 1994 , с. 131.
  30. ^ Сиехе 1995 , стр. 33–32.
  31. ^ Jump up to: а б с Сиехе 1995 , стр. 34–35.
  32. ^ Jump up to: а б с Сиче 1995 , с. 35.
  33. ^ Сондхаус 1994 , с. 185.
  34. ^ Сондхаус 1994 , стр. 185–186.
  35. ^ Сондхаус 1994 , стр. 232–234.
  36. ^ Сондхаус 1994 , стр. 245–246.
  37. ^ Сондхаус 1994 , с. 246.
  38. ^ Кобургер 2001 , стр. 33, 35.
  39. ^ Сондхаус 1994 , с. 251.
  40. ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , стр. 257–258.
  41. ^ Сондхаус 1994 , стр. 262.
  42. ^ Сондхаус 1994 , с. 260.
  43. ^ Сондхаус 1994 , стр. 262–263.
  44. ^ Донко 2013 , стр. 4, 156–162, 427.
  45. ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 263.
  46. ^ Грегер 1976 , с. 29.
  47. ^ Сондхаус 1994 , с. 365.
  48. ^ Сондхаус 1994 , стр. 285–286.
  49. ^ Кобургер 2001 , с. 59.
  50. ^ Сондхаус 1994 , с. 318.
  51. ^ Jump up to: а б Сиче 1995 , с. 34.
  52. ^ Халперн 2004 , стр. 48–50.
  53. ^ Кобургер 2001 , с. 96.
  54. ^ Халперн 2004 , с. 50.
  55. ^ Халперн 2004 , стр. 52–53.
  56. ^ Сондхаус 1994 , с. 322.
  57. ^ Сондхаус 1994 , с. 144.
  58. ^ Сондхаус 1994 , с. 326.
  59. ^ Сондхаус 1994 , стр. 350–351.
  60. ^ Сондхаус 1994 , стр. 351–352.
  61. ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 352.
  62. ^ Jump up to: а б Сокол 1968 , с. 136–137, 139.
  63. ^ Кобургер 2001 , с. 118.
  64. ^ Сондхаус 1994 , стр. 353–354.
  65. ^ Халперн 1994 , с. 177.
  66. ^ Гардинер и Грей 1985 , с. 329.
  67. ^ Сондхаус 1994 , стр. 357–359.
  • Диксон, В. Дэвид; О'Хара, Винсент; Стоит, Ричард (2013). Чтобы увенчать волны: Великие флоты Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1612510828 .
  • Донко, Вильгельм М. (2013). ВМС Австрии на Дальнем Востоке: Все походы кораблей к.(у.)к. Военно-морской флот в Восточной Азии, Австралии и Океании с 1820 по 1914 год (на немецком языке). Берлин: epub. ISBN  978-3844249125 .
  • Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-133-5 .
  • Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Ян Аллан. ISBN  978-0-7110-0623-2 .
  • Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-352-7 .
  • Халперн, Пол (2004). «Мятеж в Каттаро, 1918 год» . В Белле, Кристофер М.; Эллеман, Брюс А. (ред.). Военно-морские мятежи двадцатого века: международная перспектива . Лондон: Фрэнк Касс. стр. 45–65 . ISBN  978-0-7146-5460-7 .
  • Хискокс, Джорджия (январь – июнь 1893 г.). «Австрийский таранный крейсер Кайзерин Элизабет» . Приложение к журналу Scientific American . 35 (888): 14235–14236.
  • Кобургер, Чарльз (2001). Центральные державы на Адриатике, 1914–1918 гг.: Война в Узком море . Вестпорт: Издательство Praeger. ISBN  978-0-313-00272-4 .
  • Ноппен, Райан К. (2016). Австро-венгерские крейсеры и эсминцы 1914–18 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  9781472814715 .
  • Павлик, Георг (2003). Плавучие крепости кайзера: казематные корабли - Венгрии Австро . Вена: Новое научное издательство. ISBN  978-3-7083-0045-0 .
  • «Реформа денежного обращения в Австро-Венгрии». Журнал Королевского статистического общества . 55 (2): 333–339. 1892. JSTOR   2979601 .
  • Сиече, Эрвин (1995). «Кайзер Франц Иосиф I. Класс Торпедоносцы». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль 1995 года . Лондон: Conway Maratime Press. стр. 27–39. ISBN  978-0-85177-654-5 .
  • Сокол, Энтони (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. OCLC   462208412 .
  • Сондхаус, Лоуренс (1994). Военно-морская политика Австро-Венгрии, 1867-1918: военно-морской подход, промышленное развитие и политика дуализма . Вест-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью. ISBN  978-1-55753-034-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Халперн, Пол Г. (1987). Морская война в Средиземноморье 1914-1918 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-448-6 .
  • Сиехе, Эрвин (2002). Крейсеры и проекты крейсеров Австро-Венгерского флота 1889–1918 ] , (на немецком языке). Гамбург. ISBN  978-3-8132-0766-8 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Вего, Милан Н. (1996). Австро-Венгерская военно-морская политика: 1904–14 . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0714642093 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e94d821425492b1ceff447f9e27a8450__1722668820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/50/e94d821425492b1ceff447f9e27a8450.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kaiser Franz Joseph I-class cruiser - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)