Битва в проливе Отранто (1917)
Битва в проливе Отранто | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Средиземноморского театра Первой мировой войны. | |||||||
![]() СМС Новара в действии | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
1 броненосный крейсер 3 легких крейсера 4 эсминца 3 подводные лодки |
2 легких крейсера 10 эсминцев 1 авианосец 47 дрифтеров | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 легких крейсера повреждены |
1 легкий крейсер поврежден 2 эсминца потоплены 1 эсминец поврежден 14 дрифтеров затонули 4 дрифтера повреждены 1 грузовое судно затонуло 1 грузовой корабль поврежден |
Битва в проливе Отранто 1917 года стала результатом австро-венгерского рейда во время Адриатической кампании на Первой мировой войны заграждение Отранто — союзниками военно-морскую блокаду пролива Отранто . Сражение произошло 15 мая 1917 года и стало крупнейшим надводным сражением в Адриатическом море во время Первой мировой войны . [ 1 ] в Отранто Заграждение представляло собой стационарный барьер, состоящий из легковооруженных морских дрифтеров (модифицированных рыбацких лодок ) с противолодочными сетями в сочетании с минными полями и при поддержке военно-морских патрулей союзников.
Австро -венгерский флот планировал совершить набег на заграждение в Отранто силами трех легких крейсеров и двух эсминцев под командованием командующего (впоследствии адмирала ) Миклоша Хорти в попытке прорвать барьер, позволяющий австро-венгерскому и императорскому немецкому флоту U- лодкам более свободный доступ к Средиземному морю и судоходству союзников. Союзные силы, состоящие из кораблей трёх флотов, отреагировали на рейд и в завязавшемся бою серьёзно повредили австро-венгерский лёгкий крейсер «Новара» . Однако быстрое приближение австро-венгерских сил помощи убедило итальянского контр-адмирала Альфредо Актона , командующего союзниками, отступить.
Расстановка сил
[ редактировать ]Под командованием Хорти три австро-венгерских легких крейсера ( «Новара» , «Сайда» и «Гельголанд» , модифицированные под большие британские эсминцы) получили приказ атаковать дрифтеры в ночь на 14 мая и попытаться уничтожить как можно больше до рассвета. [ 2 ] Эсминцы «Чепель» и «Балатон» должны были совершить отвлекающий рейд у побережья Албании , чтобы сбить с толку любую контратаку союзников. [ 2 ] две австро-венгерские подводные лодки — U-4 и U-27 , а также немецкая подводная лодка UC-25 В операции также должны были участвовать . Силы поддержки, состоящие из броненосного крейсера «Санкт Георг» , двух эсминцев и четырех водоизмещением 250 тонн, торпедных катеров находились в готовности на случай, если у рейдеров возникнут проблемы. В случае необходимости также были доступны старый предшествовавший дредноуту линкор «Будапешт», , и еще три торпедных катера водоизмещением 250 тонн. [ 2 ]
Патруль эсминцев союзников находился в этом районе в ночь на 14 мая, к северу от заграждения. Лидера итальянской флотилии Карло Мирабелло сопровождали ВМС Франции эсминцы Commandant Rivière , Bisson и Cimeterre . Итальянский эсминец «Борея» также находился в этом районе, сопровождая небольшой итальянский конвой, состоящий из пароходов «Берсальере» , «Карроччио» и «Верита» , который покинул Галлиполи 14 мая 1917 года и направился во Влёру (известную итальянцам как Валона) в Албании. [ 2 ] [ 3 ] базировались силы поддержки В порту Бриндизи британского Королевского флота , состоявшие из лёгких крейсеров HMS Dartmouth и HMS Bristol , а также нескольких французских и итальянских эсминцев. [ 4 ]
Действие конвоя
[ редактировать ]Около 03:30 по итальянскому времени 15 мая, вскоре после того, как итальянский конвой развернулся на 310 градусов и направился в сторону Влёры, Борея увидела Чепель и Балатон , которые, в свою очередь, заметили итальянский конвой в 03:06 по австро-венгерскому времени. (что отличалось от итальянского времени) и направлялись к его атаке. Не уверенный в своей личности, Борея сократил расстояние примерно до 1000 метров (1100 ярдов) и подал сигналы распознавания . [ 3 ] В ответ Чепель открыл стрельбу. [ 3 ] в 03:24 [ 2 ] Австро-Венгерское время. «Борея» маневрировал, чтобы нанести торпедную атаку на «Чепель» , но «Чепель» нанес удар, в результате которого лопнула одна из паровых труб «Бореи », обездвижив ее. Затем «Чепель» поразил «Борею» двумя снарядами , которые попали недалеко от ее ватерлинии , и «Борея» начала крениться . Затем «Борея» получила попадание снаряда в нос . [ 3 ] Тем временем Балатон атаковал три торговых корабля конвоя. Карроччо , перевозивший боеприпасы , и Верита загорелись, и их экипажи покинули корабль; Карроччо позже затонул, но Верита осталась на плаву и в конце концов достигла порта. [ 2 ] [ 3 ] Берсальер получил лишь незначительные повреждения и скрылся. Столкновение закончилось в 03:45, когда два австро-венгерских корабля отошли. Экипаж « Бореи » покинул корабль, и он затонул в 05:20 15 мая 1917 года. Его экипаж потерял 11 человек убитыми и 12 ранеными. [ 3 ]
Рейд на дрифтеров
[ редактировать ]Три австро-венгерских крейсера смогли пройти сквозь линию дрифтеров и в 03:30 начали атаку малых кораблей заграждения. Австро-венгры часто предупреждали экипажи дрифтеров покинуть корабль, прежде чем открыть огонь. [ 5 ] В некоторых случаях экипажи дрифтеров предпочитали сражаться: Гован Ли отвечал ответным огнем австро-венгерским кораблям. Гован Ли получил серьезные повреждения, но остался на плаву; ее капитан — Джозеф Ватт — позже был награжден Крестом Виктории за свои действия во время боя. [ 6 ]
В ночь с 14 на 15 мая в Барраже находилось 47 дрифтеров; австро-венграм удалось потопить 14 дрифтеров и повредить еще четыре. [ 6 ] Отсутствие достаточного эскорта союзников вынудило отвести оставшиеся блокирующие корабли, хотя и ненадолго. [ 7 ]
Боевой
[ редактировать ]К этому времени военно-морские силы союзников в этом районе знали о рейде и были в состоянии заблокировать отступление Австро-Венгрии. Контр-адмирал Альфредо Эктон — командир итальянской разведывательной дивизии — приказал Карло Мирабелло двигаться группе на юг в 04:35, в то время как он сел в Дартмут . [ 6 ] К 06:45 Дартмут , Бристоль, итальянские эсминцы Розолино Пило , Антонио Мосто , Симоне Скьяффино и Джованни Ачерби , а также итальянский крейсер-разведчик Аквила двигались на север, пытаясь отрезать австро-венгерские крейсеры. Итальянский защищенный крейсер «Марсала» , лидер флотилии «Карло Альберто Раккиа» и эсминцы «Инсидиозо» , «Индомито» и «Импавидо» также готовились отправиться в путь в поддержку. [ 6 ]
Группа Карло Мирабелло вступила в бой с австро-венгерскими крейсерами в 07:00, но имела сильное превосходство в вооружении и вместо этого попыталась следить за убегающими крейсерами. В 07:45 корабли контр-адмирала Актона столкнулись с эсминцами «Чепель» и «Балатон» . Через 20 минут итальянские эсминцы смогли сократить расстояние до австро-венгерских кораблей; две группы вступили в короткую артиллерийскую дуэль, прежде чем выстрел Чепеля поразил Аквилу корабля и вывел из строя котлы . К этому времени австро-венгерские эсминцы находились под прикрытием береговых батарей у Дурреса (известного итальянцам как Дураццо) и смогли уйти. [ 6 ]
В 09:00 наблюдатели « Бристоля » заметили дым от австро-венгерских крейсеров южнее своей позиции. [ 6 ] Корабли союзников повернулись, чтобы вступить в бой с австро-венгерскими кораблями; британские корабли имели превосходство как в численности, так и в огневой мощи; Дартмут был вооружен восемью 6-дюймовыми (152-мм) орудиями, а Бристоль имел два 6-дюймовых и десять 4-дюймовых (102-мм) орудия по сравнению с девятью 3,9-дюймовыми (99-мм) орудиями на каждом из австро-венгерских кораблей. [ 8 ] К несчастью для союзников, их численное превосходство было быстро потеряно, поскольку их эсминцы были либо заняты механическими проблемами, либо защищали эсминцы, страдавшие от поломок. [ 8 ] силы поддержки обеих сторон — группа «Санкт-Георг» для австро-венгров и группа «Марсала» В бой были быстро отправлены для союзников. Итальянские FBA гидросамолеты с авианосца «Европа» следовали за австро-венгерскими крейсерами и в конечном итоге сбросили бомбы на Гельголанд , но едва не промахнулись, что выбило несколько заклепок в его руле направления . [ 9 ]

«Дартмут» — быстрее, чем «Бристоль», — приблизился к эффективной дальности боя с австро-венгерскими кораблями и открыл огонь. Снаряд из Дартмута попал в Новару , после чего австро-венгерские корабли поставили дымовую завесу , чтобы сократить дистанцию. Дартмут получил несколько ударов, и к 11:00 Эктон приказал кораблю снизить скорость, чтобы позволить Бристолю догнать его. [ 10 ] «Новара» получила еще несколько ударов, а ее главные питательные насосы и вспомогательная паровая труба правого борта были повреждены, из-за чего корабль начал терять скорость. В 11:05 Эктон отвернулся в попытке отделить Саиду от Новары и Гельголанда . В этот момент Санкт-Георг к месту происшествия приближался , что побудило Эктона временно отступить, чтобы консолидировать свои силы. Этого перерыва в боях было достаточно, чтобы австро-венгры спасли искалеченную Новару ; Саида взяла корабль на буксир, а Гельголанд прикрывал их. [ 10 ]
Не зная, что Новара выведена из строя, и опасаясь, что его корабли будут подтянуты слишком близко к австро-венгерской военно-морской базе в Каттаро , Эктон прекратил преследование. Эсминец «Джованни Ачерби» неверно истолковал сигнал и попытался провести торпедную атаку, но был отброшен совместным огнем «Новары» , «Сайды» и «Гельголанда» . В 12:05 Эктон осознал, в каком тяжелом положении оказалась Новара , но к этому времени группа Санкт-Георга была уже слишком близко. [ 11 ] Группа Санкт-Георга встретилась с Новарой , Саидой и Гельголандом , а Чепель и Балатон также прибыли . Вся группа вместе вернулась в Каттаро. [ 11 ]
В 13:30 подводная лодка UC-25 торпедировала Дартмут , причинив серьёзные повреждения. Эсминцы сопровождения отогнали UC-25 , но Дартмут пришлось оставить на некоторое время, прежде чем его можно было отбуксировать обратно в порт. Французский эсминец «Бутефё» попытался преследовать немецкую подводную лодку, но подорвался на мине, заложенной UC-25 , и быстро затонул. утром [ 11 ]
Последствия
[ редактировать ]В результате рейда британское военно-морское командование решило, что, если для защиты заграждения не будет достаточного количества эсминцев, дрифтеры придется отводить ночью. После рейда дрифтеры действовали менее двенадцати часов в сутки и были вынуждены ежедневно покидать свои позиции к 15:00. Несмотря на повреждения, полученные австро-венгерскими крейсерами при преследовании Дартмута и Бристоля , австро-венгерские войска нанесли более серьезные потери в период блокады союзников. Помимо затопленных и поврежденных дрифтеров, крейсер «Дартмут» едва не потопила немецкая подводная лодка UC-25 французский эсминец «Бутефе» , заминировал и затонул , потопил итальянский эсминец «Борея» , был перехвачен конвой с боеприпасами в Валону. [ 12 ]
Однако в стратегическом смысле битва мало повлияла на ход войны. Заградительный огонь никогда не был особенно эффективным в предотвращении операций подводных лодок Германской империи и Австро-Венгрии. Дрифтеры могли покрыть примерно 0,5 морских миль (0,9 км; 0,6 мили) каждый по проливу Отранто, ширина которого составляет 40 морских миль (74 км; 46 миль), а заграждение охватывало лишь немногим более половины пролива . Рейд поставил под угрозу некоторые из самых современных кораблей австро-венгерского флота в операции, которая принесла минимальную стратегическую отдачу. [ 13 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Коув и Вествелл, с. 396
- ^ Jump up to: а б с д и ж Халперн 1995, с. 162
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фавр , стр. 67, 97, 155–156, 201–202, 204, 209..
- ^ Бург и Перселл, с. 169
- ^ Халперн 1995, с. 162–163
- ^ Jump up to: а б с д и ж Халперн 1995, с. 163
- ^ Такер, с. 1357
- ^ Jump up to: а б Халперн 1995, стр. 163–164.
- ^ Халперн 2004, с. 75
- ^ Jump up to: а б Халперн 1995, с. 164
- ^ Jump up to: а б с Халперн 1995, с. 165
- ^ Халперн 1995, стр. 165–166.
- ^ Халперн 1995, с. 166
Ссылки
[ редактировать ]- Бург, Дэвид Ф.; Перселл, Л. Эдвард (2004). Альманах Первой мировой войны . Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-9087-8 .
- Коув, Деннис; Вествелл, Ян (2002). История Первой мировой войны . Том. 2. Маршалл Кавендиш. ISBN 0-7614-7231-2 .
- Фавр, Франко. Флот в Великой войне. Военно-морские, воздушные, подводные и наземные операции на Адриатике (на итальянском языке).
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
- Халперн, Пол Г. (2004). Битва в проливе Отранто: контроль над воротами в Адриатику в Первой мировой войне . Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета, 2004. ISBN. 0-253-34379-8 .
- Такер, Спенсер Э. (2005). Энциклопедия Первой мировой войны . АВС-КЛИО. ISBN 1-85109-420-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (ИТ) Карло Стази, Отранто и Англия (эпизоды войны в Апулии и Саленто) , в «Записках по истории и культуре Саленто», год XV (Арго, Лечче, 2003 г.)
- (ИТ) Карло Стази, Отранто в мире. От «Замка» Уолпола до «Барона» Вольтера (Эдитрис Салентина, Галатина, 2018) ISBN 978-88-31964-06-7 ,
40 ° 13'10 "N 18 ° 55'32" E / 40,21944 ° N 18,92556 ° E
- Средиземноморские военно-морские операции Первой мировой войны
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Франции
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Италии
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Австро-Венгрии.
- Бои с участием Австрии
- История Адриатического моря
- Конфликты 1917 года
- События мая 1917 года
- Отранто