HMS Славный
![]() Славен после переоборудования в авианосец.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | славный |
Заказал | 14 марта 1915 г. |
Строитель | Харланд и Вольф , Белфаст |
Расходы | £ 1,967,223 |
Номер двора | 482–484 |
Заложен | 1 мая 1915 г. |
Запущен | 20 апреля 1916 г. |
Завершенный | 31 декабря 1916 г. |
Введен в эксплуатацию | Январь 1917 г. |
реклассифицирован | Переоборудован в авианосец , 1924–1930 гг. |
Идентификация | Номер вымпела : 77 |
Псевдоним(а) | Трудоёмкий |
Судьба | Потоплен кораблями «Шарнхорст» и «Гнейзенау» 8 июня 1940 года. |
Общие характеристики (как линейный крейсер) | |
Класс и тип | «Отважный» класса Линейный крейсер |
Смещение |
|
Длина | 786 футов 9 дюймов (239,8 м) ( о/а ) |
Луч | 81 фут (24,7 м) |
Черновик | 25 футов 10 дюймов (7,9 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 4 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) |
Диапазон | 6000 миль (11000 км; 6900 миль) при скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) |
Дополнить | 842 офицера и солдата |
Вооружение |
|
Броня |
|
Общие характеристики (как авианосец) | |
Класс и тип | «Отважный» класса Авианосец |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 90 футов 6 дюймов (27,6 м) (по ватерлинии ) |
Черновик | 27,75 футов (8,5 м) |
Скорость | 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) |
Диапазон | 5860 миль (10850 км; 6740 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) |
Дополнить | 793+490 авиагруппа (1931 г.) |
Вооружение | 16 одиночных диаметром 4,7 дюйма (120 мм) орудий ДП |
Броня | |
Самолет перевезен | 48 |
HMS Glorious был вторым из трёх Courageous, класса линейных крейсеров построенных для Королевского флота во время Первой мировой войны . Созданные для поддержки Балтийского проекта, отстаиваемого Первым морским лордом лордом Фишером , они были относительно легко вооружены и бронированы. «Славный» был построен в конце 1916 года и всю войну патрулировал Северное море . Она участвовала во втором сражении в Гельголандской бухте в ноябре 1917 года и присутствовала при капитуляции немецкого флота открытого моря год спустя.
«Славный» был погашен был перестроен в авианосец после войны, но в конце 1920-х годов . Она могла перевозить на 30 процентов больше самолетов, чем ее сводная сестра Furious , имевшая аналогичный тоннаж. После повторного ввода в строй в 1930 году большую часть своей карьеры он провел, работая в Средиземном море . После начала Второй мировой войны в 1939 году «Глориус» провел остаток года, безуспешно охотясь за совершавшим коммерческие набеги немецким крейсером «Адмирал граф Шпее» в Индийском океане, прежде чем вернуться в Средиземное море. Ее отозвали домой в апреле 1940 года для поддержки операций в Норвегии . В июне при эвакуации британской авиации из Норвегии корабль был потоплен немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в Северном море, в результате чего погибло более 1200 человек.
Дизайн и описание
[ редактировать ]
Во время Первой мировой войны адмирал Фишер не мог заказать улучшенную версию предыдущих «Слава» линейных крейсеров класса из-за ограничений военного времени, запрещавших строительство кораблей крупнее легких крейсеров. Чтобы получить корабли, подходящие для традиционных функций линейного крейсера, таких как разведка флота и охота на вражеских рейдеров, он остановился на конструкции с минимальным бронированием легкого крейсера и вооружением линейного крейсера. Он оправдывал их существование тем, что ему нужны быстрые мелкосидящие корабли для его Балтийского проекта — плана вторжения в Германию через ее балтийское побережье. [ 1 ] [ 2 ]
Glorious имел общую длину 786 футов 9 дюймов (239,8 м), ширину 81 фут (24,7 м) и осадку 25 футов 10 дюймов (7,9 м) при глубокой нагрузке . Его водоизмещение 19 180 длинных тонн (19 490 т) при нагрузке и 22 560 длинных тонн (22 922 т) при глубокой загрузке. [ 3 ] «Глориус» и ее сестры были первыми крупными военными кораблями Королевского флота, оснащенными паровыми турбинами с приводом . Турбины Парсонса приводились в действие восемнадцатью котлами Ярроу . корабль Во время сокращенных ходовых испытаний достиг скорости 31,42 узла (58,19 км/ч; 36,16 миль в час). [ 4 ] Корабль был спроектирован для перевозки 750 длинных тонн (760 т) мазута , но мог перевозить максимум 3160 длинных тонн (3210 т). На полной мощности он мог проехать около 6000 морских миль (11 110 км; 6900 миль) со скоростью 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час). [ 5 ]
«Глориус» нес четыре 15-дюймовых (381-мм) орудия BL Mark I в двух двухорудийных башнях , по одному в носовой («А») и кормовой («Y»). Вспомогательное вооружение состояло из 18 4-дюймовых (102-мм) орудий BL Mark IX, установленных в шести тройных установках. [ 5 ] У этих установок три казенника были расположены слишком близко друг к другу, и 23 заряжающих имели тенденцию мешать друг другу. Это сводило на нет запланированную высокую скорострельность установки по торпедным катерам и другим судам меньшего размера. [ 6 ] Пара QF 3 дюйма (76 мм) 20 центнеров [ Примечание 1 ] Зенитные орудия были установлены рядом с грот-мачтой на «Славном» . На нем были установлены два подводных аппарата для 21-дюймовых торпед и было размещено 10 торпед. [ 5 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
«Глориус» Киль был заложен 1 мая 1915 года компанией «Харланд и Вольф» на верфи в Белфасте . Спущен на воду 20 апреля 1916 года и завершен 14 октября. [ 7 ] по стоимости £ 1 967 223. [ 8 ] Во время ходовых испытаний в следующем месяце ее сестра Courageous получила структурные повреждения, двигаясь на полной скорости в сильном волнении , и вскоре после этого поврежденные участки были усилены, чтобы предотвратить повторение. [ 9 ] Славный не получил подобных повреждений и не получил жесткости до 1918 года. [ 10 ] После ввода в строй «Отважный» служил в составе 3-й эскадры лёгких крейсеров Великого флота . После того как большая часть 1-й крейсерской эскадры была потоплена в Ютландском сражении , эскадра была переформирована в «Отважную» и «Славную» . [ 11 ] В середине 1917 года «Глориес» получил шесть двухтрубных торпедных установок: по одной с каждой стороны грот-мачты на верхней палубе и по две с каждой стороны Y-башни на квартердеке . [ 12 ] [ 13 ]
16 октября 1917 года Адмиралтейство получило известие о движении немецких кораблей, что, возможно, указывало на какой-то рейд. Адмирал Битти , командующий Великим флотом, приказал большинству своих легких крейсеров и эсминцев выйти в море, чтобы обнаружить вражеские корабли. Первоначально «Отважным» и «Славным» не было приказано выйти в море, но позже в тот же день их отправили для усиления 2-й эскадры легких крейсеров, патрулирующей центральную часть Северного моря . [ 14 ] Два немецких «Бруммер» легких крейсера типа проскользнули сквозь бреши в британских патрулях и уничтожили конвой, направлявшийся в Норвегию утром 17 октября, но британские военные корабли не получили известий о сражении до полудня. 1-й крейсерской эскадре было приказано перехватить, но это не удалось, поскольку немецкие крейсеры были быстрее, чем ожидалось. [ 15 ]
Вторая битва при Гельголандской бухте
[ редактировать ]На протяжении 1917 года Адмиралтейство все больше беспокоило усилия Германии по прочесыванию путей через установленные британцами минные поля, призванные ограничить действия Флота открытого моря и немецких подводных лодок . Предварительный налет легких сил на немецкие тральщики 31 октября уничтожил 10 малых кораблей, и Адмиралтейство решило провести более крупную операцию по уничтожению тральщиков и их легких крейсеров сопровождения. По данным разведки, 17 ноября 1917 года Адмиралтейство выделило 1-ю крейсерскую эскадру, прикрытие которой обеспечивала усиленная 1-я эскадра линейных крейсеров , а дальнее прикрытие - линкоры 1-й линейной эскадры . [ 16 ]
Немецкие корабли, четыре легких крейсера 2-го разведывательного отряда, восемь эсминцев, три дивизиона тральщиков, восемь «шпербрехеров» с пробковым наполнением ( траулеров ) и два траулера для обозначения пройденного маршрута были замечены в 7:30 утра. [ Примечание 2 ] силуэт восходящего солнца. Через семь минут «Отважный» и легкий крейсер «Кардифф» открыли огонь из передних орудий. В ответ немцы поставили дымовую завесу , что сильно затруднило обнаружение целей. Британцы продолжили преследование, но потеряли из виду большинство меньших кораблей в дыму и сосредоточили огонь на легких крейсерах, насколько это позволяла возможность. Один 15-дюймовый снаряд попал в щит орудия СМС Пиллау , но это не повлияло на ее скорость. В 8:33 левое орудие передней башни « Глориуса » было повреждено в результате взрыва снаряда внутри ствола орудия. В 9:30 1-я крейсерская эскадра прекратила преследование, чтобы избежать минного поля, отмеченного на их картах. Корабли повернули на юг, не играя дальнейшей роли в сражении. [ 17 ] Глориус потребовалось пять дней на ремонт, чтобы устранить повреждения, вызванные преждевременной детонацией и собственным дульным выстрелом . [ 18 ] За время боя она выпустила 57 15-дюймовых и 213 четырехдюймовых снарядов. [ 19 ]
В 1918 году Glorious получила взлетные платформы на вершине своих башен. Sopwith Camel размещался на задней башне, а Sopwith 1½ Strutter - на передней. [ 20 ] 5 ноября 1918 года «Глориус» стоял на якоре у Бернтисленда в заливе Ферт-оф-Форт вместе с тендером для гидросамолетов «Кампания» и линкором «Ройял Оук» , когда внезапный силой 10 шквал заставил «Кампанию» оттащить свой якорь и столкнуться сначала с «Ройял Оук» , а затем с «Глориус» . И Royal Oak , и Glorious получили лишь незначительные повреждения, но Кампания получила пробоину в результате столкновения с Royal Oak . были Кампании Машинные отделения затоплены, она опустилась на корму и через пять часов затонула без человеческих жертв. [ 21 ]
Славный присутствовал при капитуляции немецкого флота открытого моря 21 ноября 1918 года. [ 13 ] Он был переведен в резерв в Росайте , Шотландия, 1 февраля 1919 года и служил башенным буровым кораблем, а также был флагманом контр -адмирала, командующего резервом Девонпорта в период с 1921 по 1922 год. [ 22 ]
Конверсия
[ редактировать ]
Вашингтонский военно-морской договор 1922 года ограничил тоннаж крупных кораблей , и Королевский флот был вынужден сдать на слом многие из своих старых линкоров и линейных крейсеров. Однако до 66 000 длинных тонн (67 059 т) существующих кораблей можно было переоборудовать в авианосцы, для чего большие корпуса и высокая скорость кораблей класса Courageous делали их идеальными кандидатами. Glorious начал свое переоборудование в Росайте в 1924 году и был отбуксирован в Девонпорт, где был завершен 24 февраля 1930 года. Во время ходовых испытаний после переоборудования корабль достиг скорости 29,47 узлов (54,58 км/ч; 33,91 миль в час). [ 23 ] Ее 15-дюймовые башни были отправлены на хранение и позже повторно использованы во время Второй мировой войны для «Авангарда» , последнего построенного в мире линкора. [ 24 ]
Ее новый дизайн усовершенствовал ее сводную сестру Форсаж, в которой отсутствовал остров и обычная воронка . Вся надстройка , орудия, торпедные аппараты и арматура вплоть до главной палубы были сняты. Двухэтажный ангар , каждый уровень высотой 16 футов (4,9 м) и длиной 550 футов (167,6 м) был построен поверх оставшегося корпуса; верхний уровень ангара выходил на короткую полетную палубу , расположенную ниже и вперед от основной полетной палубы. Нижняя взлетная палуба улучшала гибкость цикла запуска и восстановления , пока в 1930-х годах более тяжелые истребители, требующие более длительных разбегов, не сделали нижнюю палубу устаревшей. [ 25 ] размером 46 на 48 футов (14,0 × 14,6 м) Два лифта были установлены в носовой и кормовой части кабины экипажа. Остров с мостиком , станцией управления полетом и воронкой был добавлен по правому борту , поскольку было обнаружено, что острова не вносят существенного вклада в турбулентность. К 1939 году корабль мог перевозить 34 500 британских галлонов (157 000 л ; 41 400 галлонов США ) бензина для своих самолетов. [ 26 ]

«Глориус» получил вооружение двойного назначения из шестнадцати 4,7-дюймовых (120-мм) орудий QF Mark VIII в одиночных установках. По одному креплению находилось с каждой стороны нижней полетной палубы, а пара - на квартердеке. Остальные двенадцать креплений были распределены по бортам корабля. [ 27 ] Во время переоборудования в 1935 году корабль получил три восьмиместные двухфунтовые (40-мм) установки QF «помпоны» , по одной с каждой стороны взлетной палубы, перед 4,7-дюймовыми орудиями, и одну за островом на кабина экипажа. Она также получила одинарную счетверенную установку для пулеметов Vickers калибра 0,5 дюйма (12,7 мм) с водяным охлаждением. зенитных [ 28 ]
«Славный» повторно введен в строй 24 февраля 1930 года для службы в составе Средиземноморского флота , но был прикреплен к Флоту метрополии с марта по июнь 1930 года . Он сменил «Отважного» на Средиземноморском флоте в июне 1930 года и оставался там до октября 1939 года. В тумане 1 апреля 1931 года. Глориес протаранил французский океанский лайнер «Флорида» на миделе корабля, двигавшийся на скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час). В результате удара отлетевшая палуба смята 60 футов (18,3 м) и погиб 1 моряк на борту «Глориуса» и 24 пассажира и экипаж на борту «Флориды» . [ 29 ] [ 30 ] Славный был вынужден поставить в Гибралтар на временный ремонт. Ей пришлось отправиться на Мальту для капитального ремонта, который продлился до сентября 1931 года. Где-то в начале 1930-х годов на нем был установлен поперечный аэрофиниш . Он был переоборудован в Девонпорте с июля 1934 по июль 1935 года, где он получил два гидравлических ускорителя ( катапульты ) на верхней полетной палубе, которая также была расширена до задней части, ее квартердек был поднят на одну палубу, и она получила несколько помпонов . Глориус участвовал в коронационном смотре флота в Спитхеде 20 мая 1937 года для короля Георга VI, прежде чем вернуться в Средиземное море. [ 31 ]
Авиационная группа
[ редактировать ]
«Глориес» мог нести до 48 самолетов; при первом повторном вводе в строй он нес истребители Fairey Flycatcher , Blackburn Dart и Blackburn Ripon торпедоносцы , а также Fairey IIIF самолеты-разведчики ВВС флота . С 1933 года и до тех пор, пока «Глориус» не вернулся в Соединенное Королевство в апреле 1940 года, за исключением периода переоборудования в середине 1930-х годов, он нес 802-ю эскадрилью , в которой летали девять истребителей Hawker Nimrod и три истребителя Hawker Osprey , пока не было переоборудовано дюжиной истребителей. Gloster Sea Gladiators в мае 1939 года. [ 32 ] 812-я и 823-я эскадрильи были задействованы для разведки и противокорабельных атак. Они летали на бомбардировщиках-торпедоносцах Blackburn Ripon, Blackburn Baffin и Fairey Swordfish , а также на Fairey III F и Fairey Seal . разведывательных самолетах [ 33 ] Когда Glorious был повторно введен в строй после ремонта в 1935 году, была принята на вооружение 825-я эскадрилья , первоначально с Fairey IIIF, но в мае 1936 года эскадрилья была преобразована в Fairey Swordfish. [ 34 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Глориус некоторое время служил на Средиземноморском флоте после начала Второй мировой войны. В октябре 1939 года он переправился через Суэцкий канал в Индийский океан, где стал частью Отряда J, который был организован для охоты на адмирала графа Шпее в Индийском океане. Это не увенчалось успехом, и «Глориус» оставалась в Индийском океане до декабря, а затем вернулась в Средиземное море. [ 35 ]
Норвежская кампания
[ редактировать ]В апреле 1940 года он был отозван на флот метрополии для обеспечения прикрытия с воздуха британских войск, высадившихся в Норвегии . [ 35 ] Восемнадцать гладиаторов Gloster из 263-й эскадрильи Королевских ВВС были доставлены на борт для переброски на норвежские авиабазы. Также были погружены на борт одиннадцать «Блэкбернских поморников» из 803-й эскадрильи , а также восемнадцать «Морских гладиаторов» из 802-й и 804-й эскадрилий . Glorious и Ark Royal прибыли из центральной Норвегии 24 апреля, где 263-я эскадрилья была вылетала, а их собственные самолеты атаковали цели в Тронхейме и к югу от Тронхейма, прежде чем Glorious пришлось вернуться в Скапа-Флоу поздно вечером 27 апреля для дозаправки и посадки новых самолетов. гладиаторы Славы Морские обеспечивали прикрытие двух авианосцев с воздуха. они повредили один бомбардировщик Heinkel He 111 Во время разведывательного вылета . Перед отплытием она передала четыре исправных «Поморника» на «Арк Ройал» . Она вернулась 1 мая, но из-за плохой погоды не смогла загрузить много новых самолетов. только дюжину Swordfish из 823-й эскадрильи, три Squas и один Blackburn Roc На борт удалось поднять . Оперативная группа весь день находилась под сильным воздушным налетом Люфтваффе и была отозвана вечером того же дня. Один Юнкерс Ju 87 Пикирующий бомбардировщик «Штука» был сбит после того, как сбросил бомбу патрулирующими «Морскими гладиаторами». [ 36 ]
Глориус вернулся 18 мая с шестью Supermarine Walrus летающими лодками из 701-й эскадрильи и 18 Hawker Hurricanes из 46-й эскадрильи RAF . Последний самолет был погружен на борт краном. «Моржи» были быстро доставлены в Харстад , но аэродром в Сканланде еще не был готов к приему «Харрикейнов», и они все еще находились на борту, когда «Глориус» вернулся в Скапу 21 мая. 26 мая «Глориус» вернулся в район Нарвика , и «Харрикейны» быстро улетели. [ 37 ]

Даже этот успех оказался эфемерным, и через несколько дней британским войскам было приказано отступить. Эвакуация ( операция «Алфавит» ) началась на севере в ночь с 3 на 4 июня, и «Глориус» прибыла к побережью 2 июня для оказания поддержки, хотя для самообороны на борту было только девять «Морских гладиаторов» из 802-го полка и шесть «Суордфишей» из 823-й эскадрильи. поскольку надеялись эвакуировать истребители Королевских ВВС, если это вообще возможно. Десять «Гладиаторов» 263-й эскадрильи были доставлены на борт со своей базы в Бардуфоссе во второй половине дня 7 июня, а «Харрикейны» 46-й эскадрильи приземлились без особых проблем ранним вечером, несмотря на то, что у них была гораздо более высокая посадочная скорость, чем у бипланов. Их увезли с наземных баз, чтобы не допустить их уничтожения во время эвакуации после того, как пилоты обнаружили, что мешок с песком весом 7 кг (15 фунтов), перевозимый в задней части «Харрикейна», позволял немедленно задействовать полные тормоза при приземлении. [ 38 ] высокопроизводительные монопланы без хвостовых гаков . Это был первый случай, когда на авианосец приземлились [ 39 ]
Тонущий
[ редактировать ]Командир « Славного» , капитан Гай Д'Ойли-Хьюз был старшим офицером . «Отважного» , был бывшим подводником, который в течение 10 месяцев [ 40 ] Ему было предоставлено разрешение самостоятельно проследовать в Скапа-Флоу рано утром 8 июня, чтобы предстать перед военным трибуналом над своим командующим (ВВС) Дж. Б. Хитом, который отказался от приказа нанести удар по береговым объектам на том основании, что цели были в лучшем случае плохо определены, а его самолет не подходил для этой задачи. Хита оставили в Скапе в ожидании суда. [ 39 ]
Неизвестно британцам, немецкий флот начал операцию «Юнона» : немецким линкорам «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , тяжелому крейсеру «Адмирал Хиппер» и четырем эсминцам было приказано атаковать британскую базу в Харстаде и поддержать немецкое наступление на Нарвик. Готовясь к атаке 7 июня, немецкий командующий понял, что британцы эвакуируют Норвегию, и вместо нападения на Харстад он решил перехватить эвакуационные конвои 8 июня. Утром 8 июня несколько кораблей были перехвачены, но конвой так и не был обнаружен. Затем немецкие войска разделились. Адмирал Хиппер и четыре эсминца были отправлены в Тронхейм для дозаправки, а затем оказания артиллерийской поддержки немецким войскам ( Gruppe Feuerstein ), наступавшим на Нарвик.
«Шарнхорст» и «Гнейзенау» продолжали поиск конвоев в Норвежском море . В 15:45 наблюдатель на самой высокой платформе Шарнхорста заметил облако пыли, а затем мачту Славного на расстоянии 46 км (29 миль). два эсминца сопровождения, «Акаста» и «Ардент» . Немецкие линкоры немедленно бросились в погоню, и в 16:10 также были обнаружены [ 41 ] [ Примечание 3 ]
Британцы заметили немецкие корабли вскоре после 16:00, и Ардент был отправлен для расследования. Глориус не изменил курс и не увеличил скорость. Пять Swordfish были отправлены в кабину экипажа, а в 16:20 были заказаны боевые станции . Никакого боевого воздушного патруля не было, на палубе не было самолетов, готовых к быстрому взлету, и в « Славного » вороньем гнезде не было наблюдателя . Шарнхорст открыл огонь по Арденту в 16:27 с дальности 16 000 ярдов (15 км), заставив эсминец отойти, выпустив торпеды и создав дымовую завесу. «Ардент» нанесла одно попадание из своих 4,7-дюймовых орудий по «Шарнхорсту» , но несколько раз получила попадание от вторичного вооружения немецких кораблей и затонула в 17:25. [ 42 ]

Шарнхорст переключила огонь на «Славный» в 16:32 и через шесть минут нанесла первое попадание в своем третьем залпе на дальности 26 000 ярдов (24 000 м) (или 15 миль), когда одно попадание длиной 28,3 сантиметра (11,1 дюйма) носовую кабину экипажа и ворвался в верхний ангар, вызвав сильный пожар. В результате этого попадания были уничтожены два готовившихся к полету Swordfish, а дыра в кабине экипажа не позволила взлететь другим самолетам. [ 43 ] Осколки проникли в корпус котла и вызвали временное падение давления пара. В 16:58 второй снаряд попал в самонаводящийся маяк над мостиком и убил или ранил капитана и большую часть находившегося там личного состава. Дымовая завеса Ардента по стала достаточно эффективной, чтобы ухудшить видимость немцев примерно с 16:58 до 17:20, поэтому они прекратили огонь Славному . [ 42 ]
В 17:20 «Глориес» снова получила удар в центральное машинное отделение, из-за чего она потеряла скорость и начала медленный круг влево. Она также развила крен на правый борт. Немецкие корабли приблизились на расстояние 16 000 ярдов и продолжали обстреливать ее до 17:40. Славный затонул в 18:10, [ 42 ] примерно в 68 ° 38' с.ш. 03 ° 50' в.д. / 68,633 ° с.ш. 3,833 ° в.д. , [ 44 ] с 43 выжившими. [ 45 ]
Когда немецкие корабли приблизились к «Славному» , «Акаста» , пытавшаяся поддерживать дымовую завесу, прорвалась сквозь собственный дым и произвела два залпа торпед по «Шарнхорсту» . Один из них попал в линкор в 17:34 рядом с его кормовой башней и серьезно повредил его. «Акаста» также сумела нанести один удар из своих 4,7-дюймовых орудий по «Шарнхорсту» , но была изрешечена немецким обстрелом и затонула около 18:20. [ 42 ]
По оценкам выживших, около 900 человек покинули Славный . Поскольку «Шарнхорст» был поврежден попаданием торпеды и не знал, что корабли союзников не контактировали со «Славным», немецкие войска отошли и не пытались подобрать выживших. [ 46 ] Тем временем Королевский флот ничего не знал о затоплении, пока об этом не объявили по немецкому радио. [ 47 ] [ 48 ] Норвежский корабль «Боргунд» , направлявшийся на Фарерские острова , прибыл поздно 10 июня и забрал выживших, в конечном итоге доставив в Торсхавн живыми 37 человек, двое из которых позже умерли. Другой норвежский корабль, «Шпицберген II» , также направлявшийся на Фарерские острова, подобрал пятерых выживших, но был замечен немецким самолетом и вынужден вернуться в Норвегию, где четверо оставшихся в живых стали военнопленными на следующие пять лет. Еще одного выжившего из Славного спас немецкий гидросамолет. [ 49 ] [ нужен лучший источник ] Таким образом, общее количество выживших составило 40 человек, включая по одному из Акасты и Ардента . [ 50 ] Всего убито или пропало без вести 1207 человек из Славного , 160 из Акасты и 152 из Ардента , всего 1519 человек. [ 51 ]

Затопления и неспособность организовать эффективную спасательную операцию поставили в неловкое положение Королевский флот. Всем кораблям, столкнувшимся с врагом, было приказано передать отчет о наблюдении, а отсутствие такого отчета от «Глориуса» было подвергнуто сомнению в Палате общин . [ 53 ] Выяснилось, что тяжелый крейсер «Девоншир» прошел в пределах 30–50 миль (48–80 км) от места боя под флагом вице-адмирала Джона Каннингема , выполнявшего приказ об эвакуации норвежской королевской семьи в Великобританию и поддержании радиомолчание. Некоторые выжившие из Глориуса и Девоншира показали, что отчет о наблюдении был правильно отправлен и получен Девонширом , но был скрыт Каннингемом, который ушел на большой скорости в соответствии с его приказом. [ 54 ] Утверждалось также, что возникла путаница с использованием частот беспроводной телеграфии на борту «Глориуса» , что могло привести к тому, что любой другой корабль или береговая станция не смогли получить отчет о наблюдении. отсутствие нормального воздушного патрулирования над «Славным» и его эсминцами в условиях максимальной видимости. Причиной затопления было названо [ 55 ]
Обстоятельства затопления стали предметом дебатов в Палате общин 28 января 1999 года. [ 56 ] После того, как в 1970-х годах было обнародовано существование разведывательной деятельности в Блетчли-парке, выяснилось, что персонал военно-морского отдела в Блетчли-парке предсказал прорыв немецких военных кораблей в Балтику на основе анализа движения , но Центр оперативной разведки RN не согласился с этим. интерпретацию и не проинформировал Флот Метрополии. [ 57 ]
Мемориалы
[ редактировать ]Самый известный мемориал погибшему экипажу HMS Glorious , HMS Ardent и HMS Acasta расположен в Саутси-Коммон, Портсмут, с видом на набережную и доступен для публики в любое время. находятся 176 памятников 1531 военнослужащему, погибшему на кораблях HMS Glorious , HMS Ardent и HMS Acasta . В Портсмутском военно-морском мемориале [ нужна ссылка ]
В течение многих лет единственным памятником морякам, погибшим на трех кораблях, был витраж в церкви Святого Петра Мартиндейла в Камбрии , на восточной стороне Алсуотера . Новая мемориальная доска, посвященная HMS Glorious и ее эскортным эсминцам Ardent и Acasta , была открыта в церкви Святого Николая на HMS Drake , Девонпорт, в 2002 году. 8 июня 2010 года, через 70 лет после гибели Glorious , Acasta и Ardent , Мемориальная доска с надписью на английском и норвежском языках была открыта возле исторического центра Тронденес в Харстаде, Норвегия, последнем порту захода двух эсминцев. [ 58 ] Мемориальная доска установлена на каменном постаменте рядом с мемориальным деревом в Национальном мемориальном дендрарии в Алревасе , Стаффордшир. Его можно найти в саду в локации 19-81. 8 июня 2019 года в садах Бельведер в Плимут-Хоу была открыта мемориальная доска, посвященная всем членам экипажа, погибшим на борту кораблей HM Glorious, Ardent и Acasta.
Модель HMS Glorious, созданная моделистом Норманом А. Офом, построенная для Королевского музея объединенных служб , теперь выставлена в Музее авиации флота в RNAS Yeovilton . [ 59 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Cwt» — аббревиатура от центнера , 30 центнеров относится к весу ружья.
- ^ Время, используемое в этом разделе, указано в формате UTC , что на один час отстает от центральноевропейского времени , которое часто используется в немецких работах.
- ^ В этом разделе используется среднее время по Гринвичу .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Берт 1986, стр. 303
- ^ Робертс, стр. 50–51.
- ^ Робертс, стр. 64–65.
- ^ Робертс, стр. 71, 76, 79.
- ^ Jump up to: а б с Берт 1986, с. 306
- ^ Берт 1986, стр. 294
- ^ Робертс, с. 63
- ^ Берт 1986, стр. 307
- ^ Берт 1986, стр. 309, 313.
- ^ Робертс, с. 54
- ^ Паркс, с. 621
- ^ Макбрайд, с. 109
- ^ Jump up to: а б Берт 1986, с. 314
- ^ Ньюболт, стр. 150–151.
- ^ Ньюболт, стр. 156–157.
- ^ Ньюболт, стр. 164–165.
- ^ Макбрайд, стр. 110–112.
- ^ Макбрайд, с. 115
- ^ Кэмпбелл 1978, с. 66
- ^ Кэмпбелл 1978, с. 67
- ^ Адмиралтейство (1918), ADM156/90: Комиссия по расследованию затопления HMS Campania , HMSO.
- ^ Берт 1993, с. 315
- ^ Берт 1993, стр. 273, 284–285.
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 321
- ^ Браун, с. 2
- ^ Фридман, стр. 103, 105–106.
- ^ Берт 1993, стр. 274–278.
- ^ Берт 1993, стр. 165, 278, 281.
- ^ Хейворд 1998, с. 47
- ^ Трежер Джонс, стр. 57–62.
- ^ Берт 1993, стр. 281, 285.
- ^ Стуртивант, стр. 167, 169.
- ^ Стертивант, стр. 206, 208–209, 256–257.
- ^ Стертивант, стр. 266, 269–270.
- ^ Jump up to: а б Берт 1993, с. 285
- ^ Волосы, стр. 141, 143–154.
- ^ Волосы, стр. 261–262.
- ^ Хаарр, стр. 308–310.
- ^ Jump up to: а б Хауленд, с. 61
- ^ Волосы, с. 331
- ^ Бредемайер, стр. 64–69; Буш, стр. 181–183; Беккер, стр. 130–147.
- ^ Jump up to: а б с д Хауленд, с. 52
- ^ Волосы, с. 336
- ^ Хауленд, с. 51
- ^ Ровер, стр. 26.
- ^ Робертсон, Стюарт; Дент, Стивен. Война на море в фотографиях . с. 23.
- ^ «HMS Glorious : История противоречий» . История сегодня .
- ^ «Прикрытие операции Черчилля «Пол» . HMSGlorious.com .
- ^ «Гибель HMS Glorious » . Домашняя страница.ntlworld.com. 8 июня 1940 года. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ Винтон, стр. 191–195.
- ^ Винтон, с. 200
- ^ «Сведения о пострадавшем: Мортон, Дональд Конрад» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ Винтон, с. 209
- ^ Волосы, стр. 347.
- ^ «Анализ Хоуленда» . Военный корабль.орг. Архивировано из оригинала 22 мая 2001 года . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ «HMS Glorious» , дебаты в Палате общин , том. 324, cc564-76, 28 января 1999 г. , дата обращения 10 сентября 2020 г.
- ^ Майкл Смит. Станция X: Взломщики кодов Блетчли-парка . Халл, Англия: Biteback Publishing, 2000. стр. 63–64.
- ^ Харальд Исаксен (2011), Харстад 1940–1945, Истории и рассказы военных лет , ISBN 978-82-998024-3-7 (на норвежском языке)
- ^ «HMS Glorious Нормана Ога» . Finewaterline.com .
Ссылки
[ редактировать ]- Беккер, Каюс (1971). Престол Вердамте (на немецком языке). Ольденбург: Издательство Герхарда Столлинга. ISBN 3-548-03057-2 .
- Бредемайер, Генрих (1997). Линкор Шарнхорст (на немецком языке) (5-е изд.). Гамбург: Келер. ISBN 3-7822-0592-8 .
- Боудлер, Джон М. (2002). «Re: HMS Glorious Collision, 1931». Военный корабль Интернешнл . XXXIX (4): 318–319. ISSN 0043-0374 .
- Браун, Дэвид (1977). Авианосцы . Нью-Йорк: Издательская компания Arco. ISBN 0-668-04164-1 .
- Берт, Р.А. (1993). Британские линкоры, 1919–1939 гг . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-068-2 .
- Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8 .
- Busch, Fritz-Otto (1980). Het drama van de Scharnhorst (in Dutch). Amsterdam: Omega Boek B.V. ISBN 90-6057-197-5 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). Линейные крейсеры: проектирование и развитие британских и немецких линейных крейсеров эпохи Первой мировой войны . Специальный военный корабль. Том. 1. Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-130-0 .
- Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: эволюция кораблей и их самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-054-8 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель–июнь 1940 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-051-1 .
- Хейворд, Роджер (1998). Авиация флота в кадре . Страуд, Великобритания: Sutton Publishing. ISBN 0-7509-1979-5 .
- Хоран, Марк Э. (2001). «Re: Гибель HMS Glorious ». Военный корабль Интернешнл . XXXVIII (2): 117–120. ISSN 0043-0374 .
- Хауленд, Вернон В. (1994). «Потеря HMS Glorious : анализ действий». Военный корабль Интернешнл . XXXI (1): 47–62. ISSN 0043-0374 .
- Макбрайд, Кейт (1990). «Странные сестры». В Гардинере, Роберт (ред.). Военный корабль . Том. 1990. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 93–101. ISBN 1-55750-903-4 .
- Ньюболт, Генри (1996) [1931]. Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов. Том. В. Нэшвилл, Теннесси: Battery Press. ISBN 0-89839-255-1 .
- Паркс, Оскар (1990) [1966]. Британские линкоры, Warrior с 1860 по Vanguard 1950: история проектирования, строительства и вооружения (новое и исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1976). Британские линкоры Второй мировой войны: развитие и техническая история линкоров и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-817-4 .
- Робертс, Джон (1997). Боевые крейсеры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-068-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Стоун, Рэнди (2008). «Re: Гибель HMS Glorious ». Военный корабль Интернешнл . XLV (4): 263–264. ISSN 0043-0374 .
- Салливан, Дэвид М. и Стертон, Ян (2010). «Необычайные виды HMS Glorious и HMS Ark Royal ». Военный корабль Интернешнл . XLVII (3): 257–262. ISSN 0043-0374 .
- Стертивант, Рэй (1984). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж, Великобритания: Air-Britain (Историки). ISBN 0-85130-120-7 .
- Трежер Джонс, Джон (2008). Бродяга к королеве . Страуд, Великобритания: History Press. ISBN 978-0-7524-4625-7 .
- Винтон, Джон (1999). Перевозчик Славный . Лондон: Касселл. ISBN 0-304-35244-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотогалерея Мужественных и Славных
- «Веб-сайт Ассоциации Гларак, вспоминающий погибших на HMS Glorious » - с полным списком потерь CWGC.
- HMS Glorious и судьба 46-й эскадрильи, больше внимания уделяется эскадрилье, чем кораблю. Архивировано 6 ноября 2021 года на Wayback Machine.
- Maritimequest HMS Glorious Фотогалерея
- «Трагедия HMS Glorious » - указатель оригинальных материалов, относящихся к документальному фильму Channel 4, реальных документов нет. Хранится в Архивном центре Черчилля.
- Документы о HMS Glorious, 1938–1998 гг., Хранящиеся в Архивном центре Черчилля.
- Домашняя страница Ассоциации Glorious, Ardent & Acasta
- Операция «Юнона», получено через Wayback Machine 8 июня 2021 г.
- Рецензия на книгу Славный авианосец: жизнь и смерть авианосца» « Джона Винтона
- Данные о готовой конструкции и оборудовании
- Интервью IWM с выжившим Кеннетом Кроссом
- Интервью IWM с выжившим Джеймсом О'Нилом
- Интервью IWM с выжившим Фредериком Куком
- Интервью IWM с выжившим Верноном Дэй
- Интервью IWM с выжившим Фредериком Торнтоном
- Интервью IWM с выжившим Уильямом Смитом
- Авианосцы класса «Отважный»
- Корабли, построенные в Белфасте
- корабли 1916 года
- Линейные крейсеры Великобритании времен Первой мировой войны
- Морские происшествия 1918 года
- Морские происшествия 1931 года
- Авианосцы Великобритании времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Норвежском море
- Морские инциденты в июне 1940 г.
- Названия кораблей Королевского флота
- Корабли, построенные Harland and Wolff