СМС Адмирал Спаун
![]() Адмирал Спаун на ходу
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Адмирал Спаун |
Тезка | Герман фон Спаун |
Строитель | Военно-морская верфь Пола , Пола |
Заложен | 30 мая 1908 г. |
Запущен | 30 октября 1909 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 ноября 1910 г. |
В эксплуатации | 1910–1918 |
Не работает | 1918 |
Порт приписки | |
Судьба | Передан Государству словенцев, хорватов и сербов 31 октября 1918 г. |
![]() | |
Имя | Адмирал Спаун |
Приобретенный | 31 октября 1918 г. |
Судьба | Захвачен итальянскими войсками 9 ноября, передан союзным державам 10 ноября 1918 г. |
![]() | |
Имя | Адмирал Спаун |
Приобретенный | 9 ноября 1918 г. |
Судьба | Передан Соединенному Королевству по Сен-Жермен-ан-Ле в 1920 году. |
![]() | |
Имя | Адмирал Спаун |
Приобретенный | 1920 |
Судьба | Продан на металлолом в Италии и разобран между 1920 и 1921 годами. |
Общие характеристики | |
Тип | Крейсер-разведчик |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 12,8 м (42 фута 0 дюймов) |
Черновик | 5,3 м (17 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 6 × паровых турбин |
Скорость | 27,07 узлов (50 км/ч; 31 миль в час) |
Дополнить | 320–327 [ а ] |
Вооружение |
|
Броня |
|
СМС Адмирал Спаун [ с ] — крейсер-разведчик, построенный для ВМС Австро-Венгрии . Названный в честь адмирала и морского коменданта (главнокомандующего ВМФ) Германа фон Спауна , адмирал Спаун был построен незадолго до Первой мировой войны . Заложенный на Польской военно-морской верфи в мае 1908 года, крейсер был спущен на воду в октябре 1909 года. «Адмирал Спаун» был принят в состав ВМФ чуть более года спустя, в ноябре 1910 года. Первый корабль австро-венгерского флота, построенный с использованием парового двигателя. турбин , ее конструкция позже повлияла на постройку «Новара» крейсеров типа .
Адмирал Спаун служил командиром Второй торпедной флотилии в начале Первой мировой войны и находился на базе военно-морской базы в Каттаро . В первый год войны он участвовал в ограниченных действиях, а после объявления Италией войны Австро-Венгрии в мае 1915 года крейсер участвовал в бомбардировке итальянского побережья . На протяжении оставшейся части 1915 года адмирал Спаун участвовал в различных операциях в Адриатическом море . он участвовал в миссиях, сосредоточенных в основном вокруг Триеста В то время как до конца войны на севере Адриатики, адмирал Спаун также участвовал во многих военно-морских операциях Австро-Венгрии на юге, вплоть до Отрантоского заграждения и Отрантоского пролива , наряду с Новарой . класс крейсеров.
Воодушевленный победой Австро-Венгрии во время битвы в Отрантоском проливе и полный решимости прорвать Отрантоский заградительный огонь с помощью крупной атаки на пролив, недавно назначенный главнокомандующий флотом Австро-Венгрии Миклош Хорти организовал массированную атаку. о союзных войсках с адмиралом Спауном , а также семью линкорами , тремя крейсерами, четырьмя эсминцами, четырьмя торпедными катерами, и многочисленные подводные лодки и самолеты, но операция была прекращена после того, как линкор «Сент Иштван» был потоплен итальянским торпедным катером MAS-15 утром 10 июня .
После затопления Сент-Иштвана корабли вернулись в порт, где оставались до конца войны. Когда в октябре 1918 года Австро-Венгрия терпела поражение, австрийское правительство передало свой флот недавно сформированному государству словенцев, хорватов и сербов, чтобы избежать необходимости передавать корабль союзникам . После перемирия на Вилле Джусти в ноябре 1918 года «Адмирал Спаун» был захвачен союзниками и переведен в Италию, где участвовал в победном параде через Венецианскую лагуну в марте 1919 года. Окончательное распределение бывшего военно-морского флота Австро-Венгрии было урегулировано в соответствии с соглашением. по условиям Сен-Жермен-ан- Ле 1920 года. Адмирал Спаун был передан Соединенному Королевству, а затем продан на металлолом и сломан. Между 1920 и 1921 годами.
Фон
[ редактировать ]
В 1904 году в состав австро-венгерского флота входило десять линейных кораблей различных типов, три броненосных крейсера, шесть защищенных крейсеров, восемь торпедных кораблей и 68 торпедных кораблей. Общий тоннаж военно-морского флота составил 131 000 тонн (129 000 длинных тонн; 144 000 коротких тонн). [ 1 ] Хотя военно-морской флот был способен защищать береговую линию Австро-Венгрии, этот флот значительно превосходил другие крупные военно-морские силы Средиземноморья , а именно Италии и Соединенного Королевства. [ 2 ] После создания Австрийской военно-морской лиги в сентябре 1904 г. [ д ] и октябрьское назначение вице-адмирала Рудольфа Монтекукколи на должности главнокомандующего ВМФ (нем. Marinekommandant ) и начальника военно-морского отдела военного министерства (нем. Chef der Marinesektion ), [ 3 ] [ 4 ] Австро-Венгерский флот начал программу расширения, подходящую для программы великой державы . Монтекукколи немедленно продолжил усилия, отстаиваемые его предшественником, адмиралом Германом фон Спауном , и настаивал на значительном расширении и модернизации военно-морского флота. [ 5 ]
В течение первого десятилетия 20-го века военно-морская политика Австро-Венгрии начала переходить от простой береговой обороны к проецированию силы в Адриатическое и даже Средиземное моря. Это изменение в политике было мотивировано как внутренними, так и внешними факторами. В период с 1906 по 1908 год через австрийские альпийские перевалы были построены новые железные дороги , которые связали Триест и побережье Далмации с остальной частью Империи и обеспечили внутреннюю часть Австро-Венгрии более быстрым доступом к морю, чем когда-либо прежде. Более низкие тарифы в порту Триеста способствовали расширению города и аналогичному росту торгового флота Австро-Венгрии. Эти изменения потребовали разработки новой линейки линкоров, способных не только защищать побережье Австро-Венгрии. [ 6 ]
До начала века морская мощь не была приоритетом во внешней политике Австрии, а военно-морской флот не пользовался общественным интересом и поддержкой. Назначение эрцгерцога Франца Фердинанда – наследника австро-венгерского престола и видного и влиятельного сторонника морской экспансии – на должность адмирала в сентябре 1902 года значительно повысило значение военно-морского флота в глазах как широкой общественности, так и австрийцев. и венгерские парламенты. [ 7 ] [ 8 ] Интерес Франца Фердинанда к военно-морским делам проистекал прежде всего из его убеждения, что для конкуренции с Италией, которую он считал величайшей региональной угрозой для Австро-Венгрии, потребуется сильный военно-морской флот. [ 9 ]
Австро-итальянская гонка военно-морских вооружений
[ редактировать ]был первым крейсером-разведчиком австро-венгерского флота, Адмирал Спаун когда Австро-Венгрия была вовлечена в гонку военно-морских вооружений со своим номинальным союзником Италией. [ 10 ] [ 11 ] Итальянская Регия-Марина считалась самой важной военно-морской державой в регионе, с которым Австро-Венгрия боролась, часто неблагоприятно. Неравенство между военно-морскими силами Австро-Венгрии и Италии существовало десятилетиями; в конце 1880-х годов Италия могла похвастаться третьим по величине флотом в мире после французского военно-морского флота и британского королевского флота . [ 12 ] [ 13 ] Хотя это неравенство было в некоторой степени уравновешено, когда Императорский флот России и Императорский флот Германии превосходили итальянский флот в 1893 и 1894 годах. [ 12 ] к 1904 году баланс снова начал смещаться в пользу Италии. [ 13 ] Действительно, к 1904 году размер итальянской Regia Marina по тоннажу более чем вдвое превышал размер австро-венгерского флота, и хотя у двух стран было относительно одинаковое количество линкоров, у Италии было вдвое больше крейсеров. [ 14 ]
Военно-морская мощь Италии и Австро-Венгрии в 1904 г. [ 14 ] [ и ] | |||||
---|---|---|---|---|---|
Тип | Италия | Австро-Венгрия | Итальянский/Австро-Венгерский
тоннажное соотношение | ||
Число | Тоннаж | Число | Тоннаж | ||
Линкоры | 13 | 166 724 тонны (164 091 длинная тонна; 183 782 короткие тонны) | 10 | 85 560 тонн (84 210 длинных тонн; 94 310 коротких тонн) | 1.9:1 |
Броненосные крейсеры | 6 | 39 903 тонны (39 273 длинных тонны; 43 986 коротких тонн) | 3 | 18 810 тонн (18 510 длинных тонн; 20 730 коротких тонн) | 2.1:1 |
Защищенные крейсера | 14 | 37 393 тонны (36 802 длинных тонны; 41 219 коротких тонн) | 6 | 17 454 тонны (17 178 длинных тонн; 19 240 коротких тонн) | 2.1:1 |
Торпедные корабли | 15 | 12 848 тонн (12 645 длинных тонн; 14 162 коротких тонны) | 8 | 5070 тонн (4990 длинных тонн; 5590 коротких тонн) | 2.5:1 |
Торпедо Крафт | 145 | 10 477 тонн (10 312 длинных тонн; 11 549 коротких тонн) | 68 | 4252 тонны (4185 длинных тонн; 4687 коротких тонн) | 2.4:1 |
Общий | 195 | 267 345 тонн (263 123 длинных тонны; 294 697 коротких тонн) | 95 | 131 246 тонн (129 173 длинных тонны; 144 674 коротких тонны) | 2.3:1 |
План Монтекукколи
[ редактировать ]Адмирал Спаун впервые задумал это на бумаге в начале 1905 года, когда Монтекукколи составил свое первое предложение по созданию современного австрийского флота в рамках своего плана по созданию военно-морского флота, достаточно большого, чтобы бороться в Адриатическом море. Этот первоначальный план состоял из 12 линкоров, четырех броненосных крейсеров, восьми крейсеров-разведчиков, 18 эсминцев, 36 торпедных кораблей в открытом море и шести подводных лодок. Хотя детали еще не были определены, четыре крейсера в плане Монтекукколи в конечном итоге станут «Адмиралом Спауном» и тремя кораблями класса «Новара» . [ 15 ] [ 16 ] Из-за политического кризиса внутри венгерского правительства голосование по предложенной Монтекукколи программе было отложено на большую часть 1905 года. Лишь в конце года австрийская и венгерская делегации по общим делам одобрили программу Монтекукколи. По условиям бюджетного соглашения, 121 000 000 крон было выделено на строительство военных кораблей в течение трех лет, при этом выплаты по этому специальному кредиту были задним числом перенесены на 1904 год. В бюджете не хватало средств для трех других крейсеров, которые Монтекукколи хотел построить. , но включало финансирование трех «Эржерцог Карл» линкоров класса , шести эсминцев и «Адмирала Спауна» . [ 15 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Предназначен для разведывательных миссий. [ 17 ] Адмирал Спаун исходил из того, что театр военных действий, на котором она будет действовать, будет в основном ограничен Адриатическим морем. Он должен был действовать как быстроходный крейсер-разведчик, способный выполнять миссии по нападению и бегству, а также угрожать коммуникациям и маршрутам конвоев. [ 18 ] Монтекукколи считал, что, если Австро-Венгрия будет втянута в более крупный военно-морской конфликт, охватывающий Средиземное море, адмирал Спаун все равно сможет успешно выполнить свою роль и что класс линейных крейсеров . для такого сценария не нужен [ 19 ] После постройки «Адмирала Спауна » ее проект был настолько хорошо принят, что его использовали для постройки трех «Новара» . последовавших за ней крейсеров класса [ 20 ] [ 21 ] Сходство между «Адмиралом Спауном» и « Новарами » было настолько близким, что, несмотря на то, что это разные классы, как современные, так и современные публикации иногда связывают все четыре корабля вместе как представителей одного класса. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
Адмирал Спаун имел общую длину 130,6 метра (428 футов 6 дюймов). По ватерлинии крейсер имел длину 129,7 метра (425 футов 6 дюймов), а длина между перпендикулярами составляла 125,2 метра (410 футов 9 дюймов). У нее была ширина 12,8 метра (42 фута 0 дюймов) и средняя осадка 5,3 метра (17 футов 5 дюймов) при глубокой нагрузке . Он был рассчитан на водоизмещение 3500 тонн (3400 длинных тонн; 3900 коротких тонн) при нормальной нагрузке, но при полной боевой нагрузке его водоизмещение составляло 4000 тонн (3900 длинных тонн; 4400 коротких тонн). Двигательная установка корабля состояла из шести паровых турбин «Парсонс» и четырех валов. Эти турбины были рассчитаны на мощность 25 130–25 254 л.с. (18 739–18 832 кВт). [ б ] и были оснащены 16 Yarrow водотрубными котлами , что давало адмиралу Спауну максимальную скорость 27,07 узла (50,13 км/ч; 31,15 миль в час) во время ходовых испытаний. [ 18 ] [ 25 ] [ 26 ] Адмирал Спаун имел экипаж из 320–327 офицеров и солдат. [ 25 ] [ 18 ] [ а ]
Адмирал Спаун был вооружен главной батареей из семи орудий калибра 50 мм и диаметром 10 см (3,9 дюйма), установленных на одиночных установках. Два размещались в носовой части корабля, четыре — на миделе, два — по бокам и один — на квартердеке . У нее также была 47-мм (1,9 дюйма) пушка SFK L/44. Škoda 7 см (2,8 дюйма) / 50 K10 зенитная пушка были добавлены В 1916 году к адмиралу Спауну и четыре торпедных аппарата диаметром 53,3 см (21,0 дюйма) в спаренных установках . [ 18 ] [ 25 ] Орудия адмирала Спауна были меньшего калибра, чем у многих других крейсеров той эпохи. [ 27 ] что привело к планам снять орудия на баке и юте корабля и заменить их парой 15-сантиметровых (5,9 дюйма) орудий в носовой и кормовой части, но эти модификации не удалось осуществить до окончания войны. Ее меньшее вооружение было отчасти связано с желанием австро-венгерского флота, чтобы адмирал Спаун имел более высокую скорость и большую броню, чем большинство других современных крейсеров той эпохи. В результате вооружение крейсера пришлось сократить. [ 18 ]
Адмирал Спаун был защищен по ватерлинии бронепоясом толщиной 60 мм (2,4 дюйма) на миделе корабля. Орудия имели щиты толщиной 40 мм (1,6 дюйма) , а толщина палубы корабля составляла 20 мм (0,79 дюйма). Броня боевой рубки составляла 60 мм (2,4 дюйма). [ 18 ] [ 25 ]
Строительство
[ редактировать ]
«Адмирал Спаун» был заложен на военно-морской верфи Пола 30 мая 1908 года. [ 18 ] Во время строительства компания Stabilimento Tecnico Triestino заключила соглашение с компанией Parsons Marine Steam Turbine Company, разрешающее строительство паровых турбин адмирала Спауна , которые будут собираться в Триесте с использованием материалов, найденных на территории Австро-Венгерской империи. [ 17 ] Это был первый корабль австро-венгерского флота, построенный с паровыми турбинами. [ 18 ]
В сентябре 1909 года Монтекукколи предложил Австро-Венгерскому совету министров бюджет на 1910 год, который предусматривал строительство трех крейсеров класса «Новара» , а также четырех дредноутов «Тегетхофф» линкоров типа , а также нескольких торпедных катеров и подводных лодок. Хотя желание Монтекукколи построить новый класс крейсеров было отложено, на этот раз из-за финансовых затрат, которые Австро-Венгрия взяла на себя после аннексии Боснии и мобилизации ее флота и армии в разгар боснийского кризиса , военно-морскому флоту были выделены средства. ускорить завершение строительства «Радецкий» линкоров типа и «Адмирал Спаун» . [ 28 ]
После почти полутора лет строительства «Адмирал Спаун» был спущен на воду 30 октября 1909 года. [ 18 ] [ 29 ] После этого в течение года она проводила ходовые испытания. Когда был заказан «Адмирал Спаун» , он был спроектирован так, чтобы развивать скорость, превышающую скорость современных крейсеров других военно-морских сил по всему миру, таких как ВМС США Великобритании и Королевский флот . [ 18 ] В сентябре 1910 года сообщалось, что она достигла максимальной скорости 27,07 узла (50,13 км/ч; 31,15 миль в час). Это было на 1,07 узла (1,98 км/ч; 1,23 мили в час) быстрее, чем ее заданная скорость. [ 26 ] После завершения ходовых испытаний 15 ноября 1910 года «Адмирал Спаун» был принят в состав ВМС Австро-Венгрии. [ 18 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Довоенный
[ редактировать ]
Через год после адмирала Спауна в вступления состав австро-венгерского флота в сентябре 1911 года разразилась итало-турецкая война. Несмотря на то, что Австро-Венгрия и Италия оставались номинальными союзниками в рамках Тройственного союза, напряженность в отношениях между двумя странами оставалась высокой. на протяжении всей войны. Австро-венгерский флот был приведен в состояние повышенной боевой готовности, а армия была переброшена к итальянской границе. [ 30 ] Хотя война в конечном итоге была локализована по просьбе Австро-Венгрии в некоторых частях Восточного Средиземноморья и Ливии, Первая Балканская война разразилась еще до того, как Италия и Османская империя смогли заключить мирное соглашение. И снова османская армия оказалась недостаточной, чтобы победить своих противников. Балканский союз Болгарии, Сербии, Греции и Черногории быстро за считанные недели захватил последние оставшиеся европейские владения Османской империи. [ 31 ] К ноябрю 1912 года Сербия, казалось, была готова получить порт на Адриатическом море. Австро-Венгрия решительно выступила против этого, поскольку сербский порт на Адриатике мог кардинально изменить баланс сил в регионе, сблизить Сербию и Италию посредством экономических связей, а также служить российской военно-морской базой. [ 32 ]
Австро-Венгрия нашла поддержку со стороны Италии, которая выступала против доступа Сербии к Адриатике, полагая, что Россия будет использовать любые сербские порты для размещения своего Черноморского флота. Италия также опасалась, что сама Австро-Венгрия однажды аннексирует Сербию и, таким образом, получит большую часть Адриатического побережья, не передавая никаких италоязычных территорий, таких как Трентино или Триест. [ 32 ] И Россия, и Сербия выразили протест в Вене по поводу этого возражения против потенциального сербского побережья. К концу ноября 1912 года угроза конфликта между Австро-Венгрией, Италией, Сербией и Россией в сочетании с обвинениями в жестоком обращении сербов с австро-венгерским консулом в Присрене привела к панике войны на Балканах. И Россия, и Австро-Венгрия начали мобилизацию войск вдоль своей границы, а Австро-Венгрия начала мобилизацию против Сербии. Во время кризиса весь австро-венгерский флот также был полностью мобилизован. В то время несколько австро-венгерских военных кораблей уже были переброшены в Эгейское море или в город Константинополь для защиты австро-венгерских интересов во время итало-турецкой войны и Первой Балканской войны. Впоследствии ВМФ приказал адмиралу Спауну и Асперну покинуть свои базы в Константинополе. Им было приказано присоединиться к остальному флоту в Эгейском море в случае войны с Сербией и Россией. [ 33 ]
К декабрю 1912 года в составе австро-венгерского флота, помимо «Адмирала Спауна» , было в общей сложности семь линкоров, пять крейсеров, восемь эсминцев, 28 торпедных катеров и шесть подводных лодок, готовых к бою. [ 33 ] Кризис в конечном итоге утих после подписания Лондонского договора , который предоставил Сербии свободный доступ к морю через железную дорогу, контролируемую международным сообществом, и в то же время создал независимую Албанию. Австро-Венгерская армия и флот впоследствии были демобилизованы 28 мая 1913 года. [ 34 ]
В июне 1914 года линкору «Вирибус Юнитис» было поручено перевезти эрцгерцога Франца Фердинанда в Кондоминиум Боснии и Герцеговины для наблюдения за военными маневрами. После маневров Фердинанд и его жена Софи планировали посетить Сараево , чтобы открыть в новом помещении государственный музей. [ 35 ] 24 июня линкор доставил эрцгерцога из Триеста к реке Нарента , где он сел на яхту, которая отвезла его на север, в сторону Сараево. Наблюдая за военными маневрами в течение трех дней, эрцгерцог встретил свою жену в Сараево. 28 июня 1914 года они были застрелены Гаврилой Принципом . [ 36 ]
Узнав об убийстве, комендант морской пехоты Антон Хаус отплыл на юг от Полы с эскортным флотом, состоящим из адмирала Спауна , Вирибуса Юнитиса « корабля-близнеца Тегеттофф » и нескольких торпедных катеров. Через два дня после убийства тела Фердинанда и Софии были перевезены на борт «Вирибус Юнитис» , стоявший на якоре в ожидании возвращения эрцгерцога, и перевезены обратно в Триест. [ 37 ] Во время путешествия Вирибус Юнитис сопровождался эскортным флотом Хауса, причем флот медленно двигался вдоль побережья Далмации, обычно в пределах видимости суши. Прибрежные города и деревни звонили в церковные колокола, когда корабли проходили мимо, а зрители наблюдали за флотом с берега. [ 38 ] Смерть эрцгерцога спровоцировала июльский кризис , кульминацией которого стало объявление Австро-Венгрией войны Королевству Сербия 28 июля 1914 года. [ 39 ] [ 40 ]
1914
[ редактировать ]
В последующие дни события развивались стремительно. 30 июля 1914 года Россия объявила полную мобилизацию в ответ на объявление Австро-Венгрией войны Сербии. На следующий день Австро-Венгрия объявила полную мобилизацию. 1 августа и Германия, и Франция приказали провести полную мобилизацию, а Германия объявила войну России в поддержку Австро-Венгрии. Хотя отношения между Австро-Венгрией и Италией значительно улучшились за два года после возобновления Тройственного союза в 1912 году , [ 41 ] Увеличение австро-венгерских военно-морских расходов, политические споры по поводу влияния в Албании и опасения Италии по поводу потенциальной аннексии земель в Королевстве Черногория привели к ухудшению отношений между двумя союзниками за несколько месяцев, предшествовавших войне. [ 42 ] Заявление Италии 1 августа о нейтралитете в войне разбило надежды Австро-Венгрии использовать свои более крупные корабли, в том числе «Адмирал Спаун », в крупных боевых операциях в Средиземном море, поскольку военно-морской флот полагался на уголь, хранившийся в итальянских портах, для действий совместно с Регия Марина. К 4 августа Германия уже оккупировала Люксембург и вторглась в Бельгию после объявления войны Франции. Впоследствии в тот же день Соединенное Королевство объявило войну Германии в поддержку нейтралитета Бельгии. [ 43 ]
Вскоре после начала войны на помощь австро-венгерскому флоту была призвана немецкая Средиземноморская дивизия , состоявшая из линейного крейсера «Гебен» и лёгкого крейсера «Бреслау» . [ 44 ] Немецкие корабли пытались вырваться из Мессины , где до начала войны перевозили уголь. К первой неделе августа британские корабли начали собираться у Мессины, пытаясь заманить немцев в ловушку. Хотя Австро-Венгрия еще не полностью мобилизовала свой флот, для оказания помощи немецким кораблям были собраны силы. В его состав входили «Адмирал Спаун» , а также три «Радецкого » и три «Тегетгофа », броненосный крейсер «Санкт-Георг» , шесть эсминцев и 13 торпедных катеров. [ 45 ] Верховное командование Австро-Венгрии, опасаясь разжигания войны с Великобританией, приказало флоту избегать британских кораблей и открыто поддерживать немцев только в то время, когда они находились в австро-венгерских водах. 7 августа, когда немцы прорвались из Мессины , австро-венгерский флот начал движение в Бриндизи , чтобы соединиться с немцами и сопроводить их корабли в дружественный порт в Австро-Венгрии. Однако движение немцев к устью Адриатики было отвлекающим маневром, призванным отвлечь британцев и французов от преследования, и вместо этого немецкие корабли обогнули южную оконечность Греции и направились к Дарданеллам , где их в конечном итоге продали. в Османскую империю . Вместо того чтобы следовать за немецкими кораблями в сторону Черного моря , австрийский флот вернулся в Полу. [ 46 ] [ 47 ]
После объявления Францией и Великобританией войны Австро-Венгрии 11 и 12 августа соответственно, французский адмирал Огюстен Буэ де Лапейрер получил приказ перекрыть австро-венгерское судоходство у входа в Адриатическое море и вступить в бой с любыми австро-венгерскими кораблями. наткнулся на него англо-французский флот. Лапейрер решил атаковать австро-венгерские корабли, блокировавшие Черногорию. Последовавшая битва при Антивари положила конец блокаде Австро-Венгрии и фактически поставила Отрантский пролив в руки Великобритании и Франции. [ 48 ] [ 49 ]
После битвы при Антивари и прорыва Гебена и Бреслау из Мессины австро-венгерский флот принимал очень мало боевых действий, и многие из его кораблей проводили большую часть времени в порту. Общая бездеятельность военно-морского флота была частично вызвана опасениями перед минами в Адриатике. [ 50 ] Другие факторы способствовали отсутствию активности военно-морского флота в первый год войны. Адмирал Хаус опасался, что прямая конфронтация с французским флотом, даже если она окажется успешной, ослабит австро-венгерский флот до такой степени, что Италия получит свободу действий в Адриатике. [ 51 ] Эта обеспокоенность была настолько велика для Хауса, что он написал в сентябре 1914 года: «Пока существует вероятность того, что Италия объявит нам войну, я считаю своим первым долгом сохранить наш флот в целости и сохранности». [ 52 ] Решение Хауса оставить свой флот в порту вызвало резкую критику со стороны австро-венгерской армии , ВМС Германии и министерства иностранных дел Австро-Венгрии. [ 53 ] но это также привело к тому, что гораздо большее количество военно-морских сил союзников было направлено в Средиземное море и пролив Отранто. Их можно было использовать где угодно, например, против Османской империи во время Галлиполийской кампании . [ 54 ] На протяжении оставшейся части 1914 года «Адмирал Спаун» был одним из самых активных кораблей австро-венгерского флота, несмотря на хронические проблемы с двигателями. [ 55 ]
1915
[ редактировать ]
К январю 1915 года Хаус принял осторожную стратегию по сохранению своего флота, поскольку Австро-Венгрия значительно превосходила численность англо-французского флота в Средиземноморье, а позиция бывшего союзника Австро-Венгрии Италии оставалась неизвестной. Хаус решил, что лучшим способом действий будет действовать как существующий флот , который свяжет военно-морские силы союзников, в то время как торпедные катера, мины и рейды быстроходных крейсеров, таких как «Адмирал Спаун», могут быть использованы для уменьшения численного превосходства противника. флотов до решающего сражения. [ 56 ]
Однако проблемы с двигателем и другими механизмами, связанные с ее двигательными установками, препятствовали использованию адмирала Спауна для операций на Адриатике аналогично кораблям класса Новара . Действительно, Гардинер и Грей пишут в книге Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» , что «у корабля было так много проблем с двигателями, что он никогда не участвовал в крейсерских операциях своих преемников, хотя во время войны он участвовал в незначительных и менее опасных операциях». роли». [ 18 ] Вместо этого корабли класса «Новара» продолжали операции в Адриатике, выполняя такие задачи, как буксировка подводных лодок в Средиземное море или совершение набегов на конвои союзников и дрифтеры, охраняющие пролив Отранто . [ 57 ] Тем не менее, адмирал Спаун будет участвовать в крупнейшей и самой успешной австро-венгерской военно-морской операции войны после вступления Италии в конфликт на стороне союзников в мае 1915 года. [ 50 ] [ 58 ]
Бомбардировка Анконы
[ редактировать ]
После неудачных переговоров с Германией и Австро-Венгрией по поводу присоединения Италии к войне в качестве члена Центральных держав , итальянцы провели переговоры с Тройственной Антантой о возможном вступлении Италии в войну на их стороне по Лондонскому договору , подписанному 26 апреля 1915 года. . [ 59 ] 4 мая Италия официально отказалась от союза с Германией и Австро-Венгрией, заранее предупредив австро-венгров о том, что Италия готовится начать против них войну. 20 мая император Франц Иосиф I разрешил австро-венгерскому флоту атаковать итальянские корабли, конвоирующие войска в Адриатике или отправляющие припасы в Черногорию. Тем временем Хаус готовился к вылазке своего флота в Адриатику и нанесению массированного удара по итальянцам в момент объявления войны. 23 мая 1915 года, между двумя и четырьмя часами после того, как Италия объявила войну, достигла главной австро-венгерской военно-морской базы в Поле. [ ж ] австро-венгерский флот, в том числе адмирал Спаун , отправился бомбардировать итальянское побережье. [ 50 ] [ 58 ]
Во время австро-венгерских атак вдоль итальянского побережья «Адмирал Спаун» , крейсеры «Сайда» , «Гельголанд» и «Сигетвар» , а также девять эсминцев обеспечивали прикрытие от возможной итальянской контратаки. Однако ожидаемая итальянская контратака не состоялась. Во время разведки южной Адриатики адмирал Спаун обстрелял порт Термоли , нанеся ущерб железнодорожному мосту и грузовому поезду, а затем двинулся дальше в Кампомарино, где обстрелял городскую товарную станцию и здания вокзала, разрушив и то, и другое. [ 60 ] Тем временем ядро австро-венгерского флота во главе с кораблями типа «Тегеттофф» пробилось к Анконе . Бомбардировка Анконы стала крупным успехом австро-венгерского флота. В порту Анконы был уничтожен итальянский пароход и повреждены еще три, а итальянский эсминец «Турбина южнее затонул ». Серьезный ущерб был нанесен инфраструктуре порта Анкона и близлежащих городов. Железнодорожные станции и портовые сооружения в городе были повреждены или разрушены, а защищавшие их местные береговые батареи были выведены из строя. В результате бомбардировки были подожжены многочисленные причалы, склады, нефтяные резервуары, радиостанции, склады угля и нефти, а в городе были отключены электричество, газ и телефонные линии. В самом городе были повреждены штаб-квартира полиции Анконы, армейские казармы, военный госпиталь, сахарный завод и офисы Банка Италии. В результате нападения 30 итальянских солдат и 38 мирных жителей были убиты, а еще 150 получили ранения. [ 61 ] [ 60 ] Во время атак на итальянское побережье в тот день австро-венгерские гидросамолеты также бомбили Венецию и Анкону. [ 62 ]
Позже австро-венгерский флот без сопротивления двинулся на бомбардировку побережья Черногории; к тому времени, когда на место происшествия прибыли итальянские корабли, австро-венгры благополучно вернулись в порт. [ 63 ] Целью бомбардировки побережья Италии было задержать итальянскую армию от развертывания своих сил вдоль границы с Австро-Венгрией путем разрушения важнейших транспортных систем. [ 58 ] а внезапное нападение на Анкону и итальянское Адриатическое побережье позволило задержать итальянское развертывание в Альпах на две недели. Эта задержка дала Австро-Венгрии ценное время для укрепления итальянского фронта и передислокации части своих войск с Восточного и Балканского фронтов. [ 64 ] Бомбардировка и потопление нескольких итальянских кораблей также нанесли серьезный удар по моральному духу итальянской армии и общества. [ 65 ]
1915–1916
[ редактировать ]
После вступления Италии в войну в мае 1915 года «Адмирал Спаун» станет одним из наиболее часто используемых кораблей в оставшуюся часть года против итальянцев на Адриатике. Однако механические проблемы не позволяли ему совершать такое же количество рейдов и боевых вылетов, как крейсеры класса «Новара» . [ 66 ] В это время адмирал Спаун большую часть времени проводила на службе в северной Адриатике, обеспечивая прикрытие австро-венгерских кораблей, проводящих минные и минно-тральные операции. [ 67 ] Тем не менее, она все же участвовала в некоторых рейдах на юге Адриатики в второстепенной роли. В ночь на 28 декабря 1915 года «Гельголанд» и пять эсминцев участвовали в рейде на французские и итальянские корабли. Во время этого рейда «Гельголанд» протаранил и потопил французскую подводную лодку «Монж» между Бриндизи и албанским портом Дураццо , а на следующее утро атаковал судно в Дураццо. [ 23 ] Потопив несколько кораблей в порту, два австро-венгерских эсминца, сопровождавших Гельголанд, подорвались на минах и один затонул. В ответ на эти неудачи «Новара» , «Адмирал Спаун» и «Монарх» корабль береговой обороны типа «Будапешт» были мобилизованы для поддержки «Гельголанда» и австро-венгерских эсминцев. Гельголанд не пострадал в ходе операции и сумел уклониться от преследования союзников, когда наступила темнота, встретившись с подкреплением, отправленным для сопровождения ее обратно в Каттаро. [ 68 ] [ 69 ] В течение 1916 года адмирал Спаун видел гораздо меньше боевых действий, поскольку механические проблемы оставались проблемой. Вместо этого она осталась на дежурстве, выполняя второстепенные роли, и прошла переоборудование для усиления своего зенитного и торпедного вооружения. [ 18 ] [ 67 ] Несмотря на эти неудачи, на протяжении большей части войны «Адмирал Спаун» и корабли класса «Новара» служили «настоящими крупными кораблями Адриатики». [ 70 ] поскольку многие из более крупных кораблей австро-венгерского флота, таких как линкоры класса «Тегетгоф» , оставались в порту Полы в период с мая 1915 года по июнь 1918 года. [ 53 ] [ 50 ]
1917–1918
[ редактировать ]После торпедирования корабля береговой обороны «Вена» 10 декабря 1917 года адмирал Спаун до дредноута , линкор «Арпад» и шесть эсминцев были отправлены для усиления обороны гавани Австро-Венгрии в Триесте. 19 декабря эти военные корабли соединились с Будапештом , а также 16 торпедных катеров, пять тральщиков и пять гидросамолетов для бомбардировки позиций итальянской артиллерии в устье реки Пьяве. Эта операция должна была обеспечить прикрытие дивизии Королевского венгерского Гонведа для форсирования реки, но провалилась из-за плохой погоды. К 1 января адмирал Спаун и остальная часть этого флота отошли обратно в Полу. [ 71 ]
После мятежа в Каттаро адмирал Максимилиан Негован был уволен с поста морского коменданта , хотя по просьбе Негована было объявлено, что он уходит в отставку. [ 8 ] Миклош Хорти , который с тех пор был назначен командиром линкора «Принц Ойген» , получил звание контр-адмирала и назначен Flottunkomandant (главнокомандующим флотом). Продвижение Хорти было встречено поддержкой многих членов военно-морского офицерского корпуса, которые считали, что он будет использовать военно-морской флот Австро-Венгрии для борьбы с врагом. Назначение Хорти вызвало трудности. Его относительно молодой возраст оттолкнул многих старших офицеров, а военно-морские традиции Австро-Венгрии включали негласное правило, согласно которому ни один офицер не мог служить на море под началом человека более низкого ранга. Это означало, что руководители Первой и Второй боевых эскадрилий, а также крейсерской флотилии должны были досрочно уйти в отставку или занять береговые позиции. [ 72 ]
Отранто Рейд
[ редактировать ]
Хорти был полон решимости использовать флот для атаки на плотину Отранто и планировал повторить свой успешный рейд на блокаду в мае 1917 года . [ 73 ] Хорти планировал нанести крупный удар по силам союзников, используя свои четыре корабля класса «Тегеттофф», обеспечивающие самый крупный компонент атаки. Их должны были сопровождать три корабля «Эржерцог Карл» дредноутов типа , три крейсера типа «Новара» , «Адмирал Спаун» , четыре эсминца типа «Татра» и четыре торпедных катера. В операции по выслеживанию кораблей противника на флангах флота также будут задействованы подводные лодки и авиация. [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ]
8 июня 1918 года Хорти повел свой флагман «Вирибус Юнитис» и «Принц Ойген» на юг с передовыми частями своего флота. [ 73 ] Вечером 9 июня Сент-Иштван и Тегеттофф последовали за ними вместе со своими кораблями сопровождения. План Хорти предусматривал, что Новара и Гельголанд вступят в бой с Заграждением при поддержке эсминцев класса «Татра» . Тем временем адмирал Спаун и Саида будут сопровождаться четырьмя торпедными катерами флота в Отранто для бомбардировки итальянских воздушных и военно-морских станций. [ 77 ] Немецкие и австро-венгерские подводные лодки будут отправлены в Валону и Бриндизи, чтобы устроить засаду на итальянские, французские, британские и американские военные корабли, вышедшие в бой с австро-венгерским флотом, а гидросамолеты из Каттаро будут обеспечивать поддержку с воздуха и прикрывать продвижение кораблей. . Линкоры, и в особенности « Тегеттофф », должны были использовать свою огневую мощь, чтобы разрушить заграждение и вступить в бой с любыми военными кораблями союзников, с которыми они столкнутся. Хорти надеялся, что включение этих кораблей окажется решающим в обеспечении решающей победы. [ 75 ]
По пути в гавань Ислана , к северу от Рагузы , для встречи с линкорами «Вирибус Юнитис» и «Принц Ойген» для скоординированной атаки на заграждение в Отранто , Сент Иштван и Тегеттофф попытались развить максимальную скорость, чтобы догнать остальную часть корабля. флот. При этом турбины Сент-Иштвана начали перегреваться, и пришлось снизить скорость. Когда была предпринята попытка поднять больше пара, чтобы увеличить скорость корабля, Сент Иштван выпустил избыток дыма. Около 3:15 утра 10 июня [ г ] два итальянских катера MAS , MAS 15 и MAS 21 , заметили дым от австрийских кораблей, возвращаясь после без происшествий патрулирования у побережья Далмации. Обе лодки успешно преодолели заслон сопровождения и разделились, чтобы поразить каждый из дредноутов. MAS 15 успешно выпустила две торпеды в 3:25 утра по Сент-Иштвану . Сент-Иштван был поражен двумя 45-сантиметровыми (18-дюймовыми) торпедами рядом с ее котельными. Тегеттофф попытался взять Сент-Иштвана на буксир, но безуспешно. [ 78 ] В 6:12 утра из-за несоответствия насосов Сент-Иштван перевернулся у Премуды . [ 79 ] [ 75 ] [ 80 ]
Опасаясь дальнейших атак торпедных катеров или эсминцев итальянского флота, а также возможного реагирования на место происшествия дредноутов союзников, Хорти посчитал, что элемент неожиданности утерян, и отменил атаку, вынудив адмирала Спауна вернуться в порт. На самом деле итальянские торпедные катера находились в обычном патрулировании, и план Хорти не был выдан итальянцам, как он опасался. Итальянцы даже не обнаружили, что австрийские дредноуты покинули Полу, до 10 июня, когда фотографии воздушной разведки показали, что их там больше нет. [ 81 ] Тем не менее, потеря Сент-Иштвана и удар по моральному духу флота вынудили Хорти отменить свои планы по штурму заграждения Отранто. Австро-венгерские корабли вернулись на свои базы, где и оставались до конца войны. [ 80 ] [ 82 ]
Конец войны
[ редактировать ]К октябрю 1918 года стало ясно, что Австро-Венгрия терпит поражение в войне. Поскольку различные попытки подавить националистические настроения потерпели неудачу, император Карл I решил разорвать союз Австро-Венгрии с Германией и обратиться к союзным державам в попытке сохранить империю от полного краха. 26 октября Австро-Венгрия сообщила Германии, что их союз расторгнут. В то же время австро-венгерский флот находился в процессе раскола по этническим и националистическим мотивам. Утром 28 октября Хорти был проинформирован о неизбежности перемирия, и он использовал эту новость для поддержания порядка и предотвращения мятежа среди флота. Хотя мятеж удалось избежать, напряженность оставалась высокой, а моральный дух находился на рекордно низком уровне. Ситуация была настолько стрессовой для военнослужащих, что капитан «Принца Ойгена» Александр Милошевич покончил жизнь самоубийством в своей каюте на борту линкора. [ 83 ]
29 октября Национальный совет в Загребе объявил, что династические связи Хорватии с Венгрией официально завершились. Национальный совет также призвал к объединению Хорватии и Далмации, а словенские и боснийские организации присягнули на верность недавно сформированному правительству. Это новое временное правительство, хотя и свергло венгерское правление, еще не провозгласило независимость от Австро-Венгрии. Таким образом, правительство императора Карла I в Вене обратилось к недавно сформированному государству словенцев, хорватов и сербов за помощью в поддержании флота, дислоцированного в Поле, и поддержании порядка среди военно-морского флота. Национальный совет отказался оказать помощь, пока австро-венгерский флот сначала не будет передан под его командование. [ 84 ] Император Карл I, все еще пытаясь спасти Империю от краха, согласился на передачу при условии, что другие «нации», составлявшие Австро-Венгрию, смогут позже претендовать на свою справедливую долю стоимости флота. [ 85 ] Все моряки не словенского, хорватского, боснийского или сербского происхождения были на время отправлены в отпуск, а офицерам был предоставлен выбор: присоединиться к новому флоту или выйти в отставку. [ 85 ] [ 86 ]
Таким образом, австро-венгерское правительство решило без единого выстрела передать большую часть своего флота государству словенцев, хорватов и сербов. Это считалось более предпочтительным, чем передача флота союзникам, поскольку новое государство заявило о своем нейтралитете. Более того, новообразованное государство также еще не свергло публично императора Карла I, сохраняя возможность реформирования Империи в тройную монархию . Передача государству словенцев, хорватов и сербов началась утром 31 октября, когда Хорти встретился с представителями южнославянских национальностей на борту своего флагманского корабля « Вирибус Юнитис» в Поле. После «коротких и прохладных» переговоров договоренности были согласованы, и передача завершилась в тот же день. Австро-венгерский военно-морской флаг был сбит с корабля «Вирибус Юнитис» , за ним последовали остальные корабли в гавани. [ 87 ] Контроль над линкором и главой вновь созданного военно-морского флота Государства словенцев, хорватов и сербов перешел к капитану Янко Вуковичу , который был повышен до звания адмирала и взял на себя старые обязанности Хорти в качестве главнокомандующего Флот. [ 88 ] [ 86 ] [ 89 ]
Пост-был
[ редактировать ]
3 ноября австро-венгерское правительство подписало перемирие на Вилле Джусти с Италией, положив конец боевым действиям на итальянском фронте. [ 90 ] Перемирие отказалось признать передачу военных кораблей Австро-Венгрии государству словенцев, хорватов и сербов. В результате 4 ноября итальянские корабли зашли в порты Триест, Пола и Фиуме. 5 ноября итальянские войска заняли военно-морские объекты в Поле. [ 91 ] Хотя государство словенцев, хорватов и сербов пыталось удержать свои корабли, им не хватало для этого солдат и офицеров, поскольку большинство моряков, не являвшихся южными славянами, уже ушли домой. Национальный совет не приказывал никому сопротивляться итальянцам, но также осудил действия Италии как незаконные. 9 ноября на всех оставшихся в гавани Пола кораблях был поднят итальянский флаг. На конференции на Корфу союзные державы согласились, что передача военно-морского флота Австро-Венгрии государству словенцев, хорватов и сербов не может быть принята, несмотря на симпатию Соединенного Королевства. [ 92 ] Столкнувшись с перспективой предъявления ультиматума о капитуляции бывших австро-венгерских военных кораблей, Национальный совет согласился передать корабли начиная с 10 ноября. [ 93 ]
Находясь под стражей в Италии, адмирал Спаун в марте 1919 года отплыл в Венецию в рамках итальянского парада победы вместе с захваченными линкорами «Тегеттофф» и «Эрцгерцог Франц Фердинанд» . Все трое вошли в Венецианскую лагуну под итальянским флагом и были препровождены в порт, где итальянцы выставили их в качестве военных трофеев. [ 92 ] Потребуется год, чтобы окончательное расположение кораблей было согласовано союзными державами посредством Сен-Жерменского договора. [ 94 ] Соединенное Королевство было передано адмиралу Спауну . По условиям договора [ 95 ] Однако, как и у более крупных линкоров австро-венгерского флота, адмирала Спауна послевоенная служба была недолгой. В том же году крейсер был передан во владение британцам, он был продан на металлолом итальянским судоразделщикам и разобран между 1920 и 1921 годами. [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гардинер и Грей утверждают, что экипаж адмирала Спауна составлял 327 человек, а Грегер утверждает, что экипаж крейсера составлял 320 человек.
- ^ Jump up to: а б Существуют разные версии относительно мощности на валу адмирала Спауна . Гардинер и Грей утверждают, что мощность крейсера составляла 25 130 л.с. (18 740 кВт), а Грегер утверждает, что она имела мощность 25 254 л.с. (18 832 кВт).
- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества» на немецком языке.
- ^ Полное название Австрийской военно-морской лиги было «Ассоциация развития австрийского судоходства: Ассоциация австрийского флота».
- ^ В эту таблицу включены линкоры, которым позже будет отведена второстепенная роль, например, «Монарх». класса корабли береговой обороны
- ↑ Хальперн заявляет, что прошло четыре часа после того, как известие об объявлении войны Италией достигло Полы, пока флот не отплыл, в то время как Сокол утверждает, что флот ушел через два часа после того, как объявление достигло адмирала Хауса.
- ↑ Ведутся споры о том, в какое именно время произошло нападение. произошел в 3:15 утра, Сиехе утверждает, что удар Сент-Иштвана а Сокол утверждает, что это было 3:30 утра.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Вего 1996 , с. 35.
- ^ Вего 1996 , с. 19.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 170.
- ^ Вего 1996 , с. 38.
- ^ Вего 1996 , стр. 38–39.
- ^ Сокол 1968 , с. 68–69.
- ^ Сокол 1968 , с.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 144.
- ^ Вего 1996 , с. 43.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 194.
- ^ Сокол 1968 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Вего 1996 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Вего 1996 , с. 39.
- ^ Кисзлинг 1934 , с. 739.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Гардинер и Грей, 1985 , с. 336.
- ^ Вего 1996 , с. 74.
- ^ Вего 1996 , стр. 52–53.
- ^ Ноппен 2016 , с. 20.
- ^ Хендерсон 1919 , с. 353.
- ^ Jump up to: а б Гилл 1916 , с. 307.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 266.
- ^ Jump up to: а б с д Грегер 1976 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Алжир 1910 , с. 1150.
- ^ Диксон, О'Хара и Уорт, 2013 , с. 25.
- ^ Вего 1996 , с. 62.
- ^ Вего 1996 , с. 58.
- ^ Вего 1996 , стр. 87–88.
- ^ Вего 1996 , стр. 134–136.
- ^ Jump up to: а б Вего 1996 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Вего 1996 , с. 140.
- ^ Вего 1996 , стр. 144–145, 153.
- ^ Дедижер 1966 , стр. 9, 285.
- ^ Альбертини 1953 , с. 36.
- ^ Мортон 1989 , с. 238.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 244.
- ^ Стивенсон 1996 , с. 12.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 245.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 232–234.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 245–246.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 246.
- ^ Халперн 1994 , с. 53.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 248–249.
- ^ Халперн 1994 , с. 54.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 249, 258–259.
- ^ Кобургер 2001 , стр. 33, 35.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б с д Халперн 1994 , с. 144.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 260.
- ^ Халперн 1987 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 261.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 380–381.
- ^ Диксон, О'Хара и Уорт, 2013 , стр. 31–35.
- ^ Халперн 1994 , с. 141.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 268.
- ^ Jump up to: а б с Сокол 1968 , с. 107.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 272.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , стр. 274–275.
- ^ Сокол 1968 , с. 107–108.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 275.
- ^ Хор 2006 , с. 180.
- ^ Сокол 1968 , с. 109.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 276.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 303.
- ^ Jump up to: а б Ноппен 2016 , с. 22.
- ^ Халперн 2004 , стр. 7–8.
- ^ Халперн 1994 , с. 161.
- ^ Диксон, О'Хара и Уорт, 2013 , с. 37.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 313.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 326.
- ^ Jump up to: а б Кобургер 2001 , с. 104.
- ^ Халперн 1987 , с. 501.
- ^ Jump up to: а б с Сондхаус 1994 , с. 335.
- ^ Сокол 1968 , с. 134.
- ^ Халперн 2004 , с. 142.
- ^ Сокол 1968 , с.135.
- ^ Сиехе 1991 , стр. 127, 131.
- ^ Jump up to: а б Сокол 1968 , с. 134–135.
- ^ Sieche 1991 , с. 135.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 336.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 350–351.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 351–352.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус 1994 , с. 352.
- ^ Jump up to: а б Сокол 1968 , с. 136–137, 139.
- ^ Кобургер 2001 , с. 118.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 353–354.
- ^ Халперн 1994 , с. 177.
- ^ Гардинер и Грей 1985 , с. 329.
- ^ Сиехе 1985 , с. 137 .
- ^ Jump up to: а б Сиехе 1985 , стр. 138–140.
- ^ Сондхаус 1994 , стр. 357–359.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 359.
- ^ Сондхаус 1994 , с. 360.
Ссылки
[ редактировать ]- Альбертини, Луиджи (1953). Истоки войны 1914 года . Том. II. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. OCLC 168712 .
- Алджер, Филип Р. (сентябрь 1910 г.). «Профессиональные заметки» . Труды Военно-морского института США . 36 (3).
- Дедижер, Владимир (1966). Дорога в Сараево . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер. OCLC 400010 .
- Диксон, В. Дэвид; О'Хара, Винсент; Стоит, Ричард (2013). Чтобы увенчать волны: Великие флоты Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1612510828 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Гилл, CC (ноябрь – декабрь 1916 г.). Гринслейд, JW (ред.). «Австрийский крейсер торпедирован и потоплен французской подводной лодкой в Адриатическом море» . Труды Военно-морского института США . 42 (6).
- Гилл, CC (июль 1922 г.). Гринслейд, JW (ред.). «Профессиональные заметки» . Труды Военно-морского института США . 48 (11).
- Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0623-2 .
- Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Халперн, Пол Г. (1987). Морская война в Средиземноморье 1914-1918 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0870214486 .
- Халперн, Пол (2004). «Мятеж в Каттаро, 1918 год» . В Белле, Кристофер М.; Эллеман, Брюс А. (ред.). Военно-морские мятежи двадцатого века: международная перспектива . Лондон: Фрэнк Касс. стр. 45–65 . ISBN 978-0-7146-5460-7 .
- Хендерсон, штат Вашингтон (30 марта 1919 г.). «Четыре месяца на Адриатике» . Военно-морское обозрение . IV .
- Хор, Питер (2006). Линкоры . Лондон: Лорена Букс. ISBN 978-0-7548-1407-8 . OCLC 56458155 .
- Кишлинг, Рудольф (сентябрь 1934 г.). «Развитие Австро-Венгерского Вермахта после аннексионного кризиса 1908 года». Берлинер Монташефте (на немецком языке) (9).
- Кобургер, Чарльз (2001). Центральные державы на Адриатике, 1914–1918 гг.: Война в Узком море . Вестпорт: Издательство Praeger. ISBN 978-0-313-00272-4 .
- Мортон, Фредерик (1989). Гром в сумерках: Вена 1913–1914 (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-81021-3 .
- Ноппен, Райан К. (2016). Австро-венгерские крейсеры и эсминцы 1914–18 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1472814708 .
- Сиече, Эрвин Ф. (1991). «SMS Сент Иштван: единственный и злополучный дредноут Венгрии». Военный корабль Интернешнл . XXVII (2): 112–146. ISSN 0043-0374 .
- Сиече, Эрвин Ф. (1985). «Хронология событий, связанных с роспуском и передачей Императорского и Королевского флота 1918–1923 гг.». Морской пехотинец – вчера, сегодня (на немецком языке). 12 (1): 129–141.
- Сокол, Энтони (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. OCLC 462208412 .
- Сондхаус, Лоуренс (1994). Военно-морская политика Австро-Венгрии, 1867-1918: военно-морской подход, промышленное развитие и политика дуализма . Вест-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-034-9 .
- Стивенсон, Дэвид (1996). Вооружения и приближение войны: Европа, 1904-1914 гг . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-820208-0 .
- Вего, Милан Н. (1996). Австро-Венгерская военно-морская политика: 1904–14 . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0714642093 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сиехе, Эрвин (2002). Крейсеры и проекты крейсеров Австро-Венгерского флота 1889–1918 ] , (на немецком языке). Гамбург. ISBN 978-3-8132-0766-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Зифферлингер, Николас (2008). Быстроходный крейсер «Гельголанд». В бою за Австро-Венгрию и Италию [ Разведывательный крейсер «Гельголанд». На службе в Австро-Венгрии и Италии ] (на немецком языке). Вена, Грац: NW Neuer Wissenschaftlicher Verlag. ISBN 9783708301334 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Подробности и фотографии адмирала Спауна. Архивировано 14 октября 2008 г. в Wayback Machine (текст на немецком языке).
- Послевоенное распределение австро-венгерских военных кораблей