HMS Британия (1904 г.)
![]() HMS Британия
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Британия |
Тезка | Британия — римское название острова Великобритании и название расположенной римской провинции . там |
Строитель | Портсмутская верфь |
Заложен | 4 февраля 1904 г. |
Запущен | 10 декабря 1904 г. |
Завершенный | Сентябрь 1906 г. |
Введен в эксплуатацию | 8 сентября 1906 г. |
Судьба | Затонул, 9 ноября 1918 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | King Edward VII класса Линкор до дредноута |
Смещение |
|
Длина | 453 фута 9 дюймов (138,3 м) ( длина ) |
Луч | 75 футов (22,9 м) |
Черновик | 25 футов 8 дюймов (7,82 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 18,5 узлов (34,3 км/ч; 21,3 миль в час) |
Дополнить | 777 |
Вооружение | |
Броня |
HMS Britannia — King Edward VII класса до дредноута линкор Королевского флота . Она была названа в честь Британии , латинского названия Великобритании под римским правлением. Корабль был построен на верфи Портсмута в период с 1904 по 1906 год. Вооруженный батареей из четырех 12-дюймовых (305-мм) и четырех 9,2-дюймовых (234-мм) орудий, он и ее однотипные корабли ознаменовали значительный прогресс в наступательной мощи по сравнению с предыдущими кораблями. Проекты британских линкоров без орудий калибра 9,2 дюйма.
После ввода в строй в сентябре 1906 года он некоторое время служил на Атлантическом флоте с октября по март 1907 года, а затем был переведен на флот Ла-Манша . Затем он присоединился к Флоту метрополии в 1909 году. В 1912 году он вместе со своими родственными кораблями был приписан к 3-й боевой эскадре , входящей в состав Флота метрополии. В том же году эскадра отправилась в Средиземное море во время Первой Балканской войны в рамках международной блокады Черногории . В 1913 году корабль вернулся в британские воды, где был переведен во Вторую дивизию Флота Метрополии.
Когда Первая мировая война разразилась , «Британия» была переведена обратно в состав 3-й боевой эскадры, которая была приписана к Великому флоту , основному британскому флоту во время войны. В 1914 и 1915 годах корабли часто выходили в море на поиски немецких судов, но в Британии в этот период никаких действий не наблюдалось. К концу года Большой флот прекратил работу со старыми кораблями 3-й боевой эскадры, и в 1916 году он был придан 2-й отдельной эскадре, служившей тогда в Адриатическом море . После ремонта в 1917 году он нес патрулирование и сопровождение конвоев в Атлантике. 9 ноября 1918 года, всего за два дня до окончания войны, он был торпедирован немецкой подводной лодкой у мыса Трафальгар и затонул, потеряв 50 человек. «Британия» была одним из последних британских военных кораблей, потопленных во время войны.
Дизайн
[ редактировать ]
После разработки «до дредноута», типа линкоров несущих тяжелые вспомогательные орудия диаметром 8 дюймов (200 мм) в итальянской Regia Marina и ВМС США , Королевский флот решил построить аналогичные корабли. Первоначальные предложения предусматривали оснащение линкора восемью 7,5-дюймовыми (190-мм) орудиями для поддержки главной батареи, однако под руководством Уильяма Генри Уайта , директора военно-морского строительства , они были заменены четырьмя 9,2-дюймовыми (234-мм) орудиями. Новые корабли, хотя и основанные на общем типе Majestic , который лег в основу четырех предыдущих проектов линкоров, ознаменовали первое существенное изменение в серии. [1] Как и все поздние дредноуты, поступившие на вооружение в середине 1900-х годов, «Британия» почти мгновенно устарела с вводом в эксплуатацию в декабре 1906 года крупнокалиберного HMS Dreadnought , вооруженного батареей из десяти тяжелых орудий по сравнению с типичными четырьмя. большинства додредноутов. [2]
Britannia составляла 453 фута 9 дюймов (138,30 м) Общая длина , ширина 75 футов (23 м) и осадка 25 футов 8 дюймов (8 м). Линкоры King Edward VII класса водоизмещением от 15 585 до 15 885 длинных тонн (от 15 835 до 16 140 т ) в нормальном состоянии и от 17 009 до 17 290 длинных тонн (от 17 282 до 17 567 т) при полной загрузке . Ее экипаж насчитывал 777 офицеров и рядовых . Корабли класса «Король Эдуард VII» были оснащены парой 4-цилиндровых двигателей тройного расширения , приводивших в движение два винта , а пар обеспечивался шестнадцатью водотрубными котлами . Котлы были объединены в две трубы, расположенные в миделе корабля . Корабли класса «Король Эдуард VII» имели максимальную скорость 18,5 узлов (34,3 км/ч; 21,3 миль в час) при указанной мощности 18 000 лошадиных сил (13 000 кВт). [3]
Британия имела главную батарею из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий 40-го калибра, установленных в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. Их поддерживала тяжелая вторичная батарея из четырех 9,2-дюймовых (234-мм) орудий в четырех одиночных башнях, по две на каждом борту . На кораблях также было установлено десять 6-дюймовых орудий 50 калибра, установленных в казематах , а также четырнадцать 12-фунтовых 3-дюймовых (76-мм) орудий и четырнадцать 3-фунтовых 47-мм (1,9 дюйма) орудий для защиты от торпедных катеров . [3] [4] Как это было принято для линкоров того периода, он также был оснащен пятью 18-дюймовыми (457-мм) торпедными аппаратами, погруженными в корпус ; по два на каждом борте, пятый на корме. [5]
У Британии был бронепояс толщиной 9 дюймов (229 мм); Поперечные переборки на кормовом конце пояса имели толщину от 8 до 12 дюймов (от 203 до 305 мм). Борта башен главного калибра также имели толщину от 8 до 12 дюймов, сверху - 12 барбетов , а башни калибра 9,2 имели борта от 5 до 9 дюймов (от 127 до 229 мм). Казематная батарея была защищена броневой плитой толщиной 7 дюймов (178 мм). Ее боевая рубка имела борта толщиной 12 дюймов. Он был оснащен двумя бронепалубами толщиной 1 и 2,5 дюйма (25 и 64 мм) соответственно. [3]
История обслуживания
[ редактировать ]До Первой мировой войны
[ редактировать ]HMS Britannia был построен на верфи Портсмута и назван в честь латинского названия Великобритании под римским правлением. Он был заложен 4 февраля 1904 года, спущен на воду 10 декабря того же года и завершен в сентябре 1906 года. «Британия» была введена в резерв на верфи Портсмута 6 сентября 1906 года. В полную строй она вступила 2 октября 1906 года для службы в Атлантике. Флот . Она перешла во флот Ла-Манша 4 марта 1907 года. В рамках реорганизации флота 24 марта 1909 года Флот Ла-Манша стал вторым дивизионом Флота метрополии , а Британия стала подразделением Флота метрополии в этом дивизионе, став флагманом , вице-адмиралом , Вторая дивизия, апрель 1909 года. С 1909 по 1910 год она проходила ремонт в Портсмуте. 14 июля 1910 года она столкнулась с барком Loch Trool , получив легкие повреждения. [3] [6] [7]
В ходе реорганизации флота в мае 1912 года Британия и все семь ее сестер ( Африка , Содружество , Доминион , Хиберния , Индостан , король Эдуард VII и Зеландия ) были назначены для формирования 3-й боевой эскадры , приписанной к Первому флоту, Флоту метрополии. . Эскадра была отправлена в Средиземное море в ноябре из-за Первой Балканской войны (октябрь 1912 г. - май 1913 г.); он прибыл на Мальту 27 ноября и впоследствии участвовал в блокаде международными силами Черногории и в оккупации Скутари . Эскадрилья вернулась в Соединенное Королевство в 1913 году и вновь присоединилась к Флоту Метрополии 27 июня. [6] после чего Британия покинула эскадрилью и вернулась во Второй дивизион Флота Метрополии. [8]
Первая мировая война
[ редактировать ]С Великим Флотом
[ редактировать ]

С началом Первой мировой войны в августе 1914 года 3-я боевая эскадра, находившаяся в то время под командованием вице-адмирала Эдварда Брэдфорда , была приписана к Великому флоту и базировалась в Росайте , где она была усилена пятью «Дункан» — класс линкоров , [9] [10] Великого Флота Он использовался в качестве дополнения к крейсерам в Северном патруле . [11] 6 августа, на следующий день после того, как Великобритания объявила войну Германии, части Великого флота отправились обследовать побережье Норвегии в поисках немецкой военно-морской базы, нарушающей норвежский нейтралитет. Британия и остальная часть 3-й боевой эскадрильи оказывали дистанционную поддержку операции. Такой базы обнаружено не было, и на следующий день корабли вернулись в порт. 14 августа корабли Великого флота вышли в море для боевой практики, а совершили зачистку в Северном море . позже в тот же день, 15 августа, [12] Во время зачисток флота она и ее сестры часто возглавляли подразделения гораздо более ценных дредноутов , где они могли защитить дредноуты, наблюдая за минами или первыми нанося по ним удары. [13] 2 ноября 1914 года эскадра была выделена для усиления флота Ла-Манша и перебазирована в Портленд . Он вернулся в состав Великого флота 13 ноября 1914 года. [14]
14 декабря 1-я эскадра линейных крейсеров , 2-я линейная эскадра и сопровождающие их крейсеры и эсминцы покинули порт, чтобы перехватить немецкие войска, готовившиеся совершить набег на Скарборо, Хартлпул и Уитби . При первых сообщениях о контакте с немецкими частями утром 16 декабря командующий Великим флотом адмирал Джон Джеллико приказал Брэдфорду в 10:00 вывести 3-ю боевую эскадру для поддержки кораблей, находившихся в контакте. Четыре часа спустя они встретили 1-ю и 4-ю боевые эскадрильи , направлявшиеся из Скапа-Флоу , но им не удалось достичь немецкого флота в открытом море до того, как последний отступил. Большой флот оставался в море до позднего вечера 17 декабря, после чего 3-й боевой эскадре было приказано вернуться в Росайт. [15] Британия и остальная часть эскадры присоединились к Великому флоту для нового захода в Северное море 25 декабря. Через два дня флот вернулся в свои порты, не обнаружив ни одного немецкого судна. [16]
3-я боевая эскадра вышла в море 12 января 1915 года для артиллерийской подготовки, направилась на север и прошла к западу от Оркнейских островов в ночь с 13 на 14 января. Завершив обучение 14 числа, они вернулись в Росайт 15 января. [17] 23 января 1-я и 2-я эскадрильи линейных крейсеров отправились в засаду на I немецкую разведывательную группу , что привело к битве при Доггер-Банке на следующий день . Позже, 23 числа, остальная часть Великого флота, включая «Британию» , вышла на поддержку линейных крейсеров. Корабли 3-й эскадры вышли первыми и на полной скорости направились к кораблям Харвичского отряда , которые сообщили о контакте с немецкими судами. Линейные крейсеры вмешались первыми, и Британия и ее сестры прибыли около 14:00, к этому времени линейные крейсеры потопили броненосный крейсер «Блюхер» , а уцелевшие немецкие корабли бежали. 3-я боевая эскадрилья патрулировала этот район вместе с остальной частью Великого флота всю ночь, а затем в 08:00 25 января была отправлена в Росайт. [18] плывя по заливу Ферт- оф -Форт у Инчкийта На следующий день, , «Британия» села на мель . Она простояла на мели 36 часов, но была снята с мели; получив значительные повреждения, корабль потребовал длительного ремонта на верфи Девонпорта . [6] [19]
Более поздние операции
[ редактировать ]29 апреля 1916 года 3-я боевая эскадра была перебазирована в Ширнесс , а 3 мая была отделена от Великого флота и передана командованию Нор . Британия оставалась там с эскадрой до августа, когда она начала ремонт на верфи Портсмута. По завершении переоборудования в сентябре «Британия» была переведена из 3-й боевой эскадры на службу во 2-ю отдельную эскадру, которая была организована в 1915 году для усиления итальянского флота против австро-венгерского флота в Адриатическом море . [20] Адмирал Паоло Таон ди Ревель , начальник штаба итальянского военно-морского флота, считал, что угроза со стороны австро-венгерских подводных лодок и военно-морских мин в узких водах Адриатики слишком серьезна, чтобы он мог использовать флот для активных действий. Вместо этого Ревель решил осуществить блокаду относительно более безопасного южного конца Адриатики с помощью основного флота, в то время как суда меньшего размера, такие как катера MAS , совершали рейды на австро-венгерские корабли и объекты. [21]
Он прошел ремонт в Гибралтаре в феврале – марте 1917 года, и по его завершении был прикреплен к 9-й крейсерской эскадрилье для службы в Атлантическом патруле и сопровождении конвоев , базировавшихся в основном в Сьерра-Леоне . В марте она сменила броненосный крейсер HMS King Alfred в качестве флагмана 9-й крейсерской эскадры и в мае прошла ремонт на Бермудских островах . [20] во время которого ее 6-дюймовые орудия были сняты и заменены четырьмя 6-дюймовыми орудиями в экранированных поворотных установках на ее укрытой палубе вместо того, где располагались 12-фунтовые орудия. [8] [22]
Потеря
[ редактировать ]
Утром 9 ноября 1918 года под командованием капитана Фрэнсиса Уэйда Колфилда. [23] «Британия» совершала рейс у западного входа в Гибралтарский пролив , когда она была торпедирована у мыса Трафальгар немецкой подводной лодкой UB-50 . После первого взрыва корабль накренился на десять градусов влево. Через несколько минут второй взрыв привел к возгоранию 9,2-дюймового магазина , что, в свою очередь, вызвало взрыв кордита в магазине. Из-за темноты под палубой было практически невозможно найти затопленные клапаны для магазинов, а те, которые нашел экипаж, были плохо расположены и, следовательно, их было трудно повернуть, и в результате неспособность должным образом затопить горящий магазин, вероятно, обрекла корабль. «Британия» удерживала крен на 10 градусов в течение двух с половиной часов, прежде чем затонула, что позволило снять большую часть экипажа. Большинство погибших мужчин погибли от токсичного дыма от горящего кордита; 50 человек погибли и 80 получили ранения. [24] Всего удалось спасти 39 офицеров и 673 солдата. [25]
«Британия» была потоплена всего за два дня до подписания перемирия , положившего конец Первой мировой войне, 11 ноября 1918 года. Она была одним из последних британских военных кораблей, потерянных в войне. [26]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Берт , стр. 264–266.
- ^ Престон , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с д Лион и Робертс , с. 38.
- ^ Макбрайд 2001 , стр. 66–67, 69.
- ^ Берт , с. 267.
- ^ Jump up to: а б с Берт , с. 288.
- ^ Мэннинг и Уокер , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Престон , с. 9.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 39–40, 457.
- ^ Джеллико , с. 24.
- ^ Берт , с. 293.
- ^ Джеллико , стр. 91–92, 98–99.
- ^ Берт , стр. 277–278.
- ^ Берт , стр. 288–291.
- ^ Джеллико , стр. 174–180.
- ^ Джеллико , стр. 182–184.
- ^ Джеллико , с. 188.
- ^ Джеллико , стр. 193–196.
- ^ Джеллико , с. 198.
- ^ Jump up to: а б Берт , с. 289.
- ^ Халперн , стр. 141–142, 150.
- ^ Берт , с. 285.
- ^ Hampshire Telegraph (пятница, 15 ноября 1918 г.), стр. 9.
- ^ Берт , стр. 289–290.
- ^ «HMS Британия затонула». «Дейли телеграф» . 11 ноября 1918 г.
- ^ Такер , с. 1069.
Ссылки
[ редактировать ]- Берт, Р.А. (2013) [1988]. Британские линкоры 1889–1904 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-173-1 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1920). Военно-морские операции: битва за Фолклендские острова, декабрь 1914 г. Том. I. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 174823980 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Джеллико, Джон (1919). Большой флот, 1914–1916: его создание, развитие и работа . Нью-Йорк: Компания Джорджа Х. Дорана. OCLC 162593478 .
- Лион, Дэвид и Робертс, Джон (1979). «Великобритания и силы Империи». В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 1–113. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Мэннинг, Томас Дэвис и Уокер, Чарльз Фредерик (1959). Названия британских военных кораблей . Лондон: Патнэм. OCLC 561921929 .
- Макбрайд, Кейт (2001). « « Шатающаяся восьмерка »: линкоры класса короля Эдуарда VII , 1897–1922». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2001–2002 гг . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 63–69. ISBN 0-85177-901-8 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- Такер, Спенсер (2014). Первая мировая война: Полная энциклопедия и собрание документов . АВС-КЛИО. п. 1069. ИСБН 978-1851099658 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Диттмар, Ф.Дж. и Колледж, Дж.Дж. (1972). Британские военные корабли 1914–1919 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0380-4 .
- Гиббонс, Тони (1983). Полная энциклопедия линкоров и линейных крейсеров: технический справочник всех крупных кораблей мира с 1860 года по настоящее время . Лондон: ISBN Salamander Books Ltd. 978-0-86101-142-1 .
- Паркс, Оскар (1990) [1957]. Британские линкоры . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-075-5 .
- Груши, Рэндольф (1979). Британские линкоры 1892–1957: великие дни флота . Лондон: G. Cave Associates. ISBN 978-0-906223-14-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Линкоры типа короля Эдуарда VII
- Корабли, построенные в Портсмуте
- корабли 1904 года
- Линкоры Великобритании Первой мировой войны
- Морские происшествия 1910 года
- Морские происшествия 1915 года
- Морские происшествия 1918 года
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками в Первой мировой войне.
- Кораблекрушения времен Первой мировой войны в Атлантическом океане
- Взрывы военно-морских магазинов