«Кайзер Франц Иосиф I» Крейсер класса
![]() Кайзер Франц Иосиф I на якоре
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Кайзер Франц Иосиф I степени |
Строители |
|
Операторы | |
Предшественник | Никто |
Преемник | Зента класс |
Расходы | 5 360 000 флоринов или 10 720 000 крон (весь класс) [ а ] |
Построен | 1888–1890 |
В комиссии | 1890–1917 |
Планируется | 3 |
Завершенный | 2 |
Отменено | 1 |
Потерянный | 2 |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Тип | Защищенный крейсер [ ж ] |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 14,75–14,8 м (48 футов 5 дюймов – 48 футов 7 дюймов) [ и ] |
Черновик | 5,7 м (18 футов 8 дюймов) |
Движение |
|
Скорость | 19,65–20,00 узлов (36,39–37,04 км/ч; 22,61–23,02 миль в час) |
Диапазон | 3200 морских миль (5900 км; 3700 миль) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 367 или 427-444 [ д ] |
Вооружение |
|
Броня |
|
Общие характеристики (после модернизации) | |
Вооружение |
|
кайзера Франца-Иосифа I Класс (иногда называемый кайзера Франца-Иосифа I) классом [ 1 ] — класс двух защищенных крейсеров, построенных для ВМС Австро-Венгрии . названный в честь австро-венгерского императора Франца Иосифа I В класс, , входили СМС Кайзер Франц Иосиф I и СМС Кайзерин Элизабет . Строительство велось в конце 1880-х годов, оба корабля были заложены в 1888 году . «Кайзер Франц Иосиф I» был построен компанией Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте , а «Кайзерин Элизабет» — на военно-морской верфи Пола в Поле . Корабли типа « Кайзер Франц Иосиф I» были первыми защищенными крейсерами, построенными ВМС Австро-Венгрии. [ ж ] «Кайзер Франц Иосиф I» был первым кораблем этого класса, вошедшим в состав флота в июле 1890 года. За ним последовала «Кайзерин Элизабет» в ноябре 1892 года.
Построенный по образцу итальянских крейсеров «Джованни Баузан» и «Этна» , на дизайн класса «Кайзер Франц Иосиф I» сильно повлияла Jeune École (Молодая школа) военно-морская стратегия . Крейсеры были задуманы как « линкоры будущего» главнокомандующим ВМФ (нем. Marinekommandant ) Максимилианом Даублебским фон Штернеком , корабли подвергались резкой критике как со стороны офицеров, так и матросов австро-венгерского флота. который назвал корабли «ящиками для сардин Штернека». Изменения в технологиях и стратегическом мышлении во всем мире сделали конструкцию кораблей класса «Кайзер Франц Иосиф I» устаревшей вскоре после их ввода в строй. Тем не менее, корабли оставались важным компонентом австро-венгерской военно-морской политики, которая продолжала подчеркивать доктрину Jeune École и важность береговой обороны и зарубежных миссий по демонстрации флага по всему миру. И кайзер Франц Иосиф I , и кайзерин Елизавета за свою карьеру участвовали в нескольких заграничных путешествиях, причем первый совершил турне по Восточная Азия между 1892 и 1893 годами, первое такое путешествие корабля со стальным корпусом австро-венгерского флота. Эрцгерцог Франц Фердинанд сопровождал кайзерину Елизавету большую часть этого путешествия. Кайзерин Элизабет участвовала в боевых действиях во время Боксерского восстания , и после этого два корабля класса «Кайзер Франц Иосиф I» попеременно несли службу на Дальнем Востоке до начала Первой мировой войны .
В начале войны кайзерин Элизабет находилась в Китае и участвовала в защите удерживаемой Германией концессии в заливе Киаучоу от Японии и Соединенного Королевства. Некоторые из ее орудий были сняты во время осады Циндау и использовались в качестве береговой батареи. Он был затоплен своим экипажем в ноябре 1914 года, незадолго до сдачи порта англо-японским войскам. Кайзер Франц Иосиф I в начале войны был членом Пятой боевой дивизии и находился на австро-венгерской военно-морской базе в Каттаро в качестве сторожевого корабля. Устаревший к началу войны кайзер Франц Иосиф I мало участвовал в боевых действиях на протяжении большей части конфликта и редко покидал Бокке-ди-Катаро . В конце 1914 года она участвовала в обстреле франко-черногорских артиллерийских батарей, расположенных на склонах горы Ловчен , затмевавшей Бокке. В январе 1916 года, когда Австро-Венгрия начала вторжение в Черногорию , кайзер Франц Иосиф I помог снова заставить замолчать черногорские батареи на горе Ловчен в поддержку австро-венгерской армии, которая захватила гору и впоследствии захватила столицу Черногории Цетинье , выбивающее страну из войны.
В 1917 году «Кайзер Франц Иосиф I» был списан, разоружен и переоборудован в штабной корабль австро-венгерской базы в Каттаро. В этом качестве она оставалась до конца войны. Когда в октябре 1918 года Австро-Венгрия терпела поражение, австрийское правительство передало свой флот недавно сформированному государству словенцев, хорватов и сербов, чтобы избежать необходимости передавать корабль союзникам . После перемирия на Вилле Джусти в ноябре 1918 года флот союзников вошёл в Каттаро и захватил бывшие австро-венгерские корабли, дислоцированные в Бокке, включая кайзера Франца Иосифа I. Он был передан Франции в качестве репарации после войны, но затонул во время шторма у Кумбора в октябре 1919 года.
Фон
[ редактировать ]13 ноября 1883 года император Франц Иосиф I повысил Максимилиана Доблебского фон Штернека до должности вице-адмирала и назначил его морским комендантом австро-венгерского флота, а также начальником военно-морского отдела военного министерства (нем. Chef der Marinesektion ). . [ 2 ] Присутствие Штернека в битве при Лиссе и его прошлые связи с адмиралом Вильгельмом фон Тегеттоффом привели к тому, что его продвижение по службе получило широкую поддержку во флоте. Проведя первые несколько лет в качестве морского коменданта, реформируя административную бюрократию военно-морского флота, Штернек начал реализовывать новую программу строительства военных кораблей в конце 1880-х - начале 1890-х годов. [ 3 ]
Появление Jeune École
[ редактировать ]В 1880-х годах военно-морская философия Jeune École начала приобретать известность среди небольших военно-морских сил по всей Европе, особенно во французском флоте , где она была впервые разработана военно-морскими теоретиками, желающими противостоять силе британского Королевского флота . Женская школа выступала за использование мощного вооруженного флота, состоящего в основном из крейсеров , эсминцев и торпедных катеров, для борьбы с более крупным флотом, состоящим из броненосцев и линкоров , а также для нарушения глобальной торговли противника. [ 4 ] Jeune École была быстро принята в качестве основной военно-морской стратегии Австро-Венгрии под руководством Штернека. [ 5 ] Его решительная поддержка Jeune École была основана на убеждении, что эта стратегия, по-видимому, соответствует существующей военно-морской политике Австро-Венгрии, которая делала упор на береговую оборону и ограничивала проецирование силы за пределы Адриатического моря . Испытания, проведенные австро-венгерским флотом в начале и середине 1880-х годов, привели Стернека к мысли, что атаки торпедных катеров на флот линкоров, центральный компонент Jeune École , должны будут поддерживаться более крупными кораблями, такими как крейсеры. Поскольку Австро-Венгрия не имела возможности нарушить глобальную торговлю из-за своего расположения в Адриатическом море, а у двух потенциальных врагов, с которыми флот мог оказаться в состоянии войны – Италии и России – не было подходящих целей для торговых набегов или заморских колоний, крейсерам который будет разработан в соответствии с принципами Jeune École, вместо этого будет сосредоточен на береговой обороне и руководстве флотилиями торпедных катеров, а не на коммерческих рейдах. Эти испытания, а также принятие Jeune École в качестве основной военно-морской стратегии австро-венгерского флота привели к разработке «Кайзер Франц Иосиф I» . Крейсера типа [ 6 ]
Предложения и бюджет
[ редактировать ]В соответствии с планом военно-морского флота 1881 года, который был принят его предшественником Фридрихом фон Пёком , Штернек предложил австрийской и венгерской делегациям по общим делам постройку крейсеров типа «Кайзер Франц Иосиф I» в качестве «замены» австро-венгерских броненосцев «Лисса » и «Лисса». Кайзер . [ 7 ] [ ч ] Кайзер не находился на действительной службе с 1875 года, и Пёк намеревался заменить ее до своей отставки в 1883 году. К 1888 году Лисса была переведена во II резерв. [ 8 ] Делегации решительно поддержали предложение о крейсерах, во многом из-за их относительно низкой цены по сравнению с другими крупными кораблями того времени. [ 9 ] Оба крейсера типа «Кайзер Франц Иосиф I» должны были стоить 5 360 000 флоринов или 10 720 000 крон . [ а ] в то время как строительство броненосного военного корабля «Кронпринц Эржерцог Рудольф» , заложенного в 1884 году, обошлось в 5 440 000 фунтов стерлингов. [ 7 ] Таким образом, делегации выделили средства на строительство двух кораблей класса «Кайзер Франц Иосиф I» — «Ram Cruiser A» и «Ram Cruiser B» (нем. «Rammkreuzer A» и «Rammkreuzer B» ) — в рамках бюджетов 1888 и 1889 годов. [ 10 ]
Штернек был вдохновлен предложить класс «Кайзер Франц Иосиф I» после постройки итальянских крейсеров «Джованни Баузан» и «Этна» . [ 11 ] но этот ранний энтузиазм был умерен опасениями, что корабли не смогут сравниться с более крупными линкорами иностранных государств, водоизмещение которых начало приближаться к 10 000 метрических тонн (9 800 длинных тонн ; 11 000 коротких тонн ). третьего предложенного корабля класса «Кайзер Франц Иосиф I» В 1889 году Австро-Венгерский совет министров выступил за отсрочку строительства . Хотя первоначальные средства на «Раммкройцер С» все еще были включены в военно-морской бюджет 1890 года, разрешение на строительство корабля так и не было дано делегациями, и корабль так и не был заложен. [ 7 ]
Дизайн
[ редактировать ]
получившие разрешение на начало второй гонки военно-морских вооружений Австро-Венгрии против Италии, Крейсера типа «Кайзер Франц Иосиф I», были предназначены для того, чтобы вести торпедные флотилии в бой против более крупного флота линкоров. [ 12 ] В то время как Италия и Австро-Венгрия стали союзниками в рамках Тройственного союза 1882 года , итальянская Регия-Марина оставалась самой важной военно-морской державой в регионе, с которой Австро-Венгрия боролась, часто неблагоприятно. Несмотря на победу на море после битвы при Лиссе во время Третьей войны за независимость Италии , Италия все еще обладала более крупным военно-морским флотом, чем Австро-Венгрия, в годы после войны. Неравенство между австро-венгерским и итальянским флотами существовало еще со времен австро-итальянской железной гонки вооружений 1860-х годов. В то время как Австро-Венгрия сократила неравенство в военно-морской силе на протяжении 1870-х годов, Италия к концу 1880-х годов могла похвастаться третьим по величине флотом в мире после французского военно-морского флота и Британского королевского флота. [ 13 ]
Штернек назвал крейсера класса «Кайзер Франц Иосиф I» «линкорами будущего», и предполагалось, что корабли возглавят торпедную дивизию, состоящую из легких крейсеров «Леопард» и «Пантера» , двух эсминцев и 12 торпедных катеров. Водоизмещение и скорость кораблей иллюстрировали применение Австро-Венгрией Jeune École , а выдающиеся таранные носы крейсеров отражали наследие битвы при Лиссе, в которой гораздо меньший австрийский флот разгромил итальянскую Regia Marina , используя тактику тарана. Штернек также полагал, что крейсеры будут действовать в хаотичных рукопашных боях вместе с торпедным дивизионом, который они возглавят, что потребует носового тарана, чтобы повредить и потопить вражеские суда, подобно тому, что Тегетгоф сделал в Лиссе. Большие орудия крейсеров также были выбраны для того, чтобы подтвердить план Штернека по замене кораблей класса «Кайзер Франц Иосиф I» тяжелобронированными броненосцами и линкорами. [ 14 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Разработан главным инженером Францем Фрайхером Юптнером . [ 15 ] Корабли класса « Кайзер Франц Иосиф I» имели общую длину 103,7–103,9 метра (340 футов 3 дюйма – 340 футов 11 дюймов) и длину между перпендикулярами 97,9 метра (321 фут 2 дюйма). [ с ] У них была ширина 14,75–14,8 метров (48 футов 5 дюймов – 48 футов 7 дюймов), [ и ] и средняя осадка 5,7 метра (18 футов 8 дюймов) при глубокой нагрузке . Они были рассчитаны на водоизмещение 3967 метрических тонн (3904 длинных тонны; 4373 коротких тонны) при нормальной нагрузке, но при полной боевой нагрузке они водоизмещали 4494 метрических тонны (4423 длинных тонны; 4954 коротких тонны). [ 16 ] [ 17 ]
Движение
[ редактировать ]Оба корабля имели два вала, на которых приводились два гребных винта диаметром 4,35 метра (14 футов 3 дюйма). [ 18 ] Эти гребные винты приводились в движение двумя комплектами горизонтальных двигателей тройного расширения , которые были рассчитаны на мощность на валу 8 000–8 450 лошадиных сил (5 970–6 300 кВт). [ б ] Двигательные установки обоих кораблей также состояли из четырех цилиндрических двусторонних котлов, что обеспечивало кораблям класса «Кайзер Франц Иосиф I» максимальную скорость 19,65–20,00 узлов (36,39–37,04 км/ч; 22,61–23,02 миль в час). Оба корабля перевозили 670 метрических тонн (660 длинных тонн; 740 коротких тонн) угля, имели дальность действия около 3200 морских миль (5900 км; 3700 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) и были укомплектованы экипажем. экипаж от 367 до 444 офицеров и солдат. [ 16 ] [ 18 ] [ 17 ] [ д ]
Вооружение
[ редактировать ]
Крейсеры типа « Кайзер Франц Иосиф I» имели систему вооружения, которая во многом основывалась на конструкции «крейсеров Эльсвика», таких как чилийский крейсер « Эсмеральда » . [ 12 ] Они были вооружены главной батареей из двух 24-см (9,4 дюйма) орудий KL/35 Krupp , установленных в носовых и кормовых башнях. кораблей Вспомогательное вооружение состояло из шести 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/35, установленных в казематах на миделе корабля, по три с каждой стороны. Оба корабля также имели 16 орудий SFK L / 44 калибра 47 мм (1,9 дюйма) и четыре торпедных аппарата калибра 40–45 см (16–18 дюймов) , два из которых располагались в носовой и кормовой части, а два - в миделе корабля. [ 16 ] [ г ] Эти тяжелые орудия предназначались для того, чтобы помочь крейсерам открывать огонь по более тяжелым линкорам на расстоянии, одновременно поддерживая атаки торпедных катеров на военный корабль или флот противника. [ 14 ] [ 12 ] Между 1905 и 1906 годами, когда корабли класса «Кайзер Франц Иосиф I» проходили ремонт для модернизации, их главные батареи были заменены двумя 15-см (5,9 дюйма) орудиями SK L/40 Škoda . [ 19 ]
Установка, на которой размещались основные орудия, представляла собой вращающуюся платформу и куполообразную орудийную башню. Эти установки приводились в действие серией паровых насосов под палубой обоих кораблей. Хотя каждая башня имела собственный паровой насос, по всей длине корабля проходили трубы, соединяющие каждый паровой насос и сопровождающую его башню вместе, чтобы обеспечить резервную систему. Максимальный угол возвышения двух орудий ГК, а также угол их заряжания составляли 13,5°. Под этим углом дальность действия 215-килограммовых (474 фунтов) снарядов главного орудия составляла 10 000 метров (390 000 дюймов). Максимальный угол возвышения вторичного вооружения кораблей составлял 16°, а их 21-килограммовые (46 фунтов) снаряды имели такую же дальность действия, что и главная батарея. [ 20 ]
Броня
[ редактировать ]Крейсеры класса « Кайзер Франц Иосиф I» были защищены по ватерлинии бронепоясом толщиной 57 мм (2,2 дюйма) на миделе корабля. Башни . имели броню толщиной 90 мм (3,5 дюйма), а толщина палубной брони обоих кораблей составляла 38 мм (1,5 дюйма) Боевая рубка была защищена броней толщиной 50–90 мм (2,0–3,5 дюйма). [ 1 ] [ 17 ] Машины для класса «Кайзер Франц Иосиф I» были собраны в Stabilimento Tecnico Triestino, оба корабля имели корпус с двойным дном и более 100 водонепроницаемых отсеков. Паровые насосы, используемые для борьбы с наводнениями на борту каждого корабля, могли сбрасывать 1200 метрических тонн (1200 длинных тонн; 1300 коротких тонн) воды в час. [ 18 ]
Защитные системы кораблей типа «Кайзер Франц Иосиф I» также состояли из угольных бункеров , расположенных в ряд с котельными отделениями обоих кораблей, и горизонтальной перемычки, расположенной по ватерлинии кораблей, заполненной целлюлозным волокном . Волокно предназначалось для герметизации любых дыр в кораблях от артиллерийских снарядов путем разбухания при контакте с морской водой, в то время как сам ударный снаряд замедлялся окружающим углем, что также служило для сдерживания любых взрывов. [ 12 ]
Корабли
[ редактировать ]Имя | Тезка | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
Кайзер Франц Иосиф I | Император Австрии Франц Иосиф I. | Триестинский технический завод , Триест | 3 января 1888 г. | 18 мая 1889 г. | 2 июля 1890 г. | Передан Франции после Первой мировой войны, затонул во время шторма у Кумбора в Бокке-ди-Катаро 17 октября 1919 года. |
Императрица Елизавета | Императрица Елизавета Австрийская | Военно-морская верфь Пола, Пола | июль 1888 г. | 25 сентября 1890 г. | 24 ноября 1892 г. | Затоплен в заливе Цзяочжоу 2 ноября 1914 г. |
«Рам Крузер С» (нем. «Раммкройцер С» ) [ ч ] | —
|
— | —
|
—
|
—
|
Никогда не ложился. Перепроектирован в броненосный крейсер Kaiserin und Königin Maria Theresia. |
История обслуживания
[ редактировать ]
Первый корабль класса «Рэм Крейсер А». [ 12 ] был официально заложен Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте 3 января 1888 года. Шесть месяцев спустя «Ram Cruiser B» был заложен на военно-морской верфи Пола в июле. «Кайзер Франц Иосиф I» станет первым кораблем этого класса, получившим это имя, когда он был спущен на воду в Триесте 18 мая 1889 года. За ним последовала «Кайзерин Элизабет» 25 сентября 1890 года. После проведения ходовых испытаний кайзер Франц Иосиф I был принят в состав корабля. Австро-Венгерский флот 2 июля 1890 года, а кайзерин Элизабет последовала за ним два года спустя, 24 ноября 1892 года. [ 17 ] [ 21 ] Планируемый третий крейсер, спроектированный «Ram Cruiser C», никогда не был построен как представитель класса «Кайзер Франц Иосиф I» . Вместо этого ее конструкция претерпела изменения с учетом меняющихся технологических и стратегических перспектив морской войны в 1890-х годах, которые начали делать концепцию Jeune École устаревшей. Эти изменения в конечном итоге проявились в броненосном крейсере Kaiserin und Königin Maria Theresia . [ 22 ]
Довоенный
[ редактировать ]Изменения как в технологии, так и в военно-морской доктрине сделают корабли класса «Кайзер Франц Иосиф I» устаревшими вскоре после их ввода в строй. Быстрый упадок Jeune Ecole в 1890-х и 1900-х годах вскоре сделал концепцию «таранных крейсеров» устаревшей. Их тонкая броня, низкая скорость и малоскоростные орудия привели к тому, что австро-венгерские моряки и военно-морские офицеры называли «линкоры будущего» Штернека «консервными банками» и «ящиками для сардин Штернека». [ 7 ] [ 23 ] [ 10 ] [ 24 ] Действительно, план флота Стернека 1891 года был отклонен на том основании, что «таранные крейсеры» были слишком большими, дорогими и тяжелыми по размеру, чтобы должным образом выполнять задачи, для которых их предусматривал Стернек. Штернек продолжал поддерживать концепцию крейсеров-торпедоносцев до конца своего пребывания на посту морского коменданта , но его смерть в декабре 1897 года ознаменовала конец применения Австро-Венгрией Jeune Ecole . [ 25 ] [ 24 ] Таким образом, неудача класса «Кайзер Франц Иосиф I» способствовала решению ВМС Австро-Венгрии перейти от крейсеров к линкорам в качестве основного крупного корабля ВМФ, и в 1899 году «Габсбург» . первые линкоры типа были заложены [ 24 ]
Несмотря на эти недостатки, оба корабля класса «Кайзер Франц Иосиф I» прослужили долгую карьеру в австро-венгерском флоте и совершили многочисленные рейсы. [ 24 ] Летом 1890 года немецкий кайзер Вильгельм II пригласил Штернека для участия в немецких учениях на Балтийском море . Кайзер Франц Иосиф I был отправлен вместе с кронпринцем Эржерцогом Рудольфом и кронпринцессой Эржерцогиной Стефанией представлять австро-венгерский флот. Находясь под командованием контр-адмирала Иоганна фон Хинке , кайзер Франц Иосиф I посетил Гибралтар и Каус в Соединенном Королевстве, где королева Виктория провела смотр австро-венгерского флота. Крейсер также заходил в порты Копенгагена (Дания) и Карлскруны (Швеция), прежде чем присоединиться к Императорскому флоту Германии на Балтике для проведения летних учений. На обратном пути кайзер Франц Иосиф I зашел в порты Франции, Португалии, Испании, Италии и Британской Мальты , а затем вернулся в Австро-Венгрию. [ 26 ] [ 24 ]
Кругосветное плавание Франца Фердинанда
[ редактировать ]
Кайзерин Элизабет в это время также участвовала в заморских путешествиях. В декабре 1892 года эрцгерцог Франц Фердинанд поднялся на борт крейсера в Триесте, чтобы совершить путешествие по Восточной Азии и Тихому океану. Под командованием капитана Алоиса фон Беккера и множества офицеров, в том числе эрцгерцога Леопольда Фердинанда Австрийского , кайзерин Елизавета прошла через Адриатическое море и Восточное Средиземноморье , прежде чем войти в Суэцкий канал . Она сделала порт на Британском Цейлоне , а затем в Бомбее , где Франц Фердинанд и его группа высадились на берег для тура по британскому владычеству . Кайзерин Элизабет впоследствии обогнула Индийский субконтинент , чтобы забрать эрцгерцога в Калькутте . Из Калькутты путешествие возобновилось через Голландскую Ост-Индию и достигло Сиднея . Там эрцгерцог вновь отправился в охотничий тур по австралийской глубинке . Путешествие продолжилось из Сиднея через Нумеа , Новые Гебриды , Соломоновы острова , Новую Гвинею , Саравак , Гонконг и, наконец, Японию, откуда кайзерин Элизабет отправились и Франц Фердинанд. Эрцгерцог в конечном итоге вернулся в Австро-Венгрию, пересек Тихий океан на борту. RMS Empress of China из Иокогамы в Ванкувер . Затем он путешествовал по Северной Америке на поезде, а затем пересек Атлантический океан на борту французского парохода и вернулся в Триест из Ле-Харва в октябре 1893 года, завершив кругосветное плавание. Кайзерин Элизабет продолжила свое путешествие из Японии, показав австро-венгерский флаг в водах Китая и Юго-Восточной Азии, а затем вернулась в Триест через Суэцкий канал в 1893 году. [ 27 ]
Позже Франц Фердинанд вспоминал свое путешествие на борту «Кайзерин Элизабет» как одно из самых приятных воспоминаний о его кругосветном путешествии. Эрцгерцог вспомнил «приятный круг офицеров», с которым он столкнулся на борту «Кайзерина Элизабет» , и похвалил моряков судна, особенно немцев и хорватов. Франц Фердинанд даже написал, что время, проведенное на борту крейсера, позволило ему почувствовать себя «членом великой семьи». Историк военно-морского флота Лоуренс Сондхаус пишет, что это путешествие на борту «Кайзерин Элизабет» укрепило как поддержку Франца Фердинанда реформы Австро-Венгрии в федеральное государство , так и его стремление расширить австро-венгерский флот и превратить его в военно-морскую силу, достойную Великой Власть . [ 28 ]
1895–1914
[ редактировать ]
В 1895 году оба крейсера типа «Кайзер Франц Иосиф I» участвовали в церемонии открытия Кильского канала . [ 29 ] После этого кайзерин Елизавета отплыла в Левант на обратном пути в Австро-Венгрию и вернулась в 1896 году. В 1897 году кайзер Франц Иосиф I отплыл на Дальний Восток и вернулся позже в том же году, чтобы принять участие в международной демонстрации у берегов Австро-Венгрии. Крит. В следующем году она участвовала в торжествах в честь Васко да Гамы в Лиссабоне, Португалия. В 1899 году кайзерин Элизабет совершила свое второе путешествие на Дальний Восток и третье такое путешествие класса «Кайзер Франц Иосиф I» в рамках вклада Австро-Венгрии в подавление боксерского восстания в Китае. [ 30 ]
27 декабря 1902 года Австро-Венгрия получила концессию в Тяньцзине в рамках своего вклада в Альянс восьми наций , подавший Боксерское восстание. После восстания было решено, что австро-венгерский флот сохранит постоянное присутствие на Дальнем Востоке для защиты австро-венгерских интересов в Китае, а также для обеспечения защиты австро-венгерской концессии в Тяньцзине. Таким образом, кайзерин Елизавета находилась в Китае после окончания боксерского восстания, а кайзер Франц Иосиф I проводил учения в Средиземном море на протяжении 1903 и 1904 годов. [ 31 ] В 1905 году он был модернизирован, и их орудия Krupp были заменены на 15-сантиметровые (5,9 дюйма) орудия Škoda. Эти орудия считались более современными, чем их предшественники, и имели более быстрое время заряжания. Другие изменения включали перенос расположения вспомогательных орудий на верхнюю палубу, где они были бы менее подвержены воздействию непогоды и имели бы лучшие точки обзора по сравнению с их предыдущим расположением в казематах, расположенных близко к ватерлинии обоих кораблей. [ 24 ] Позже в том же году она отплыла в Китай, чтобы заменить кайзерин Элизабет , которая прошла такую же модернизацию по возвращении в Австро-Венгрию в 1906 году. [ 32 ]
Кайзер Франц Иосиф I оставался в Китае до 1908 года, а кайзерин Элизабет проводила ежегодные учения в Средиземноморье. [ 31 ] В 1908 году оба корабля были переклассифицированы в крейсеры 2-го класса: кайзер Елизавета и кайзер Франц Иосиф I поменялись обязанностями: первый был отправлен обратно в Китай, а второй переведен в Австро-Венгрию для использования в качестве учебного судна. [ 33 ] В 1911 году корабли типа «Кайзер Франц Иосиф I» были переименованы в малые крейсеры. [ 24 ] В том же году кайзерин Элизабет в последний раз вернулась в Австро-Венгрию, а кайзер Франц Иосиф начал свою последнюю командировку в Китай. В этот период кайзерин Элизабет дважды была мобилизована во время Балканских войн , а кайзера Франца Иосифа была команда направлена для защиты Шанхая во время Синьхайской революции . [ 34 ] В 1913 году крейсерам было приказано в последний раз сменить обязанности: кайзерин Елизавета отправилась в Китай, а кайзер Франц Иосиф I вернулся в Австро-Венгрию в 1914 году. [ 31 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда 28 июня 1914 года в Сараево спровоцировало цепочку событий, которые привели к июльскому кризису и последующему объявлению Австро-Венгрией войны Сербии 28 июля. В последующие дни события развивались стремительно. 30 июля 1914 года Россия объявила полную мобилизацию в ответ на объявление Австро-Венгрией войны Сербии. На следующий день Австро-Венгрия объявила полную мобилизацию. 1 августа и Германия, и Франция приказали провести полную мобилизацию, а Германия объявила войну России в поддержку Австро-Венгрии. Хотя отношения между Австро-Венгрией и Италией значительно улучшились за два года после возобновления Тройственного союза в 1912 году, [ 35 ] Увеличение австро-венгерских военно-морских расходов, политические споры по поводу влияния в Албании и опасения Италии по поводу потенциальной аннексии земель в Королевстве Черногория привели к ухудшению отношений между двумя союзниками за несколько месяцев до войны. Италия объявила нейтралитет 1 августа, сославшись на объявление Австро-Венгрией войны Сербии актом агрессии, который не подпадал под действие Тройственного союза. [ 36 ]
К 4 августа Германия уже оккупировала Люксембург и вторглась в Бельгию после объявления войны Франции, а Соединенное Королевство объявило войну Германии в поддержку нейтралитета Бельгии. [ 37 ] После объявления Францией и Великобританией войны Австро-Венгрии 11 и 12 августа соответственно, французский адмирал Огюстен Буэ де Лапейрер получил приказ перекрыть австро-венгерское судоходство у входа в Адриатическое море и вступить в бой с любыми австро-венгерскими кораблями. наткнулся на него англо-французский флот. Лапейрер решил атаковать австро-венгерские корабли, блокировавшие Черногорию. Последовавшая битва при Антивари положила конец блокаде Австро-Венгрии и фактически поставила Отрантский пролив в руки Великобритании и Франции. [ 38 ] [ 39 ] В начале войны кайзер Франц Иосиф I был приписан к Пятой боевой дивизии вместе с тремя «Монарх» кораблями береговой обороны класса и крейсером «Пантера» на австро-венгерской военно-морской базе в Каттаро . Командовать этой дивизией, которой было поручено выполнять функции береговой обороны, был назначен контр-адмирал Рихард фон Барри. [ 40 ] После потери крейсера «Зента» в битве при Антивари австро-венгерский морской комендант Антон Хаус обвинил Барри в неспособности перехватить французские войска и освободил его от командования в октябре 1914 года, заменив его контр-адмиралом Александром Ганзой. [ 41 ]
Кайзер Франц Иосиф I большую часть оставшейся войны служил кораблем гавани. [ 11 ] хотя она действительно видела действия против черногорских батарей на вершине горы Ловчен , которая затмевала Бокке-ди-Катаро, где она находилась. В сентябре 1914 года французский десант из 140 человек помог черногорским войскам установить восемь тяжелых артиллерийских орудий на склонах горы Ловчен. Это усилило артиллерию, которую Черногория уже разместила на горе, и представляло серьезную угрозу для австро-венгерской базы, расположенной в Каттаро. В течение сентября и октября пятая австро-венгерская дивизия и франко-черногорская артиллерия боролись за контроль над Бокке. Прибытие австро-венгерских «Радецкий» линкоров типа подбило два французских орудия, а остальные вынудили отойти за пределы досягаемости австро-венгерских орудий. В конце ноября французы отошли и передали орудия на хранение Черногории. [ 42 ]
Осада Циндао
[ редактировать ]«Кайзерин Элизабет» должен был стать единственным австро-венгерским военным кораблем, оказавшимся за пределами Адриатики в начале войны, за исключением яхты «Таурус» , которой удалось уклониться от контакта с союзниками во время ее обратного путешествия в Австро-Венгрию из Константинополя. [ 40 ] Поскольку он был слишком медленным, чтобы проводить торговые рейды в Тихом океане против британских и французских судов, он отплыл на контролируемую Германией арендованную территорию залива Цзяочжоу , прежде чем отправиться в порт Циндао , где усилил немецкую восточноазиатскую эскадру . Объявление Японией войны Германии и Австро-Венгрии 23 и 25 августа соответственно решило судьбу азиатских и тихоокеанских владений Германии, а также австро-венгерского крейсера. Австро-Венгрия надеялась разоружить и интернировать корабль в Шанхае с намерением вернуть судно Китаю после успешного завершения войны, но немецкий кайзер Вильгельм II лично приказал своим австро-венгерским союзникам передать корабль под командование. немецких войск, обороняющих залив Цзяочжоу. [ 43 ]

Япония быстро осадила немецкие владения. 6 сентября произошел первый в истории воздушно-морской бой, когда гидросамолет «Фарман», запущенный японским гидроавианосцем « Вакамия», безуспешно атаковал «Кайзерин Элизабет» и немецкую канонерскую лодку « Ягуар» в заливе Цяочжоу. бомбами [ 44 ] В начале осады кайзерин Элизабет и «Ягуар» совершили неудачную вылазку против японских судов, блокировавших Циндао. Позже орудия кайзерина Элизабет были сняты с корабля и установлены на берегу, создав «Батарея Элизабет». Тем временем ее экипаж принял участие в обороне Циндао под руководством капитана Рихарда Маковича. По мере того как осада продолжалась, немецкие и австро-венгерские военные корабли, оказавшиеся в гавани, были затоплены , чтобы избежать их захвата британцами и японцами. «Кайзерин Элизабет» станет предпоследним затопленным кораблем, затонувшим 2 или 3 ноября. [ 45 ] [ 46 ] [ я ] За ней последовал «Ягуар» 7 ноября, в день, когда немецкие и австро-венгерские войска сдали Циндао союзникам. В ходе боев десять членов экипажа «Кайзерина Элизабет » погибли. [ 45 ]
Экипаж из почти 400 человек вместе с Маковичем были взяты в плен японцами, где они провели остаток войны, разбросавшись по пяти отдельным лагерям для военнопленных в Японии. После окончания войны первыми разрешили вернуться домой итальянцам, а затем остальным этническим группам, составлявшим бывший экипаж крейсера. В декабре 1919 года капитан Макович покинул Кобе, Япония, с последней группой австрийских и немецких военно-морских пленников. Они достигли Вильгельмсхафена, Германия, в феврале 1920 года, а Макович и его люди прибыли в Зальцбург, Австрия, в марте, как последние военнопленные австро-венгерского флота, вернувшиеся домой. [ 47 ]
1916–1918
[ редактировать ]В конце 1915 года Австро-Венгрия и Германия решили, что после окончательного завоевания Сербии Черногория выйдет из войны следующей. 8 января 1916 года кайзер Франц Иосиф I и другие корабли Пятой дивизии начали трехдневный обстрел черногорских укреплений на горе Ловчен. Продолжительный артиллерийский обстрел позволил XIX армейскому корпусу Австро-Венгрии захватить гору 11 января. Два дня спустя австро-венгерские войска вошли в столицу Черногории Цетинье, выбив Черногорию из войны. [ 48 ] [ 49 ] После завоевания Черногории кайзер Франц Иосиф I оставался на якоре в Бочче-ди-Катаро до конца войны. Следующие два года она почти никогда не выезжала за пределы Каттаро. [ 50 ]
Которский мятеж
[ редактировать ]
К началу 1918 года длительные периоды бездействия начали утомлять экипажи нескольких австро-венгерских кораблей в Каттаро, в первую очередь тех кораблей, которые мало участвовали в боях. 1 февраля мятеж в Каттаро вспыхнул , начавшийся на борту «Санкт-Георга» . Мятежники быстро получили контроль над большинством военных кораблей в гавани, в то время как другие, такие как кайзер Франц Иосиф I, подняли красный флаг, несмотря на то, что оставались нейтральными в восстании. [ 51 ] [ 52 ] Экипажи крейсеров «Новара» и «Гельголанд» оказали сопротивление мятежу. [ 53 ] последний готовил торпеды своего корабля, но повстанцы на борту крейсера «Санкт Георг» нацелили свои 24-см (9,4 дюйма) орудия на Гельголанд , вынудив их отступить. « Новарой » Командующий Йоханнес Принц фон Лихтенштейн сначала отказался позволить отряду повстанцев подняться на борт своего судна, но после того, как удерживаемый повстанцами крейсер «Кайзер Карл VI» направил свои орудия на Новару , он уступил и позволил команде вывесить красный флаг на борту. поддержка мятежа. Лихтенштейн и Эрих фон Хейсслер, командующий Гельголандом , всю ночь обсуждали, как вывести свои суда, поскольку их экипажи воздерживались от активной поддержки повстанцев. [ 54 ]
На следующий день многие мятежные корабли отказались от усилий и воссоединились с силами лоялистов во внутренней гавани после того, как береговые батареи, верные австро-венгерскому правительству, открыли огонь по удерживаемому повстанцами Кронпринцу Эрцгерцогу Рудольфу . Лихтенштейн сорвал красный флаг, прежде чем приказал своему кораблю уйти во внутреннюю гавань; к ним присоединились другие крейсеры-разведчики и большая часть торпедных катеров, за ними последовали несколько других более крупных кораблей. Там их защищали береговые батареи, противостоявшие мятежу. К концу дня восстали только люди на борту «Санкт-Георга» и горстка эсминцев и торпедных катеров. На следующее утро «Эржерцог Карл» из Полы прибыли линкоры типа и подавили восстание. [ 55 ] [ 56 ] Сразу после мятежа экипаж кайзера Франца Иосифа I был сокращен до обслуживающего персонала, а крейсер был преобразован в казарменный корабль . Ее оружие также было изъято для использования на материке. [ 51 ]
После мятежа в Каттаро адмирал Максимилиан Негован был уволен с поста главнокомандующего (нем. Flottunkommandant ), хотя по просьбе Негована было объявлено, что он уходит в отставку. ВМФ [ 57 ] Миклош Хорти , который с тех пор был назначен командиром линкора «Принц Ойген» , получил звание контр-адмирала и назначен командиром флоттенка австро-венгерского флота. [ 58 ]
Конец войны
[ редактировать ]
К октябрю 1918 года стало ясно, что Австро-Венгрия терпит поражение в войне. Поскольку различные попытки подавить националистические настроения потерпели неудачу, император Карл I решил разорвать союз Австро-Венгрии с Германией и обратиться к союзным державам в попытке сохранить империю от полного краха. 26 октября Австро-Венгрия сообщила Германии, что их союз расторгнут. В то же время австро-венгерский флот находился в процессе раскола по этническим и националистическим мотивам. Утром 28 октября Хорти был проинформирован о неизбежности перемирия, и он использовал эту новость для поддержания порядка и предотвращения нового мятежа среди флота. [ 59 ]
29 октября Национальный совет в Загребе объявил, что династические связи Хорватии с Венгрией официально завершились. Национальный совет также призвал к объединению Хорватии и Далмации, а словенские и боснийские организации присягнули на верность недавно сформированному правительству. Это новое временное правительство, хотя и свергло венгерское правление, еще не провозгласило независимость от Австро-Венгрии. Таким образом, правительство императора Карла I в Вене обратилось к недавно сформированному Государству словенцев, хорватов и сербов за помощью в поддержании флота и поддержании порядка на флоте. Национальный совет отказался оказать помощь, пока австро-венгерский флот сначала не будет передан под его командование. [ 60 ] Император Карл I, все еще пытаясь спасти Империю от краха, согласился на передачу при условии, что другие «нации», составлявшие Австро-Венгрию, смогут позже претендовать на свою справедливую долю стоимости флота. [ 61 ] Все моряки не словенского, хорватского, боснийского или сербского происхождения были на время отправлены в отпуск, а офицерам был предоставлен выбор: присоединиться к новому флоту или выйти в отставку. [ 61 ] [ 62 ]
Таким образом, австро-венгерское правительство решило без единого выстрела передать большую часть своего флота государству словенцев, хорватов и сербов. Это считалось более предпочтительным, чем передача флота союзникам, поскольку новое государство заявило о своем нейтралитете. Более того, новообразованное государство также еще не свергло публично императора Карла I, сохраняя возможность реформирования Империи в тройную монархию . Передача государству словенцев, хорватов и сербов началась утром 31 октября, когда Хорти встретился с представителями южнославянских национальностей на борту своего флагманского корабля « Вирибус Юнитис» в Поле. После «коротких и прохладных» переговоров договоренности были согласованы, и передача завершилась в тот же день. Австро-венгерский военно-морской прапорщик был сбит с корабля «Вирибус Юнитис» , за ним последовали оставшиеся в гавани корабли. [ 63 ] Контроль над линкором и главой недавно созданного военно-морского флота Государства словенцев, хорватов и сербов перешел к капитану Янко Вуковичу , который был повышен до звания адмирала и взял на себя старые обязанности Хорти в качестве главнокомандующего. Флота. [ 64 ] [ 62 ] [ 65 ]
Пост-был
[ редактировать ]
Несмотря на передачу, 3 ноября 1918 года австро-венгерское правительство подписало перемирие Виллы Джусти с Италией, положив конец боевым действиям на Итальянском фронте . [ 66 ] Перемирие на Вилле Джусти отказалось признать передачу военных кораблей Австро-Венгрии государству словенцев, хорватов и сербов. В результате 4 ноября 1918 года итальянские корабли зашли в порты Триест, Пола и Фиуме. 5 ноября итальянские войска заняли военно-морские объекты в Поле. Хотя государство словенцев, хорватов и сербов пыталось удержать свои корабли, им не хватало для этого солдат и офицеров, поскольку большинство моряков, не являвшихся южными славянами, уже ушли домой. Национальный совет не приказывал никому оказывать сопротивление итальянцам, но также осудил действия Италии как нелегитимные. 9 ноября итальянские, британские и французские корабли вошли в Каттаро и захватили оставшиеся австро-венгерские корабли, в том числе кайзера Франца Иосифа I , которые были переданы Национальному совету. На конференции на Корфу союзные державы согласились, что передача военно-морского флота Австро-Венгрии государству словенцев, хорватов и сербов не может быть принята, несмотря на симпатию Соединенного Королевства. Столкнувшись с перспективой предъявления ультиматума о передаче бывших австро-венгерских военных кораблей, Национальный совет согласился передать все корабли, переданные ему Австро-Венгерской империей, в том числе Кайзер Франц Иосиф I , начиная с 10 ноября 1918 года. [ 67 ]
В то время как Каттаро оставался под оккупацией союзников после войны, кайзер Франц Иосиф I оставался под управлением Франции, как это было только в 1920 году, когда окончательное распределение кораблей было решено между союзными державами в соответствии с условиями Сен-Жерменского договора. -ан-Лэй . Находясь под контролем Франции, он был переоборудован в корабль с боеприпасами. 17 октября 1919 года он затонул, стоя на якоре в Бокке-ди-Катаро, во время сильного шторма. Ее затопление было связано с несколькими открытыми люками и большой тяжестью из-за хранившихся на борту боеприпасов. [ 32 ] В 1922 году голландская спасательная компания обнаружила кайзера Франца Иосифа I и начала спасательные операции. Некоторые из ее приспособлений, в том числе палубные краны, в конечном итоге удалось спасти, хотя большая часть корабля осталась нетронутой на дне залива. В 1967 году югославская спасательная компания Brodospas также спасла затонувший корабль. [ 32 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б В 1892 году Австро-Венгрия перевела свою валюту с флоринов на кроны по обменному курсу 1 флорин за 2 кроны. (Реформа денежного обращения в Австро-Венгрии 1892 г., стр. 336)
- ^ Jump up to: а б Грегер указывает, что двигательная установка класса «Кайзер Франц Иосиф I» составляла 8000 лошадиных сил на валу (6000 кВт). Гардинер приводит цифру в 8 000–8 450 лошадиных сил на валу (5 970–6 300 кВт). (Грегер 1976, стр. 27) (Гардинер 1979, стр. 278)
- ^ Jump up to: а б Грегер пишет, что корабль класса «Кайзер Франц Иосиф I» имел общую длину 103,9 метра (340 футов 11 дюймов), а Гардинер приводит цифру 103,7 метра (340 футов 3 дюйма). (Грегер 1976, стр. 29) (Гардинер 1979, стр. 278)
- ^ Jump up to: а б Грегер утверждает, что у кайзера Франца Иосифа I было 444 офицера и солдата, а у кайзерина Элизабет - 427. Гардинер утверждает, что в составе обоих кораблей было 367 офицеров и солдат. (Грегер 1976, стр. 29) (Гардинер 1979, стр. 278)
- ^ Jump up to: а б Грегер описывает ширину луча класса кайзера Франца Иосифа I как 14,75 метра (48 футов 5 дюймов). Гардинер утверждает, что ширина кораблей составляла 14,8 метра (48 футов 7 дюймов). (Грегер 1976, стр. 27) (Гардинер 1979, стр. 278)
- ^ Jump up to: а б В современных обозначениях класса «Кайзер Франц Иосиф I» эти корабли называются «крейсерами торпедного тарана» (нем. Rammkreuzer ). Большинство источников признают эти корабли защищенными крейсерами (Sondhaus 1994, стр. 99-100) (Грегер 1976, стр. 27) (Грегер 1976, стр. 29)
- ^ Jump up to: а б с Грегер утверждает, что класс «Кайзер Франц Иосиф I» имел торпедные аппараты диаметром 40 см (16 дюймов), в то время как Гардинер пишет, что торпедные аппараты на обоих кораблях имели диаметр 45 см (18 дюймов). (Грегер 1976, стр. 29) (Гардинер 1979, стр. 278)
- ^ Jump up to: а б В политических и традиционных целях морскойкомендант обозначал все предложенные им корабли парламентам Австрии и Венгрии префиксом «Эрзац» («замена»). Как только корабль будет спущен на воду, ему будет присвоено официальное имя. Таким образом, крейсера класса « Кайзер Франц Иосиф I» были назначены кораблями на замену броненосцам «Лисса» и «Кайзер» . Хотя финансирование третьего корабля было одобрено в рамках бюджета 1890 года, разрешение на его постройку так и не было дано, и судно так и не было заложено. Корабль назывался просто «Раммкройцер С».
- ↑ Грегер утверждает, что Кайзерин Элизабет была затоплена 3 ноября 1914 года, а Сондхаус пишет, что это было 2 ноября. (Сондхаус 1994, стр. 263) (Грегер 1976, стр. 29)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Грегер 1976 , с. 27.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 79.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 94.
- ^ Сокол 1968 , с. 61.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 95–97.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 98–99.
- ^ Jump up to: а б с д Сондхаус 1994 , с. 100.
- ^ Павлик 2003 , стр. 43.
- ^ Sieche 1995 , с. 29 .
- ^ Jump up to: а б Ноппен 2016 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Ноппен 2016 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и Сиче 1995 , с. 28.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 128, 173.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 99.
- ^ Хискокс 1893 , с. 14235
- ^ Jump up to: а б с Грегер 1976 , стр. 27, 29.
- ^ Jump up to: а б с д Гардинер 1979 , с. 278.
- ^ Jump up to: а б с Хискокс 1893 , с. 14236
- ^ Диксон, О'Хара и Уорт, 2013 , с. 25.
- ^ Сиехе 1995 , стр. 28–29.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 198–199.
- ^ Sieche 1995 , с. 31.
- ^ Диксон, О'Хара и Уорт, 2013 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сиче 1995 , с. 32.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 101–102.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 110.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 124–125.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 125.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 131.
- ^ Сиехе 1995 , стр. 33–32.
- ^ Jump up to: а б с Сиехе 1995 , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б с Сиче 1995 , с. 35.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 185.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 185–186.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 232–234.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 245–246.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 246.
- ^ Кобургер 2001 , стр. 33, 35.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , стр. 257–258.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 262.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 260.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 262–263.
- ^ Донко 2013 , стр. 4, 156–162, 427.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 263.
- ^ Грегер 1976 , с. 29.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 365.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 285–286.
- ^ Кобургер 2001 , с. 59.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 318.
- ^ Jump up to: а б Сиче 1995 , с. 34.
- ^ Халперн 2004 , стр. 48–50.
- ^ Кобургер 2001 , с. 96.
- ^ Халперн 2004 , с. 50.
- ^ Халперн 2004 , стр. 52–53.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 322.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 144.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 326.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 350–351.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 351–352.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 352.
- ^ Jump up to: а б Сокол 1968 , с. 136–137, 139.
- ^ Кобургер 2001 , с. 118.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 353–354.
- ^ Халперн 1994 , с. 177.
- ^ Гардинер и Грей 1985 , с. 329.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 357–359.
Ссылки
[ редактировать ]- Диксон, В. Дэвид; О'Хара, Винсент; Стоит, Ричард (2013). Чтобы увенчать волны: Великие флоты Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1612510828 .
- Донко, Вильгельм М. (2013). ВМС Австрии на Дальнем Востоке: Все походы кораблей к.(у.)к. Военно-морской флот в Восточной Азии, Австралии и Океании с 1820 по 1914 год (на немецком языке). Берлин: epub. ISBN 978-3844249125 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0623-2 .
- Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Халперн, Пол (2004). «Мятеж в Каттаро, 1918 год» . В Белле, Кристофер М.; Эллеман, Брюс А. (ред.). Военно-морские мятежи двадцатого века: международная перспектива . Лондон: Фрэнк Касс. стр. 45–65 . ISBN 978-0-7146-5460-7 .
- Хискокс, Джорджия (январь – июнь 1893 г.). «Австрийский таранный крейсер Кайзерин Элизабет» . Приложение к журналу Scientific American . 35 (888): 14235–14236.
- Кобургер, Чарльз (2001). Центральные державы на Адриатике, 1914–1918 гг.: Война в Узком море . Вестпорт: Издательство Praeger. ISBN 978-0-313-00272-4 .
- Ноппен, Райан К. (2016). Австро-венгерские крейсеры и эсминцы 1914–18 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 9781472814715 .
- Павлик, Георг (2003). Плавучие крепости кайзера: казематные корабли - Венгрии Австро . Вена: Новое научное издательство. ISBN 978-3-7083-0045-0 .
- «Реформа денежного обращения в Австро-Венгрии». Журнал Королевского статистического общества . 55 (2): 333–339. 1892. JSTOR 2979601 .
- Сиече, Эрвин (1995). «Кайзер Франц Иосиф I. Класс Торпедоносцы». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль 1995 года . Лондон: Conway Maratime Press. стр. 27–39. ISBN 978-0-85177-654-5 .
- Сокол, Энтони (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. OCLC 462208412 .
- Сондхаус, Лоуренс (1994). Военно-морская политика Австро-Венгрии, 1867-1918: военно-морской подход, промышленное развитие и политика дуализма . Вест-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-034-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Халперн, Пол Г. (1987). Морская война в Средиземноморье 1914-1918 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-448-6 .
- Сиехе, Эрвин (2002). Крейсеры и проекты крейсеров Австро-Венгерского флота 1889–1918 ] , (на немецком языке). Гамбург. ISBN 978-3-8132-0766-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вего, Милан Н. (1996). Австро-Венгерская военно-морская политика: 1904–14 . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0714642093 .