Военный корабль США Энтерпрайз (CV-6)
![]() Вид с воздуха на "Энтерпрайз" в море в 1945 году. | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Военный корабль США Энтерпрайз |
Заказал | 1933 |
Строитель | Судостроение Ньюпорт-Ньюса |
Заложен | 16 июля 1934 г. |
Запущен | 3 октября 1936 г. |
Введен в эксплуатацию | 12 мая 1938 г. |
Выведен из эксплуатации | 17 февраля 1947 г. |
Идентификация | Бортовой номер : CV-6. |
Псевдоним(а) |
|
Почести и награды | |
Судьба | Списан в 1958–1960 гг. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | «Йорктаун» класса авианосец |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Черновик | 25 футов 11,5 дюймов (7,9 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 4 × Parsons с редуктором паровые турбины |
Скорость | 32,5 узла (60,2 км/ч; 37,4 миль в час) |
Диапазон | 12 500 миль (23 200 км; 14 400 миль) при скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 2217 офицеров и солдат (1941 г.) |
Датчики и системы обработки | |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | Максимум 96 самолетов, в среднем 80-90 на борту |
Авиационные объекты |
|
USS Enterprise (CV-6) — «Йорктаун», авианосец класса построенный для ВМС США в 1930-х годах. Это было седьмое судно ВМС США с таким названием . В просторечии называемый « Большая Е », он был шестым авианосцем ВМС США . Спущенный на воду в 1936 году, он был единственным авианосцем класса «Йорктаун» и одним из трех авианосцев американского флота, введенных в эксплуатацию до Второй мировой войны и переживших войну (остальные - «Саратога» и «Рейнджер» ).
«Энтерпрайз» участвовал в большем количестве крупных действий в войне против Японии, чем любой другой корабль Соединенных Штатов. В число этих действий входила атака на Перл-Харбор — Douglas SBD Dauntless 18 пикирующих бомбардировщиков ее авиагруппы во время атаки над гаванью прибыли ; семь были сбиты, восемь летчиков убиты и двое ранены, что сделало его единственным американским авианосцем с людьми в Перл-Харборе во время атаки и первым, понесшим потери во время войны на Тихом океане. [3] — Битва за Мидуэй , Битва на Восточных Соломоновых островах , Битва за острова Санта-Крус , различные другие воздушно-морские сражения в ходе Гуадалканалской кампании , Битва в Филиппинском море и Битва в заливе Лейте . «Энтерпрайз» заработал 20 боевых звезд — больше, чем любой военный корабль США во Второй мировой войне, и стал самым титулованным кораблем США во Второй мировой войне . Он также был первым американским кораблем, потопившим полноразмерный военный корабль противника после объявления Тихоокеанской войны, когда ее самолет потопил японскую подводную лодку I-70 10 декабря 1941 года. [4] Трижды во время войны японцы объявляли, что она потонула в бою, что послужило причиной ее прозвища «Серый призрак». К концу войны ее самолеты и орудия сбили 911 самолетов противника, потопили 71 корабль и повредили или уничтожили еще 192. [5]
Несмотря на усилия общественности после войны превратить «Энтерпрайз» в корабль-музей , «Энтерпрайз» в конечном итоге был списан с 1958 по 1960 год.
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]

Шестой авианосец, построенный для ВМС США, и второй авианосец «Йорктаун» класса . [6] «Энтерпрайз» был спущен на воду 3 октября 1936 года на верфи Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг Люли Суонсон , при поддержке жены министра военно-морского флота Клода А. Суонсона , и введен в эксплуатацию 12 мая 1938 года под капитана Ньютона Х. Уайта-младшего командованием . «Энтерпрайз» отправился на юг в круиз , который привел ее в Рио-де-Жанейро . Капитан Чарльз А. Паунолл сменил Уайта 21 декабря. После возвращения она действовала на восточном побережье и в Карибском море до апреля 1939 года, когда ей было приказано нести службу в Тихом океане . [7]
История обслуживания
[ редактировать ]
«Энтерпрайз» был одним из четырнадцати кораблей, получивших ранний радар RCA CXAM-1 . [2] Капитан Джордж Д. Мюррей принял на себя командование авианосцем 21 марта 1941 года. Базировался сначала в Сан-Диего (где он использовался в съемках фильма « Пикирующий бомбардировщик в главных ролях » с Эрролом Флинном и Фредом МакМюрреем ), а затем в Перл-Харборе на гавайском острове Оаху. после того, как президент Рузвельт приказал флоту находиться в «передовом базировании», авианосец и его авиагруппа интенсивно тренировались и переправляли самолеты на американские островные базы в Тихом океане. «Энтерпрайз» и другие корабли оперативной группы 8 (TF 8) покинули Перл-Харбор 28 ноября 1941 года, чтобы доставить 211-ю истребительную эскадрилью морской пехоты (VMF-211) на остров Уэйк почти в 2500 миль (4000 км) прямо на запад. Он должен был вернуться на Гавайи 6 декабря 1941 года, но был задержан из-за погоды, и он все еще находился в море примерно в 215 морских милях (398 км) к западу от Оаху . на рассвете 7 декабря 1941 года [7] [8] [9]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Перл-Харбор
[ редактировать ]«Энтерпрайз» запустил восемнадцать своих SBD - самолеты CAG , 13 самолетов из шестой разведывательной эскадрильи (VS-6) и четыре самолета из шестой бомбардировочной эскадрильи (VB-6) - на рассвете 7 декабря для разведки дуги, идущей с северо-востока. к юго-востоку от корабля и приземлиться на острове Форд в Перл-Харборе после завершения маршрута поиска. [10] [11] Когда эти самолеты парами прибыли над Перл-Харбором, они оказались между атакующими японскими самолетами и оборонительным зенитным огнем кораблей и береговых сооружений внизу. Семь SBD были сбиты либо в результате действий противника, либо в результате дружественного огня , при этом восемь летчиков погибли и двое были ранены. [11]
«Энтерпрайз» получила радиосообщения из Перл-Харбора, в которых сообщалось, что база подверглась нападению, а позже ей было приказано нанести авиаудар на основании неточного сообщения японского авианосца к юго-западу от ее местоположения. Удар был нанесен около 17:00 в составе шести Grumman F4F Wildcat истребителей шестой боевой эскадрильи (VF-6), 18 Douglas TBD Devastator торпедоносцев шестой торпедной эскадрильи (VT-6) и шести SBD VB-6. [12]
Не сумев обнаружить никаких целей, торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики вернулись на «Энтерпрайз» , но шести истребителям было приказано направиться на Хикам-Филд на острове Оаху. Хотя известие об ожидаемом прибытии самолетов было передано всем кораблям и зенитным подразделениям в этом районе, появление Wildcats в ночном небе над Оаху вызвало паническую стрельбу, в результате которой трое из них были сбиты, пилоты погибли, а у четвертого самолета закончилось топливо, и пилоту пришлось катапультироваться. [12]
«Энтерпрайз» Вечером 8 декабря прибыл в Перл-Харбор за топливом и припасами. Вице-адмирал Уильям Хэлси-младший , командующий 2-й авианосной дивизией , приказал каждому трудоспособному человеку на борту помочь перевооружить и дозаправить «Энтерпрайз» ; Обычно этот процесс занимал 24 часа, но на этот раз был завершен за семь часов. [8] Она и другие корабли TF 8 отплыли рано утром следующего дня для патрулирования на случай возможных дополнительных атак на Гавайские острова . Хотя группа не встретила японских надводных кораблей, самолеты «Энтерпрайза» потопили японскую подводную лодку I-70 . 23 ° 45' с.ш. 155 ° 35' з.д. / 23,750 ° с.ш. 155,583 ° з.д. 10 декабря 1941 года. [10]
В течение последних двух недель декабря 1941 года «Энтерпрайз» и ее эскорт направились к западу от Гавайев, чтобы прикрыть острова, в то время как две другие авианосные группы предприняли запоздалую попытку освободить остров Уэйк. После короткой остановки в Перл-Харборе «Энтерпрайз» и ее группа отплыли 11 января 1942 года, защищая конвои, подкрепляющие Самоа . [7]
16 января 1942 года TBD VT-6, пилотируемый помощником главного авиационного машиниста и рядовым пилотом морской авиации Гарольдом Ф. Диксоном, заблудился во время патрулирования, у него закончилось топливо, и он бросил воду. [13] Диксон и двое его товарищей по команде, бомбардир Энтони Дж. Пастула и артиллерист Джин Олдрич, выжили в течение 34 дней на небольшом резиновом плоту после того, как их еда и вода были смыты за борт, прежде чем высадиться на берег атолла Пукапука , где туземцы накормили их и уведомили. Союзные власти. Затем троих мужчин подобрал авианосец USS Swan . Диксон был награжден Военно-морским крестом за «необычайный героизм, исключительную решимость, находчивость, умелое мореплавание, отличное суждение и высочайшее качество руководства». [14] [15]
1 февраля 1942 года «Энтерпрайза» совершила 8-я оперативная группа набег на Кваджалейн , Вотье и Малоэлап на Маршалловых островах . Двумя волнами атаковали 64 самолета и, потеряв шесть из своего числа, потопили лишь небольшую канонерскую лодку и повредили легкий крейсер « Катори» , минный заградитель «Токива» и пять других кораблей. [16] Также были уничтожены многочисленные самолеты и наземные объекты. «Энтерпрайз» получил лишь незначительные повреждения в ходе японской контратаки, когда ОГ 8 отошла в Перл-Харбор.
В следующем месяце «Энтерпрайз» , теперь входящий в состав оперативной группы 16 , пронесся по центральной части Тихого океана, атакуя вражеские объекты на островах Уэйк и Маркус .
Рейд Дулитла, апрель 1942 г.
[ редактировать ]После незначительных изменений и ремонта в Перл-Харборе « Энтерпрайз» и TF 16 отправились 8 апреля 1942 года на встречу со своим однотипным кораблем «Хорнет» и направились на запад, сопровождая «Хорнет» в миссии по запуску 16 армейских B-25 «Митчелл » в « рейде Дулиттла » на Токио. . В то время как истребители «Энтерпрайза» выполняли боевое воздушное патрулирование , B-25 стартовали 18 апреля и пролетели незамеченными оставшиеся 600 миль (1000 км) до цели. Оперативная группа, о присутствии которой стало известно противнику после того, как японский патрульный катер передал предупреждение по радио, изменила курс и 25 апреля вернулась в Перл-Харбор. [7]
Битва за Мидуэй, июнь 1942 г.
[ редактировать ]Пять дней спустя «Энтерпрайз» направился в южную часть Тихого океана, чтобы усилить американские авианосцы, действующие в Коралловом море . Однако битва в Коралловом море закончилась до прибытия «Энтерпрайза» . Вместе с «Хорнетом » она совершила ложный маневр в сторону островов Науру и Банаба (Океан), из-за чего японцы отложили операцию RY по захвату двух островов. «Энтерпрайз» вернулся в Перл-Харбор 26 мая 1942 года и начал интенсивную подготовку к отражению ожидаемого японского удара по Остров Мидуэй .

28 мая «Энтерпрайз» покинул Перл-Харбор в качестве Рэймонда А. Спруэнса контр- адмирала флагмана с приказом «удерживать Мидуэй и нанести максимальный урон противнику с помощью сильной тактики истощения». Вместе с «Энтерпрайзом» в состав TF 16 входили «Хорнет», шесть крейсеров , десять эсминцев и четыре нефтяника . 30 мая оперативная группа 17 (TF 17) с контр-адмиралом Фрэнком Дж. Флетчером в Йорктауне покинула Перл с двумя крейсерами и шестью эсминцами и встретилась с TF 16; В качестве старшего офицера контр-адмирал Флетчер стал «офицером тактического командования». [7] Вице-адмиралу Хэлси, обычному командиру TF 16 и старшему как Флетчеру, так и Спруэнсу, по медицинским показаниям было приказано оставаться в военно-морском госпитале в Перл-Харборе из-за сильной потери веса, вызванной стрессом, и тяжелого псориаза .
Каждая сторона в течение дня начала воздушные атаки в решающем бою. Хотя войска находились в контакте до 7 июня, к 10:45 4 июня исход был решен. Три японских авианосца горели, и попадание и подбитие четвертого было лишь вопросом времени. Битва за Мидуэй началась утром 4 июня 1942 года, когда четыре японских авианосца, не подозревая о присутствии военно-морских сил США, начали атаку на остров Мидуэй. Вскоре после падения первой бомбы на Мидуэй первая волна самолетов (4 B-26B Marauders, 6 TBF-1 Avengers, 11 SB2U-3, 16 SBD и 15 B-17) с острова Мидуэй атаковали безуспешно. Еще несколько групп атаковали, снова не сумев нанести урон своим целям. Следующими атаковали самолеты американских авианосцев. Энтерпрайз» Торпедоносцы « атаковали первыми, не добившись ни одного попадания и понеся большие потери. Вскоре после этого пикирующие бомбардировщики «Энтерпрайза» атаковали и вывели из строя японские авианосцы «Кага» и «Акаги» , оставив их в огне, а самолеты «Йорктауна» также бомбили японский авианосец. Сорю , оставив ее горящей и мертвой в воде.
В течение часа оставшийся японский авианосец «Хирю » нанес воздушные удары, которые нанесли ущерб Йорктауну : три бомбы и две торпеды попали в цель во время двух отдельных атак. Ближе к вечеру смешанная эскадрилья бомбардировщиков «Энтерпрайз» и «Йорктаун» , вылетевшая с «Энтерпрайза» , вывела из строя Хирю , оставив ее гореть. На следующий день пикирующие бомбардировщики «Энтерпрайза» в одиночку потопили крейсер «Микума» . Хотя «Йорктаун» и «Хамманн» были единственными потопленными американскими кораблями, TF 16 и TF 17 потеряли в общей сложности 113 самолетов, 61 из них в бою. Потери японцев были намного выше: четыре авианосца (все затоплены ), один крейсер и 272 самолета-носителя со многими опытными экипажами. [17] Несмотря на потери своих авиационных эскадрилий, «Энтерпрайз» остался неповрежденным и вернулся в Перл-Харбор 13 июня 1942 года. [7]
Южная часть Тихого океана
[ редактировать ]
Капитан Артур К. Дэвис сменил Мюррея 30 июня 1942 года. После месяца отдыха и капитального ремонта « Энтерпрайз» 15 июля 1942 года отплыл в южную часть Тихого океана, где присоединился к TF 61 для поддержки высадки десанта на Соломоновых островах 8 августа. В течение следующих двух недель авианосец и его самолеты охраняли морские линии связи к юго-западу от Соломоновых островов. 24 августа сильные японские силы были обнаружены примерно в 200 милях (300 км) к северу от Гуадалканала , и TF 61 направил в атаку самолеты. [7] В последовавшей за этим битве на Восточных Соломоновых островах легкий авианосец «Рюдзё» был потоплен, а японские войска, направлявшиеся на Гуадалканал, были отброшены. «Энтерпрайз» пострадал больше всех американских кораблей; три прямых попадания бомбы и четыре промаха убили 74 человека, ранили 95 и нанесли серьезный ущерб авианосцу. Быстрая и тяжелая работа аварийно-спасательных групп восстановила ее, и она смогла вернуться на Гавайи своим ходом. [7]
Отремонтированный в Перл-Харборе с 10 сентября по 16 октября 1942 года, «Энтерпрайз» вошел в состав 10-й авиагруппы в начале октября. Это был первый раз, когда Мрачные Жнецы VF-10 были отправлены с «Энтерпрайза» под командованием Джеймса Х. Флэтли , который стал известен как «Лидер Жнецов». [18] [19] Она снова отправилась в южную часть Тихого океана, где вместе с Хорнетом сформировала TF 61, хотя капитан Осборн Хардисон 21 октября сменил Дэвиса. Пять дней спустя самолеты-разведчики «Энтерпрайза» обнаружили японские авианосные силы, и битва у островов Санта-Крус уже началась. В ходе боя самолеты «Энтерпрайза» наносили удары по авианосцам и крейсерам, а сам корабль подвергся интенсивной атаке. Дважды попав под бомбы, «Энтерпрайз» потерял 44 человека и 75 было ранено. Несмотря на серьезные повреждения, он продолжал действовать и принял на борт большое количество самолетов и членов экипажа с « Хорнета», когда авианосец был потоплен. Хотя американские потери авианосца и эсминца были более серьезными, чем потеря японцами одного легкого крейсера, битва дала американцам время укрепить Гуадалканал против следующего нападения противника. [7] Таким образом, близлежащий Хендерсон-Филд был защищен от японских бомбардировок. Потеря «Хорнета» означала, что «Энтерпрайз» теперь стал единственным функционирующим (хотя и поврежденным) авианосцем США на Тихоокеанском театре военных действий. [примечание 1] На одной из палуб экипаж вывесил табличку: « Энтерпрайз против Японии». [20] [21] [22] [23] [примечание 2]

«Энтерпрайз» достиг Нумеа , Новая Каледония , 30 октября для ремонта, но новый натиск японцев на Соломоновы острова потребовал ее присутствия, и он отплыл 11 ноября, а ремонтные бригады Вестал на борту все еще работали . В состав ремонтной бригады входили 75 «Сиби» из роты «Б» 3-го строительного батальона . Это было связано с нехваткой ресурсов для ремонта флота. [24] [примечание 3] Получив приказ вступить в бой с противником, «Сиби» сосредоточились на ремонте даже во время предстоящего боя. Работа проходила под круглосуточным наблюдением офицера по аварийному контролю « Энтерпрайза » , лейтенанта-коммандера. Гершель Альберт Смит. [25] [26]
Командир « Энтерпрайза » капитан Осборн Беннетт «Оззи Би» «Оби» Хардисон. [27] уведомил военно-морское министерство, что «аварийный ремонт, выполненный этими умелыми, хорошо обученными и энергичными силами, привел это судно в состояние для дальнейших действий против врага». [28] [примечание 4] Эта замечательная работа позже снискала похвалу вице-адмирала Уильяма Хэлси-младшего , командующего Южно-Тихоокеанским районом и Южно-Тихоокеанскими силами, который отправил в ОИК депешу отряда Сиби, в которой говорилось: «Ваш командир желает сообщить вам и солдатам Строительного батальона, находящегося в вашем подчинении, выразите признательность за оказанные вами услуги по проведению аварийного ремонта во время боевых действий против врага. Ремонт был выполнен этими людьми быстро и эффективно. Настоящим я выражаю им признательность за их готовность, усердие и способности. " [29]
13 ноября авиаторы «Энтерпрайза» помогли потопить « Хиеи» , первый японский линкор, потерянный во время войны. Когда морская битва за Гуадалканал 15 ноября 1942 года завершилась , «Энтерпрайз» потопил шестнадцать кораблей и повредил еще восемь. Авианосец вернулся в Нумеа 16 ноября для завершения ремонта.
4 декабря «Энтерпрайз» снова вышел в море и тренировался в Эспириту-Санто , Новые Гебриды , до 28 января 1943 года, когда он отправился в район Соломоновых островов. 30 января ее истребители выполняли боевое воздушное патрулирование группы крейсеров-эсминцев во время битвы за остров Реннелл . Несмотря на уничтожение большей части атакующих японских бомбардировщиков самолетами «Энтерпрайз» , тяжелый крейсер «Чикаго» был потоплен воздушными торпедами .
Выделенный после боя авианосец прибыл в Эспириту-Санто 1 февраля и в течение следующих трех месяцев действовал с этой базы, прикрывая надводные силы США до Соломоновых островов. Капитан Сэмюэл Гиндер принял командование кораблем 16 апреля. Затем «Энтерпрайз» направился в Перл-Харбор, где 27 мая 1943 года адмирал Честер Нимиц вручил кораблю первую награду Президентского подразделения, присужденную авианосцу.
Летом 1943 года, когда новые «Эссекс» авианосцы классов и « Индепенденс » присоединились к американскому Тихоокеанскому флоту, «Энтерпрайз» был временно освобожден от службы, а 20 июля он прибыл на верфь ВМС Пьюджет-Саунд для столь необходимого капитального ремонта. [7] В течение нескольких месяцев «Энтерпрайз» прошел обширный ремонт, который включал, среди прочего, новое зенитное вооружение и противоторпедный блистер , значительно улучшивший ее подводную защиту. [примечание 5] Во время этого ремонта в середине войны он получит две свои знаковые «шестерки» на своей кабине экипажа. [30]

Вернуться в строй
[ редактировать ]Капитан Матиас Гарднер сменил Джиндера 7 ноября. Вернувшись в Перл-Харбор 6 ноября, «Энтерпрайз» вылетел четыре дня спустя, чтобы обеспечить непосредственную воздушную поддержку 27-й пехотной дивизии высадившейся на атолле Макин , во время битвы при Макине с 19 по 21 ноября 1943 года. В ночь на 26 ноября «Энтерпрайз» представил палубных ночных истребителей в Тихий океан, когда группа из трех самолетов с корабля разогнала большую группу бомбардировщиков наземного базирования, атаковавших ТГ 50.2. Два из трех самолетов вернулись на корабль, LCDR Эдвард «Буч» О'Хара единственной жертвой стал . После сильного удара самолетов TF 50 по Кваджалейну 4 декабря «Энтерпрайз» вернулся в Перл-Харбор пять дней спустя.
Следующая операция авианосца проводилась с оперативной группой Fast Carrier по ослаблению Маршалловых островов и поддержке высадки на Кваджалейне с 29 января по 3 февраля 1944 года. Затем «Энтерпрайз» , все еще с TF 58, отплыл, чтобы нанести удар по японской военно-морской базе в Труке. Лагуна на Каролинских островах , 17 февраля. снова «Энтерпрайз» вошёл в историю авиации, когда осуществил первую ночную радиолокационную бомбардировку с американского авианосца. Двенадцать торпедоносцев в этом ударе добились отличных результатов, составив почти треть из 200 000 тонн кораблей, уничтоженных авиацией.

Отделенный от TF 58 с эскортом, «Энтерпрайз» совершил рейды на атолл Джалуит 20 февраля , затем направился к Маджуро и Эспириту-Санто. Выйдя 15 марта на TG 36.1, он обеспечивал прикрытие с воздуха и непосредственную поддержку высадки на острове Эмирау (19–25 марта). Авианосец вернулся в состав TF 58 26 марта и в течение следующих 12 дней участвовал в серии ударов по островам Яп , Улити , Волеаи и Палау . После недельного отдыха и пополнения запасов в Маджуро, «Энтерпрайз» 14 апреля отплыл для поддержки высадки в районе Голландии (ныне известный как Джаяпура) в Новой Гвинее , а затем снова поразил Трук с 29 по 30 апреля.
6 июня 1944 года она и ее товарищи из TG 58.3 вылетели из Маджуро, чтобы присоединиться к остальной части TF 58 в атаке на Марианские острова . Нанеся удары по Сайпану , Роте и Гуаму с 11 по 14 июня, пилоты «Энтерпрайза» оказали непосредственную поддержку высадке на Сайпане 15 июня и прикрывали войска на берегу в течение следующих двух дней.
Зная о крупной попытке Японии остановить вторжение на Сайпан, адмирал Спрюэнс, ныне командующий 5-м флотом , расположил TF 58 для отражения угрозы. [7]
Битва в Филиппинском море
[ редактировать ]19 июня 1944 года «Энтерпрайз» был одним из четырех авианосцев оперативной группы 58.3 под командованием контр-адмирала Джона Ривза во время крупнейшего сражения палубной авиации в истории: битвы в Филиппинском море . Более восьми часов летчики ВМС США и Императорской Японии сражались в небе над TF 58 и Марианскими островами. Всего за два дня было повреждено шесть американских кораблей, потеряно 130 самолетов и в общей сложности 76 пилотов и членов экипажа. Напротив, американская авианосная авиация при значительной поддержке американских подводных лодок потопила три японских авианосца ( «Хиё» , «Сёкаку» и «Тайхо» ) и уничтожила 426 авианосцев, потери, от которых японская военно-морская авиация никогда не оправится.
«Энтерпрайз» участвовал как в защите флота, так и в последующем вечернем ударе по японским оперативным группам. Во время хаотичного восстановления после наступления темноты истребитель и бомбардировщик одновременно поднялись на борт, но, к счастью, не стали причиной катастрофы. по японскому флоту Запланированный полуночный удар пилотов «Энтерпрайза» был отменен из-за необходимости проведения восстановительных и спасательных операций после атаки в сумерках. После битвы «Энтерпрайз» и ее оперативная группа продолжали оказывать воздушную поддержку вторжению на Сайпан до 5 июля. Затем она отплыла в Перл-Харбор и провела месяц отдыха и ремонта, во время которого была окрашена в камуфляж Measure 33/4Ab Dazzle. [31] [32] За это время 10 июля Гарднера сменил командир Томас Гамильтон, а 29 июля его, в свою очередь, сменил капитан Като Гловер. Вернувшись в бой 24 августа, авианосец вместе с TF 38 участвовал в воздушном нападении этих сил на острова Вулкан и Бонин с 31 августа по 2 сентября, а также на Яп, Улити и Палаус с 6 по 8 сентября. [7]
Битва при заливе Лейте
[ редактировать ]После действий к западу от островов Палау «Энтерпрайз» 7 октября присоединился к другим подразделениям TF 38 и взял курс на север. С 10 по 20 октября ее авиаторы пролетели над Окинавой , Формозой и Филиппинами , взрывая вражеские аэродромы, береговые сооружения и корабли в рамках подготовки к штурму Лейте . После поддержки высадки Лейте 20 октября «Энтерпрайз» направился к Улити для пополнения запасов, но приближение японского флота 23 октября заставило его вернуться к действию.
В битве при заливе Лейте (23–26 октября) самолеты «Энтерпрайза» нанесли удар по всем трем группам сил противника, разгромив линкоры и эсминцы еще до окончания боя. Авианосец оставался в патруле к востоку от Самара и Лейте до конца октября, а затем удалился в Улити за припасами. В ноябре ее самолеты нанесли удары по целям в районе Манилы и на острове Яп . Она вернулась в Перл-Харбор 6 декабря 1944 года, а 14 декабря Гловера заменил капитан Гровер Б.Х. Холл.

Лусон и Токио
[ редактировать ]Отправляясь 24 декабря на Филиппины, «Энтерпрайз» нес авиагруппу, специально обученную ночным авианосным операциям; как единственный авианосец, способный действовать в ночное время, он покинул Оаху, изменив код корпуса с CV на CV (N), причем буква «N» означает «Ночь». [33] [34] он присоединился к TG 38.5 и пронесся по водам к северу от Лусона и Южно-Китайского моря в январе 1945 года, нанося удары по береговым целям и осуществляя перевозки из Формозы в Индо-Китай, включая нападение на Макао . [35] После краткого визита в Улити «Энтерпрайз» присоединился к TG 58.5 10 февраля 1945 года и обеспечивал дневное и ночное боевое воздушное патрулирование TF 58, когда он наносил удары по Токио 16–17 февраля.
Они Джима
[ редактировать ]Затем она поддерживала морских пехотинцев в битве при Иводзиме с 19 февраля по 9 марта, когда отплыла в Улити. В течение одной части этого периода «Энтерпрайз» непрерывно держал самолеты в воздухе над Иводзимой в течение 174 часов.
Окинава
[ редактировать ]Покинув Улити 15 марта, авианосец продолжил ночную работу в рейдах на Кюсю , Хонсю и судоходстве во море Внутреннем Японском . Слегка поврежденный вражеской бомбой 18 марта, «Энтерпрайз» шесть дней спустя прибыл в Улити для ремонта. Вернувшись в строй 5 апреля, она поддерживала операцию на Окинаве, пока 11 апреля не была повреждена — на этот раз камикадзе — и не была вынуждена вернуться в Улити. [36] 6 мая у Окинавы снова «Энтерпрайз» осуществлял круглосуточное патрулирование, поскольку камикадзе атаки участились. 14 мая 1945 года она получила свое последнее ранение во Второй мировой войне, когда камикадзе Зеро , пилотируемый лейтенантом Дж. Г. Сюнсуке Томиясу, уничтожил ее передний лифт, убив 14 и ранив 68. [37]
Авианосец отправился на военно-морскую верфь Пьюджет-Саунд, где с 12 июня по 31 августа 1945 года проходил ремонт и капитальный ремонт. [7] Война закончилась капитуляцией Японии 2 сентября 1945 года.
Авиационный комплект
[ редактировать ]Следующий авиационный состав был высажен с «Энтерпрайза» 7 сентября 1945 года в авиабазе NAS Barber's Point; [38]
- Тихоокеанский флот США - 52-я авианосная группа ВМС (CVGN-52) - Нью-Йоркский Сиэтл 1x Grumman F6F-5 Hellcat - полет корабля
- ВФН-52 — 22х Ф6Ф-5 + 15х Ф6Ф-5П
- ВТН-52 (эскадрилья торпедоносцев) - 16x General Motors TBM-3E Avenger
Послевоенный
[ редактировать ]Операция «Ковер-самолет»
[ редактировать ]Восстановленный до максимального состояния, «Энтерпрайз» отправился в Перл-Харбор, вернувшись в Штаты с примерно 1141 военнослужащим, подлежащим выписке, включая пациентов больниц и бывших военнопленных , а затем 25 сентября 1945 года отплыл в Нью-Йорк через Панамский канал , прибыв 17 октября 1945 года. Две недели спустя она отправилась в Бостон для установки дополнительных причальных сооружений, а затем начала серию из трех в рамках операции «Волшебный ковер» рейсов в Европу , вернув домой более 10 000 ветеранов на своей последней службе в своей стране. [7]
Первое европейское путешествие вернуло 4668 военнослужащих из Саутгемптона , Англия, в ноябре 1945 года. [39] Во время второй поездки в Европу на нее поднялся на борт первый лорд Адмиралтейства Великобритании сэр Альберт Александер в Саутгемптоне, который подарил «Энтерпрайзу» Британского Адмиралтейства вымпел , который был поднят в присутствии большинства членов Адмиралтейского совета. Вымпел был вручен «Энтерпрайзу» в знак уважения со стороны нескольких высокопоставленных офицеров союзника. Она вернулась в Нью-Йорк 25 декабря 1945 года с 4413 военнослужащими. [39] В этом девятидневном путешествии она столкнулась с четырьмя штормами, некоторые из которых со скоростью ветра 80 миль в час (130 км/ч), которые вызвали волны высотой 75 футов (23 м), которые затопили палубу бака водой до 10 футов (3,0 м). ) глубокий. По словам офицера по устранению аварийных ситуаций Джона У. Монро , шторм разрушил участки дорожек и перил, а также унес за борт незакрепленные предметы. [40] Ее последний рейс был на Азорские острова он вернул в Нью-Йорк 3557 человек личного состава, включая 212 WAC . , и 17 января 1946 года [39]
Конец предприятия
[ редактировать ]
С вводом в строй к концу 1945 года более двух десятков более крупных и совершенных авианосцев «Энтерпрайз» считался лишним для послевоенных нужд американского военно-морского флота. Он вошел на верфь ВМС Нью-Йорка 18 января 1946 года для дезактивации и был выведен из эксплуатации 17 февраля 1947 года. В 1946 году его планировалось передать штату Нью-Йорк в качестве постоянного мемориала, но этот план был приостановлен в 1949 году. . [41] Последующие попытки были предприняты для сохранения корабля в качестве музея или мемориала, но усилия по сбору средств не смогли собрать достаточно денег для покупки судна у ВМФ, и 1 июля 1958 года «Энтерпрайз» был продан корпорации Lipsett Corporation в Нью-Йорке на слом. в Кирни , штат Нью-Джерси.
Было дано обещание сохранить характерную мачту-треногу для включения в Военно-морской академии новый футбольный стадион , но так и не было выполнено; вместо этого у основания того, что до сих пор называют « Башней Энтерпрайза », была установлена мемориальная доска. Утилизация была завершена в мае 1960 года. В 1984 году предприятия , Флорида, была открыта постоянная «Экспозиция в Музее военно-морской авиации на военно-морской авиабазе Пенсакола » для размещения артефактов, фотографий и других предметов, представляющих исторический интерес.
Среди сохранившихся артефактов «Энтерпрайза» — корабельный колокол, находящийся в Военно-морской академии США . [42] где традиционно звонят только после победы гардемаринов над Вест-Пойнтом ; и табличка высотой шестнадцать футов (4,9 м) и весом в одну тонну на корме корабля, которая находится возле парка Малой лиги в Ривер-Вейл , штат Нью-Джерси. [43] Мемориальная доска о ее вводе в эксплуатацию и один из ее якорей выставлены на верфи Вашингтонского военно-морского флота в Вашингтоне, округ Колумбия.
Преемники предприятия
[ редактировать ]Название было возрождено в феврале 1958 года, когда первый в мире атомный авианосец был заложен как восьмой «Энтерпрайз» ; этот корабль был введен в строй в ноябре 1961 года. Также его прозвали «Большая Е» , [44] На борту остались различные артефакты и сувениры от ее предшественника. Иллюминаторы в капитанской каюте и конференц-зале — лишь один из примеров. Он был выведен из эксплуатации и выведен из эксплуатации 1 декабря 2012 года, проработав на флоте 51 год. По соображениям, связанным с демонтажем реактора, превратить ее в мемориал нельзя. [ нужна ссылка ] При ее дезактивации было объявлено, что девятым кораблем, носящим название « Энтерпрайз», станет планируемый Джеральд Р. Форд класса авианосец , CVN-80 . [45] Пока не подтверждено, какие именно артефакты с USS Enterprise (CV-6) будут включены в этот авианосец следующего поколения, хотя капсула времени, содержащая сувениры как с CV-6, так и с CVN-65, будет представлена первым. капитан нового Энтерпрайза . [ нужна ссылка ] Вышеупомянутые иллюминаторы на борту CVN-65 будут удалены и возвращены в музей Бостонской военно-морской верфи. [ нужна ссылка ]
Награды и благодарности
[ редактировать ]
![]() ![]() | ||
![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() |

Энтерпрайз была награждена Президентской наградой за службу во время Второй мировой войны. В цитате говорится:
За неизменно выдающиеся результаты и выдающиеся достижения во время неоднократных действий против вражеских японских войск в районе боевых действий на Тихом океане с 7 декабря 1941 года по 15 ноября 1942 года. Принимая участие почти во всех крупных авианосных сражениях в первый год войны, « Энтерпрайз» и ее авиагруппа Не считая обширных разрушений береговых объектов противника по всему району боя, она потопила или повредила самостоятельно в общей сложности 35 японских судов и сбила в общей сложности 185 японских самолетов. Ее агрессивный дух и превосходная боевая эффективность являются достойной данью уважения офицерам и солдатам, которые так доблестно сделали ее передовым оплотом защиты американской нации. [46]
В дополнение к награде за заслуги перед президентом, «Энтерпрайз» получил награду военно-морского флота и 20 боевых звезд за службу во время Второй мировой войны, что сделало ее самым титулованным кораблем США за всю войну.
Наконец, ей подарили вымпел Британского Адмиралтейства, который был поднят в присутствии большинства членов Совета Адмиралтейства. Вымпел был передан «Энтерпрайзу» в неофициальный знак уважения со стороны союзника.
Наследие
[ редактировать ]- Джин Родденберри , создатель телешоу « Звездный путь» , назвал свой вымышленный звездолет в честь CV-6 на ранних этапах разработки шоу, потому что он был «особенно очарован» ее военным послужным списком и «всегда считал его героический корабль». [47] При этом он заменил название SS Yorktown (названное в честь родственного корабля « Энтерпрайза » ), которое он изначально задумал для своего вымышленного звездолета, когда задумал шоу в начале 1964 года. [48] Название «Энтерпрайз» на протяжении многих лет давалось множеству звездолетов во франшизе «Звездный путь» как в телевизионных, так и в кинофильмах. CV-6 упоминается во время обсуждения прошлых судов под названием «Энтерпрайз» в «Звездном пути: Кинофильм», а CVN-65 фигурирует в «Звездном пути IV: Путешествие домой» .
- Джек К. Тейлор , основатель Enterprise Rent-A-Car , во время войны служил на «Энтерпрайзе» летчиком-истребителем и в 1969 году переименовал свою компанию в честь корабля. [49] [50]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ «Саратога» находился на ремонте в Перл-Харборе после того, как был торпедирован японской подводной лодкой, в то время как «Рейнджер» (который был признан непригодным для боевых действий в Тихом океане) все еще находился в составе Атлантического флота и оставался таковым на протяжении всей войны.
- ^ Shepherd 2003 « Энтерпрайз утверждает, что на палубе ангара был вывешен знак против Японии»; На сайте PacificWrecks.com в 2014 году говорится, что оно было размещено на кабине экипажа».
- ^ Батальон Сиби состоял из четырех строительных рот и штабной роты.
- ↑ Командовал капитан Хардисон (21 октября 1942 г. - 7 апреля 1943 г.).
- ↑ В течение первого года войны все родственные корабли «Энтерпрайза » ( «Хорнет» и «Йорктаун» , а также аналогичный, но меньший авианосец « Оса ») были потоплены торпедами, что сделало «Энтерпрайз» единственным выжившим из класса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Shepherd 2003 , Технические характеристики и вооружение .
- ^ Перейти обратно: а б Макинтайр, Дональд, капитан RN (сентябрь 1967 г.). Корабельный радар (Отчет). Труды Военно-морского института США.
{{cite report}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ « Авиационная группа предприятия , отчет о нападении на Перл-Харбор» . Военно-исторический центр. Архивировано из оригинала 25 сентября 2008 года . Проверено 5 сентября 2008 г.
- ^ «Военный корабль США «Энтерпрайз (CV-6)» . Национальный музей ВМС США, фотоэкспонаты . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ «Предприятие (CV-6) – «Большая Е» » . Командование военно-морской истории и наследия. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Тиллман 2012 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н ДАНФС CV-6 2017 .
- ^ Перейти обратно: а б «Призыв к долгу». Битва 360° . Эпизод 1. 29 февраля 2008. Канал «История».
- ^ «Атака на Перл-Харбор, 7 декабря 1941 года. Расположение авианосцев» . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шепард 2003 г. , «Отчеты о действиях авиагруппы предприятия - 7 декабря 1941 г.»
- ^ Перейти обратно: а б Пастух 2003 г. , «Утренний поиск ВС-6 - 7 декабря 1941 г.»
- ^ Перейти обратно: а б Шеперд 2003 г. , «Вечерний ударный эскорт VF-6 - 7 декабря 1941 г.»
- ^ Стаффорд 2002 , стр. 42–43.
- ^ Трамбалл, Роберт (1942). Плот . Нью-Йорк: Генри Холт и компания.
- ^ «Где они сейчас?». Журнал «Ньюсуик» . 8 февраля 1954 года.
- ^ Ровер 2005 , с. 139.
- ^ Паршалл, Джонатан; Талли, Энтони (2007). Расколотый меч: Нерассказанная история битвы за Мидуэй . Потомакские книги. ISBN 978-1574889246 .
- ^ Юинг, Стив (2002). Лидер Жнецов: Жизнь Джимми Флэтли . Издательство Военно-морского института. ISBN 1557502056 .
- ^ Лундстрем 1994 , стр. 325–328.
- ^ Шеперд 2003 , «1942» .
- ^ «USS Enterprise CV-6» . Pacific Wrecks.com. 27 августа 2014 года . Проверено 7 января 2015 г.
- ^ «Битвы – USS Enterprise » . www.theussenterprise.com. Архивировано из оригинала 28 апреля 2015 года . Проверено 7 января 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Предприятие против Японии». Битва 360° . Эпизод 5. 29 марта 2008. Канал «История».
- ^ «24: Базы в южной части Тихого океана». Строительство баз ВМФ во Второй мировой войне: история Бюро верфей и доков и Инженерного корпуса, 1940–1946 гг . Том. II. Вашингтон, округ Колумбия: Генеральная прокуратура США. 1947. стр. 221–222.
- ^ Стаффорд 2002 , с. 214.
- ^ Леки, Роберт (1965). Вызов Тихому океану: кровавая шестимесячная битва за Гуадалканал . Нью-Йорк: Книжная группа Персей. п. 321. ИСБН 0-306-80911-7 . OCLC 229215815 .
Она вышла в открытое море, ее палубы все еще тряслись и отдавались эхом от пневматических молотков, сварочные дуги все еще искрили, с большой выпуклостью в правом борту вперед, без водонепроницаемости и с одним масляным баком, все еще протекающим, и с ее носовым рулем высоты все еще заклинило, как и было с тех пор, как бомба в Санта-Крузе сломала его пополам.
- ^ Шепард 2003 , «Командиры» .
- ^ Стаффорд 2002 , с. 546.
- ^ Ремонт авианосца Seabees во время морского боя (Технический отчет). Бюро информационных писем воздухоплавательного ведомства ВМФ. 1 февраля 1943 г. стр. 15–16. 187.
- ^ Топпан, Эндрю (2003). «Фоторепортаж: USS Enterprise сквозь годы» . hazegray.org . Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ «Энтерпрайз (ЦВ-6)» . navsource.org . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ «Авианосцы ВМС США (CV)» . Shipcamouflage.com . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ Шеперд 2003 , «1944» .
- ^ «Последний бой Империи». Битва 360° . Эпизод 10. 2 мая 2008. Канал «История».
- ^ Гарретт, Ричард Дж. (2010). Оборона Макао: форты, корабли и оружие за 450 лет . Издательство Гонконгского университета. п. 138. ИСБН 978-9888028498 .
- ^ Лейн, Ричард. «Осмотр наконечника элеронов японского самолета USS Enterprise (CV-6), 11 апреля 1945 года» . j-aircraft.com . Проверено 7 января 2015 г.
- ^ «H-048-1: Нападение камикадзе на флагманы США у Окинавы» . Командование военно-морской истории и наследия США . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Местонахождение самолета ВМС США — OP034R №37/45 SC-A4-3-OZ . Аннаполис: ВМС США. 7 сентября 1945 г. с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с Пастух 2003 , «1945»
- ^ «Повреждения USS Enterprise (CV-6)» . Нью-Йорк Таймс . 25 декабря 1945 года.
- ^ Фридман, Норман (1983). Авианосцы США: иллюстрированная история дизайна . Издательство Военно-морского института. п. 100. ИСБН 0870217399 . .
- ^ «Колокол корабля USS Enterprise перед Бэнкрофт-холлом в Военно-морской академии США в Аннаполисе, штат Мэриленд» . dcmemorials.com . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 года.
- ^ Shepherd 2003 , "Кормовая плита Enterprise CV-6" .
- ^ USS Enterprise: The Legend , США: Navy, заархивировано из оригинала 1 марта 2013 г.
- ^ «Следующий авианосец ВМФ класса Ford будет называться Enterprise» (пресс-релиз). Министерство обороны США. 1 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 13 декабря 2012 года . Проверено 7 января 2015 г.
- ^ Шепард 2003 , «Награды - Цитата президентского подразделения» .
- ^ Интервью Скотта Артура с Джином Родденберри (1973) на YouTube
- ^ Родденберри, Джин (11 марта 1964 г.). «Звездный путь — это…» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2020 года . Проверено 13 марта 2020 г.
- ^ «Человек на задании» . Вашингтонский университет в журнале St. Louis Magazine . Лето 2003 года. Архивировано из оригинала 1 августа 2010 года . Проверено 11 декабря 2007 г.
- ^ «О предприятии Rent-a-Car» . предприятие.com . Проверено 16 марта 2020 г.
В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС . Запись можно найти здесь .
Библиография
[ редактировать ]- Коте, Ларри; Райт, Кристофер К. (декабрь 2020 г.). «Вопрос 14/57: О сокращении вооружений на предприятиях (CV-6) после окончания Второй мировой войны». Военный корабль Интернешнл . LVII (4): 274–280. ISSN 0043-0374 .
- Эванс, Марк Л. (26 апреля 2017 г.). «Энтерпрайз VII (CV-6)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Архивировано из оригинала 7 ноября 2020 года . Проверено 15 ноября 2020 г.
- Лундстрем, Джон Б. (1994). Первая команда и кампания на Гуадалканале: бой морских истребителей с августа по ноябрь 1942 г. (изд. 2005 г.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-472-4 .
- Ровер, Дж. (2005). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Шеперд, Джоэл (2003). «USS Enterprise CV-6: самый титулованный корабль Второй мировой войны» . CV6.org . Проверено 15 ноября 2020 г.
- Стаффорд, Эдвард П. (2002) [Впервые опубликовано в 1962 году]. Большая Е: История военного корабля США «Энтерпрайз» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 9781557509987 . OCLC 48493709 .
- Тиллман, Барретт (2012). «Энтерпрайз»: самый боевой корабль Америки и люди, которые помогли выиграть Вторую мировую войну . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4391-9087-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Торн, Фил (март 2022 г.). «Битва на Сибуянском море». Военный корабль Интернешнл . ЛИКС (1): 34–65. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- USS Enterprise Коллекция фотографий (CV-6). Архивировано 16 апреля 2009 г. в Wayback Machine (Командование военно-морской истории и наследия).
- USS Enterprise Фотоархив авианосца (CV-6) (NavSource.org)
- Кинохроника «Энтерпрайза» перевозки на свалку (начинается с отметки 0:53)
- Фильм о нападениях на «Энтерпрайз» 24 августа 1942 года . Фильм был снят 2-м классом Мэрион Райли, которая управляла кинокамерой с кормовой части острова корабля, над кабиной экипажа.
- Интервью автора веб-трансляции с Барреттом Тиллманом об авианосце USS Enterprise (CV-6) в Притцкеровской военной библиотеке 23 февраля 2012 г.
- USS Enterprise Отчеты о повреждениях
- Аварийная посадка на авианосец USS Enterprise в 1939 году.