Флот открытого моря
Флот открытого моря | |
---|---|
![]() Дредноуты Флота открытого моря | |
Активный | 16 февраля 1907 г. - 10 января 1919 г. |
Страна | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Тип | Флот |
Размер | ~100 кораблей |
Помолвки | Ютландская битва |
Командиры | |
Примечательный командиры | Принц Генрих Хеннинг фон Хольцендорф Фридрих фон Ингеноль Хьюго фон Поль Рейнхард Шеер Франц фон Хиппер Людвиг фон Рейтер |
Флот открытого моря ( нем . Hochseeflotte ) был боевым флотом Германии Императорского флота и участвовал в боевых действиях во время Первой мировой войны . Формирование было создано в феврале 1907 года, когда Флот метрополии ( Heimatflotte ) был переименован в Флот открытого моря. Адмирал Альфред фон Тирпиц был архитектором флота; он представлял себе силу, достаточно мощную, чтобы бросить вызов Королевского флота господству . Кайзер Вильгельм II , немецкий император, отстаивал флот как инструмент, с помощью которого он сможет захватить заморские владения и сделать Германию мировой державой. Сосредоточив мощный боевой флот в Северном море, в то время как Королевский флот должен был рассредоточить свои силы вокруг Британской империи , Тирпиц считал, что Германия сможет достичь баланса сил, который может серьезно подорвать британскую военно-морскую гегемонию. В этом заключалась суть «Теории риска» Тирпица, согласно которой Великобритания не стала бы бросать вызов Германии, если бы флот последней представлял столь значительную угрозу для ее собственного флота.
Основным компонентом флота были его линкоры , обычно организованные в эскадрильи по восемь кораблей, хотя в состав флота также входили различные другие формирования, включая I разведывательную группу . При создании в 1907 году Флот открытого моря состоял из двух эскадр линкоров, а к 1914 году к ним добавилась третья эскадра. Дредноутная революция 1906 г. сильно повлияла на состав флота; Двадцать четыре дредноута флота устарели и требовали замены. К началу войны в середине 1914 года было построено достаточно дредноутов для двух полных эскадрилий; восемь самых современных дредноутов были использованы для формирования третьей эскадрильи. Две дополнительные эскадрильи старых судов были мобилизованы, но позже расформированы.
Во время войны флот провел серию вылазок в Северное море , призванных выманить изолированную часть численно превосходящего Великого британского флота . В ходе этих операций быстроходные линейные крейсеры I разведывательной группы часто использовались для набегов на британское побережье в качестве приманки для Королевского флота. Кульминацией этих операций стала Ютландская битва 31 мая – 1 июня 1916 года, в которой Флот открытого моря противостоял всему Великому флоту. Битва была безрезультатной, но британцы выиграли стратегически, поскольку убедили адмирала Рейнхарда Шеера , командующего немецким флотом, что даже весьма благоприятный исход действий флота не обеспечит Германии победу в войне. Поэтому Шеер и другие ведущие адмиралы посоветовали кайзеру отдать приказ о возобновлении кампании неограниченной подводной войны . Основная обязанность Флота открытого моря в 1917 и 1918 годах заключалась в обеспечении безопасности немецких военно-морских баз в Северном море для операций подводных лодок . Тем не менее флот продолжал совершать вылазки в Северное море и выделять подразделения для специальных операций в Балтийское море против российского Балтийского флота . После поражения Германии в ноябре 1918 года союзники интернировали большую часть флота открытого моря в Скапа-Флоу , где он был в конечном итоге затоплен своими экипажами в июне 1919 года, за несколько дней до подписания воюющими сторонами Версальского договора .
Создание
[ редактировать ]
В 1898 году стал адмирал Альфред фон Тирпиц ; статс-секретарем Имперского военно-морского управления ( Reichsmarineamt —RMA) [1] Тирпиц был ярым сторонником морской экспансии. Во время речи в поддержку Первого военно-морского закона 6 декабря 1897 года Тирпиц заявил, что флот является «вопросом выживания» для Германии. [2] Он также рассматривал Великобританию с ее мощным Королевским флотом как главную угрозу Германии. В беседе с кайзером в первый месяц своего пребывания на посту государственного секретаря он заявил, что «для Германии самым опасным морским противником в настоящее время является Англия». [3] Тирпиц предположил, что для достижения победы атакующему флоту потребуется 33-процентное преимущество в численности, и поэтому решил, что для немецкого флота потребуется соотношение 2:3. Для окончательного общего количества немецких линкоров в 60 Британия должна будет построить 90, чтобы соответствовать соотношению 2:3, предусмотренному Тирпицем. [3]
«Стандарт двух держав» Королевского флота, впервые сформулированный в Законе о военно-морской обороне 1889 года , требовал более крупного флота, чем у двух следующих крупнейших военно-морских держав вместе взятых. [4] Суть «теории риска» Тирпица заключалась в том, что, построив флот с соотношением 2:3, Германия будет достаточно сильна, чтобы даже в случае британской морской победы Королевский флот понес бы настолько серьезный ущерб, что позволил бы третьему - ранговая военно-морская мощь, чтобы достичь превосходства. В теории Тирпица подразумевалось предположение, что британцы примут наступательную стратегию, которая позволит немцам использовать мины и подводные лодки, чтобы сравнять численные шансы, прежде чем начать решающую битву между Гельголандом и Темзой . Тирпиц считал, что Германия выйдет победителем из морской борьбы с Великобританией, поскольку он считал, что Германия обладает превосходными кораблями, управляемыми более подготовленными экипажами, более эффективной тактикой и возглавляемыми более способными офицерами. [3]
В своей первой программе Тирпиц предусматривал флот из девятнадцати линкоров, разделенных на две эскадры по восемь кораблей, один корабль в качестве флагмана и два в резерве. Эскадры были разделены на дивизии по четыре корабля. Этому будут способствовать восемь «Зигфрид » и «Один» классов кораблей береговой обороны , шесть больших и восемнадцать малых крейсеров, а также двенадцать дивизий торпедных катеров , приписанных к Флоту Метрополии ( Heimatflotte ). [5] Этот флот был закреплен Первым военно-морским законом, принятым в Рейхстаге 28 марта 1898 года. [6] Строительство флота должно было быть завершено к 1 апреля 1904 года. Рост международной напряженности, особенно в результате начала англо -бурской войны в Южной Африке и боксерского восстания в Китае, позволил Тирпицу реализовать план расширения флота в 1900 году. Второй военно-морской закон был принят 14 июня 1900 г.; он увеличил численность флота вдвое до 38 линкоров, 20 больших и 38 малых крейсеров. Тирпиц планировал еще больший флот. Еще в сентябре 1899 года он сообщил кайзеру, что ищет как минимум 45 линкоров и потенциально может получить третью двухэскадрилью, всего 48 линкоров. [7]
Гонка военно-морских вооружений
[ редактировать ]
В начальный период немецкой военно-морской экспансии Великобритания не чувствовала особой угрозы. [6] Лорды Адмиралтейства считали, что последствия Второго военно-морского закона не представляют собой значительно более опасной угрозы, чем флот, установленный Первым военно-морским законом; они считали, что важнее сосредоточиться на практической ситуации, а не на предположениях о будущих программах, которые можно легко сократить или полностью сократить. Однако часть британской общественности быстро уловила предполагаемую угрозу, исходящую от немецких строительных программ. [8] Несмотря на пренебрежительную реакцию, Адмиралтейство решило превзойти строительство немецких линкоров. Адмирал Джон Фишер , ставший Первым морским лордом и главой Адмиралтейства в 1904 году, провел радикальные реформы, главным образом для противодействия растущей угрозе, исходящей от расширяющегося немецкого флота. Программы обучения были модернизированы, старые и морально устаревшие суда были списаны, а разрозненные эскадры линкоров были объединены в четыре основных флота, три из которых базировались в Европе. Великобритания также заключила ряд дипломатических договоренностей, включая союз с Японией , который позволил увеличить концентрацию британских линкоров в Северном море. [9]
Реформы Фишера вызвали серьезные проблемы для планов Тирпица; он рассчитывал на рассредоточение британских военно-морских сил в самом начале конфликта, что позволило бы меньшему, но более сконцентрированному флоту Германии достичь локального превосходства. Тирпиц также больше не мог зависеть от более высокого уровня подготовки как немецкого офицерского корпуса, так и рядовых чинов, а также от превосходства более современных и однородных немецких эскадр над разнородным британским флотом. В 1904 году Великобритания подписала сердечное соглашение с Францией, главным военно-морским соперником Великобритании. Уничтожение двух русских флотов во время русско-японской войны в 1905 году еще больше укрепило позиции Великобритании, поскольку оно устранило второго из двух ее традиционных морских соперников. [10] Эти события позволили Британии отказаться от «стандарта двух держав» и сосредоточиться исключительно на том, чтобы превзойти Германию. В октябре 1906 года адмирал Фишер заявил, что «нашим единственным вероятным врагом является Германия. Германия держит весь свой флот всегда сосредоточенным в пределах нескольких часов от Англии. Поэтому мы должны держать флот вдвое более мощный, сосредоточенный в пределах нескольких часов от Германии». [11]
Самый разрушительный удар по плану Тирпица нанес спуск на воду HMS Dreadnought в феврале 1906 года. Новый линкор, вооруженный главной батареей из десяти 12-дюймовых (30-см) орудий, был значительно мощнее любого линкора на плаву. Корабли, способные сражаться с дредноутами, должны были быть значительно крупнее старых дредноутов , что увеличивало их стоимость и требовало дорогостоящих дноуглубительных работ в каналах и гаванях для их размещения. Немецкий военно-морской бюджет уже был на исходе; без нового финансирования Тирпицу пришлось бы отказаться от своего вызова Великобритании. [12] В результате Тирпиц в мае 1906 года предстал перед рейхстагом с просьбой о дополнительном финансировании. Первая поправка ко Второму военно-морскому закону была принята 19 мая и предусматривала финансирование новых линкоров, а также дноуглубительных работ, необходимых в связи с их увеличенными размерами. [6]

В марте 1908 года Рейхстаг принял вторую поправку к Морскому закону, предусматривающую выделение дополнительного миллиарда марок для покрытия растущей стоимости новейших линкоров. Закон также сократил срок службы всех линкоров с 25 до 20 лет, что позволило Тирпицу раньше добиться замены старых кораблей. Третья и последняя поправка, принятая в мае 1912 года, представляла собой компромисс между Тирпицем и умеренными в парламенте. Поправка разрешила строительство трех новых линкоров и двух легких крейсеров. Поправка предусматривала оснащение Флота открытого моря тремя эскадрами по восемь линкоров в каждой, одной эскадрой из восьми линейных крейсеров и восемнадцатью лёгкими крейсерами . Две эскадры из восьми кораблей будут помещены в резерв, а также два броненосных и двенадцать легких крейсеров. [13] К началу войны в августе 1914 года только одна эскадра дредноутов из восьми кораблей — I боевая эскадра — была укомплектована «Нассау» и «Гельголанд» линкорами типа . Вторая эскадра дредноутов — III Battle Squadron — в которую входили четыре «Кайзер» линкора типа — была укомплектована только тогда, когда к началу 1915 года в строй вступили четыре «Кёниг» линкора типа . [14] В результате третья эскадрилья - II боевая эскадрилья до 1916 года оставалась состоящей из дредноутов. [15]
До принятия военно-морского закона 1912 года Великобритания и Германия пытались достичь компромисса с миссией Холдейна , возглавляемой британским военным министром Ричардом Холдейном . Однако миссия по сокращению вооружений закончилась неудачей, и вскоре после этого был объявлен закон 1912 года. Немцы еще в 1911 году знали, что Королевский флот отказался от идеи решающего сражения с немецким флотом в пользу дистанционной блокады входов в Северное море, которое британцы могли легко контролировать благодаря своему географическому положению. позиция. Возникла явная вероятность того, что немецкий флот не сможет начать бой на своих условиях, что сделает его бесполезным в военном отношении. Когда в 1914 году началась война, британцы действительно приняли эту стратегию. В сочетании с ограничительными приказами кайзера, который предпочитал сохранить флот в неприкосновенности, чтобы использовать его в качестве разменной монеты в мирном урегулировании, способность Флота открытого моря влиять на военную ситуацию заметно сократилась. [16]
Стратегия
[ редактировать ]
Довоенное планирование немецкого военно-морского флота предусматривало, что британцы будут вынуждены либо нанести прямой удар по побережью Германии, чтобы разгромить флот открытого моря, либо установить плотную блокаду. Любой вариант действий позволил бы немцам свести на нет численное превосходство Великого флота с помощью подводных лодок и торпедных катеров. Как только будет достигнуто приблизительное равенство сил, Флот открытого моря сможет атаковать и уничтожить британский флот. [17] В стратегии Тирпица подразумевалось предположение, что немецкие корабли лучше спроектированы, имеют лучше подготовленные экипажи и будут использоваться с превосходной тактикой. Кроме того, Тирпиц предполагал, что Великобритания не сможет сосредоточить свой флот в Северном море из-за требований своей глобальной империи. Таким образом, в начале конфликта между двумя державами немцы смогут атаковать Королевский флот, имея местное превосходство. [18]
Британцы, однако, не согласились с прогнозами Тирпица; С момента своего назначения Первым морским лордом в 1904 году Фишер начал крупную реорганизацию Королевского флота. Он сконцентрировал силы британских линкоров в своих водах, начал революцию дредноутов и ввел строгую подготовку личного состава флота. [19] В 1912 году британцы заключили с Францией соглашение о совместной обороне, которое позволило британцам сконцентрироваться в Северном море, в то время как французы защищали Средиземное море. [20] Что еще хуже, британцы начали разрабатывать стратегию отдаленной блокады Германии, начиная с 1904 года; [21] это лишило немецкие легкие корабли возможности уменьшать численное превосходство Великобритании и по существу лишило законной силы военно-морское планирование Германии перед началом Первой мировой войны. [22]
Логистика и персонал
[ редактировать ]
Основной базой Флота открытого моря в Северном море был Вильгельмсхафен на западной стороне Нефритовой бухты ; порт Куксхафен , расположенный в устье Эльбы , был также крупной базой в Северном море. Остров Гельголанд представлял собой укрепленную передовую позицию в Немецкой бухте . [23] Киль был самой важной базой на Балтике, которая поддерживала передовые базы в Пиллау и Данциге . [24] Канал кайзера Вильгельма через Шлезвиг-Гольштейн соединил Балтийское и Северное моря и позволил немецкому флоту быстро перебрасывать военно-морские силы между двумя морями. [25] В мирное время все корабли, находившиеся на действительной службе в составе Флота открытого моря, дислоцировались в Вильгельмсхафене, Киле или Данциге. [26] У Германии была только одна крупная зарубежная база — Цзяочжоу в Китае. [27] где Восточноазиатская эскадра . дислоцировалась [28]
Пароходы того периода, которые сжигали уголь для топки своих котлов, естественно, были привязаны к угольным станциям в дружественных портах. У немецкого военно-морского флота не было достаточных зарубежных баз для непрерывных операций, даже для одиночных кораблей, действовавших в качестве коммерческих рейдеров. [29] Военно-морской флот экспериментировал с устройством для перекачки угля с угольных шахт на военные корабли еще в 1907 году, но эта практика не получила широкого распространения. [30] Тем не менее, немецкие крупные корабли имели дальность плавания не менее 4000 морских миль (7400 км; 4600 миль). [31] более чем достаточно для действий в Атлантическом океане. [Примечание 1]
В 1897 году, когда Тирпиц занял должность государственного секретаря военно-морского управления, Имперский флот насчитывал в общей сложности около 26 000 офицеров, старшин и рядовых различных рангов, родов войск и должностей. К началу войны в 1914 году эта цифра значительно увеличилась примерно до 80 000 офицеров, старшин и солдат. [35] Крупными кораблями обычно командовал Kapitän zur See ( « Капитан в море » ) или Korvettenkapitän ( « капитан корвета » ). [26] Общий экипаж каждого из этих кораблей обычно превышал 1000 офицеров и солдат; [31] легкие крейсеры, прошедшие отбор во флот, имели экипаж от 300 до 550 человек. [36] Экипажи миноносцев флота насчитывали от 80 до 100 офицеров и солдат, хотя некоторые более поздние классы приближались к 200. [37]
История
[ редактировать ]
В начале 1907 года было построено достаточно линкоров «Брауншвейг» и «Дойчланд» классов , чтобы можно было создать вторую полную эскадру. [38] 16 февраля 1907 г. [39] Кайзер Вильгельм переименовал Флот Метрополии в Флот открытого моря. Адмирал принц Генрих Прусский , брат Вильгельма II, стал первым командующим Флотом открытого моря; его флагманом была SMS Deutschland . [38] Находясь в мирное время, флот в течение года проводил регулярные учения с отдельными кораблями, эскадрильями и объединенным флотом. Весь флот совершил несколько походов в Атлантический океан и Балтийское море . [40] Принца Генриха в конце 1909 года сменил вице-адмирал Хеннинг фон Хольцендорф , который прослужил до апреля 1913 года вице-адмирал Фридрих фон Ингеноль , который командовал Флотом открытого моря в первые месяцы Первой мировой войны. . После ухода Хольцендорфа командование принял [41] SMS Friedrich der Grosse заменил Deutschland в качестве флагмана флота 2 марта 1913 года. [42]
Несмотря на рост международной напряженности после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда 28 июня, Флот открытого моря начал свой летний круиз в Норвегию 13 июля. Во время последнего похода Имперского флота в мирное время флот провел учения у Скагена , а затем 25 июля направился к норвежским фьордам. На следующий день флот начал возвращаться в Германию в результате ультиматума Австро- Венгрии Сербии . 27-го числа весь флот собрался у мыса Скуденес перед возвращением в порт, где корабли оставались в повышенной готовности. [42] На следующий день разразилась война между Австро-Венгрией и Сербией, и в течение недели к конфликту присоединились все основные европейские державы. [43]
Первая мировая война
[ редактировать ]
Флот открытого моря провел ряд зачисток и наступлений в Северное море. Первое произошло 2–3 ноября 1914 г., хотя никаких британских войск обнаружено не было. Ингеноль, командующий Флотом открытого моря, принял стратегию, согласно которой линейные крейсеры -адмирала Франца фон Хиппера контр I разведывательной группы совершали набеги на британские прибрежные города, чтобы выманить части Великого флота, где они могли быть уничтожены Флотом открытого моря. . [44] Рейд на Скарборо, Хартлпул и Уитби 15–16 декабря 1914 г. был первой такой операцией. [45] Вечером 15 декабря немецкий боевой флот, состоящий примерно из двенадцати дредноутов и восьми преддредноутов, оказался в пределах 10 миль (19 км; 12 миль) от изолированной эскадры из шести британских линкоров. Однако стычки между экранами эсминцев -соперников в темноте убедили Ингеноля, что он столкнулся со всем Великим Флотом . По приказу кайзера, чтобы избежать ненужного риска для флота, Ингеноль разорвал бой и повернул флот обратно в сторону Германии. [46]
После потери СМС Блюхера в битве при Доггер-банке в январе 1915 года кайзер 2 февраля отстранил Ингеноля от своего поста. Адмирал Гуго фон Поль сменил его на посту командующего флотом. [47] В 1915 году Поль провел серию наступлений флота; в первом, 29–30 марта, флот вышел к северу от Терсхеллинга и вернулся без происшествий. Другой последовал 17–18 апреля, когда флот прикрывал минную операцию II разведывательной группы. Три дня спустя, 21–22 апреля, Флот открытого моря двинулся к Доггер-банке , но снова не встретил никаких британских войск. [48] 29–30 мая последовал еще один вылет, во время которого флот продвинулся до Схирмонникога, но из-за ненастной погоды был вынужден повернуть назад. 10 августа флот направился к северу от Гельголанда, чтобы прикрыть возвращение вспомогательного крейсера « Метеор» . Через месяц, 11–12 сентября, флот прикрывал очередную минную операцию у банки Сварте . Последняя операция года, проведенная 23–24 октября, представляла собой безрезультатное продвижение в направлении рифа Хорнс . [48]
Вице-адмирал Рейнхард Шеер стал главнокомандующим Флотом открытого моря 18 января 1916 года, когда Поль слишком заболел, чтобы продолжать занимать этот пост. [49] Шеер выступал за гораздо более агрессивную политику, чем политика его предшественника, и выступал за более широкое использование подводных лодок и дирижаблей в скоординированных атаках на Великий флот; В феврале 1916 года Шеер получил одобрение кайзера на осуществление своих намерений. [50] Шеер приказал флоту провести зачистку Северного моря 26 марта, 2–3 апреля и 21–22 апреля. 24–25 апреля линейные крейсеры совершили еще один рейд на английское побережье , во время которого флот оказывал дистанционную поддержку. [51] Шеер планировал еще один рейд на середину мая, но линейный крейсер «Зейдлиц» подорвался на мине во время предыдущего рейда, и ремонтные работы вынудили отложить операцию до конца месяца. [52]
Ютландская битва
[ редактировать ]
Флот адмирала Шеера, состоящий из 16 дредноутов, шести преддредноутов, шести легких крейсеров и 31 торпедного катера, покинул «Нефрит» рано утром 31 мая. Флот действовал совместно с пятью линейными крейсерами Хиппера, крейсерами поддержки и торпедными катерами. [53] Королевского флота Комната 40 перехватила и расшифровала немецкий радиопереговор, содержащий планы операции. Адмиралтейство приказало Великому флоту, насчитывавшему около 28 дредноутов и 9 линейных крейсеров, совершить накануне вечером вылазку, чтобы отрезать и уничтожить Флот открытого моря. [54]
В 16:00 по всемирному координированному времени два линейных крейсера столкнулись друг с другом и начали перестрелку на юге, обратно к боевому флоту Шира. [55] Достигнув Флота открытого моря, линейные крейсеры вице-адмирала Дэвида Битти повернули обратно на север, чтобы заманить немцев к быстро приближающемуся Великому флоту под командованием адмирала Джона Джеллико . [56] Во время движения на север передовые корабли Шеера вступили в бой «Куин Элизабет» класса с линкорами 5-й боевой эскадры . [57] К 18:30 Большой флот прибыл на место происшествия и был развернут на позиции, которая должна была пересечь букву «Т» Шира с северо-востока. Чтобы вывести свой флот из этого опасного положения, Шеер приказал 16 пунктов . повернуть на юго-запад на [58] В 18:55 Шеер решил провести еще один разворот на 16 пунктов, чтобы начать атаку на британский флот. [59]
Этот маневр снова поставил Шеера в опасное положение; Джеллико повернул свой флот на юг и снова пересек букву «Т» Шира. [60] Последовал третий разворот на 16 пунктов; Изувеченные линейные крейсеры Хиппера атаковали британскую линию, чтобы прикрыть отступление. [61] Затем Шеер приказал флоту перейти в ночной крейсерский строй, который был завершен к 23:40. [62] Последовала серия ожесточенных боев между линкорами Шеера и заслоном эсминца Джеллико, хотя немцам удалось прорваться сквозь эсминцы и добраться до рифа Хорнс. [63] Флот открытого моря достиг Джейд между 13:00 и 14:45 1 июня; Шеер приказал неповрежденным линкорам I боевой эскадры занять оборонительную позицию на Нефритовом рейде , в то время как линкоры типа «Кайзер» должны были поддерживать состояние готовности недалеко от Вильгельмсхафена. [64] Флот открытого моря потопил больше британских судов, чем Великий флот потопил немецких, хотя ведущие линкоры Шеера понесли ужасные потери. Несколько крупных кораблей, в том числе SMS König , который был первым судном в линейке, и большинство линейных крейсеров, находились в сухом доке для капитального ремонта в течение как минимум двух месяцев. На 1 июня у британцев было двадцать четыре крупных корабля в боевом состоянии по сравнению с лишь десятью немецкими военными кораблями. [65]
Последующие операции
[ редактировать ]
К августу было отремонтировано достаточно военных кораблей, чтобы позволить Шееру провести еще одну операцию флота 18–19 августа . Из-за серьезных повреждений, понесенных «Зейдлицом» и «СМС Дерффлингер» , и потери «СМС Лютцов» в Ютландии, единственными линейными крейсерами, доступными для операции, были «СМС фон дер Танн» и «СМС Мольтке» , к которым присоединились « СМС Маркграф» , «СМС Гроссер Курфюрст» и новый Линкор СМС Бавария . [66] Шеер повернул на север после получения ложного сообщения от дирижабля о британском подразделении в этом районе. [48] В результате бомбардировка не была проведена, и к 14:35 Шеер был предупрежден о приближении Великого флота, поэтому развернул свои силы и отступил в немецкие порты. [67] Еще один вылет флота состоялся 18–19 октября 1916 года для атаки вражеских кораблей к востоку от Доггер-Бэнка. Несмотря на предупреждение радиоразведки, Великий флот не предпринял попыток перехвата. Однако операция была отменена из-за плохой погоды после того, как крейсер «Мюнхен» был торпедирован британской подводной лодкой HMS E38 . [68] 1 декабря флот был реорганизован; [48] четыре линкора класса «Кёниг» остались в III эскадре вместе с недавно вошедшим в строй «Баварией» , а пять кораблей класса «Кайзер» были переданы в IV эскадру. [69] В марте 1917 года в строй вступил новый линкор «Баден» , построенный в качестве флагмана флота; [70] 17-го числа Шеер стащил свой флаг у Фридриха дер Гроссе и перенес его в Баден . [48]
Война, продолжавшаяся уже четвертый год, уже к 1917 году отразилась на экипажах кораблей Флота открытого моря. Стали появляться акты пассивного сопротивления, такие как вывешивание антивоенных лозунгов на линкорах «СМС Ольденбург» и «СМС Позен» в январе 1917 года. [71] В июне и июле экипажи начали вести более активные формы сопротивления. Эти действия включали отказы от работы, голодовки и самовольные отпуска со своих кораблей. [72] Беспорядки достигли апогея в августе, когда серия протестов, антивоенных выступлений и демонстраций привела к аресту десятков моряков. [73] Шеер приказал арестовать более 200 человек с линкора «Принцрегент Луитпольд» , центра антивоенной деятельности. Последовала серия военных трибуналов, в результате которых было вынесено 77 обвинительных приговоров; только двоих, Альбина Кёбиса и Макса Райхпича . девять человек были приговорены к смертной казни за свою роль, но казнили [74]

В начале сентября 1917 года, после завоевания немцами российского порта Рига , немецкий флот решил уничтожить российские военно-морские силы, которые все еще удерживали Рижский залив . Верховное командование ВМФ ( Адмиралштаб ) планировало операцию под кодовым названием «Операция Альбион» по захвату балтийского острова Эзель и, в частности, российских артиллерийских батарей на полуострове Сворбе . [75] 18 сентября был отдан приказ о совместной операции с армией по захвату Эзель и Луны островов ; Основной военно-морской компонент должен был включать флагманский корабль «Мольтке» , а также III и IV боевые эскадры Флота открытого моря. [76] Операция началась утром 12 октября, когда Мольтке и корабли III эскадры вступили в бой с русскими позициями в заливе Тагга , в то время как IV эскадра обстреляла русские артиллерийские батареи на полуострове Сворбе на острове Эзель. [77] К 20 октября бои на островах пошли на убыль; Мун, Эзель и Даго находились во владении Германии. Накануне Адмиралштаб отдал приказ о прекращении морских действий и скорейшем возвращении дредноутов в состав Флота открытого моря. [78]
Адмирал Шеер использовал легкие надводные силы для нападения на британские конвои в Норвегию, начиная с конца 1917 года. В результате Королевский флот выделил для защиты конвоев эскадру линкоров, что дало Шееру возможность уничтожить отдельную эскадру Великого флота. . Операция требовала, чтобы линейные крейсеры Хиппера атаковали конвой и его эскорт 23 апреля, в то время как линкоры Флота открытого моря стояли в поддержке. 22 апреля немецкий флот собрался на рейде Шиллиг возле Вильгельмсхафена и отбыл на следующее утро. [79] Несмотря на успех в достижении маршрута конвоя незамеченным, операция провалилась из-за ошибочных разведданных. Сообщения с подводных лодок показали Шееру, что конвои отходили в начале и середине каждой недели, но конвой, направлявшийся на запад, покинул Берген во вторник, 22-го числа, а группа, направлявшаяся на восток, покинула Метил , Шотландия, 24-го числа. Четверг. В результате у Хиппера не было конвоя, который он мог бы атаковать. [80] Битти совершил вылазку с отрядом из 31 линкора и четырех линейных крейсеров, но было слишком поздно, чтобы перехватить отступающих немцев. Немцы достигли своих оборонительных минных полей рано утром 25 апреля, хотя примерно в 40 морских милях (74 км; 46 миль) от Гельголанда Мольтке была торпедирована подводной лодкой E42 ; она успешно вернулась в порт. [81]
Интернирование в Скапа-Флоу
[ редактировать ]Последние действия флота были запланированы на конец октября 1918 года, за несколько дней до перемирия вступления в силу . Основная часть Флота открытого моря должна была выйти со своей базы в Вильгельмсхафене, чтобы вступить в бой с Великим британским флотом; Шеер — к тому времени гросс-адмирал ( гросс-адмирал ) флота — намеревался нанести как можно больший ущерб британскому флоту, чтобы сохранить лучшую переговорную позицию для Германии, несмотря на ожидаемые потери. Однако многие из уставших от войны моряков считали, что операция нарушит мирный процесс и продлит войну. [82] Утром 29 октября 1918 года был отдан приказ на следующий день отплыть из Вильгельмсхафена. Начиная с ночи 29 октября моряки на Тюрингии , а затем и на нескольких других линкорах подняли мятеж . [83] Беспорядки вынудили Хиппера и Шира отменить операцию. [84] Узнав о ситуации, кайзер заявил: «У меня больше нет военно-морского флота». [85]

После капитуляции Германии в ноябре 1918 года большая часть Флота открытого моря под командованием контр-адмирала Людвига фон Рейтера была интернирована на британской военно-морской базе Скапа-Флоу . [84] Перед уходом немецкого флота адмирал Адольф фон Трота дал понять Рейтеру, что он не может позволить союзникам захватить корабли ни при каких условиях. [86] Флот встретился с британским лёгким крейсером «Кардифф» , который повёл корабли к флоту союзников, который должен был сопровождать немцев в Скапа-Флоу. Массивная флотилия состояла примерно из 370 британских, американских и французских военных кораблей. [87] После того, как корабли были интернированы, их орудия были выведены из строя путем снятия затворов , а их экипажи сократились до 200 офицеров и рядовых на каждом из крупных кораблей. [88] 10 января 1919 года Флот открытого моря был официально расформирован. [89]
Флот оставался в плену во время переговоров, которые в конечном итоге привели к заключению Версальского договора . Рейтер полагал, что британцы намеревались захватить немецкие корабли 21 июня 1919 года, что было крайним сроком для подписания Германией мирного договора. Не зная, что крайний срок продлен до 23 числа, Рейтер приказал потопить корабли при первой же возможности. Утром 21 июня британский флот покинул Скапа-Флоу для проведения учебных маневров, и в 11:20 Рейтер передал приказ своим кораблям. [86] Из интернированного флота только один линкор «Баден» , три легких крейсера и восемнадцать эсминцев были спасены от затопления британским персоналом гавани. Королевский флот, первоначально выступавший против спасательных операций, решил разрешить частным фирмам попытаться поднять суда на слом. [90] Компания Cox and Danks, основанная Эрнестом Коксом, провела большую часть спасательных операций, в том числе поднятых самых тяжелых судов. [91] После ухода Кокса из-за финансовых потерь в начале 1930-х годов компания Metal Industries Group , Inc. взяла на себя операцию по спасению оставшихся кораблей. Было поднято еще пять крупных кораблей, хотя три — СМС Кёниг , СМС Кронпринц и СМС Маркграф — оказались слишком глубокими, чтобы их можно было поднять. Они остаются на дне Скапа-Флоу вместе с четырьмя легкими крейсерами. [92]
Наследие
[ редактировать ]Флот открытого моря, особенно его бессилие во время войны и окончательная судьба, сильно повлиял на более поздние немецкие военно-морские силы, Рейхсмарине и Кригсмарине . Бывшие офицеры Имперского флота продолжали служить в последующих учреждениях, в том числе у адмирала Эриха Редера , бывшего начальника штаба Хиппера, который стал главнокомандующим Рейхсмарине . Редер выступал за торговые рейды на большие расстояния с помощью надводных кораблей, вместо того, чтобы создавать большой надводный флот, чтобы бросить вызов Королевскому флоту, что он считал тщетным предприятием. Его первоначальная версия Плана Z , программы строительства Кригсмарине в конце 1930-х годов, предусматривала использование большого количества крейсеров P-класса отклонил его предложение , легких крейсеров дальнего действия и разведывательных сил для нападения на вражеские корабли, хотя Адольф Гитлер . которые предпочитали большой флот линкоров. [93]
См. также
[ редактировать ]- Организация флота открытого моря в Ютландском сражении .
- Организация флота открытого моря в конце октября 1918 года .
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Например, линейный крейсер Мольтке посетил США в середине 1912 года. [32] а флотилия, состоящая из линкоров «Кайзер» и «Кениг Альберт» и легкого крейсера «Страсбург», обошла Южную Америку до Вальпараисо , Чили. [33] Кроме того, в 1908–1911 годах Флот открытого моря совершил несколько учебных походов в Среднюю Атлантику. [34]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хервиг, с. 33
- ^ Хервиг, с. 35
- ^ Jump up to: а б с Хервиг, с. 36
- ^ Сондхаус, стр. 160–161
- ^ Падфилд, с. 45
- ^ Jump up to: а б с Гардинер и Грей, с. 134
- ^ Хервиг, с. 42
- ^ Падфилд, с. 94
- ^ Хервиг, стр. 48–49
- ^ Хервиг, с. 49
- ^ Хервиг, с. 50
- ^ Хервиг, стр. 56–57
- ^ Гардинер и Грей, с. 135
- ^ Гардинер и Грей, стр. 145–147.
- ^ Гардинер и Грей, с. 141
- ^ Гардинер и Грей, стр. 135–136.
- ^ Таррант, с. 21
- ^ Хервиг, стр. 36–37
- ^ Хервиг, с. 92
- ^ Хервиг, с. 79
- ^ Ламберт, с. 39
- ^ Хервиг, стр. 149–150
- ^ Халперн, с. 10
- ^ Халперн, с. 182
- ^ Халперн, с. 179
- ^ Jump up to: а б Хервиг, с. 114
- ^ Хервиг, стр. 104–105
- ^ Халперн, с. 66
- ^ Халперн, с. 67
- ^ «Новое устройство для угольных кораблей», стр. 65–66.
- ^ Jump up to: а б Гренер, стр. 23–28, 52–56
- ^ Штабные немецкие линейные крейсеры , с. 15
- ^ Персонал (Том 2), стр. 10–11.
- ^ Персонал (Том 1), с. 8
- ^ Хервиг, с. 111
- ^ Грёнер, стр. 104–115
- ^ Гардинер и Грей, стр. 164–172.
- ^ Jump up to: а б Хервиг, с. 45
- ^ Персонал (Том 1), с. 7
- ^ Персонал (Том 1), стр. 7–8.
- ^ Хервиг, с. 262
- ^ Jump up to: а б Персонал (Том 2), с. 14
- ^ Хейман, с. XIX
- ^ Хервиг, стр. 149–150
- ^ Таррант, с. 31
- ^ Таррант, стр. 31–33.
- ^ Таррант, стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б с д и Персонал (Том 2), с. 15
- ^ Свитман, с. 394
- ^ Таррант, с. 50
- ^ Персонал (Том 2), с. 11
- ^ Таррант, с. 58
- ^ Таррант, с. 62
- ^ Таррант, стр. 63–64.
- ^ Кэмпбелл, с. 34
- ^ Беннет, с. 73
- ^ Таррант, с. 116
- ^ Таррант, с. 153
- ^ Таррант, с. 165
- ^ Беннетт, с. 106
- ^ Таррант, стр. 177–181.
- ^ Кэмпбелл, с. 275
- ^ Кэмпбелл, с. 274
- ^ Таррант, с. 263
- ^ Халперн, с. 327
- ^ Персонал (Том 2), с. 35
- ^ Мэсси, с. 683
- ^ Бизли, с. 167
- ^ Халперн, с. 214
- ^ Персонал (Том 2), с. 43
- ^ Вудворд, стр. 66–67.
- ^ Вудворд, стр. 70–72.
- ^ Вудворд, стр. 72–73.
- ^ Вудворд, с. 77
- ^ Халперн, с. 213
- ^ Халперн, стр. 214–215.
- ^ Халперн, с. 215
- ^ Халперн, с. 219
- ^ Халперн, с. 418
- ^ Халперн, с. 419
- ^ Халперн, с. 420
- ^ Таррант, стр. 280–281.
- ^ Таррант, стр. 281–282.
- ^ Jump up to: а б Таррант, с. 282
- ^ Хервиг, с. 252
- ^ Jump up to: а б Хервиг, с. 256
- ^ Хервиг, стр. 254–255
- ^ Хервиг, с. 255
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 31.
- ^ ван дер Ват, с. 199
- ^ ван дер Ват, стр. 200–210
- ^ ван дер Ват, стр. 210–214
- ^ Гардинер и Шено, стр. 218–220
Ссылки
[ редактировать ]- Бизли, Патрик (1984). Комната 40: Британская военно-морская разведка, 1914–1918 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-281468-0 .
- Беннетт, Джеффри (2006). Ютландское сражение . Лондон: Военная классика «Перо и меч». ISBN 1-84415-300-2 .
- Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 1-55821-759-2 .
- Гардинер, Роберт; Шено, Роджер, ред. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-913-8 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
- Хервиг, Хольгер (1980). «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хейман, Нил М. (1997). Первая мировая война . Вестпорт: Издательская группа Greenwood. ISBN 0-313-29880-7 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0210-7 .
- Ламберт, Николас (2012). Планирование Армагеддона . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-67406-149-1 .
- Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 978-0-345-40878-5 .
- «Новый аппарат для угольных кораблей». Промышленный журнал . 6 (1). Коллингвуд: Браунинг Пресс: 65–66. 1907.
- Падфилд, Питер (2005). Великая морская гонка: англо-германское военно-морское соперничество 1900–1914 гг . Эдинбург: Бирлинн. ISBN 978-1-84341-013-3 .
- Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-21478-0 .
- Персонал, Гэри (2006). Немецкие линейные крейсеры: 1914–1918 гг . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 1-84603-009-9 .
- Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 (Том 1) . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-467-1 .
- Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 (Том 2) . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-468-8 .
- Свитман, Джек (1997). Великие адмиралы: командование на море, 1587–1945 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-229-1 .
- Таррант, В.Е. (1995). Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN 0-304-35848-7 .
- ван дер Ват, Дэн (1986). Великий Скаттл . Вустер: ISBN Billing & Sons Ltd. 0-86228-099-0 .
- Вудворд, Дэвид (1973). Крах власти: мятеж на флоте открытого моря . Arthur Barker Ltd. Лондон: ISBN 0-213-16431-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хобсон, Рольф (2002). Империализм на море: военно-морская стратегическая мысль, идеология морской мощи и план Тирпица, 1875–1914 гг . Исследования по истории Центральной Европы. Академический паб «Брилл». ISBN 978-0391041059 .
- Шеер, Рейнхард (1920). Морской флот Германии в мировой войне . Касселл и Компания, ООО. OCLC 2765294 .