Тоса Линкор класса
Масштабная модель Каги в первоначальном виде.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Тоса Класс |
Строители | |
Операторы | Императорский флот Японии |
Предшественник | Нагато Класс |
Преемник | Кии класс |
Построен | 1920–1922 |
Планируется | 2 |
Завершенный | 1 переоборудован в авианосец ( «Кага» ) |
Отменено | 1 |
Общие характеристики | |
Тип | Дредноут- линкор |
Смещение |
|
Длина | 234,09 м (768 футов) |
Луч | 30,5 м (100 футов 1 дюйм) |
Черновик | 9,4 м (30 футов 10 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 4 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 26,5 узлов (49,1 км/ч; 30,5 миль в час) |
Диапазон | 5500 миль (10200 км; 6300 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) |
Вооружение |
|
Броня |
|
Линкоры Тоса типа Tosa ( Senkan -gata ) [ А 1 ] Это два дредноута , заказанные в составе флота « Восемь-Восемь » для Императорского флота Японии (IJN) в начале 1920-х годов. Корабли представляли собой более крупные версии предыдущего «Нагато» класса и несли дополнительную двухорудийную башню диаметром 41 сантиметр (16,1 дюйма) . Проект этого класса послужил основой для «Амаги» линейных крейсеров типа .
Оба корабля были спущены на воду в конце 1921 года, но первый корабль, «Тоса» , был списан в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора до того, как его удалось завершить, и использовался в экспериментах по проверке эффективности его схемы бронирования, прежде чем был затоплен в море. Канал Бунго . Корпус второго корабля, «Кага» , был переоборудован в авианосец одноименный . Авианосец поддерживал японские войска в Китае во время Второй китайско-японской войны в конце 1930-х годов, принимал участие в нападении на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года и вторжении в Рабаул в юго-западной части Тихого океана в январе 1942 года. В следующем месяце ее самолет участвовал в объединенном авианосном ударе по Дарвину , Австралия, во время голландской Ост-Индской кампании . Он был потоплен во время битвы за Мидуэй в 1942 году.
Фон
[ редактировать ]IJN считал, что современный боевой флот из восьми линкоров и восьми броненосных крейсеров для защиты Японии необходим ; правительство ратифицировало эту идею в 1907 году. [ 1 ] Эта политика легла в основу Программы восьми-восьми флотов , развития сплоченной боевой линии из шестнадцати крупных кораблей возрастом менее восьми лет. [ 2 ] Достижения в области военно-морских технологий, представленные британским линкором HMS Dreadnought и линейным крейсером HMS Invincible, заставили IJN несколько раз пересмотреть, какие корабли он считал «современными», и в 1911 году он возобновил программу с заказами на Fusō класса супердредноуты и линейные «Конго» крейсеры типа . К 1915 году IJN был на полпути к своей цели и хотел заказать еще четыре супердредноута, но Сейм отклонил только дредноут «Нагато» этот план и разрешил в бюджете 1916 года и два линейных крейсера. Позже в том же году американский президент Вудро Вильсон объявил о планах строительства десяти дополнительных линкоров и шести линейных крейсеров, а в следующем году Сейм санкционировал строительство еще трех дредноутов: второго «Нагато» линкора класса — «Муцу» — и двух модифицированной конструкции «Тоса » и «Кага» . [ 3 ]
Дизайн и описание
[ редактировать ]IJN начал переоценку конструкции Nagato в свете уроков, извлеченных из Ютландской битвы в мае 1916 года, экспериментов по оценке бронезащиты и недавно полученной информации о схемах защиты британских и американских крупных кораблей. Эти уроки подчеркнули необходимость лучшей защиты башен главного калибра и магазинов, а также более толстой палубной брони для защиты от огня с высоты . Существующие методы защиты от мин и торпед также оказались неадекватными и нуждались в совершенствовании. В период с октября по начало 1917 года одиннадцать новых проектов были отклонены, прежде чем капитан Юдзуру Хирага , суперинтендант кораблестроения и военно-морской архитектор, отвечающий за фундаментальный проект кораблей Восемь-Восьмого флота, представил сильно модифицированную версию проекта Нагато , А- 125, который должен был быть построен вместо второго корабля этого класса, Mutsu , 12 июня 1917 года, задолго до того, как он был фактически заложен . [ 4 ]
Проект корабля Хираги отражал новейший боевой опыт, а также достижения в области котельных технологий. Он добавил дополнительную спаренную башню главного калибра, используя пространство и вес, появившиеся за счет сокращения количества котлов с 21 до 12, при этом мощность осталась прежней. Он сократил среднее вооружение с 20 орудий до 16; их переместили на верхнюю палубу, чтобы улучшить сектор обстрела и способность стрелять в плохую погоду. Для повышения защищенности корабля он предложил развернуть поясную броню наружу, чтобы улучшить ее устойчивость к горизонтальному огню, а также утолщить броню нижней палубы и торпедную переборку. Хирага также планировал добавить противоторпедные выступы для улучшения подводной защиты корабля. Он подсчитал, что его корабль будет иметь такое же водоизмещение, как и «Нагато» , хотя и будет стоить примерно на миллион иен дороже. Эти изменения значительно задержали бы постройку корабля и были отклонены Военно-морским министерством . [ 5 ] Отклоненная конструкция легла в основу гораздо более крупного линкора водоизмещением 39 000 метрических тонн (38 000 длинных тонн), получившего обозначение А-127, с почти вдвое большей массой брони, чем у «Нагато ». Он был разработан для достижения той же скорости, что и старые корабли, чтобы позволить им маневрировать вместе как тактическое соединение. Этот проект был принят 27 марта 1918 года и стал классом Тоса . [ 6 ]
Корабли класса Тоса имели плановое водоизмещение 39 900 тонн (39 300 длинных тонн ) и 44 200 тонн (43 500 длинных тонн) при полной загрузке . должна была составлять 231,65 метра (760 футов) Их длина по ватерлинии и общая длина 234,09 метра (768 футов) ; корабли имели бы ширину 30,48 метра (100 футов) и осадку 9,39 метра (30,8 футов). Класс Tosa имел бы метацентрическую высоту 1,292 метра (4 фута 2,9 дюйма) при нормальной нагрузке. [ 7 ] Турбоэлектрическая USS двигательная установка рассматривалась для этих кораблей после того, как Соединенные Штаты объявили, что эта система имела большой успех на линкоре New Mexico , а японцы подсчитали, что мощностью 70 000 л.с. на валу (52 000 кВт турбоэлектрическая установка ) может быть установлен в классе Tosa , что дало бы кораблям скорость 25,25 узлов (46,76 км/ч; 29,06 миль в час), дальность полета 2500 морских миль (4600 км; 2900 миль) на полной скорости и дальность полета 7800 миль. дальность действия морской мили (14 400 км; 9 000 миль) при скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час), но эта система была отклонена. Кертиса с редуктором Были выбраны более традиционные паровые турбины , оснащенные 12 Кампон водотрубными котлами , восемь из которых работали на мазуте , а четыре - на смеси нефти и угля. Эта система должна была обеспечить мощность 91 000 лошадиных сил (68 000 кВт) на четыре гребных вала при максимальной скорости 26,5 узлов (49,1 км / ч; 30,5 миль в час). Запасы топлива должны были составить 3600 длинных тонн (3700 т) нефти и 1800 длинных тонн (1800 т) угля; при скорости 14 узлов это позволило бы обеспечить максимальную дальность полета 6500 морских миль (12000 км; 7500 миль). [ 8 ]
Вооружение
[ редактировать ]Корабли типа «Тоса» должны были иметь на вооружении главную батарею из десяти орудий калибра 45 калибра и калибра 41 см (16,1 дюйма) в пяти спаренных башнях , четыре из которых вели сверхстрельбу в носовую и кормовую части. Башни с номерами от первого до пятого спереди назад имели диапазон возвышения от -2 до +35 градусов. Скорострельность орудий составляла около двух выстрелов в минуту. [ 9 ] Корабли были рассчитаны на 90 снарядов на орудие, хотя имелось место и для 110. [ 10 ]
Орудия использовали бронебойные, капсюльные снаряды Тип 91 . Каждый из этих снарядов весил 1020 кг (2250 фунтов) и имел начальную скорость 780 метров в секунду (2600 футов/с). массой 936 кг (2064 фунта) Также был доступен фугасный снаряд с начальной скоростью 805 метров в секунду (2640 футов/с). [ 11 ]
Дополнительное вооружение корабля, состоящее из двадцати 14-сантиметровых (5,5-дюймовых) орудий 50-го калибра «Тип 3-го года», должно было быть установлено в казематах , 12 — на верхних бортах корпуса и восемь — в надстройке. Орудия «Тип 3-го года» имели максимальную дальность стрельбы 19 750 метров (21 600 ярдов) при высоте +35 градусов. Каждое орудие могло стрелять 38-килограммовым (84 фунта) осколочно-фугасным снарядом со скоростью до 10 выстрелов в минуту. [ 12 ] и имел 120 патронов. [ 10 ] Противовоздушную оборону обеспечивали четыре 8-сантиметровые пушки 40-го калибра «Тип 3-го года». [ А 2 ] Зенитные орудия в одиночных установках. 3-дюймовые (76-мм) остроугольные орудия имели максимальную высоту +75 градусов и скорострельность от 13 до 20 выстрелов в минуту. Они выпустили снаряд массой 6 кг (13 фунтов) с начальной скоростью 680 м/с (2200 футов/с) на максимальную высоту 7500 метров (24600 футов). [ 13 ] Орудия обычно имели по 250 патронов каждое, хотя имелось место в общей сложности для 400 патронов на орудие. [ 10 ] Эти орудия 3-го года выпуска должны были быть заменены четырьмя зенитными орудиями калибра 45 калибра и длиной 12 см (4,7 дюйма). [ 8 ]
предполагалось На Tosa установить восемь торпедных аппаратов диаметром 61 сантиметр (24 дюйма) , четыре над водой и четыре под водой. Первые должны были иметь по две торпеды, вторые — по три. [ 10 ]
Броня
[ редактировать ]Броневая защита кораблей была рассчитана на разрушение 16-дюймовых (406-мм) снарядов на расстоянии 15 000–20 000 метров (16 000–22 000 ярдов), а основные броневые листы были подкреплены осколочными переборками, предназначенными для удержания любых осколков снаряда. Они должны были быть защищены ватерлинии основным поясом из цементированной брони «Виккерс» , наклоненным наружу на 15 градусов вверху. На миделе он должен был иметь толщину 280 мм (11 дюймов) и 254 мм (10 дюймов) в носовой и кормовой части. Примерно 1,83 метра (6 футов 0 дюймов) бронепояса находилось ниже ватерлинии. Бортовая броня закрывалась по концам переборками толщиной 229–254 мм (9–10 дюймов). [ 14 ] Башни главного калибра и части барбетов над главной палубой должны были иметь толщину брони от 229 до 305 мм (от 9,0 до 12,0 дюймов). [ 8 ] а стенки боевой рубки должны были иметь броню толщиной 254 и 356 мм (10,0 и 14,0 дюйма) и крышу из броневых листов толщиной 178 мм (7,0 дюйма). Труба связи под боевой рубкой должна была иметь стенки толщиной 76–127 мм (3,0–5,0 дюйма). [ 15 ]
Средняя палуба являлась основной бронепалубой и соединялась с верхом бронепояса. Он должен был состоять из пластины нецементированной брони New Vickers толщиной 63,5 мм (2,5 дюйма) поверх пластины из высокопрочной стали (HTS) толщиной 37 мм (1,5 дюйма) над машинным и котельным отделениями. Над магазинами толщина ВТС-пластины увеличилась бы до 63 мм. Нижняя дека должна была состоять из двух пластин HTS толщиной 19 мм (0,75 дюйма). Впервые на японском корабле «Тоса » имел нижнюю часть одинарной трубы, защищенную 229-мм броней. Кроме того, проемы труб нижней палубы должны были быть защищены броневыми решетками. [ 14 ]
Корабли должны были иметь внутренний торпедный выступ для защиты от подводных взрывов. Его поддерживала переборка торпеды, также состоящая из трех слоев HTS толщиной 25 мм (0,98 дюйма) и наклоненная наружу, чтобы соответствовать основанию ватерлинии. Он соединялся с осколочной переборкой толщиной 12,7–32 мм (0,50–1,26 дюйма) на нижней палубе за поясом ватерлинии. За торпедным выступом и осколочной переборкой располагалась еще одна осколочная переборка толщиной 12,7–19 мм. [ 16 ]
Корабли
[ редактировать ]Имя | Строитель [ 8 ] | Заложен [ 8 ] | Запущен [ 8 ] | Завершение [ 8 ] | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Тоса (土佐) | Верфь Mitsubishi , Нагасаки | 16 февраля 1920 г. | 18 декабря 1921 г. | Март 1923 г. (оценка) | Затоплен , 9 февраля 1925 г. [ 17 ] |
Кага (加賀) | Верфь Кавасаки , Кобе | 19 июля 1920 г. | 17 ноября 1921 г. | 25 декабря 1922 г. | Потоплен во время битвы за Мидуэй , 4 июня 1942 года. [ 18 ] |
Отмена и судьбы
[ редактировать ]Строительство обоих кораблей началось в 1920 году, но вмешался Вашингтонский военно-морской договор 1922 года , предписывающий списание всех строящихся крупных кораблей. Работы над двумя линкорами класса «Тоса» были остановлены 5 февраля 1922 года. [ 19 ] После поражения 1 апреля 1924 г. [ 8 ] Тоса Орудия были переданы Императорской японской армии для использования в качестве береговой артиллерии ; две ее орудийные башни были установлены на острове Цусима и недалеко от Пусана , Корея . [ 20 ] Остальные орудия были выведены в резерв и окончательно списаны в 1943 году. [ 21 ] «Тоса » Незавершенный корпус использовался для проверки ее схемы брони против дальнего огня морской артиллерии, авиабомб, мин и торпед. Два выпущенных по ней снаряда не долетели, но глубоко пробили корпус сквозь тонкую броню торпедного выступа ниже ватерлинии бронепояса. Это вызвало интерес к оптимизации подводных характеристик японских снарядов, кульминацией которого стало создание бронебойного снаряда Тип 91. И наоборот, IJN принял меры по защите от снарядов этого типа при реконструкции своих существующих линкоров в 1930-е годы, а также в проектах «Ямато» линкоров типа и тяжелых крейсеров классов «Могами» и Тонэ» « . Система торпедной защиты « Тоса » оказалась способна поражать боеголовки торпед массой 200 кг (440 фунтов) , но не более крупные — 350 кг (770 фунтов). После завершения испытаний корабль был затоплен путем открытия клапанов Кингстона 9 февраля 1925 года на глубине 650 м (2130 футов) в канале Бунго после того, как подрывные заряды не взорвались. [ 22 ]
Линейный крейсер «Амаги» превращался в авианосец , который по условиям договора , потерпел крушение во время Великого землетрясения Канто в 1923 году и стал непригодным для использования. В результате «Кага» , которую изначально планировалось сдать на слом по условиям Вашингтонского военно-морского договора ( глава I, статья IX ), [ 8 ] был преобразован Амаги вместо . Никаких работ не велось до 1925 года, поскольку были составлены новые планы и повреждения, нанесенные землетрясением Военно-морскому арсеналу Йокосука устранены . Хотя корабль был сдан в эксплуатацию 31 марта 1928 года, он не вошел в состав Объединенного флота ( Рэнго Кантай ) до 30 ноября 1929 года. [ 23 ]
Как и переоборудованный «Амаги» класса линейный крейсер «Акаги» , «Кага» был оснащен двумя взлетными палубами, «уступившими» летную палубу , занимавшую две трети корабля; теоретически это позволяло самолетам взлетать прямо из ангаров, в то время как другие самолеты приземлялись сверху. Поскольку в 1930-е годы самолеты стали тяжелее, им требовались большие расстояния, чтобы подняться в воздух, а нижние кабины экипажа стали бесполезными. В ходе реконструкции Каги 1935 года были удалены две нижние палубы и расширена верхняя полетная палуба до носовой части. [ 24 ] В завершенном состоянии корабль имел две основные ангарные палубы и третий вспомогательный ангар общей вместимостью 60 самолетов. [ 25 ]
«Кага» была обеспечена тяжелым артиллерийским вооружением на случай, если она будет застигнута врасплох вражескими крейсерами и вынуждена дать бой, но ее большая и уязвимая полетная палуба, ангары и другие особенности делали ее большей мишенью в любых надводных действиях, чем боевой военный корабль. Доктрина авианосцев в то время все еще развивалась, и невозможность участия авианосцев в перестрелках еще не была осознана. [ 26 ] Корабль был вооружен десятью 20-см/50 орудиями «Тип 3-го года» : по одной двухорудийной башне с каждой стороны средней полетной палубы и шестью в кормовых казематах. Броневой пояс Каги . по ватерлинии был уменьшен с 280 до 152 мм (от 11,0 до 6,0 дюйма) во время ее реконструкции, а броня ее палубы также была уменьшена со 102 до 38 мм (от 4,0 до 1,5 дюйма) Водоизмещение авианосца 26 900 длинных тонн (27 300 т) при стандартной загрузке и 33 693 длинных тонны (34 234 т) при полной загрузке, что почти на 6 000 длинных тонн (6 100 т) меньше его расчетного водоизмещения как линкора. Это уменьшение водоизмещения увеличило ее скорость до 27,5 узлов (50,9 км/ч; 31,6 миль в час) и дало ей дальность полета 8000 морских миль (15000 км; 9200 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час). [ 27 ]
В 1933–35 годах «Кага» была перестроена, чтобы увеличить ее максимальную скорость, улучшить выхлопные системы и адаптировать ее кабины экипажа для более современных и тяжелых самолетов. После реконструкции водоизмещение корабля составило 38 200 длинных тонн (38 800 т) при стандартной нагрузке, улучшенные котлы обеспечили ему максимальную скорость 28,3 узла (52,4 км/ч; 32,6 миль в час), а дополнительный запас топлива увеличил дальность его действия до 10 000 морских миль ( 19 000 км; 12 000 миль) на скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час) и увеличила грузоподъемность до 90. Десять 20-см (7,9 дюйма) орудий, хотя теперь все они установлены по отдельности в казематах, были сохранены. [ 28 ]
Каги . Самолеты впервые поддерживали японские войска в Китае во время Шанхайского инцидента 1932 года и участвовали во Второй китайско-японской войне в конце 1930-х годов [ 29 ] Вместе с пятью другими авианосцами он принял участие в рейде на Перл-Харбор в декабре 1941 года и вторжении в Рабаул в юго-западной части Тихого океана в январе 1942 года. В следующем месяце ее самолет участвовал в объединенном авианосном ударе по Дарвину , Австралия, помогая обеспечить завоевание. Голландской Ост-Индии японскими войсками. В апреле она пропустила рейд в Индийском океане , так как ей пришлось вернуться в Японию для ремонта после столкновения с рифом в феврале. После ремонта Кага вернулся в состав 1-го воздушного флота для атаки на атолл Мидуэй в июне 1942 года. [ 30 ]
IJN был удивлен появлением трех американских авианосцев и, отчасти из-за плана адмирала Исороку Ямамото , согласно которому корабли были слишком рассредоточены, чтобы поддерживать друг друга, Кага вместе с тремя другими присутствовавшими авианосцами был потоплен самолетами с авианосца USS Enterprise. , Хорнет и Йорктаун 4 июня. [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Корабли иногда называют классом Кага , в честь корабля, который планировалось построить первым.
- ↑ Эти орудия были изготовлены по лицензии британскими скорострельными (QF) 12-фунтовыми орудиями . Хотя японцы обозначали их как 8 см, реальный их калибр составлял 76,2 мм. [ 13 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Эванс и Питти, с. 150
- ^ Тихо, стр. 7.
- ^ Эванс и Питти, стр. 160, 166–167.
- ^ Ленгерер 2010, стр. 3, 7.
- ^ Ленгерер 2010, стр. 3, 6–7.
- ^ Ленгерер 2010, стр. 4, 10.
- ^ Ленгерер, 2010, стр. 11–12.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гардинер и Грей, с. 232
- ^ Сквиот, с. 19
- ^ Jump up to: а б с д Ленгерер 2010, стр. 11.
- ^ Кэмпбелл, стр. 181–182.
- ^ Кэмпбелл, с. 190
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, с. 198
- ^ Jump up to: а б Ленгерер, 2010, стр. 8–9.
- ^ Ленгерер 2010, стр. 9.
- ^ Ленгерер 2010, стр. 8.
- ^ Ленгерер 2010, стр. 26.
- ^ Jump up to: а б « Кага (Авианосец, 1927–1942)» . Военно-исторический центр . 6 апреля 1999 года . Проверено 18 января 2009 г.
- ^ См.: Вашингтонский военно-морской договор, Глава II, Часть III, Раздел II.
- ^ Гиббс, с. 217
- ^ Гиббс и Тамура, с. 192
- ^ Ленгерер 2010, стр. 18–22, 25–26.
- ^ Ленгерер 1982, стр. 128.
- ^ Ленгерер 1982, стр. 130, 136.
- ^ Питти, с. 231
- ^ Питти, стр. 53, 55.
- ^ Ленгерер 1982, стр. 129, 131, 134.
- ^ Ленгерер 1982, стр. 134.
- ^ Питти, стр. 50–51, 103–104.
- ^ Ленгерер 1982, стр. 174–177.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Эванс, Дэвид и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3 . OCLC 12119866 .
- Гиббс, Джей (2010). «Вопрос 28/43: Бывшие японские орудия береговой обороны». Военный корабль Интернешнл . XLVII (3): 217–218. ISSN 0043-0374 .
- Гиббс, Джей и Тамура, Тошио (1982). «Вопрос 51/80». Военный корабль Интернешнл . XIX (2): 190, 194–195. ISSN 0043-0374 .
- Ленгерер, Ганс (1982). « Акаги и Кага ». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль VI . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-87021-981-2 .
- Ленгерер, Ганс (июнь 2010 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Линкоры класса Кага и так называемые эксперименты Тоса ». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (специальный доклад I). (требуется подписка) (свяжитесь с редактором на lars.ahlberg) halmstad.mail.postnet.se для информации о подписке)
- Ленгерер, Ганс (2020). «Флот восемь-восемь и испытания Тоса ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд, Великобритания: Оспри. стр. 28–47. ISBN 978-1-4728-4071-4 .
- Питти, Марк (2001). Санберст: рост японской военно-морской авиации 1909–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-432-6 .
- Сквиот, Мирослав (2008). Нагато Муцу, Часть II . Энциклопедия Окретова Войеннича. Том. 52. Гданьск, Польша: AJ-Press. ISBN 978-83-7237-202-4 .
- Стилле, Марк (2008). Линкоры Императорского флота Японии 1941-45 гг . Новый Авангард. Том. 146. Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-280-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Тоса линкорами класса , на Викискладе?