Японский эсминец Уранами (1928 г.)
![]() Уранами на ходу, сентябрь 1931 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | уран |
Заказал | 1923 финансовый год |
Строитель | Док-компания Урага |
Номер двора | Эсминец №44 |
Заложен | 28 апреля 1927 г. |
Запущен | 29 ноября 1928 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 июня 1929 г. |
Судьба | Потоплен 26 октября 1944 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Фубуки класса Эсминец |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 10,4 м (34 фута 1 дюйм) |
Черновик | 3,2 м (10 футов 6 дюймов) |
Движение | |
Скорость | 38 узлов (44 миль в час; 70 км / ч) |
Диапазон | 5000 миль (9300 км) при скорости 14 узлов (26 км/ч) |
Дополнить | 219 |
Вооружение |
|

Уранами ( 波波 , «Береговая волна» ) [ 1 ] был десятым из двадцати четырёх «Фубуки» класса эсминцев , построенных для Императорского флота Японии после Первой мировой войны. На момент принятия на вооружение эти корабли были самыми мощными эсминцами в мире. [ 2 ] Они служили эсминцами первой линии на протяжении 1930-х годов и оставались грозными системами вооружения вплоть до войны на Тихом океане .
Уранами принял тяжелую службу во Второй мировой войне. В декабре, сразу же в начале войны, «Уранами» выиграла перестрелку и потопила голландскую подводную лодку O 20 , приняла участие во вторжении на Бангку и Андаманские острова , а также участвовала в тяжелых боях в морском сражении у Гуадалканала , где она, вероятно, торпедировалась и затонула. эсминец USS Benham . Уранами был потоплен самолетом Taffy 2 во время боя в заливе Лейте .
История
[ редактировать ]Строительство усовершенствованных эсминцев класса «Фубуки» было разрешено в рамках программы расширения Императорского флота Японии с 1923 финансового года, призванной дать Японии качественное преимущество перед самыми современными кораблями в мире. [ 3 ] Класс Фубуки имел характеристики, которые были квантовым скачком по сравнению с предыдущими конструкциями эсминцев, настолько, что они были обозначены как эсминцы специального типа ( 特型 , Токугата ) . Большие размеры, мощные двигатели, высокая скорость, большой радиус действия и беспрецедентное вооружение придавали этим эсминцам огневую мощь, аналогичную многим легким крейсерам других флотов. [ 4 ] «Уранами» , построенный на верфи «Урага Док» , был заложен 28 апреля 1927 года, спущен на воду 29 ноября 1928 года и вступил в строй 30 июня 1929 года. [ 5 ] Первоначально получившее обозначение корпуса «Эсминец № 44», в 1935 году он был переименован в «Уранами» .
Операционная история
[ редактировать ]По завершении «Уранами» был приписан к 11-й дивизии эсминцев 2-го флота IJN . Во время Второй китайско-японской войны Уранами помогал прикрывать высадку японских войск во время битвы за Шанхай в 1937 году и последующую высадку японских войск в Ханчжоу на севере Китая.
История Второй мировой войны
[ редактировать ]Во время нападения на Перл-Харбор « Уранами» первоначально был приписан к 19-й дивизии эсминцев 3-й эскадрильи 1-го флота IJN и был переброшен из военно-морского округа Куре в порт Сама на острове Хайнань . С 4 декабря 1941 года и до конца года «Уранами» прикрывал высадки японских войск в рамках «Операции Е» (вторжение в Малайю ) и «Операции Б» (вторжение на британское Борнео ), захватив норвежское торговое судно SS Haфтор на острове . 7 декабря. [ нужна ссылка ]
Затопление О 20
[ редактировать ]19 декабря эсминцы «Аянами» и «Югири» безуспешно атаковали голландскую подводную лодку HNLMS O 20 глубинными бомбами. Однако из-за низкого заряда батареи O 20 всплыл на поверхность и был немедленно замечен Уранами , который все еще находился в патруле. Уранами открыла огонь и несколько раз попала в О 20 , потопив ее в одностороннем поединке. Уранами не сразу спас выживших на затонувшей подводной лодке, а остался поблизости и подвергся глубинным бомбам в окрестностях, чтобы защитить выживших на O 20 от нападений акул. На следующее утро Уранами спас 32 выживших из экипажа О-20 . [ 6 ] [ 7 ]
Уранами входил в эскорт тяжелых крейсеров «Сузуя» , «Кумано» , «Могами» и «Микума» из Самаха и залива Камрань , Французский Индокитай, в поддержку «Операции L» (вторжение в Банка и Палембанг и острова Анамбас , «Операция J» ( вторжение на Яву ) и «Операция Т» (вторжение на северную Суматру ).
23 марта 1942 года Уранами обеспечивала непосредственное прикрытие «Операции D» (вторжение на Андаманские острова . Она выполняла обязанности патрулирования и сопровождения из Порт-Блэра во время японских рейдов в Индийский океан. 13–22 апреля она вернулась через Сингапур и залив Камрань — в военно-морской арсенал Куре на техническое обслуживание. [ 8 ]
4–5 июня 1942 года «Уранами» участвовал в битве за Мидуэй , сопровождая основной корпус адмирала Исороку Ямамото , получивший незначительные повреждения после боя в результате столкновения с однотипным кораблем «Исонами» , что потребовало возвращения в военно-морской арсенал Куре для ремонта. После завершения ремонта Уранами сопровождал вооруженный торговый крейсер «Киедзуми мару» до Сингапура , а затем продолжил путь в Мергуи для запланированного второго рейда в Индийском океане. Операция была отменена из-за кампании на Гуадалканале , а вместо этого Уранами был отправлен на Соломоновы острова . Во время битвы за Восточные Соломоновы острова 24 августа Уранами сопровождал группу снабжения флота на Гуадалканал . В течение сентября и октября Uranami участвовала в очень большом количестве « Токийского экспресса » на Гуадалканал. миссий высокоскоростного транспорта [ 9 ]
Морское сражение за Гуадалканал
[ редактировать ]14–15 ноября «Уранами» участвовал во Втором морском сражении за Гуадалканал . Она была прикреплена к разведывательному отряду под командованием контр-адмирала Синтаро Хасимото на легком крейсере «Сэндай» . Когда американского адмирала Уиллиса А. Ли 64-я оперативная группа была обнаружена и атакована возле острова Саво , Уранами пришла на помощь Аянами и легкому крейсеру Нагара . [ 10 ]
Оперативная группа из четырех американских эсминцев попыталась перехватить японские военные корабли, но «Уранами» , «Аянами» и «Нагара» быстро перехватили и прорвали атакующие корабли. Сразу же торпеда, выпущенная с «Аянами» , поразила военный корабль США «Уоке» , разорвав его пополам и потопив. Почти сразу после этого Нагара несколько раз подряд ударил военный корабль США «Престон» , взорвав его магазины и потопив его разрушительным взрывом. Наконец, «Уранами» (вероятно) нанес удар торпеды, которая разрушила все перед мостиком военного корабля США «Бенхэм» , вынудив его затопить. Затем Уранами и Аянами объединили огонь, чтобы вывести из строя военный корабль США «Гвим» . [ 11 ] [ 12 ]
Вскоре после этого Аянами подвергся обстрелу со стороны линкора « Вашингтон» , получив критические повреждения. Уранами эвакуировал подбитый эсминец (который был затоплен после боя). После боя Уранами сопровождал авианосец Чуё из Трука в Йокосуку, а затем вернулся в Рабаул в середине февраля 1943 года, чтобы возобновить патрулирование, сопровождение и транспортировку на Соломоновых островах. 25 февраля 1943 года «Уранами» был переведен в состав Юго-Западного флота . Во время битвы в море Бисмарка 1–4 марта Уранами выдержал неоднократные воздушные атаки без повреждений и помог спасти выживших.
После нескольких вылетов по сопровождению в восточной части Нидерландской Ост-Индии в апреле «Уранами» 2 апреля получил серьезные повреждения, ударившись о риф возле Макассара . Отвезли в Сурабаю , ремонт завершился только в конце августа. Вернувшись к патрульной службе в сентябре, «Уранами» до конца года сопровождала конвои в Сингапур.
В начале 1944 года «Уранами» вышел из Сингапура на крейсере «Кума» по маршруту войскового транспорта в Мерги и Пенанг и вернулся в Сингапур один с выжившими с торпедированного «Кумы» , потопленного HMS Tally-Ho 11 января 1944 года.
С 27 февраля по 25 марта «Уранами» сопровождал крейсеры «Аоба» , «Тоне» и «Чикума» в очередной торговой рейдовой операции в Индийском океане.
Конвой ТА 1 в Ормок
[ редактировать ]миссией Уранами Последней стало первое крупное скоординированное переброска войск в Лейте во время битвы при заливе Лейте , которая началась 21 октября 1944 года. Войска должны были быть переброшены из Манилы через Минданао в Ормок . Корабли, участвовавшие в этой миссии, получили обозначение Convoy TA 1 и включали в себя тяжелый крейсер Aoba , легкий крейсер Kinu , Uranami , три новых T.1 класса транспорта ( T.6 , T.9 и T.10 ) и два новых транспорта. Т.101 класса Транспорты ( Т.101 и Т.102 ). Миссию возглавил контр-адмирал Наомаса Сакондзю в Аобе .
Перед самой миссией 23 октября Аоба был торпедирован подводной лодкой USS Bream и выведен из строя. Саконью перевели в Кину , а Аобу отбуксировали в порт для ремонта. На следующее утро Уранами и Кину , сражаясь за Минданао, уклонились от трех полетов оперативной группы 38, когда началась битва при заливе Лейте . В результате обстрелов корабли получили лишь незначительные повреждения, но на борту «Уранами» четыре члена экипажа были убиты и девять ранены. У Уранами также был пробит топливный бак, в результате чего из нее вытекло масло.
Фактическая миссия началась 25 октября с прибытием транспортов. Битва при заливе Лейте была в самом разгаре, поэтому конвой практически избежал американского вмешательства. 41-й полк IJA был успешно доставлен в Ормок. Здесь два меньших транспортника Т.101 оторвались, чтобы забрать войска из другого места, когда Кину , Уранами , а три Т.1 направились обратно в Манилу .
Утром 26 октября при пересечении пролива Джинтотоло между Масбате и Панай около 80 самолетов четырех эскортных авианосцев оперативной группы 77.4.2 «Тэффи 2» ( USS Manila Bay , остров Маркус , залив Натома и залив Петроф ) начал бомбить, обстреливать и обстреливать колонну ракетами. Уранами взял на себя две бомбы и несколько ракет, убив 103 члена экипажа (включая его капитана, лейтенанта-коммандера Сако), а затем затонул около полудня на позиции. 11 ° 50' с.ш., 123 ° 00' в.д. / 11,833 ° с.ш., 123 000 ° в.д. , в 12 милях (20 км) к юго-востоку от Масбате. В тот же день прибыли три пустых транспорта (которые отстали во время боя), чтобы забрать выживших, в том числе 94 человека с Уранами . Уранами был исключен из списка ВМФ 10 декабря 1944 года. [ 13 ]
Кораблекрушение
[ редактировать ]Место кораблекрушения «Уранами» до сих пор не обнаружено, хотя Кину был обнаружен водолазами с авианосца «Чантиклеер» 15 июля 1945 года на глубине около 150 футов (50 м). Уранами затонул примерно в 13 милях (21 км) от него и, вероятно, находится на такой же глубине, что сделало бы его доступным для технических дайверов .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Нельсон. Японско-английский словарь символов . Страница 550
- ^ Globalsecurity.org. «Эсминцы класса IJN Фубуки» .
- ^ Фицсаймонс, Иллюстрированная энциклопедия оружия и ведения войны 20-го века, стр.1040
- ^ Питти и Эванс, Кайгун, страницы 221–222.
- ^ Нишида, Хироши (2002). «Эсминцы 1-го класса Фубуки» . Материалы Императорского флота Японии . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 1 марта 2009 г.
- ^ энциклопедия, военно-морская (9 января 2023 г.). «Крейсера типа Сендай (1923 г.)» . военно-морская энциклопедия . Проверено 9 июня 2024 г.
- ^ «Голландские подводные лодки: Подводная лодка О 20» . www.dutchsubmarines.com . Проверено 9 июня 2024 г.
- ^ * Невитт, Аллин Д. (1997). «IJN Уранами : Табличный отчет о движении» . Длинные Лансеры . Комбинированный флот.com.
- ^ Д'Альбас. Гибель военно-морского флота: военно-морские действия Японии во Второй мировой войне .
- ^ Хаммель. Гуадалканал: решение на море .
- ^ «Ресурс Лундгрена — Действия линкора 14-15 ноября 1942 года — NavWeaps» . 3 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2021 года . Проверено 9 июня 2024 г.
- ^ «Военный корабль США Престон (DD-379) История DANFS» . сайт DestroyerHistory.org . Проверено 9 июня 2024 г.
- ^ Нишида, Хироши (2002). «Эсминцы класса Фубуки» . Материалы Императорского флота Японии . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 1 марта 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-914-Х .
- Д'Альбас, Андрие (1965). Гибель военно-морского флота: военно-морские действия Японии во Второй мировой войне . Паб Девин-Адаир. ISBN 0-8159-5302-Х .
- Ховарт, Стивен (1983). Боевые корабли восходящего солнца: драма Императорского флота Японии, 1895–1945 гг . Атенеум. ISBN 0-689-11402-8 .
- Енцура, Хансгеорг (1976). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Издательство Военно-морского института США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Хаммель, Эрик (1988). Гуадалканал: Решение на море: Морское сражение за Гуадалканал, 13–15 ноября 1942 г. (Калифорния): Пасифика Пресс. ISBN 0-517-56952-3 .
- Нельсон, Эндрю Н. (1967). Японско-английский словарь символов . Таттл. ISBN 0-8048-0408-7 .
- Уоттс, Энтони Дж (1967). Японские военные корабли Второй мировой войны . Даблдэй. ISBN 978-0-3850-9189-3 .
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-521-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Невитт, Аллин Д. (1997). «IJN Уранами : Табличный отчет о движении» . Длинные Лансеры . Комбинированный флот.com.
- Нишида, Хироши (2002). «Эсминцы класса Фубуки» . Материалы Императорского флота Японии . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 1 марта 2009 г.
- Уранами в военно-морской истории мировых войн
- Длинные уланы: Операции ТА на Лейте, часть I
- Globalsecurity.org. «Эсминцы класса IJN Фубуки» .
- Эсминцы класса Фубуки
- Суда построены компанией Uraga Dock Company.
- корабли 1928 года
- Военно-морские корабли Японии во время Второй китайско-японской войны
- Эсминцы Японии времен Второй мировой войны
- Эсминцы, потопленные самолетами
- Кораблекрушения в Висайском море
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Морские инциденты в октябре 1944 г.
- Корабли, потопленные авиацией США