Погоня за Гебеном и Бреслау
Морское преследование Гебена и Бреслау | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первой мировой войны | |||||||
![]() Британские корабли следуют за немецкими кораблями | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() ![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
3 линейных крейсера 4 броненосных крейсера 4 легких крейсера 14 эсминцев |
1 линейный крейсер 1 легкий крейсер | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
никто | 4 матроса [ 1 ] |
Преследование Гебена , и Бреслау — военно-морская операция, которая произошла в Средиземном море в начале Первой мировой войны когда части британского Средиземноморского флота попытались перехватить немецкую дивизию Mittelmeerdivision, состоящую из линейного крейсера SMS Goeben и легкого крейсера SMS Breslau . Немецкие корабли уклонились от британского флота и прошли через Дарданеллы , чтобы достичь Константинополя , где они в конечном итоге были переданы Османской империи . Переименованные в Явуз Султан Селим и Мидилли , бывшие Гебен и Бреслау получили приказ своего немецкого командующего атаковать русские позиции , тем самым втянув Османскую империю в войну на стороне Центральных держав .
Несмотря на бескровную «битву», провал британского преследования имел огромные политические и военные последствия. В краткосрочной перспективе это фактически положило конец карьерам двух британских адмиралов, руководивших преследованием. Несколько лет спустя Уинстон Черчилль , бывший первым лордом Адмиралтейства , выразил мнение, что, вынудив Турцию вступить в войну, Гебен принес «больше резни, больше страданий и больше разрушений, чем когда-либо прежде корабля». [ 2 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Отправленная в 1912 году средняя дивизия Kaiserliche Marine (Императорский флот), состоявшая только из « Гебена» и «Бреслау» , находилась под командованием контрадмирала Вильгельма Сушона . В случае войны роль эскадры заключалась в перехвате французских транспортов, доставляющих колониальные войска из Алжира во Францию.
разразилась война между Австро-Венгрией и Сербией Когда 28 июля 1914 года , Сушон находился в Поле на Адриатике , где «Гебен» ремонтировал свои котлы . Не желая оказаться в ловушке в Адриатике, Сушон поспешил закончить как можно больше работ, но затем вывел свои корабли в Средиземное море до того, как были завершены все ремонтные работы. Он достиг Бриндизи 1 августа, но власти итальянского порта нашли предлоги, чтобы не углем заливать корабль . Это произошло потому, что Италия, несмотря на то, что она была одной из сторон, подписавших Тройственный союз , решила оставаться нейтральной. К Гебену присоединился Бреслау в Таранто , и небольшая эскадра отплыла в Мессину , где Сушон смог получить 2000 коротких тонн (1800 тонн) угля с немецких торговых судов .

Между тем, 30 июля Уинстон Черчилль , тогдашний первый лорд Адмиралтейства , поручил командующему британским Средиземноморским флотом адмиралу сэру Арчибальду Беркли Милну прикрыть французские транспорты, перевозящие XIX корпус из Северной Африки через Средиземное море во Францию. Средиземноморский британский флот, базирующийся на Мальте , состоял из трех быстрых современных линейных крейсеров ( HMS Inflexible , Indefatigable и Indomitable ), а также четырех броненосных крейсеров , четырех легких крейсеров и флотилии из 14 эсминцев .
Инструкции Милна заключались в том, чтобы «помочь французам в транспортировке их африканской армии, прикрывая и, если возможно, приводя в действие отдельные быстроходные немецкие корабли, особенно «Гебен» , которые могут вмешаться в эти действия. Вы будете уведомлены по телеграфу, когда сможете проконсультироваться. с французским адмиралом. На этом этапе не вступайте в бой против превосходящих сил, кроме как в сочетании с французами, в рамках генерального сражения. Скорость ваших эскадрилий достаточна, чтобы вы могли выбрать момент. чтобы укрепить Средиземноморье, и вы должны с самого начала правильно распределить свои силы». [ 3 ] В приказах Черчилля прямо не говорилось, что он имел в виду под «превосходящими силами». Позже он утверждал, что имел в виду «австрийский флот, против линкоров которого было нежелательно, чтобы наши три линейных крейсера вступали в бой без поддержки линкоров». [ 4 ]
Милн собрал свои силы на Мальте 1 августа. 2 августа он получил приказ следить за Гебеном с помощью двух линейных крейсеров, одновременно наблюдая за Адриатикой, готовясь к вылазке австрийцев. Indomitable , Indefatigable , пять крейсеров и восемь эсминцев под командованием контр-адмирала Эрнеста Трубриджа были отправлены на прикрытие Адриатики. Гебен уже уехал, но в тот же день был замечен в Таранто британским консулом, который сообщил об этом в Лондон. Опасаясь, что немецкие корабли могут попытаться уйти в Атлантику, Адмиралтейство приказало Indomitable и Indefatigable на запад, в сторону Гибралтара. отправить [ 5 ] Другая задача Милна по защите французских кораблей была осложнена отсутствием какой-либо прямой связи с французским флотом, который тем временем отложил отплытие военных кораблей. Легкий крейсер HMS Chatham был отправлен на поиски Мессинском проливе в Гебена . Однако к этому времени, утром 3 августа, Сушон уже покинул Мессину и направился на запад.
Первый контакт
[ редактировать ]
Без особых приказов Сушон решил расположить свои корабли у побережья Африки , готовые вступить в бой, когда начнутся военные действия, чтобы атаковать французские транспортные корабли, направлявшиеся в Тулон. Он планировал бомбардировать порты погрузки Бон и Филипвиль во французском Алжире . Гебен направлялся в Филиппвиль, а Бреслау был направлен для борьбы с Боне. В 18:00 3 августа, продолжая плыть на запад, он получил известие, что Германия объявила войну Франции. Затем, рано утром 4 августа, Сушон получил приказ от адмирала Альфреда фон Тирпица, гласивший: «Союз с правительством CUP заключен 3 августа. Немедленно направляйтесь в Константинополь ». Так близко к своим целям, Сушон проигнорировал приказ и двинулся дальше, приближаясь под российским флагом, чтобы избежать обнаружения. На рассвете он провел береговую бомбардировку, а затем прервался и направился обратно в Мессину за углем. [ 6 ]
По довоенному соглашению с Великобританией Франция могла сосредоточить весь свой флот в Средиземноморье, оставив Королевский флот обеспечивать безопасность атлантического побережья Франции. Прикрывали транспорты три эскадры французского флота. Однако, предполагая, что Гебен продолжит путь на запад, к Гибралтару , французский командующий адмирал де Лапейрер направил «Группу А» своего флота на запад, чтобы установить контакт, но Сушон направлялся на восток и поэтому смог ускользнуть.
В 09:30 4 августа Сушон вступил в контакт с двумя британскими линейными крейсерами, «Индомитебл» и «Индефатигебл» , которые обогнали немецкие корабли в противоположном направлении. Ни одна из сил не участвовала, поскольку, в отличие от Франции, Великобритания еще не объявила войну Германии (объявление будет сделано только позже в тот же день, после начала немецкого вторжения в нейтральную Бельгию ). Британцы начали следить за Гебеном и Бреслау , но немцы быстро их опередили. Милн сообщил о контакте и положении, но не сообщил Адмиралтейству, что немецкие корабли направляются на восток. Поэтому Черчилль, все еще ожидая, что они будут угрожать французским транспортам, разрешил Милну вступить в бой с немецкими кораблями, если они атакуют. Однако заседание британского кабинета министров решило, что военные действия не могут начинаться до объявления войны, и в 14:00 Черчилль был вынужден отменить свой приказ о нападении. [ 7 ]
Преследование
[ редактировать ]
Номинальная скорость «Гебена» составляла 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час), но ее поврежденные котлы означали, что она могла развивать скорость только 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час), и это было достигнуто только за счет рабочих людей и техники, предел; четыре кочегара погибли от обжигающего пара . К счастью для Сушона, оба британских линейных крейсера также страдали от проблем с котлами и не могли идти в ногу с Гебеном . Легкий крейсер HMS Dublin поддерживал контакт, а Indomitable и Indefatigable отставали. В тумане и угасающем свете Дублин потерял связь у мыса Сан-Вито на северном побережье Сицилии в 19:37. Гебен и Бреслау вернулись в Мессину на следующее утро, когда Великобритания и Германия находились в состоянии войны.
Адмиралтейство приказало Милну уважать итальянский нейтралитет и оставаться за пределами 6 морских миль (11 км; 6,9 миль) от итальянского побережья, что препятствовало входу в проход через Мессинский пролив. Следовательно, Милн выставил охрану на выходах из проливов. Все еще ожидая, что Сушон направится к транспортам и Атлантике, он поставил два линейных крейсера — «Инфлексибл» и «Индефатигабл» — для прикрытия северного выхода (который открывал доступ к западному Средиземноморью), в то время как южный выход из Проливов прикрывал один легкий крейсер. , HMS Глостер . Милн отправил «Неукротимый» на запад, чтобы добывать уголь в Бизерте , а не на юг, на Мальту. [ 8 ]
Для Сушона Мессина не была убежищем. Итальянские власти настояли на том, чтобы он убыл в течение 24 часов, и задержали поставку угля. Для снабжения его кораблей требовалось разбирать палубы немецких торговых пароходов в гавани и вручную сгребать уголь в его бункеры. К вечеру 6 августа, несмотря на помощь 400 добровольцев торговых судов, он взял только 1500 коротких тонн (1400 т), чего было недостаточно для достижения Константинополя. Дальнейшие сообщения Тирпица еще больше усугубили его затруднительное положение. Ему сообщили, что Австрия не будет оказывать военно-морскую помощь в Средиземноморье и что Османская империя по-прежнему нейтральна, и поэтому ему больше не следует направляться в Константинополь. Столкнувшись с альтернативой поиска убежища в Поле и, вероятно, оставаясь в ловушке до конца войны, Сушон все равно решил направиться в Константинополь, его цель состояла в том, чтобы «заставить Османскую империю, даже против ее воли, распространить войну на Черное море против их древнего врага, России». [ 8 ]
5 августа Милну было приказано продолжать наблюдать за Адриатикой на предмет признаков присутствия австрийского флота и не допускать присоединения к ним немецких кораблей. Он решил оставить свои линейные крейсеры на западе, отправив «Дублин» присоединиться к эскадре крейсеров Трубриджа в Адриатике, которая, как он считал, сможет перехватить «Гебен» и «Бреслау» . Траубриджу было приказано «не вступать в серьезные сражения с превосходящими силами», что снова было задумано как предупреждение против вступления в бой с австрийским флотом. Когда 6 августа «Гебен» и «Бреслау» вышли в восточное Средиземноморье, их встретил «Глостер» , который, будучи слабее по вооружению, начал преследовать немецкие корабли. [ 9 ]
Эскадра Траубриджа состояла из броненосных крейсеров HMS Defense , Black Prince , Warrior , Duke of Edinburgh и восьми эсминцев, вооруженных торпедами. Крейсеры имели 9,2-дюймовые (230-мм) орудия по сравнению с 11-дюймовыми (280-мм) орудиями Гебена и имели толщину брони максимум 6 дюймов (15 см) по сравнению с бронепоясом линейного крейсера толщиной 11 дюймов (28 см). Это означало, что эскадра Трубриджа не только была в меньшинстве и уязвима для мощных орудий Гебена , но и маловероятно, что орудия его крейсера вообще могли серьезно повредить немецкий корабль, даже на близком расстоянии. [ 10 ] Кроме того, британские корабли шли на несколько узлов медленнее «Гебена» , несмотря на его поврежденные котлы. [ 11 ] это означало, что она могла бы диктовать дальность боя, если бы заранее заметила британскую эскадру. Следовательно, Трубридж считал, что его единственный шанс - это найти и атаковать Гебена при благоприятном свете, на рассвете, с Гебеном к востоку от его кораблей, и в идеале начать торпедную атаку своими эсминцами; однако по крайней мере пяти эсминцам не хватило угля, чтобы не отставать от крейсеров, идущих на полном ходу. К 04:00 7 августа Трубридж понял, что не сможет перехватить немецкие корабли до рассвета, и после некоторых раздумий дал Милну сигнал о своем намерении прекратить погоню, помня о двусмысленном приказе Черчилля не вступать в бой с «превосходящими силами». ." Никакого ответа не было получено до 10:00, когда он уже отошел на Занте для дозаправки. [ 12 ]
Побег
[ редактировать ]
Милн приказал Глостеру очевидно было выйти из боя, все еще ожидая, что Сушон повернет на запад, но капитану Глостера , что Гебен бежит. Бреслау попытался вынудить Глостера оторваться - Сушона ждал угольщик у берегов Греции , и ему нужно было встряхнуть преследователя, прежде чем он сможет встретиться. «Глостер» наконец вступил в бой с «Бреслау» , надеясь, что это вынудит Гебена отступить и защитить легкий крейсер. По словам Сушона, Бреслау пострадал, но никакого ущерба нанесено не было. Затем бой прервался, дальнейших попаданий не было. Наконец, Милн приказал Глостеру прекратить преследование у мыса Матапан .
Вскоре после полуночи 8 августа Милн повел три своих линейных крейсера и легкий крейсер HMS Weymouth на восток. В 14:00 он получил неверный сигнал от Адмиралтейства, в котором говорилось, что Великобритания находится в состоянии войны с Австрией; война не будет объявлена до 12 августа, а через четыре часа приказ был отменен, но Милн предпочел охранять Адриатику, а не искать Гебена . Наконец, 9 августа Милну был дан четкий приказ «преследовать Гебена , который миновал мыс Матапан 7-го числа, двигаясь на северо-восток». Милн все еще не верил, что Сушон направляется к Дарданеллам, и поэтому решил охранять выход из Эгейского моря , не подозревая, что Гебен не намерен выходить.
Сушон пополнил запасы угля у эгейского острова Донуса 9 августа, и немецкие военные корабли возобновили свой рейс в Константинополь. В 17:00 10 августа он достиг Дарданелл и ждал разрешения на проход. Германия в течение некоторого времени заигрывала с Комитетом Союза и Прогресса имперского правительства , и теперь она использовала свое влияние, чтобы оказать давление на турецкого военного министра Энвер-пашу , чтобы тот разрешил проход кораблю, что вызвало бы возмущение России, которая полагалась на на Дарданеллах как на главном всесезонном судоходном маршруте. Кроме того, немцам удалось убедить Энвера отдать приказ обстреливать все преследующие британские корабли. К тому времени, когда Сушон получил разрешение войти в пролив, его наблюдатели уже могли видеть на горизонте дым от приближающихся британских кораблей.
Турция по-прежнему была нейтральной страной, связанной договором, запрещающим немецким военным кораблям проходить через проливы. Чтобы обойти эту трудность, было решено, что корабли должны войти в состав турецкого военно-морского флота. 16 августа, достигнув Константинополя, Гебен и Бреслау на небольшой церемонии были переданы ВМС Турции, став соответственно Явуз Султан Селим и Мидилли , хотя они сохранили свои немецкие экипажи под командованием Сушона. Первой реакцией Британии было удовлетворение тем, что угроза со стороны Средиземноморья устранена. 23 сентября Сушон был назначен главнокомандующим ВМС Османской империи. [ 13 ]
Последствия
[ редактировать ]В августе Германия, все еще ожидавшая быстрой победы, была довольна тем, что Османская империя оставалась нейтральной. Одного присутствия такого мощного военного корабля, как «Гебен», в Мраморном море было бы достаточно, чтобы занять британскую военно-морскую эскадру, охраняющую Дарданеллы. Однако после неудач Германии в Первой битве на Марне в сентябре и успехов России в борьбе с Австро-Венгрией Германия начала рассматривать Османскую империю как полезного союзника. Напряженность начала обостряться, когда 27 сентября Османская империя закрыла Дарданеллы для всех судов, заблокировав выход России из Черного моря, на долю которого приходилось более 90 процентов импортных и экспортных перевозок России.
Подарок Германии в виде двух современных военных кораблей оказал огромное положительное влияние на население Турции. В начале войны Черчилль вызвал возмущение, когда он «реквизировал» два почти готовых турецких линкора на британских верфях , «Султан Осман I» и «Решади» , которые были профинансированы по общественной подписке на сумму 6 миллионов фунтов стерлингов. Турции была предложена компенсация в размере 1000 фунтов стерлингов в день до тех пор, пока может продолжаться война, при условии, что она останется нейтральной. (Эти корабли были приняты в состав Королевского флота как HMS Agincourt и HMS Erin соответственно.) Турки сохраняли нейтралитет, хотя флот был пробританским (закупив 40 военных кораблей на британских верфях), в то время как армия была на стороне Германии. Таким образом, эти два инцидента помогли выйти из тупика, и Османская империя присоединилась к Центральным державам . [ 14 ]
Османская помолвка
[ редактировать ]Продолжающаяся дипломатия Франции и России пыталась удержать Османскую империю от войны, но Германия настаивала на принятии обязательств. После смелого броска Сушона на Константинополь 15 августа 1914 года османы расторгли свое морское соглашение с Великобританией, а к 15 сентября покинула миссию Королевского флота под командованием адмирала Лимпуса .
Наконец, 29 октября точка невозврата была достигнута, когда адмирал Сушон взял «Гебен» , «Бреслау» и эскадру турецких военных кораблей и начал Черноморский рейд против российских портов Новороссийск , Феодосия , Одесса и Севастополь . Последовавший за этим политический кризис вынудил Османскую империю вступить в войну.
Королевский флот
[ редактировать ]Хотя последствия неспособности Королевского флота перехватить Гебена и Бреслау не были очевидны сразу, унижение «поражения» привело к осуждению адмиралов де Лапейера, Милна и Трубриджа. Милн был отозван из Средиземного моря и не занимал другого командования до выхода на пенсию по собственному желанию в 1919 году, а его запланированное вступление на пост командования Нором было отменено в 1916 году из-за «других обстоятельств». Адмиралтейство неоднократно заявляло, что с Милна сняли всю вину. [ 15 ] За неспособность вступить в бой с «Гебеном» и его крейсерами , Трубридж в ноябре предстал перед военным трибуналом по обвинению в том, что «он воздержался от преследования корабля Его Императорского Германского Величества «Гебен» , будучи в то время летавшим врагом». Обвинение не было доказано на том основании, что ему было приказано не вступать в бой с «превосходящими силами». Однако ему так и не дали другого командования на море, но он оказал ценную услугу, сотрудничая с сербами на Балканах и получив командование войсками на Дунае в 1915 году против австро-венгров. В конце концов он ушел в отставку в звании полного адмирала. [ 16 ]
Долгосрочные последствия
[ редактировать ]в Константинополь и его последующее присоединение к Турции было относительно незначительным «действием» и, возможно, малоизвестным историческим событием, Хотя побег Гебена в конечном итоге спровоцировало некоторые из самых драматичных морских погонь 20-го века. Это также помогло сформировать окончательный раскол Османской империи на множество государств, которые мы знаем сегодня.
Генерал Людендорф заявил в своих мемуарах, что, по его мнению, вступление турок в войну позволило превосходящим по численности Центральным державам сражаться на два года дольше, чем они могли бы в одиночку, - точку зрения, разделяемую историком Яном Ф. В. Беккетом. [ 17 ]
Война распространилась на Ближний Восток с главными фронтами в Галлиполи , на Синае и Палестине , в Месопотамии и на Кавказе . На ход войны на Балканах повлияло также вступление Османской империи на сторону Центральных держав. Если бы война закончилась в 1916 году, некоторых из самых кровавых сражений, таких как битва на Сомме , можно было бы избежать. Соединенные Штаты , возможно, не отказались от политики изоляции, чтобы вмешаться в внешнюю войну.
Кампания в Галлиполи считается началом национального самосознания Австралии и Новой Зеландии , событие, которое не произошло бы без вступления Османской империи в войну. Годовщина высадки, 25 апреля, известна как День Анзака , самый значительный день памяти военных потерь и ветеранов в двух странах, превосходящий День памяти ( День перемирия ). [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
В союзе с центральными державами Турция разделила их судьбу и потерпела окончательное поражение. Это дало союзникам возможность разделить рухнувшую Османскую империю в соответствии со своими политическими прихотями. Было создано много новых государств, включая Сирию , Ливан , Саудовскую Аравию и Ирак .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тучман. Пушки августа, с. 177
- ^ Тачман, Барбара В. Августовские пушки . Нью-Йорк: Макмиллан, 1962, с. 187.
- ^ Ламби. Средиземноморье . п. 146.
- ^ Черчилль, Уинстон (1930). Мировой кризис . Том. I. Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. стр. 252–253.
- ^ Мэсси, Стальные замки , с. 31, который, в свою очередь, цитирует McLaughlin, p. 49.
- ^ Мэсси. Стальные замки с. 34.
- ^ Мэсси. Стальные замки , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Мэсси. Стальные замки , с. 39.
- ^ Мэсси. Стальные замки , стр. 40–41.
- ^ Van Der Vat p140-141
- ^ Ван Дер Ват стр. 135-136.
- ^ Мэсси. Стальные замки , с. 44.
- ^ Мэсси. Стальные замки , стр. 48–49.
- ^ Мэсси. Стальные замки , стр. 22–23.
- ^ «Адмирал сэр А. Б. Милн». Некрологи. Таймс . № 48039. Лондон. 6 июля 1938 г. полковник Д, с. 18.
- ^ «Адмирал сэр Эрнест Траубридж». Некрологи. Таймс . № 44183. Лондон. 30 января 1926 г. кол. А, с. 12.
- ^ Ян Ф.В. Беккет (2013). «Важнейший момент Турции» . История сегодня . Архивировано из оригинала 10 апреля 2017 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ Деннис 2008 , стр. 32, 38.
- ^ Льюис, Балдерстон и Боуэн 2006 , стр. 110.
- ^ МакГиббон 2000 , с. 198.
Библиография
[ редактировать ]- Черчилль, Уинстон С. (1923–1927). Мировой кризис . Торнтон Баттерворт Лтд.
- Деннис, Питер; Грей, Джеффри ; Моррис, Юэн; Прайор, Робин; Бу, Жан (2008). Оксфордский справочник по военной истории Австралии (2-е изд.). Мельбурн: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-551784-2 .
- Фромкин, Дэвид (1989). Мир, который положит конец всему миру: создание современного Ближнего Востока 1914–1922 гг . Книги совы. ISBN 0-8050-0857-8 .
- Киган, Джон (2003). Разведка на войне . Хатчинсон. ISBN 0-09-180229-6 .
- Льюис, Венди ; Балдерстон, Саймон; Боуэн, Джон (2006). События, которые сформировали Австралию . Френчс Форест, Новый Южный Уэльс: Новая Голландия. ISBN 978-1-74110-492-9 .
- Ламби, Эсмонд Уолтер Роусон, изд. (1970). Политика и операции в Средиземноморье, 1912–14 . Лондон: Общество военно-морских рекордов. ISBN 0-85354-004-7 .
- Мэсси, Роберт (2004). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне . Случайный дом. ISBN 0-224-04092-8 .
- МакГиббон, Ян, изд. (2000). Оксфордский справочник военной истории Новой Зеландии . Окленд, Новая Зеландия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-558376-2 .
- Маклафлин, Редмонд (1974). Побег «Гебена» . Писатели.
- Мурхед, Алан (1956). Галлиполи . Издания Вордсворта. ISBN 1-85326-675-2 .
- Тачман, Барбара (1962). Пушки августа . Констебль. ISBN 0-333-69880-0 .
- Ван Дер Ват, Дэн (2001). Корабль, который изменил мир (пересмотренная ред.). Бирлинн. ISBN 978-1-84158-062-3 .
См. также
[ редактировать ]Барбара Тухман . В детстве автор «Августовских пушек» была на итальянском пассажирском корабле, который стал свидетелем действий «Глостера» против Гебена и Бреслау.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с преследованием Гебена и Бреслау, на Викискладе?
- Превосходящая сила: заговор, стоящий за побегом Гебена и Бреслау
- Османская военно-морская карта, показывающая преследование Гебена и Бреслау в Турции на веб-сайте Первой мировой войны .
43 ° 00'00 ″ с.ш. 15 ° 00'00 ″ в.д. / 43,0000 ° с.ш. 15,0000 ° в.д.
- Средиземноморские военно-морские операции Первой мировой войны
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Франции
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Германии
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Морские сражения Первой мировой войны с участием России
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Османской империи
- Конфликты 1914 года
- 1914 год в Османской империи.
- События июля 1914 года
- События августа 1914 года
- Июльский кризис