Битва при острове Реннелл
Битва при острове Реннелл | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Гуадалканалской кампании Тихоокеанского театра военных действий Второй мировой войны. | |||||||
![]() Военный корабль США «Чикаго» находился низко над водой утром 30 января 1943 года из-за повреждения торпедой, нанесенного накануне вечером. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Уильям Хэлси мл. Роберт С. Гиффен |
Джиничи Кусака [ 1 ] Риносукэ Ичимару Сейго Ямагата | ||||||
Сила | |||||||
1 авианосец 2 авианосца сопровождения 3 тяжелых крейсера 3 легких крейсера 8 эсминцев 14 бойцов [ 2 ] | 43 средних бомбардировщика [ 3 ] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 тяжелый крейсер потоплен 1 эсминец сильно поврежден 85 убитых [ 4 ] |
12 средних бомбардировщиков уничтожено 60–84 убитых [ 5 ] |
Битва за остров Реннелл ( яп . レンネル島沖海戦 , Хепберн : Renneru-shima oki kaisen ) состоялась 29–30 января 1943 года. Это было последнее крупное военно-морское сражение между ВМС США и Императорским флотом Японии во время Гуадалканала. Кампания Второй мировой войны. Это произошло в южной части Тихого океана между островом Реннелл и Гуадалканалом на юге Соломоновых островов .
В ходе боя японские торпедоносцы наземного базирования , стремясь обеспечить защиту предстоящей эвакуации японских войск с Гуадалканала , в течение двух дней совершили несколько атак на военные корабли США, действовавшие в качестве оперативной группы к югу от острова Реннелл. Помимо подхода к Гуадалканалу с целью поражения любых японских кораблей, которые могли оказаться в радиусе действия, оперативная группа США защищала конвой транспортных кораблей союзников , перевозивший туда войска на замену.
В результате ударов японской авиации по оперативной группе один тяжелый крейсер США был потоплен, эсминец получил тяжелые повреждения, а остальная часть американской оперативной группы была вынуждена отступить из района южных Соломоновых островов. Отчасти потому, что они отбросили оперативную группу США в этом сражении, японцы успешно эвакуировали оставшиеся войска с Гуадалканала к 7 февраля 1943 года, оставив их в руках союзников и положив конец битве за остров.
Фон
[ редактировать ]7 августа 1942 года союзные войска, состоявшие в основном из войск США, высадились на Гуадалканале, Тулаги и Флоридских островах островов Соломоновых . Высадка на островах была призвана воспрепятствовать их использованию японцами в качестве баз для угрозы путям снабжения между США и Австралией, а также обеспечить безопасность островов в качестве отправных точек для кампании с конечной целью изолировать крупную японскую базу в Рабауле. одновременно поддерживая кампанию союзников в Новой Гвинее . Высадка положила начало шестимесячной кампании на Гуадалканале. [ 6 ]
Последняя крупная попытка японцев вытеснить войска союзников с Гуадалканала и Тулаги потерпела поражение во время решающего морского сражения за Гуадалканал в начале ноября 1942 года. После этого японский флот смог доставить только продовольствие и несколько солдат на замену японской армии силам . на Гуадалканале. Из-за угрозы со стороны самолетов союзников, базирующихся в Хендерсон-Филд на Гуадалканале, а также близлежащих авианосцев США , японцы доставляли эти грузы ночью, обычно на эсминцах или подводных лодках , в рамках операций, которые союзники называли « Токийский экспресс ». [ 7 ] Этих припасов и пополнений было недостаточно для поддержания японских войск на острове, которые к 7 декабря 1942 года теряли около 50 человек каждый день из-за недоедания, болезней и наземных или воздушных атак союзников. [ 8 ] 12 декабря 1942 года японский флот предложил покинуть Гуадалканал. Несмотря на первоначальное сопротивление со стороны армейских руководителей, которые все еще надеялись, что Гуадалканал в конечном итоге удастся отвоевать у союзников, 31 декабря 1942 года Имперский генеральный штаб с одобрения императора согласился эвакуировать все японские войска с острова и установить новую линию обороны. Защита Соломоновых островов на Новой Джорджии . [ 9 ]
Эвакуация носила кодовое название «Операция Ке» и должна была начаться 14 января 1943 года. [ 10 ] Важным элементом плана была кампания по завоеванию превосходства в воздухе, начавшаяся 28 января 1943 года, чтобы помешать авиации или военным кораблям союзников сорвать заключительный этап операции Ке , которая представляла собой фактическую эвакуацию всех японских войск с Гуадалканала. [ 11 ]

Союзные войска ошибочно истолковали приготовления Ке как начало нового японского наступления с целью вернуть себе Гуадалканал. [ 12 ] В то же время адмирал Уильям Хэлси-младший , командующий театром военных действий союзников, находился под давлением своего начальства с требованием завершить замену 2-го полка морской пехоты , участвовавшего в боях на Гуадалканале с августа, свежими войсками армии США . [ 13 ] Хэлси надеялся воспользоваться тем, что, по его мнению, было надвигающимся японским наступлением, чтобы вовлечь японские военно-морские силы в бой и в то же время доставить пополняющие войска армии на Гуадалканал. [ 14 ] 29 января 1943 года Хэлси направил пять оперативных групп в район южных Соломоновых островов, чтобы прикрыть конвой с помощью и вступить в бой с любыми японскими военно-морскими силами, которые войдут в зону досягаемости. В состав этих пяти оперативных групп входили два авианосца , два эскортных авианосца , три линкора , 12 крейсеров и 25 эсминцев. [ 15 ]
Возглавляла эту группу оперативных групп оперативная группа 62.8, конвой из четырех транспортов и четырех эсминцев. [ 16 ] Впереди конвоя войск между островом Реннелл и Гуадалканалом шла оперативная группа 18 (TF 18) контр-адмирала Роберта Гиффена , группа непосредственной поддержки из тяжелых крейсеров USS Wichita , Chicago и Louisville , легких крейсеров Montpelier , Cleveland , и Колумбия ; эскортные авианосцы «Ченанго» и «Суванни» ; и восемь эсминцев. Гиффен командовал TF 18 из Уичито . [ 17 ] Оперативная группа авианосцев флота, сосредоточенная на авианосце « Энтерпрайз», двигалась примерно в 250 милях (220 морских миль ; 400 км ) позади TG 62.8 и TF 18. Другие оперативные группы авианосцев и линкоров находились примерно на 150 миль (130 миль; 240 км) дальше. назад. Гиффен с «Уичито» и двумя авианосцами сопровождения только что прибыл в Тихий океан после участия в операции «Факел» в Североафриканской кампании . [ 18 ] Кроме того, «Чикаго» только что вернулся в южную часть Тихого океана после завершения ремонта после повреждений, нанесенных во время битвы за остров Саво почти шесть месяцев назад. [ 17 ]
Боевой
[ редактировать ]Прелюдия
[ редактировать ]Помимо защиты конвоя с войсками, TF 18 было поручено встретиться с отрядом из четырех американских эсминцев, дислоцированных в Тулаги, в 21:00 29 января с целью провести зачистку « Слота » через пролив Нью-Джорджия к северу от Гуадалканал на следующий день, чтобы проследить за разгрузкой войсковых транспортов на Гуадалканале. [ 3 ] Авианосцы сопровождения под командованием коммодора Бена Вятта, двигавшиеся со скоростью 18 узлов (21 миль в час; 33 км / ч), были слишком медленными, чтобы позволить силам Гиффена достичь запланированной встречи, поэтому Гиффен оставил авианосцы с двумя эсминцами в 14:00. и двинулся вперед со скоростью 24 узла (28 миль в час; 44 км / ч). [ 19 ] Опасаясь угрозы со стороны японских подводных лодок, которые, по данным разведки союзников, вероятно, находились в этом районе, Гиффен организовал свои крейсеры и эсминцы для противолодочной обороны, не ожидая воздушного нападения. Крейсеры выстроились в две колонны на расстоянии 2500 ярдов (2300 м) друг от друга. Уичито , Чикаго и Луисвилл (в таком порядке) по правому борту, а Монтпилиер , Кливленд и Колумбия — по левому. Шесть эсминцев располагались полукругом в 2 милях (1,7 морских миль; 3,2 км) впереди колонн крейсеров. [ 3 ]
Силы Гиффена отслеживались японскими подводными лодками, которые сообщали о их местонахождении и передвижении. [ 19 ] [ 20 ] Около полудня, судя по сообщениям подводных лодок, 16 Mitsubishi G4M Type 1 бомбардировщиков из 705-й авиагруппы (Мисава Кокутай) и 16 бомбардировщиков Mitsubishi G3M Type 96 из 701-й авиагруппы (Михоро Кокутай) вылетели из Рабаула с торпедами для атаки. Сила Гиффена. Один G3M вернулся из-за неисправности двигателя, оставив в составе атакующей группы 31 бомбардировщик. Командиром самолетов 705AG был лейтенант Томоо Накамура , а самолетами 701AG командовал лейтенант-коммандер Джоджи Хагай. [ 3 ] [ 21 ]
Акция 29 января
[ редактировать ]
На закате, когда TF 18 направился на северо-запад в 50 милях (43 морских миль; 80 км) к северу от острова Реннелл и в 160 милях (140 морских миль; 260 км) к югу от Гуадалканала, несколько кораблей Гиффена обнаружили неопознанные самолеты на радаре в 60 милях (52 морских миль); 97 км) к западу от их образования. Настаивая ранее на абсолютном радиомолчании, Гиффен не отдал никаких приказов о том, что делать с неопознанными контактами, да и вообще никаких приказов в этом отношении. [ 17 ] С заходом солнца боевой воздушный патруль (CAP) TF 18 с двух эскортных авианосцев вернулся на ночь на свои корабли, оставив корабли Гиффена без прикрытия с воздуха. [ 22 ]
Радиолокационными объектами были приближающиеся японские торпедоносцы, которые кружили к югу от TF 18, чтобы иметь возможность атаковать с востока, оставляя за собой черный фон восточного неба. С этого направления японские бомбардировщики были скрыты ночным небом, но корабли Гиффена вырисовывались на фоне сумерек западного горизонта. Первыми атаковали самолеты 705AG, начиная с 19:19. Самолет Накамуры промахнулся всеми своими торпедами, а одна была сбита зенитным огнем кораблей Гиффена. [ 23 ]
Полагая, что атака окончена, Гиффен приказал своим кораблям прекратить зигзагообразное движение и продолжать путь к Гуадалканалу тем же курсом и с той же скоростью. Тем временем японский самолет-разведчик начал сбрасывать сигнальные ракеты и поплавковые фонари, чтобы обозначить курс и скорость TF 18 для предстоящей атаки бомбардировщиков Хагаи. [ 24 ]
В 19:38 701AG атаковал, поразив Чикаго двумя торпедами, нанеся тяжелые повреждения и полностью остановив крейсер. Еще одна торпеда попала в Уичито, но не взорвалась. Два бомбардировщика были сбиты зенитным огнем, в том числе Хагай; он был убит. В 20:08 Гиффен приказал своим кораблям изменить направление, снизить скорость до 15 узлов (17 миль в час; 28 км/ч) и прекратить огонь из зенитных орудий. Отсутствие дульных вспышек скрыло корабли от японской авиации, которая к 23:35 покинула этот район. [ 23 ] [ 25 ] В кромешной тьме Луисвилл сумел взять на буксир искалеченный Чикаго и медленно направился на юг, прочь от поля боя, в сопровождении остальной части TF 18. [ 26 ]
Акция 30 января
[ редактировать ]
Хэлси немедленно предпринял шаги, чтобы попытаться защитить Чикаго , уведомив авианосцы сопровождения, чтобы они убедились, что у них есть CAP, с первыми лучами солнца, приказав оперативной группе «Энтерпрайза» приблизиться и усилить CAP авианосца сопровождения и отправив флотский буксир «Навахо» для захвата. над буксиром из Луисвилля , что было достигнуто в 08:00. [ 24 ] Между рассветом и 14:00 многочисленные японские самолеты-разведчики приблизились к TF 18. Хотя все они были прогнаны CAP, они наблюдали и сообщали о положении Чикаго . В 12:15 лейтенант-коммандер Кадзуо Нисиока возглавил отряд из 11 торпедоносцев G4M из 751-й авиагруппы (Каноя Кокутай), базирующейся в Кавиенге и проходящей через Буку, Новая Гвинея , для атаки поврежденного американского крейсера. Австралийский береговой наблюдатель на Соломоновых островах предупредил силы США о бомбардировщиках и оценил время их прибытия в 16:00. Однако Хэлси приказал другим крейсерам покинуть Чикаго и направиться в Эфате на Новых Гебридских островах . Они ушли в 15:00, оставив шесть эсминцев для защиты Чикаго и Навахо . [ 27 ]
В 15:40 «Энтерпрайз» находился в 43 милях (37 морских миль; 69 км) от Чикаго , и десять ее истребителей сформировали CAP над поврежденным крейсером. В это время четверо истребителей CAP преследовали и сбили разведывательный бомбардировщик G4M. В 15:54 радар « Энтерпрайза » обнаружил приближающиеся бомбардировщики и запустил еще 10 истребителей. Однако у авианосцев сопровождения возникли трудности с запуском своих самолетов, и их самолеты не атаковали бомбардировщики до завершения боя. [ 28 ]

Поначалу японские бомбардировщики пытались приблизиться к «Энтерпрайзу» и атаковать его , но повернули в сторону Чикаго после того, как шесть истребителей «Энтерпрайз CAP» начали атаковать их. Четыре других истребителя CAP преследовали самолет 751AG, когда тот попал под зенитный огонь Чикаго эсминцев сопровождения . Два бомбардировщика были сбиты прежде, чем успели сбросить боеприпасы. Еще шесть были сбиты спустя несколько мгновений, но не раньше, чем они сбросили торпеды. [ 29 ]
эсминца USS La Vallette Одна торпеда попала в переднее машинное отделение , в результате чего погибли 22 члена его экипажа и был причинен серьезный ущерб. В «Чикаго» попали четыре торпеды: одна перед мостиком и три в ее инженерных помещениях. Капитан Ральф О. Дэвис из Чикаго приказал покинуть корабль, и через 20 минут он затонул кормой вперед. Навахо и эсминцы сопровождения спасли 1049 выживших из Чикаго . [ 30 ] но 62 члена ее экипажа погибли. [ 31 ] Последняя атака японских торпедоносцев не смогла обнаружить оставшиеся корабли США. Навахо взял Ла Валлетт на буксир, и все оставшиеся корабли TF 18 без дальнейших происшествий прибыли в порт Эспириту-Санто. [ 32 ]
Последствия
[ редактировать ]Японцы широко разрекламировали результаты боя, заявив, что потопили линкор и три крейсера. [ 33 ] потерю Чикаго США, с другой стороны, какое-то время пытались скрыть от общественности , а адмирал Честер Нимиц о потере Чикаго угрожал «застрелить» любого из своих сотрудников, который сообщит прессе . Хэлси и Нимиц обвинили Гиффена в поражении и написали об этом в официальном отчете Гиффена за этот период. [ 34 ] Поражение и последовавшие за ним взаимные обвинения не повлияли на карьеру Гиффена; он продолжал возглавлять оперативные группы линкоров и крейсеров союзников в Тихом океане до 1944 года, а позже получил звание вице-адмирала . [ 35 ]
Когда японские самолеты вступили в бой с TF 18, транспорты союзников завершили свою задачу по замене оставшихся морских пехотинцев на Гуадалканале в течение последних двух дней января 1943 года. В это время другие оперативные группы союзников, включая две оперативные группы авианосцев, заняли свои позиции. в Коралловом море , в ожидании ожидаемого японского наступления на юге Соломоновых островов. [ 33 ]
Поскольку TF 18 был вынужден отступить, в непосредственной близости от Гуадалканала осталось очень мало военно-морских сил союзников, что позволило японцам вывести большую часть оставшихся сухопутных сил с Гуадалканала в течение трех ночей со 2 по 7 февраля 1943 года. В результате все оставшиеся корабли союзников остались в этот район сильно подвергался японским атакам. Поскольку союзники полагали, что японцы не эвакуировались, а на самом деле посылали дополнительные подкрепления, американские эсминцы и транспорты с войсками продолжали обычные десантные операции на западном Гуадалканале, несмотря на потерю тяжелой огневой мощи TF 18. Эсминец De Haven был потоплен японскими самолетами. погибло 167 человек, эсминец «Николас» был слегка поврежден, двое убиты. Три катера ПТ , ПТ-37 , ПТ-111 и ПТ-123 , были потоплены японскими войсками в тот же день , что и Де-Хейвен , с потерей 15 моряков. [ 36 ] [ 37 ] Союзники не знали о выводе японцев, пока он не завершился. [ 10 ] но эвакуация 11 000 голодающих солдат и потеря одного крейсера стали сноской к обеспечению безопасности Хендерсон-Филд и Гуадалканала, которые послужили плацдармом для воздушной поддержки для успешного завершения кампании на Соломоновых островах, главного поворотного момента в войне на Тихом океане. [ 38 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Франк, Гуадалканал , с. 288. Кусака командовал 11-м воздушным флотом со штабом в Рабауле , в который входили 701-я, 705-я и 751-я авиагруппы, участвовавшие в этом бою.
- ^ Морисон, Борьба за Гуадалканал , стр. 353, 361. Хотя три авианосца США вместе несли значительно больше истребителей, чем 14, именно такое количество фактически участвовало в сражении.
- ^ Перейти обратно: а б с д Франк, Гуадалканал , с. 578.
- ^ Франк, Гуадалканал , стр. 581, 641. Распределение погибших по кораблям: Чикаго : 62, Ла Валлетт : 22 и Монтпилиер : 1. Японские бомбардировщики обстреляли корабли США во время обеих атак 29 и 30 января, что могло привести к в одной смерти на Монтпилиере (Морисон, Борьба за Гуадалканал , стр. 355).
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 581; Тагайя, стр. 66–67. Потери японского личного состава оцениваются путем умножения 12 уничтоженных самолетов на экипаж из пяти-семи человек, который Mitsubishi G4M и Mitsubishi G3M . обычно несли бомбардировщики
- ^ Хог, От Перл-Харбора до Гуадалканала , стр. 235–236.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 526.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 527.
- ^ Тупой, Императорский флот Японии , с. 261.
- ^ Перейти обратно: а б Дулл, Императорский флот Японии , с. 268.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 541.
- ^ Морисон, Борьба за Гуадалканал , с. 351.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 577.
- ^ МакГи, Соломоновы кампании , с. 216.
- ^ Морисон, Борьба за Гуадалканал , с. 352.
- ^ Франк, Гуадалканал , стр. 577–578.
- ^ Перейти обратно: а б с Креншоу, Южно-Тихоокеанский эсминец , с. 62.
- ^ Морисон, Борьба за Гуадалканал , стр. 352–353.
- ^ Перейти обратно: а б Морисон, Борьба за Гуадалканал , с. 354.
- ^ Тагайя, с. 66, говорится, что Гиффена заметил японский поисковый самолет.
- ^ Морисон, Борьба за Гуадалканал , стр. 354–355; Тагайя, с. 66.
- ^ Морисон, Борьба за Гуадалканал , с. 355.
- ^ Перейти обратно: а б Франк, Гуадалканал , с. 579; Тагайя, с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Креншоу, Южно-Тихоокеанский эсминец , с. 63; Тагайя, с. 66.
- ^ Тагайя, с. 66.
- ^ Морисон, Борьба за Гуадалканал , стр. 358–359.
- ^ Франк, Гуадалканал , стр. 579–580; Тагайя, с. 66–67.
- ^ Морисон, Борьба за Гуадалканал , с. 360.
- ^ Франк, Гуадалканал , стр. 580–581; Тагайя, с. 67. Из оставшихся четырех G4M три потеряли двигатель, но смогли вернуться на базу. Один из бомбардировщиков приземлился в Мунда, штат Нью-Джорджия , а три других достигли аэродрома Баллале на Шортлендских островах (Тагая).
- ^ Креншоу, Южно-Тихоокеанский эсминец , стр. 64–65.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 581.
- ^ Морисон, Борьба за Гуадалканал , с. 363. Ла Валлетт находился на ремонте в США до 6 августа 1943 года. Словарь американских боевых кораблей , [1]
- ^ Перейти обратно: а б Морисон, Борьба за Гуадалканал , с. 363.
- ^ Вуковиц, Неудача на Соломоновых островах , с. 3.
- ↑ Военно-морской исторический центр. Архивировано 23 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ https://www.history.navy.mil/research/histories/ship-histories/danfs/d/de-haven-i.html . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ https://www.history.navy.mil/research/histories/ship-histories/danfs/n/nicholas-ii.html . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ Фрэнк, с. 597.
Ссылки
[ редактировать ]- Креншоу, Рассел Сиднор (1998). Южнотихоокеанский эсминец: Битва за Соломоновы острова от острова Саво до залива Велла . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-136-Х .
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Фрэнк, Ричард Б. (1990). Гуадалканал: Полное описание знаменательной битвы . Нью-Йорк: Группа Пингвинов . ISBN 0-14-016561-4 .
- МакГи, Уильям Л. (2002). «Шестимесячная борьба за Гуадалканал». Соломоновы кампании, 1942–1943: от Гуадалканала до Бугенвиля — поворотный момент войны в Тихом океане, том 2 (Десантные операции в южной части Тихого океана во время Второй мировой войны) . Публикации BMC. ISBN 0-9701678-7-3 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1958). «Глава 15». Борьба за Гуадалканал, август 1942 г. - февраль 1943 г. , т. 1, с. 5 истории военно-морских операций США во Второй мировой войне . Бостон: Литтл, Браун и компания . ISBN 0-316-58305-7 .
- Тагая, Осаму (2001). Mitsubishi Type 1 «Рикко» «Бетти» Части Второй мировой войны . Нью-Йорк: Оспри. ISBN 978-1-84176-082-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Домагальски, Джон Дж. (2010). Потерян на Гуадалканале: последние битвы при Астории и Чикаго, как описано выжившими и в официальных отчетах . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-5897-4 .
- Роско, Теодор (1953). Операции эсминцев США во Второй мировой войне (девятое издание, изд. 1986 г.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-726-7 .
- Стаффорд, Эдвард П. (2002). Большая Е: История военного корабля США «Энтерпрайз» . Пол Стиллвелл (Введение) (переиздание). Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-998-0 .
- Тиллман, Барретт (2012). «Энтерпрайз»: самый боевой корабль Америки и люди, которые помогли выиграть Вторую мировую войну . Саймон и Шустер .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чен, К. Питер (2004–2006). «Битва за остров Реннелл» . База данных Второй мировой войны . Архивировано из оригинала 13 мая 2012 года . Проверено 13 июля 2006 г.
- Хаф, Фрэнк О.; Людвиг, Верле Э.; Шоу-младший, Генри I. «От Перл-Харбора до Гуадалканала» . История операций морской пехоты США во Второй мировой войне . Архивировано из оригинала 27 июня 2006 года . Проверено 16 мая 2006 г.
- МакКомб, Дэвид В. (2008). «Битва за остров Реннелл» . Фонд истории разрушителей . Архивировано из оригинала 12 мая 2008 года . Проверено 16 апреля 2008 г.
- Вуковиц, Джон (2006). «Битва при острове Реннелл: неудача на Соломоновых островах» . TheHistoryNet.com . Архивировано из оригинала 17 марта 2006 года . Проверено 13 июля 2006 г. – Статья первоначально напечатана в журнале Второй мировой войны .
11 ° 25' ю.ш., 160 ° 56' в.д. / 11,417 ° ю.ш., 160,933 ° в.д.
- 1943 год на Соломоновых островах.
- Бои и операции Второй мировой войны с участием Соломоновых островов.
- Конфликты 1943 года
- Военная история Японии во время Второй мировой войны.
- Военно-морские операции и сражения Второй мировой войны на Тихоокеанском театре военных действий.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Японии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием США.
- Тихоокеанский театр Второй мировой войны.
- Острова Реннелл и Беллона
- Действия и бои морской авиации
- События января 1943 года