Jump to content

HMS Неукротимый (1907)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Иллюстрация к фильму «Неукротимый» в 1908 году.
История
РН прапорщикВеликобритания
Имя Неукротимый
Заказал Военно-морская программа 1906 года
Строитель Судостроительная и инженерная компания Fairfield , Гован
Заложен 1 марта 1906 г.
Запущен 16 марта 1907 г.
Введен в эксплуатацию 25 июня 1908 г.
Не работает февраль 1919 г.
пораженный 31 марта 1920 г.
Судьба Продан на металлолом , 1 декабря 1921 г.
Общие характеристики
Класс и тип «Инвинсибл» класса Линейный крейсер
Смещение
Длина 567 футов (172,8 м)
Луч 78 футов 7,75 дюйма (23,97 м)
Черновик 29 футов 9,5 дюймов (9,08 м) (глубокая нагрузка)
Установленная мощность
Движение 4 вала, 2 паротурбинные установки
Скорость 25,5 узлов (47,2 км/ч; 29,3 миль в час)
Диапазон 3090 миль (5720 км; 3560 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнить 784 (до 1000 в военное время)
Вооружение
Броня

HMS Indomitable был одним из трех Invincible, класса линейных крейсеров построенных для Королевского флота перед Первой мировой войной и участвовавших в активной карьере во время войны. она пыталась выследить немецкие корабли «Гебен» и «Бреслау» Когда разразилась война, в Средиземном море и бомбардировала турецкие укрепления, защищавшие Дарданеллы, еще до того, как британцы объявили войну Турции. Она помогла потопить немецкий броненосный крейсер «Блюхер» во время битвы при Доггер-Банке в 1915 году и отбуксировала поврежденный британский линейный крейсер HMS Lion в безопасное место после боя. Она повредила немецкие линейные крейсеры «Зейдлиц» и «Дерффлингер» во время Ютландской битвы в середине 1916 года и наблюдала, как взорвался ее однотипный корабль HMS Invincible . После войны признанный устаревшим, в 1921 году он был продан на металлолом .

Общие характеристики

[ редактировать ]

Корабли класса «Инвинсибл» формально назывались броненосными крейсерами до 1911 года, когда приказом Адмиралтейства от 24 ноября 1911 года они были переименованы в линейные крейсеры. До этого неофициально использовался ряд обозначений, в том числе «крейсер-линкор», «крейсер-дредноут» и «линкор-дредноут». «линейный крейсер». [ 1 ]

«Неукротимый» был значительно крупнее своих предшественников-броненосных крейсеров «Минотавр» класса . Она имела общую длину 567 футов (172,8 м), ширину 78 футов 7,75 дюйма (24,0 м) и осадку 30 футов (9,1 м) при глубокой нагрузке. Его водоизмещение 17 250 длинных тонн (17 530 т ) при нормальной нагрузке и 20 420 длинных тонн (20 750 т) при глубокой загрузке , что почти на 3 000 длинных тонн (3 000 т) больше, чем у более ранних кораблей. [ 2 ]

Движение

[ редактировать ]

Indomitable имел два спаренных комплекта Parsons турбин с прямым приводом . Турбины были спроектированы так, чтобы производить в общей сложности 41 000 лошадиных сил на валу (31 000 кВт ), но во время испытаний в 1908 году они достигли почти 48 000 л.с. (36 000 кВт) . Indomitable был рассчитан на скорость 25 узлов (46 км / ч; 29 миль в час). но достигла 26,1 узла (48,3 км/ч; 30,0 миль в час) во время испытания. [ 3 ] Он поддерживал среднюю скорость 25,3 узла (46,9 км/ч; 29,1 миль в час) в течение трех дней во время перехода через Северную Атлантику в августе 1908 года. [ 4 ]

Паровая установка состояла из 31 Babcock & Wilcox, водотрубного котла расположенных в четырех котельных. [ 5 ] Максимальная бункеровка составляла 3083 длинных тонны (3132 т) угля и дополнительные 713 длинных тонн (724 т) мазута , которые должны были распыляться на уголь для увеличения скорости его горения. [ 6 ] При полном запасе топлива он мог проехать 3090 морских миль (5720 км; 3560 миль) со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 7 ]

Вооружение

[ редактировать ]

Indomitable установил восемь 12-дюймовых (305-мм) орудий BL Mk X в четырех спаренных башнях с гидравлическим приводом . Ее дополнительное вооружение состояло из шестнадцати 4-дюймовых (102-мм) орудий QF Mk III . В 1915 году орудия на крыше башни были перенесены в надстройку, а общее количество орудий сократилось до двенадцати. Все оставшиеся орудия были заключены в казематы и снабжены противовзрывными щитами для лучшей защиты орудийных расчетов от непогоды и действий противника. тогда [ 8 ] В 1917 году орудия QF Mk III были заменены двенадцатью 4-дюймовыми орудиями BL MK VII . [ 9 ]

Ее зенитное вооружение состояло из одной 3-дюймовой зенитной пушки QF мощностью 20 центнеров на высокоугольной установке MKII в кормовой части надстройки, которая носилась с июля 1915 года. 3-фунтовая пушка Гочкиса на высокоугольной установке MkIc. с максимальным углом возвышения 60° был также установлен в ноябре 1914 г. и использовался до августа 1917 г. 4-дюймовая BL MK VII на В апреле 1917 года была добавлена ​​высокоугольная установка. было установлено пять 18-дюймовых (450 мм) подводных торпедных аппаратов На «Инвинсибл» , по два с каждого борта и один в корме. [ 7 ] На них было возложено четырнадцать торпед. [ 9 ]

Инвинсибла » « ватерлинии в Максимальная толщина миделе корабля составляла 6 дюймов (152 мм). Пояс имел толщину примерно 6 дюймов между носовой и кормовой 12-дюймовыми орудийными башнями, но был уменьшен до четырех дюймов от носовой башни до носовой части, но не простирался за корму задней башни. Орудийные башни и барбеты были защищены 7-дюймовой (178-мм) броней, за исключением крыш башен, в которых использовалась 3-дюймовая (76-мм) нецементированная броня Круппа (KNC). Толщина основной палубы составляла 1–2 дюйма (25–51 мм), брони нижней палубы — 1,5–2,5 дюйма (38–64 мм). из мягкой стали Переборки торпед толщиной 2,5 дюйма были установлены рядом с магазинами и боекомплектами. [ 10 ]

После того, как Ютландское сражение выявило ее уязвимость к обстрелу, в области магазинов и на крышах башен была добавлена ​​дополнительная броня. Точная толщина неизвестна, но вряд ли она была большой, поскольку общее количество составляло менее 100 длинных тонн (102 т). [ 11 ]

История строительства и обслуживания

[ редактировать ]
Неукротимый во время празднования трехсотлетия Квебека в 1908 году.

Он был построен компанией Fairfield Shipbuilding & Engineering в Говане . Заложен на воду 1 марта 1906 года, спущен 16 марта 1907 года. [ 12 ] Он был введен в эксплуатацию 25 июня 1908 года, прежде чем он был полностью готов для перевозки принца Уэльского в Канаду. [ 13 ]

Сразу после ввода в эксплуатацию Indomitable погрузил на борт принца Уэльского (вскоре ставшего королем Георгом V ) на празднование 300-летия города Квебека . На обратном пути «…ее средняя скорость была чуть ниже 25 узлов, что почти соответствует рекорду пересечения Атлантического океана в 25,08 узла, установленному лайнером RMS Lusitania ». [ 14 ] Она вернулась 10 августа и была немедленно возвращена строителям для окончательного завершения. он был направлен в дивизию Нор Флота метрополии, 28 октября а в марте 1909 года — в 1-ю крейсерскую эскадру (CS). 26 июля он стал флагманом контр-адмирала С. Колвилла, командующего 1-й крейсерской эскадрой. В период с 1910 по 1913 год он несколько раз переоборудовался, прежде чем 27 августа 1913 года был переведен в Средиземное море для формирования 2-й эскадры линейных крейсеров (BCS) вместе со своим однотипным кораблем «Инвинсибл» . Он был слегка поврежден в результате столкновения в заливе Стоукс с минным заградителем C4 17 марта 1913 года. Он проводил переоборудование на Мальте в июле 1914 года, когда углубляющийся кризис вынудил ВМС прекратить его переоборудование. [ 15 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Погоня за Гебеном и Бреслау

[ редактировать ]

«Неукротимый» в сопровождении HMS Indefatigable под командованием адмирала сэра Арчибальда Беркли Милн столкнулся с немецким линейным крейсером «Гебен» и лёгким крейсером «Бреслау», утром 4 августа 1914 года направлявшимся на восток после беглой бомбардировки французского алжирского порта Филипвиль , но Великобритания и Германия еще не находилась в состоянии войны, поэтому Милн стал следить за немцами, когда они возвращались в Мессину, чтобы отступить. У всех трех линейных крейсеров были проблемы с котлами, но «Гебен» и «Бреслау» смогли разорвать контакт и к утру 5-го числа достигли Мессины. К этому времени после вторжения Германии в Бельгию была объявлена ​​война, но приказ Адмиралтейства уважать итальянский нейтралитет и оставаться за пределами шестимильного (10-километрового) предела от итальянского побережья препятствовал проходу через Мессинский пролив , где они могли наблюдать за портом напрямую. Поэтому Милн разместил «Негибкий и неутомимый» у северного выхода из Мессинского пролива, все еще ожидая, что немцы прорвутся на запад, где они смогут атаковать французские транспорты с войсками, легкий крейсер «Глостер» у южного выхода и отправил «Неукротимый» отойти в Бизерту , где он был лучше расположен, чтобы отреагировать на вылазку немцев в Западное Средиземноморье. [ 16 ]

«Неукротимый» с 12-дюймовыми орудиями, развернутыми на миделе корабля

Немцы вылетели из Мессины 6 августа и направились на восток, в сторону Константинополя , сопровождаемые Глостером . Милн, все еще ожидая, что контр-адмирал Вильгельм Сушон повернет на запад, держал линейные крейсеры на Мальте почти до полуночи 8 августа, когда он отплыл к мысу Матапан на медленной скорости 12 узлов (22 км/ч), где Гебен был замечен восемь часов назад. ранее. В 14:30 он получил неправильный сигнал от Адмиралтейства, в котором говорилось, что Великобритания находится в состоянии войны с Австрией - война не будет объявлена ​​​​до 12 августа, а приказ был отменен четыре часа спустя, но Милн выполнил свой постоянный приказ охранять Адриатику от нападений. попытка австрийского прорыва, а не искать Гебена . Наконец, 9 августа Милн получил четкий приказ «преследовать Гебена , который миновал мыс Матапан 7-го числа, двигаясь на северо-восток». Милн все еще не верил, что Сушон направляется к Дарданеллам, и поэтому решил охранять выход из Эгейского моря , не подозревая, что «Гебен» не намерен выходить. [ 17 ] «Индомитебл» остался в Средиземном море, чтобы блокировать Дарданеллы , но «Инфлексибл» было приказано вернуться домой. 18 августа [ 13 ]

3 ноября 1914 года Черчилль отдал приказ о первой британской атаке на Дарданеллы после начала военных действий между Турцией и Россией. Атаку осуществили Indomitable и Indefatigable , а также французские линкоры до дредноута Suffren и Verité . [ 18 ] Целью атаки было проверить укрепления и оценить реакцию Турции. Результаты оказались обманчиво обнадеживающими. В ходе двадцатиминутной бомбардировки единственный снаряд попал в магазин форта в Седд-эль-Бахре на оконечности полуострова Галлиполи, сместив (но не уничтожив) 10 орудий и убив 86 турецких солдат. Самым значительным последствием было то, что внимание турок было привлечено к усилению своей обороны, и они приступили к расширению минного поля. [ 19 ] Это нападение на самом деле произошло до того, как официально объявила войну Великобритания Османской империи , что произошло только 5-го числа. [ 18 ] В декабре «Индомитебл» было приказано вернуться в Англию, где она присоединилась к 2-му BCS. [ 20 ]

Битва при Доггер-банке

[ редактировать ]

23 января 1915 года отряд немецких линейных крейсеров под командованием адмирала Франца фон Хиппера совершил вылет, чтобы очистить Доггер-банку от любых британских рыбацких лодок или небольших судов, которые могли там находиться для сбора разведывательной информации о передвижениях Германии. Но британцы прочитали их закодированные сообщения и отправились на их перехват с помощью более крупных сил британских линейных крейсеров под командованием адмирала Битти, в состав которых входил «Индомитэбл» . Контакт был инициирован в 07:20 [ Примечание 1 ] 24-го числа, когда британский лёгкий крейсер HMS Arethusa заметил немецкий лёгкий крейсер SMS Kolberg . К 07:35 немцы заметили силы Битти, и Хиппер приказал повернуть на юг со скоростью 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час), полагая, что этого будет достаточно, если корабли, которые он видел к северо-западу, были британскими линкорами и что он всегда мог увеличить скорость до максимальной скорости Блюхера в 23 узла (43 км / ч; 26 миль в час), если бы это были британские линейные крейсеры. [ 21 ]

Битти приказал своим линейным крейсерам развивать всю возможную скорость, чтобы догнать немцев, прежде чем они смогут уйти. Indomitable сумела превысить скорость 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час), и Битти отметил ее производительность сигналом в 08:55: «Молодец, Indomitable ». [ 22 ] Несмотря на это достижение, «Индомитэбл» был самым медленным из кораблей Битти и постепенно отставал от более новых и быстрых линейных крейсеров. К 10:48 «Блюхер» был серьезно поврежден огнем всех остальных линейных крейсеров, его скорость упала до 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час), а рулевое управление заклинило; Битти приказал Неукротимому атаковать ее. Но из-за сочетания ошибки лейтенанта флага Битти в передаче сигналов и тяжелого повреждения флагманского корабля Битти « Лайон », который вывел из строя ее радио и вызвал достаточно дыма, чтобы затмить ее сигнальные фалы, так что Битти не мог связаться со своими кораблями, это привело к тому, что остальная часть линейным крейсерам отвернуться от основных сил Хиппера и вступить в бой с Блюхером . [ 23 ] Indomitable выпустил по Блюхеру 134 снаряда , прежде чем он перевернулся и затонул в 12:07. [ 13 ] После окончания боя «Индомитэбл» было приказано отбуксировать «Лайон» обратно в левый порт, поскольку один из ее двигателей был выведен из строя, другой вышел из строя, и он несколько раз проваливался под ватерлинией. Это заняло более полутора суток на скорости 7–10 узлов (13–19 км/ч; 8,1–11,5 миль в час). [ 24 ]

Его перевели в 3-ю эскадрилью линейных крейсеров (BCS) в феврале 1915 года, хотя в то время он ремонтировался после пожара на электропроводке. [ 20 ] Контр-адмирал Гораций Худ принял командование 3-м BCS 27 мая 1915 года. 1-й и 3-й BCS совершили боевой вылет в ответ на немецкую бомбардировку Ярмута и Лоустофта 24–25 апреля 1916 года, но не смогли обнаружить немецкие корабли в плохую погоду. [ 25 ]

Ютландская битва

[ редактировать ]

В конце мая 1916 года 3-й БКС был временно приписан к Великому флоту для проведения артиллерийской практики. 30 мая всему Великому флоту вместе с линейными крейсерами адмирала Битти было приказано выйти в море для подготовки к походу немецкого флота открытого моря . Чтобы поддержать Битти, адмирал Худ повел три своих линейных крейсера впереди Великого флота. Около 14:30 «Инвинсибл» перехватил радиосообщение от британского легкого крейсера «Галатея» , приданного к линейным крейсерам Битти, в котором сообщалось о появлении двух вражеских крейсеров. Это было усилено другими сообщениями о семи вражеских кораблях, направлявшихся на север. Худ интерпретировал это как попытку к бегству через Скагеррак , приказал увеличить скорость до 22 узлов (41 км/ч; 25 миль в час) в 15:11 и направился с востока на юго-восток, чтобы отрезать убегающие корабли. Двадцать минут спустя «Инвинсибл» перехватил сообщение Битти о том, что в поле зрения находятся пять линейных крейсеров противника, а затем сигналы, сообщающие, что он вступает в бой с противником на юго-восточном курсе. В 16:06 Худ приказал дать полный ход и взять курс на юго-юго-восток, пытаясь приблизиться к Битти. В 16:56, когда британских кораблей не было видно, Худ запросил курс, положение и скорость Битти, но так и не получил ответа. [ 26 ]

Худ продолжал двигаться по курсу до 17:40, когда была замечена стрельба в направлении, куда его легкий крейсер «Честер» был отправлен для расследования других вспышек выстрелов. Честер столкнулся с четырьмя легкими крейсерами 2-й разведывательной группы Хиппера и был сильно поврежден, прежде чем Худ обратился для расследования и смог отогнать немецкие крейсеры от Честера . В 17:53 «Инвинсибл» открыл огонь по Висбадену , а два других «Инвинсибла » последовали за ним через две минуты. Немецкие корабли повернули на юг после безрезультатного торпедного запуска в 18:00 и попытались найти укрытие в тумане. Когда они развернулись, «Инвинсибл» ударил Висбаден в машинное отделение и вывел из строя ее двигатели, а «Инфлексибл» один раз ударил Пиллау . 2-ю разведывательную группу сопровождали легкий крейсер «Регенсбург» и 31 эсминец 2-й, 9-й флотилий и 12-й полуфлотилии, последовательно атаковавших 3-ю БКС. Их отогнал оставшийся легкий крейсер Худа «Кентербери» и пять эсминцев его эскорта. В суматохе немцы выпустили всего 12 торпед и вывели эсминец из строя. Акула с огнестрельным оружием. Повернув прямо на запад, чтобы приблизиться к кораблям Битти, « Инвинсибл » направился бортом к приближающимся торпедам, но «Инвинсибл» повернул на север, а «Инфлексибл» и «Неукротимый» повернули на юг, чтобы представить торпедам свой самый узкий профиль. Все торпеды промахнулись, хотя одна прошла под «Инфлексиблом», не взорвавшись. Когда «Инвинсибл» повернула на север, ее штурвал заклинило, и ей пришлось остановиться, чтобы устранить проблему, но это было быстро сделано, и эскадрилья переформировалась, направляясь на запад. [ 27 ]

В 18:21, когда Битти и Великий флот приблизились к нему, Худ повернул на юг, чтобы возглавить линейные крейсеры Битти. Линейные крейсеры Хиппера находились на расстоянии 9000 ярдов (8200 м), и « Инвинсибл » почти сразу открыл огонь по флагманскому кораблю Хиппера «Лютцов» и «Дерффлингер» . Неукротимый ударил Дерффлингера трижды и один раз Зейдлица . [ 28 ] в то время как Lützow быстро принял на себя 10 попаданий от Lion , Inflexible и Invincible ниже ватерлинии вперед, , включая два попадания Invincible которые в конечном итоге обрекли флагман Хиппера на гибель. [ 29 ] Но в 18:30 «Инвинсибл» внезапно оказался явной целью перед Лютцовым и Дерффлингером . Затем два немецких корабля произвели по три залпа каждый по «Инвинсиблу» и потопили его за 90 секунд. 305-мм (12-дюймовый) снаряд третьего залпа попал в крышу «Инвинсибла мидель-башни «Q » », вспышка взорвала магазины внизу, корабль взорвался и разломился надвое, в результате чего погибли все члены экипажа, кроме шести человек. 1032 офицера и солдата, включая контр-адмирала Худа. [ 30 ]

Негибкий и Неукротимый оставался в компании Битти до конца битвы. Они столкнулись с линейными крейсерами Хиппера всего в 10 000 ярдов (9 100 м), когда солнце садилось около 20:19, и открыли огонь. Зейдлиц получил пять ударов, прежде чем немецкие линейные крейсеры были спасены появлением линкоров контр-адмирала Мауве до дредноута , и британцы перенесли огонь на новую угрозу. Три предредноута были поражены прежде, чем они тоже смогли уйти во мрак. [ 31 ]

Более поздняя карьера

[ редактировать ]
Неукротимый в 1918 году. Обратите внимание на самолет, установленный на мидель-башнях.

Потеря трех линейных крейсеров в Ютландии (остальные были Queen Mary и Indefatigable ) привела к реорганизации сил в две эскадрильи с Inflexible и Indomitable во 2-й BCS. » практически не занимались значительной военно-морской деятельностью Однако после Ютландии « Инвинсиблы , кроме обычного патрулирования, благодаря приказу кайзера , согласно которому его корабли не должны выходить в море, если не уверены в победе. В августе 1916 года он был переоборудован, получив дополнительную броню магазина и крыши башни. [ 32 ] В начале 1918 года Indomitable был оснащен двумя аппарелями для взлета, установленными над мидель-башнями. [ 20 ]

Конец войны ознаменовал конец многих старых кораблей, в том числе и двух оставшихся «Инвинсиблов ». Оба были отправлены в Резервный флот в 1919 году и были погашены в марте 1920 года, а 1 декабря 1921 года проданы на металлолом. [ 20 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Время, используемое в этом разделе, указано в формате UTC , что на один час отстает от центральноевропейского времени , которое часто используется в немецких работах.
  1. ^ Робертс, стр. 24–25.
  2. ^ Робертс, стр. 43–44.
  3. ^ Робертс, стр. 76, 80.
  4. ^ Робертс, с. 75
  5. ^ Робертс, стр. 70–75.
  6. ^ Робертс, с. 76
  7. ^ Перейти обратно: а б Престон, с. 24
  8. ^ Робертс, стр. 96–97.
  9. ^ Перейти обратно: а б Робертс, с. 83
  10. ^ Робертс, стр. 109, 112.
  11. ^ Берт, с. 48
  12. ^ Робертс, с. 41
  13. ^ Перейти обратно: а б с Престон, с. 25
  14. ^ Кеннет Роуз , король Георг V. Хью Йорк: Альфред А. Кнопф , 1984, с. 72
  15. ^ Берт, с. 57
  16. ^ Мэсси, с. 39
  17. ^ Мэсси, стр. 45–46.
  18. ^ Перейти обратно: а б Мэсси, с. 50
  19. ^ Карлайон, с. 47
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Робертс, с. 122
  21. ^ Мэсси, стр. 376–384.
  22. ^ Мэсси, с. 385
  23. ^ Мэсси, стр. 385–406.
  24. ^ Мэсси, стр. 410–412.
  25. ^ Таррант, стр. 84, 95–96.
  26. ^ Таррант, стр. 98–99.
  27. ^ Таррант, стр. 103–105.
  28. ^ Кэмпбелл, стр. 185–187.
  29. ^ Кэмпбелл, с. 183
  30. ^ Кэмпбелл, с. 159
  31. ^ Кэмпбелл, стр. 252–254, 272.
  32. ^ Берт, с. 58

Библиография

[ редактировать ]
  • Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-863-8 .
  • Кэмпбелл, Джон (1986). Ютландия: анализ боевых действий . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-324-5 .
  • Карлайон, Лес (2001). Галлиполи . Лондон: Издательство Transworld. ISBN  0-385-60475-0 .
  • Джонстон, Ян и Бакстон, Ян (2013). Строители линкоров – строительство и вооружение британских крупных кораблей . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-027-6 .
  • Мэсси, Роберт (2004). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN  0-224-04092-8 .
  • Осборн, Эрик В. (2004). Крейсеры и линейные крейсеры: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО. ISBN  1-85109-369-9 .
  • Паркс, Оскар (1990) [1966]. Британские линкоры, Warrior с 1860 по Vanguard 1950: история проектирования, строительства и вооружения (новое и исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-075-4 .
  • Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN  0-85177-245-5 .
  • Робертс, Джон (1997). Боевые крейсеры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-068-1 .
  • Таррант, В.Е. (1986). Линейный крейсер «Инвинсибл» : История первого линейного крейсера, 1909–16 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-147-1 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e6a339a7d0c8d4eafae4cc2b3b16c63d__1706873700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/3d/e6a339a7d0c8d4eafae4cc2b3b16c63d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Indomitable (1907) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)