Jump to content

Военный корабль США Энтерпрайз (CV-6)

Военный корабль США Энтерпрайз (CV-6)
Вид с воздуха на "Энтерпрайз" в море в 1945 году.
История
Соединенные Штаты
Имя Военный корабль США Энтерпрайз
Заказал 1933
Строитель Судостроение Ньюпорт-Ньюса
Заложен 16 июля 1934 г.
Запущен 3 октября 1936 г.
Введен в эксплуатацию 12 мая 1938 г.
Выведен из эксплуатации 17 февраля 1947 г.
Идентификация Бортовой номер : CV-6.
Псевдоним(а)
  • Большая Е
  • Лаки Э
  • Серый призрак
  • Галопирующий призрак
Почести и
награды
Судьба Списан в 1958–1960 гг.
Общие характеристики (в состоянии сборки)
Класс и тип «Йорктаун» класса авианосец
Смещение
  • 19 800 тонн стандарт
  • 25 500 тонн полная загрузка
  • С октября 1943 года:
  • 21 000 тонн стандарт
  • 32 060 тонн полная загрузка
Длина
  • Ватерлиния 761 фут (232,0 м) [1]
  • 809 футов 6 дюймов (246,7 м) в целом
  • С октября 1943 года:
  • Общая длина 827 футов 5 дюймов (252,2 м)
Луч
  • Ватерлиния 83 фута 2 дюйма (25,3 м)
  • 108 футов 11 дюймов (33,2 м) в целом
  • С октября 1943 года:
  • Ватерлиния 95 футов 5 дюймов (29,1 м)
  • Общая ширина 114 футов 2 дюйма (34,8 м)
Черновик 25 футов 11,5 дюймов (7,9 м)
Установленная мощность
Движение 4 × вала; 4 × Parsons с редуктором паровые турбины
Скорость 32,5 узла (60,2 км/ч; 37,4 миль в час)
Диапазон 12 500 миль (23 200 км; 14 400 миль) при скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час)
Дополнить 2217 офицеров и солдат (1941 г.)
Датчики и
системы обработки
Вооружение
  • 8 одиночных калибра 5 дюймов/38 калибра орудий
  • 4 счетверенных калибра 1,1 дюйма/75 калибра орудия
  • 24 пулемета калибра .50
  • С апреля 1942 года:
  • 8 × 5 дюймов/38 кал
  • 4 квадрокоптера 1,1 дюйма/75 кал
  • 30 × 20-мм пушки Эрликон
  • С середины июня 1942 г. по середину сентября 1942 г.:
  • 8 × 5 дюймов/38 кал
  • 5 квадроциклов 1,1 дюйма/75 кал
  • 32 × 20 мм Эрликоны
  • С середины сентября 1942 г.:
  • 8 × 5 дюймов/38 кал
  • 4 счетверенные 40-мм пушки Бофорс
  • 1 квадроцикл 1,1 дюйма/75 кал
  • 44 × 20-мм Oerlikons (46 с 11.42)
  • С октября 1943 года:
  • 8 × 5 дюймов/38 кал
  • 40×40 мм Бофорс (8×2, 6×4)
  • 50×20 мм Эрликон
  • С сентября 1945 г.:
  • 8 × 5 дюймов/38 кал
  • 54×40 мм Бофорс (5×2, 11×4)
  • 32×20 мм Эрликоны (16×2)
Броня
  • 2,5–4 в поясе
  • 60-фунтовые защитные палубы
  • 4 в переборках
  • 4 в бортовых и 2 в верхней круглой боевой рубке
  • 4 сбоку над рулевым механизмом
Самолет перевезен Максимум 96 самолетов, в среднем 80-90 на борту
Авиационные объекты
  • 3 × лифта
  • 2 гидравлические катапульты кабины экипажа
  • 1 × ангарная палубная гидравлическая катапульта

USS Enterprise (CV-6) «Йорктаун», авианосец класса построенный для ВМС США в 1930-х годах. Это было седьмое судно ВМС США с таким названием . В просторечии называемый « Большая Е », он был шестым авианосцем ВМС США . Спущенный на воду в 1936 году, он был единственным авианосцем класса «Йорктаун» и одним из трех авианосцев американского флота, введенных в эксплуатацию до Второй мировой войны и переживших войну (остальные - «Саратога» и «Рейнджер» ).

«Энтерпрайз» участвовал в большем количестве крупных действий в войне против Японии, чем любой другой корабль Соединенных Штатов. В число этих действий входила атака на Перл-Харбор Douglas SBD Dauntless 18 пикирующих бомбардировщиков ее авиагруппы во время атаки над гаванью прибыли ; семь были сбиты, восемь летчиков убиты и двое ранены, что сделало его единственным американским авианосцем с людьми в Перл-Харборе во время атаки и первым, понесшим потери во время войны на Тихом океане. [3] Битва за Мидуэй , Битва на Восточных Соломоновых островах , Битва за острова Санта-Крус , различные другие воздушно-морские сражения в ходе Гуадалканалской кампании , Битва в Филиппинском море и Битва в заливе Лейте . «Энтерпрайз» заработал 20 боевых звезд — больше, чем любой военный корабль США во Второй мировой войне, и стал самым титулованным кораблем США во Второй мировой войне . Он также был первым американским кораблем, потопившим полноразмерный военный корабль противника после объявления Тихоокеанской войны, когда ее самолет потопил японскую подводную лодку I-70 10 декабря 1941 года. [4] Трижды во время войны японцы объявляли, что она потонула в бою, что послужило причиной ее прозвища «Серый призрак». К концу войны ее самолеты и орудия сбили 911 самолетов противника, потопили 71 корабль и повредили или уничтожили еще 192. [5]

Несмотря на усилия общественности после войны превратить «Энтерпрайз» в корабль-музей , «Энтерпрайз» в конечном итоге был списан с 1958 по 1960 год.

Строительство и ввод в эксплуатацию

[ редактировать ]
План расположения корабля, составленный Бюро строительства и ремонта.
План устройства палубы корабля, составленный Бюро строительства и ремонта.

Шестой авианосец, построенный для ВМС США, и второй авианосец «Йорктаун» класса . [6] «Энтерпрайз» был спущен на воду 3 октября 1936 года на верфи Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг Люли Суонсон , при поддержке жены министра военно-морского флота Клода А. Суонсона , и введен в эксплуатацию 12 мая 1938 года под капитана Ньютона Х. Уайта-младшего командованием . «Энтерпрайз» отправился на юг в круиз , который привел ее в Рио-де-Жанейро . Капитан Чарльз А. Паунолл сменил Уайта 21 декабря. После возвращения она действовала на восточном побережье и в Карибском море до апреля 1939 года, когда ей было приказано нести службу в Тихом океане . [7]

История обслуживания

[ редактировать ]
Военный корабль США Энтерпрайз в 1939 году.

«Энтерпрайз» был одним из четырнадцати кораблей, получивших ранний радар RCA CXAM-1 . [2] Капитан Джордж Д. Мюррей принял на себя командование авианосцем 21 марта 1941 года. Базировался сначала в Сан-Диего (где он использовался в съемках фильма « Пикирующий бомбардировщик в главных ролях » с Эрролом Флинном и Фредом МакМюрреем ), а затем в Перл-Харборе на гавайском острове Оаху. после того, как президент Рузвельт приказал флоту находиться в «передовом базировании», авианосец и его авиагруппа интенсивно тренировались и переправляли самолеты на американские островные базы в Тихом океане. «Энтерпрайз» и другие корабли оперативной группы 8 (TF 8) покинули Перл-Харбор 28 ноября 1941 года, чтобы доставить 211-ю истребительную эскадрилью морской пехоты (VMF-211) на остров Уэйк почти в 2500 миль (4000 км) прямо на запад. Он должен был вернуться на Гавайи 6 декабря 1941 года, но был задержан из-за погоды, и он все еще находился в море примерно в 215 морских милях (398 км) к западу от Оаху . на рассвете 7 декабря 1941 года [7] [8] [9]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Перл-Харбор

[ редактировать ]

«Энтерпрайз» запустил восемнадцать своих SBD - самолеты CAG , 13 самолетов из шестой разведывательной эскадрильи (VS-6) и четыре самолета из шестой бомбардировочной эскадрильи (VB-6) - на рассвете 7 декабря для разведки дуги, идущей с северо-востока. к юго-востоку от корабля и приземлиться на острове Форд в Перл-Харборе после завершения маршрута поиска. [10] [11] Когда эти самолеты парами прибыли над Перл-Харбором, они оказались между атакующими японскими самолетами и оборонительным зенитным огнем кораблей и береговых сооружений внизу. Семь SBD были сбиты либо в результате действий противника, либо в результате дружественного огня , при этом восемь летчиков погибли и двое были ранены. [11]

«Энтерпрайз» получила радиосообщения из Перл-Харбора, в которых сообщалось, что база подверглась нападению, а позже ей было приказано нанести авиаудар на основании неточного сообщения японского авианосца к юго-западу от ее местоположения. Удар был нанесен около 17:00 в составе шести Grumman F4F Wildcat истребителей шестой боевой эскадрильи (VF-6), 18 Douglas TBD Devastator торпедоносцев шестой торпедной эскадрильи (VT-6) и шести SBD VB-6. [12]

Не сумев обнаружить никаких целей, торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики вернулись на «Энтерпрайз» , но шести истребителям было приказано направиться на Хикам-Филд на острове Оаху. Хотя известие об ожидаемом прибытии самолетов было передано всем кораблям и зенитным подразделениям в этом районе, появление Wildcats в ночном небе над Оаху вызвало паническую стрельбу, в результате которой трое из них были сбиты, пилоты погибли, а у четвертого самолета закончилось топливо, и пилоту пришлось катапультироваться. [12]

«Энтерпрайз» Вечером 8 декабря прибыл в Перл-Харбор за топливом и припасами. Вице-адмирал Уильям Хэлси-младший , командующий 2-й авианосной дивизией , приказал каждому трудоспособному человеку на борту помочь перевооружить и дозаправить «Энтерпрайз» ; Обычно этот процесс занимал 24 часа, но на этот раз был завершен за семь часов. [8] Она и другие корабли TF 8 отплыли рано утром следующего дня для патрулирования на случай возможных дополнительных атак на Гавайские острова . Хотя группа не встретила японских надводных кораблей, самолеты «Энтерпрайза» потопили японскую подводную лодку I-70 . 23 ° 45' с.ш. 155 ° 35' з.д.  /  23,750 ° с.ш. 155,583 ° з.д.  / 23,750; -155,583  ( USS Enterprise потопил I-70 ) 10 декабря 1941 года. [10]

В течение последних двух недель декабря 1941 года «Энтерпрайз» и ее эскорт направились к западу от Гавайев, чтобы прикрыть острова, в то время как две другие авианосные группы предприняли запоздалую попытку освободить остров Уэйк. После короткой остановки в Перл-Харборе «Энтерпрайз» и ее группа отплыли 11 января 1942 года, защищая конвои, подкрепляющие Самоа . [7]

16 января 1942 года TBD VT-6, пилотируемый помощником главного авиационного машиниста и рядовым пилотом морской авиации Гарольдом Ф. Диксоном, заблудился во время патрулирования, у него закончилось топливо, и он бросил воду. [13] Диксон и двое его товарищей по команде, бомбардир Энтони Дж. Пастула и артиллерист Джин Олдрич, выжили в течение 34 дней на небольшом резиновом плоту после того, как их еда и вода были смыты за борт, прежде чем высадиться на берег атолла Пукапука , где туземцы накормили их и уведомили. Союзные власти. Затем троих мужчин подобрал авианосец USS Swan . Диксон был награжден Военно-морским крестом за «необычайный героизм, исключительную решимость, находчивость, умелое мореплавание, отличное суждение и высочайшее качество руководства». [14] [15]

1 февраля 1942 года «Энтерпрайза» совершила 8-я оперативная группа набег на Кваджалейн , Вотье и Малоэлап на Маршалловых островах . Двумя волнами атаковали 64 самолета и, потеряв шесть из своего числа, потопили лишь небольшую канонерскую лодку и повредили легкий крейсер « Катори» , минный заградитель «Токива» и пять других кораблей. [16] Также были уничтожены многочисленные самолеты и наземные объекты. «Энтерпрайз» получил лишь незначительные повреждения в ходе японской контратаки, когда ОГ 8 отошла в Перл-Харбор.

В следующем месяце «Энтерпрайз» , теперь входящий в состав оперативной группы 16 , пронесся по центральной части Тихого океана, атакуя вражеские объекты на островах Уэйк и Маркус .

Рейд Дулитла, апрель 1942 г.

[ редактировать ]

После незначительных изменений и ремонта в Перл-Харборе « Энтерпрайз» и TF 16 отправились 8 апреля 1942 года на встречу со своим однотипным кораблем «Хорнет» и направились на запад, сопровождая «Хорнет» в миссии по запуску 16 армейских B-25 «Митчелл » в « рейде Дулиттла » на Токио. . В то время как истребители «Энтерпрайза» выполняли боевое воздушное патрулирование , B-25 стартовали 18 апреля и пролетели незамеченными оставшиеся 600 миль (1000 км) до цели. Оперативная группа, о присутствии которой стало известно противнику после того, как японский патрульный катер передал предупреждение по радио, изменила курс и 25 апреля вернулась в Перл-Харбор. [7]

Битва за Мидуэй, июнь 1942 г.

[ редактировать ]

Пять дней спустя «Энтерпрайз» направился в южную часть Тихого океана, чтобы усилить американские авианосцы, действующие в Коралловом море . Однако битва в Коралловом море закончилась до прибытия «Энтерпрайза» . Вместе с «Хорнетом » она совершила ложный маневр в сторону островов Науру и Банаба (Океан), из-за чего японцы отложили операцию RY по захвату двух островов. «Энтерпрайз» вернулся в Перл-Харбор 26 мая 1942 года и начал интенсивную подготовку к отражению ожидаемого японского удара по Остров Мидуэй .

VT-6 TBD на авианосце USS Enterprise во время битвы за Мидуэй

28 мая «Энтерпрайз» покинул Перл-Харбор в качестве Рэймонда А. Спруэнса контр- адмирала флагмана с приказом «удерживать Мидуэй и нанести максимальный урон противнику с помощью сильной тактики истощения». Вместе с «Энтерпрайзом» в состав TF 16 входили «Хорнет», шесть крейсеров , десять эсминцев и четыре нефтяника . 30 мая оперативная группа 17 (TF 17) с контр-адмиралом Фрэнком Дж. Флетчером в Йорктауне покинула Перл с двумя крейсерами и шестью эсминцами и встретилась с TF 16; В качестве старшего офицера контр-адмирал Флетчер стал «офицером тактического командования». [7] Вице-адмиралу Хэлси, обычному командиру TF 16 и старшему как Флетчеру, так и Спруэнсу, по медицинским показаниям было приказано оставаться в военно-морском госпитале в Перл-Харборе из-за сильной потери веса, вызванной стрессом, и тяжелого псориаза .

Каждая сторона в течение дня начала воздушные атаки в решающем бою. Хотя войска находились в контакте до 7 июня, к 10:45 4 июня исход был решен. Три японских авианосца горели, и попадание и подбитие четвертого было лишь вопросом времени. Битва за Мидуэй началась утром 4 июня 1942 года, когда четыре японских авианосца, не подозревая о присутствии военно-морских сил США, начали атаку на остров Мидуэй. Вскоре после падения первой бомбы на Мидуэй первая волна самолетов (4 B-26B Marauders, 6 TBF-1 Avengers, 11 SB2U-3, 16 SBD и 15 B-17) с острова Мидуэй атаковали безуспешно. Еще несколько групп атаковали, снова не сумев нанести урон своим целям. Следующими атаковали самолеты американских авианосцев. Энтерпрайз» Торпедоносцы « атаковали первыми, не добившись ни одного попадания и понеся большие потери. Вскоре после этого пикирующие бомбардировщики «Энтерпрайза» атаковали и вывели из строя японские авианосцы «Кага» и «Акаги» , оставив их в огне, а самолеты «Йорктауна» также бомбили японский авианосец. Сорю , оставив ее горящей и мертвой в воде.

В течение часа оставшийся японский авианосец «Хирю » нанес воздушные удары, которые нанесли ущерб Йорктауну : три бомбы и две торпеды попали в цель во время двух отдельных атак. Ближе к вечеру смешанная эскадрилья бомбардировщиков «Энтерпрайз» и «Йорктаун» , вылетевшая с «Энтерпрайза» , вывела из строя Хирю , оставив ее гореть. На следующий день пикирующие бомбардировщики «Энтерпрайза» в одиночку потопили крейсер «Микума» . Хотя «Йорктаун» и «Хамманн» были единственными потопленными американскими кораблями, TF 16 и TF 17 потеряли в общей сложности 113 самолетов, 61 из них в бою. Потери японцев были намного выше: четыре авианосца (все затоплены ), один крейсер и 272 самолета-носителя со многими опытными экипажами. [17] Несмотря на потери своих авиационных эскадрилий, «Энтерпрайз» остался неповрежденным и вернулся в Перл-Харбор 13 июня 1942 года. [7]

Южная часть Тихого океана

[ редактировать ]
Почти попал во время битвы за острова Санта-Крус , 26 октября 1942 года.

Капитан Артур К. Дэвис сменил Мюррея 30 июня 1942 года. После месяца отдыха и капитального ремонта « Энтерпрайз» 15 июля 1942 года отплыл в южную часть Тихого океана, где присоединился к TF 61 для поддержки высадки десанта на Соломоновых островах 8 августа. В течение следующих двух недель авианосец и его самолеты охраняли морские линии связи к юго-западу от Соломоновых островов. 24 августа сильные японские силы были обнаружены примерно в 200 милях (300 км) к северу от Гуадалканала , и TF 61 направил в атаку самолеты. [7] В последовавшей за этим битве на Восточных Соломоновых островах легкий авианосец «Рюдзё» был потоплен, а японские войска, направлявшиеся на Гуадалканал, были отброшены. «Энтерпрайз» пострадал больше всех американских кораблей; три прямых попадания бомбы и четыре промаха убили 74 человека, ранили 95 и нанесли серьезный ущерб авианосцу. Быстрая и тяжелая работа аварийно-спасательных групп восстановила ее, и она смогла вернуться на Гавайи своим ходом. [7]

Отремонтированный в Перл-Харборе с 10 сентября по 16 октября 1942 года, «Энтерпрайз» вошел в состав 10-й авиагруппы в начале октября. Это был первый раз, когда Мрачные Жнецы VF-10 были отправлены с «Энтерпрайза» под командованием Джеймса Х. Флэтли , который стал известен как «Лидер Жнецов». [18] [19] Она снова отправилась в южную часть Тихого океана, где вместе с Хорнетом сформировала TF 61, хотя капитан Осборн Хардисон 21 октября сменил Дэвиса. Пять дней спустя самолеты-разведчики «Энтерпрайза» обнаружили японские авианосные силы, и битва у островов Санта-Крус уже началась. В ходе боя самолеты «Энтерпрайза» наносили удары по авианосцам и крейсерам, а сам корабль подвергся интенсивной атаке. Дважды попав под бомбы, «Энтерпрайз» потерял 44 человека и 75 было ранено. Несмотря на серьезные повреждения, он продолжал действовать и принял на борт большое количество самолетов и членов экипажа с « Хорнета», когда авианосец был потоплен. Хотя американские потери авианосца и эсминца были более серьезными, чем потеря японцами одного легкого крейсера, битва дала американцам время укрепить Гуадалканал против следующего нападения противника. [7] Таким образом, близлежащий Хендерсон-Филд был защищен от японских бомбардировок. Потеря «Хорнета» означала, что «Энтерпрайз» теперь стал единственным функционирующим (хотя и поврежденным) авианосцем США на Тихоокеанском театре военных действий. [примечание 1] На одной из палуб экипаж вывесил табличку: « Энтерпрайз против Японии». [20] [21] [22] [23] [примечание 2]

Японская бомба взорвалась на кабине экипажа «Энтерпрайза» 24 августа 1942 года во время битвы за Восточные Соломоновы острова, причинив незначительные повреждения.

«Энтерпрайз» достиг Нумеа , Новая Каледония , 30 октября для ремонта, но новый натиск японцев на Соломоновы острова потребовал ее присутствия, и он отплыл 11 ноября, а ремонтные бригады Вестал на борту все еще работали . В состав ремонтной бригады входили 75 «Сиби» из роты «Б» 3-го строительного батальона . Это было связано с нехваткой ресурсов для ремонта флота. [24] [примечание 3] Получив приказ вступить в бой с противником, «Сиби» сосредоточились на ремонте даже во время предстоящего боя. Работа проходила под круглосуточным наблюдением офицера по аварийному контролю « Энтерпрайза » , лейтенанта-коммандера. Гершель Альберт Смит. [25] [26]

Командир « Энтерпрайза » капитан Осборн Беннетт «Оззи Би» «Оби» Хардисон. [27] уведомил военно-морское министерство, что «аварийный ремонт, выполненный этими умелыми, хорошо обученными и энергичными силами, привел это судно в состояние для дальнейших действий против врага». [28] [примечание 4] Эта замечательная работа позже снискала похвалу вице-адмирала Уильяма Хэлси-младшего , командующего Южно-Тихоокеанским районом и Южно-Тихоокеанскими силами, который отправил в ОИК депешу отряда Сиби, в которой говорилось: «Ваш командир желает сообщить вам и солдатам Строительного батальона, находящегося в вашем подчинении, выразите признательность за оказанные вами услуги по проведению аварийного ремонта во время боевых действий против врага. Ремонт был выполнен этими людьми быстро и эффективно. Настоящим я выражаю им признательность за их готовность, усердие и способности. " [29]

13 ноября авиаторы «Энтерпрайза» помогли потопить « Хиеи» , первый японский линкор, потерянный во время войны. Когда морская битва за Гуадалканал 15 ноября 1942 года завершилась , «Энтерпрайз» потопил шестнадцать кораблей и повредил еще восемь. Авианосец вернулся в Нумеа 16 ноября для завершения ремонта.

4 декабря «Энтерпрайз» снова вышел в море и тренировался в Эспириту-Санто , Новые Гебриды , до 28 января 1943 года, когда он отправился в район Соломоновых островов. 30 января ее истребители выполняли боевое воздушное патрулирование группы крейсеров-эсминцев во время битвы за остров Реннелл . Несмотря на уничтожение большей части атакующих японских бомбардировщиков самолетами «Энтерпрайз» , тяжелый крейсер «Чикаго» был потоплен воздушными торпедами .

Выделенный после боя авианосец прибыл в Эспириту-Санто 1 февраля и в течение следующих трех месяцев действовал с этой базы, прикрывая надводные силы США до Соломоновых островов. Капитан Сэмюэл Гиндер принял командование кораблем 16 апреля. Затем «Энтерпрайз» направился в Перл-Харбор, где 27 мая 1943 года адмирал Честер Нимиц вручил кораблю первую награду Президентского подразделения, присужденную авианосцу.

Летом 1943 года, когда новые «Эссекс» авианосцы классов и « Индепенденс » присоединились к американскому Тихоокеанскому флоту, «Энтерпрайз» был временно освобожден от службы, а 20 июля он прибыл на верфь ВМС Пьюджет-Саунд для столь необходимого капитального ремонта. [7] В течение нескольких месяцев «Энтерпрайз» прошел обширный ремонт, который включал, среди прочего, новое зенитное вооружение и противоторпедный блистер , значительно улучшивший ее подводную защиту. [примечание 5] Во время этого ремонта в середине войны он получит две свои знаковые «шестерки» на своей кабине экипажа. [30]

На пути к атаке на остров Макин 10 ноября 1943 года этот Grumman F6F Hellcat ( VF-2 ) совершил аварийную посадку на Энтерпрайза » . кабине экипажа «

Вернуться в строй

[ редактировать ]

Капитан Матиас Гарднер сменил Джиндера 7 ноября. Вернувшись в Перл-Харбор 6 ноября, «Энтерпрайз» вылетел четыре дня спустя, чтобы обеспечить непосредственную воздушную поддержку 27-й пехотной дивизии высадившейся на атолле Макин , во время битвы при Макине с 19 по 21 ноября 1943 года. В ночь на 26 ноября «Энтерпрайз» представил палубных ночных истребителей в Тихий океан, когда группа из трех самолетов с корабля разогнала большую группу бомбардировщиков наземного базирования, атаковавших ТГ 50.2. Два из трех самолетов вернулись на корабль, LCDR Эдвард «Буч» О'Хара единственной жертвой стал . После сильного удара самолетов TF 50 по Кваджалейну 4 декабря «Энтерпрайз» вернулся в Перл-Харбор пять дней спустя.

Следующая операция авианосца проводилась с оперативной группой Fast Carrier по ослаблению Маршалловых островов и поддержке высадки на Кваджалейне с 29 января по 3 февраля 1944 года. Затем «Энтерпрайз» , все еще с TF 58, отплыл, чтобы нанести удар по японской военно-морской базе в Труке. Лагуна на Каролинских островах , 17 февраля. снова «Энтерпрайз» вошёл в историю авиации, когда осуществил первую ночную радиолокационную бомбардировку с американского авианосца. Двенадцать торпедоносцев в этом ударе добились отличных результатов, составив почти треть из 200 000 тонн кораблей, уничтоженных авиацией.

«Энтерпрайз» справа с Пятым флотом в Маджуро, 1944 год.

Отделенный от TF 58 с эскортом, «Энтерпрайз» совершил рейды на атолл Джалуит 20 февраля , затем направился к Маджуро и Эспириту-Санто. Выйдя 15 марта на TG 36.1, он обеспечивал прикрытие с воздуха и непосредственную поддержку высадки на острове Эмирау (19–25 марта). Авианосец вернулся в состав TF 58 26 марта и в течение следующих 12 дней участвовал в серии ударов по островам Яп , Улити , Волеаи и Палау . После недельного отдыха и пополнения запасов в Маджуро, «Энтерпрайз» 14 апреля отплыл для поддержки высадки в районе Голландии (ныне известный как Джаяпура) в Новой Гвинее , а затем снова поразил Трук с 29 по 30 апреля.

6 июня 1944 года она и ее товарищи из TG 58.3 вылетели из Маджуро, чтобы присоединиться к остальной части TF 58 в атаке на Марианские острова . Нанеся удары по Сайпану , Роте и Гуаму с 11 по 14 июня, пилоты «Энтерпрайза» оказали непосредственную поддержку высадке на Сайпане 15 июня и прикрывали войска на берегу в течение следующих двух дней.

Зная о крупной попытке Японии остановить вторжение на Сайпан, адмирал Спрюэнс, ныне командующий 5-м флотом , расположил TF 58 для отражения угрозы. [7]

Битва в Филиппинском море

[ редактировать ]

19 июня 1944 года «Энтерпрайз» был одним из четырех авианосцев оперативной группы 58.3 под командованием контр-адмирала Джона Ривза во время крупнейшего сражения палубной авиации в истории: битвы в Филиппинском море . Более восьми часов летчики ВМС США и Императорской Японии сражались в небе над TF 58 и Марианскими островами. Всего за два дня было повреждено шесть американских кораблей, потеряно 130 самолетов и в общей сложности 76 пилотов и членов экипажа. Напротив, американская авианосная авиация при значительной поддержке американских подводных лодок потопила три японских авианосца ( «Хиё» , «Сёкаку» и «Тайхо» ) и уничтожила 426 авианосцев, потери, от которых японская военно-морская авиация никогда не оправится.

«Энтерпрайз» участвовал как в защите флота, так и в последующем вечернем ударе по японским оперативным группам. Во время хаотичного восстановления после наступления темноты истребитель и бомбардировщик одновременно поднялись на борт, но, к счастью, не стали причиной катастрофы. по японскому флоту Запланированный полуночный удар пилотов «Энтерпрайза» был отменен из-за необходимости проведения восстановительных и спасательных операций после атаки в сумерках. После битвы «Энтерпрайз» и ее оперативная группа продолжали оказывать воздушную поддержку вторжению на Сайпан до 5 июля. Затем она отплыла в Перл-Харбор и провела месяц отдыха и ремонта, во время которого была окрашена в камуфляж Measure 33/4Ab Dazzle. [31] [32] За это время 10 июля Гарднера сменил командир Томас Гамильтон, а 29 июля его, в свою очередь, сменил капитан Като Гловер. Вернувшись в бой 24 августа, авианосец вместе с TF 38 участвовал в воздушном нападении этих сил на острова Вулкан и Бонин с 31 августа по 2 сентября, а также на Яп, Улити и Палаус с 6 по 8 сентября. [7]

Битва при заливе Лейте

[ редактировать ]

После действий к западу от островов Палау «Энтерпрайз» 7 октября присоединился к другим подразделениям TF 38 и взял курс на север. С 10 по 20 октября ее авиаторы пролетели над Окинавой , Формозой и Филиппинами , взрывая вражеские аэродромы, береговые сооружения и корабли в рамках подготовки к штурму Лейте . После поддержки высадки Лейте 20 октября «Энтерпрайз» направился к Улити для пополнения запасов, но приближение японского флота 23 октября заставило его вернуться к действию.

В битве при заливе Лейте (23–26 октября) самолеты «Энтерпрайза» нанесли удар по всем трем группам сил противника, разгромив линкоры и эсминцы еще до окончания боя. Авианосец оставался в патруле к востоку от Самара и Лейте до конца октября, а затем удалился в Улити за припасами. В ноябре ее самолеты нанесли удары по целям в районе Манилы и на острове Яп . Она вернулась в Перл-Харбор 6 декабря 1944 года, а 14 декабря Гловера заменил капитан Гровер Б.Х. Холл.

На фотографии, сделанной с линкора «Вашингтон», виден взрыв на «Энтерпрайзе» от начиненного бомбой камикадзе . Носовой лифт корабля был поднят на высоту примерно 400 футов (120 м) в результате взрыва шестью палубами ниже.

Лусон и Токио

[ редактировать ]

Отправляясь 24 декабря на Филиппины, «Энтерпрайз» нес авиагруппу, специально обученную ночным авианосным операциям; как единственный авианосец, способный действовать в ночное время, он покинул Оаху, изменив код корпуса с CV на CV (N), причем буква «N» означает «Ночь». [33] [34] он присоединился к TG 38.5 и пронесся по водам к северу от Лусона и Южно-Китайского моря в январе 1945 года, нанося удары по береговым целям и осуществляя перевозки из Формозы в Индо-Китай, включая нападение на Макао . [35] После краткого визита в Улити «Энтерпрайз» присоединился к TG 58.5 10 февраля 1945 года и обеспечивал дневное и ночное боевое воздушное патрулирование TF 58, когда он наносил удары по Токио 16–17 февраля.

Они Джима

[ редактировать ]

Затем она поддерживала морских пехотинцев в битве при Иводзиме с 19 февраля по 9 марта, когда отплыла в Улити. В течение одной части этого периода «Энтерпрайз» непрерывно держал самолеты в воздухе над Иводзимой в течение 174 часов.

Покинув Улити 15 марта, авианосец продолжил ночную работу в рейдах на Кюсю , Хонсю и судоходстве во море Внутреннем Японском . Слегка поврежденный вражеской бомбой 18 марта, «Энтерпрайз» шесть дней спустя прибыл в Улити для ремонта. Вернувшись в строй 5 апреля, она поддерживала операцию на Окинаве, пока 11 апреля не была повреждена — на этот раз камикадзе и не была вынуждена вернуться в Улити. [36] 6 мая у Окинавы снова «Энтерпрайз» осуществлял круглосуточное патрулирование, поскольку камикадзе атаки участились. 14 мая 1945 года она получила свое последнее ранение во Второй мировой войне, когда камикадзе Зеро , пилотируемый лейтенантом Дж. Г. Сюнсуке Томиясу, уничтожил ее передний лифт, убив 14 и ранив 68. [37]

Авианосец отправился на военно-морскую верфь Пьюджет-Саунд, где с 12 июня по 31 августа 1945 года проходил ремонт и капитальный ремонт. [7] Война закончилась капитуляцией Японии 2 сентября 1945 года.

Авиационный комплект

[ редактировать ]

Следующий авиационный состав был высажен с «Энтерпрайза» 7 сентября 1945 года в авиабазе NAS Barber's Point; [38]

Послевоенный

[ редактировать ]

Операция «Ковер-самолет»

[ редактировать ]
Солдаты в ангаре Энтерпрайза в 1945 году.
«Энтерпрайз» и Вашингтон в Панамском канале
«Энтерпрайз» и Вашингтон проходят через Панамский канал по пути в Нью-Йорк в октябре 1945 года.

Восстановленный до максимального состояния, «Энтерпрайз» отправился в Перл-Харбор, вернувшись в Штаты с примерно 1141 военнослужащим, подлежащим выписке, включая пациентов больниц и бывших военнопленных , а затем 25 сентября 1945 года отплыл в Нью-Йорк через Панамский канал , прибыв 17 октября 1945 года. Две недели спустя она отправилась в Бостон для установки дополнительных причальных сооружений, а затем начала серию из трех в рамках операции «Волшебный ковер» рейсов в Европу , вернув домой более 10 000 ветеранов на своей последней службе в своей стране. [7]

Первое европейское путешествие вернуло 4668 военнослужащих из Саутгемптона , Англия, в ноябре 1945 года. [39] Во время второй поездки в Европу на нее поднялся на борт первый лорд Адмиралтейства Великобритании сэр Альберт Александер в Саутгемптоне, который подарил «Энтерпрайзу» Британского Адмиралтейства вымпел , который был поднят в присутствии большинства членов Адмиралтейского совета. Вымпел был вручен «Энтерпрайзу» в знак уважения со стороны нескольких высокопоставленных офицеров союзника. Она вернулась в Нью-Йорк 25 декабря 1945 года с 4413 военнослужащими. [39] В этом девятидневном путешествии она столкнулась с четырьмя штормами, некоторые из которых со скоростью ветра 80 миль в час (130 км/ч), которые вызвали волны высотой 75 футов (23 м), которые затопили палубу бака водой до 10 футов (3,0 м). ) глубокий. По словам офицера по устранению аварийных ситуаций Джона У. Монро , шторм разрушил участки дорожек и перил, а также унес за борт незакрепленные предметы. [40] Ее последний рейс был на Азорские острова он вернул в Нью-Йорк 3557 человек личного состава, включая 212 WAC . , и 17 января 1946 года [39]

Конец предприятия

[ редактировать ]
Предприятие ожидает утилизации на верфи военно-морских сил Нью-Йорка 22 июня 1958 года; Недавно спущенный на воду «Независимость» достраивается . на противоположной стороне пирса

С вводом в строй к концу 1945 года более двух десятков более крупных и совершенных авианосцев «Энтерпрайз» считался лишним для послевоенных нужд американского военно-морского флота. Он вошел на верфь ВМС Нью-Йорка 18 января 1946 года для дезактивации и был выведен из эксплуатации 17 февраля 1947 года. В 1946 году его планировалось передать штату Нью-Йорк в качестве постоянного мемориала, но этот план был приостановлен в 1949 году. . [41] Последующие попытки были предприняты для сохранения корабля в качестве музея или мемориала, но усилия по сбору средств не смогли собрать достаточно денег для покупки судна у ВМФ, и 1 июля 1958 года «Энтерпрайз» был продан корпорации Lipsett Corporation в Нью-Йорке на слом. в Кирни , штат Нью-Джерси.

Было дано обещание сохранить характерную мачту-треногу для включения в Военно-морской академии новый футбольный стадион , но так и не было выполнено; вместо этого у основания того, что до сих пор называют « Башней Энтерпрайза », была установлена ​​мемориальная доска. Утилизация была завершена в мае 1960 года. В 1984 году предприятия , Флорида, была открыта постоянная «Экспозиция в Музее военно-морской авиации на военно-морской авиабазе Пенсакола » для размещения артефактов, фотографий и других предметов, представляющих исторический интерес.

Кормовая плита военного корабля США «Энтерпрайз» , расположенного в Ривер-Вейл , штат Нью-Джерси.

Среди сохранившихся артефактов «Энтерпрайза» — корабельный колокол, находящийся в Военно-морской академии США . [42] где традиционно звонят только после победы гардемаринов над Вест-Пойнтом ; и табличка высотой шестнадцать футов (4,9 м) и весом в одну тонну на корме корабля, которая находится возле парка Малой лиги в Ривер-Вейл , штат Нью-Джерси. [43] Мемориальная доска о ее вводе в эксплуатацию и один из ее якорей выставлены на верфи Вашингтонского военно-морского флота в Вашингтоне, округ Колумбия.

Преемники предприятия

[ редактировать ]

Название было возрождено в феврале 1958 года, когда первый в мире атомный авианосец был заложен как восьмой «Энтерпрайз» ; этот корабль был введен в строй в ноябре 1961 года. Также его прозвали «Большая Е» , [44] На борту остались различные артефакты и сувениры от ее предшественника. Иллюминаторы в капитанской каюте и конференц-зале — лишь один из примеров. Он был выведен из эксплуатации и выведен из эксплуатации 1 декабря 2012 года, проработав на флоте 51 год. По соображениям, связанным с демонтажем реактора, превратить ее в мемориал нельзя. [ нужна ссылка ] При ее дезактивации было объявлено, что девятым кораблем, носящим название « Энтерпрайз», станет планируемый Джеральд Р. Форд класса авианосец , CVN-80 . [45] Пока не подтверждено, какие именно артефакты с USS Enterprise (CV-6) будут включены в этот авианосец следующего поколения, хотя капсула времени, содержащая сувениры как с CV-6, так и с CVN-65, будет представлена ​​первым. капитан нового Энтерпрайза . [ нужна ссылка ] Вышеупомянутые иллюминаторы на борту CVN-65 будут удалены и возвращены в музей Бостонской военно-морской верфи. [ нужна ссылка ]

Награды и благодарности

[ редактировать ]
Корабельный знак Энтерпрайза
Серебряная звезда
Серебряная звезда
Серебряная звезда
Серебряная звезда
Цитирование президентского подразделения Благодарность подразделения ВМФ
Медаль за службу обороны США
с застежкой "Флит"
Медаль американской кампании Медаль за Азиатско-Тихоокеанскую кампанию
с двадцатью звездами
Медаль за победу во Второй мировой войне Цитирование президентского подразделения Филиппин Медаль за освобождение Филиппин
Британского Адмиралтейства Вымпел

Энтерпрайз была награждена Президентской наградой за службу во время Второй мировой войны. В цитате говорится:

За неизменно выдающиеся результаты и выдающиеся достижения во время неоднократных действий против вражеских японских войск в районе боевых действий на Тихом океане с 7 декабря 1941 года по 15 ноября 1942 года. Принимая участие почти во всех крупных авианосных сражениях в первый год войны, « Энтерпрайз» и ее авиагруппа Не считая обширных разрушений береговых объектов противника по всему району боя, она потопила или повредила самостоятельно в общей сложности 35 японских судов и сбила в общей сложности 185 японских самолетов. Ее агрессивный дух и превосходная боевая эффективность являются достойной данью уважения офицерам и солдатам, которые так доблестно сделали ее передовым оплотом защиты американской нации. [46]

В дополнение к награде за заслуги перед президентом, «Энтерпрайз» получил награду военно-морского флота и 20 боевых звезд за службу во время Второй мировой войны, что сделало ее самым титулованным кораблем США за всю войну.

Наконец, ей подарили вымпел Британского Адмиралтейства, который был поднят в присутствии большинства членов Совета Адмиралтейства. Вымпел был передан «Энтерпрайзу» в неофициальный знак уважения со стороны союзника.

Наследие

[ редактировать ]
  • Джин Родденберри , создатель телешоу « Звездный путь» , назвал свой вымышленный звездолет в честь CV-6 на ранних этапах разработки шоу, потому что он был «особенно очарован» ее военным послужным списком и «всегда считал его героический корабль». [47] При этом он заменил название SS Yorktown (названное в честь родственного корабля « Энтерпрайза » ), которое он изначально задумал для своего вымышленного звездолета, когда задумал шоу в начале 1964 года. [48] Название «Энтерпрайз» на протяжении многих лет давалось множеству звездолетов во франшизе «Звездный путь» как в телевизионных, так и в кинофильмах. CV-6 упоминается во время обсуждения прошлых судов под названием «Энтерпрайз» в «Звездном пути: Кинофильм», а CVN-65 фигурирует в «Звездном пути IV: Путешествие домой» .
  • Джек К. Тейлор , основатель Enterprise Rent-A-Car , во время войны служил на «Энтерпрайзе» летчиком-истребителем и в 1969 году переименовал свою компанию в честь корабля. [49] [50]
  1. «Саратога» находился на ремонте в Перл-Харборе после того, как был торпедирован японской подводной лодкой, в то время как «Рейнджер» (который был признан непригодным для боевых действий в Тихом океане) все еще находился в составе Атлантического флота и оставался таковым на протяжении всей войны.
  2. ^ Shepherd 2003 « Энтерпрайз утверждает, что на палубе ангара был вывешен знак против Японии»; На сайте PacificWrecks.com в 2014 году говорится, что оно было размещено на кабине экипажа».
  3. ^ Батальон Сиби состоял из четырех строительных рот и штабной роты.
  4. Командовал капитан Хардисон (21 октября 1942 г. - 7 апреля 1943 г.).
  5. В течение первого года войны все родственные корабли «Энтерпрайза » ( «Хорнет» и «Йорктаун» , а также аналогичный, но меньший авианосец « Оса ») были потоплены торпедами, что сделало «Энтерпрайз» единственным выжившим из класса.
  1. ^ Shepherd 2003 , Технические характеристики и вооружение .
  2. ^ Перейти обратно: а б Макинтайр, Дональд, капитан RN (сентябрь 1967 г.). Корабельный радар (Отчет). Труды Военно-морского института США. {{cite report}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  3. ^ « Авиационная группа предприятия , отчет о нападении на Перл-Харбор» . Военно-исторический центр. Архивировано из оригинала 25 сентября 2008 года . Проверено 5 сентября 2008 г.
  4. ^ «Военный корабль США «Энтерпрайз (CV-6)» . Национальный музей ВМС США, фотоэкспонаты . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 9 ноября 2018 г.
  5. ^ «Предприятие (CV-6) – «Большая Е» » . Командование военно-морской истории и наследия. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 15 ноября 2020 г.
  6. ^ Тиллман 2012 , с. 12.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н ДАНФС CV-6 2017 .
  8. ^ Перейти обратно: а б «Призыв к долгу». Битва 360° . Эпизод 1. 29 февраля 2008. Канал «История».
  9. ^ «Атака на Перл-Харбор, 7 декабря 1941 года. Расположение авианосцев» . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 12 апреля 2020 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Шепард 2003 г. , «Отчеты о действиях авиагруппы предприятия - 7 декабря 1941 г.»
  11. ^ Перейти обратно: а б Пастух 2003 г. , «Утренний поиск ВС-6 - 7 декабря 1941 г.»
  12. ^ Перейти обратно: а б Шеперд 2003 г. , «Вечерний ударный эскорт VF-6 - 7 декабря 1941 г.»
  13. ^ Стаффорд 2002 , стр. 42–43.
  14. ^ Трамбалл, Роберт (1942). Плот . Нью-Йорк: Генри Холт и компания.
  15. ^ «Где они сейчас?». Журнал «Ньюсуик» . 8 февраля 1954 года.
  16. ^ Ровер 2005 , с. 139.
  17. ^ Паршалл, Джонатан; Талли, Энтони (2007). Расколотый меч: Нерассказанная история битвы за Мидуэй . Потомакские книги. ISBN  978-1574889246 .
  18. ^ Юинг, Стив (2002). Лидер Жнецов: Жизнь Джимми Флэтли . Издательство Военно-морского института. ISBN  1557502056 .
  19. ^ Лундстрем 1994 , стр. 325–328.
  20. ^ Шеперд 2003 , «1942» .
  21. ^ «USS Enterprise CV-6» . Pacific Wrecks.com. 27 августа 2014 года . Проверено 7 января 2015 г.
  22. ^ «Битвы – USS Enterprise » . www.theussenterprise.com. Архивировано из оригинала 28 апреля 2015 года . Проверено 7 января 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  23. ^ «Предприятие против Японии». Битва 360° . Эпизод 5. 29 марта 2008. Канал «История».
  24. ^ «24: Базы в южной части Тихого океана». Строительство баз ВМФ во Второй мировой войне: история Бюро верфей и доков и Инженерного корпуса, 1940–1946 гг . Том. II. Вашингтон, округ Колумбия: Генеральная прокуратура США. 1947. стр. 221–222.
  25. ^ Стаффорд 2002 , с. 214.
  26. ^ Леки, Роберт (1965). Вызов Тихому океану: кровавая шестимесячная битва за Гуадалканал . Нью-Йорк: Книжная группа Персей. п. 321. ИСБН  0-306-80911-7 . OCLC   229215815 . Она вышла в открытое море, ее палубы все еще тряслись и отдавались эхом от пневматических молотков, сварочные дуги все еще искрили, с большой выпуклостью в правом борту вперед, без водонепроницаемости и с одним масляным баком, все еще протекающим, и с ее носовым рулем высоты все еще заклинило, как и было с тех пор, как бомба в Санта-Крузе сломала его пополам.
  27. ^ Шепард 2003 , «Командиры» .
  28. ^ Стаффорд 2002 , с. 546.
  29. ^ Ремонт авианосца Seabees во время морского боя (Технический отчет). Бюро информационных писем воздухоплавательного ведомства ВМФ. 1 февраля 1943 г. стр. 15–16. 187.
  30. ^ Топпан, Эндрю (2003). «Фоторепортаж: USS Enterprise сквозь годы» . hazegray.org . Проверено 1 мая 2019 г.
  31. ^ «Энтерпрайз (ЦВ-6)» . navsource.org . Проверено 10 мая 2021 г.
  32. ^ «Авианосцы ВМС США (CV)» . Shipcamouflage.com . Проверено 10 мая 2021 г.
  33. ^ Шеперд 2003 , «1944» .
  34. ^ «Последний бой Империи». Битва 360° . Эпизод 10. 2 мая 2008. Канал «История».
  35. ^ Гарретт, Ричард Дж. (2010). Оборона Макао: форты, корабли и оружие за 450 лет . Издательство Гонконгского университета. п. 138. ИСБН  978-9888028498 .
  36. ^ Лейн, Ричард. «Осмотр наконечника элеронов японского самолета USS Enterprise (CV-6), 11 апреля 1945 года» . j-aircraft.com . Проверено 7 января 2015 г.
  37. ^ «H-048-1: Нападение камикадзе на флагманы США у Окинавы» . Командование военно-морской истории и наследия США . Проверено 10 марта 2024 г.
  38. ^ Местонахождение самолета ВМС США — OP034R №37/45 SC-A4-3-OZ . Аннаполис: ВМС США. 7 сентября 1945 г. с. 5.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Пастух 2003 , «1945»
  40. ^ «Повреждения USS Enterprise (CV-6)» . Нью-Йорк Таймс . 25 декабря 1945 года.
  41. ^ Фридман, Норман (1983). Авианосцы США: иллюстрированная история дизайна . Издательство Военно-морского института. п. 100. ИСБН  0870217399 . .
  42. ^ «Колокол корабля USS Enterprise перед Бэнкрофт-холлом в Военно-морской академии США в Аннаполисе, штат Мэриленд» . dcmemorials.com . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 года.
  43. ^ Shepherd 2003 , "Кормовая плита Enterprise CV-6" .
  44. ^ USS Enterprise: The Legend , США: Navy, заархивировано из оригинала 1 марта 2013 г.
  45. ^ «Следующий авианосец ВМФ класса Ford будет называться Enterprise» (пресс-релиз). Министерство обороны США. 1 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 13 декабря 2012 года . Проверено 7 января 2015 г.
  46. ^ Шепард 2003 , «Награды - Цитата президентского подразделения» .
  47. ^ Интервью Скотта Артура с Джином Родденберри (1973) на YouTube
  48. ^ Родденберри, Джин (11 марта 1964 г.). «Звездный путь — это…» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2020 года . Проверено 13 марта 2020 г.
  49. ^ «Человек на задании» . Вашингтонский университет в журнале St. Louis Magazine . Лето 2003 года. Архивировано из оригинала 1 августа 2010 года . Проверено 11 декабря 2007 г.
  50. ^ «О предприятии Rent-a-Car» . предприятие.com . Проверено 16 марта 2020 г.
Общественное достояние В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС . Запись можно найти здесь .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Торн, Фил (март 2022 г.). «Битва на Сибуянском море». Военный корабль Интернешнл . ЛИКС (1): 34–65. ISSN   0043-0374 .
[ редактировать ]
Предшественник Военный корабль США Энтерпрайз
1938–1947
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 098a717c70acb53f8e6ba9337150385c__1722629820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/5c/098a717c70acb53f8e6ba9337150385c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
USS Enterprise (CV-6) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)