Восемь-восемь флота
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2009 г. ) |
Программа восьми-восьми флотов ( 八八艦隊 , Хачихати Кантай ) — японская военно-морская стратегия, сформулированная для развития Императорского флота Японии в первой четверти 20-го века, которая предусматривала, что военно-морской флот должен включать восемь первоклассных линкоров и восемь броненосных крейсеров или линейных крейсеров .
История и развитие
[ редактировать ]Концепция «Флота восьми-восьми» возникла после Русско-японской войны в рамках Имперской политики обороны 1907 года между японским правительством и конкурирующими службами армии и флота . [ 1 ] Политика предусматривала строительство боевого флота из восьми современных линкоров водоизмещением 20 000 тонн каждый и восьми современных броненосных крейсеров водоизмещением 18 000 тонн каждый. Они должны были быть дополнены постройкой нескольких меньших типов военных кораблей, включая крейсеры и эсминцы. [ 2 ] Этот план был вдохновлен Махана доктриной Сато Тецутаро, который утверждал, что безопасность Японии может быть гарантирована только сильным военно-морским флотом. Сато утверждал, что для обеспечения безопасности Япония должна быть способна победить державу, которая представляла наибольшую гипотетическую угрозу. В Имперской политике национальной обороны 1907 года военный фокус Японии сместился с царской России на Соединенные Штаты , которые теперь стали основной гипотетической угрозой будущей безопасности Японии. [ 2 ] В 1907 году не было никакого столкновения фундаментальных интересов между Японией и Соединенными Штатами, а также не было никаких признаков того, что японское или американское правительство желает конфронтации. Политика имперской обороны 1907 года продвигала идеологию большого флота Японии, полностью игнорируя реалии японской внешней политики. [ 3 ] Вместо того, чтобы дать обоснование для флота восемь-восемь детальным объяснением американской военно-морской угрозы, политика произвольно выбрала Соединенные Штаты в качестве вероятного противника, чтобы оправдать желаемый масштаб военно-морской мощи. [ 3 ] ВМС США стали не только наиболее вероятным антагонистом Японии, но и «бюджетным врагом» Императорского флота Японии. [ 3 ]
Основываясь на теоретической численности ВМС США в 25 линкоров и крейсеров , японские военно-морские теоретики постулировали, что Японии потребуется флот, состоящий как минимум из восьми линкоров первой линии и восьми крейсеров для паритета в Тихом океане. Когда военно-морской министр адмирал Ямамото Гоннохё представил бюджетную заявку на этот флот Сейму Японии , сумма более чем вдвое превышала весь национальный бюджет Японии на тот момент.
Политика восьми-восьми флотов вызывала споры из-за огромной стоимости линкоров, и только один раз Сейм Японии дал разрешение на программу строительства, которая достигла бы идеала «восемь-восьми флотов». Ситуация еще больше усложнялась тем, что, хотя план «Восемь-восемь флотов» длился более десяти лет, необходимые для него корабли изменились; к 1920 г. корабли, которым в 1910 г. было приказано приступить к выполнению плана, устарели.
Обсуждались различные альтернативные планы, в том числе сокращение плана до программы «Восемь-четыре флота», а затем до программы «Восемь-шесть флотов».
Первые «Восемь-Восемь»
[ редактировать ]
Первая серьезная попытка построить «восемь-восьмой флот» предпринята в 1910 году, когда Морской генеральный штаб предложил программу строительства восьми линкоров и восьми броненосных крейсеров (к тому времени они неизбежно станут линейными крейсерами ). Морское министерство сократило эту заявку по политическим причинам до семи линкоров и трех броненосных крейсеров. В конечном итоге Кабинет министров рекомендовал один линкор и четыре линейных крейсера, и Сейм разрешил эти корабли в 1911 году. Линейные крейсеры стали Конго классом , а линкор - Фусо : все они были технологически продвинутыми кораблями.
По программе 1913 года было разрешено строительство еще трех линкоров, всего «четыре-четыре». Эти корабли, Ямасиро , Исэ и Хьюга , были родственными кораблями или двоюродными братьями Фусо .
В 1915 году ВМФ предложил еще четыре линкора, чтобы сформировать «Флот восьми-четырех». Это предложение было отклонено Сеймом. Однако в 1916 году Сейм согласился на дополнительный линкор и два линейных крейсера. В 1917 году, в ответ на план ВМС США построить еще десять линкоров и шесть линейных крейсеров, Сейм санкционировал строительство еще трех линкоров; а в 1918 году Кабинет министров санкционировал строительство еще двух линейных крейсеров. Всего разрешение существовало для «Флота восьми-восьми».
В число новых кораблей вошли два «Нагато» линкора класса , два «Тоса» линкора класса и в общей сложности четыре «Амаги» линейных крейсера класса : все современные, боеспособные корабли с 16-дюймовыми орудиями. Только два корабля класса «Нагато» в конечном итоге были выполнены по своему назначению. Один «Тоса» и один «Амаги» были достроены как авианосцы «Кага» и «Акаги» .
Второй «Флот Восемь-Восемь»
[ редактировать ]
Разница в возможностях между этим поколением кораблей и кораблями пятилетней давности была настолько велика, что план «Восемь-восемь флотов» был возобновлен: «Нагато» теперь считался кораблем №1 в новом проекте, и планировщики теперь начали писать от старых линкоров и линейных крейсеров. На этой пересмотренной основе ВМФ вернулся к «флоту четырех-четырех».
Дальнейшим стимулом к достижению идеала восьми-восьми флотов послужило дополнительное расширение ВМС США в соответствии с планом американского президента Вудро Вильсона от 1919 года о строительстве еще одного комплекта из 16 крупных кораблей (помимо 16, уже утвержденных в 1916 году). В 1920 году при премьер-министре Хара Такаси сопротивляющийся парламент был убежден принять план по доведению набора современных кораблей «Четыре-четыре» до численности «восемь-восемь» к 1927 году. Это предполагало увеличение класса « ». Амаги линейные крейсеры с дополнительными четырьмя быстроходными линкорами нового «Кии» класса , которые были немного медленнее и мощнее. Еще четыре линкора ( № 13–16 ) должны были быть построены с 18-дюймовыми орудиями. В случае завершения это был бы полный «Флот восьми-восьми»; если бы в него вошли самые старые корабли военно-морского флота, классы Фусо , Исэ и Конго , то можно было бы реализовать еще более высокую цель - «Флот восемь-восемь-восемь» с не двумя, а тремя боевыми эскадрильями по восемь кораблей.
Вашингтонский военно-морской договор
[ редактировать ]Вашингтонский военно-морской договор 1922 года положил конец этим планам строительства. По условиям договора все корабли, которые еще строились (то есть все корабли, начатые после «Нагато» , первого корабля программы строительства 1916 года), должны были быть разобраны или переоборудованы в авианосцы . Особое исключение было сделано для линкора «Муцу» , строительство которого близилось к завершению и которое занимало особое место в сердцах многих японцев, причем большая часть средств на его постройку была собрана по общественной подписке.
Договор установил максимальный тоннаж японского флота на уровне 60% ВМС США и Королевского флота Великобритании . По этой причине многие офицеры Императорского флота Японии, в том числе адмирал Сато Тэцутаро, решительно выступили против этого. Эта группа сформировала влиятельную фракцию флота , которая позже добилась выхода Японии из договора. По иронии судьбы, договор ограничивал британские и американские программы судостроения гораздо сильнее, чем японские, из-за разницы в промышленном потенциале. [ нужна ссылка ] [ сомнительно – обсудить ]
Хотя закупки ВМС Японии в течение нескольких лет все еще осуществлялись в соответствии с первоначальными планами «Восемь-восемь флотов», изменения в военно-морской стратегии и развитие морской авиации к 1930-м годам сделали этот термин анахронизмом.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Стилле 2014 , стр. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Эванс и Питти 1997 , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б с Эванс и Питти 1997 , с. 151.
Источники
[ редактировать ]- Брейер, Зигфрид; Альфред Курти (2002). Линкоры и линейные крейсеры, 1905–1970: историческое развитие крупного корабля . Даблдэй и Ко ISBN 0-385-07247-3 .
- Эванс, Дэвид С.; Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887-1941 гг . Издательство Военно-морского института США. ISBN 0-87021-192-7 .
- Гоу, Ян (2004). Военное вмешательство в довоенную политику Японии: адмирал Като Кандзи и Вашингтонская система» . Рутледж Керзон. ISBN 0700713158 .
- Джордан, Джон (2011). Военные корабли после Вашингтона: развитие пяти основных флотов 1922–1930 гг . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-117-5 .
- Ленгерер, Ганс (2020). «Флот восемь-восемь и испытания Тоса ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд, Великобритания: Оспри. стр. 28–47. ISBN 978-1-4728-4071-4 .
- Стилле, Марк (2014). Императорский флот Японии в войне на Тихом океане . Издательство Оспри. ISBN 978-1-47280-146-3 .
- Вайнберг, Герхард Л. (2005). Мир в оружии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-85316-8 .