Jump to content

HMS Славный

Координаты : 68 ° 38' с.ш. 03 ° 50' в.д.  /  68,633 ° с.ш. 3,833 ° в.д.  / 68,633; 3833
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Славен после переоборудования в авианосец.
История
Великобритания
Имя славный
Заказал 14 марта 1915 г.
Строитель Харланд и Вольф , Белфаст
Расходы £ 1,967,223
Номер двора 482–484
Заложен 1 мая 1915 г.
Запущен 20 апреля 1916 г.
Завершенный 31 декабря 1916 г.
Введен в эксплуатацию Январь 1917 г.
реклассифицирован Переоборудован в авианосец , 1924–1930 гг.
Идентификация Номер вымпела : 77
Псевдоним(а) Трудоёмкий
Судьба Потоплен кораблями «Шарнхорст» и «Гнейзенау» 8 июня 1940 года.
Общие характеристики (как линейный крейсер)
Класс и тип «Отважный» класса Линейный крейсер
Смещение
Длина 786 футов 9 дюймов (239,8 м) ( о/а )
Луч 81 фут (24,7 м)
Черновик 25 футов 10 дюймов (7,9 м)
Установленная мощность
Движение 4 вала; 4 паровые турбины с редуктором
Скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час)
Диапазон 6000 миль (11000 км; 6900 миль) при скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час)
Дополнить 842 офицера и солдата
Вооружение
Броня
Общие характеристики (как авианосец)
Класс и тип «Отважный» класса Авианосец
Смещение
  • 24 970 длинных тонн (25 370 т) (нормальный)
  • 27 419 длинных тонн (27 859 т) (глубокая загрузка)
Длина
  • 735 футов 1,5 дюйма (224,1 м) ( п/п )
  • 786 футов 9 дюймов (239,8 м) (o/a)
Луч 90 футов 6 дюймов (27,6 м) (по ватерлинии )
Черновик 27,75 футов (8,5 м)
Скорость 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час)
Диапазон 5860 миль (10850 км; 6740 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час)
Дополнить 793+490 авиагруппа (1931 г.)
Вооружение 16 одиночных диаметром 4,7 дюйма (120 мм) орудий ДП
Броня
Самолет перевезен 48

HMS Glorious был вторым из трёх Courageous, класса линейных крейсеров построенных для Королевского флота во время Первой мировой войны . Созданные для поддержки Балтийского проекта, отстаиваемого Первым морским лордом лордом Фишером , они были относительно легко вооружены и бронированы. «Славный» был построен в конце 1916 года и всю войну патрулировал Северное море . Она участвовала во втором сражении в Гельголандской бухте в ноябре 1917 года и присутствовала при капитуляции немецкого флота открытого моря год спустя.

«Славный» был погашен был перестроен в авианосец после войны, но в конце 1920-х годов . Она могла перевозить на 30 процентов больше самолетов, чем ее сводная сестра Furious , имевшая аналогичный тоннаж. После повторного ввода в строй в 1930 году большую часть своей карьеры он провел, работая в Средиземном море . После начала Второй мировой войны в 1939 году «Глориус» провел остаток года, безуспешно охотясь за совершавшим коммерческие набеги немецким крейсером «Адмирал граф Шпее» в Индийском океане, прежде чем вернуться в Средиземное море. Ее отозвали домой в апреле 1940 года для поддержки операций в Норвегии . В июне при эвакуации британской авиации из Норвегии корабль был потоплен немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в Северном море, в результате чего погибло более 1200 человек.

Дизайн и описание

[ редактировать ]
Трехвидовый рисунок, завершенный в 1917 году.

Во время Первой мировой войны адмирал Фишер не мог заказать улучшенную версию предыдущих «Слава» линейных крейсеров класса из-за ограничений военного времени, запрещавших строительство кораблей крупнее легких крейсеров. Чтобы получить корабли, подходящие для традиционных функций линейного крейсера, таких как разведка флота и охота на вражеских рейдеров, он остановился на конструкции с минимальным бронированием легкого крейсера и вооружением линейного крейсера. Он оправдывал их существование тем, что ему нужны быстрые мелкосидящие корабли для его Балтийского проекта — плана вторжения в Германию через ее балтийское побережье. [ 1 ] [ 2 ]

Glorious имел общую длину 786 футов 9 дюймов (239,8 м), ширину 81 фут (24,7 м) и осадку 25 футов 10 дюймов (7,9 м) при глубокой нагрузке . Его водоизмещение 19 180 длинных тонн (19 490 т) при нагрузке и 22 560 длинных тонн (22 922 т) при глубокой загрузке. [ 3 ] «Глориус» и ее сестры были первыми крупными военными кораблями Королевского флота, оснащенными паровыми турбинами с приводом . Турбины Парсонса приводились в действие восемнадцатью котлами Ярроу . корабль Во время сокращенных ходовых испытаний достиг скорости 31,42 узла (58,19 км/ч; 36,16 миль в час). [ 4 ] Корабль был спроектирован для перевозки 750 длинных тонн (760 т) мазута , но мог перевозить максимум 3160 длинных тонн (3210 т). На полной мощности он мог проехать около 6000 морских миль (11 110 км; 6900 миль) со скоростью 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час). [ 5 ]

«Глориус» нес четыре 15-дюймовых (381-мм) орудия BL Mark I в двух двухорудийных башнях , по одному в носовой («А») и кормовой («Y»). Вспомогательное вооружение состояло из 18 4-дюймовых (102-мм) орудий BL Mark IX, установленных в шести тройных установках. [ 5 ] У этих установок три казенника были расположены слишком близко друг к другу, и 23 заряжающих имели тенденцию мешать друг другу. Это сводило на нет запланированную высокую скорострельность установки по торпедным катерам и другим судам меньшего размера. [ 6 ] Пара QF 3 дюйма (76 мм) 20 центнеров [ Примечание 1 ] Зенитные орудия были установлены рядом с грот-мачтой на «Славном» . На нем были установлены два подводных аппарата для 21-дюймовых торпед и было размещено 10 торпед. [ 5 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Славный на якоре во время Первой мировой войны

«Глориус» Киль был заложен 1 мая 1915 года компанией «Харланд и Вольф» на верфи в Белфасте . Спущен на воду 20 апреля 1916 года и завершен 14 октября. [ 7 ] по стоимости £ 1 967 223. [ 8 ] Во время ходовых испытаний в следующем месяце ее сестра Courageous получила структурные повреждения, двигаясь на полной скорости в сильном волнении , и вскоре после этого поврежденные участки были усилены, чтобы предотвратить повторение. [ 9 ] Славный не получил подобных повреждений и не получил жесткости до 1918 года. [ 10 ] После ввода в строй «Отважный» служил в составе 3-й эскадры лёгких крейсеров Великого флота . После того как большая часть 1-й крейсерской эскадры была потоплена в Ютландском сражении , эскадра была переформирована в «Отважную» и «Славную» . [ 11 ] В середине 1917 года «Глориес» получил шесть двухтрубных торпедных установок: по одной с каждой стороны грот-мачты на верхней палубе и по две с каждой стороны Y-башни на квартердеке . [ 12 ] [ 13 ]

16 октября 1917 года Адмиралтейство получило известие о движении немецких кораблей, что, возможно, указывало на какой-то рейд. Адмирал Битти , командующий Великим флотом, приказал большинству своих легких крейсеров и эсминцев выйти в море, чтобы обнаружить вражеские корабли. Первоначально «Отважным» и «Славным» не было приказано выйти в море, но позже в тот же день их отправили для усиления 2-й эскадры легких крейсеров, патрулирующей центральную часть Северного моря . [ 14 ] Два немецких «Бруммер» легких крейсера типа проскользнули сквозь бреши в британских патрулях и уничтожили конвой, направлявшийся в Норвегию утром 17 октября, но британские военные корабли не получили известий о сражении до полудня. 1-й крейсерской эскадре было приказано перехватить, но это не удалось, поскольку немецкие крейсеры были быстрее, чем ожидалось. [ 15 ]

Вторая битва при Гельголандской бухте

[ редактировать ]

На протяжении 1917 года Адмиралтейство все больше беспокоило усилия Германии по прочесыванию путей через установленные британцами минные поля, призванные ограничить действия Флота открытого моря и немецких подводных лодок . Предварительный налет легких сил на немецкие тральщики 31 октября уничтожил 10 малых кораблей, и Адмиралтейство решило провести более крупную операцию по уничтожению тральщиков и их легких крейсеров сопровождения. По данным разведки, 17 ноября 1917 года Адмиралтейство выделило 1-ю крейсерскую эскадру, прикрытие которой обеспечивала усиленная 1-я эскадра линейных крейсеров , а дальнее прикрытие - линкоры 1-й линейной эскадры . [ 16 ]

Немецкие корабли, четыре легких крейсера 2-го разведывательного отряда, восемь эсминцев, три дивизиона тральщиков, восемь «шпербрехеров» с пробковым наполнением ( траулеров ) и два траулера для обозначения пройденного маршрута были замечены в 7:30 утра. [ Примечание 2 ] силуэт восходящего солнца. Через семь минут «Отважный» и легкий крейсер «Кардифф» открыли огонь из передних орудий. В ответ немцы поставили дымовую завесу , что сильно затруднило обнаружение целей. Британцы продолжили преследование, но потеряли из виду большинство меньших кораблей в дыму и сосредоточили огонь на легких крейсерах, насколько это позволяла возможность. Один 15-дюймовый снаряд попал в щит орудия СМС Пиллау , но это не повлияло на ее скорость. В 8:33 левое орудие передней башни « Глориуса » было повреждено в результате взрыва снаряда внутри ствола орудия. В 9:30 1-я крейсерская эскадра прекратила преследование, чтобы избежать минного поля, отмеченного на их картах. Корабли повернули на юг, не играя дальнейшей роли в сражении. [ 17 ] Глориус потребовалось пять дней на ремонт, чтобы устранить повреждения, вызванные преждевременной детонацией и собственным дульным выстрелом . [ 18 ] За время боя она выпустила 57 15-дюймовых и 213 четырехдюймовых снарядов. [ 19 ]

Славный в 1918 году

В 1918 году Glorious получила взлетные платформы на вершине своих башен. Sopwith Camel размещался на задней башне, а Sopwith 1½ Strutter - на передней. [ 20 ] 5 ноября 1918 года «Глориус» стоял на якоре у Бернтисленда в заливе Ферт-оф-Форт вместе с тендером для гидросамолетов «Кампания» и линкором «Ройял Оук» , когда внезапный силой 10 шквал заставил «Кампанию» оттащить свой якорь и столкнуться сначала с «Ройял Оук» , а затем с «Глориус» . И Royal Oak , и Glorious получили лишь незначительные повреждения, но Кампания получила пробоину в результате столкновения с Royal Oak . были Кампании Машинные отделения затоплены, она опустилась на корму и через пять часов затонула без человеческих жертв. [ 21 ]

Славный присутствовал при капитуляции немецкого флота открытого моря 21 ноября 1918 года. [ 13 ] Он был переведен в резерв в Росайте , Шотландия, 1 февраля 1919 года и служил башенным буровым кораблем, а также был флагманом контр -адмирала, командующего резервом Девонпорта в период с 1921 по 1922 год. [ 22 ]

Конверсия

[ редактировать ]
Славный на якоре, 1935 год; двери на нижнюю площадку ангара открыты

Вашингтонский военно-морской договор 1922 года ограничил тоннаж крупных кораблей , и Королевский флот был вынужден сдать на слом многие из своих старых линкоров и линейных крейсеров. Однако до 66 000 длинных тонн (67 059 т) существующих кораблей можно было переоборудовать в авианосцы, для чего большие корпуса и высокая скорость кораблей класса Courageous делали их идеальными кандидатами. Glorious начал свое переоборудование в Росайте в 1924 году и был отбуксирован в Девонпорт, где был завершен 24 февраля 1930 года. Во время ходовых испытаний после переоборудования корабль достиг скорости 29,47 узлов (54,58 км/ч; 33,91 миль в час). [ 23 ] Ее 15-дюймовые башни были отправлены на хранение и позже повторно использованы во время Второй мировой войны для «Авангарда» , последнего построенного в мире линкора. [ 24 ]

Ее новый дизайн усовершенствовал ее сводную сестру Форсаж, в которой отсутствовал остров и обычная воронка . Вся надстройка , орудия, торпедные аппараты и арматура вплоть до главной палубы были сняты. Двухэтажный ангар , каждый уровень высотой 16 футов (4,9 м) и длиной 550 футов (167,6 м) был построен поверх оставшегося корпуса; верхний уровень ангара выходил на короткую полетную палубу , расположенную ниже и вперед от основной полетной палубы. Нижняя взлетная палуба улучшала гибкость цикла запуска и восстановления , пока в 1930-х годах более тяжелые истребители, требующие более длительных разбегов, не сделали нижнюю палубу устаревшей. [ 25 ] размером 46 на 48 футов (14,0 × 14,6 м) Два лифта были установлены в носовой и кормовой части кабины экипажа. Остров с мостиком , станцией управления полетом и воронкой был добавлен по правому борту , поскольку было обнаружено, что острова не вносят существенного вклада в турбулентность. К 1939 году корабль мог перевозить 34 500 британских галлонов (157 000 л ; 41 400 галлонов США ) бензина для своих самолетов. [ 26 ]

Вид с воздуха на Glorious в пути, 1936 год.

«Глориус» получил вооружение двойного назначения из шестнадцати 4,7-дюймовых (120-мм) орудий QF Mark VIII в одиночных установках. По одному креплению находилось с каждой стороны нижней полетной палубы, а пара - на квартердеке. Остальные двенадцать креплений были распределены по бортам корабля. [ 27 ] Во время переоборудования в 1935 году корабль получил три восьмиместные двухфунтовые (40-мм) установки QF «помпоны» , по одной с каждой стороны взлетной палубы, перед 4,7-дюймовыми орудиями, и одну за островом на кабина экипажа. Она также получила одинарную счетверенную установку для пулеметов Vickers калибра 0,5 дюйма (12,7 мм) с водяным охлаждением. зенитных [ 28 ]

«Славный» повторно введен в строй 24 февраля 1930 года для службы в составе Средиземноморского флота , но был прикреплен к Флоту метрополии с марта по июнь 1930 года . Он сменил «Отважного» на Средиземноморском флоте в июне 1930 года и оставался там до октября 1939 года. В тумане 1 апреля 1931 года. Глориес протаранил французский океанский лайнер «Флорида» на миделе корабля, двигавшийся на скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час). В результате удара отлетевшая палуба смята 60 футов (18,3 м) и погиб 1 моряк на борту «Глориуса» и 24 пассажира и экипаж на борту «Флориды» . [ 29 ] [ 30 ] Славный был вынужден поставить в Гибралтар на временный ремонт. Ей пришлось отправиться на Мальту для капитального ремонта, который продлился до сентября 1931 года. Где-то в начале 1930-х годов на нем был установлен поперечный аэрофиниш . Он был переоборудован в Девонпорте с июля 1934 по июль 1935 года, где он получил два гидравлических ускорителя ( катапульты ) на верхней полетной палубе, которая также была расширена до задней части, ее квартердек был поднят на одну палубу, и она получила несколько помпонов . Глориус участвовал в коронационном смотре флота в Спитхеде 20 мая 1937 года для короля Георга VI, прежде чем вернуться в Средиземное море. [ 31 ]

Авиационная группа

[ редактировать ]
Эскадрилья морских котиков Фейри готовится к взлету с острова Глориус , 1936 год.

«Глориес» мог нести до 48 самолетов; при первом повторном вводе в строй он нес истребители Fairey Flycatcher , Blackburn Dart и Blackburn Ripon торпедоносцы , а также Fairey IIIF самолеты-разведчики ВВС флота . С 1933 года и до тех пор, пока «Глориус» не вернулся в Соединенное Королевство в апреле 1940 года, за исключением периода переоборудования в середине 1930-х годов, он нес 802-ю эскадрилью , в которой летали девять истребителей Hawker Nimrod и три истребителя Hawker Osprey , пока не было переоборудовано дюжиной истребителей. Gloster Sea Gladiators в мае 1939 года. [ 32 ] 812-я и 823-я эскадрильи были задействованы для разведки и противокорабельных атак. Они летали на бомбардировщиках-торпедоносцах Blackburn Ripon, Blackburn Baffin и Fairey Swordfish , а также на Fairey III F и Fairey Seal . разведывательных самолетах [ 33 ] Когда Glorious был повторно введен в строй после ремонта в 1935 году, была принята на вооружение 825-я эскадрилья , первоначально с Fairey IIIF, но в мае 1936 года эскадрилья была преобразована в Fairey Swordfish. [ 34 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Глориус некоторое время служил на Средиземноморском флоте после начала Второй мировой войны. В октябре 1939 года он переправился через Суэцкий канал в Индийский океан, где стал частью Отряда J, который был организован для охоты на адмирала графа Шпее в Индийском океане. Это не увенчалось успехом, и «Глориус» оставалась в Индийском океане до декабря, а затем вернулась в Средиземное море. [ 35 ]

Норвежская кампания

[ редактировать ]

В апреле 1940 года он был отозван на флот метрополии для обеспечения прикрытия с воздуха британских войск, высадившихся в Норвегии . [ 35 ] Восемнадцать гладиаторов Gloster из 263-й эскадрильи Королевских ВВС были доставлены на борт для переброски на норвежские авиабазы. Также были погружены на борт одиннадцать «Блэкбернских поморников» из 803-й эскадрильи , а также восемнадцать «Морских гладиаторов» из 802-й и 804-й эскадрилий . Glorious и Ark Royal прибыли из центральной Норвегии 24 апреля, где 263-я эскадрилья была вылетала, а их собственные самолеты атаковали цели в Тронхейме и к югу от Тронхейма, прежде чем Glorious пришлось вернуться в Скапа-Флоу поздно вечером 27 апреля для дозаправки и посадки новых самолетов. гладиаторы Славы Морские обеспечивали прикрытие двух авианосцев с воздуха. они повредили один бомбардировщик Heinkel He 111 Во время разведывательного вылета . Перед отплытием она передала четыре исправных «Поморника» на «Арк Ройал» . Она вернулась 1 мая, но из-за плохой погоды не смогла загрузить много новых самолетов. только дюжину Swordfish из 823-й эскадрильи, три Squas и один Blackburn Roc На борт удалось поднять . Оперативная группа весь день находилась под сильным воздушным налетом Люфтваффе и была отозвана вечером того же дня. Один Юнкерс Ju 87 Пикирующий бомбардировщик «Штука» был сбит после того, как сбросил бомбу патрулирующими «Морскими гладиаторами». [ 36 ]

Глориус вернулся 18 мая с шестью Supermarine Walrus летающими лодками из 701-й эскадрильи и 18 Hawker Hurricanes из 46-й эскадрильи RAF . Последний самолет был погружен на борт краном. «Моржи» были быстро доставлены в Харстад , но аэродром в Сканланде еще не был готов к приему «Харрикейнов», и они все еще находились на борту, когда «Глориус» вернулся в Скапу 21 мая. 26 мая «Глориус» вернулся в район Нарвика , и «Харрикейны» быстро улетели. [ 37 ]

Славный снимок в мае 1940 года с палубы «Арк Ройял» ; разрушитель - с ней Диана

Даже этот успех оказался эфемерным, и через несколько дней британским войскам было приказано отступить. Эвакуация ( операция «Алфавит» ) началась на севере в ночь с 3 на 4 июня, и «Глориус» прибыла к побережью 2 июня для оказания поддержки, хотя для самообороны на борту было только девять «Морских гладиаторов» из 802-го полка и шесть «Суордфишей» из 823-й эскадрильи. поскольку надеялись эвакуировать истребители Королевских ВВС, если это вообще возможно. Десять «Гладиаторов» 263-й эскадрильи были доставлены на борт со своей базы в Бардуфоссе во второй половине дня 7 июня, а «Харрикейны» 46-й эскадрильи приземлились без особых проблем ранним вечером, несмотря на то, что у них была гораздо более высокая посадочная скорость, чем у бипланов. Их увезли с наземных баз, чтобы не допустить их уничтожения во время эвакуации после того, как пилоты обнаружили, что мешок с песком весом 7 кг (15 фунтов), перевозимый в задней части «Харрикейна», позволял немедленно задействовать полные тормоза при приземлении. [ 38 ] высокопроизводительные монопланы без хвостовых гаков . Это был первый случай, когда на авианосец приземлились [ 39 ]

Командир « Славного» , капитан Гай Д'Ойли-Хьюз был старшим офицером . «Отважного» , был бывшим подводником, который в течение 10 месяцев [ 40 ] Ему было предоставлено разрешение самостоятельно проследовать в Скапа-Флоу рано утром 8 июня, чтобы предстать перед военным трибуналом над своим командующим (ВВС) Дж. Б. Хитом, который отказался от приказа нанести удар по береговым объектам на том основании, что цели были в лучшем случае плохо определены, а его самолет не подходил для этой задачи. Хита оставили в Скапе в ожидании суда. [ 39 ]

Неизвестно британцам, немецкий флот начал операцию «Юнона» : немецким линкорам «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , тяжелому крейсеру «Адмирал Хиппер» и четырем эсминцам было приказано атаковать британскую базу в Харстаде и поддержать немецкое наступление на Нарвик. Готовясь к атаке 7 июня, немецкий командующий понял, что британцы эвакуируют Норвегию, и вместо нападения на Харстад он решил перехватить эвакуационные конвои 8 июня. Утром 8 июня несколько кораблей были перехвачены, но конвой так и не был обнаружен. Затем немецкие войска разделились. Адмирал Хиппер и четыре эсминца были отправлены в Тронхейм для дозаправки, а затем оказания артиллерийской поддержки немецким войскам ( Gruppe Feuerstein ), наступавшим на Нарвик.

«Шарнхорст» и «Гнейзенау» продолжали поиск конвоев в Норвежском море . В 15:45 наблюдатель на самой высокой платформе Шарнхорста заметил облако пыли, а затем мачту Славного на расстоянии 46 км (29 миль). два эсминца сопровождения, «Акаста» и «Ардент» . Немецкие линкоры немедленно бросились в погоню, и в 16:10 также были обнаружены [ 41 ] [ Примечание 3 ]

Британцы заметили немецкие корабли вскоре после 16:00, и Ардент был отправлен для расследования. Глориус не изменил курс и не увеличил скорость. Пять Swordfish были отправлены в кабину экипажа, а в 16:20 были заказаны боевые станции . Никакого боевого воздушного патруля не было, на палубе не было самолетов, готовых к быстрому взлету, и в « Славного » вороньем гнезде не было наблюдателя . Шарнхорст открыл огонь по Арденту в 16:27 с дальности 16 000 ярдов (15 км), заставив эсминец отойти, выпустив торпеды и создав дымовую завесу. «Ардент» нанесла одно попадание из своих 4,7-дюймовых орудий по «Шарнхорсту» , но несколько раз получила попадание от вторичного вооружения немецких кораблей и затонула в 17:25. [ 42 ]

Шарнхорст стреляет по Славному , 8 июня 1940 года.

Шарнхорст переключила огонь на «Славный» в 16:32 и через шесть минут нанесла первое попадание в своем третьем залпе на дальности 26 000 ярдов (24 000 м) (или 15 миль), когда одно попадание длиной 28,3 сантиметра (11,1 дюйма) носовую кабину экипажа и ворвался в верхний ангар, вызвав сильный пожар. В результате этого попадания были уничтожены два готовившихся к полету Swordfish, а дыра в кабине экипажа не позволила взлететь другим самолетам. [ 43 ] Осколки проникли в корпус котла и вызвали временное падение давления пара. В 16:58 второй снаряд попал в самонаводящийся маяк над мостиком и убил или ранил капитана и большую часть находившегося там личного состава. Дымовая завеса Ардента по стала достаточно эффективной, чтобы ухудшить видимость немцев примерно с 16:58 до 17:20, поэтому они прекратили огонь Славному . [ 42 ]

В 17:20 «Глориес» снова получила удар в центральное машинное отделение, из-за чего она потеряла скорость и начала медленный круг влево. Она также развила крен на правый борт. Немецкие корабли приблизились на расстояние 16 000 ярдов и продолжали обстреливать ее до 17:40. Славный затонул в 18:10, [ 42 ] примерно в 68 ° 38' с.ш. 03 ° 50' в.д.  /  68,633 ° с.ш. 3,833 ° в.д.  / 68,633; 3833 , [ 44 ] с 43 выжившими. [ 45 ]

Когда немецкие корабли приблизились к «Славному» , «Акаста» , пытавшаяся поддерживать дымовую завесу, прорвалась сквозь собственный дым и произвела два залпа торпед по «Шарнхорсту» . Один из них попал в линкор в 17:34 рядом с его кормовой башней и серьезно повредил его. «Акаста» также сумела нанести один удар из своих 4,7-дюймовых орудий по «Шарнхорсту» , но была изрешечена немецким обстрелом и затонула около 18:20. [ 42 ]

По оценкам выживших, около 900 человек покинули Славный . Поскольку «Шарнхорст» был поврежден попаданием торпеды и не знал, что корабли союзников не контактировали со «Славным», немецкие войска отошли и не пытались подобрать выживших. [ 46 ] Тем временем Королевский флот ничего не знал о затоплении, пока об этом не объявили по немецкому радио. [ 47 ] [ 48 ] Норвежский корабль «Боргунд» , направлявшийся на Фарерские острова , прибыл поздно 10 июня и забрал выживших, в конечном итоге доставив в Торсхавн живыми 37 человек, двое из которых позже умерли. Другой норвежский корабль, «Шпицберген II» , также направлявшийся на Фарерские острова, подобрал пятерых выживших, но был замечен немецким самолетом и вынужден вернуться в Норвегию, где четверо оставшихся в живых стали военнопленными на следующие пять лет. Еще одного выжившего из Славного спас немецкий гидросамолет. [ 49 ] [ нужен лучший источник ] Таким образом, общее количество выживших составило 40 человек, включая по одному из Акасты и Ардента . [ 50 ] Всего убито или пропало без вести 1207 человек из Славного , 160 из Акасты и 152 из Ардента , всего 1519 человек. [ 51 ]

Надгробие в Тромсё ведущего летчика Дональда Конрада Мортона, погибшего при затоплении Glorious. [ 52 ]

Затопления и неспособность организовать эффективную спасательную операцию поставили в неловкое положение Королевский флот. Всем кораблям, столкнувшимся с врагом, было приказано передать отчет о наблюдении, а отсутствие такого отчета от «Глориуса» было подвергнуто сомнению в Палате общин . [ 53 ] Выяснилось, что тяжелый крейсер «Девоншир» прошел в пределах 30–50 миль (48–80 км) от места боя под флагом вице-адмирала Джона Каннингема , выполнявшего приказ об эвакуации норвежской королевской семьи в Великобританию и поддержании радиомолчание. Некоторые выжившие из Глориуса и Девоншира показали, что отчет о наблюдении был правильно отправлен и получен Девонширом , но был скрыт Каннингемом, который ушел на большой скорости в соответствии с его приказом. [ 54 ] Утверждалось также, что возникла путаница с использованием частот беспроводной телеграфии на борту «Глориуса» , что могло привести к тому, что любой другой корабль или береговая станция не смогли получить отчет о наблюдении. отсутствие нормального воздушного патрулирования над «Славным» и его эсминцами в условиях максимальной видимости. Причиной затопления было названо [ 55 ]

Обстоятельства затопления стали предметом дебатов в Палате общин 28 января 1999 года. [ 56 ] После того, как в 1970-х годах было обнародовано существование разведывательной деятельности в Блетчли-парке, выяснилось, что персонал военно-морского отдела в Блетчли-парке предсказал прорыв немецких военных кораблей в Балтику на основе анализа движения , но Центр оперативной разведки RN не согласился с этим. интерпретацию и не проинформировал Флот Метрополии. [ 57 ]

Мемориалы

[ редактировать ]

Самый известный мемориал погибшему экипажу HMS Glorious , HMS Ardent и HMS Acasta расположен в Саутси-Коммон, Портсмут, с видом на набережную и доступен для публики в любое время. находятся 176 памятников 1531 военнослужащему, погибшему на кораблях HMS Glorious , HMS Ardent и HMS Acasta . В Портсмутском военно-морском мемориале [ нужна ссылка ]

В течение многих лет единственным памятником морякам, погибшим на трех кораблях, был витраж в церкви Святого Петра Мартиндейла в Камбрии , на восточной стороне Алсуотера . Новая мемориальная доска, посвященная HMS Glorious и ее эскортным эсминцам Ardent и Acasta , была открыта в церкви Святого Николая на HMS Drake , Девонпорт, в 2002 году. 8 июня 2010 года, через 70 лет после гибели Glorious , Acasta и Ardent , Мемориальная доска с надписью на английском и норвежском языках была открыта возле исторического центра Тронденес в Харстаде, Норвегия, последнем порту захода двух эсминцев. [ 58 ] Мемориальная доска установлена ​​на каменном постаменте рядом с мемориальным деревом в Национальном мемориальном дендрарии в Алревасе , Стаффордшир. Его можно найти в саду в локации 19-81. 8 июня 2019 года в садах Бельведер в Плимут-Хоу была открыта мемориальная доска, посвященная всем членам экипажа, погибшим на борту кораблей HM Glorious, Ardent и Acasta.

Модель HMS Glorious, созданная моделистом Норманом А. Офом, построенная для Королевского музея объединенных служб , теперь выставлена ​​в Музее авиации флота в RNAS Yeovilton . [ 59 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Cwt» — аббревиатура от центнера , 30 центнеров относится к весу ружья.
  2. ^ Время, используемое в этом разделе, указано в формате UTC , что на один час отстает от центральноевропейского времени , которое часто используется в немецких работах.
  3. ^ В этом разделе используется среднее время по Гринвичу .
  1. ^ Берт 1986, стр. 303
  2. ^ Робертс, стр. 50–51.
  3. ^ Робертс, стр. 64–65.
  4. ^ Робертс, стр. 71, 76, 79.
  5. ^ Jump up to: а б с Берт 1986, с. 306
  6. ^ Берт 1986, стр. 294
  7. ^ Робертс, с. 63
  8. ^ Берт 1986, стр. 307
  9. ^ Берт 1986, стр. 309, 313.
  10. ^ Робертс, с. 54
  11. ^ Паркс, с. 621
  12. ^ Макбрайд, с. 109
  13. ^ Jump up to: а б Берт 1986, с. 314
  14. ^ Ньюболт, стр. 150–151.
  15. ^ Ньюболт, стр. 156–157.
  16. ^ Ньюболт, стр. 164–165.
  17. ^ Макбрайд, стр. 110–112.
  18. ^ Макбрайд, с. 115
  19. ^ Кэмпбелл 1978, с. 66
  20. ^ Кэмпбелл 1978, с. 67
  21. ^ Адмиралтейство (1918), ADM156/90: Комиссия по расследованию затопления HMS Campania , HMSO.
  22. ^ Берт 1993, с. 315
  23. ^ Берт 1993, стр. 273, 284–285.
  24. ^ Рэйвен и Робертс, с. 321
  25. ^ Браун, с. 2
  26. ^ Фридман, стр. 103, 105–106.
  27. ^ Берт 1993, стр. 274–278.
  28. ^ Берт 1993, стр. 165, 278, 281.
  29. ^ Хейворд 1998, с. 47
  30. ^ Трежер Джонс, стр. 57–62.
  31. ^ Берт 1993, стр. 281, 285.
  32. ^ Стуртивант, стр. 167, 169.
  33. ^ Стертивант, стр. 206, 208–209, 256–257.
  34. ^ Стертивант, стр. 266, 269–270.
  35. ^ Jump up to: а б Берт 1993, с. 285
  36. ^ Волосы, стр. 141, 143–154.
  37. ^ Волосы, стр. 261–262.
  38. ^ Хаарр, стр. 308–310.
  39. ^ Jump up to: а б Хауленд, с. 61
  40. ^ Волосы, с. 331
  41. ^ Бредемайер, стр. 64–69; Буш, стр. 181–183; Беккер, стр. 130–147.
  42. ^ Jump up to: а б с д Хауленд, с. 52
  43. ^ Волосы, с. 336
  44. ^ Хауленд, с. 51
  45. ^ Ровер, стр. 26.
  46. ^ Робертсон, Стюарт; Дент, Стивен. Война на море в фотографиях . с. 23.
  47. ^ «HMS Glorious : История противоречий» . История сегодня .
  48. ^ «Прикрытие операции Черчилля «Пол» . HMSGlorious.com .
  49. ^ «Гибель HMS Glorious » . Домашняя страница.ntlworld.com. 8 июня 1940 года. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 16 июля 2012 г.
  50. ^ Винтон, стр. 191–195.
  51. ^ Винтон, с. 200
  52. ^ «Сведения о пострадавшем: Мортон, Дональд Конрад» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 20 сентября 2013 г.
  53. ^ Винтон, с. 209
  54. ^ Волосы, стр. 347.
  55. ^ «Анализ Хоуленда» . Военный корабль.орг. Архивировано из оригинала 22 мая 2001 года . Проверено 16 июля 2012 г.
  56. ^ «HMS Glorious» , дебаты в Палате общин , том. 324, cc564-76, 28 января 1999 г. , дата обращения 10 сентября 2020 г.
  57. ^ Майкл Смит. Станция X: Взломщики кодов Блетчли-парка . Халл, Англия: Biteback Publishing, 2000. стр. 63–64.
  58. ^ Харальд Исаксен (2011), Харстад 1940–1945, Истории и рассказы военных лет , ISBN   978-82-998024-3-7 (на норвежском языке)
  59. ^ «HMS Glorious Нормана Ога» . Finewaterline.com .
  • Беккер, Каюс (1971). Престол Вердамте (на немецком языке). Ольденбург: Издательство Герхарда Столлинга. ISBN  3-548-03057-2 .
  • Бредемайер, Генрих (1997). Линкор Шарнхорст (на немецком языке) (5-е изд.). Гамбург: Келер. ISBN  3-7822-0592-8 .
  • Боудлер, Джон М. (2002). «Re: HMS Glorious Collision, 1931». Военный корабль Интернешнл . XXXIX (4): 318–319. ISSN   0043-0374 .
  • Браун, Дэвид (1977). Авианосцы . Нью-Йорк: Издательская компания Arco. ISBN  0-668-04164-1 .
  • Берт, Р.А. (1993). Британские линкоры, 1919–1939 гг . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN  1-85409-068-2 .
  • Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-863-8 .
  • Busch, Fritz-Otto (1980). Het drama van de Scharnhorst (in Dutch). Amsterdam: Omega Boek B.V. ISBN  90-6057-197-5 .
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-459-4 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). Линейные крейсеры: проектирование и развитие британских и немецких линейных крейсеров эпохи Первой мировой войны . Специальный военный корабль. Том. 1. Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-130-0 .
  • Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: эволюция кораблей и их самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-054-8 .
  • Хаарр, Гейрр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель–июнь 1940 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-051-1 .
  • Хейворд, Роджер (1998). Авиация флота в кадре . Страуд, Великобритания: Sutton Publishing. ISBN  0-7509-1979-5 .
  • Хоран, Марк Э. (2001). «Re: Гибель HMS Glorious ». Военный корабль Интернешнл . XXXVIII (2): 117–120. ISSN   0043-0374 .
  • Хауленд, Вернон В. (1994). «Потеря HMS Glorious : анализ действий». Военный корабль Интернешнл . XXXI (1): 47–62. ISSN   0043-0374 .
  • Макбрайд, Кейт (1990). «Странные сестры». В Гардинере, Роберт (ред.). Военный корабль . Том. 1990. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 93–101. ISBN  1-55750-903-4 .
  • Ньюболт, Генри (1996) [1931]. Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов. Том. В. Нэшвилл, Теннесси: Battery Press. ISBN  0-89839-255-1 .
  • Паркс, Оскар (1990) [1966]. Британские линкоры, Warrior с 1860 по Vanguard 1950: история проектирования, строительства и вооружения (новое и исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-075-4 .
  • Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1976). Британские линкоры Второй мировой войны: развитие и техническая история линкоров и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-817-4 .
  • Робертс, Джон (1997). Боевые крейсеры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-068-1 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .
  • Стоун, Рэнди (2008). «Re: Гибель HMS Glorious ». Военный корабль Интернешнл . XLV (4): 263–264. ISSN   0043-0374 .
  • Салливан, Дэвид М. и Стертон, Ян (2010). «Необычайные виды HMS Glorious и HMS Ark Royal ». Военный корабль Интернешнл . XLVII (3): 257–262. ISSN   0043-0374 .
  • Стертивант, Рэй (1984). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж, Великобритания: Air-Britain (Историки). ISBN  0-85130-120-7 .
  • Трежер Джонс, Джон (2008). Бродяга к королеве . Страуд, Великобритания: History Press. ISBN  978-0-7524-4625-7 .
  • Винтон, Джон (1999). Перевозчик Славный . Лондон: Касселл. ISBN  0-304-35244-6 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b9a8879067dea86144c3cc1d3b1e30f0__1722532500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/f0/b9a8879067dea86144c3cc1d3b1e30f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Glorious - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)