Женевская военно-морская конференция

Женевская военно-морская конференция — конференция по обсуждению ограничения военно-морских вооружений, проходившая в Женеве , Швейцария , в 1927 году. Целью конференции было расширение существующих ограничений на военно-морское строительство, которые были согласованы в Вашингтонском военно-морском договоре . Вашингтонский договор ограничивал строительство линкоров и авианосцев , но не ограничивал строительство крейсеров , эсминцев и подводных лодок .
Фон
[ редактировать ]В феврале 1927 года президент Кэлвин Кулидж призвал большую пятерку держав встретиться в Женеве, чтобы решить проблему военно-морского соперничества в результате дискуссий об ограничениях военно-морских вооружений на заседаниях Лиги Наций по разоружению. [1] Великобритания и Япония приняли приглашение, но Франция и Италия (другие страны, подписавшие Вашингтонский договор) отказались. [2]
Вашингтонский договор определил соотношение численности крупных кораблей (линкоров и линейных крейсеров) между Великобританией, США, Японией, Францией и Италией соответственно 5:5:3:1,75:1,75. США стремились использовать Женевскую конференцию, чтобы распространить это соотношение на суда меньшего размера, разрешив как Великобритании, так и себе крейсеры с полным водоизмещением 300 000 тонн, а японцы - 180 000 тонн. При этом США хотели избежать дальнейших ограничений на размеры отдельных кораблей. [3]
Переговоры
[ редактировать ]По Вашингтонскому договору каждой стране разрешалось строить крейсеры водоизмещением до 10 000 тонн с 8-дюймовыми орудиями. На практике это также стало минимальной цифрой, поскольку военно-морские силы конкурировали за создание крейсеров водоизмещением ровно 10 000 тонн. Переговорная позиция США, по которой они не желали идти на компромисс, заключалась в плане строительства 25 тяжелых крейсеров водоизмещением 10 000 тонн (всего 250 000 тонн). [4]
Великобритания, напротив, была готова принять паритет с США в своем крейсерском флоте при условии, что Королевский флот сможет поддерживать очень крупные крейсерские силы, а при необходимости и меньшие и более дешевые корабли, что, по ее мнению, было необходимо для защиты длинные торговые пути и имперские обязательства Британской империи . Великобритания предложила снизить лимит водоизмещением в 10 000 тонн и 8 дюймов для вновь построенных крейсеров. По оценкам британцев, им необходимо 70 крейсеров общим водоизмещением 560 000 тонн (т.е. в среднем по 8 000 тонн каждый), что почти вдвое превышает общий тоннаж американского предложения. [5]
Основная забота Японии заключалась в том, чтобы избежать повторения соотношения 5:5:3. Японский военно-морской штаб считал, что флот, составляющий 70% от американского, является минимумом, необходимым для победы в войне против США. Поскольку соотношение 70% не было достигнуто с линкорами, было особенно важно сохранить его для крейсеров. [6] Однако, поскольку британская и американская делегации не смогли прийти к соглашению, возражения Японии не сыграли решающей роли в провале саммита.
В итоге участникам конференции не удалось прийти к обязывающему соглашению о распределении военно-морского тоннажа.
Влияние
[ редактировать ]Вопрос об ограничениях тоннажа крейсеров был снова поднят на Лондонской военно-морской конференции 1930 года, результатом которой стал Лондонский военно-морской договор . Лондонская конференция добилась успеха там, где Женева потерпела неудачу: США было разрешено иметь большее количество тяжелых крейсеров, чем Великобритании, а Великобритании было разрешено большее количество легких крейсеров. Соглашение было достигнуто отчасти потому, что делегации Великобритании и США признали наличие более общих интересов. [7] и необходимость сократить государственные расходы в результате краха Уолл-стрит в 1929 году. Эти события сосредоточили умы на необходимости достижения соглашения. [8]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бейкер, AD III (1989). «Боевые флоты и дипломатия: военно-морское разоружение между двумя мировыми войнами». Военный корабль Интернешнл . XXVI (3): 217–255. ISSN 0043-0374 .
- Эванс, Дэвид и Питти, Марк. Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887-1941 гг . Издательство Военно-морского института, Аннаполис, 1997. ISBN 0-87021-192-7
- Кеннеди, Пол. Взлет и падение британского военно-морского мастерства . Макмиллан, Лондон, 1983 год. ISBN 0-333-35094-4
- Марриотт, Лео. Крейсеры Договора: Первый международный конкурс военного кораблестроения . Ручка и меч, Барнсли, 2005. ISBN 1-84415-188-3
- Поттер, Э. (редактор). Морская мощь: Военно-морская история , 2-е изд. Издательство Военно-морского института, Аннаполис, 1981. ISBN 0-87021-607-4
- Шударек, Кристиан Мацей. «Британское правительство и конференция по военно-морскому разоружению в Женеве (1927 г.)». Студия Маритима 27.1 (2014): 87–151.