HMS Неукротимый (1907)
![]() Иллюстрация к фильму «Неукротимый» в 1908 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Неукротимый |
Заказал | Военно-морская программа 1906 года |
Строитель | Судостроительная и инженерная компания Fairfield , Гован |
Заложен | 1 марта 1906 г. |
Запущен | 16 марта 1907 г. |
Введен в эксплуатацию | 25 июня 1908 г. |
Не работает | февраль 1919 г. |
пораженный | 31 марта 1920 г. |
Судьба | Продан на металлолом , 1 декабря 1921 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Инвинсибл» класса Линейный крейсер |
Смещение |
|
Длина | 567 футов (172,8 м) |
Луч | 78 футов 7,75 дюйма (23,97 м) |
Черновик | 29 футов 9,5 дюймов (9,08 м) (глубокая нагрузка) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала, 2 паротурбинные установки |
Скорость | 25,5 узлов (47,2 км/ч; 29,3 миль в час) |
Диапазон | 3090 миль (5720 км; 3560 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 784 (до 1000 в военное время) |
Вооружение |
|
Броня |
|
HMS Indomitable был одним из трех Invincible, класса линейных крейсеров построенных для Королевского флота перед Первой мировой войной и участвовавших в активной карьере во время войны. она пыталась выследить немецкие корабли «Гебен» и «Бреслау» Когда разразилась война, в Средиземном море и бомбардировала турецкие укрепления, защищавшие Дарданеллы, еще до того, как британцы объявили войну Турции. Она помогла потопить немецкий броненосный крейсер «Блюхер» во время битвы при Доггер-Банке в 1915 году и отбуксировала поврежденный британский линейный крейсер HMS Lion в безопасное место после боя. Она повредила немецкие линейные крейсеры «Зейдлиц» и «Дерффлингер» во время Ютландской битвы в середине 1916 года и наблюдала, как взорвался ее однотипный корабль HMS Invincible . После войны признанный устаревшим, в 1921 году он был продан на металлолом .
Дизайн
[ редактировать ]Общие характеристики
[ редактировать ]Корабли класса «Инвинсибл» формально назывались броненосными крейсерами до 1911 года, когда приказом Адмиралтейства от 24 ноября 1911 года они были переименованы в линейные крейсеры. До этого неофициально использовался ряд обозначений, в том числе «крейсер-линкор», «крейсер-дредноут» и «линкор-дредноут». «линейный крейсер». [ 1 ]
«Неукротимый» был значительно крупнее своих предшественников-броненосных крейсеров «Минотавр» класса . Она имела общую длину 567 футов (172,8 м), ширину 78 футов 7,75 дюйма (24,0 м) и осадку 30 футов (9,1 м) при глубокой нагрузке. Его водоизмещение 17 250 длинных тонн (17 530 т ) при нормальной нагрузке и 20 420 длинных тонн (20 750 т) при глубокой загрузке , что почти на 3 000 длинных тонн (3 000 т) больше, чем у более ранних кораблей. [ 2 ]
Движение
[ редактировать ]Indomitable имел два спаренных комплекта Parsons турбин с прямым приводом . Турбины были спроектированы так, чтобы производить в общей сложности 41 000 лошадиных сил на валу (31 000 кВт ), но во время испытаний в 1908 году они достигли почти 48 000 л.с. (36 000 кВт) . Indomitable был рассчитан на скорость 25 узлов (46 км / ч; 29 миль в час). но достигла 26,1 узла (48,3 км/ч; 30,0 миль в час) во время испытания. [ 3 ] Он поддерживал среднюю скорость 25,3 узла (46,9 км/ч; 29,1 миль в час) в течение трех дней во время перехода через Северную Атлантику в августе 1908 года. [ 4 ]
Паровая установка состояла из 31 Babcock & Wilcox, водотрубного котла расположенных в четырех котельных. [ 5 ] Максимальная бункеровка составляла 3083 длинных тонны (3132 т) угля и дополнительные 713 длинных тонн (724 т) мазута , которые должны были распыляться на уголь для увеличения скорости его горения. [ 6 ] При полном запасе топлива он мог проехать 3090 морских миль (5720 км; 3560 миль) со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 7 ]
Вооружение
[ редактировать ]Indomitable установил восемь 12-дюймовых (305-мм) орудий BL Mk X в четырех спаренных башнях с гидравлическим приводом . Ее дополнительное вооружение состояло из шестнадцати 4-дюймовых (102-мм) орудий QF Mk III . В 1915 году орудия на крыше башни были перенесены в надстройку, а общее количество орудий сократилось до двенадцати. Все оставшиеся орудия были заключены в казематы и снабжены противовзрывными щитами для лучшей защиты орудийных расчетов от непогоды и действий противника. тогда [ 8 ] В 1917 году орудия QF Mk III были заменены двенадцатью 4-дюймовыми орудиями BL MK VII . [ 9 ]
Ее зенитное вооружение состояло из одной 3-дюймовой зенитной пушки QF мощностью 20 центнеров на высокоугольной установке MKII в кормовой части надстройки, которая носилась с июля 1915 года. 3-фунтовая пушка Гочкиса на высокоугольной установке MkIc. с максимальным углом возвышения 60° был также установлен в ноябре 1914 г. и использовался до августа 1917 г. 4-дюймовая BL MK VII на В апреле 1917 года была добавлена высокоугольная установка. было установлено пять 18-дюймовых (450 мм) подводных торпедных аппаратов На «Инвинсибл» , по два с каждого борта и один в корме. [ 7 ] На них было возложено четырнадцать торпед. [ 9 ]
Броня
[ редактировать ]Инвинсибла » « ватерлинии в Максимальная толщина миделе корабля составляла 6 дюймов (152 мм). Пояс имел толщину примерно 6 дюймов между носовой и кормовой 12-дюймовыми орудийными башнями, но был уменьшен до четырех дюймов от носовой башни до носовой части, но не простирался за корму задней башни. Орудийные башни и барбеты были защищены 7-дюймовой (178-мм) броней, за исключением крыш башен, в которых использовалась 3-дюймовая (76-мм) нецементированная броня Круппа (KNC). Толщина основной палубы составляла 1–2 дюйма (25–51 мм), брони нижней палубы — 1,5–2,5 дюйма (38–64 мм). из мягкой стали Переборки торпед толщиной 2,5 дюйма были установлены рядом с магазинами и боекомплектами. [ 10 ]
После того, как Ютландское сражение выявило ее уязвимость к обстрелу, в области магазинов и на крышах башен была добавлена дополнительная броня. Точная толщина неизвестна, но вряд ли она была большой, поскольку общее количество составляло менее 100 длинных тонн (102 т). [ 11 ]
История строительства и обслуживания
[ редактировать ]
Он был построен компанией Fairfield Shipbuilding & Engineering в Говане . Заложен на воду 1 марта 1906 года, спущен 16 марта 1907 года. [ 12 ] Он был введен в эксплуатацию 25 июня 1908 года, прежде чем он был полностью готов для перевозки принца Уэльского в Канаду. [ 13 ]
Сразу после ввода в эксплуатацию Indomitable погрузил на борт принца Уэльского (вскоре ставшего королем Георгом V ) на празднование 300-летия города Квебека . На обратном пути «…ее средняя скорость была чуть ниже 25 узлов, что почти соответствует рекорду пересечения Атлантического океана в 25,08 узла, установленному лайнером RMS Lusitania ». [ 14 ] Она вернулась 10 августа и была немедленно возвращена строителям для окончательного завершения. он был направлен в дивизию Нор Флота метрополии, 28 октября а в марте 1909 года — в 1-ю крейсерскую эскадру (CS). 26 июля он стал флагманом контр-адмирала С. Колвилла, командующего 1-й крейсерской эскадрой. В период с 1910 по 1913 год он несколько раз переоборудовался, прежде чем 27 августа 1913 года был переведен в Средиземное море для формирования 2-й эскадры линейных крейсеров (BCS) вместе со своим однотипным кораблем «Инвинсибл» . Он был слегка поврежден в результате столкновения в заливе Стоукс с минным заградителем C4 17 марта 1913 года. Он проводил переоборудование на Мальте в июле 1914 года, когда углубляющийся кризис вынудил ВМС прекратить его переоборудование. [ 15 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Погоня за Гебеном и Бреслау
[ редактировать ]«Неукротимый» в сопровождении HMS Indefatigable под командованием адмирала сэра Арчибальда Беркли Милн столкнулся с немецким линейным крейсером «Гебен» и лёгким крейсером «Бреслау», утром 4 августа 1914 года направлявшимся на восток после беглой бомбардировки французского алжирского порта Филипвиль , но Великобритания и Германия еще не находилась в состоянии войны, поэтому Милн стал следить за немцами, когда они возвращались в Мессину, чтобы отступить. У всех трех линейных крейсеров были проблемы с котлами, но «Гебен» и «Бреслау» смогли разорвать контакт и к утру 5-го числа достигли Мессины. К этому времени после вторжения Германии в Бельгию была объявлена война, но приказ Адмиралтейства уважать итальянский нейтралитет и оставаться за пределами шестимильного (10-километрового) предела от итальянского побережья препятствовал проходу через Мессинский пролив , где они могли наблюдать за портом напрямую. Поэтому Милн разместил «Негибкий и неутомимый» у северного выхода из Мессинского пролива, все еще ожидая, что немцы прорвутся на запад, где они смогут атаковать французские транспорты с войсками, легкий крейсер «Глостер» у южного выхода и отправил «Неукротимый» отойти в Бизерту , где он был лучше расположен, чтобы отреагировать на вылазку немцев в Западное Средиземноморье. [ 16 ]

Немцы вылетели из Мессины 6 августа и направились на восток, в сторону Константинополя , сопровождаемые Глостером . Милн, все еще ожидая, что контр-адмирал Вильгельм Сушон повернет на запад, держал линейные крейсеры на Мальте почти до полуночи 8 августа, когда он отплыл к мысу Матапан на медленной скорости 12 узлов (22 км/ч), где Гебен был замечен восемь часов назад. ранее. В 14:30 он получил неправильный сигнал от Адмиралтейства, в котором говорилось, что Великобритания находится в состоянии войны с Австрией - война не будет объявлена до 12 августа, а приказ был отменен четыре часа спустя, но Милн выполнил свой постоянный приказ охранять Адриатику от нападений. попытка австрийского прорыва, а не искать Гебена . Наконец, 9 августа Милн получил четкий приказ «преследовать Гебена , который миновал мыс Матапан 7-го числа, двигаясь на северо-восток». Милн все еще не верил, что Сушон направляется к Дарданеллам, и поэтому решил охранять выход из Эгейского моря , не подозревая, что «Гебен» не намерен выходить. [ 17 ] «Индомитебл» остался в Средиземном море, чтобы блокировать Дарданеллы , но «Инфлексибл» было приказано вернуться домой. 18 августа [ 13 ]
3 ноября 1914 года Черчилль отдал приказ о первой британской атаке на Дарданеллы после начала военных действий между Турцией и Россией. Атаку осуществили Indomitable и Indefatigable , а также французские линкоры до дредноута Suffren и Verité . [ 18 ] Целью атаки было проверить укрепления и оценить реакцию Турции. Результаты оказались обманчиво обнадеживающими. В ходе двадцатиминутной бомбардировки единственный снаряд попал в магазин форта в Седд-эль-Бахре на оконечности полуострова Галлиполи, сместив (но не уничтожив) 10 орудий и убив 86 турецких солдат. Самым значительным последствием было то, что внимание турок было привлечено к усилению своей обороны, и они приступили к расширению минного поля. [ 19 ] Это нападение на самом деле произошло до того, как официально объявила войну Великобритания Османской империи , что произошло только 5-го числа. [ 18 ] В декабре «Индомитебл» было приказано вернуться в Англию, где она присоединилась к 2-му BCS. [ 20 ]
Битва при Доггер-банке
[ редактировать ]23 января 1915 года отряд немецких линейных крейсеров под командованием адмирала Франца фон Хиппера совершил вылет, чтобы очистить Доггер-банку от любых британских рыбацких лодок или небольших судов, которые могли там находиться для сбора разведывательной информации о передвижениях Германии. Но британцы прочитали их закодированные сообщения и отправились на их перехват с помощью более крупных сил британских линейных крейсеров под командованием адмирала Битти, в состав которых входил «Индомитэбл» . Контакт был инициирован в 07:20 [ Примечание 1 ] 24-го числа, когда британский лёгкий крейсер HMS Arethusa заметил немецкий лёгкий крейсер SMS Kolberg . К 07:35 немцы заметили силы Битти, и Хиппер приказал повернуть на юг со скоростью 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час), полагая, что этого будет достаточно, если корабли, которые он видел к северо-западу, были британскими линкорами и что он всегда мог увеличить скорость до максимальной скорости Блюхера в 23 узла (43 км / ч; 26 миль в час), если бы это были британские линейные крейсеры. [ 21 ]
Битти приказал своим линейным крейсерам развивать всю возможную скорость, чтобы догнать немцев, прежде чем они смогут уйти. Indomitable сумела превысить скорость 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час), и Битти отметил ее производительность сигналом в 08:55: «Молодец, Indomitable ». [ 22 ] Несмотря на это достижение, «Индомитэбл» был самым медленным из кораблей Битти и постепенно отставал от более новых и быстрых линейных крейсеров. К 10:48 «Блюхер» был серьезно поврежден огнем всех остальных линейных крейсеров, его скорость упала до 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час), а рулевое управление заклинило; Битти приказал Неукротимому атаковать ее. Но из-за сочетания ошибки лейтенанта флага Битти в передаче сигналов и тяжелого повреждения флагманского корабля Битти « Лайон », который вывел из строя ее радио и вызвал достаточно дыма, чтобы затмить ее сигнальные фалы, так что Битти не мог связаться со своими кораблями, это привело к тому, что остальная часть линейным крейсерам отвернуться от основных сил Хиппера и вступить в бой с Блюхером . [ 23 ] Indomitable выпустил по Блюхеру 134 снаряда , прежде чем он перевернулся и затонул в 12:07. [ 13 ] После окончания боя «Индомитэбл» было приказано отбуксировать «Лайон» обратно в левый порт, поскольку один из ее двигателей был выведен из строя, другой вышел из строя, и он несколько раз проваливался под ватерлинией. Это заняло более полутора суток на скорости 7–10 узлов (13–19 км/ч; 8,1–11,5 миль в час). [ 24 ]
Его перевели в 3-ю эскадрилью линейных крейсеров (BCS) в феврале 1915 года, хотя в то время он ремонтировался после пожара на электропроводке. [ 20 ] Контр-адмирал Гораций Худ принял командование 3-м BCS 27 мая 1915 года. 1-й и 3-й BCS совершили боевой вылет в ответ на немецкую бомбардировку Ярмута и Лоустофта 24–25 апреля 1916 года, но не смогли обнаружить немецкие корабли в плохую погоду. [ 25 ]
Ютландская битва
[ редактировать ]В конце мая 1916 года 3-й БКС был временно приписан к Великому флоту для проведения артиллерийской практики. 30 мая всему Великому флоту вместе с линейными крейсерами адмирала Битти было приказано выйти в море для подготовки к походу немецкого флота открытого моря . Чтобы поддержать Битти, адмирал Худ повел три своих линейных крейсера впереди Великого флота. Около 14:30 «Инвинсибл» перехватил радиосообщение от британского легкого крейсера «Галатея» , приданного к линейным крейсерам Битти, в котором сообщалось о появлении двух вражеских крейсеров. Это было усилено другими сообщениями о семи вражеских кораблях, направлявшихся на север. Худ интерпретировал это как попытку к бегству через Скагеррак , приказал увеличить скорость до 22 узлов (41 км/ч; 25 миль в час) в 15:11 и направился с востока на юго-восток, чтобы отрезать убегающие корабли. Двадцать минут спустя «Инвинсибл» перехватил сообщение Битти о том, что в поле зрения находятся пять линейных крейсеров противника, а затем сигналы, сообщающие, что он вступает в бой с противником на юго-восточном курсе. В 16:06 Худ приказал дать полный ход и взять курс на юго-юго-восток, пытаясь приблизиться к Битти. В 16:56, когда британских кораблей не было видно, Худ запросил курс, положение и скорость Битти, но так и не получил ответа. [ 26 ]
Худ продолжал двигаться по курсу до 17:40, когда была замечена стрельба в направлении, куда его легкий крейсер «Честер» был отправлен для расследования других вспышек выстрелов. Честер столкнулся с четырьмя легкими крейсерами 2-й разведывательной группы Хиппера и был сильно поврежден, прежде чем Худ обратился для расследования и смог отогнать немецкие крейсеры от Честера . В 17:53 «Инвинсибл» открыл огонь по Висбадену , а два других «Инвинсибла » последовали за ним через две минуты. Немецкие корабли повернули на юг после безрезультатного торпедного запуска в 18:00 и попытались найти укрытие в тумане. Когда они развернулись, «Инвинсибл» ударил Висбаден в машинное отделение и вывел из строя ее двигатели, а «Инфлексибл» один раз ударил Пиллау . 2-ю разведывательную группу сопровождали легкий крейсер «Регенсбург» и 31 эсминец 2-й, 9-й флотилий и 12-й полуфлотилии, последовательно атаковавших 3-ю БКС. Их отогнал оставшийся легкий крейсер Худа «Кентербери» и пять эсминцев его эскорта. В суматохе немцы выпустили всего 12 торпед и вывели эсминец из строя. Акула с огнестрельным оружием. Повернув прямо на запад, чтобы приблизиться к кораблям Битти, « Инвинсибл » направился бортом к приближающимся торпедам, но «Инвинсибл» повернул на север, а «Инфлексибл» и «Неукротимый» повернули на юг, чтобы представить торпедам свой самый узкий профиль. Все торпеды промахнулись, хотя одна прошла под «Инфлексиблом», не взорвавшись. Когда «Инвинсибл» повернула на север, ее штурвал заклинило, и ей пришлось остановиться, чтобы устранить проблему, но это было быстро сделано, и эскадрилья переформировалась, направляясь на запад. [ 27 ]
В 18:21, когда Битти и Великий флот приблизились к нему, Худ повернул на юг, чтобы возглавить линейные крейсеры Битти. Линейные крейсеры Хиппера находились на расстоянии 9000 ярдов (8200 м), и « Инвинсибл » почти сразу открыл огонь по флагманскому кораблю Хиппера «Лютцов» и «Дерффлингер» . Неукротимый ударил Дерффлингера трижды и один раз Зейдлица . [ 28 ] в то время как Lützow быстро принял на себя 10 попаданий от Lion , Inflexible и Invincible ниже ватерлинии вперед, , включая два попадания Invincible которые в конечном итоге обрекли флагман Хиппера на гибель. [ 29 ] Но в 18:30 «Инвинсибл» внезапно оказался явной целью перед Лютцовым и Дерффлингером . Затем два немецких корабля произвели по три залпа каждый по «Инвинсиблу» и потопили его за 90 секунд. 305-мм (12-дюймовый) снаряд третьего залпа попал в крышу «Инвинсибла мидель-башни «Q » », вспышка взорвала магазины внизу, корабль взорвался и разломился надвое, в результате чего погибли все члены экипажа, кроме шести человек. 1032 офицера и солдата, включая контр-адмирала Худа. [ 30 ]
Негибкий и Неукротимый оставался в компании Битти до конца битвы. Они столкнулись с линейными крейсерами Хиппера всего в 10 000 ярдов (9 100 м), когда солнце садилось около 20:19, и открыли огонь. Зейдлиц получил пять ударов, прежде чем немецкие линейные крейсеры были спасены появлением линкоров контр-адмирала Мауве до дредноута , и британцы перенесли огонь на новую угрозу. Три предредноута были поражены прежде, чем они тоже смогли уйти во мрак. [ 31 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]
Потеря трех линейных крейсеров в Ютландии (остальные были Queen Mary и Indefatigable ) привела к реорганизации сил в две эскадрильи с Inflexible и Indomitable во 2-й BCS. » практически не занимались значительной военно-морской деятельностью Однако после Ютландии « Инвинсиблы , кроме обычного патрулирования, благодаря приказу кайзера , согласно которому его корабли не должны выходить в море, если не уверены в победе. В августе 1916 года он был переоборудован, получив дополнительную броню магазина и крыши башни. [ 32 ] В начале 1918 года Indomitable был оснащен двумя аппарелями для взлета, установленными над мидель-башнями. [ 20 ]
Конец войны ознаменовал конец многих старых кораблей, в том числе и двух оставшихся «Инвинсиблов ». Оба были отправлены в Резервный флот в 1919 году и были погашены в марте 1920 года, а 1 декабря 1921 года проданы на металлолом. [ 20 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Время, используемое в этом разделе, указано в формате UTC , что на один час отстает от центральноевропейского времени , которое часто используется в немецких работах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Робертс, стр. 24–25.
- ^ Робертс, стр. 43–44.
- ^ Робертс, стр. 76, 80.
- ^ Робертс, с. 75
- ^ Робертс, стр. 70–75.
- ^ Робертс, с. 76
- ^ Перейти обратно: а б Престон, с. 24
- ^ Робертс, стр. 96–97.
- ^ Перейти обратно: а б Робертс, с. 83
- ^ Робертс, стр. 109, 112.
- ^ Берт, с. 48
- ^ Робертс, с. 41
- ^ Перейти обратно: а б с Престон, с. 25
- ^ Кеннет Роуз , король Георг V. Хью Йорк: Альфред А. Кнопф , 1984, с. 72
- ^ Берт, с. 57
- ^ Мэсси, с. 39
- ^ Мэсси, стр. 45–46.
- ^ Перейти обратно: а б Мэсси, с. 50
- ^ Карлайон, с. 47
- ^ Перейти обратно: а б с д Робертс, с. 122
- ^ Мэсси, стр. 376–384.
- ^ Мэсси, с. 385
- ^ Мэсси, стр. 385–406.
- ^ Мэсси, стр. 410–412.
- ^ Таррант, стр. 84, 95–96.
- ^ Таррант, стр. 98–99.
- ^ Таррант, стр. 103–105.
- ^ Кэмпбелл, стр. 185–187.
- ^ Кэмпбелл, с. 183
- ^ Кэмпбелл, с. 159
- ^ Кэмпбелл, стр. 252–254, 272.
- ^ Берт, с. 58
Библиография
[ редактировать ]- Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8 .
- Кэмпбелл, Джон (1986). Ютландия: анализ боевых действий . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-324-5 .
- Карлайон, Лес (2001). Галлиполи . Лондон: Издательство Transworld. ISBN 0-385-60475-0 .
- Джонстон, Ян и Бакстон, Ян (2013). Строители линкоров – строительство и вооружение британских крупных кораблей . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-027-6 .
- Мэсси, Роберт (2004). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-224-04092-8 .
- Осборн, Эрик В. (2004). Крейсеры и линейные крейсеры: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО. ISBN 1-85109-369-9 .
- Паркс, Оскар (1990) [1966]. Британские линкоры, Warrior с 1860 по Vanguard 1950: история проектирования, строительства и вооружения (новое и исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 0-85177-245-5 .
- Робертс, Джон (1997). Боевые крейсеры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-068-1 .
- Таррант, В.Е. (1986). Линейный крейсер «Инвинсибл» : История первого линейного крейсера, 1909–16 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-147-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Maritimequest HMS Indomitable Фотогалерея
- Проект списков экипажа Ютландской битвы - HMS Indomitable Список экипажа