Jump to content

Вашингтонский военно-морской договор

Вашингтонский военно-морской договор
Ограничение военно-морского вооружения
Подписание Вашингтонского военно-морского договора (1922 г.).
Тип Контроль над вооружениями
Контекст Первая мировая война
Подписано 6 февраля 1922 г. ( 06.02.1922 )
Расположение Мемориальный Континентальный зал , Вашингтон, округ Колумбия
Эффективный 17 августа 1923 г. ( 17.08.1923 )
Срок действия 31 декабря 1936 г. ( 1936-12-31 )
Переговорщики
Подписавшиеся
Вечеринки
Депозитарий Лига Наций
Цитаты 25 ЛНТС 202
Языки
Полный текст
Вашингтонский военно-морской договор, 1922 г., в Wikisource

Вашингтонский военно-морской договор , также известный как Договор пяти держав , был договором, подписанным в 1922 году между основными союзниками в Первой мировой войне , который согласился предотвратить гонку вооружений путем ограничения военно-морского строительства. Он был согласован на Вашингтонской военно-морской конференции в Вашингтоне, округ Колумбия, с ноября 1921 по февраль 1922 года и подписан правительствами Британской империи (включая Великобританию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку и Индию), США , Франции. , Италия и Япония . Он ограничивал строительство линкоров , линейных крейсеров и авианосцев подписавшими сторонами . Количество других категорий военных кораблей, включая крейсеры , эсминцы и подводные лодки , договором не ограничивалось, но водоизмещение этих кораблей ограничивалось 10 000 тонн каждый.

Договор был заключен 6 февраля 1922 года. Ратификации этого договора были обменяны в Вашингтоне 17 августа 1923 года, и он был зарегистрирован в Серии договоров Лиги Наций 16 апреля 1924 года. [1]

Более поздние конференции по ограничению военно-морских вооружений требовали дополнительных ограничений на строительство военных кораблей. Условия Вашингтонского военно-морского договора были изменены Лондонским военно-морским договором 1930 года и Вторым Лондонским военно-морским договором 1936 года. К середине 1930-х годов Япония и Италия отказались от договоров, а Германия отказалась от Версальского договора , который ограничивал ее военно-морской флот . . Ограничение военно-морских вооружений становилось все более трудным для других подписавших сторон.

Сразу после Первой мировой войны Великобритания все еще имела самый большой и мощный военно-морской флот в мире, за ней следовали Соединенные Штаты и, еще дальше, Япония, Франция и Италия. [ нужна ссылка ] Британский Королевский флот интернировал побежденный немецкий флот открытого моря в ноябре 1918 года. У союзников были разные мнения относительно окончательного расположения Императорского флота Германии : французы и итальянцы хотели, чтобы немецкий флот был разделен между державами-победительницами, а американцы и британцы хотели корабли уничтожены. Переговоры стали в основном спорными после того, как немецкие экипажи затопили большую часть своих кораблей 21 июня 1919 года .

Известие о затоплении разозлило французов и итальянцев, причем французов особенно не впечатлили объяснения британцев о том, что флот, охранявший немцев, тогда отсутствовал на учениях. Тем не менее, британцы присоединились к своим союзникам в осуждении действий Германии, и не появилось никаких достоверных доказательств того, что британцы активно сотрудничали с немцами в отношении затопления. , Версальский договор подписанный неделей позже, 28 июня 1919 года, наложил строгие ограничения на размеры и количество военных кораблей, которые новое правительство Германии имело право строить и обслуживать. [2]

Американцы, британцы, французы, итальянцы и японцы были союзниками во время Первой мировой войны, но, поскольку немецкая угроза, казалось бы, исчезла, гонка военно-морских вооружений между бывшими союзниками казалась вероятной в ближайшие несколько лет. [3] Администрация президента США Вудро Вильсона уже объявила о последовательных планах расширения ВМС США с 1916 по 1919 год, в результате которых будет создан огромный флот из 50 современных линкоров. [4]

В ответ японский сейм в 1920 году наконец разрешил строительство военных кораблей, чтобы позволить Императорскому флоту Японии достичь своей цели - программы флота «восемь-восемь» с восемью современными линкорами и восемью линейными крейсерами. Японцы начали работу над четырьмя линкорами и четырьмя линейными крейсерами, каждый из которых был намного крупнее и мощнее, чем те классы, которые они заменяли. [5]

В британских военно-морских оценках 1921 года планировалось построить четыре линкора и четыре линейных крейсера, а в следующем году появятся еще четыре линкора. [3]

Новая гонка вооружений была неприятна американской общественности. Конгресс США не одобрил план Вильсона по расширению военно-морского флота 1919 года, а президентская избирательная кампания 1920 года привела к тому, что политики в Вашингтоне возобновили политику невмешательства довоенной эпохи, не проявляя особого энтузиазма по поводу дальнейшего расширения военно-морского флота. [6] Великобритания также не могла себе позволить возобновление строительства линкоров, учитывая непомерную стоимость. [7]

В конце 1921 года США стало известно, что Великобритания планирует провести конференцию для обсуждения стратегической ситуации в Тихоокеанском и Дальневосточном регионах. Чтобы предотвратить британский план и удовлетворить внутренние требования о проведении глобальной конференции по разоружению , администрация Уоррена Хардинга созвала Вашингтонскую военно-морскую конференцию в ноябре 1921 года. [8]

Конференция согласовала военно-морской договор пяти держав, а также договор четырех держав по Японии и договор девяти держав по Китаю. [9]

Переговоры

[ редактировать ]

На первом пленарном заседании, состоявшемся 21 ноября 1921 года, госсекретарь США Чарльз Эванс Хьюз представил предложения своей страны. Хьюз положил драматическое начало конференции, решительно заявив: «Способ разоружения — это разоружение». [10] Амбициозный лозунг получил восторженную поддержку общественности и, вероятно, сократил конференцию, одновременно помогая обеспечить широкое принятие его предложений. Впоследствии он предложил следующее:

  • Десятилетняя пауза или «отпуск» строительства крупных кораблей (линкоров и линейных крейсеров), включая немедленную приостановку строительства всех крупных кораблей.
  • Утилизация существующих или планируемых крупных кораблей с получением соотношения тоннажа 5:5:3:1,67:1,67 по отношению к Великобритании, США, Японии, Франции и Италии соответственно.
  • Действующие ограничения на тоннаж крупных кораблей и тоннаж второстепенных судов в соотношении 5:5:3.

Крупные корабли

[ редактировать ]

Предложения по крупным кораблям были в основном приняты британской делегацией. Однако они вызвали споры у британской общественности. Британия больше не могла иметь достаточные флоты одновременно в Северном море , Средиземном море и на Дальнем Востоке , что вызвало возмущение со стороны частей Королевского флота. [ нужна ссылка ]

Тем не менее, от британцев требовалось согласие на ограничения и сокращения: риск войны с американцами все чаще рассматривался как чисто теоретический, поскольку между двумя англоязычными державами было очень мало политических различий; продолжающиеся военно-морские расходы были непопулярны в Британии по всей империи; Великобритания осуществляла значительные сокращения бюджета из-за рецессии после Первой мировой войны . [11]

Японская делегация разделилась. Японская военно-морская доктрина требовала содержания флота, составляющего 70% от флота Соединенных Штатов, что считалось минимумом, необходимым для победы над американцами в любой последующей войне. Японцы планировали провести два отдельных боя: сначала с Тихоокеанским флотом США , а затем с Атлантическим флотом США . Было подсчитано, что соотношение 7:5 в первом сражении обеспечит достаточный запас победы, чтобы иметь возможность выиграть последующее сражение, и поэтому соотношение 3:5 было неприемлемым, поскольку соотношение общего размера флота 3:5 означало бы соотношение 6 Соотношение :5 в первом бою. Тем не менее, руководитель делегации Като Томосабуро предпочел принять последнюю перспективу гонки вооружений с Соединенными Штатами, поскольку относительная промышленная мощь двух стран привела бы к тому, что Япония проиграет такую ​​гонку вооружений и, возможно, пострадает от экономический кризис. На начало переговоров у японцев было всего 55% капитальных кораблей и 18% ВВП американцев. [ нужна ссылка ]

Акаги (японский корабль первоначально планировался как линейный крейсер, но во время постройки был преобразован в авианосец) в апреле 1925 года.

Его мнению решительно противостоял Като Кандзи , президент Военно-морского штабного колледжа, который выступал в качестве его главного военно-морского помощника в делегации и представлял влиятельное мнение «большого флота» о том, что Япония должна как можно тщательнее подготовиться к неизбежному конфликту с Соединенные Штаты, которые могли бы построить бесконечно больше военных кораблей из-за своей огромной промышленной мощи. [ нужна ссылка ]

Като Томосабуро наконец смог убедить японское высшее командование принять предложения Хьюза, но договор в течение многих лет был источником разногласий во флоте. [12]

Французская делегация первоначально отрицательно отреагировала на идею сокращения тоннажа своих крупных кораблей до 175 000 тонн и потребовала 350 000, что немного превышает японский лимит. В конце концов, уступки в отношении крейсеров и подводных лодок помогли убедить французов согласиться на ограничение количества крупных кораблей. [13]

Еще одним вопросом, который французские представители сочли критическим, была просьба Италии о существенном паритете, которая была сочтена необоснованной; однако давление со стороны американской и британской делегаций заставило французов принять это. Итальянское правительство сочло это большим успехом, но паритет так и не был достигнут. [14]

Было много дискуссий о включении или исключении отдельных военных кораблей. В частности, японская делегация стремилась сохранить свой новейший линкор «Муцу» , который финансировался с большим общественным энтузиазмом, в том числе на пожертвования школьников. [15] В результате были приняты положения, позволяющие американцам и британцам строить эквивалентные корабли. [ нужна ссылка ]

Крейсеры и эсминцы

[ редактировать ]
HMS Hawkins , головной корабль своего класса тяжелых крейсеров у причала , вероятно, в межвоенный период.

Хьюз предлагал ограничить второстепенные корабли ( крейсеры и эсминцы ) в тех же пропорциях, что и крупные корабли. Однако это было неприемлемо как для англичан, так и для французов. Столь же спорным оказалось британское встречное предложение, согласно которому британцы имели право на 450 000 тонн крейсеров с учетом своих имперских обязательств , а Соединённые Штаты и Япония — только на 300 000 и 250 000 тонн соответственно. Таким образом, идея ограничения общего тоннажа или численности крейсеров была полностью отвергнута. [13]

Вместо этого англичане предложили качественное ограничение строительства будущего крейсера. Предложенное ограничение максимального водоизмещения в 10 000 тонн и орудий калибра 8 дюймов было призвано позволить британцам сохранить Хокинса класс , который тогда строился. Это совпало с американскими потребностями в крейсерах для операций в Тихом океане, а также с японскими планами относительно «Фурутака» класса . Предложение было принято без особых дебатов. [13]

Подводные лодки

[ редактировать ]

Основным требованием Великобритании в ходе переговоров была полная ликвидация подводных лодок, которые оказались столь эффективными против них в войне . Это оказалось невозможным, особенно из-за противодействия Франции, которая потребовала предоставить 90 000 тонн подводных лодок. [16] и конференция завершилась без соглашения об ограничении подводных лодок. [17]

Тихоокеанские базы

[ редактировать ]

Статья XIX договора также запрещала британцам, японцам и американцам строить какие-либо новые укрепления или военно-морские базы в регионе Тихого океана . Существующие укрепления в Сингапуре , на Филиппинах и на Гавайях могут остаться. Это была значительная победа для Японии, поскольку недавно укрепленные британские или американские базы станут серьезной проблемой для японцев в случае любой будущей войны. Это положение договора, по сути, гарантировало, что Япония будет доминирующей державой в западной части Тихого океана , и имело решающее значение для достижения согласия Японии с ограничениями на строительство крупных кораблей. [18]

Ограничения по тоннажу
Страна Крупные корабли Авианосцы
Британская империя 525 000 тонн
(533 000 тонн )
135 000 тонн
(137 000 тонн)
Соединенные Штаты 525 000 тонн
(533 000 тонн)
135 000 тонн
(137 000 тонн)
Японская империя 315 000 тонн
(320 000 тонн)
81 000 тонн
(82 000 тонн)
Франция 175 000 тонн
(178 000 тонн)
60 000 тонн
(61 000 тонн)
Италия 175 000 тонн
(178 000 тонн)
60 000 тонн
(61 000 тонн)

Договор строго ограничивал тоннаж и постройку крупных кораблей и авианосцев, а также включал ограничения на размер отдельных кораблей.

Пределы тоннажа, определенные статьями IV и VII (в таблице), давали соотношение сил примерно 5:5:3:1,75:1,75 для Великобритании, США, Японии, Италии и Франции соответственно. [19]

Качественные ограничения каждого типа кораблей были следующими:

  • Крупные корабли (линкоры и линейные крейсеры) имели ограниченное стандартное водоизмещение 35 000 тонн и орудия калибром не более 16 дюймов. (Статьи V и VI)
  • Авианосцы были ограничены водоизмещением 27 000 тонн и могли нести не более 10 тяжелых орудий максимального калибра 8 дюймов. Однако каждой подписавшей стороне было разрешено использовать два существующих корпуса крупных кораблей для авианосцев с предельным водоизмещением 33 000 тонн каждый (статьи IX и X). Для целей договора авианосец определялся как военный корабль водоизмещением более 10 000 тонн, построенный исключительно для запуска и посадки самолетов. Таким образом, авианосцы легче 10 000 тонн не учитываются в пределах тоннажа (статья XX, часть 4). Более того, все авианосцы, находившиеся тогда на вооружении или в постройке ( «Аргус» , «Орел» , «Форсаж» , «Гермес» , «Лэнгли» и «Хосё» ) были объявлены «экспериментальными» и не учитывались (статья VIII).
  • Все остальные военные корабли были ограничены максимальным водоизмещением 10 000 тонн и максимальным калибром орудий 8 дюймов (статьи XI и XII).

В главе II договора также подробно описываются отдельные корабли, которые должны быть сохранены каждым военно-морским флотом, включая разрешение Соединенным Штатам построить еще два корабля класса « » Колорадо , а Великобритании — построить два новых корабля в соответствии с договорными ограничениями.

В главе II, часть 2, подробно описывалось, что нужно было сделать, чтобы сделать корабль неэффективным для использования в военных целях. Помимо затопления или сдачи на слом, ограниченное количество кораблей можно было переоборудовать в корабли-мишени или учебные суда, если с них полностью снять вооружение, броню и другие важные для боя части. Некоторые из них также могли быть переоборудованы в авианосцы.

В разделе II части 3 указано, какие корабли подлежат сдаче на слом в соответствии с договором, а также когда оставшиеся корабли могут быть заменены. В целом Соединенным Штатам пришлось списать 30 существующих или планируемых крупных кораблей, Великобритании — 23 и Японии — 17.

Договор остановил продолжающуюся тенденцию к увеличению размеров линкоров и полностью остановил новое строительство более чем на десять лет.

Договор ознаменовал конец длительного периода увеличения строительства линкоров. Многие строившиеся корабли были списаны или переоборудованы в авианосцы . Ограничения договора были соблюдены, а затем расширены Лондонским военно-морским договором 1930 года. Лишь в середине 1930-х годов военно-морские силы снова начали строить линкоры, а мощность и размеры новых линкоров снова начали увеличиваться. Второй Лондонский военно-морской договор 1936 года был направлен на продление границ Вашингтонского договора до 1942 года, но отсутствие Японии или Италии сделало его в значительной степени неэффективным.

Влияние на крейсеростроение было меньше. В договоре указано, что максимальный размер крейсера должен составлять 10 000 тонн и 8-дюймовые орудия, но это также был крейсер минимального размера, который любой флот был готов построить. Договор положил начало конкурсу на постройку 8-дюймовых « договорных крейсеров » водоизмещением 10 000 тонн, что дало еще один повод для беспокойства. [20] Последующие военно-морские договоры пытались решить эту проблему путем ограничения тоннажа крейсеров, эсминцев и подводных лодок.

Неофициальные последствия договора включали конец англо-японского союза . Хотя он никоим образом не был частью Вашингтонского договора, американские делегаты ясно дали понять, что не согласятся на договор, если британцы не разорвут свой союз с японцами. [21] Имперская конференция 1921 года в начале года уже решила не продлевать Альянс. [22]

Нарушения

[ редактировать ]

В 1935 году ВМС Франции заложили линкор «Ришелье» ; в сочетании с двумя Dunkerque, линкорами класса также находившимися в стадии строительства, в результате чего общий тоннаж новых французских линкоров превысил лимит в 70 000 тонн до истечения срока действия договора. Закладка « Жан Барта» в декабре 1936 года, хотя и менее чем за три недели до истечения срока действия договора, увеличила масштаб нарушения Франции еще на 35 000 тонн. Французское правительство отклонило возражения Великобритании против нарушений, указав, что Великобритания подписала англо-германское военно-морское соглашение в 1935 году, которое в одностороннем порядке отменило положения Версальского договора о военно-морском разоружении . Перевооружение немецких военно-морских сил угрожало Франции, и, согласно французской точке зрения, если бы Великобритания свободно нарушила договорные обязательства, Франция также не была бы ограничена. [23]

Италия неоднократно нарушала ограничения по водоизмещению отдельных кораблей и пыталась уложиться в лимит в 10 000 тонн для «Тренто» крейсеров типа , построенных в середине 1920-х годов. Однако, создав «Зара» крейсеры класса в конце 1920-х - начале 1930-х годов, она отказалась от всех претензий и построила корабли, водоизмещение которых с большим отрывом превышало 11 000 длинных тонн (11 000 тонн). Нарушения продолжались и с «Литторио» линкорами класса середины 1930-х годов, стандартное водоизмещение которых превышало 40 000 длинных тонн (41 000 т). Тем не менее ВМС Италии исказили водоизмещение судов как находящееся в пределах, установленных договором. [24]

Японское осуждение

[ редактировать ]
Денонсация Японией Вашингтонского военно-морского договора, 29 декабря 1934 г.

Морской договор оказал глубокое влияние на японцев. Учитывая превосходящую промышленную мощь Америки и Великобритании, долгая война, скорее всего, закончится поражением Японии. Таким образом, достижение стратегического паритета было экономически невозможно. [25]

Многие японцы считали соотношение кораблей 5:5:3 еще одним пренебрежением со стороны Запада, но можно утверждать, что японцы имели большую концентрацию сил, чем ВМС США или Королевский флот. Эти условия также способствовали разногласиям в высших чинах Императорского флота Японии между офицерами фракции Договора и их противниками из фракции флота , которые также были в союзе с ультранационалистами японской армии и других частей японского правительства. Для фракции Договора договор был одним из факторов, которые способствовали ухудшению отношений между американским и японским правительствами.

Некоторые также утверждали, что договор был одним из основных факторов, побудивших фракцию флота к японскому экспансионизму в начале 1930-х годов. Восприятие несправедливости привело к отказу Японии от Второго Лондонского военно-морского договора в 1936 году.

Yamato во время ходовых испытаний, октябрь 1941 года. Водоизмещение 72 800 тонн при полной загрузке.

Исороку Ямамото , который позже организовал нападение на Перл-Харбор , утверждал, что Япония должна оставаться в договоре. Однако его мнение было более сложным, поскольку он считал, что Соединенные Штаты могут превзойти Японию по производству в более чем 5:3 раз, из-за огромного производственного преимущества Америки, о котором он имел экспертные знания, поскольку он работал в японском посольстве в Вашингтон. После подписания договора он прокомментировал: «Любой, кто видел автомобильные заводы в Детройте и нефтяные месторождения в Техасе, знает, что Японии не хватает сил для морской гонки с Америкой». Позже он добавил: «Это соотношение очень хорошо работает для Японии – это договор, ограничивающий другие стороны». [26] Он считал, что для уравнивания шансов потребуются другие методы, кроме бурного строительства, что, возможно, способствовало его поддержке плана нападения на Перл-Харбор.

29 декабря 1934 года японское правительство официально уведомило о намерении расторгнуть договор. Его положения формально оставались в силе до конца 1936 г. и не возобновлялись. [27]

Влияние криптографии

[ редактировать ]

Что было неизвестно участникам конференции, так это то, что американская « Черная палата » (Бюро шифров, разведывательная служба США), которой командовал Герберт Ярдли , шпионила за связями делегаций со столицами их стран происхождения. В частности, японские сообщения были тщательно расшифрованы, и американские переговорщики смогли заключить абсолютно минимальную возможную сделку, на которую, как заявили японцы, они когда-либо согласятся. [28]

Поскольку договор был непопулярен среди большей части Императорского флота Японии, а также среди все более активных и важных ультранационалистических групп, ценность, которую приняло японское правительство, стала причиной большого количества подозрений и обвинений среди японских политиков и военно-морских офицеров. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. 6 февраля 1922, 25 ЛНТС 202.
  2. ^ «Часть V. Военные, морские и воздушные статьи» . Версальский договор . Викиисточник. 28 июня 1919 года. Архивировано из оригинала 24 августа 2023 года . Проверено 24 августа 2023 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марриотт 2005 , с. 9.
  4. ^ Поттер 1981 , с. 232.
  5. ^ Эванс и Питти 1997 , стр. 174.
  6. ^ Поттер 1981 , с. 233.
  7. ^ Кеннеди 1983 , с. 274.
  8. ^ Марриотт 2005 , с. 10.
  9. ^ «Вашингтонская конференция | 1921–1922» . Британская энциклопедия . Проверено 6 апреля 2019 г.
  10. ^ Джонс 2001 , с. 119.
  11. ^ Кеннеди 1983 , стр. 275–276.
  12. ^ Эванс и Питти 1997 , стр. 193–196.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Марриотт 2005 , с. 11.
  14. ^ Джорджерини, Джорджио (2002). Мужчины на дне: история итальянского субмаринизма от истоков до наших дней . Милан: Мондадори. стр. 84–85. ISBN  978-88-04-50537-2 .
  15. ^ Эванс и Питти 1997 , стр. 197.
  16. ^ Marriott 2005 , стр. 10–11.
  17. ^ Бирн, Дональд С. (1970). «Открытая дипломатия на Вашингтонской конференции 1921–1922 годов: британский и французский опыт». Сравнительные исследования в обществе и истории . 12 (3): 297–319. дои : 10.1017/S0010417500005879 . S2CID   143583522 .
  18. ^ Эванс и Питти 1997 , стр. 199.
  19. ^ 25 ЛНТС на 205–06.
  20. ^ Марриотт 2005 , с. 3.
  21. ^ Ховарт 1983 , с. 167.
  22. ^ Ниш, Ян Х. (1972), Альянс в упадке: исследование англо-японских отношений 1908–23 , Лондон: The Athlone Press, стр. 334, ISBN  0-485-13133-1
  23. ^ Джордан и Дюма 2009 , стр. 98–99, 152.
  24. ^ Гардинер и Шено 1980 , стр. 290–292.
  25. ^ Пейн 2017 , с. 104-105.
  26. ^ Ховарт 1983 , с. 152.
  27. ^ Эванс и Питти 1997 , стр. 298.
  28. ^ Дюросель 1963 , с. 156.

Источники

[ редактировать ]
  • Бейкер, AD III (1989). «Боевые флоты и дипломатия: военно-морское разоружение между двумя мировыми войнами». Военный корабль Интернешнл . XXVI (3): 217–255. ISSN   0043-0374 .
  • Дюросель, Жан-Батист (1963), От Вильсона до Рузвельта: внешняя политика Соединенных Штатов, 1913-1945 , издательство Гарвардского университета, ISBN  978-0-67432-650-7
  • Эванс, Дэвид и Питти, Марк (1997), Кайгун: стратегия, тактика и технологии в Императорском флоте Японии, 1887–1941 , Аннаполис: Издательство военно-морского института, ISBN  978-0-87021-192-8 .
  • Гардинер, Роберт и Шено, Роджер, ред. (1980). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-913-8 .
  • Ховарт, Стивен (1983), Боевые корабли восходящего солнца , Атенеум, ISBN  978-0-689-11402-1
  • Джонс, Ховард (2001), Горнило власти: история международных отношений США с 1897 года , Rowman & Littlefield, ISBN  978-0-8420-2918-6
  • Джордан, Джон (2011), Военные корабли после Вашингтона: развитие пяти основных флотов 1922–1930 , Seaforth Publishing, ISBN  978-1-84832-117-5
  • Джордан, Джон и Дюма, Роберт (2009). Французские линкоры 1922–1956 гг . Барнсли: издательство Seaforth. ISBN  978-1-84832-034-5 .
  • Кауфман, Роберт Гордон (1990), Контроль над вооружениями в доядерную эпоху: Соединенные Штаты и военно-морские ограничения между двумя мировыми войнами , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, ISBN  978-0-231-07136-9
  • Кеннеди, Пол (1983), Взлет и падение британского военно-морского мастерства , Лондон: Macmillan, ISBN  978-0-333-35094-2
  • Марриотт, Лео (2005), Крейсеры Договора: Первый международный конкурс военного кораблестроения , Барнсли: Перо и меч, ISBN  978-1-84415-188-2
  • Пейн, SCM (2017), Японская империя: великая стратегия от Реставрации Мэйдзи до войны на Тихом океане , Кембридж и Нью-Йорк: Кембридж, ISBN  978-1-107-01195-3
  • Поттер, Э, изд. (1981), Морская мощь: военно-морская история (2-е изд.), Аннаполис: Naval Institute Press, ISBN  978-0-87021-607-7
  • Ограничение военно-морских вооружений , договор 1922 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5aa181a73b3a2a0210e7b3a1baf2afa__1721442540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/fa/b5aa181a73b3a2a0210e7b3a1baf2afa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Washington Naval Treaty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)