Jump to content

Тоса Линкор класса

Масштабная модель Каги в первоначальном виде.
Обзор класса
Имя Тоса Класс
Строители
Операторы  Императорский флот Японии
Предшественник Нагато Класс
Преемник Кии класс
Построен 1920–1922
Планируется 2
Завершенный 1 переоборудован в авианосец ( «Кага» )
Отменено 1
Общие характеристики
Тип Дредноут- линкор
Смещение
Длина 234,09 м (768 футов)
Луч 30,5 м (100 футов 1 дюйм)
Черновик 9,4 м (30 футов 10 дюймов)
Установленная мощность
Движение 4 × вала; 4 × паровые турбины с редуктором
Скорость 26,5 узлов (49,1 км/ч; 30,5 миль в час)
Диапазон 5500 миль (10200 км; 6300 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час)
Вооружение
Броня

Линкоры Тоса типа Tosa ( Senkan -gata ) [ А 1 ] Это два дредноута , заказанные в составе флота « Восемь-Восемь » для Императорского флота Японии (IJN) в начале 1920-х годов. Корабли представляли собой более крупные версии предыдущего «Нагато» класса и несли дополнительную двухорудийную башню диаметром 41 сантиметр (16,1 дюйма) . Проект этого класса послужил основой для «Амаги» линейных крейсеров типа .

Оба корабля были спущены на воду в конце 1921 года, но первый корабль, «Тоса» , был списан в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора до того, как его удалось завершить, и использовался в экспериментах по проверке эффективности его схемы бронирования, прежде чем был затоплен в море. Канал Бунго . Корпус второго корабля, «Кага» , был переоборудован в авианосец одноименный . Авианосец поддерживал японские войска в Китае во время Второй китайско-японской войны в конце 1930-х годов, принимал участие в нападении на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года и вторжении в Рабаул в юго-западной части Тихого океана в январе 1942 года. В следующем месяце ее самолет участвовал в объединенном авианосном ударе по Дарвину , Австралия, во время голландской Ост-Индской кампании . Он был потоплен во время битвы за Мидуэй в 1942 году.

IJN считал, что современный боевой флот из восьми линкоров и восьми броненосных крейсеров для защиты Японии необходим ; правительство ратифицировало эту идею в 1907 году. [ 1 ] Эта политика легла в основу Программы восьми-восьми флотов , развития сплоченной боевой линии из шестнадцати крупных кораблей возрастом менее восьми лет. [ 2 ] Достижения в области военно-морских технологий, представленные британским линкором HMS Dreadnought и линейным крейсером HMS Invincible, заставили IJN несколько раз пересмотреть, какие корабли он считал «современными», и в 1911 году он возобновил программу с заказами на Fusō класса супердредноуты и линейные «Конго» крейсеры типа . К 1915 году IJN был на полпути к своей цели и хотел заказать еще четыре супердредноута, но Сейм отклонил только дредноут «Нагато» этот план и разрешил в бюджете 1916 года и два линейных крейсера. Позже в том же году американский президент Вудро Вильсон объявил о планах строительства десяти дополнительных линкоров и шести линейных крейсеров, а в следующем году Сейм санкционировал строительство еще трех дредноутов: второго «Нагато» линкора класса «Муцу» — и двух модифицированной конструкции «Тоса » и «Кага» . [ 3 ]

Дизайн и описание

[ редактировать ]

IJN начал переоценку конструкции Nagato в свете уроков, извлеченных из Ютландской битвы в мае 1916 года, экспериментов по оценке бронезащиты и недавно полученной информации о схемах защиты британских и американских крупных кораблей. Эти уроки подчеркнули необходимость лучшей защиты башен главного калибра и магазинов, а также более толстой палубной брони для защиты от огня с высоты . Существующие методы защиты от мин и торпед также оказались неадекватными и нуждались в совершенствовании. В период с октября по начало 1917 года одиннадцать новых проектов были отклонены, прежде чем капитан Юдзуру Хирага , суперинтендант кораблестроения и военно-морской архитектор, отвечающий за фундаментальный проект кораблей Восемь-Восьмого флота, представил сильно модифицированную версию проекта Нагато , А- 125, который должен был быть построен вместо второго корабля этого класса, Mutsu , 12 июня 1917 года, задолго до того, как он был фактически заложен . [ 4 ]

Проект корабля Хираги отражал новейший боевой опыт, а также достижения в области котельных технологий. Он добавил дополнительную спаренную башню главного калибра, используя пространство и вес, появившиеся за счет сокращения количества котлов с 21 до 12, при этом мощность осталась прежней. Он сократил среднее вооружение с 20 орудий до 16; их переместили на верхнюю палубу, чтобы улучшить сектор обстрела и способность стрелять в плохую погоду. Для повышения защищенности корабля он предложил развернуть поясную броню наружу, чтобы улучшить ее устойчивость к горизонтальному огню, а также утолщить броню нижней палубы и торпедную переборку. Хирага также планировал добавить противоторпедные выступы для улучшения подводной защиты корабля. Он подсчитал, что его корабль будет иметь такое же водоизмещение, как и «Нагато» , хотя и будет стоить примерно на миллион иен дороже. Эти изменения значительно задержали бы постройку корабля и были отклонены Военно-морским министерством . [ 5 ] Отклоненная конструкция легла в основу гораздо более крупного линкора водоизмещением 39 000 метрических тонн (38 000 длинных тонн), получившего обозначение А-127, с почти вдвое большей массой брони, чем у «Нагато ». Он был разработан для достижения той же скорости, что и старые корабли, чтобы позволить им маневрировать вместе как тактическое соединение. Этот проект был принят 27 марта 1918 года и стал классом Тоса . [ 6 ]

Корабли класса Тоса имели плановое водоизмещение 39 900 тонн (39 300 длинных тонн ) и 44 200 тонн (43 500 длинных тонн) при полной загрузке . должна была составлять 231,65 метра (760 футов) Их длина по ватерлинии и общая длина 234,09 метра (768 футов) ; корабли имели бы ширину 30,48 метра (100 футов) и осадку 9,39 метра (30,8 футов). Класс Tosa имел бы метацентрическую высоту 1,292 метра (4 фута 2,9 дюйма) при нормальной нагрузке. [ 7 ] Турбоэлектрическая USS двигательная установка рассматривалась для этих кораблей после того, как Соединенные Штаты объявили, что эта система имела большой успех на линкоре New Mexico , а японцы подсчитали, что мощностью 70 000 л.с. на валу (52 000 кВт турбоэлектрическая установка ) может быть установлен в классе Tosa , что дало бы кораблям скорость 25,25 узлов (46,76 км/ч; 29,06 миль в час), дальность полета 2500 морских миль (4600 км; 2900 миль) на полной скорости и дальность полета 7800 миль. дальность действия морской мили (14 400 км; 9 000 миль) при скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час), но эта система была отклонена. Кертиса с редуктором Были выбраны более традиционные паровые турбины , оснащенные 12 Кампон водотрубными котлами , восемь из которых работали на мазуте , а четыре - на смеси нефти и угля. Эта система должна была обеспечить мощность 91 000 лошадиных сил (68 000 кВт) на четыре гребных вала при максимальной скорости 26,5 узлов (49,1 км / ч; 30,5 миль в час). Запасы топлива должны были составить 3600 длинных тонн (3700 т) нефти и 1800 длинных тонн (1800 т) угля; при скорости 14 узлов это позволило бы обеспечить максимальную дальность полета 6500 морских миль (12000 км; 7500 миль). [ 8 ]

Вооружение

[ редактировать ]
Пушка калибра 41 см на выставке в музее Ямато в Куре, Япония.

Корабли типа «Тоса» должны были иметь на вооружении главную батарею из десяти орудий калибра 45 калибра и калибра 41 см (16,1 дюйма) в пяти спаренных башнях , четыре из которых вели сверхстрельбу в носовую и кормовую части. Башни с номерами от первого до пятого спереди назад имели диапазон возвышения от -2 до +35 градусов. Скорострельность орудий составляла около двух выстрелов в минуту. [ 9 ] Корабли были рассчитаны на 90 снарядов на орудие, хотя имелось место и для 110. [ 10 ]

Орудия использовали бронебойные, капсюльные снаряды Тип 91 . Каждый из этих снарядов весил 1020 кг (2250 фунтов) и имел начальную скорость 780 метров в секунду (2600 футов/с). массой 936 кг (2064 фунта) Также был доступен фугасный снаряд с начальной скоростью 805 метров в секунду (2640 футов/с). [ 11 ]

Дополнительное вооружение корабля, состоящее из двадцати 14-сантиметровых (5,5-дюймовых) орудий 50-го калибра «Тип 3-го года», должно было быть установлено в казематах , 12 — на верхних бортах корпуса и восемь — в надстройке. Орудия «Тип 3-го года» имели максимальную дальность стрельбы 19 750 метров (21 600 ярдов) при высоте +35 градусов. Каждое орудие могло стрелять 38-килограммовым (84 фунта) осколочно-фугасным снарядом со скоростью до 10 выстрелов в минуту. [ 12 ] и имел 120 патронов. [ 10 ] Противовоздушную оборону обеспечивали четыре 8-сантиметровые пушки 40-го калибра «Тип 3-го года». [ А 2 ] Зенитные орудия в одиночных установках. 3-дюймовые (76-мм) остроугольные орудия имели максимальную высоту +75 градусов и скорострельность от 13 до 20 выстрелов в минуту. Они выпустили снаряд массой 6 кг (13 фунтов) с начальной скоростью 680 м/с (2200 футов/с) на максимальную высоту 7500 метров (24600 футов). [ 13 ] Орудия обычно имели по 250 патронов каждое, хотя имелось место в общей сложности для 400 патронов на орудие. [ 10 ] Эти орудия 3-го года выпуска должны были быть заменены четырьмя зенитными орудиями калибра 45 калибра и длиной 12 см (4,7 дюйма). [ 8 ]

предполагалось На Tosa установить восемь торпедных аппаратов диаметром 61 сантиметр (24 дюйма) , четыре над водой и четыре под водой. Первые должны были иметь по две торпеды, вторые — по три. [ 10 ]

Броневая защита кораблей была рассчитана на разрушение 16-дюймовых (406-мм) снарядов на расстоянии 15 000–20 000 метров (16 000–22 000 ярдов), а основные броневые листы были подкреплены осколочными переборками, предназначенными для удержания любых осколков снаряда. Они должны были быть защищены ватерлинии основным поясом из цементированной брони «Виккерс» , наклоненным наружу на 15 градусов вверху. На миделе он должен был иметь толщину 280 мм (11 дюймов) и 254 мм (10 дюймов) в носовой и кормовой части. Примерно 1,83 метра (6 футов 0 дюймов) бронепояса находилось ниже ватерлинии. Бортовая броня закрывалась по концам переборками толщиной 229–254 мм (9–10 дюймов). [ 14 ] Башни главного калибра и части барбетов над главной палубой должны были иметь толщину брони от 229 до 305 мм (от 9,0 до 12,0 дюймов). [ 8 ] а стенки боевой рубки должны были иметь броню толщиной 254 и 356 мм (10,0 и 14,0 дюйма) и крышу из броневых листов толщиной 178 мм (7,0 дюйма). Труба связи под боевой рубкой должна была иметь стенки толщиной 76–127 мм (3,0–5,0 дюйма). [ 15 ]

Средняя палуба являлась основной бронепалубой и соединялась с верхом бронепояса. Он должен был состоять из пластины нецементированной брони New Vickers толщиной 63,5 мм (2,5 дюйма) поверх пластины из высокопрочной стали (HTS) толщиной 37 мм (1,5 дюйма) над машинным и котельным отделениями. Над магазинами толщина ВТС-пластины увеличилась бы до 63 мм. Нижняя дека должна была состоять из двух пластин HTS толщиной 19 мм (0,75 дюйма). Впервые на японском корабле «Тоса » имел нижнюю часть одинарной трубы, защищенную 229-мм броней. Кроме того, проемы труб нижней палубы должны были быть защищены броневыми решетками. [ 14 ]

Корабли должны были иметь внутренний торпедный выступ для защиты от подводных взрывов. Его поддерживала переборка торпеды, также состоящая из трех слоев HTS толщиной 25 мм (0,98 дюйма) и наклоненная наружу, чтобы соответствовать основанию ватерлинии. Он соединялся с осколочной переборкой толщиной 12,7–32 мм (0,50–1,26 дюйма) на нижней палубе за поясом ватерлинии. За торпедным выступом и осколочной переборкой располагалась еще одна осколочная переборка толщиной 12,7–19 мм. [ 16 ]

Данные о строительстве
Имя Строитель [ 8 ] Заложен [ 8 ] Запущен [ 8 ] Завершение [ 8 ] Судьба
Тоса (土佐) Верфь Mitsubishi , Нагасаки 16 февраля 1920 г. 18 декабря 1921 г. Март 1923 г. (оценка) Затоплен , 9 февраля 1925 г. [ 17 ]
Кага (加賀) Верфь Кавасаки , Кобе 19 июля 1920 г. 17 ноября 1921 г. 25 декабря 1922 г. Потоплен во время битвы за Мидуэй , 4 июня 1942 года. [ 18 ]

Отмена и судьбы

[ редактировать ]
Маленькие буксиры окружают частично достроенный большой корабль; темный дым поднимается над лодками
Частично завершенный Тоса буксируется из Нагасаки в 1922 году.

Строительство обоих кораблей началось в 1920 году, но вмешался Вашингтонский военно-морской договор 1922 года , предписывающий списание всех строящихся крупных кораблей. Работы над двумя линкорами класса «Тоса» были остановлены 5 февраля 1922 года. [ 19 ] После поражения 1 апреля 1924 г. [ 8 ] Тоса Орудия были переданы Императорской японской армии для использования в качестве береговой артиллерии ; две ее орудийные башни были установлены на острове Цусима и недалеко от Пусана , Корея . [ 20 ] Остальные орудия были выведены в резерв и окончательно списаны в 1943 году. [ 21 ] «Тоса » Незавершенный корпус использовался для проверки ее схемы брони против дальнего огня морской артиллерии, авиабомб, мин и торпед. Два выпущенных по ней снаряда не долетели, но глубоко пробили корпус сквозь тонкую броню торпедного выступа ниже ватерлинии бронепояса. Это вызвало интерес к оптимизации подводных характеристик японских снарядов, кульминацией которого стало создание бронебойного снаряда Тип 91. И наоборот, IJN принял меры по защите от снарядов этого типа при реконструкции своих существующих линкоров в 1930-е годы, а также в проектах «Ямато» линкоров типа и тяжелых крейсеров классов «Могами» и Тонэ» « . Система торпедной защиты « Тоса » оказалась способна поражать боеголовки торпед массой 200 кг (440 фунтов) , но не более крупные — 350 кг (770 фунтов). После завершения испытаний корабль был затоплен путем открытия клапанов Кингстона 9 февраля 1925 года на глубине 650 м (2130 футов) в канале Бунго после того, как подрывные заряды не взорвались. [ 22 ]

Линейный крейсер «Амаги» превращался в авианосец , который по условиям договора , потерпел крушение во время Великого землетрясения Канто в 1923 году и стал непригодным для использования. В результате «Кага» , которую изначально планировалось сдать на слом по условиям Вашингтонского военно-морского договора ( глава I, статья IX ), [ 8 ] был преобразован Амаги вместо . Никаких работ не велось до 1925 года, поскольку были составлены новые планы и повреждения, нанесенные землетрясением Военно-морскому арсеналу Йокосука устранены . Хотя корабль был сдан в эксплуатацию 31 марта 1928 года, он не вошел в состав Объединенного флота ( Рэнго Кантай ) до 30 ноября 1929 года. [ 23 ]

Кран на заднем плане возвышается над почти достроенным кораблем.
Кага , вид с кормы, строящийся на военно-морской верфи Йокосука, ноябрь 1928 года; обратите внимание на большую трубу, которая направляла выхлопной дым вниз, в сторону от приземляющегося самолета.

Как и переоборудованный «Амаги» класса линейный крейсер «Акаги» , «Кага» был оснащен двумя взлетными палубами, «уступившими» летную палубу , занимавшую две трети корабля; теоретически это позволяло самолетам взлетать прямо из ангаров, в то время как другие самолеты приземлялись сверху. Поскольку в 1930-е годы самолеты стали тяжелее, им требовались большие расстояния, чтобы подняться в воздух, а нижние кабины экипажа стали бесполезными. В ходе реконструкции Каги 1935 года были удалены две нижние палубы и расширена верхняя полетная палуба до носовой части. [ 24 ] В завершенном состоянии корабль имел две основные ангарные палубы и третий вспомогательный ангар общей вместимостью 60 самолетов. [ 25 ]

«Кага» была обеспечена тяжелым артиллерийским вооружением на случай, если она будет застигнута врасплох вражескими крейсерами и вынуждена дать бой, но ее большая и уязвимая полетная палуба, ангары и другие особенности делали ее большей мишенью в любых надводных действиях, чем боевой военный корабль. Доктрина авианосцев в то время все еще развивалась, и невозможность участия авианосцев в перестрелках еще не была осознана. [ 26 ] Корабль был вооружен десятью 20-см/50 орудиями «Тип 3-го года» : по одной двухорудийной башне с каждой стороны средней полетной палубы и шестью в кормовых казематах. Броневой пояс Каги . по ватерлинии был уменьшен с 280 до 152 мм (от 11,0 до 6,0 дюйма) во время ее реконструкции, а броня ее палубы также была уменьшена со 102 до 38 мм (от 4,0 до 1,5 дюйма) Водоизмещение авианосца 26 900 длинных тонн (27 300 т) при стандартной загрузке и 33 693 длинных тонны (34 234 т) при полной загрузке, что почти на 6 000 длинных тонн (6 100 т) меньше его расчетного водоизмещения как линкора. Это уменьшение водоизмещения увеличило ее скорость до 27,5 узлов (50,9 км/ч; 31,6 миль в час) и дало ей дальность полета 8000 морских миль (15000 км; 9200 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час). [ 27 ]

Кага после реконструкции 1930-х годов

В 1933–35 годах «Кага» была перестроена, чтобы увеличить ее максимальную скорость, улучшить выхлопные системы и адаптировать ее кабины экипажа для более современных и тяжелых самолетов. После реконструкции водоизмещение корабля составило 38 200 длинных тонн (38 800 т) при стандартной нагрузке, улучшенные котлы обеспечили ему максимальную скорость 28,3 узла (52,4 км/ч; 32,6 миль в час), а дополнительный запас топлива увеличил дальность его действия до 10 000 морских миль ( 19 000 км; 12 000 миль) на скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час) и увеличила грузоподъемность до 90. Десять 20-см (7,9 дюйма) орудий, хотя теперь все они установлены по отдельности в казематах, были сохранены. [ 28 ]

Каги . Самолеты впервые поддерживали японские войска в Китае во время Шанхайского инцидента 1932 года и участвовали во Второй китайско-японской войне в конце 1930-х годов [ 29 ] Вместе с пятью другими авианосцами он принял участие в рейде на Перл-Харбор в декабре 1941 года и вторжении в Рабаул в юго-западной части Тихого океана в январе 1942 года. В следующем месяце ее самолет участвовал в объединенном авианосном ударе по Дарвину , Австралия, помогая обеспечить завоевание. Голландской Ост-Индии японскими войсками. В апреле она пропустила рейд в Индийском океане , так как ей пришлось вернуться в Японию для ремонта после столкновения с рифом в феврале. После ремонта Кага вернулся в состав 1-го воздушного флота для атаки на атолл Мидуэй в июне 1942 года. [ 30 ]

IJN был удивлен появлением трех американских авианосцев и, отчасти из-за плана адмирала Исороку Ямамото , согласно которому корабли были слишком рассредоточены, чтобы поддерживать друг друга, Кага вместе с тремя другими присутствовавшими авианосцами был потоплен самолетами с авианосца USS Enterprise. , Хорнет и Йорктаун 4 июня. [ 18 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Корабли иногда называют классом Кага , в честь корабля, который планировалось построить первым.
  2. Эти орудия были изготовлены по лицензии британскими скорострельными (QF) 12-фунтовыми орудиями . Хотя японцы обозначали их как 8 см, реальный их калибр составлял 76,2 мм. [ 13 ]
  1. ^ Эванс и Питти, с. 150
  2. ^ Тихо, стр. 7.
  3. ^ Эванс и Питти, стр. 160, 166–167.
  4. ^ Ленгерер 2010, стр. 3, 7.
  5. ^ Ленгерер 2010, стр. 3, 6–7.
  6. ^ Ленгерер 2010, стр. 4, 10.
  7. ^ Ленгерер, 2010, стр. 11–12.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гардинер и Грей, с. 232
  9. ^ Сквиот, с. 19
  10. ^ Jump up to: а б с д Ленгерер 2010, стр. 11.
  11. ^ Кэмпбелл, стр. 181–182.
  12. ^ Кэмпбелл, с. 190
  13. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, с. 198
  14. ^ Jump up to: а б Ленгерер, 2010, стр. 8–9.
  15. ^ Ленгерер 2010, стр. 9.
  16. ^ Ленгерер 2010, стр. 8.
  17. ^ Ленгерер 2010, стр. 26.
  18. ^ Jump up to: а б « Кага (Авианосец, 1927–1942)» . Военно-исторический центр . 6 апреля 1999 года . Проверено 18 января 2009 г.
  19. ^ См.: Вашингтонский военно-морской договор, Глава II, Часть III, Раздел II.
  20. ^ Гиббс, с. 217
  21. ^ Гиббс и Тамура, с. 192
  22. ^ Ленгерер 2010, стр. 18–22, 25–26.
  23. ^ Ленгерер 1982, стр. 128.
  24. ^ Ленгерер 1982, стр. 130, 136.
  25. ^ Питти, с. 231
  26. ^ Питти, стр. 53, 55.
  27. ^ Ленгерер 1982, стр. 129, 131, 134.
  28. ^ Ленгерер 1982, стр. 134.
  29. ^ Питти, стр. 50–51, 103–104.
  30. ^ Ленгерер 1982, стр. 174–177.
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-459-4 .
  • Эванс, Дэвид и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-192-7 .
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-907-3 . OCLC   12119866 .
  • Гиббс, Джей (2010). «Вопрос 28/43: Бывшие японские орудия береговой обороны». Военный корабль Интернешнл . XLVII (3): 217–218. ISSN   0043-0374 .
  • Гиббс, Джей и Тамура, Тошио (1982). «Вопрос 51/80». Военный корабль Интернешнл . XIX (2): 190, 194–195. ISSN   0043-0374 .
  • Ленгерер, Ганс (1982). « Акаги и Кага ». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль VI . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-87021-981-2 .
  • Ленгерер, Ганс (июнь 2010 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Линкоры класса Кага и так называемые эксперименты Тоса ». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (специальный доклад I). (требуется подписка) (свяжитесь с редактором на lars.ahlberg) @halmstad.mail.postnet.se для информации о подписке)
  • Ленгерер, Ганс (2020). «Флот восемь-восемь и испытания Тоса ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд, Великобритания: Оспри. стр. 28–47. ISBN  978-1-4728-4071-4 .
  • Питти, Марк (2001). Санберст: рост японской военно-морской авиации 1909–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-432-6 .
  • Сквиот, Мирослав (2008). Нагато Муцу, Часть II . Энциклопедия Окретова Войеннича. Том. 52. Гданьск, Польша: AJ-Press. ISBN  978-83-7237-202-4 .
  • Стилле, Марк (2008). Линкоры Императорского флота Японии 1941-45 гг . Новый Авангард. Том. 146. Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN  978-1-84603-280-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  0-87021-893-Х .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Тоса линкорами класса , на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5951dbf1273e4baf7e86d2c79a435e7f__1719390900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/7f/5951dbf1273e4baf7e86d2c79a435e7f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tosa-class battleship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)