подводная лодка
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
Подводные лодки — это подводные лодки военно-морского флота , которыми управляла Германия, особенно во время Первой и Второй мировых войн . Этот термин представляет собой англизированную версию немецкого слова U-Boot [ˈuːboːt]. , сокращение от Unterseeboot (подводная лодка), хотя этот немецкий термин относится к любой подводной лодке . Подводные лодки ВМС Австро-Венгрии также назывались подводными лодками.
Подводные лодки наиболее известны своей неограниченной подводной войной в обеих мировых войнах , пытаясь нарушить торговое движение в Великобританию и вынудить Великобританию выйти из войны. Во время Первой мировой войны Германия периодически вела неограниченную подводную войну против Великобритании : первая кампания в 1915 году была прекращена после сильных протестов со стороны США, но в 1917 году немцы, столкнувшись с тупиком на континенте, не видели другого выхода, кроме как возобновить кампанию в Февраль 1917 г. Возобновленная кампания не достигла своей цели главным образом из-за введения конвоев . Вместо этого кампания обеспечила окончательное поражение, поскольку она способствовала вступлению США в Первую мировую войну. [1]
Во время мировой войны Второй Карл Дёниц , верховный главнокомандующий Befehlshaber подводными лодками Кригсмарине ( der Unterseeboote ) , был убежден, что Великобританию и ее конвои можно победить с помощью новой тактики , и попытался сосредоточиться на боях с конвоями . [2] Хотя тактика подводных лодок первоначально имела успех в битве за Атлантику , что значительно нарушило судоходство союзников, усовершенствованная тактика конвоев и противолодочной обороны, такая как высокочастотная пеленгация и противолодочная система Hedgehog , начала наносить ущерб немецким подводным лодкам. -лодочная сила. В конечном итоге это достигло апогея в мае 1943 года, известном как «Черный май» , когда потери подводных лодок начали превосходить их влияние на судоходство.
подводные лодки ( Ранние ) 1850–1914
Первая подводная лодка, построенная в Германии, трехместная «Брандтаухер» , затонула на дно Кильской гавани 1 февраля 1851 года во время пробного погружения. [3] [4] Изобретатель и инженер Вильгельм Бауэр спроектировал это судно в 1850 году, а Швеффель и Ховальдт построили его в Киле. Дноуглубительные работы в 1887 году вновь открыли Брандтаухер ; Позже ее вырастили и выставили на историческую экспозицию в Германии. Лодки Nordenfelt I и Nordenfelt II , построенные по проекту Nordenfelt , последовали за ними в 1890 году. В 1903 году верфь Friedrich Krupp Germaniawerft в Киле завершила строительство первой полностью функциональной подводной лодки немецкой постройки Forelle . [5] который Крупп продал России во время русско-японской войны в апреле 1904 года. [6]
В начале века немецкий командующий ВМФ Альфред фон Тирпиц строил Флот открытого моря, с помощью которого он намеревался бросить вызов господству Королевского флота . Он сосредоточился на дорогих линкорах , и подводным лодкам в его флоте не было места. Только когда Крупп экспортировал свои подводные лодки в Россию, Италию, Норвегию и Австро-Венгрию, Тирпиц заказал одну подводную лодку. [7] SM принял U-1 представляла собой полностью переработанную «Карп» подводную лодку класса , и когда 14 декабря 1906 года Императорский флот Германии ее на вооружение, [8] это был последний крупный флот, принявший на вооружение подводные лодки. [7] У -1 имел двойной корпус и одинарный торпедный аппарат. Он использовал электродвигатель с питанием от аккумуляторов для подводного движения и двигатель Körting керосиновый для зарядки аккумуляторов и движения на поверхности. увеличенный на 50% СМ У-2, (введен в строй в 1908 году), имел два торпедных аппарата.
Поскольку скорость и дальность действия под водой были строго ограничены при работе от аккумулятора, подводным лодкам приходилось проводить большую часть времени на поверхности, работая на топливных двигателях, ныряя только при атаке или для торпедных ударов. Конструкция корпуса, более напоминающая корабль, отражает тот факт, что это были в первую очередь надводные корабли, которые при необходимости могли погружаться под воду. Это контрастирует с цилиндрическим профилем современных атомных подводных лодок , которые более гидродинамичны под водой (где они проводят большую часть своего времени), но менее устойчивы на поверхности. Хотя подводные лодки были быстрее на поверхности, чем в подводном положении, в отношении современных подводных лодок обычно наблюдается обратное.
В период с 1908 по 1910 год было заказано четырнадцать больших лодок с четырьмя торпедными аппаратами и двумя торпедами с перезарядкой. На этих лодках использовался керосиновый двигатель, который был безопаснее бензина и мощнее парового , но белый выхлоп керосина выдавал присутствие подводных лодок, лишая их главного преимущества — скрытности. Дизельные двигатели не имели этого недостатка, но мощный и надежный дизельный двигатель все еще находился в стадии разработки. Наконец, на классе U-19 1912–1913 годов был установлен первый дизельный двигатель на лодке немецкого военно-морского флота. В период с 1910 по 1912 год было заказано двадцать три дизельные подводные лодки. [9] К началу Первой мировой войны в 1914 году Германия имела на вооружении или в стадии строительства 48 подводных лодок 13 классов. Во время той войны Императорский флот Германии использовал SM U-1 для тренировок. Выйдя на пенсию в 1919 году, она по-прежнему экспонируется в Немецком музее в Мюнхене. [10]
Первая мировая война (1914–1918) [ править ]
Операции [ править ]
В 1914 году подводные лодки действовали против британского флота: 5 сентября 1914 года лёгкий крейсер HMS Pathfinder был потоплен SM U-21 , первым кораблем, потопленным подводной лодкой с помощью самоходной торпеды. 22 сентября , -9 потопила броненосные крейсеры HMS Aboukir HMS HMS Cressy и U Hogue . В результате Великому флоту Великобритании пришлось отойти в более безопасные воды Северной Ирландии. В отношении торговых судов подводные лодки соблюдали «правила призов», которые означали, что они должны были остановиться и осмотреть корабль, а также снять команду с корабля, прежде чем они смогут его потопить. 20 октября 1914 года SM U-17 потопила первое торговое судно SS Glitra у берегов Норвегии. Только десять торговцев были потоплены таким образом, прежде чем 18 февраля 1915 года политика была изменена. На континенте надежды Германии на быструю победу были разбиты, и на фронте возникла тупиковая ситуация. Немцы надеялись выйти из тупика, начав неограниченную подводную кампанию против судоходства в водах вокруг Британских островов. Это также было названо возмездием за британские минные поля и судоходство. блокады . По инструкциям, данным капитанам подводных лодок, они могли топить торговые суда, даже нейтральные, без предупреждения. [11]
Для кампании было доступно только 29 подводных лодок, и не более семи одновременно действовали у Британских островов. Подводным лодкам не удалось обеспечить блокаду, но три затопления лайнеров с человеческими жертвами среди американцев возмутили США, так что кайзеру пришлось остановить кампанию в сентябре 1915 года: 7 мая 1915 года SM U-20 потопила RMS Lusitania ; 19 августа СМ U-24 потопила SS Arab ; а 9 сентября SM U-20 потопил RMS Hesperian . Большинство подводных лодок было отправлено в Средиземное море. В начале 1916 года было доступно 54 подводные лодки, и кайзер снова разрешил операции вокруг Британских островов, но со строгими правилами: никаких атак на лайнеры, а за пределами зоны боевых действий вокруг Британских островов нападения разрешались только на вооруженные торговые суда. Но 24 марта 25 американцев погибли в результате торпедирования парома SS Sussex принял за военный корабль , который SM UB-29 . США пригрозили разорвать дипломатические отношения , что убедило немцев полностью вновь применить правила премий. В сентябре 1916 года в строю находилось 120 подводных лодок, некоторые из которых снова были отправлены в Средиземное море. В то время как на Британских островах правила призов соблюдались, в Средиземном море началась новая неограниченная кампания. Возобновленная немецкая кампания оказалась эффективной: в период с октября 1916 по январь 1917 года было потоплено 1,4 миллиона тонн судов. Несмотря на это, тупиковая ситуация на линиях фронта континента требовала еще больших результатов, и 1 февраля 1917 года Германия возобновила неограниченную кампанию подводных лодок вокруг Британских островов. . Германия пошла на риск, что кампания подводных лодок вынудит Великобританию выйти из войны до того, как США смогут эффективно вступить в нее. 3 февраля США разорвали дипломатические отношения с Германией, а 6 апреля США объявили войну Германии . [12]
Надводные военные корабли | 55 |
Мины | 48 |
Подводные лодки | 18 |
Q-шипы | 11 |
Торговые суда | 7 |
Самолет | 1 |
Несчастные случаи | 19 |
Неизвестный | 19 |
Общий | 178 |
Неограниченная подводная война в 1917 году была очень успешной: ежемесячно было потоплено более 500 000 тонн. С введением конвоев в августе 1917 года потери при доставке сократились в среднем до 300 000 в месяц, чего было недостаточно, чтобы вынудить Великобританию выйти из войны. Из-за ухудшения условий на континенте 31 октября 1918 года все подводные лодки были отозваны. [13] Перемирие вступило в силу 11 ноября 1918 года. По условиям перемирия все подводные лодки должны были немедленно сдаться. Те, кто находился в родных водах, отправились на британскую базу подводных лодок в Харвиче , после чего суда были изучены, а затем сданы на слом или переданы военно-морским силам союзников. Стивен Кинг-Холл написал подробный отчет очевидца капитуляции. [14]
Из 373 построенных немецких подводных лодок к концу войны 179 находились в боевой готовности или были почти в боевой готовности. 178 человек погибли в результате действий противника. [15] Погибли 512 офицеров и 4894 рядовых. Из уцелевших немецких подводных лодок 14 подводных лодок были затоплены и 122 сдались в плен. [16] Они потопили 10 линкоров до дредноутов , 18 тяжелых и легких крейсеров, а также несколько меньших военных кораблей. Далее они уничтожили 5708 торговых и рыболовных судов общим водоизмещением 11 108 865 тонн и потеряли около 15 000 моряков. [16]
Орденом Pour le Mérite , высшей офицерской наградой за доблесть, были награждены 29 командиров подводных лодок. [ нужна ссылка ] Двенадцать членов экипажа подводной лодки были награждены Goldenes Militär-Verdienst-Kreuz — высшей наградой за храбрость для унтер-офицеров и рядовых. [17] Самыми успешными командирами подводных лодок Первой мировой войны были Лотар фон Арно де ла Перьер (189 торговых судов и две канонерские лодки водоизмещением 446 708 тонн), за ним следовали Вальтер Форстманн (149 кораблей водоизмещением 391 607 тонн) и Макс Валентинер (144 корабля водоизмещением 299 482 тонны). тонн). Их рекорды не были побиты ни в одном последующем конфликте.
Классы [ править ]
Керосиновые лодки Körting | Тип U 1 , Тип U 2 , Тип U 3 , Тип U 5 , Тип U 9 , Тип U 13 , Тип U 16 , Тип U 17 |
Дизельные лодки MAN Medium-U | Тип U 19 , Тип U 23 , Тип U 27 , Тип U 31 , Тип U 43 , Тип U 51 , Тип U 57 , Тип U 63 , Тип U 66 , Тип Mittel U |
U-крейсеры и торговые подводные лодки | Тип U 139 , Тип U 142 , Тип U 151 , Тип UD 1 |
Береговые торпедные катера УБ | Тип UB I , Тип UB II , Тип UB III , Тип UF , Тип UG |
Береговые минные заградители UC | Тип UC I , Тип UC II , Тип UC III |
Океанские минные заградители ЕС | Тип UE I , Тип UE II |
годы ( Межвоенные 1919–1939 )
Строительство [ править ]
положивший Версальский договор, конец Первой мировой войне, подписанный на Парижской мирной конференции в 1919 году, ограничил надводный флот новой немецкой Веймарской республики только шестью линкорами , шестью крейсерами , двенадцатью эсминцами и двенадцатью торпедными катерами . Договор также ограничивал независимый тоннаж кораблей и запрещал строительство подводных лодок. [18] Чтобы обойти ограничения договора, конструкторское бюро подводных лодок Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw (IVS). было создано в Нидерландах [19] IVS находилась в ведении Krupp и позволяла сохранять лидерство в области подводных технологий за счет проектирования и строительства подводных лодок в Голландии для других стран. [20] ИВС проектировал малые 250-тонные подводные лодки, средние 500-тонные и большие 750-тонные подводные лодки. [21]
В период с 1927 по 1931 год компания IVS построила в Финляндии три средние подводные лодки водоизмещением 500 тонн, известные как класс Vetehinen . Эти корабли стали прототипами последующих немецких типа VII подводных лодок . В 1933 году небольшая 250-тонная подводная лодка « Весикко» . Эта подводная лодка была почти идентична последующей немецкой типа II подводной лодке . Пятая очень маленькая 100-тонная подводная лодка «Саукко» также была построена в 1933 году. В Испании между 1929 и 1930 годами была построена большая 750-тонная лодка. После того, как испанцы потеряли интерес к подводной лодке, они продали ее Турции, где она поступила на вооружение под названием Gür . Немецкие моряки участвовали в испытаниях этих подводных лодок. Эти секретные программы были раскрыты в ходе « дела Ломана» , в результате чего главе рейхсмарины Гансу Ценкеру пришлось уйти в отставку. Его преемник Эрих Редер продолжил политику тайного нарушения Версальского договора. 15 ноября 1932 года был одобрен план расширения немецкого военно-морского флота за счет подводных лодок. [22]
В 1935 году Великобритания стремилась контролировать все более очевидные нарушения Версальского договора и заключила в 1935 году англо-германское военно-морское соглашение . Это официально положило конец ограничениям Версальского договора и позволило Германии строить корабли в соотношении тоннажа 100:35 к британскому флоту. Для подводных лодок немцы добились паритета по тоннажу, но пообещали ограничение в 45 процентов, если не возникнут особые обстоятельства. [23] Это позволило построить 24 000 тонн подводных лодок. Всего через неделю после подписания соглашения первая из шести подводных лодок типа II, U-1, была принята на вооружение ВМС Германии, которая сменила название с Reichsmarine (Государственный флот) на Kriegsmarine (Военный флот). [24] В течение года немцы ввели в строй 36 подводных лодок общим водоизмещением 12 500 тонн: [25]
- Двадцать четыре малых 250-тонных подводных лодки Тип II.
- Десять средних 500-тонных подводных лодок типа VII
- Две большие 750-тонные подводные лодки Типа I , созданные по проекту испанской подводной лодки.
Карл Дёниц был назначен начальником отдела подводных лодок Кригсмарине . Он твердо верил, что, несмотря на англо-германское военно-морское соглашение и политику Гитлера по избежанию конфликта с Великобританией, следующая война будет с Британией. Основываясь на этих взглядах, он потребовал, чтобы оставшиеся 11 500 тонн были использованы для строительства двадцати трех средних подводных лодок, которые, по его мнению, были идеальным типом для торговой войны против британских конвоев. Однако Редер не разделял этих убеждений и мнений и высказался за более сбалансированное расширение подводного флота: [25]
- Восемь небольших 250-тонных подводных лодок улучшенного типа II
- Семь средних 500-тонных подводных лодок. Тип VII был спроектирован с одним рулем направления, и это имело два недостатка: поскольку руль направления не находился в зоне действия двух гребных винтов, реакция руля направления была плохой. Кормовой торпедный аппарат также пришлось установить снаружи, поскольку руль направления препятствовал выходу внутреннего аппарата. Как следствие, эту трубку нельзя было перезарядить. Поэтому тип VII был модернизирован до типа VIIB с двойными рулями направления для улучшения маневренности и установки внутренней кормовой трубы с перезарядкой. [26]
- Восемь больших 750-тонных подводных лодок. Тип I был признан неудовлетворительным: он не только имел те же проблемы с маневренностью одного руля направления, что и тип VII, но и имел очень плохое время погружения. Центр тяжести подводной лодки был расположен слишком вперед, поэтому при всплытии у Типа I гребные винты были обнажены при качке. Во время погружения возникли проблемы с удержанием глубины и устойчивостью, поскольку пузырьки воздуха в топливных баках раскачивались взад и вперед. [26] Таким образом, был разработан новый проект Типа IX для большой подводной лодки.
Двадцать одна из этих двадцати трех подводных лодок была введена в строй до начала Второй мировой войны. В 1937 году Великобритания объявила, что увеличит свой подводный флот с 52 700 до 70 000 тонн. И снова Редер решил, что дополнительные 7785 тонн будут разделены между средними и большими подводными лодками: [27]
- Семь средних 500-тонных подводных лодок типа VIIB
- Пять больших 750-тонных подводных лодок улучшенного типа IXB.
В 1938 году Гитлер изменил свое отношение к Великобритании. Хотя он все еще надеялся, что Великобритания не будет вмешиваться в его внешнюю политику, ему стало ясно, что ему нужен военно-морской флот, который мог бы действовать как сдерживающий фактор. Гитлер хотел применить пункт об отказе от военно-морского соглашения и иметь 70 000 тонн подводных лодок. В период с мая 1938 года по январь 1939 года Редер заказал еще 52 подводные лодки, которые должны быть построены к 1942 году: [28]
- Двадцать одна средняя 500-тонная подводная лодка типа VIIB.
- Одиннадцать больших 750-тонных подводных лодок типа IXB.
- Три очень больших подводных лодки-минера типа XB
- Четыре огромных U-крейсера типа XI.
амбициозный План Z. В 1939 году был запущен Он призывал к созданию немецкого военно-морского флота, способного бросить вызов Королевскому флоту. План включал 249 подводных лодок общим водоизмещением 200 000 тонн. Но когда всего через несколько месяцев после объявления плана разразилась Вторая мировая война, было построено лишь несколько запланированных подводных лодок. [28]
Когда началась Вторая мировая война, Германия имела в строю 56 подводных лодок, из которых 46 были в рабочем состоянии и только 22 имели достаточную дальность действия для операций в Атлантике, остальные 24 были ограничены операциями в Северном море . [29]
События [ править ]
По сравнению с аналогами времен Первой мировой войны, конструкции немецких подводных лодок времен Второй мировой войны были значительно улучшены. Благодаря использованию нового стального сплава и сварке вместо клепки они получили более прочный корпус и могли погружаться глубже. Время погружения средней подводной лодки сократилось до тридцати секунд. Была увеличена мощность дизелей, поэтому подводные лодки имели большую надводную скорость. Дальность полета была увеличена за счет установки седельных топливных баков , которые были открыты снизу к морю для уравновешивания давления, при этом дизельное топливо свободно плавало в морской воде внутри седельного бака. Кроме того, была разработана технология экономичного плавания, при которой работал только один из двух дизельных двигателей и приводил в движение два гребных вала через соединение с двумя электродвигателями. [30]
Еще одним значительным улучшением стало введение новых типов торпед для подводных лодок: классическая торпеда G7a, приводившаяся в движение сжатым воздухом, имела гораздо большую боеголовку, чем ее эквивалент времен Первой мировой войны, но более важным было внедрение электрической торпеды G7e . [31] Эта торпеда была медленнее и имела меньшую дальность действия, но не оставляла характерного пузырькового следа и, следовательно, идеально подходила для атак в дневное время. [30] Во время Первой мировой войны немцы кратко экспериментировали с магнитными пистолетами , и теперь они получили дальнейшее развитие как стандартный пистолет для торпед. Классический контактный пистолет требовал, чтобы торпеда взорвалась о корпус корабля, в то время как магнитная торпеда могла взорваться под кораблем, что привело к гораздо более разрушительному взрыву. Таким образом, предполагалось, что одной торпеды будет достаточно, чтобы сломать хребет кораблю, и подводная лодка сможет потопить гораздо больше кораблей своим запасом торпед. [32] [33]
Все подводные лодки теперь были также оснащены длинноволновыми и коротковолновыми передатчиками, которые позволяли им связываться с базами на берегу и с другими подводными лодками в море. Это позволило улучшить оперативную информацию и руководство. [32]
подводной лодки компоновка и Дизайн
От носа до кормы типичная конструкция подводной лодки состояла из следующих секций:
- Носовой торпедный зал. Торпедные аппараты были загружены, но торпеды нуждались в обслуживании, поэтому было место для разгрузки аппаратов. Под плитами пола хранились четыре запасные торпеды. Еще две запасные хранились над плитами пола, занимая большую часть доступного пространства. В этом отсеке размещался экипаж, ответственный за обслуживание и пуск торпед, а также самые низшие рядовые чины на борту. Пока не были выпущены две запасные торпеды над плитами пола, условия жизни здесь были очень стесненными. После запуска появилось место для дополнительных койок, но в любом случае спальных мест для всего экипажа не хватило, и это были «горячие койки», на которых менялись пассажиры, когда они приходили на дежурство или отдыхали. [34] [35]
- Жилые помещения для офицеров и старшин , [36] с аккумуляторным отсеком под палубой. [34] У капитана была занавешенная койка, выходившая на две небольшие комнаты: комнату радиосвязи и комнату гидрофонов. [36]
- Диспетчерская. основной большой перископ Здесь располагался общего пользования. Рули направления, пикировщики , балластные и дифферентные цистерны здесь управлялись кранами и кнопками. Под палубой имелось место для убирания перископа и хранения боеприпасов для палубной пушки. вела цилиндрическая труба с лестницей В боевую рубку . [34]
- Боевая рубка. Это пространство выступало за пределы цилиндрического корпуса, но все еще находилось внутри прочного корпуса. Здесь параметры угла и глубины для торпед были рассчитаны с помощью аналогового решателя данных. Во время подводных атак капитан находился здесь, управляя вторым, меньшим перископом, который создавал меньше следов на поверхности. Над боевой рубкой находился мостик. [34]
- Кормовая каюта для старшин и еще один аккумуляторный отсек под палубой. Здесь же располагались камбуз и туалет. [34]
- Машинное (дизельное) отделение. Дизелям требовался воздух, который подавался по трубе за пределами прочного корпуса с мостика, как можно выше от уровня моря. Выхлопной трубы не было; для уменьшения дымности выхлопы смешивали с морской водой. Дизельный двигатель мог приводить в действие воздушный компрессор для подачи воздуха в резервуары, необходимые для вентиляции балластных цистерн. [37]
- Электрическое или моторное помещение. Электродвигатели приводились в движение от аккумуляторов. В качестве альтернативы, приводимые в движение дизельными двигателями, двигатели действовали как генераторы для подзарядки аккумуляторов. [37]
- Кормовой торпедный отсек. Такой отсек был только у более крупных подводных лодок типа IX. Меньшие подводные лодки вообще не имели кормовых торпедных аппаратов или имели один торпедный аппарат, установленный в моторном отделении, а запасная торпеда хранилась под палубой между двигателями. [37]
Вторая мировая война (1939–1945) [ править ]
Операции [ править ]
Во время Второй мировой войны подводные лодки были основным компонентом битвы за Атлантику, которая началась в 1939 году и закончилась капитуляцией Германии в 1945 году. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль позже написал: «Единственное, что действительно пугало меня во время войны: была опасность подводной лодки». [38] Трансатлантическая торговля военными припасами и продовольствием была обширной и имела решающее значение для выживания Британии. Непрерывные действия вокруг кораблей союзников стали известны как Битва за Атлантику.
Поскольку конвоирование сыграло ключевую роль в разгроме немецких подводных лодок во время Первой мировой войны, британцы начали организовывать конвои сразу же в сентябре 1939 года. Наиболее распространенные атаки подводных лодок на конвои в первые годы войны проводились на надводных поверхностях и на суше. ночь. В 1939 году немцы предприняли несколько попыток атаковать конвои, используя свою новую тактику «волчьей стаи», но они не увенчались успехом. Вторжение в Норвегию в апреле 1940 года временно остановило все операции подводных лодок против торгового судоходства. Во время вторжения выявилось множество технических проблем с немецкими торпедами, и только в августе 1940 года кампания против конвоев смогла возобновиться. Теперь в строю было меньше подводных лодок, чем в начале войны, но благодаря новым базам во Франции и Норвегии подводные лодки могли гораздо легче добраться до мест своих операций. В последующие месяцы подводные лодки применили на практике свою тактику «волчьей стаи» против конвоев, добившись впечатляющих результатов. Этот период, прежде чем союзные войска разработали по-настоящему эффективную тактику противолодочной борьбы, немецкие подводники называли « счастливое время » или Первое счастливое время . [39]
В начале 1941 года британские контрмеры начали давать эффект: в марте 1941 года три ведущих аса подводных лодок были потоплены в боях с конвоями. В мае 1941 года британцы смогли взломать секретные военно-морские коммуникации Германии «Энигма» и отныне могли перенаправлять конвои вокруг скопления подводных лодок. [40] Когда американские военные корабли начали сопровождать атлантические конвои, действия подводных лодок были ограничены, поскольку Гитлер хотел избежать возможного конфликта с США. [41] Кампания против торгового судоходства получила дополнительные препятствия, когда Гитлер дважды вмешивался: во-первых, он настоял на том, чтобы небольшой отряд подводных лодок оставался на стоянке в Арктике в качестве меры предосторожности против возможного вторжения союзников в Норвегию. [42] [43] а затем он приказал значительным силам подводных лодок действовать в Средиземном море для поддержки итальянцев и Роммеля Африканского корпуса . [44]
Когда США вступили в войну, фокус операций подводных лодок сместился на атлантическое побережье США и Канады, где конвои не были организованы, а противолодочные меры были недостаточными. Наступило Второе счастливое время , когда подводные лодки смогли распространить свою успешную деятельность на Мексиканский залив и Карибское море . [45] К середине 1942 года в этих регионах была организована адекватная оборона, а затем подводные лодки вернулись в свои первоначальные и важные охотничьи угодья на маршрутах конвоев в Северной Атлантике. [46] Возобновившееся наступление на конвои достигло своего апогея в марте 1943 года, когда две трети всех затонувших кораблей были судами, следовавшими в составе конвоев. [47] Но союзники приняли эффективные контрмеры, и всего два месяца спустя, 24 мая, Дёницу пришлось остановить кампанию из-за больших потерь. [48]
Подводные лодки действовали также у южноафриканского побережья и даже на востоке, вплоть до Аравийского моря и Индийского океана .
К концу войны почти 3000 кораблей союзников (175 военных кораблей; 2825 торговых судов) были потоплены торпедами подводных лодок. [49] Всего до капитуляции Германии на вооружение поступила 1131 подводная лодка, из которых 863 участвовали в военном патрулировании, а 785 были потеряны. [50] [51] Из 154 сдавшихся подводных лодок 121 была затоплена на глубокой воде у Лисахалли , Северная Ирландия, или Лох-Райана , Шотландия, в конце 1945 и начале 1946 года во время операции «Дедлайт» .
Разработки Торпедо [ править ]
Основным оружием подводных лодок были торпеды , хотя мины и палубные орудия также использовались (в надводном положении). Торпеды начала немецкой Второй мировой войны были оснащены одним из двух типов пистолетных спусковых крючков - ударным, который приводил в действие боеголовку при контакте с твердым объектом, и магнитным , который взрывался при обнаружении изменения магнитного поля в пределах нескольких метров. Первоначально глубинное оборудование, магнитные и контактные взрыватели были заведомо ненадежны. В течение первых восьми месяцев войны торпеды часто летали на неправильной глубине, детонировали преждевременно или вообще не взрывались, а иногда безвредно отскакивали от корпуса корабля-мишени. Это было наиболее очевидно во время операции «Везерюбунг» — вторжения в Норвегию, где различные опытные командиры подводных лодок не смогли нанести ущерб британским транспортам и военным кораблям из-за неисправных торпед. Неисправности были в основном связаны с отсутствием испытаний. Магнитный детонатор был чувствителен к механическим колебаниям во время полета торпеды, а также к колебаниям магнитного поля Земли в высоких широтах. Эти первые магнитные детонаторы в конечном итоге были сняты с производства. Проблема поддержания глубины оставалась проблематичной, и только в январе 1942 года была последняя случайно обнаруженная неисправность: при вентиляции бортовых торпед во время технического обслуживания возможно, что избыточное внутреннее давление воздуха в подводной лодке сработало в механизме установки глубины в подводной лодке. балансировочная камера торпеды. [52] [53]
Чтобы дать подводным лодкам больше возможностей против хорошо защищенных конвоев, было разработано несколько типов «ходовых» торпед. FAT ( Flächen-Abuch-Torpedo или Federapparat-Torpedo ) и LUT ( LageUnabhängiger Torpedo) представляли собой электрическую торпеду, которая вылетала прямо на заданное расстояние, а затем перемещалась либо по кругу, либо по лестнице по полосам движения конвоя. Это увеличивало вероятность попадания. Торпеда имела одну настройку для регулирования длины разбега, после чего срабатывала одна из четырех других возможных настроек, заставляющая торпеду зигзагообразно двигаться то влево, то вправо и на коротких (1200 м) или длинных (1900 м) участках. При выстреле стреляющая подводная лодка разослала предупреждение другим подводным лодкам, находившимся поблизости, чтобы они могли нырнуть, чтобы избежать попадания случайно бегущей торпеды. Торпеда FAT поступила в продажу в конце 1942 года и регулярно использовалась в конвойных боях в марте 1943 года. [54] [55]
Германия также разработала торпеды с акустическим самонаведением. В феврале 1943 года первая акустическая торпеда Т4 «Фальке» была испытана в небольших масштабах с умеренным успехом, но эту торпеду можно было использовать только против больших и медленных кораблей. Акустическая торпеда пробежала прямо на дистанцию взведения 1000 м, а затем развернулась в сторону самого громкого обнаруженного шума. Его преемник, Т5 «Заункониг », предназначался для борьбы с малыми и быстроходными боевыми кораблями и поступил на вооружение в сентябре 1943 года. [56] Союзники противопоставляли акустическим торпедам шумовые ложные цели, такие как Foxer , FXR , CAT и Fanfare .
подводных Разработка лодок
В 1940 году немцы провели успешные испытания экспериментальной подводной лодки В-80 с новым типом силовой установки: на поверхности она использовала классические дизельные двигатели, а под водой — революционную на основе перекиси водорода, воздушно-независимую систему топлива разработанную Хельмутом Вальтером . С этой турбиной Вальтера подводная лодка могла развивать подводную скорость более 20 узлов, что намного больше, чем крейсерская скорость в 4 узла и максимальная скорость в 6 узлов для электрических двигателей, работающих от батарей. Еще четыре экспериментальные подводные лодки типа XVIII с турбинами Вальтера были построены и испытаны, но немцы не смогли использовать эту конструкцию для большой передовой подводной лодки. [57] [58] В отличие от классической подводной лодки, которая могла заряжать свои батареи с помощью дизельных двигателей, подводная лодка Уолтера, израсходовав топливо с перекисью водорода, больше не могла погружаться в воду. У немцев не было ресурсов и заводов для производства перекиси водорода, достаточного для эксплуатации флота подводных лодок «Вальтер». Несмотря на эти ограничения, было заказано 24 фронтовые береговые подводные лодки типа XVIIB, но было построено только три, и ни одна не вышла на строй до конца войны. [59]
Подводные лодки Уолтера имели очень большие корпуса для хранения топлива для подводных лодок. Как только стало ясно, что эти подводные лодки «Вальтер» не выйдут в строй вовремя, конструкция корпуса подводной лодки «Вальтер» была повторно использована с другим подходом: пространство для резервуаров с перекисью водорода использовалось для хранения батарей гораздо большего размера. Благодаря значительному увеличению мощности аккумулятора подводные лодки также смогли развивать гораздо более высокую скорость и выносливость под водой. [60] Основанный на конструкции подводной лодки Atlantic Walter, тип XXI « Elektroboot » был разработан для повышения производительности под водой. меньшие по размеру Type XXIII береговые электроботы В производство также были приняты . Эти Elektroboote производились серийно: сборные сегменты строились на разных площадках, а затем собирались на более крупных верфях. [61] [62]
После вторжения Германии в Нидерланды в 1940 году немцы захватили несколько голландских подводных лодок, оснащенных шнорхелем (трубкой), но не видели в них необходимости до 1943 года. Шнорхель представлял собой выдвижную трубу, которая подавала воздух в дизельные двигатели при погружении на перископическую глубину. , что позволяет лодкам плавать под водой на дизельных двигателях и заряжать аккумуляторы. [63] Это было далеко не идеальное решение: возникали проблемы с залипанием или закрыванием клапана устройства при погружении в ненастную погоду; поскольку в качестве буфера система использовала весь прочный корпус, дизели мгновенно высасывали огромные объемы воздуха из отсеков лодки, а экипаж часто получал болезненные травмы ушей. Скорость была ограничена 8 узлами (15 км/ч), чтобы устройство не сломалось от напряжения. Во время работы под водой с « Шнорхелем» Gruppenhorchgerät был бесполезен из- за помех шумным дизельным двигателям. Но «Шнорхель» позволил старым подводным лодкам типов VII и IX действовать в водах, которые ранее им были запрещены. [64] Наконец, радары союзников в конечном итоге стали достаточно совершенными, чтобы мачту Шнорхеля можно было обнаружить.
Классы [ править ]
- Тип I : первый проект большой 750-тонной подводной лодки. Построено всего 2, так как конструкция оказалась не очень удачной.
- Тип II : небольшие прибрежные подводные лодки, используемые в основном в учебных целях. Последний подтип IID имел седельные баки, что давало ему дальность действия в Атлантике, что он и делал до 1941 года.
- Тип VII : «рабочая лошадка» подводных лодок, построено 709 штук во время Второй мировой войны.
- Тип IX : эти подводные лодки дальнего действия действовали вплоть до Индийского океана с японцами ( группа Монсун ) и Южной Атлантики.
- Тип X : минные заградители дальнего действия, но в основном используются для пополнения запасов других подводных лодок.
- Тип XIV : невооруженная подводная лодка, используемая для пополнения запасов других подводных лодок; по прозвищу Мильчку («Дойная корова»)
- Тип XVII: малые экспериментальные прибрежные подводные лодки с экспериментальными двигательными установками на перекиси водорода, на вооружение не приняты.
- Тип XXI : известный как Elektroboot . Проект был запущен в серийное производство, но до конца войны в боевое патрулирование отправились только два экземпляра.
- Тип XXIII : уменьшенная версия XXI, используемая для прибрежных операций. действовал в небольших масштабах в 1945 г.
- Сверхмалые подводные лодки , в том числе Biber , Hai , Molch и Seehund.
- Незавершенные проекты подводных лодок
Контрмеры [ править ]
На протяжении всей войны гонка вооружений между союзниками и Кригсмарине разворачивалась . Гидролокатор (ASDIC в Великобритании) позволял военным кораблям союзников обнаруживать затопленные подводные лодки, но был неэффективен против надводного судна; таким образом, в начале войны подводная лодка ночью или в плохую погоду была безопаснее на поверхности. Достижения в области радиолокации стали смертельными для экипажей подводных лодок, особенно после того, как были разработаны авиационные устройства. В качестве контрмеры подводные лодки были оснащены радиолокационными приемниками предупреждений, чтобы дать им достаточно времени для погружения до того, как противник приблизится, а также большим количеством зенитных орудий, но к началу-середине 1943 года союзники перешли на сантиметровые радары (неизвестно). в Германию), что сделало радар-детекторы неэффективными. Были также разработаны радиолокационные системы для подводных лодок, но многие капитаны предпочитали не использовать их, опасаясь сообщить о своей позиции противнику. Против ASDIC немцы разработали Bold , химическую приманку, создающую пузыри.
Достижения в тактике конвоев, высокочастотная пеленгация , называемая «Хафф-Дафф», радар, гидролокатор, глубинные бомбы , противолодочное оружие, такое как « Еж » и « ФИДО », периодический взлом кода немецкой военно-морской «Энигмы ». , появление « Лей Лайт» , патрульных самолетов дальнего действия, авианосцев сопровождения и огромных кораблестроительных мощностей США — все это переломило ситуацию против подводных лодок. В то же время союзники подвергли стратегическим бомбардировкам верфи подводных лодок и их базы .
В мае 1941 года кодовые книги, машина «Энигма» и ее настройки были захвачены с U-110 , которую можно было взять на абордаж до того, как она затонула. Команда, в которую входил Алан Тьюринг , использовала специальные « бомбы » и первые компьютеры для взлома новых немецких кодов по мере их появления. Быстрая расшифровка сообщений позволила перенаправить конвои в обход линий патрулирования подводных лодок. В феврале 1942 года военно-морские машины «Энигма» были изменены, и это преимущество было потеряно до тех пор, пока новый код не был взломан в октябре 1942 года, когда U-559 была взята на абордаж во время затопления и были спасены важные кодовые книги.
После Второй мировой войны и холодной войны (после 1945 г. )
Западной Германии С 1955 года Бундесмарине было разрешено иметь небольшой военно-морской флот. Первоначально были подняты и отремонтированы два затонувших типа XXIII и один тип XXI. В 1960-х годах Федеративная Республика Германия (Западная Германия) вновь занялась подводным бизнесом. Поскольку первоначально Западная Германия была ограничена водоизмещением в 450 тонн, Бундесмарина сосредоточила свое внимание на небольших прибрежных подводных лодках для защиты от советской угрозы в Балтийском море . Немцы стремились использовать передовые технологии, чтобы компенсировать небольшое водоизмещение, такие как амагнитная сталь для защиты от морских мин и детекторы магнитных аномалий .
Первоначальный Тип 201 потерпел неудачу из-за растрескивания корпуса; Последующий Тип 205 , впервые принятый на вооружение в 1967 году, имел успех, поэтому для ВМС Германии было построено 12 самолетов. Продолжая традицию подводных лодок, новые лодки получили классическое обозначение «U», начиная с U-1 .
С покупкой датским правительством двух лодок Тип 205 правительство Западной Германии осознало потенциал подводной лодки в качестве экспортного товара, разработав адаптированную версию Тип 207 . Маленькие и маневренные подводные лодки были построены во время Холодной войны для работы на мелководье Балтийского моря, в результате чего появился Тип 206 . Три из улучшенных лодок Типа 206 были позже проданы ВМС Израиля и стали Типом 540 . Немецкая дизель-электрическая подводная лодка Тип 209 была самой популярной экспортной подводной лодкой в мире с конца 1960-х годов до первых лет XXI века. Обладая большим водоизмещением 1000–1500 тонн, этот класс был легко адаптируемым и находился на вооружении 14 военно-морских сил, при этом по состоянию на 2006 год был построен 51 экземпляр. Германия продолжала добиваться успехов с производными или на основе успешного типа 209, как и Тип 800 продан Израилю, а TR-1700 продан Аргентине .
Германия продолжала преуспевать в качестве экспортера подводных лодок: в Норвегию была продана лодка Klasse 210 , считавшаяся самой тихой и маневренной подводной лодкой в мире. Это продемонстрировало его потенциал и поставило перед миром свою экспортную печать.
Германия принесла имя подводной лодки в 21 век с новым типом 212 ; Он 212 оснащен воздухонезависимой силовой установкой, использующей водородные топливные элементы . Эта система безопаснее, чем предыдущие дизельные двигатели замкнутого цикла и паровые турбины, дешевле, чем ядерный реактор, и тише, чем любой из них. Хотя Тип 212 закупает и Италия. [65] и Норвегия, [66] Тип 214 был разработан как последующая экспортная модель и продавался в Грецию , Южную Корею и Турцию , а на его основе будет продаваться Тип U 209PN в Португалию .
В последние годы Германия представила новые модели, такие как Тип 216 и Тип 218 , последний продается в Сингапур .
В 2016 году Германия ввела в эксплуатацию свою новейшую подводную лодку U -36 Тип 212 .
См. также [ править ]
- Список подводных лодок Германии
- Список подводных лодок, никогда не использовавшихся
- Список успешных подводных лодок
- Das Boot , немецкий фильм о подводной лодке 1981 года.
- Приманки
- Карл Дёниц
- Список получателей Рыцарского креста службы подводных лодок
- Оркнейский музей беспроводной связи содержит образец радио подводной лодки.
- I-boat , японский аналог
- Мемориал подводной лодки Мельтенорт
Цитаты [ править ]
- ^ Блэр , стр. 10–19.
- ^ Блэр , стр. 38–39.
- ^ Шоуэлл , с. 23.
- ^ Чаффин , с. 53.
- ^ Шоуэлл , с. 201.
- ^ Шоуэлл , стр. 22–29.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр , с. 6.
- ^ Шоуэлл , с. 30.
- ^ Блэр , с. 7.
- ^ Шоуэлл , стр. 36–37.
- ^ Блэр , стр. 9–11.
- ^ Блэр , стр. 10–13.
- ^ Блэр , стр. 13–19.
- ^ Кинг-Холл , стр. 229–242.
- ^ Блэр , с. 18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клодфелтер , с. 428.
- ^ Фишер , с. 16.
- ^ Скромный , с. 25.
- ^ Костелло и Хьюз , с. 26.
- ^ Блэр , с. 24.
- ^ Блэр , с. 31.
- ^ Блэр , стр. 31–32.
- ^ Костелло и Хьюз , с. 28.
- ^ Блэр , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр , с. 40.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Патерсон 2003 , с. х-кси.
- ^ Блэр , с. 45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр , стр. 46–47.
- ^ Мейсон , с. 23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр , с. 37.
- ^ Беккер , с. 129.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр , с. 38.
- ^ Беккер , с. 120.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Блэр , стр. 57–59.
- ^ Патерсон , стр. 55–56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ганнон , с. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блэр , с. 62.
- ^ Черчилль , с. 529.
- ^ «Военная история онлайн» . www.militaryhistoryonline.com . Проверено 4 февраля 2019 г. .
- ^ Костелло и Хьюз , стр. 154–155.
- ^ Костелло и Хьюз , с. 165.
- ^ Блэр , стр. 357–358.
- ^ Мейсон , с. 68.
- ^ Мейсон , с. 54.
- ^ Мейсон , стр. 72–73.
- ^ Блэр , с. 654.
- ^ Мейсон , с. 108.
- ^ Ровер , с. 252.
- ^ Крокер III, HW (2006). Не наступай на меня . Нью-Йорк: Коронный форум. п. 310 . ISBN 978-1-4000-5363-6 .
- ^ Хаскелл , с. 14.
- ^ Миддлбрук , с. 327.
- ^ Дёниц , с. 482.
- ^ Блэр , с. 485.
- ^ Миддлбрук , стр. 170–171.
- ^ Бреннеке 1984 , стр. 389–391.
- ^ Бреннеке 1984 , стр. 391–394.
- ^ Блэр Том 2 , стр. 10–11.
- ^ Костелло и Хьюз , стр. 284–285.
- ^ Блэр Том 2 , с. 312.
- ^ Брейер , стр. 7–13.
- ^ Блэр Том 2 , стр. 312–313.
- ^ Костелло и Хьюз , стр. 285–287.
- ^ Брейер , с. 8.
- ^ Костелло и Хьюз , с. 284.
- ^ «Военно-морская техника на классе Тодаро» . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ Берг Бенцрёд .
Ссылки [ править ]
- Беккер, Кайус (1971). Чертово море (на немецком языке). Ольденбург: Герхард Столлинг Верлаг. ISBN 3-548-03057-2 .
- Берг Бенцрёд, Sveinung (3 февраля 2017 г.). «Вооруженные силы закупают новые подводные лодки в Германии». Афтенпостен (на норвежском языке). Осло : Aftenposten AS . Проверено 9 марта 2019 г.
- Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Том. 1. Касселл. ISBN 0-304-35260-8 .
- Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война: Преследуемые 1942–1945 гг . Том. 2. Касселл. ISBN 0-304-35261-6 .
- Брейер, Зигфрид (1996). Электрическая подводная лодка «Чудо-оружие» Тип XXI (на немецком языке). Издательство «Подзунь Паллада». ISBN 3-7909-0587-9 .
- Бреннеке, Йохен (1984). Переломный момент в подводной войне. Причины и последствия 1939–1943 (на немецком языке) (2-е изд.). Мюнхен: Вильгельм Хейне Верлаг. ISBN 3-453-03667-0 .
- Чаффин, Том (2010). Х. Л. Ханли: Тайная надежда Конфедерации . Макмиллан. ISBN 978-1429990356 . Проверено 14 июля 2016 г.
Лодка Бауэра сделала многообещающий старт, ныряя в ходе испытаний в Кильском заливе Балтийского моря на глубину более 50 футов. В 1855 году во время одного из таких испытаний лодка вышла из строя. « Брандтаухер » погрузился на 54 фута по вертикали и отказался подниматься со дна. Бауэр и его команда, оставив свой корабль на дне, едва спаслись, сохранив жизни своих товарищей по команде.
- Черчилль, Уинстон (1948). Вторая мировая война, том 2: их звездный час . Хоутон Миффлин.
- Клодфелтер, Майкл (2017). Война и вооруженные конфликты: Статистическая энциклопедия потерь и других цифр, 1492–2015 (4-е изд.). МакФарланд.
- Костелло, Джон; Хьюз, Терри (1977). Битва за Атлантику . Лондон: Коллинз. ISBN 0-00-635325-8 .
- Дёниц, Карл (1990). Мемуары: Десять лет и двадцать дней . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-780-1 .
- Фишер, Бруно (1960). Книга Почета ордена Креста военных заслуг eV и история орденского сообщества, Сборник ордена (на немецком языке).
- Ганнон, Майкл (1998). Черный май. Эпическая история разгрома союзниками немецких подводных лодок в мае 1943 года . Аурум Пресс. ISBN 1-85410-588-4 .
- Хаскелл, Уинтроп А. (1998). Тени на горизонте. Бой Конвоя HX-233 . Лондон: Издательство Chatham Publishin. ISBN 1-86176-081-7 .
- Скромный, Ричард (1974). Немецкая Кригсмарине (на голландском языке) (2-е изд.). Антверпен: Standard Uitgeverij. ISBN 90-02-12787-1 .
- Кинг-Холл, Стивен (19 мая 2021 г.). «Дневник Северного моря, 1914–1918 / командующий Стивен Кинг-Холл» . Лондон: Newnes – через Интернет-архив.
- Мейсон, Дэвид (1994). Подводная война. Подводные лодки против конвоев (на голландском языке). Антверпен: Standard Uitgeverij. ISBN 90-02-18166-3 .
- Миддлбрук, Мартин (1976). Конвой . Книги о пингвинах. ISBN 0-14-016695-5 .
- Патерсон, Лоуренс (2005). U-564 в патруле - 70 дней на борту (на немецком языке) (3-е изд.). Штутгарт: Motorbuch Verlag. ISBN 978-3-548-26664-0 .
- Патерсон, Лоуренс (2003). Вторая флотилия подводных лодок . Лео Купер. ISBN 0-85052-917-4 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Шоуэлл, Джек Маллманн (2006). Век подводных лодок: немецкая подводная война, 1906–2006 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-892-8 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Аббатиелло, Джон (2005) Противолодочная борьба в Первой мировой войне: британская военно-морская авиация и поражение подводных лодок
- Бухгейм, Лотар-Гюнтер. Das Boot (оригинальное немецкое издание 1973 года, со временем переведенное на английский и многие другие западные языки). Экранизация 1981 года, режиссёр Вольфганг Петерсен.
- Гэннон, Майкл (1990) Операция «Барабанный бой» . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-302-4
- Грей, Эдвин А. (1994) Война подводных лодок, 1914–1918 гг.
- Ханс Иоахим Кёрвер (2010) Немецкая подводная война 1914–1918 годов глазами британской разведки , Л.С. Райниш, ISBN 978-3-902433-79-4
- Курсон, Роберт (2004) Ныряльщики в тени: настоящее приключение двух американцев, которые рискнули всем, чтобы разгадать одну из последних загадок Второй мировой войны . Издательство Random House. ISBN 0-375-50858-9
- Мёллер, Эберхард и Вернер Брак (2006) Энциклопедия подводных лодок: с 1904 года по настоящее время , ISBN 1-85367-623-3
- О'Коннор, Джером М. (июнь 2000 г.) «В логове серых волков». Военно-морская история . Статья «Автор года» Военно-морского института США описывает строительство и эксплуатацию немецких баз подводных лодок во Франции.
- Престон, Энтони (2005) Величайшие подводные лодки мира .
- Стерн, Роберт К. (1999) Битва под волнами: подводные лодки на войне . Оружие и доспехи / Sterling Publishing. ISBN 1-85409-200-6 .
- ван дер Ват, Дэн (1988) Атлантическая кампания . Харпер и Роу. Объединяет подводные и противолодочные операции между Первой и Второй мировыми войнами и предполагает непрерывную войну.
- Фон Шек, Карл. U122: Дневник командира подводной лодки . Диггори Пресс, ISBN 978-1-84685-049-3
- Георг фон Трапп и Элизабет М. Кэмпбелл (2007) До последнего салюта: воспоминания австрийского командира подводной лодки
- Вествуд, Дэвид (2005) Война подводных лодок: Дениц и эволюция немецкой подводной службы 1935–1945 гг ., ISBN 1-932033-43-2
- Вернер, Герберт. Железные гробы: личный отчет о сражениях немецких подводных лодок во Второй мировой войне , ISBN 978-0-304-35330-9
Внешние ссылки [ править ]
- Коллекция подводных лодок U-112 и U-53 в библиотеке Дартмутского колледжа