Японский эсминец Амагири (1930 г.)
![]() Амагири в ноябре 1930 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Амагири |
Заказал | 1923 финансовый год |
Строитель | Верфи Исикавадзима |
Номер двора | Эсминец № 49 |
Заложен | 28 ноября 1928 г. |
Запущен | 27 февраля 1930 г. |
Введен в эксплуатацию | 10 ноября 1930 г. |
Судьба | Затоплен недалеко от Борнео , 23 апреля 1944 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Фубуки класса Эсминец |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 10,4 м (34 фута 1 дюйм) |
Черновик | 3,2 м (10 футов 6 дюймов) |
Движение | |
Скорость | 38 узлов (44 миль в час; 70 км / ч) |
Диапазон | 5000 миль (9300 км) при скорости 14 узлов (26 км/ч) |
Дополнить | 219 |
Вооружение |
|
Послужной список | |
Операции: |
Амагири ( 天霧 , «Туманное или облачное небо» ) — 15-й из 24 «Фубуки» класса эсминцев , построенных для Императорского флота Японии после Первой мировой войны . На момент вступления в строй эти корабли были самыми мощными эсминцами в мире. [ 1 ] Они служили эсминцами первой линии на протяжении 1930-х годов и оставались грозными системами вооружения вплоть до войны на Тихом океане . Она наиболее известна тем, что протаранила ПТ-109, которым командовал лейтенант Джон Ф. Кеннеди , который позже станет 35-м президентом Соединенных Штатов .
История
[ редактировать ]Строительство усовершенствованных эсминцев класса «Фубуки» было разрешено в рамках программы расширения Императорского флота Японии с 1923 финансового года, призванной дать Японии качественное преимущество перед самыми современными кораблями в мире. [ 2 ] Класс Фубуки имел характеристики, которые были квантовым скачком по сравнению с предыдущими конструкциями эсминцев, настолько, что они были обозначены как эсминцы специального типа ( 特型 , Токугата ) . Большие размеры, мощные двигатели, высокая скорость, большой радиус действия и беспрецедентное вооружение придавали этим эсминцам огневую мощь, аналогичную многим легким крейсерам других флотов. [ 3 ] Амагири , построенный на верфях Исикавадзима в Токио, был пятым в улучшенной серии, которая включала модифицированную орудийную башню , которая могла поднимать ее главную батарею из 127-мм (5,0 дюймов)/50 кал корабельных орудий Типа 3 на 75° по сравнению с исходный угол 40°, что позволяет использовать орудия двойного назначения против самолетов. [ 4 ] «Амагири» был заложен 28 ноября 1928 года, спущен на воду 27 февраля 1930 года и вступил в строй 10 ноября 1930 года. [ 5 ] он получил обозначение «Амагири» Первоначально получившее обозначение корпуса «Эсминец № 49», перед спуском на воду .
Межвоенный период
[ редактировать ]В 1935 году, после инцидента с Четвертым флотом , в ходе которого большое количество кораблей было повреждено тайфуном , « Амагири» вместе со своими родственными кораблями были модифицированы с более прочными корпусами и увеличенным водоизмещением. В 1937 году Амагири прикрывал высадку японских войск в Шанхае и Ханчжоу во время Второй китайско-японской войны . В 1940 году он был назначен для патрулирования и прикрытия высадки японских войск на юге Китая, а затем участвовал во вторжении во Французский Индокитай .
Вторая мировая война
[ редактировать ]Ранние операции
[ редактировать ]
Во время нападения на Перл-Харбор Амагири был приписан к 20-й дивизии эсминцев Десрон-3 1-го флота IJN и был дислоцирован из военно-морского округа Куре в порт Сама на острове Хайнань . С 4 декабря 1941 года и до конца года Амагири прикрывал высадку японских войск в Малайе , входил в состав эскорта в поддержку операции «Л» (вторжение в Банка и Палембанг в Нидерландской Ост-Индии . На В конце февраля Амагири прикрывал операции по тралению вокруг Сингапура и Джохора . В марте Амагири была назначена на «Операцию Т» (вторжение на северную Суматру ). и «Операция Д» (вторжение на Андаманские острова ). Во время рейдов в Индийском океане « Амагири » — вместе с тяжёлыми крейсерами «Могами» и «Микума» потопил британское пассажирское судно «Дардан» , пароход «Гандара» и торговое судно «Индора» . [ 6 ] С 13 по 22 апреля Амагири вернулся через Сингапур и залив Камрань в Военно-морской арсенал Куре для технического обслуживания. [ 7 ]
4–5 июня Амагири участвовал в битве за Мидуэй в составе сил вторжения на Алеутские острова базировался в Амами-Осиме и впоследствии до середины июля для патрулирования южных вод. В июле 1942 года Амагири отплыл из Амами-Осимы в охранный округ Мако , Сингапур, Сабанг и Мергуи для запланированного второго рейда в Индийском океане. Операция была отменена из-за кампании на Гуадалканале , и вместо этого Амагири был направлен на Трук , который прибыл в конце августа. [ 8 ]
После битвы на Восточных Соломоновых островах 24 августа Амагири взял войска с транспортных кораблей, находясь в море, и отплыл на Гуадалканал . Во время этой операции он был атакован в 60 морских милях (110 км; 69 миль) к северо-северо-востоку от острова Саво Корпуса морской пехоты США SBD Dauntless пикирующими бомбардировщиками с Хендерсон-Филд , которые потопили ее однотипный корабль «Асагири» и серьезно повредили Сиракумо . После спасения выживших Асагири она отбуксировала Сиракумо на остров Шортленд . [ 9 ] В сентябре Амагири продолжал использоваться в многочисленных транспортных рейсах « Токийского экспресса » в различные места на Соломоновых островах . [ 10 ]
был переведен в состав 8-го флота IJN Несмотря на то, что в октябре «Амагири» , он продолжал использоваться для миссий «Токийский экспресс» до конца года. После морского сражения за Гуадалканал 13–15 ноября он помог эсминцу Мочизуки спасти 1500 выживших торговых судов «Канберра Мару» и «Нагара Мару» , а также сопровождал поврежденный «Садо Мару» в Шортленды. К середине января 1943 года она вернулась в Военно-морской арсенал Куре для ремонта.
Амагири вернулся в Рабаул к марту 1943 года и возобновил свою работу в качестве высокоскоростного транспорта. 7 апреля он был обстрелян бомбардировщиком USAAF B-17 Flying Fortress , в результате чего погибли 10 членов экипажа. 5–6 июля во время битвы в заливе Кула Амагири был атакован эсминцами и крейсерами ВМС США при попытке переброски войск в Коломбангару . В нее попало пять снарядов, в результате которых погибли 10 членов экипажа. После боя он попытался спасти выживших эсминца «Ниизуки» , но был отогнан американскими эсминцами « Николас» и «Рэдфорд» и вернулся в Рабаул для ремонта.
Джон Ф. Кеннеди и PT-109
[ редактировать ]2 августа, возвращаясь из очередной ночной миссии по быстрому транспортировке подкреплений «Токийского экспресса» в Вилу , Амагири протаранил и потопил американский торпедный катер PT-109 , которым командовал лейтенант младшего ранга (и будущий президент США) Джон Ф. Кеннеди . Широко распространено мнение, что находившиеся на борту «Амагири» даже не знали о ПТ-109 , который было трудно увидеть из-за его небольших размеров и отсутствия огней. Однако Роберт Дж. Донован в своей книге PT 109: Джон Ф. Кеннеди во Второй мировой войне , после опроса многих членов экипажа, приходит к выводу, что это не был несчастный случай, и разговаривал с человеком за рулем, которому было приказано держать курс на курс столкновения. Амагири также вступил в бой с другими катерами ПТ в проливе Блэкетт к югу от Коломбангары . Лейтенант-коммандер Кохей Ханами – который в то время командовал Амагири – присутствовал на инаугурации президента Кеннеди в 1961 году.
Инцидент будет описан в нескольких книгах, фильме и хите , Джимми Дина как «Японский эсминец ночью разрезал 109-й пополам», что сделало его, вероятно, единственным японским кораблем, когда-либо упомянутым в топе. десять из чартов синглов Billboard Hot 100 . [ 11 ]

Последующая карьера
[ редактировать ]Амагири продолжала использоваться в миссиях «Токийского экспресса» до конца 1943 года. Она участвовала в бою с эсминцами ВМС США в битве у мыса Сент-Джордж в конце ноября и скрылась от преследования американских эсминцев под командованием капитана Арли Берка . 7 декабря он столкнулся возле Кавиенга с эсминцем «Акикадзе» , который оторвал ей носовую часть . Отправленный обратно в Военно-морской арсенал Куре для ремонта в январе 1944 года, он был переведен в состав Юго-Западного флота в марте и базировался в Сингапуре для обеспечения сопровождения транспортных миссий в западной Нидерландской Ост-Индии. 23 апреля, после выхода из Сингапура с тяжелым крейсером «Аоба» и легким крейсером «Ои», направлявшимся в Давао , Амагири подорвался на военно-морской мине в Макассарском проливе в 55 морских милях (102 км; 63 мили) к югу от Баликпапана на позиции ( 02 ° 10'ю.ш., 116 ° 45' в.д. / 2,167 ° ю.ш., 116,750 ° в.д. ). Поскольку на то, чтобы затонуть, ушло более двух часов, жертв было немного.
Амагири был исключен из списка ВМФ 10 июня 1944 года. [ 12 ]
Крушение
[ редактировать ]Амагири был обнаружен в октябре 2003 года Видаром Скогли и MV Empress . Он лежит на глубине 28 м (98 футов) по правому борту и сильно рухнул и раскололся из-за очевидной незаконной ловли динамита возле места крушения. Один ловец динамита, по-видимому, взорвал передний магазин, поскольку во время его затопления детонации не наблюдалось. В результате большая часть носовой части корабля была сильно повреждена. Носовая часть корабля осталась относительно целой и по-прежнему стояла вертикально. Вокруг места крушения были разбросаны боевые торпеды, а также глубинные бомбы, что делало погружение опасным. [ 13 ] С тех пор « Амагири» незаконно разобрали и спасли, и от обломков почти ничего не осталось. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Globalsecurity.org. «Эсминцы класса IJN Фубуки» .
- ^ Фицсаймонс, Иллюстрированная энциклопедия оружия и ведения войны 20-го века, стр.1040
- ^ Питти и Эванс, Кайгун, стр. 221-222.
- ^ Ф. Фицсаймонс, Иллюстрированная энциклопедия оружия и ведения войны 20-го века (Лондон: Феб, 1977), том 10, стр.1040.
- ^ Нишида, Хироши (2002). «Эсминцы 1-го класса Фубуки» . Материалы Императорского флота Японии . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 г. Проверено 8 марта 2009 г.
- ^ Л, Клемен (1999–2000). «Потери торговых судов союзников в Тихом океане и Юго-Восточной Азии» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 годов .
- ^ Невитт, Аллин Д. (1997). «IJN Амагири : Табличный отчет о движении» . Длинные Лансеры . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 24 июля 2016 г.
- ^ Морисон. Коралловое море, Мидуэй и действия подводных лодок, май 1942 г. — август 1942 г.
- ^ Д'Альбас. Гибель военно-морского флота: военно-морские действия Японии во Второй мировой войне .
- ^ Хаммель. Гуадалканал: решение на море .
- ^ Уитберн, Джоэл (2002). Лучшая современная литература для взрослых: 1961–2001 гг . Запись исследования. п. 74.
- ^ Нишида, Хироши (2002). «Эсминцы класса Фубуки» . Материалы Императорского флота Японии . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 г. Проверено 8 марта 2009 г.
- ^ Денли, Кевин (2006). «HIJMS Amagiri: японский эсминец, почти изменивший ход истории» (PDF) . Журнал «Спортдайвинг» .
- ^ Пьер Космидис (2017). «Исчезнувшие кораблекрушения времен Второй мировой войны: интервью подводного исследователя Кевина Денли о затерянном Тихоокеанском флоте - ЧАСТЬ 2» .
Библиография
[ редактировать ]- Хаммель, Эрик (1988). Гуадалканал: Решение на море: Морское сражение за Гуадалканал, 13–15 ноября 1942 г. (Калифорния): Пасифика Пресс. ISBN 0-517-56952-3 .
- Л, Клемен (2000). «Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942» .
- Невитт, Аллин Д. (1997). «IJN Амагири : Табличный отчет о движении» . Длинные Лансеры . Комбинированный флот.com.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альберг, Ларс и Невитт, Аллин Д. (1986). «Вопрос 10/84». Военный корабль Интернешнл . XXIII (3): 317–318. ISSN 0043-0374 .
- Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-914-Х .
- Ховарт, Стивен (1983). Боевые корабли восходящего солнца: драма Императорского флота Японии, 1895–1945 гг . Атенеум. ISBN 0-689-11402-8 .
- Енцура, Хансгеорг (1976). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Издательство Военно-морского института США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Нельсон, Эндрю Н. (1967). Японско-английский словарь символов . Таттл. ISBN 0-8048-0408-7 .
- Уоттс, Энтони Дж (1967). Японские военные корабли Второй мировой войны . Даблдэй. ISBN 978-0-3850-9189-3 .
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-521-8 .
- Дуэйн Т. Хоув, Американские воины: пять президентов на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны (2003) ISBN 1-57249-307-0
- Роберт Дж. Донован , PT 109: Джон Ф. Кеннеди во Второй мировой войне (1961) ISBN 0-07-137643-7 Донован взял интервью у большей части первоначальной команды в Японии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эсминцы класса Фубуки
- Корабли, построенные корпорацией IHI
- корабли 1930 года
- Военно-морские корабли Японии во время Второй китайско-японской войны
- Эсминцы Японии времен Второй мировой войны
- Морские инциденты в апреле 1944 г.
- Корабли, потопленные минами
- Кораблекрушения в Макассарском проливе
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане