Токийский экспресс
Токийский экспресс | |
---|---|
![]() Японские войска загружаются на военный корабль, готовясь к отправке «Токийского экспресса», где-то в 1942 году. | |
Активный | Август 1942 г. - ноябрь 1943 г. |
Страна | ![]() |
Верность | Императорские вооруженные силы Японии |
Ветвь | Императорский флот Японии |
Тип | Специальная военная логистическая организация |
Роль | Снабжение и усиление подразделений японской армии и флота, расположенных на Соломоновых островах и в Новой Гвинее. |
Размер | Разнообразный |
Гарнизон/штаб | Рабаул , Новая Британия Шортлендские острова и Буин , Соломоновы острова |
Псевдоним(а) | Кактус Экспресс Транспорт «Крыса» или «Муравей» (японские названия) |
Помолвки | Битва у мыса Эсперанс Битва при Тассафаронге Операции Битва при проливе Блэкетт Битва при Кульском заливе Битва при Коломбангаре Битва при заливе Велла Битва при Хораниу Морское сражение при Велла Лавелле Битва у мыса Святого Георгия |
Командиры | |
Примечательный командиры | Гуничи Микава Райдзо Танака Синтаро Хасимото [ 1 ] Мацудзи Иджуин |


9 ° 00'ю.ш., 159 ° 45' в.д. / 9,000 ° ю.ш., 159,750 ° в.д.
Токийский экспресс — название, данное союзными войсками кораблям Императорского флота Японии в ночное время для доставки личного состава, припасов и оборудования японским войскам, действовавшим в Новой Гвинее и Соломоновых островах и вокруг них во время Тихоокеанской кампании Второй мировой войны . Операция включала погрузку личного состава или припасов на борт быстрых военных кораблей (в основном эсминцев ), а затем и подводных лодок , а также использование скорости военных кораблей для доставки личного состава или припасов в нужное место и возвращения на исходную базу в течение одной ночи, чтобы авиация союзников не могла перехватить их днем.
Имя
[ редактировать ]Первоначальное название миссий по снабжению было «Кактус-Экспресс», придуманное союзными войсками на Гуадалканале , которые использовали кодовое название для острова «Кактус». После того, как американская пресса начала называть его «Токийским экспрессом», очевидно, чтобы сохранить оперативную безопасность этого кодового слова, силы союзников также начали использовать эту фразу. Сами японцы называли ночные миссии по снабжению «Крысиными перевозками» ( 鼠輸送 , нэдзуми юсо ) , потому что они происходили ночью.

Организация и история
[ редактировать ]Ночная транспортировка была необходима японским войскам из-за превосходства союзников в воздухе в южной части Тихого океана , установившегося вскоре после высадки союзников на Гуадалканале и последующего создания Хендерсон-Филд в качестве базы для « ВВС Кактус » в августе 1942 года. Материалы, доставленные на медленных транспортных кораблях японским войскам на Гуадалканале и в Новой Гвинее, вскоре оказались слишком уязвимыми для дневных воздушных атак. Японии Объединенным флотом Поэтому командующий адмирал Исороку Ямамото разрешил использовать более быстрые военные корабли для доставки грузов в ночное время, когда угроза обнаружения была намного меньше, а воздушные атаки минимальны. [ 2 ]
Токийский экспресс начался вскоре после битвы у острова Саво в августе 1942 года и продолжался до конца кампании на Соломоновых островах , когда один из последних крупных рейсов экспресса был перехвачен и почти полностью уничтожен в битве у мыса Святого Георгия 26 ноября 1943 года. Поскольку обычно используемые эсминцы не были приспособлены для перевалки грузов, многие припасы были запечатаны в стальных бочках, связанных вместе, и просто сталкивались в воду без остановки кораблей; в идеале бочки должны были выплыть на берег или их подобрала баржа. Однако многие барабаны были потеряны или повреждены; Обычная ночь в декабре 1942 года привела к тому, что в море было сброшено 1500 бочек, и только 300 удалось спасти. [ 3 ]
Большая часть военных кораблей, используемых для миссий «Токийского экспресса», принадлежала Восьмому флоту , базировавшемуся в Рабауле и Бугенвиле, хотя корабли подразделений Объединенного флота, базирующихся в Труке, часто временно прикреплялись для использования в миссиях «Экспресс». Соединения боевых кораблей, предназначенные для миссий «Экспресс», часто формально обозначались как «Подразделение подкрепления», но размер и состав этого подразделения менялись от миссии к миссии. [ 4 ]
Стратегические последствия
[ редактировать ]Токийский экспресс оказался проигрышным ходом для японцев, поскольку за пятнадцать месяцев работы Токийского экспресса было потеряно много эсминцев без всякой выгоды. Эти корабли не могли быть заменены напряженными японскими верфями, и их уже не хватало. Кроме того, они были крайне необходимы для выполнения конвоев для защиты японских кораблей, снабжающих Родные острова, от нападений американских подводных лодок. [ 5 ]
Императорский флот Японии попал в ловушку-22 , поскольку американская авиация с Хендерсон-Филд отказала японцам в использовании медленных грузовых кораблей . По сравнению с эсминцами грузовые корабли были гораздо более экономичными в расходе топлива, при этом они могли перевозить полную загрузку войск, а также достаточное оборудование и припасы, а также имели эффективное оборудование для погрузки и разгрузки грузов. Однако они были медленными и сравнительно неманёвренными, поэтому их легко потопить – не только отправив на дно незаменимые припасы и грузовые суда, но и оставив их всё более отчаявшиеся войска без припасов и всё менее способными сражаться.
В результате ВМФ, по сути, был вынужден «вести столь неэкономичную кампанию, какую только можно было себе представить», поскольку при использовании эсминцев им приходилось «расходовать гораздо большее количество топлива, чем они хотели», учитывая невыгодное положение Императорской Японии в поставках нефти. и это «топливо использовалось для размещения очень ценных (и уязвимых) эсминцев флота на открытой передовой позиции, одновременно доставляя недостаточное количество людей и припасов в американскую мясорубку на острове». [ 6 ] Даже в своих лучших проявлениях (когда только одна пятая часть припасов когда-либо добиралась до берега) стратегия эсминца сводилась к ведению проигрышной войны на истощение на суше и чрезвычайно дорогостоящему непрерывному поражению на море.
После этого японцы все чаще полагались на конвои барж в сопровождении бронекатеров для пополнения или эвакуации своих сил. Типичная конфигурация, позволяющая перевозить 1000 человек на расстояние 300 миль, будет состоять из 2 бронекатеров класса Сокутей в качестве сопровождения 2 специальных больших десантных барж ( Току Дайхацу ), 40 больших десантных барж ( Дайхатсу ) и 15 малых десантных барж (Дайхатсу). Шохацу ). [ 7 ]
Джон Ф. Кеннеди и PT-109
[ редактировать ]Джона Ф. Кеннеди был PT-109 потерян во время «плохо спланированной и нескоординированной» атаки на Токийский экспресс в ночь с 1 на 2 августа 1943 года. [ 8 ] Пятнадцать ПТ-катеров с шестьюдесятью торпедами выпустили более тридцати и не зарегистрировали ни одного попадания, а ПТ-109 был протаранен и потоплен эсминцем «Амагири» , который возвращался с маршрута снабжения и, по оценкам, двигался со скоростью более 30 узлов (56 км). /ч; 35 миль в час) без ходовых огней.
Конец Токийского экспресса на Гуадалканале.
[ редактировать ]К началу февраля 1943 года союзники одержали победу на Гуадалканале и получили эффективный контроль над территорией Слота , которая использовалась для его укомплектования и снабжения, не позволяя японским военным, находившимся в состоянии сильного стресса, предпринять попытку вернуть его и его чрезвычайно ценный аэродром Хендерсон . Чтобы обозначить окончательную победу над японцами на острове, генерал Александр Патч , командующий сухопутными войсками союзников на острове, сообщил своему начальнику адмиралу Уильяму Ф. Хэлси 9 февраля 1943 года : «Токийский экспресс больше не имеет конечной остановки на Гуадалканале. " [ 9 ]
Другие операции с участием японских эсминцев в транспортных целях.
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эванс 176
- ^ Кумб, Крушение Токийского экспресса , с. 33.
- ^ «Гипервойна: История операций морской пехоты США во Второй мировой войне, Том I: от Перл-Харбора до Гуадалканала, Часть VI [Глава 9]» . www.ibiblio.org .
- ^ Фрэнк, с. 559.
- ^ Гриль
- ^ «Нефть и японская стратегия на Соломоновых островах: постулат» . www.combinedfleet.com .
- ^ «Использование японцами военных барж, из «Тактико-технических тенденций », № 43» . lonesentry.com . 27 января 1944 года.
- ^ National Geographic Поиск DVD PT-109
- ^ «Кампания на Гуадалканале (Дэвид Ллевелин Джеймс)» . Ангельский огонь .
Книги
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-914-Х .
- Кумб, Джек Д. (1991). Сход с рельсов Токийского экспресса . Гаррисберг, Пенсильвания: Стэкпол. ISBN 0-8117-3030-1 .
- Креншоу, Рассел Сиднор (1998). Южнотихоокеанский эсминец: Битва за Соломоновы острова от острова Саво до залива Велла . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-136-Х .
- Д'Альбас, Андрие (1965). Гибель военно-морского флота: военно-морские действия Японии во Второй мировой войне . Паб Девин-Адаир. ISBN 0-8159-5302-Х .
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941-1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Эванс, Дэвид К. (1986). «Борьба за Гуадалканал». Японский флот во Второй мировой войне: словами бывших японских военно-морских офицеров (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-316-4 .
- Фрэнк, Ричард (1990). Гуадалканал: Полное описание знаменательной битвы . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-394-58875-4 .
- Гриффит, бриг. Генерал Сэмюэл Б. (USMC) (1974 г.). «Часть 96: Битва за Соломоновы острова». История Второй мировой войны . Хиксвилл, Нью-Йорк, США: BPC Publishing.
- Парилло, Марк (2006). «Японский торговый флот во Второй мировой войне» . В Хайэме, Робин; Харрис, Стивен (ред.). Почему ВВС терпят неудачу: анатомия поражения . Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0-8131-2374-5 .
- Хара, Тамеичи (1961). Капитан японского эсминца . Нью-Йорк и Торонто: Ballantine Books . ISBN 0-345-27894-1 .
- Килпатрик, CW (1987). Морские ночные сражения на Соломоновых островах . Экспозиционная пресса. ISBN 0-682-40333-4 .
- Лорд, Уолтер (2006) [1977]. Одинокое бдение; Береговые стражи Соломоновых островов . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-466-3 .
- Лундстрем, Джон Б. (2005). Первая команда и кампания на Гуадалканале: бой морских истребителей с августа по ноябрь 1942 года (новое издание). Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-472-8 .
- МакГи, Уильям Л. (2002). Соломоновы кампании, 1942–1943 годы: от Гуадалканала до Бугенвиля — поворотный момент войны в Тихом океане, том 2 (Десантные операции в южной части Тихого океана во время Второй мировой войны) . Публикации BMC. ISBN 0-9701678-7-3 .
- Миллер, Томас Г. (1969). Кактус ВВС . Фонд адмирала Нимица. ISBN 0-934841-17-9 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1958). Борьба за Гуадалканал, август 1942 г. - февраль 1943 г. , т. 1, с. 5 истории военно-морских операций США во Второй мировой войне . Бостон: Литтл, Браун и компания . ISBN 0-316-58305-7 . Онлайн-просмотры избранных книг: [1]
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1958). Ломая барьер Бисмарка , т. 6 истории военно-морских операций США во Второй мировой войне . Книги замка. ISBN 0-7858-1307-1 .
- Поттер, Э.Б. (2005). Адмирал Арли Берк . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-692-5 .
- Роско, Теодор (1953). Операции эсминцев США во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-726-7 .
- Роттман, Гордон Л. (2005). Дункан Андерсон (ред.). Японская армия во Второй мировой войне: южная часть Тихого океана и Новая Гвинея, 1942-43 гг . Оксфорд и Нью-Йорк: Оспри. ISBN 1-84176-870-7 .

Интернет
[ редактировать ]- Хаф, Фрэнк О.; Людвиг, Верле Э.; Шоу, Генри I-младший « От Перл-Харбора до Гуадалканала » . История операций морской пехоты США во Второй мировой войне . Проверено 16 мая 2006 г.
- Паршалл, Джон; Боб Хэкетт; Сандер Кингсепп; Эллин Невитт. «Страница Императорского флота Японии (Combinedfleet.com)» . Проверено 14 июня 2006 г.
- Шоу, Генри I. (1992). « Первое наступление: кампания морской пехоты за Гуадалканал » . Морская пехота в памятной серии Второй мировой войны . Проверено 25 июля 2006 г.
- Шоу, Генри I.; Дуглас Т. Кейн (1963). «Том II: Изоляция Рабаула» . История операций морской пехоты США во Второй мировой войне . Проверено 18 октября 2006 г.
- Японские операции в юго-западной части Тихого океана, Том II - Часть I. Центр военной истории армии США . 1994. Архивировано из оригинала 25 января 2008 г. Проверено 8 декабря 2006 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) — перевод официального отчета Японского демобилизационного бюро с подробным описанием участия Императорской японской армии и флота в Тихоокеанской войне в юго-западной части Тихого океана . - Циммерман, Джон Л. (1949). « Кампания на Гуадалканале » . Морская пехота в исторической монографии Второй мировой войны . Проверено 4 июля 2006 г.