Затопление немецкого флота в Скапа-Флоу.
Затопление немецкого флота в Скапа-Флоу. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() «Бавария» тонет за кормой | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Первая боевая эскадрилья | Флот открытого моря | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто |
|
21 июня 1919 года, вскоре после окончания Первой мировой войны , Имперского германского военно-морского флота был флот открытого моря затоплен своими моряками, когда он удерживался у гавани базы британского Королевского флота в Скапа-Флоу , на Оркнейских островах Шотландии. . Флот был интернирован там по условиям перемирия от 11 ноября 1918 года, пока велись переговоры о его судьбе. Опасаясь, что либо британцы захватят корабли в одностороннем порядке, либо правительство Германии в то время может отказаться от Версальского договора и возобновить военные действия (в этом случае корабли могут быть использованы против Германии), адмирал Людвиг фон Рейтер решил затопить флот. . [ 1 ]
Вмешавшимся британским сторожевым кораблям удалось вывести на берег некоторые корабли, но 52 из 74 интернированных судов затонули. Многие из затонувших кораблей были спасены в течение следующих двух десятилетий и отбуксированы на слом . Те, что остались, являются популярными местами для дайвинга и источником низкофоновой стали . [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Подписание перемирия 11 ноября 1918 года с Германией в Компьене (Франция) фактически положило конец Первой мировой войне. Союзные державы флот Германии согласились, что подводный должен быть сдан без возможности возврата, но не смогли договориться о порядке действий в отношении немецкого надводного флота. Американцы предложили интернировать корабли в нейтральном порту до тех пор, пока не будет принято окончательное решение, но две страны, к которым обратились – Норвегия и Испания – отказались. Адмирал Росслин Уэмисс предложил интернировать флот в Скапа-Флоу с небольшой командой немецких моряков и временно охранять его Великим флотом . [ 3 ]
Условия были переданы Германии 12 ноября 1918 года и предписывали им подготовить флот открытого моря к отплытию к 18 ноября, иначе союзники оккупируют Гельголанд . [ 3 ]

В ночь на 15 ноября контр-адмирал Гуго Мёрер , представитель адмирала Франца фон Хиппера , встретился с адмиралом Дэвидом Битти корабля Битти на борту флагманского , HMS Queen Elizabeth . Битти представил Мёреру условия, которые были расширены на второй встрече на следующий день. Подводные лодки должны были сдаться контр-адмиралу Реджинальду Тирвитту в Харвиче под наблюдением Харвичских сил . Надводный флот должен был дойти до Ферт-оф-Форта и сдаться Битти. Затем корабли будут доставлены в Скапа-Флоу и интернированы в ожидании результатов мирных переговоров. Мойрер попросил продлить срок, понимая, что матросы все еще находятся в мятежном настроении (что ранее привело к мятежу в Вильгельмсхафене ), и что офицерам может быть трудно заставить их подчиняться приказам. В конце концов Мёрер подписал условия после полуночи. [ 3 ]
Сдача флота
[ редактировать ]

Первыми сданными судами были подводные лодки, которые начали прибывать в Харвич 20 ноября 1918 года; В конечном итоге было передано 176 человек. Хиппер отказался возглавить надводный флот на капитуляцию, поручив эту задачу контр-адмиралу Людвигу фон Ройтеру . [ 3 ] флот встретил легкий крейсер HMS Cardiff (D58) Утром 21 ноября и повел на место встречи с более чем 370 кораблями Великого флота и других военно-морских сил союзников. Всего было 70 немецких кораблей; « у линкора Кёниг» и лёгкого крейсера «Дрезден» возникла проблема с двигателем, и их пришлось оставить. Эсминец V30 мине при переходе подорвался на и затонул. [ 3 ]
Немецкие корабли были препровождены в залив Ферт-оф-Форт, где они бросили якорь. Битти подал им знак:
Сегодня на закате немецкий флаг будет спущен и больше не будет подниматься без разрешения. [ 3 ] [ 4 ]
Затем с 25 по 27 ноября флот был переведен в Скапа-Флоу ; эсминцы — в Гаттер-Саунд , а линкоры и крейсеры — к северу и западу от острова Кава . [ 5 ] В конечном итоге там было интернировано в общей сложности 74 корабля, Кениг и Дрезден прибыли 6 декабря в сопровождении эсминца V129 , пришедшего на смену затонувшему V30 . был линкор «Баден» . Последним кораблем, прибывшим 9 января 1919 года, [ 6 ] Первоначально интернированные корабли охранялись отрядом линейных крейсеров (позже сокращенным до эскадры линейных крейсеров ), которым последовательно командовали вице-адмирал Уильям Пакенхэм , контр-адмирал Генри Оливер и контр-адмирал Роджер Киз . 1 мая 1919 года вице-адмирал сэр Артур Левесон и Вторая боевая эскадра Атлантического флота взяли на себя обязанности по охране, а 18 мая их сменил вице-адмирал сэр Сидней Фримантл и Первая боевая эскадра . [ 7 ]
В плену
[ редактировать ]

Военно-морской историк Артур Мардер описал положение дел на борту немецких кораблей во время интернирования как «полную деморализацию». Он назвал четыре причины, усугубившие ситуацию: отсутствие дисциплины, плохое питание, отсутствие отдыха и медленная работа почты. Совокупный результат этих проблем создал «неописуемую грязь на некоторых кораблях». [ 8 ] 29 ноября заместитель командующего Великим флотом адмирал сэр Чарльз Мэдден написал своему зятю и бывшему начальнику лорду Джеллико , что «все предлагаемые приказы рассматриваются и подписываются мужским комитетом, прежде чем они будут приняты». выполняются, а затем проводятся как удобно». Сообщается, что при посещении интернированного корабля немецкие офицеры «онемели от стыда». [ 9 ] Продукты питания присылали из Германии два раза в месяц, но они были однообразными и некачественными. Ловля рыбы и чаек давала пищевую добавку и некоторый отдых. Также было отправлено большое количество бренди. Отдых для мужчин был ограничен их кораблями, поскольку британцы не разрешили никому из интернированных моряков сойти на берег или посетить любые другие немецкие корабли. Британским офицерам и солдатам разрешалось посещать страну только по официальным делам. [ 10 ] Исходящие сообщения в Германию с самого начала подвергались цензуре, а позже и входящие. Немецким морякам выдавалось 300 сигарет в месяц или 75 сигар. В интернированном флоте были немецкие врачи, но не было дантистов, а британцы отказались оказывать стоматологическую помощь. [ 11 ] [ 12 ]
Командование интернированными кораблями осуществлялось через Рейтера, под его флагом находился линкор «Фридрих дер Гроссе» . В его распоряжении был британский дрифтер для посещения кораблей и отдачи письменных приказов по неотложным делам, а его сотрудникам время от времени разрешалось посещать другие корабли для организации репатриации офицеров и солдат. [ 13 ] Рейтер, здоровье которого было плохим, 25 марта потребовал передать его флаг на легкий крейсер «Эмден» после того, как ему неоднократно мешали спать из-за того, что группа революционных моряков, называемых «Красной гвардией», топала по крыше его каюты. [ 7 ] [ 11 ] В течение семи месяцев число людей под его командованием постоянно сокращалось с 20 000 человек, прибывших на кораблях в ноябре. Четыре тысячи вернулись в Германию 3 декабря, 6000 6 декабря и 5000 12 декабря, в результате чего осталось 4815 человек, из которых примерно 100 репатриировались в месяц. [ 14 ]

Переговоры о судьбе кораблей велись на Парижской мирной конференции . Французы и итальянцы хотели по четверти кораблей. Британцы хотели их уничтожения, поскольку знали, что любое перераспределение нанесет ущерб пропорциональному преимуществу в численности, которое они имели по сравнению с другими флотами. [ 11 ] Согласно статье XXXI перемирия немцам не разрешалось уничтожать свои корабли. И адмиралы Битти, и Мэдден одобрили планы по захвату немецких кораблей в случае попытки затопления; Адмиралы Киз и Левесон рекомендовали в любом случае захватить корабли и интернировать экипажи на берегу острова Нигг , но их предложения не были приняты во внимание. [ 15 ] Их беспокойство было небезосновательным, поскольку еще в январе 1919 года Рейтер упомянул о возможности затопления флота своему начальнику штаба. [ 16 ] Узнав о возможных условиях Версальского договора в мае 1919 года, он начал готовить детальные планы по затоплению своих кораблей. [ 17 ] Адмирал Эрих Редер позже писал, что Рейтер был проинформирован о том, что флот должен быть затоплен любой ценой. [ 18 ] Дальнейшее сокращение экипажей с отправкой двух транспортов в Германию 18 июня 1919 года означало, что у Рейтера остались надежные люди для проведения подготовки. [ 19 ] В тот день он разослал приказы, пункт 11 которого гласил: «Я намерен потопить корабли только в том случае, если противник попытается завладеть ими без согласия нашего правительства. Если наше правительство согласится на мирные условия, до сдачи кораблей, тогда и корабли будут переданы, к вечному позору тех, кто поставил нас в такое положение». [ 19 ] Его приказы были отправлены интернированным кораблям 18 июня. [ 19 ]
Между тем подписание Версальского договора было назначено на полдень 21 июня 1919 года. [ 20 ] Первая боевая эскадра готовилась к абордажу немецких кораблей, чтобы проверить наличие признаков того, что флот готовится к затоплению. 13 июня адмирал Мэдден лично запросил в Адмиралтействе ежедневную политическую оценку, начиная с 17 июня, чтобы быть готовым к действию, но, как вскоре после этого Мэдден рассказал Битти, «у них не было надежных указаний на отношение Германии к миру». условия". Адмирал Фримантл представил Мэддену 16 июня план захвата немецких кораблей в полночь 21/22 июня, после того как договор должен был быть подписан. Мэдден одобрил план 19 июня, но только после того, как ему сообщили, что крайний срок подписания договора продлен до 19:00 23 июня, и он не проинформировал официально Фримантла. [ 21 ] Новости о продлении в тот же день Фримантл увидел в газете и предположил, что это правда. [ 21 ] В течение некоторого времени он получал приказ от Мэддена тренировать свои линкоры против торпедных атак, что требовало хорошей погоды для восстановления торпед. Погода в ночь на 20 июня была благоприятной, поэтому Фримантл приказал Первой боевой эскадре выйти в море в 09:00 следующего дня, 21 июня. [ 21 ] Операция по захвату немецких кораблей была отложена до ночи возвращения его эскадры в Скапа-Флоу 23 июня, после того как срок подписания договора истек. [ 22 ] Позже Фримантл утверждал, что перед отъездом из Скапы он неофициально сообщил Рейтер, что перемирие все еще действует. [ 23 ]
Флот затоплен
[ редактировать ]Около 10:00 21 июня 1919 года агентство Рейтер послало сигнал флага , приказывая флоту ожидать сигнала к потоплению. Примерно в 11.20 был послан флаговый сигнал: «Всем командирам и командиру миноносцев. Параграф одиннадцатый сегодняшнего дня. Принимаю. Начальник интернированной эскадрильи». [ 24 ] Сигнал повторялся семафором и прожекторами. [ 25 ] Сразу же началось затопление: были открыты забортные и паводковые клапаны, проломлены внутренние водопроводные трубы и открылись сливные краны на канализационных цистернах. [ 26 ] Иллюминаторы уже были ослаблены, водонепроницаемые двери и крышки конденсатора остались открытыми, а на некоторых кораблях в переборках были просверлены отверстия, и все это для того, чтобы облегчить распространение воды после начала затопления. [ 26 ] Один командир немецкого корабля записал, что до 21 июня забортные краны были установлены на поворотном механизме и обильно смазаны, а рядом с клапанами были помещены большие молотки. [ 27 ]

Заметного эффекта не было до полудня, когда «Фридрих дер Гроссе» начал сильно крениться на правый борт, и все корабли подняли на грот-мачтах императорский немецкий флаг . Затем экипажи начали покидать корабль. [ 28 ] В состав британских военно-морских сил, оставшихся в Скапа-Флоу, входили три эсминца, один из которых находился в ремонте, семь траулеров и несколько дрифтеров . [ 24 ] [ 25 ] Фримантл начал получать новости о затоплении в 12:20 и отменил учения своей эскадрильи в 12:35, направляясь на полной скорости обратно в Скапа-Флоу. Он и группа кораблей прибыли в 14:30 как раз вовремя, чтобы увидеть на плаву только большие корабли. Он связался по рации с приказом всем доступным судам не допустить, чтобы немецкие корабли затонули или выброшены на берег. [ 29 ] Последним немецким кораблем, затонувшим стал линейный крейсер «Гинденбург» . в 17:00, [ 25 ] к этому времени было потоплено 15 крупных кораблей, и выжил только Баден . Также были потоплены пять легких крейсеров и 32 эсминца. Девять немецких моряков были застрелены и около 16 ранены на борту спасательных шлюпок, плывущих к берегу. [ 30 ]

Во второй половине дня 1774 немца были подобраны и перевезены линкорами Первой боевой эскадры в Инвергордон . [ 31 ] Фримантл разослал общий приказ, в котором объявлялось, что с немцами следует обращаться как с военнопленными за нарушение перемирия, и что они будут отправлены в лагеря для военнопленных в Нигге. Рейтер и несколько его офицеров были доставлены на квартердек HMS Revenge , где Фримантл - через переводчика - осудил их действия как бесчестные, в то время как Рейтер и его люди смотрели на них «с невыразительными лицами». [ 32 ] Адмирал Фримантл впоследствии заметил в частном порядке: «Я не мог удержаться от чувства некоторой симпатии к Рейтеру, который сохранил свое достоинство, когда против его воли оказался в крайне неприятном и оскорбительном положении». [ 33 ]
Реакции
[ редактировать ]

Французы были разочарованы отсутствием немецкого флота, надеясь приобрести хотя бы часть кораблей. [ 3 ] Адмирал Вемисс в частном порядке заметил:
Я рассматриваю гибель немецкого флота как настоящее благословение. Это решает раз и навсегда щекотливый вопрос о перераспределении этих кораблей. [ 3 ]
Адмирал Рейнхард Шеер заявил:
Я радуюсь. Пятно капитуляции было стерто с герба немецкого флота. Гибель этих кораблей доказала, что дух флота не умер. Этот последний поступок верен лучшим традициям немецкого военно-морского флота. [ 3 ]
Последствия
[ редактировать ]Из 74 немецких кораблей в Скапа-Флоу были потоплены 15 из 16 крупных кораблей , 5 из 8 крейсеров и 32 из 50 эсминцев. [ 4 ] Остальные либо остались на плаву, либо были отбуксированы на мелководье и выброшены на берег. Выброшенные на берег корабли позже были переданы союзным военно-морским силам, но большинство затонувших кораблей первоначально были оставлены на дне Скапа-Флоу, причем затраты на их спасение были сочтены неоправданными из-за переизбытка оставшегося металлолома. после окончания войны, когда множество устаревших военных кораблей было разобрано. [ 34 ] После жалоб местных жителей на то, что затонувшие эсминцы представляют опасность для судоходства, в 1923 году была создана спасательная компания, которая подняла четыре затонувших эсминца.

предприниматель Эрнест Кокс Примерно в это же время в дело вмешался . Он купил у Адмиралтейства 26 эсминцев за 250 фунтов стерлингов (что эквивалентно 14 000 фунтов стерлингов в 2023 году), а также «Зейдлиц» и «Гинденбург» . [ 34 ] Он начал операции по снятию с мели эсминцев, используя старый немецкий сухой док, который он купил и впоследствии модифицировал. В течение следующих полутора лет ему удалось поднять 24 из 26 эсминцев, после чего он начал работу над более крупными судами. Он разработал новую технику спасения, при которой водолазы латали дыры в затопленных корпусах и нагнетали в них воздух, чтобы вытеснить воду, позволяя им подняться на поверхность, где их затем можно было отбуксировать к бурунам . [ 34 ] Используя эту технику, он снял с мели несколько кораблей. Однако его методы были дорогостоящими, и окончательная стоимость воспитания Гинденбурга составила около 30 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 1 700 000 фунтов стерлингов в 2023 году). Забастовка и забастовка угольщиков в 1926 году почти остановили работу, но вместо этого Кокс выкопал уголь в затопленном Зейдлице , используя его для питания своих машин до конца забастовки. [ 34 ] Спасение Зейдлица также оказалось трудным, поскольку корабль снова затонул во время первой попытки поднять его, разрушив большую часть спасательного оборудования. Не испугавшись, Кокс повторил попытку, приказав, чтобы, когда ее в следующий раз поднимут, камеры новостей должны были запечатлеть его как свидетеля этого момента. План чуть не провалился, когда Зейдлиц случайно был снят с мели, когда Кокс отдыхал в Швейцарии. Кокс приказал рабочим снова потопить ее, а затем вернулся в Шотландию, чтобы присутствовать, когда Зейдлиц был должным образом снят с мели в третий раз. [ 34 ] В конечном итоге компания Кокса собрала 26 эсминцев, два линейных крейсера и пять линкоров. [ 34 ] Кокс продал оставшиеся акции компании Alloa Shipbreaking Company (позже Metal Industries Group ) и вышел на пенсию как «человек, который купил военно-морской флот». [ 34 ] Последняя компания построила еще пять крейсеров, линейных крейсеров и линкоров, прежде чем начало Второй мировой войны остановило операции. [ 2 ]
Остальные затонувшие корабли лежат в более глубоких водах, на глубине до 47 метров (154 фута), и с тех пор не было никакого экономического стимула пытаться их поднять. Они несколько раз меняли владельца [ 35 ] и по-прежнему проводятся мелкие работы по восстановлению небольших кусков стали. Эта низкофоновая сталь используется в производстве радиационно-чувствительных устройств, таких как счетчики Гейгера , поскольку она не загрязнена радиоизотопами , поскольку была произведена до появления возможности ядерного загрязнения . [ 2 ] В 2001 году семь оставшихся затонувших кораблей были внесены в список в соответствии с Законом о древних памятниках и археологических зонах 1979 года (как SM9298 [ 36 ] и SM9308 [ 37 ] ). Дайверам разрешено посещать их, но для этого необходимо получить разрешение. [ 38 ]
Лом поднятых кораблей был продан, а нацистская Германия использовала купленный лом для постройки первых кораблей и подводных лодок для Кригсмарине . [ нужна ссылка ]
В то время как восстановление немецкой армии в 1930-х годах основывалось на сочетании мифов о «непобедимости на поле боя» и « ударе в спину », позиция и действия Флота открытого моря в Скапа-Флоу стали символом неповиновения для новобранцы и офицеры Кригсмарине . [ 39 ] Последним живым военным свидетелем затопления флота был Клод Шуль , который умер 5 мая 2011 года в возрасте 110 лет. Шулес был последним известным живым ветераном Первой мировой войны. [ 40 ] Отчет очевидца затопления и последующей гневной встречи Рейтера и Фримантла был опубликован в 2015 году семьей Хью Дэвида, который умер в 1957 году. [ 41 ] В 2019 году три линкора Markgraf , König и Kronprinz Wilhelm были проданы на eBay (выходящим на пенсию подрядчиком по водолазным работам Томми Кларком) по 25 500 фунтов стерлингов каждый ближневосточной компании. Крейсер «Карлсруэ» был продан частному покупателю в Англии за 8500 фунтов стерлингов. [ 42 ]
Мероприятие, посвященное столетнему юбилею
[ редактировать ]В пятницу, 21 июня 2019 года, состоялись две поминальные церемонии, посвященные 100-летию затопления немецкого флота открытого моря. Обе службы посетили внук и трое правнуков фон Ройтера. Утреннее служение «Отражение в море» было проведено посреди течения в 11:00 , и в нем приняли участие чартерные суда для дайвинга, Orkney Ferries судно Thorsvoe , спасательная шлюпка Longhope и два корабля Совета Северного маяка , Pharos и Polestar . Вторая церемония прошла в Лайнсе на Королевском военно-морском кладбище у могил немецких моряков Первой мировой войны. [ 43 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Обстоятельства события, а также компьютерные «сканы» оставшихся на морском дне затопленных кораблей представлены в эпизоде National Geographic документального фильма «Осушить океаны» . [ 44 ]
Песня Криса Древера «Scapa Flow 1919» исследует события с точки зрения немецкого моряка. [ 45 ]
Список кораблей
[ редактировать ]Имя | Тип | Затонул/выброшен на берег | Судьба [ 46 ] |
---|---|---|---|
Баден | Линкор | Выброшен на берег | Передан под британский контроль, затоплен как цель в 1921 году. |
Бавария | Линкор | Затонул 14:30 | Спасен в сентябре 1934 г. |
Фридрих Великий | Линкор | Затонувший 12:16 | Спасен в 1936 году. |
Гроссер Курфюрст | Линкор | Затонул 13:30 | Спасен в апреле 1938 г. |
Кайзер | Линкор | Затонувший 13:15 | Спасен в марте 1929 г. |
императрица | Линкор | Затонул 14:00 | Спасен в мае 1936 г. |
король | Линкор | Затонул 14:00 | Неспасенный |
Король Альберт | Линкор | Затонувший 12:54 | Спасен в июле 1934 г. |
Наследный принц Вильгельм | Линкор | Затонувший 13:15 | Неспасенный |
Маркграф | Линкор | Затонул 16:45 | Неспасенный |
Принц-регент Луитпольд | Линкор | Затонувший 13:15 | Спасен в марте 1931 г. |
Дерффлингер | Линейный крейсер | Затонул 14:45 | Спасен в августе 1939 г. |
Гинденбург | Линейный крейсер | Затонул 17:00 | Спасен в июле 1930 г. |
Мольтке | Линейный крейсер | Затонул 13:10 | Спасен в июне 1927 г. |
Зейдлиц | Линейный крейсер | Затонул 13:50 | Спасен в ноябре 1928 г. |
Из Танна | Линейный крейсер | Затонул 14:15 | Спасен в декабре 1930 г. |
Тормоз | Крейсер | Затонул 14:30 | Спасен в ноябре 1929 г. |
Напевая | Крейсер | Затонул 13:05 | Неспасенный |
Кёльн | Крейсер | Затонул 13:50 | Неспасенный |
Дрезден | Крейсер | Затонул 13:50 | Неспасенный |
Эмден | Крейсер | Выброшен на берег | Передан под контроль Франции, распущен в 1926 г. |
Франкфурт | Крейсер | Выброшен на берег | Передан под контроль Америки, затоплен как цель в 1921 году. |
Карлсруэ | Крейсер | Затонул 15:50 | Неспасенный |
Нюрнберг | Крейсер | Выброшен на берег | Передан под британский контроль, затоплен как цель в 1922 году. |
С32 | Разрушитель | затонул | Спасен в июне 1925 г. |
С36 | Разрушитель | затонул | Спасен в апреле 1925 г. |
G38 | Разрушитель | затонул | Спасен в сентябре 1924 г. |
G39 | Разрушитель | затонул | Спасен в июле 1925 г. |
G40 | Разрушитель | затонул | Спасен в июле 1925 г. |
В43 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под контроль Америки, затоплен как цель в 1921 году. |
В44 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под британский контроль, распущен в 1922 году. |
В45 | Разрушитель | затонул | Спасен в 1922 году. |
В46 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под контроль Франции, распущен в 1924 г. |
С49 | Разрушитель | затонул | Спасен в декабре 1924 г. |
С50 | Разрушитель | затонул | Спасен в октябре 1924 г. |
С51 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под британский контроль, распущен в 1922 году. |
С52 | Разрушитель | затонул | Спасен в октябре 1924 г. |
С53 | Разрушитель | затонул | Спасен в августе 1924 г. |
С54 | Разрушитель | затонул | Частично спасен |
С55 | Разрушитель | затонул | Спасен в августе 1924 г. |
С56 | Разрушитель | затонул | Спасен в июне 1925 г. |
С60 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под контроль Японии, распущен в 1922 г. |
С65 | Разрушитель | затонул | Спасен в мае 1922 г. |
В70 | Разрушитель | затонул | Спасен в августе 1924 г. |
В73 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под британский контроль, распущен в 1922 году. |
В78 | Разрушитель | затонул | Спасен в сентябре 1925 г. |
В80 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под контроль Японии, распущен в 1922 г. |
В81 | Разрушитель | Выброшен на берег | Затонул на пути к выключателям |
В82 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под британский контроль, распущен в 1922 году. |
В83 | Разрушитель | затонул | Спасен в 1923 году. |
В86 | Разрушитель | затонул | Спасен в июле 1925 г. |
В89 | Разрушитель | затонул | Спасен в декабре 1922 г. |
В91 | Разрушитель | затонул | Спасен в сентябре 1924 г. |
G92 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под британский контроль, распущен в 1922 году. |
В100 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под контроль Франции, распущен в 1921 г. |
G101 | Разрушитель | затонул | Спасен в апреле 1926 г. |
G102 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под контроль Америки, затоплен как цель в 1921 году. |
G103 | Разрушитель | затонул | Спасен в сентябре 1925 г. |
G104 | Разрушитель | затонул | Спасен в апреле 1926 г. |
Б109 | Разрушитель | затонул | Спасен в марте 1926 г. |
Б110 | Разрушитель | затонул | Спасен в декабре 1925 г. |
Б111 | Разрушитель | затонул | Спасен в марте 1926 г. |
Б112 | Разрушитель | затонул | Спасен в феврале 1926 г. |
В125 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под британский контроль, распущен в 1922 году. |
В126 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под контроль Франции, распущен в 1925 году. |
В127 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под контроль Японии, распущен в 1922 г. |
В128 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под британский контроль, распущен в 1922 году. |
В129 | Разрушитель | затонул | Спасен в августе 1925 г. |
S131 | Разрушитель | затонул | Спасен в августе 1924 г. |
S132 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под контроль США, затонул в 1921 г. |
S136 | Разрушитель | затонул | Спасен в апреле 1925 г. |
S137 | Разрушитель | Выброшен на берег | Передан под британский контроль, распущен в 1922 году. |
S138 | Разрушитель | затонул | Спасен в мае 1925 г. |
H145 | Разрушитель | затонул | Спасен в марте 1925 г. |
См. также
[ редактировать ]- Затопление перуанского флота в Эль-Кальяо – во время Тихоокеанской войны , 1881 г.
- Затопление французского флота в Тулоне во время Второй мировой войны , 1942 год.
- Операция Мертвый свет
- Операция Радуга (подводная лодка)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Симмс, Б. (2014). «Против« мира врагов »: влияние Первой мировой войны на развитие идеологии Гитлера». Международные дела . 90 (2): 317–336. дои : 10.1111/1468-2346.12111
- ^ Перейти обратно: а б с Батлер, Дэниел Аллен (2006). Далекая победа: Ютландская битва и триумф союзников в Первой мировой войне . Вестпорт, Коннектикут: Praeger Security International (Издательская группа Greenwood). п. 229. ИСБН 0275990737 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мэсси. Стальные замки . стр. 778–788.
- ^ Перейти обратно: а б из Вата. Стандарт Силы . стр. 135.
- ^ Мардер. От Дредноута до Скапа-Флоу . Том. В. п. 270.
- ^ Мэсси. Стальные замки . п. 783.
- ^ Перейти обратно: а б Мардер. От Дредноута до Скапа-Флоу . Том. В. п. 273.
- ^ Мардер. От Дредноута до Скапа-Флоу . Том. В. стр. 271–272.
- ^ Цитируется в Мардер. От Дредноута до Скапа-Флоу . Том. В. п. 271.
- ^ Мардер. От Дредноута до Скапа-Флоу . Том. В. п. 271.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэсси. Стальные замки . п. 785.
- ^ ван дер Ват. Великий Скаттл . п. 138.
- ^ Мардер. От Дредноута до Скапа-Флоу . Том. В. п. 272.
- ^ Мэсси. Стальные замки . п. 784.
- ^ Мардер. От Дредноута до Скапа-Флоу . Том. В. п. 274.
- ^ Рейтер. Избавьтесь от потока . п. 79.
- ^ Молиться. Бегущий поток 1919 года . стр. 130–133.
- ^ Редер. Моя жизнь . п. 105.
- ^ Перейти обратно: а б с ван дер Ват. Великий Скаттл . п. 167.
- ^ ван дер Ват. Великий Скаттл . п. 168.
- ^ Перейти обратно: а б с ван дер Ват. Великий Скаттл . п. 163.
- ^ ван дер Ват. Великий Скаттл . п. 169.
- ^ Фримантл. Моя военно-морская карьера . п. 276.
- ^ Перейти обратно: а б Мардер. От Дредноута до Скапа-Флоу . Том. В. п. 280.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэсси. Стальные замки . п. 787.
- ^ Перейти обратно: а б ван дер Ват. Великий Скаттл . стр. 164–5.
- ^ Дэвид Ховарт, страница 163 «Дредноуты» ISBN 0-7054-0628-8
- ^ ван дер Ват. Великий Скаттл . п. 171.
- ^ Мардер. От Дредноута до Скапа-Флоу . Том. В. п. 281.
- ^ Мардер. От Дредноута до Скапа-Флоу . Том. В. п. 282.
- ^ Мэсси. Стальные замки . п. 788.
- ^ Мардер. От Дредноута до Скапа-Флоу . Том. В. стр. 281–282.
- ^ Николас К. Джеллико, Последние дни флота открытого моря: от мятежа до Скапа-Флоу (Перо и меч, 2019), с. 313
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Отлично. Затерянный на дне океана . стр. 130–138.
- ^ «Спасательные операции в Скапа-Флоу» . Скапа-Флоу: историческое место крушения . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «Скапа-Флоу, затонувшие три линкора немецкого флота открытого моря» . Портал исторической среды . Историческая среда Шотландии . Проверено 20 июня 2019 г.
- ^ «Скапа-Флоу, затонувшие 4 крейсера немецкого флота открытого моря» . Портал исторической среды . Историческая среда Шотландии . Проверено 20 июня 2019 г.
- ^ Агентство морской и береговой охраны. «Охраняемые затонувшие корабли в Великобритании: затонувшие корабли, внесенные в список морских древних памятников» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2010 года . Проверено 11 августа 2008 г.
- ^ Скромный, Ричард (1972). Гитлеровский морской флот . Пан Книги, стр. 23. ISBN 978-0-345-09721-7
- ^ Бут, Гэри. «500 км на велосипеде, чтобы снести Олбани» . Новости ВМФ. Архивировано из оригинала 3 февраля 2008 года . Проверено 6 июля 2007 г.
- ^ Марек Прушевич (19 июня 2015 г.). «Первая мировая война: письмо, в котором рассказывается о жестоком дне в Скапа-Флоу» . Журнал Би-би-си . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ «Затонувшие военные корабли Скапа-Флоу времен Первой мировой войны проданы на eBay за 85 000 фунтов стерлингов» . Новости BBC онлайн . 9 июля 2019 г.
- ^ Розмари Э. Ланн Скапа 100: Событие, посвященное столетнему юбилею Xraymag , выпуск 93, сентябрь 2019 г., стр.13
- ^ «Обломки Первой мировой войны: осушение океана: лучший линкор - S1» . Радио Таймс . Архивировано из оригинала 5 марта 2021 года . Проверено 3 декабря 2020 г.
- ^ «Новый сингл Криса Древера — Scapa Flow 1919» . www.folkradio.co.uk . 15 мая 2019 г.
- ^ Морской бой Первой мировой войны. «Список военных кораблей, затопленных в Скапа-Флоу» .
Библиография
[ редактировать ]- Батлер, Дэниел Аллен (2006). Далекая победа: Ютландская битва и триумф союзников в Первой мировой войне . Гринвуд. ISBN 0275990737 .
- Хорошо, Джон Кристофер (2004). Затерянные на дне океана: погружение на корабли-призраки мира . Издательство Военно-морского института. ISBN 159114275X .
- Фримантл, адмирал сэр Сидней Роберт (1949). Моя военно-морская карьера: 1880–1928 гг . Хатчинсон.
- Мардер, Артур Джейкоб (1970). От дредноута до Скапа-Флоу, Королевский флот в эпоху Фишера, 1904–1919: 1917: Победа и последствия . Том. В. Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0192151878 .
- Агентство морской и береговой охраны (2007 г.). «Затонувшие корабли, отнесенные к морским древним памятникам» . MCA Получатель аварий . mcga.gov.uk. Архивировано из оригинала 17 апреля 2010 года . Проверено 11 августа 2008 г.
- Мэсси, Роберт К. (2004). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 0345408780 .
- Редер, гросс-адмирал Эрих (1960). Моя жизнь . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США.
- Рейтер, Людвиг фон (1940). Скапа-Флоу: Величайшее затопление всех времён . Лондон: Херст и Блэкетт.
- Руге, Фридрих (1969). Скапа-Флоу, 1919 год: конец немецкого флота (на немецком языке). Восточный Берлин: Ольденбург.
- ван дер Ват, Дэн (2000). Стандарт власти: Королевский флот в двадцатом веке . Лондон: Рэндом Хаус. ISBN 0712665358 .
- ван дер Ват, Дэн (2007) [1987]. Великий затопление: затопление немецкого флота в Скапа-Флоу в 1919 году . Эдинбург: ISBN Birlinn Ltd. 9781843410386 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1919 год в Шотландии.
- История Оркнейских островов
- Военные корабли Первой мировой войны затоплены в Скапа-Флоу
- Морские происшествия 1919 года
- Защищенные затонувшие корабли Шотландии
- Военная история Шотландии
- Военно-морская история Германии
- Военные действия с участием шотландских островов
- Последствия Первой мировой войны в Соединенном Королевстве
- Последствия Первой мировой войны в Германии