Jump to content

Битва при заливе Лейте

Координаты : 10 ° 22'12 "с.ш. 125 ° 21'18" в.д.  /  10,370 ° с.ш. 125,355 ° в.д.  / 10,370; 125,355

Битва при заливе Лейте
Часть филиппинской кампании (1944–1945) Тихоокеанского театра Второй мировой войны.

Лусона , 24 Горящий легкий авианосец «Принстон» к востоку от октября 1944 года.
Дата 23–26 октября 1944 г.
Расположение
Залив Лейте , Филиппины
10 ° 22'12 "с.ш. 125 ° 21'18" в.д.  /  10,370 ° с.ш. 125,355 ° в.д.  / 10,370; 125,355
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
 Япония
Commanders and leaders
Units involved

Соединенные Штаты 3rd Fleet

Соединенные Штаты 7th Fleet

Японская империя Combined Fleet

Японская империя Navy Air Service

Strength
Casualties and losses
  • ~3,000 casualties;
  • 12 ships including:
  • 1 light carrier,
  • 2 escort carriers,
  • 2 destroyers,
  • 2 destroyer escort sunk
  • 1 PT boat damaged
  • 255 planes[3]
  • ~12,000 casualties;
  • 28 ships including:
  • 1 fleet carrier,
  • 3 light carriers,
  • 3 battleships,
  • 10 cruisers,
  • 11 destroyers sunk
  • ~300 planes[4]

Битва при заливе Лейте [5] ( японский : レイテ沖海戦 , латинизированный : Reite oki Kaisen , букв. «Морское сражение в открытом море Лейте», филиппинский : Битва в заливе Лейте ) было крупнейшим морским сражением Второй мировой войны и по некоторым критериям крупнейшим морским сражением в истории . в нем задействовано более 200 000 военно-морских сил. [6] [7] [8] [9]

К моменту битвы у Японии осталось меньше крупных кораблей (авианосцев и линкоров), чем у союзных войск было общее количество авианосцев в Тихом океане, что подчеркивало неравенство в численности сил на тот момент войны. [10] Несмотря на это, IJN мобилизовал почти все оставшиеся у него крупные военно-морские корабли в попытке отразить вторжение союзников, но оно было отбито США ВМС Третьим и Седьмым флотами .

Сражение состояло из четырех основных отдельных сражений ( битва в Сибуянском море , битва при проливе Суригао , битва у мыса Энганьо и битва у Самара ), а также мелких действий. [11] В конце декабря союзные войска объявили о прекращении организованного японского сопротивления на острове.

It was the first battle in which Japanese aircraft carried out organized kamikaze attacks, and it was the last naval battle between battleships in history.[12][13] The Japanese Navy suffered heavy losses and never sailed in comparable force thereafter since it was stranded for lack of fuel in its bases for the rest of the war.[14][15]

Background[edit]

The Allied campaigns of August 1942 to early 1944 had driven Japanese forces from many of their island bases in the south and central Pacific Ocean, while isolating many of their other bases (most notably in the Solomon Islands, Bismarck Archipelago, Admiralty Islands, New Guinea, Marshall Islands, and Wake Island), and in June 1944, a series of American amphibious landings supported by Fifth Fleet's Fast Carrier Task Force captured most of the Mariana Islands (bypassing Rota). This offensive breached Japan's strategic inner defense ring and gave the Americans a base from which long-range Boeing B-29 Superfortress bombers could attack the Japanese home islands.

The Japanese counterattacked in the Battle of the Philippine Sea. The U.S. Navy destroyed three Japanese aircraft carriers, damaged other ships, and shot down approximately 600 Japanese aircraft, leaving the Japanese Navy with very little carrier-borne air power and few experienced pilots.[16] However, the considerable land-based air power the Japanese had amassed in the Philippines was thought too dangerous to bypass by many high-ranking officers outside the Joint Chiefs of Staff, including Admiral Chester Nimitz.

Formosa vs. Philippines as invasion target[edit]

The next logical step was to cut Japan's supply lines to Southeast Asia, depriving them of fuel and other necessities of war, but there were two different plans for doing so. Admiral Ernest J. King, other members of the Joint Chiefs of Staff, and Admiral Nimitz favored blockading Japanese forces in the Philippines and invading Formosa (Taiwan), while U.S. Army General Douglas MacArthur, wanting to fulfill the 1942 promise "I shall return", championed an invasion of the Philippines.

While Formosa could also serve as a base for an invasion of mainland China, which MacArthur felt was unnecessary, it was also estimated that it would require about 12 divisions from the Army and Marines. Meanwhile, the Australian Army, spread thin by engagements in the Solomon Islands, New Guinea, the Dutch East Indies and various other Pacific islands, would not have been able to spare any troops for such an operation. As a result, an invasion of Formosa, or any operation requiring much larger ground forces than were available in the Pacific in late 1944, would be delayed until the defeat of Germany freed the necessary manpower.[17]

Decision to invade the Philippines[edit]

A meeting between MacArthur, Nimitz, and President Roosevelt helped confirm the Philippines as a strategic target but did not reach a decision, and the debate continued for two months.[a] Eventually Nimitz changed his mind and agreed to MacArthur's plan,[19] and it was eventually decided that MacArthur's forces would invade the island of Leyte in the central Philippines. Amphibious forces and close naval support would be provided by Seventh Fleet, commanded by Vice Admiral Thomas C. Kinkaid.

Setup for the battle[edit]

The U.S. Seventh Fleet at this time contained units of the U.S. Navy and the Royal Australian Navy. Before the major naval actions in Leyte Gulf had begun, HMAS Australia and USS Honolulu were severely damaged by air attacks; during the battle proper these two cruisers were retiring, escorted by HMAS Warramunga, for repairs at the major Allied base at Manus Island, 1,700 mi (2,700 km) away.

Lack of unified command structures[edit]

U.S. Third Fleet, commanded by Admiral William F. Halsey Jr., with Task Force 38 (TF 38, the Fast Carrier Task Force, commanded by Vice Admiral Marc Mitscher), as its main component, would provide more distant cover and support for the invasion. A fundamental defect in this plan was there would be no single American naval admiral in overall command. Kinkaid fell under MacArthur as Supreme Allied Commander Southwest Pacific, whereas Halsey's Third Fleet reported to Nimitz as C-in-C Pacific Ocean Areas. This lack of unity of command, along with failures in communication, was to produce a crisis and very nearly a strategic disaster for the American forces.[20][21] Coincidentally the Japanese plan, using three separate fleets, also lacked an overall commander.

Japanese plans[edit]

Musashi departing Brunei in October 1944 for the Battle of Leyte Gulf

The American options were apparent to the IJN. Combined Fleet Chief Soemu Toyoda prepared four "victory" plans: Shō-Gō 1 (捷1号作戦, Shō ichigō sakusen) was a major naval operation in the Philippines, while Shō-Gō 2, Shō-Gō 3 and Shō-Gō 4 were responses to attacks on Formosa, the Ryukyu Islands, and the Kurile Islands, respectively. The plans were for complex offensive operations committing nearly all available forces to a decisive battle, despite substantially depleting Japan's slender reserves of fuel oil.

On 12 October 1944, Halsey began a series of carrier raids against Formosa and the Ryukyu Islands with a view to ensuring that the aircraft based there could not intervene in the Leyte landings. The Japanese command, therefore, put Shō-Gō 2 into action, launching waves of air attacks against Third Fleet's carriers. In what Admiral Halsey refers to as a "knock-down, drag-out fight between carrier-based and land-based air",[22] the Japanese were routed, losing 600 aircraft in three days – almost their entire air strength in the region. Following the American invasion of the Philippines, the Japanese Navy made the transition to Shō-Gō 1.[b][c]

The four main actions in the Battle of Leyte Gulf: 1, Battle of the Sibuyan Sea; 2, Battle of Surigao Strait; 3, Battle off Cape Engaño; 4, Battle off Samar. Leyte Gulf is north of 2 and west of 4. The island of Leyte is west of the gulf.

Shō-Gō 1 called for Vice Admiral Jisaburō Ozawa's ships—known as the "Northern Force"—to lure the main American covering forces away from Leyte. Northern Force would be built around several aircraft carriers, but these would have very few aircraft or trained aircrew. The carriers would serve as the main bait. As the U.S. covering forces were lured away, two other surface forces would advance on Leyte from the west. The "Southern Force" under Vice Admirals Shoji Nishimura and Kiyohide Shima would strike at the landing area via the Surigao Strait. The "Center Force" under Vice Admiral Takeo Kurita—by far the most powerful of the attacking forces—would pass through the San Bernardino Strait into the Philippine Sea, turn southwards, and then also attack the landing area.[25][26]

Should we lose in the Philippines operations, even though the fleet should be left, the shipping lane to the south would be completely cut off so that the fleet, if it should come back to Japanese waters, could not obtain its fuel supply. If it should remain in southern waters, it could not receive supplies of ammunition and arms. There would be no sense in saving the fleet at the expense of the loss of the Philippines.

— Admiral Soemu Toyoda[27]

Submarine action in Palawan Passage (23 October 1944)[edit]

(Note: This action is referred to by Morison as 'The Fight in Palawan Passage',[28] and elsewhere, occasionally, as the 'Battle of Palawan Passage'.)

As it sortied from its base in Brunei, Kurita's powerful "Center Force" consisted of five battleships (Yamato, Musashi, Nagato, Kongō, and Haruna)[d], ten heavy cruisers (Atago, Maya, Takao, Chōkai, Myōkō, Haguro, Kumano, Suzuya, Tone and Chikuma), two light cruisers (Noshiro and Yahagi) and 15 destroyers.[29]

Kurita's ships passed Palawan Island around midnight on 22–23 October. The American submarines Darter and Dace were positioned together on the surface close by. At 01:16 on 23 October, Darter's radar detected the Japanese formation in the Palawan Passage at a range of 30,000 yd (27,000 m). Her captain promptly made visual contact. The two submarines quickly moved off in pursuit of the ships, while Darter made the first of three contact reports. At least one of these was picked up by a radio operator on Yamato, but Kurita failed to take appropriate antisubmarine precautions.[30]

Darter and Dace traveled on the surface at full power for several hours and gained a position ahead of Kurita's formation, with the intention of making a submerged attack at first light. This attack was unusually successful. At 05:24, Darter fired a salvo of six torpedoes, at least four of which hit Kurita's flagship, the heavy cruiser Atago. Ten minutes later, Darter made two hits on Atago's sister ship, Takao, with another spread of torpedoes. At 05:56, Dace made four torpedo hits on the heavy cruiser Maya (sister to Atago and Takao).[31]

Atago and Maya quickly sank.[32] Atago sank so rapidly that Kurita was forced to swim to survive. He was rescued by the Japanese destroyer Kishinami, and then later transferred to the battleship Yamato.[33]

Takao turned back to Brunei, escorted by two destroyers, and was followed by the two submarines. On 24 October, as the submarines continued to shadow the damaged cruiser, Darter ran aground on the Bombay Shoal. All efforts to get her off failed; she was abandoned; and her entire crew was rescued by Dace. Efforts to scuttle Darter over the course of the next week all failed, including torpedoes from Dace and Rock that hit the reef (and not Darter) and deck-gun shelling from Dace and later Nautilus. After multiple hits from his 6-inch deck guns, the Nautilus commander determined on 31 October that the equipment on Darter was only good for scrap and left her there. The Japanese did not bother with the wreck.

Takao retired to Singapore, being joined in January 1945 by Myōkō, as the Japanese deemed both crippled cruisers irreparable and left them moored in the harbor as floating anti-aircraft batteries.

Battle of the Sibuyan Sea (24 October 1944)[edit]

Yamato hit by a bomb near her forward gun turret in the Sibuyan Sea, 24 October 1944

Despite its great strength, Third Fleet was not well-placed to deal with the threat. On 22 October, Halsey had detached two of his carrier groups to the fleet base at Ulithi to take on provisions and rearm. When Darter's contact report came in, Halsey recalled Davison's group, but allowed Vice Admiral John S. McCain, with the strongest of TF 38's carrier groups, to continue towards Ulithi. Halsey finally recalled McCain on 24 October—but the delay meant the most powerful American carrier group played little part in the coming battle and Third Fleet was therefore effectively deprived of nearly 40% of its air strength for most of the engagement. On the morning of 24 October, only three groups were available to strike Kurita's force, and the one best positioned to do so—Gerald F. Bogan's Task Group 38.2 (TG 38.2)—was by mischance the weakest of the groups, containing only one large carrier—USS Intrepid—and the Independence-class light carriers Independence and Cabot.[34]

Meanwhile, Vice Admiral Takijirō Ōnishi directed three waves of aircraft from his First Air Fleet based on Luzon against the carriers of Rear Admiral Frederick Sherman's TG 38.3 (whose aircraft were also being used to strike airfields in Luzon to prevent Japanese land-based air attacks on Allied shipping in Leyte Gulf). Each of Ōnishi's strike waves consisted of some 50 to 60 aircraft.[35]

Japanese cruiser Noshiro under attack.

Most of the attacking Japanese planes were intercepted and shot down or driven off by Hellcats of Sherman's combat air patrol, most notably by two fighter sections from USS Essex led by Commander David McCampbell (who shot down a record nine of the attacking planes in this one action, after which he managed to return and land in extremis on USS Langley because the Essex's deck was too busy to accommodate him although he had run short of fuel).

USS Princeton explodes at 15:23

However, one Japanese aircraft (a Yokosuka D4Y3 Judy) slipped through the defences, and at 09:38 hit the light carrier USS Princeton with a 551 lb (250 kg) armor-piercing bomb. Just prior to the bomb hitting the carrier ten fighter planes had landed on the flight deck from a previous mission and in the hangar deck six fully loaded and fueled Grumman TBM Avenger torpedo bombers were waiting for the next mission. One of the torpedo bombers was directly hit by this bomb as it pierced the ship and exploded, triggering the other five torpedo bombers to also explode. The bomb hit the area of the ship where not only most of the torpedoes were stored but also bombs that were not stored securely.[36][37][38] The resulting explosion caused a severe fire in Princeton's hangar and her emergency sprinkler system failed to operate. As the fire spread rapidly, a series of secondary explosions followed. The fire was gradually brought under control, but at 15:23 there was an enormous explosion (probably in the carrier's bomb stowage aft), causing more casualties aboard Princeton, and even heavier casualties—241 dead and 412 wounded—aboard the light cruiser Birmingham which was coming back alongside to assist with the firefighting.[39] Birmingham and the three destroyers Morrison, Gatling and Irwin remained with the stricken carrier after she fell out of formation. The destroyers initially attempted to come alongside and spray the burning carrier to help the ship's crew suppress the fires, but they repeatedly collided with Princeton in the heavy seas. Birmingham then came alongside instead, as her larger hull could better absorb collisions. Birmingham was so badly damaged, she was forced to retire. The light cruiser Reno and destroyers Morrison and Irwin were also damaged. All efforts to save Princeton failed, and after the remaining crew members were evacuated, she was finally scuttled—torpedoed by Reno—at 17:50.[40] Of Princeton's crew, 108 men were killed, while 1,361 survivors were rescued by nearby ships. USS Princeton was the largest American ship lost during the battles around Leyte Gulf, and the only Independence-class fast carrier sunk in combat during the war. 17 Grumman F6F Hellcat fighters and 12 Grumman TBM Avenger torpedo bombers went down with Princeton.[41]

Planes from the carriers Intrepid and Cabot of Bogan's group attacked at about 10:30, scoring hits on the battleships Nagato, Yamato, and Musashi, and badly damaging the heavy cruiser Myōkō which retired to Borneo via Coron Bay. A second wave from Intrepid, Essex and Lexington later attacked, with VB-15 Helldivers and VF-15 Hellcats from Essex, scoring another 10 hits on Musashi. As she withdrew, listing to port, a third wave from Enterprise and Franklin hit her with an additional 11 bombs and eight torpedoes.[42] After being struck by at least 17 bombs and 19 torpedoes, Musashi finally capsized and sank at about 19:35.[43]

Musashi under aerial bombardment

In all, five fleet carriers and one light carrier of Third Fleet flew 259 sorties with bombs carried by Helldivers and torpedoes launched by TBF Avengers against Center Force on 24 October, but this weight of attack was not nearly sufficient to neutralize the threat from Kurita. The largest effort of the Sibuyan Sea attack was directed against just one battleship, Musashi, which was sunk, and the cruiser Myōkō was also crippled by an aerial torpedo. Nevertheless, every other ship in Kurita's force remained battleworthy and able to advance.[43] It would be the desperate action and great sacrifice of the much weaker force of six slow escort carriers, three destroyers, four destroyer escorts, and 400 aircraft at the Battle off Samar, utterly lacking in credible weapons to sink armored ships, to stop Kurita. It also contrasts with the 527 sorties flown by Third Fleet against Ozawa's much weaker carrier decoy Northern Force on the following day.

Kurita turned his fleet around to get out of range of the aircraft, passing the crippled Musashi as his force retreated. Halsey assumed that this retreat signified that his threat was dealt with for the time being. Kurita, however, waited until 17:15 before turning around again to head for the San Bernardino Strait. As a result of a momentous decision taken by Admiral Halsey and some unclear communication of his plans, Kurita was able to proceed through the San Bernardino Strait during the night to make an unexpected and dramatic appearance off the coast of Samar the following morning, directly threatening the Leyte landings.[44]

Task Force 34 / San Bernardino Strait[edit]

After the Japanese Southern and Center forces had been detected, but before it had been engaged or Ozawa's carriers had been located, Halsey and the staff of Third Fleet, aboard the battleship New Jersey, prepared a contingency plan to deal with the threat from Kurita's Center Force. Their intention was to cover San Bernardino Strait with a powerful task force of fast battleships supported by two of Third Fleet's equally swift carrier groups. The battleship force was to be designated Task Force 34 (TF 34) and to consist of four battleships, five cruisers, and 14 destroyers under the command of Vice Admiral Willis A. Lee. Rear Admiral Ralph E. Davison of TG 38.4 was to be in overall command of the supporting carrier groups.[45]

At 15:12 on 24 October, Halsey sent an ambiguously worded telegraphic radio message to his subordinate task group commanders giving details of this contingency plan:

BATDIV 7 BILOXI, VINCENNES, MIAMI, DESRON 52 LESS STEVEN POTTER, FROM TG 38.2 AND WASHINGTON, ALABAMA, WICHITA, NEW ORLEANS, DESDIV 100, PATTERSON, BAGLEY FROM TG 38.4 WILL BE FORMED AS TASK FORCE 34 UNDER VICE ADMIRAL LEE, COMMANDER BATTLE LINE. TF 34 TO ENGAGE DECISIVELY AT LONG RANGES. CTG 38.4 CONDUCT CARRIERS OF TG 38.2 AND TG 38.4 CLEAR OF SURFACE FIGHTING. INSTRUCTIONS FOR TG 38.3 AND TG 38.1 LATER. HALSEY, OTC IN NEW JERSEY.[46][page needed]

Halsey sent information copies of this message to Admiral Nimitz at Pacific Fleet headquarters and Admiral King in Washington, but he did not include Admiral Kinkaid (Seventh Fleet) as an information addressee.[47] The message was picked up by Seventh Fleet anyway as it was common for admirals to direct radio operators to copy all message traffic they detected whether intended for them or not. Because Halsey intended TF 34 as a contingency to be formed and detached when he ordered it, by writing "will be formed," he meant the future tense, but he neglected to say when TF 34 would be formed or under what circumstances. This omission led Admiral Kinkaid of Seventh Fleet to believe Halsey was speaking in the present tense, so he concluded TF 34 had been formed and would take station off the San Bernardino Strait. Kinkaid's light escort carrier group, lacking battleships for naval action and set up to attack ground troops and submarines, not capital ships, positioned itself south of the strait to support the invasion force. Admiral Nimitz, in Pearl Harbor, reached exactly the same conclusion.

Halsey did send out a second message at 17:10 clarifying his intentions in regard to TF 34:

IF THE ENEMY SORTIES [through San Bernardino Strait] TF 34 WILL BE FORMED WHEN DIRECTED BY ME.[48][49]

Unfortunately, Halsey sent this second message by voice radio, so Seventh Fleet did not intercept it (due to the range limitations of the ship-to-ship voice radio networks in use at the time) and Halsey did not follow up with a telegraphic message to Nimitz or King, or vitally, Kinkaid. The serious misunderstanding caused by Halsey's imperfect wording of his first message and his failure to notify Nimitz, King, or Kinkaid of his second clarifying message had a profound influence on the subsequent course of the battle as Kurita's major force almost overwhelmed Kinkaid's unprepared lighter force on the doorstep of the Leyte landings.[50][48]

Halsey's decision (24 October 1944)[edit]

Third Fleet's aircraft failed to locate Ozawa's Northern Force until 16:40 on 24 October. This was largely because Third Fleet had been preoccupied with attacking Kurita's sizable Center Force and defending itself against the Japanese air strikes from Luzon. Thus the one Japanese force that wanted to be discovered – Ozawa's tempting decoy of a large carrier group, which actually had only 108 aircraft – was the only force the Americans had not been able to find. On the evening of 24 October, Ozawa intercepted a (mistaken) American communication describing Kurita's withdrawal; he therefore began to withdraw, too. However, at 20:00, Toyoda ordered all his forces to attack "counting on divine assistance." Trying to draw Third Fleet's attention to his decoy force, Ozawa reversed course again and headed southward towards Leyte.

Halsey fell for the Japanese decoy, convinced the Northern Force constituted the main Japanese threat, and he was determined to seize what he saw as a golden opportunity to destroy Japan's last remaining carrier strength. Believing Center Force had been neutralized by Third Fleet's air strikes earlier in the day in the Sibuyan Sea, and its remnants were retiring, Halsey radioed (to Nimitz and Kinkaid):

CENTRAL FORCE HEAVILY DAMAGED ACCORDING TO STRIKE REPORTS.
AM PROCEEDING NORTH WITH THREE GROUPS TO ATTACK CARRIER FORCES AT DAWN[51]

The words "with three groups" proved dangerously misleading. In the light of the intercepted 15:12 24 October "…will be formed as Task Force 34" message from Halsey, Admiral Kinkaid and his staff assumed, as did Admiral Nimitz at Pacific Fleet headquarters, that TF 34—commanded by Vice Admiral Lee—had now been formed as a separate entity. They assumed that Halsey was leaving this powerful surface force guarding the San Bernardino Strait (and covering Seventh Fleet's northern flank), while he took his three available carrier groups northwards in pursuit of the Japanese carriers. But Task Force 34 had not been detached from his other forces, and Lee's battleships were on their way northwards with Third Fleet's carriers. As Woodward wrote: "Everything was pulled out from San Bernardino Strait. Not so much as a picket destroyer was left".[52]

Warning signs ignored[edit]

Halsey and his staff officers ignored information from a night reconnaissance aircraft operating from the light carrier Independence that Kurita's powerful surface force had turned back towards the San Bernardino Strait and that, after a long blackout, the navigation lights in the strait had been turned on. When Rear Admiral Gerald F. Bogan—commanding TG 38.2—radioed this information to Halsey's flagship, he was rebuffed by a staff officer, who tersely replied "Yes, yes, we have that information." Vice Admiral Lee, who had correctly deduced that Ozawa's force was on a decoy mission and indicated this in a blinker message to Halsey's flagship, was similarly rebuffed.

Commodore Arleigh Burke and Commander James H. Flatley of Mitscher's staff had come to the same conclusion. They were sufficiently worried about the situation to wake Mitscher, who asked, "Does Admiral Halsey have that report?" On being told that Halsey did, Mitscher—knowing Halsey's temperament—commented, "If he wants my advice he'll ask for it" and went back to sleep.[53]

The entire available strength of Third Fleet continued to steam northwards towards Ozawa's decoy force, leaving the San Bernardino Strait completely unguarded. Nothing lay between the battleships of Kurita's Center Force and the American landing vessels, except for Kinkaid's vulnerable escort carrier group off the coast of Samar.

Battle of Surigao Strait (25 October 1944)[edit]

The Battle of Surigao Strait

The Battle of Surigao Strait is significant as the last battleship-to-battleship action in history. The Battle of Surigao Strait was one of only two battleship-versus-battleship naval battles in the entire Pacific campaign of World War II (the other being the naval battle during the Guadalcanal Campaign, where Washington sank the Japanese battleship Kirishima). It is also the most recent battle in which one force (in this case, the U.S. Navy) was able to "cross the T" of its opponent. However, by the time that the battleship action was joined, the Japanese line was very ragged and consisted of only one battleship (Yamashiro), one heavy cruiser, and one destroyer, so that the "crossing of the T" was notional and had little effect on the outcome of the battle.[54][55][page needed]

Japanese forces[edit]

Nishimura's "Southern Force" consisted of the old battleships Yamashiro (flag) and Fusō, the heavy cruiser Mogami, and four destroyers,[56] Shigure, Michishio, Asagumo and Yamagumo. This task force left Brunei after Kurita at 15:00 on 22 October, turning eastward into the Sulu Sea and then northeasterly past the southern tip of Negros Island into the Mindanao Sea. Nishimura then proceeded northeastward with Mindanao Island to starboard and into the south entrance to the Surigao Strait, intending to exit the north entrance of the Strait into Leyte Gulf, where he would add his firepower to that of Kurita's force.

The Japanese Second Striking Force was commanded by Vice Admiral Kiyohide Shima and comprised heavy cruisers Nachi (flag) and Ashigara, the light cruiser Abukuma, and the destroyers Akebono, Ushio, Kasumi, and Shiranui.

The Japanese Southern Force was attacked by U.S. Navy bombers on 24 October but sustained only minor damage.

Nishimura was unable to synchronize his movements with Shima and Kurita because of the strict radio silence imposed on the Center and Southern Forces. When he entered the Surigao Strait at 02:00, Shima was 25 nautical miles (29 mi; 46 km) behind him, and Kurita was still in the Sibuyan Sea, several hours from the beaches at Leyte.

Engagement[edit]

As the Japanese Southern Force approached the Surigao Strait, it ran into a deadly trap set by Seventh Fleet. Rear Admiral Jesse Oldendorf had a substantial force comprising

Five of the six battleships had been sunk or damaged in the attack on Pearl Harbor and subsequently repaired or, in the cases of Tennessee, California, and West Virginia, rebuilt. The sole exception was Mississippi, which had been in Iceland on convoy-escort duty at that time. To pass through the narrows and reach the invasion shipping, Nishimura would have to run the gauntlet of torpedoes from the PT boats and destroyers before advancing into the concentrated fire of 14 battleships and cruisers deployed across the far mouth of the strait.[57]

At 22:36, PT-131 (Ensign Peter Gadd) was operating off Bohol when it made contact with the approaching Japanese ships. The PT boats made repeated attacks for more than three and a half hours as Nishimura's force streamed northward. No torpedo hits were scored, but the PT boats did send contact reports which were of use to Oldendorf and his force.[58]

Nishimura's ships passed unscathed through the gauntlet of PT boats. However, their luck ran out a short time later, as they were subjected to devastating torpedo attacks from the American destroyers deployed on both sides of their axis of advance. At about 03:00, both Japanese battleships were hit by torpedoes. Yamashiro was able to steam on, but Fusō was torpedoed by USS Melvin and fell out of formation, sinking forty minutes later. Two of Nishimura's four destroyers were sunk; the destroyer Asagumo was hit and forced to retire, but later sank.[59]

Sinking of Fusō[edit]

The traditional account of the sinking of Fusō was that she exploded into two halves that remained floating for some time. However, Fusō survivor Hideo Ogawa, interrogated in 1945, in an article on the battleship's last voyage, stated: "Shortly after 0400 the ship capsized slowly to starboard and Ogawa and others were washed away,"[60] without specifically mentioning the bisection. Fusō was hit on the starboard side by two or possibly three torpedoes. One of these started an oil fire, and as the fuel used by IJN ships was poorly refined and easily ignited, burning patches of fuel could have led to the description from Allied observers of Fusō "blowing up". However, battleships were known sometimes to be cut into two or even three sections which could remain afloat independently, and Samuel Morison states that the bow half of Fusō was sunk by gunfire from Louisville, and the stern half sank off Kanihaan Island.

USS West Virginia firing on the Japanese fleet

Battle continues[edit]

At 03:16, West Virginia's radar picked up the surviving ships of Nishimura's force at a range of 42,000 yd (24 mi; 21 nmi; 38 km). West Virginia tracked them as they approached in the pitch black night. At 03:53, she fired the eight 16 in (406 mm) guns of her main battery at a range of 22,800 yd (13.0 mi; 11.3 nmi; 20.8 km), striking Yamashiro with her first salvo. She went on to fire a total of 93 shells. At 03:55, California and Tennessee joined in, firing 63 and 69 shells, respectively, from their 14 in (356 mm) guns. Radar fire control allowed these American battleships to hit targets from a distance at which the Japanese battleships, with their inferior fire control systems, could not return fire.[57][55][page needed]

History's last salvo[edit]

The other three U.S. battleships also had difficulty as they were equipped with less advanced gunnery radar. Pennsylvania was unable to find a target and her guns remained silent.[61] Maryland eventually succeeded in visually ranging on the splashes of the other battleships' shells, and then fired a total of 48 16 in (406 mm) projectiles. Mississippi only fired once in the battle-line action, a full salvo of twelve 14-inch shells. This was the last salvo ever fired by a battleship against another battleship in history, closing a significant chapter in naval warfare.[62]

Yamashiro and Mogami were crippled by a combination of 16-inch and 14-inch armor-piercing shells, as well as the fire of Oldendorf's flanking cruisers. The cruisers that had the latest radar equipment fired well over 2,000 rounds of armor-piercing 6-inch and 8-inch shells. Louisville (Oldendorf's flagship) fired 37 salvos—333 rounds of 8-inch shells. The Japanese command had apparently lost grasp of the tactical picture, with all ships firing all batteries in several directions, "frantically showering steel through 360°."[63] Shigure turned and fled but lost steering and stopped dead. At 04:05 Yamashiro was struck by a torpedo fired by the destroyer Bennion,[64][65] and suddenly sank at about 04:20, with Nishimura on board. Mogami and Shigure retreated southwards down the Strait. The destroyer Albert W. Grant was hit by friendly fire during the night battle, but did not sink.

The rear of the Japanese Southern Force—the "Second Striking Force" commanded by Vice Admiral Shima—had departed from Mako and approached Surigao Strait about 40 mi (35 nmi; 64 km) astern of Nishimura. Shima's run was initially thrown into confusion by his force nearly running aground on Panaon Island after failing to factor the outgoing tide into their approach. Japanese radar was almost useless due to excessive reflections from the many islands. The American radar was equally unable to detect ships in these conditions, especially PT boats, but PT-137 hit the light cruiser Abukuma with a torpedo that crippled her and caused her to fall out of formation. Shima's two heavy cruisers, Nachi and Ashigara, and four destroyers[66] next encountered remnants of Nishimura's force. Shima saw what he thought were the wrecks of both Nishimura's battleships and ordered a retreat. His flagship Nachi collided with Mogami, flooding Mogami's steering room and causing her to fall behind in the retreat; she was further damaged by American carrier aircraft the next morning, abandoned and scuttled by a torpedo from Akebono.

First kamikaze attacks of the Pacific War[edit]

While the Battle off Samar was raging between the Japanese surface fleet and Taffy 3, Taffy 1's escort carriers were supporting the American surface ships after the Battle of Surigao Strait when daylight broke (the nighttime Surigao Strait action meant no carrier aircraft could participate until after dawn, during which the defeated Japanese southern fleet was in full retreat). As a result of Taffy 1 being so far south of Samar not many Taffy 1 airplanes participated in the Battle off Samar. While in the air southwest of Leyte Gulf the aircraft and ships of Taffy 1 were immediately ordered to assist Taffy 3 off of Samar but they had to return to the escort carriers to refuel and rearm.

After the carrier aircraft returned from aerial attacks on the retreating Japanese naval forces from Surigao Strait the Japanese launched the first pre-planned kamikaze (suicide "special attack" planes) attacks of World War II against Taffy 1 from Davao. The escort carrier Santee was hit by a kamikaze first, killing 16 crewmen. A Japanese submarine also successfully launched a torpedo at Santee, striking her starboard side. Four Avenger torpedo bombers and two Wildcat fighters on Santee were destroyed in this attack. Emergency repairs saved Santee from sinking.

The escort carrier Suwannee was shortly afterwards hit by a kamikaze, killing 71 sailors. Suwannee was hit by another kamikaze around noon on 26 October that caused even more damage and killed 36 more crewmen. This second kamikaze strike caused a large fire that was not extinguished until nine hours later. A total of 107 sailors were killed and over 150 were wounded on Suwannee in the kamikaze attacks on 25–26 October. Five Avenger torpedo bombers and nine Hellcat fighters on Suwannee were destroyed.[67][68][69]

Results[edit]

Of Nishimura's seven ships, only Shigure survived long enough to escape the debacle,[70] but eventually succumbed to the American submarine Blackfin on 24 January 1945, which sank her off Kota Bharu, Malaya, with 37 dead.[55][page needed] Shima's ships did survive the Battle of Surigao Strait, but they were sunk in further engagements around Leyte. The Southern Force provided no further threat to the Leyte landings.

Battle off Samar (25 October 1944)[edit]

Битва у Самара

Prelude[edit]

Halsey's decision to take all the available strength of Third Fleet northwards to attack the carriers of the Japanese Northern Force had left San Bernardino Strait completely unguarded.

Старшие офицеры Седьмого флота (включая Кинкейда и его штаб) обычно предполагали, что Хэлси уводит три имеющиеся у него авианосные группы на север (группа Маккейна, самая сильная в Третьем флоте, все еще возвращалась со стороны Улити), но покидает линкоры TF 34. прикрытие пролива Сан-Бернардино от японских центральных сил. Фактически, Хэлси еще не сформировал TF 34, и все шесть линкоров Уиллиса Ли вместе с авианосцами направлялись на север, а также все доступные крейсеры и эсминцы Третьего флота.

Таким образом, центральные силы Куриты, не встретив сопротивления, вышли из пролива Сан-Бернардино в 03:00 25 октября и двинулись на юг вдоль побережья острова Самар. На его пути стояли только три эскортных авианосца Седьмого флота (позывные «Тэффи» 1, 2 и 3) с шестнадцатью небольшими, очень медленными и небронированными эскортными авианосцами , каждый из которых нес до 28 самолетов, защищенных завеса из легковооруженных и небронированных эсминцев и эсминцев меньшего сопровождения (DE). Несмотря на потери в боях у Палаванского прохода и Сибуянского моря, японские Центральные силы по-прежнему были очень мощными и состояли из четырех линкоров (включая гигант «Ямато» ), шести тяжелых крейсеров, двух легких крейсеров и одиннадцати эсминцев. [71] [ нужна страница ]

Битва [ править ]

Войска Куриты застали контр-адмирала Клифтона Спрага врасплох оперативное подразделение 77.4.3 («Ириска 3») . Спрэг приказал своим авианосцам запустить самолеты, а затем побежал под прикрытием шквала дождя на восток. Он приказал эсминцам и ДЭ поставить дымовую завесу, чтобы скрыть отступающие авианосцы.

Курита, не подозревая, что план Озавы по приманке увенчался успехом, предположил, что он нашел авианосную группу Третьего флота Хэлси. Только что переведя свои корабли в зенитный строй, он еще больше усложнил ситуацию, отдав приказ о «общей атаке», которая требовала, чтобы его флот разделился на дивизии и атаковал самостоятельно. [72] [ нужна страница ]

эсминец USS Johnston Ближе всего к противнику находился . По собственной инициативе лейтенант-коммандер Эрнест Э. Эванс направил свой безнадежно превосходящий корабль в сторону японского флота на фланговой скорости . «Джонстон» выпустил торпеды по тяжелому крейсеру «Кумано» , повредив его и вынудив выйти из строя. Увидев это, Спрэг отдал приказ «маленькие мальчики атаковать», отправив в бой остальные корабли проверки Таффи-3. Два других эсминца Taffy 3, Hoel и Heermann , а также эскортный эсминец Samuel B. Roberts атаковали с самоубийственной решимостью, вызвав огонь и расстроив японский строй, когда корабли развернулись, чтобы избежать торпед. Когда корабли приблизились к колоннам противника, лейтенант-командир. Коупленд из Сэмюэля Б. Робертса заявил всем через рожок, что это будет «борьба с превосходящими силами противника, в которой нельзя ожидать выживания». [73] Поскольку японский флот продолжал приближаться, Хоэл и Робертс получили несколько ударов и быстро затонули. Израсходовав все торпеды, «Джонстон» продолжал вести бой своими 5-дюймовыми орудиями, пока не был потоплен группой японских эсминцев.

Готовя свои самолеты к атаке, авианосцы сопровождения открыли ответный огонь японцам всей своей огневой мощью - по одному 5-дюймовому орудию на каждый авианосец. Офицер тактического командования приказал авианосцам «открываться из гороховых стрелков», и каждый корабль подвергал обстрелу вражеское судно, как только оно оказывалось в пределах досягаемости. Fanshaw Bay обстрелял крейсер и, как полагают, зарегистрировал пять попаданий, одно из которых попало в надстройку, вызвавшую задымление. Калининский залив нацелился на «Мёко» тяжелый крейсер класса , заявив, что попал в башню № 2 крейсера, вторая чуть ниже первой. Гамбье Бэй заметил крейсер и заявил как минимум о трех попаданиях. Уайт-Плейнс сообщил о попадании в несколько целей: две между надстройкой и носовой стеной и еще одну в башню №1 тяжелого крейсера. [74]

Тем временем контр-адмирал Томас Спрэг (не имеющий отношения к Клифтону) приказал шестнадцати эскортным авианосцам в трех его оперативных подразделениях немедленно запустить все свои самолеты – всего 450 самолетов – оснащенные любым имеющимся у них вооружением, даже если это были только пулеметы или глубинные орудия. обвинения. Авианосцы сопровождения имели самолеты, более подходящие для патрулирования и противолодочной обороны, включая более старые модели, такие как FM-2 Wildcat, хотя у них также были торпедоносцы TBM Avenger, в отличие от авианосцев Хэлси, которые имели новейшие самолеты с достаточным количеством противолодочных средств. -доставка боеприпасов. Однако тот факт, что японские войска не имели прикрытия с воздуха, означал, что самолеты Спрэга могли атаковать, не встретив сопротивления со стороны японских истребителей. Следовательно, воздушные контратаки были почти непрерывными, и некоторые, особенно несколько ударов, нанесенных оперативным подразделением 77.4.2 Феликса Стампа (Тэффи 2), были тяжелыми.

Авианосцы Taffy 3 повернули на юг и отступили под артиллерийским огнем. Залив Гамбье , находившийся в тылу американского строя, стал центром внимания линкора «Ямато» и выдержал несколько попаданий, прежде чем перевернулся в 09:07. Четыре торпедоносца Grumman TBM Avenger потерпели крушение в бухте Гамбье . [75] Несколько других авианосцев были повреждены, но смогли уйти.

Курита Адмирал уходит

Жестокость американской обороны, по-видимому, подтвердила предположение японцев о том, что они вступают в бой с крупными подразделениями флота, а не просто с эскортными авианосцами и эсминцами. Путаница с приказом «Общая атака» усугублялась воздушными и торпедными атаками, когда флагман Куриты «Ямато» повернул на север, чтобы уклониться от торпед, и потерял связь с боем.

Курита резко прервал бой и отдал приказ «всем кораблям, курс на север, скорость 20», очевидно, чтобы перегруппировать свой дезорганизованный флот. В боевом отчете Куриты говорилось, что он получил сообщение о том, что к северу от него движется группа американских авианосцев. Предпочитая использовать свой флот против крупных кораблей, а не против транспортов, Курита пустился в погоню и тем самым потерял возможность уничтожить флот в заливе Лейте и сорвать жизненно важную высадку в Лейте. Не сумев перехватить несуществующие авианосцы, находившиеся значительно севернее, Курита наконец отступил в сторону пролива Сан-Бернардино. Три его тяжелых крейсера были потоплены, и решительное сопротивление убедило его в том, что продолжение атаки приведет только к дальнейшим потерям японцев.

Сент-Ло взрывается после удара камикадзе .

Плохая связь между отдельными японскими силами и отсутствие воздушной разведки означали, что Курита так и не был проинформирован о том, что обман был успешным, и что между его линкорами и уязвимыми транспортами флота вторжения стояли лишь небольшие и слабые по вооружению силы. Таким образом, Курита оставался убежденным, что он вступил в бой с элементами Третьего флота, и что Хэлси окружит и уничтожит его, это будет лишь вопросом времени. [72] [ нужна страница ] Контр-адмирал Клифтон Спрэг написал своему коллеге Обри Фитчу после войны: «Я... заявил [адмиралу Нимицу], что основная причина, по которой они повернули на север, заключалась в том, что они получили слишком большой урон, чтобы продолжать движение, и я до сих пор придерживаюсь этого мнения, и Холодный анализ в конечном итоге подтвердит это». [71] [ нужна страница ]

Почти все уцелевшие силы Куриты бежали. Линкоры Хэлси и Третьего флота вернулись слишком поздно, чтобы отрезать его. Нагато и Конго были умеренно повреждены в результате воздушной атаки авианосцев сопровождения «Таффи-3». Курита начал битву с пятью линкорами. По возвращении на свои базы только Ямато и Харуна остались боеспособными.

Когда отчаянные надводные действия подходили к концу, вице-адмирал Такидзиро Ониши привел в действие свои японские специальные ударные подразделения с баз на Лусоне, начав атаки камикадзе на корабли союзников в заливе Лейте и эскортные авианосные подразделения у Самара. Это было второе нападение камикадзе , организованное японцами во время Второй мировой войны, после нападения камикадзе на Таффи-1 несколькими часами ранее у пролива Суригао. Эскортный авианосец St. Lo из Taffy 3 был сбит самолетом -камикадзе и затонул после серии внутренних взрывов. погибли шесть истребителей Grumman FM-2 Wildcat и пять торпедоносцев Grumman TBM Avenger Вместе с Сент-Ло . Три других эскортных авианосца Taffy 3, USS Kalinin Bay , USS Kitkun Bay и White Plains , также были повреждены в результате той же атаки камикадзе . [76]

у мыса Энганьо (25–26 октября 1944 г. Битва )

Японские авианосцы Дзуйкаку (слева) и (вероятно) Дзуйхо подвергаются атаке пикирующих бомбардировщиков в начале битвы у мыса Энганьо.

«Северные силы» вице-адмирала Джисабуро Одзавы, построенные на основе четырех авианосцев 3-й авианосной дивизии ( «Дзуйкаку» — последнего выжившего из шести авианосцев , атаковавших Перл-Харбор в 1941 году — и лёгких авианосцев «Дзуйхо» , «Титосэ» и «Тиёда» ). В его состав входили два линкора времен Первой мировой войны , частично переоборудованные в авианосцы ( «Хьюга» и «Исэ» — две кормовые башни были заменены ангаром, палубой управления самолетами и катапультой, но ни один из кораблей в этом бою не имел самолетов), три легких крейсера ( «Оёдо» , Tama и Isuzu ), а также девять эсминцев. Авианосная группа Одзавы представляла собой приманку, лишенную всех самолетов, кроме 108, и предназначалась для того, чтобы отвлечь американский флот от защиты транспортов на пляжах для высадки на острове Лейте. По совпадению, название мыса, в честь которого названо сражение, «Энганьо», в переводе с испанского означает «обман».

Силы Одзавы не были обнаружены до 16:40 24 октября, главным образом потому, что TG 38.3 Шермана — самая северная из групп Хэлси и ответственная за поиски в этом секторе — была занята действиями в Сибуянском море и защитой от японцев. авиаудары с Лусона. Таким образом, группа Одзавы — единственная японская сила, которую хотели обнаружить, — оказалась единственной силой, которую американцы не смогли обнаружить. Силы, которые Хэлси вел с собой на север — три группы TF 38 Митчера — были подавляюще сильнее, чем японские Северные силы. В общей сложности эти группы располагали пятью крупными авианосцами ( «Интрепид» , «Франклин» , «Лексингтон» , «Энтерпрайз и « Эссекс» ), пятью лёгкими авианосцами ( «Индепенденс» , «Белло Вуд» , «Лэнгли» , » «Кабот» и «Сан-Хасинто» ), шестью современными линкорами ( «Алабама» , «Айова» , «Массачусетс» , «Нью- Йорк»). Джерси , Южная Дакота и Вашингтон ), восемь крейсеров (два тяжелых и шесть легких) и 41 эсминец. Авиагруппы десяти присутствовавших авианосцев США насчитывали 600–1000 самолетов. [77]

Экипаж «Дзуйкаку» отдает честь, когда на авианосце спускается флаг после авиаудара. Он был последним авианосцем, участвовавшим в нападении на Перл-Харбор . потопленным

25 октября в 02:40 Хэлси отделил TF 34, построенный на базе шести линкоров Третьего флота и которым командовал вице-адмирал Ли. С приближением рассвета корабли 34-й оперативной группы вырвались вперед авианосных групп. Хэлси намеревался, чтобы Митчер нанес воздушные удары, после чего последовал сильный артиллерийский огонь линкоров Ли. [78]

Около рассвета 25 октября Одзава запустил 75 самолетов, большую часть своих немногочисленных самолетов, для атаки Третьего флота. Большинство из них были сбиты американскими боевыми воздушными патрулями, при этом корабли США не пострадали. Несколько японских самолетов выжили и добрались до приземлившихся баз на Лусоне.

Ночью Хэлси передал тактическое командование TF 38 адмиралу Митчеру, который приказал американским авианосным группам нанести первую ударную волну из 180 самолетов на рассвете — до того, как будут обнаружены Северные силы. Когда поисковый самолет вышел на контакт в 07:10, эта ударная волна двигалась по орбите впереди оперативной группы. В 08:00, когда началась атака, ее истребители сопровождения уничтожили боевой воздушный патруль Одзавы, насчитывавший около 30 самолетов. Воздушные удары США продолжались до вечера, к этому времени TF 38 совершил 527 боевых вылетов против Северных сил, потопив Дзуйкаку , легкие авианосцы Титосэ и Дзуйхо , а также эсминец Акизуки , все с тяжелыми человеческими жертвами. Легкий авианосец «Чиода» и крейсер «Тама» получили повреждения. Одзава передал свой флаг легкому крейсеру «Ойодо» .

Кризис – Седьмой флот США помощь на призывает

Вскоре после 08:00 25 октября отчаянные сообщения с призывами о помощи начали поступать от Седьмого флота, который с 02:00 вступал в бой с «Южными силами» Нисимуры в проливе Суригао . Одно сообщение от Кинкейда, отправленное простым языком, гласило: «Моя ситуация критическая. Быстроходные линкоры и поддержка ударами с воздуха могут помешать противнику уничтожить CVE и войти в Лейте». Хэлси вспоминал в своих мемуарах, что был шокирован этим сообщением, рассказывая, что радиосигналы с Седьмого флота поступали беспорядочно и не по порядку из-за задержки в службе связи. Кажется, он получил это важное сообщение от Кинкейда только около 10:00. Позже Хэлси утверждал, что знал, что Кинкейд в беде, но не предполагал, насколько серьезен этот кризис.

Одним из самых тревожных сигналов от Кинкейда стало сообщение о том, что после действий в проливе Суригао у собственных линкоров Седьмого флота было критически мало боеприпасов. Даже это не смогло убедить Хэлси немедленно направить помощь Седьмому флоту. [79] [80] [81] [ нужна страница ] На самом деле у линкоров Седьмого флота не было такой нехватки боеприпасов, как предполагал сигнал Кинкейда. [82] но Хэлси этого не знал.

На расстоянии 3000 миль (2600 морских миль; 4800 км) в Перл-Харборе адмирал Нимиц следил за отчаянными звонками с «Тэффи-3» и отправил Хэлси краткое сообщение: «ИНДЮСЬ ТРЕТ НА ВОДУ GG ОТ CINCPAC ACTION COM ИНФОРМАЦИЯ ТРЕТЬЕГО ФЛОТА COMINCH CTF SEVENTY -СЕМЬ X ГДЕ RPT ГДЕ ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА ТРИДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ RR ЧУДЕСА СВЕТА .» Первые четыре слова и последние три были «дополнительными», используемыми, чтобы запутать вражеский криптоанализ (начало и конец истинного сообщения отмечались двойными согласными). Сотрудники связи на флагмане Хэлси правильно удалили первую часть дополнения, но по ошибке сохранили последние три слова в сообщении, которое, наконец, передали Хэлси. Последние три слова — вероятно, выбранные офицером связи в штабе Нимица — могли быть задуманы как свободная цитата из Теннисона стихотворения « Атака легкой бригады ». [83] Предполагается по совпадению, что в этот день, 25 октября, исполнилось 90 лет со дня битвы при Балаклаве , и это не было задумано как комментарий к нынешнему кризису у Лейте. Хэлси, однако, прочитав сообщение, подумал, что последние слова — «ЧУДЕСА СВЕТА» — были острой критикой со стороны Нимица, бросил кепку на палубу и разразился «рыданиями ярости». Контр-адмирал Роберт Карни , начальник его штаба, выступил против него, сказав Хэлси: «Прекрати! Что с тобой, черт возьми, не так? Возьми себя в руки».

В конце концов, в 11:15, более чем через три часа после того, как его флагман получил первые сообщения о бедствии от Седьмого флота, Хэлси приказал TF 34 развернуться и направиться на юг, в сторону Самара. В этот момент линкоры Ли находились почти в пределах досягаемости сил Одзавы. Затем два с половиной часа было потрачено на дозаправку сопровождающих эсминцев TF 34. [84]

После этой череды задержек для TF 34 было слишком поздно оказывать какую-либо практическую помощь Седьмому флоту, кроме помощи в подборе выживших с «Таффи-3», и слишком поздно даже перехватить силы Куриты, прежде чем они уйдут через пролив Сан-Бернардино. .

Тем не менее, в 16:22, в отчаянной и ещё более запоздалой попытке вмешаться в события у Самара, Хэлси сформировал новую оперативную группу — TG 34.5 — под командованием контр-адмирала Оскара К. Бэджера II . [85] построенный на базе двух быстрейших линкоров Третьего флота — «Айова» и «Нью-Джерси» , способных развивать скорость более 32 узлов (59 км/ч; 37 миль в час), — а также трех крейсеров и восьми эсминцев TF 34, и помчался на юг, оставив Ли и за ним последуют еще четыре линкора. Как отмечает Морисон, если бы группе Бэджера удалось перехватить японские центральные силы, они, возможно, уступили бы по вооружению линкорам Куриты. [86]

Однако крейсеры и эсминцы TG 34.5 поймали японский эсминец «Новаки» — последний отставший от Центральных сил — у пролива Сан-Бернардино и потопили его всеми руками, включая выживших из Чикумы .

Заключительные действия [ править ]

Когда Хэлси в 11:15 повернул TF 34 на юг, он выделил оперативную группу из четырех крейсеров и девяти эсминцев под командованием контр-адмирала Дюбоза и переподчинил эту группу TF 38. В 14:15 Митчер приказал Дюбозу преследовать остатки японских Северных сил. добили легкий авианосец «Чиода» Его крейсеры около 17:00 потопили эсминец «Хацузуки» . , а в 20:59 его корабли после очень упорного боя [87]

Когда Одзава узнал о развертывании относительно слабой оперативной группы ДюБозе, он приказал линкорам «Исэ» и «Хьюга» повернуть на юг и атаковать ее, но им не удалось обнаружить группу ДюБозе, которую они сильно превосходили по вооружению. Вывод Хэлси всех шести линкоров Ли в его попытке помочь Седьмому флоту теперь сделал TF 38 уязвимым для надводной контратаки со стороны приманки Северных сил.

Примерно в 23:10 американская подводная лодка «Джаллао» торпедировала и потопила легкий крейсер «Тама» отряда Одзавы. [88] Это был последний акт битвы у мыса Энганьо и — если не считать нескольких последних воздушных ударов по отступающим японским войскам 26 октября — завершение битвы за залив Лейте.

Хэлси решений Взвешивание

Адмирал Уильям Ф. «Бык» Хэлси – командующий Третьим флотом США в заливе Лейте

Критика [ править ]

Хэлси был допрошен за его решение направить TF 34 на север в поисках Одзавы, а также за то, что он не смог отсоединить его, когда Кинкейд впервые обратился за помощью. Часть сленга ВМС США, обозначающая действия Хэлси, — это Bull's Run , фраза, сочетающая в себе газетное прозвище Хэлси «Бык» (он был известен как «Билл» Хэлси) с намеком на битву при Булл-Ране во время Гражданской войны в США , в которой войска Союза проиграл из-за плохой организации и отсутствия решительных действий.

Клифтон Спрэг — командир оперативного подразделения 77.4.3 в битве у Самара — позже резко критиковал решение Хэлси и его неспособность четко сообщить Кинкейду и Седьмому флоту о том, что их северный фланг больше не защищен: «В отсутствие каких-либо сил информация... было логично предположить, что наш северный фланг не может быть открыт без достаточного предупреждения». Что касается неспособности Хэлси повернуть TF 34 на юг, когда были получены первые призывы Седьмого флота о помощи от Самара, Морисон пишет:

Если бы TF 34 был отделен несколькими часами ранее, после первой срочной просьбы Кинкейда о помощи, и оставил бы позади эсминцы, поскольку их заправка топливом вызвала задержку более чем на два с половиной часа, мощная боевая линия из шести современных линкоров под командованием Командование адмирала Ли, самого опытного командира боевой эскадры ВМФ, подошло бы к проливу Сан-Бернардино вовремя, чтобы вступить в столкновение с центральными силами Куриты... Помимо случайностей, обычных в морской войне, есть все основания предполагать что Ли «перешел бы Т» и завершил уничтожение Center Force. ... Мощный артиллерийский огонь боевой линии Третьего флота, более сильный, чем огонь всего японского флота, никогда не применялся, кроме как для уничтожения одного или двух поврежденных легких кораблей. [89] [и]

Вице-адмирал Ли сказал в своем отчете о действиях в качестве командующего 34-й оперативной группой: «Во время работы в составе оперативной группы тридцать четвертой корабли не причинили противнику никаких боевых повреждений и не причинили их». [45]

Защита Хэлси [ править ]

В своем сообщении после боя Хэлси обосновал решение отправиться на север следующим образом:

Поиски моих авианосных самолетов выявили присутствие Северных авианосных сил во второй половине дня 24 октября, что дополнило картину всех военно-морских сил противника. Поскольку статическая охрана пролива Сан-Бернардино казалась мне ребячеством, ночью я сосредоточил TF 38 и направился на север, чтобы на рассвете атаковать Северные силы.Я полагал, что Центральные силы были настолько сильно повреждены в Сибуянском море, что их больше нельзя было считать серьезной угрозой для Седьмого флота. [92] [93]

Хэлси также утверждал, что он боялся оставить TF 34 для защиты пролива без поддержки авианосцев, поскольку это сделало бы его уязвимым для атак наземной авиации, в то время как оставление одной из групп быстрых авианосцев для прикрытия линкоров значительно уменьшило бы концентрация авиации, направляющейся на север для нанесения удара по Одзаве.

Однако Морисон утверждает, что адмирал Ли сказал после боя, что он был бы полностью готов к тому, чтобы линкоры прикрывали пролив Сан-Бернардино без прикрытия с воздуха. [94] поскольку на каждом из эскортных авианосцев TF 77 было до 28 самолетов, но небольшая защита надводных кораблей от традиционных военно-морских сил Куриты, которым не хватало поддержки с воздуха.

смягчающие Потенциальные факторы

Тот факт, что Хэлси находился на борту одного из двух быстрых линкоров ( «Нью-Джерси» ) и «пришлось бы остаться» с TF 34, в то время как основная часть его флота двинулась на север, возможно, повлиял на его решение, но это было бы совершенно правильно. вполне возможно взять один или оба из двух самых быстрых линкоров Третьего флота вместе с некоторыми или всеми крупными авианосцами в погоне за Одзавой, оставив остальную часть боевой линии у пролива Сан-Бернардино. Первоначальный план Хэлси для TF 34 предусматривал участие четырех, а не всех шести линкоров Третьего флота.

Хэлси определенно был философски против разделения своих сил. Он твердо верил в действующую военно-морскую доктрину концентрации, о чем свидетельствуют его труды как перед Второй мировой войной, так и в его последующих статьях и интервью, защищающих его действия. [95] [ нужна страница ] Кроме того, на Хэлси вполне могла повлиять недавняя критика со стороны адмирала Рэймонда Спруэнса , которого критиковали за чрезмерную осторожность в битве в Филиппинском море, позволившую основной части японского флота уйти. Начальник штаба Хэлси, контр-адмирал Роберт «Мик» Карни , также искренне выступал за то, чтобы направить все имеющиеся силы Третьего флота на север для атаки японских авианосцев.

Хэлси также не верил сообщениям о том, насколько сильно скомпрометированы военно-морские силы Японии, и понятия не имел, что у ложных сил Одзавы было всего 100 самолетов. Хотя в письме Нимицу всего за три дня до битвы у Самара Хэлси написал, что Митчер считал, что «воздух японского военно-морского флота был уничтожен». [96] Спруэнс и Митчер пришли к выводу, что сбили более 433 палубных самолетов во время стрельбы по индейкам на Марианских островах . [96] Хэлси проигнорировал выводы Митчера и позже заявил, что он не хотел, чтобы его « разбомбили шаттлами » (в результате чего атакующие самолеты сил Одзавы могли дозаправляться и перевооружаться на наземных базах, что позволило бы им снова атаковать на обратном пути) или дать им возможность «свободный выстрел» по силам США в заливе Лейте. [95] [ нужна страница ]

Хэлси, возможно, считал поврежденные линкоры и крейсеры Куриты, лишенные поддержки авианосцев, небольшой угрозой, но по иронии судьбы, из-за своей неспособности адекватно сообщить о своих намерениях, ему удалось продемонстрировать, что линкоры без поддержки все еще могут быть опасными. [97]

В своей магистерской диссертации, представленной в Колледже командования и генерального штаба армии США , лейтенант-коммандер Кент Коулман утверждает, что разделение командных иерархий Третьего флота под руководством Хэлси, подчиняющегося Нимицу, и Седьмого флота, подчиняющегося Кинкайду, подчиняющемуся генералу Макартуру, было основным способствовал почти успеху атаки Куриты. Коулман заключает, что «разделенная цепочка командования военно-морских сил США усугубила проблемы в общении и координации между Хэлси и Кинкейдом. Это разделенное командование было более важным в определении хода битвы, чем тактическое решение, принятое Хэлси, и привело к разобщенности усилий американцев. это почти позволило миссии Куриты увенчаться успехом». [21]

Потери [ править ]

Из-за длительности и масштаба битвы данные о потерях, произошедших в ходе битвы при заливе Лейте, и о потерях, произошедших незадолго до и вскоре после нее, различаются. В одном отчете Сэмюэля Э. Морисона о потерях перечислены следующие суда:

Потери союзников [ править ]

Соединенные Штаты потеряли не менее 12 военных кораблей во время битвы в заливе Лейте:

Погибло более 1600 моряков и членов экипажей эскортных авианосцев союзников. Потери в битве при заливе Лейте были распределены неравномерно по всем силам. Очень минимальные потери союзников произошли в результате ошеломляющих побед союзников в битве при проливе Суригао и битве у мыса Энганьо. В битве в Сибуянском море атака японцев на легкий авианосец USS Princeton привела к потерям 108 убитыми на Принстоне и 241 убитым и 412 ранеными на легком крейсере USS Birmingham из-за вторичных взрывов на Принстоне , которые нанесли серьезный ущерб Бирмингему. . 123 военнослужащих были убиты и более 150 ранены в результате первых заранее запланированных атак камикадзе времен Второй мировой войны на авианосцы Таффи-1 возле пролива Суригао. Только в несогласованной битве у Самара было потеряно 5 из 7 кораблей совместных действий, 23 самолета, 1161 убитых и пропавших без вести и 913 раненых, что сопоставимо с общими потерями в битве за Мидуэй и битве в Коралловом море. [102] Эсминец Heermann , несмотря на неравный бой с противником, завершил бой погибшими всего шестью членами своего экипажа. В результате ошибок связи и других сбоев большое количество выживших с «Тэффи-3» не удалось спасти в течение нескольких дней, и в результате они погибли без необходимости. [46] [ нужна страница ] [71] [ нужна страница ] HMAS Australia потеряла 30 офицеров и матросов убитыми и еще 62 военнослужащих были ранены в результате нападения камикадзе 21 октября 1944 года, в начале боя. [103] В битве при проливе Суригао 39 американских военнослужащих были убиты, 114 ранены и один катер PT (USS PT-493 ) был потоплен. [104]

24–25 октября в двух американских подводных боях, связанных с японскими военно-морскими конвоями, участвовавшими в битве при заливе Лейте, две американские подводные лодки были потеряны в боях, которые привели к гибели 1938 американских военнослужащих. Военный корабль США « Танг» (SS-306) потопил множество кораблей большого японского конвоя, направлявшегося для подкрепления японских войск в Лейте и заливе Лейте. Затем Тан случайно потонула, совершив круговой заход на самой последней торпеде, которая была у нее в арсенале. 78 человек были убиты, а 9 выжили и попали в плен к японцам. Военный корабль США «Акула» (SS-314) потопил безымянный адский корабль «Арисан Мару» , который перевозил американских военнопленных с Филиппин на Формозу, в ответ на воздушный бой на Формозе и неминуемое вторжение на Филиппины. 1773 военнопленных погибли из-за того, что остальная часть японского конвоя отказалась их спасти. Это была самая крупная гибель американских солдат на море в истории. «Акула» была немедленно потоплена японскими кораблями сопровождения. Все 87 членов экипажа «Акулы» погибли. [105]

Потери японцев [ править ]

Японцы потеряли 28 боевых кораблей в битве при заливе Лейте: [106]

В список потерь Японии включены только корабли, затонувшие в бою. После номинального завершения сражения несколько поврежденных кораблей оказались перед выбором: либо отправиться в Сингапур, расположенный недалеко от запасов японской нефти, но где невозможен полноценный ремонт, либо вернуться в Японию, где были лучшие условия. ремонтные мощности, но мало масла. « Начи » погиб в результате воздушной атаки во время ремонта в Манильском заливе . Крейсер «Кумано» и линкор «Конго» затонули, отступая в Японию. Крейсеры «Такао» и «Мёко» застряли в Сингапуре и не подлежат ремонту. Многие из других выживших в битве подверглись бомбардировкам и затонули на якоре в Японии, не имея возможности двигаться без топлива.

Последствия [ править ]

Мемориальная церемония в честь 60-летия в Пало, Лейте , Филиппины , 20 октября 2004 г.

Битва при заливе Лейте обеспечила защиту плацдармов Шестой армии США на Лейте от атак с моря. Однако потребовалось много упорных боев, прежде чем остров полностью перешел в руки союзников в конце декабря 1944 года: битва при Лейте на суше велась параллельно с воздушной и морской кампанией, в ходе которой японцы усилили и пополнили запасы своих войск на Лейте. в то время как союзники пытались воспрепятствовать им и установить превосходство в воздухе и на море, высадив десант в заливе Ормок — сражения, которые в совокупности называются битвой при заливе Ормок . [107]

Императорский флот Японии понес самые большие потери кораблей и экипажей за всю историю. Неспособность выбить союзных захватчиков из Лейте означала неизбежную потерю Филиппин, что, в свою очередь, означало, что Япония будет практически отрезана от оккупированных территорий в Юго-Восточной Азии. Эти территории обеспечивали жизненно важные для Японии ресурсы, в частности нефть, необходимую для ее кораблей и самолетов. Эта проблема усугублялась тем, что верфи и источники промышленных товаров, таких как боеприпасы, находились в самой Японии. Наконец, потеря Лейте открыла путь для вторжения на острова Рюкю в 1945 году. [108] [109]

Основные надводные корабли IJN вернулись на свои базы и томились, полностью или почти полностью бездействуя, до конца войны. Единственной крупной операцией этих надводных кораблей между битвой за залив Лейте и капитуляцией Японии был самоубийственный вылет в апреле 1945 года (часть операции «Тен-Го» ), в ходе которого линкор «Ямато» и его эскорт были уничтожены американской авианосной авиацией.

Первое применение самолетов- камикадзе произошло после высадки в Лейте. камикадзе Australia поразил австралийский тяжелый крейсер HMAS . 21 октября Организованные нападения террористов-смертников со стороны «Специальной ударной группы» (японских специальных ударных подразделений) начались 25 октября во время заключительного этапа битвы у Самара, в результате чего был уничтожен эскортный авианосец « Сент-Ло» .

JFC Fuller пишет об итогах битвы в заливе Лейте: [110]

Японский флот прекратил свое существование, и, за исключением авиации наземного базирования, их противники завоевали бесспорное господство на море. Когда адмирала Одзаву задавали вопрос о сражении после войны, он ответил: «После этого сражения надводные силы стали строго вспомогательными, так что мы полагались на сухопутные силы, специальную атаку [ камикадзе ] и авиацию... Дальнейшего применения не было. приписано к надводным кораблям, за исключением некоторых кораблей специального назначения». «Адмирал Мицумаса Йони, военно-морской министр кабинета Койсо, сказал, что он осознает, что поражение при Лейте «было равносильно потере Филиппин». Что касается более широкого значения битвы, он сказал: «Я чувствовал, что это конец » » .

Мемориалы [ править ]

Мемориал битвы при проливе Суригао в городе Суригао, Филиппины.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. По словам армейского историка Роберта Росса Смита, «Встреча с президентом Франклином Д. Рузвельтом на конференции в Перл-Харборе в конце июля 1944 года... Макартур затем убедительно доказал, что было необходимо и правильно захватить Лусон, прежде чем отправиться на Формозу. , в то время как Нимиц излагал план нанесения удара прямо через западную часть Тихого океана на Формозу, минуя Лусон. Судя по всему, на конференциях в Перл-Харборе не было принято никаких решений по стратегии. месяцев, и даже вопрос о полном обходе Филиппин в пользу прямого удара по Формозе снова стал предметом серьезного обсуждения». [18]
  2. ^ CTF 38 заявила о 655, включая сбитых рядом с оперативной группой; Японцы допустили 492 самолета, включая примерно «100 армейских самолетов всех типов». ...вероятность того, что общие потери противника были где-то между 550 и 600. [23]
  3. Фуллер: «В последовавшем сражении, крупнейшем на тот момент между корабельной и береговой авиацией, было уничтожено 650 японских самолетов. Поскольку это означало потерю большей части полуобученных экипажей Одзавы, это повредило больше всего на свете. » план Шо . [24]
  4. Конго и Харуна были линейными крейсерами времен Первой мировой войны, получившими улучшенную броню и котлы.
  5. ^ Оперативная группа 34.5 фактически лишь добила отставший эсминец «Новаки» , причем добились этого не линкоры, а сопровождающие их крейсеры и эсминцы. [90] [91]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Морисон 1958 , стр. 415–429.
  2. ^ Томас 2006 , стр. 209–210.
  3. ^ Тиллман, Барретт (октябрь 2019 г.). «Воздушный арсенал ВМФ в заливе Лейте» . Журнал истории военно-морского флота . Том. 33, нет. 5. Военно-морской институт США . Проверено 1 января 2022 г.
  4. ^ Томас 2006 , с. 322.
  5. ^ Филиппинский : Битва при заливе Лейте , букв. «Битва при заливе Лейте»
  6. ^ Катлер, Томас Дж. (1994). «Величайшее из всех морских сражений» . Военно-морской институт США . Проверено 8 апреля 2024 г. Битва при заливе Лейте стала крупнейшим и наиболее многогранным морским сражением в истории. В нем приняли участие сотни кораблей, почти 200 000 участников, и оно охватило площадь более 100 000 квадратных миль.
  7. ^ Вудворд 2007 , стр. 1-3 .
  8. ^ Робертс, Эндрю (2012). Буря войны: новая история Второй мировой войны . ХарперКоллинз. п. 565. ИСБН  978-0-06-122860-5 . Контратака в заливе Лейте в конце октября 1944 года с участием авианосного соединения из Японии и ударных сил из Брунея превратилась в крупнейшее военно-морское сражение в мировой истории, в котором приняли участие 216 кораблей ВМС США (и два Королевских ВМС Австралии) численностью 146 668 человек. вел бой с шестьюдесятью четырьмя японскими кораблями общей численностью 42 800 моряков и летчиков.
  9. ^ Хэнсон, Виктор Дэвис (2020). Вторая мировая война: как велся и был выигран первый глобальный конфликт (переиздание). Нью-Йорк: Основные книги. п. 194. ИСБН  978-1541674103 . Позже в битве при заливе Лейте (24–25 октября 1944 г.), которая, вероятно, была крупнейшим морским сражением в истории военно-морского флота с точки зрения совокупного тоннажа около 370 кораблей.
  10. ^ Томас 2006 , с. 123.
  11. ^ «Битва при заливе Лейте» . Факты о Второй мировой войне . Проверено 17 января 2014 г.
  12. ^ Морисон 1958 , стр. 101, 240–241, 300–303.
  13. ^ Фуллер 1956a , с. 234.
  14. ^ Фуллер 1956b , с. 600.
  15. ^ Морисон 1958 , стр. 360, 397.
  16. ^ Фуллер 1956b , с. 599, 600.
  17. ^ Морисон 1958 , стр. 4–6.
  18. ^ Смит 2000 , с. 467.
  19. ^ Морисон 1958 , стр. 14–16.
  20. ^ Морисон 1958 , стр. 55–61.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коулман 2006 , с. iii.
  22. ^ Морисон 1958 , с. 95.
  23. ^ Морисон 1958 , стр. 94–95.
  24. ^ Фуллер 1956b , с. 601.
  25. ^ Фуллер 1956b , стр. 602–604.
  26. ^ Морисон 1958 , стр. 160–162.
  27. ^ Обзор стратегических бомбардировок США (Тихий океан) 1945 г. , стр. 317.
  28. ^ Морисон 1958 , с. 169.
  29. ^ Морисон 1958 , стр. 160, 171.
  30. ^ Морисон 1958 , с. 170; Хорнфишер 2004 , стр. 119–120.
  31. ^ Морисон 1958 , стр. 170–172.
  32. ^ Нисида 2002 .
  33. ^ Морисон 1958 , с. 172; Катлер 1994 , с. 100; Хорнфишер 2004 , с. 120.
  34. ^ Морисон 1958 , стр. 175, 184.
  35. ^ Морисон 1958 , с. 177.
  36. ^ Военно-морской исторический центр 2003 .
  37. ^ BuShips 1947 .
  38. ^ Командование военно-морской истории и наследия, "USS Princeton " .
  39. ^ https://www.usni.org/magazines/naval-history-magazine/2009/october/hell-broke-loose-leyte-gulf . Проверено 12 марта 2024 г.
  40. ^ Морисон 1958 , стр. 178–183.
  41. ^ DANFS Принстон .
  42. ^ Морисон 1958 , стр. 184–186.
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морисон 1958 , с. 186.
  44. ^ Л, Клемен (1999–2000). «Контр-адмирал Такео Курита» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ли, 1944 год .
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морисон 1958 .
  47. ^ Катлер 1994 , с. 110.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Катлер 1994 , с. 111.
  49. ^ Морисон 1958 , с. 291.
  50. ^ Морисон 1958 , стр. 290–291.
  51. ^ Хэлси 1952 , с. 490.
  52. ^ Вудворд 2007 , с. 76 .
  53. ^ Морисон 1958 , с. 196.
  54. ^ Морисон 1958 , стр. 240–241.
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Зауэр 1999 .
  56. ^ Морисон 1958 , с. 431.
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морисон 1958 , стр. 223–224.
  58. ^ Морисон 1958 , стр. 207–208, 212.
  59. ^ Морисон 1958 , стр. 215–217.
  60. ^ Талли 2009 , с. 275.
  61. ^ Морисон 1958 , с. 224.
  62. ^ Морисон 1958 , стр. 224, 226, 241.
  63. ^ Вудворд 2007 , с. 100.
  64. ^ Холлоуэй 2010 .
  65. ^ Бейтс 1958 , с. 103.
  66. ^ Морисон 1958 , стр. 230–233.
  67. ^ Кокс, Сэмюэл Дж. «H-038-2: Подробности битвы при заливе Лейте» . Командование военно-морской истории и наследия. Архивировано из оригинала 4 марта 2020 года . Проверено 1 января 2022 г.
  68. ^ «Устные истории - Битва при заливе Лейте, 23–25 октября 1945 г.» . Командование военно-морской истории и наследия. Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года . Проверено 1 января 2021 г.
  69. ^ «Список потерь самолетов USN за рубежом, октябрь 1944 года» . Aviationarchaeology.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года . Проверено 1 января 2022 г.
  70. ^ Морисон 1958 , стр. 302–303, 366.
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хорнфишер 2004 .
  72. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томас 2006 .
  73. ^ Вудворд 2007 , с. 164.
  74. ^ Вудворд 2007 , стр. 173–174.
  75. ^ ААИР 2007 .
  76. ^ Морисон 1958 , с. 302; Хорнфишер 2004 , стр. 352–354; ААИР 2007 .
  77. ^ Морисон 1958 , стр. 424–428.
  78. ^ Морисон 1958 , стр. 318–330.
  79. ^ Фуллер 1956b , с. 614.
  80. ^ Морисон 1958 , стр. 293–294.
  81. ^ Вудворд 2007 .
  82. ^ Морисон 1958 , с. 295.
  83. ^ Морисон 1958 , с. 292.
  84. ^ Морисон 1958 , стр. 329–330.
  85. ^ Вего 2006 , с. 284.
  86. ^ Морисон 1958 , с. 330.
  87. ^ Морисон 1958 , с. 331–332.
  88. ^ Морисон 1958 , с. 334.
  89. ^ Морисон 1958 , стр. 330, 336.
  90. ^ Кокс 2019b .
  91. ^ Руководство по награждению ВМФ и Корпуса морской пехоты 1954 года .
  92. ^ Морисон 1958 , с. 193.
  93. ^ Ремс 2017 .
  94. ^ Морисон 1958 , с. 194.
  95. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Катлер 1994 .
  96. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томас 2006 , с. 170.
  97. ^ Кинкейд 1944 .
  98. ^ Морисон 1958 , с. 426.
  99. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морисон 1958 , с. 421.
  100. ^ Морисон 1958 , стр. 420, 421.
  101. ^ Морисон 1958 , стр. 421, 422, 429.
  102. ^ Кокс 2019а .
  103. ^ Касселлс 2000 , с. 24.
  104. ^ Браун 2001 ; Святой Иоанн 2004 , с. 24.
  105. ^ https://www.history.navy.mil/about-us/leadership/director/directors-corner/h-grams/h-gram-038.html Архивировано 26 сентября 2022 года в Wayback Machine . Проверено 26 сентября 2022 г.
  106. ^ Морисон 1958 , стр. 430–432.
  107. ^ Морисон 1958 , стр. 361–385.
  108. ^ Фуллер 1956a , с. С. 346..
  109. ^ Морисон 1958 , стр. 397, 414.
  110. ^ Фуллер 1956b , с. 618.
  111. ^ «Открывается музей битвы при проливе Суригао» . Минданао Золотая Звезда Ежедневно . 27 октября 2019 г. Проверено 1 ноября 2019 г.

Библиография [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • «Битва, которая выиграла Тихий океан» . Популярная механика . Том. 83, нет. 2. Журналы Hearst. Февраль 1945 г., стр. 17–25, 150. ISSN   0032-4558 .
  • Д'Альбас, Андрие (1965). Гибель военно-морского флота: действия японского военно-морского флота во Второй мировой войне . Паб Девин-Адаир. ISBN  0-8159-5302-Х .
  • Дреа, Эдвард Дж. (1998). «Лейте: вопросы без ответа». На службе императора: Очерки императорской японской армии . Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN  0-8032-1708-0 .
  • Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-097-1 . Проверено 2 декабря 2020 г.
  • Филд, Джеймс А. (1947). Японцы в заливе Лейте: операция Шо . Издательство Принстонского университета.
  • Фридман, Кеннет (2001). Полдень восходящего солнца: битва при заливе Лейте . Президио Пресс. ISBN  0-89141-756-7 .
  • Хойт, Эдвин П. (2003). Люди залива Гамбье: Удивительная правдивая история битвы в заливе Лейте . Лайонс Пресс. ISBN  1-58574-643-6 .
  • Лакруа, Эрик; Линтон Уэллс (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-311-3 .
  • Хаггинс, Марк (май – июнь 1999 г.). «Заходящее солнце: японская ПВО Филиппин 1944–1945». Энтузиаст авиации (81): 28–35. ISSN   0143-5450 .
  • Управление стратегических служб (1944 г.). Приведен к действию! . ВМС США.
  • Поттер, Э.Б. (2005). Адмирал Арли Берк . Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-692-5 .
  • Поттер, Э.Б. (2003). Булл Хэлси . Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-691-7 . Проверено 2 декабря 2020 г.
  • Рейнольдс, Квентин; Джонс, Джордж Э.; Титсорт, Ральф; Моррис, Фрэнк Д. (13 января 1945 г.). «Величайшее морское сражение Америки: отчет о второй битве за Филиппины (первая из трех частей)». Коллиер . стр. 11–13, 64–65.
  • Рейнольдс, Квентин; Джонс, Джордж Э.; Титсорт, Ральф; Моррис, Фрэнк Д. (20 января 1945 г.). «Величайшее морское сражение Америки: отчет о второй битве за Филиппины (вторая из трех частей)». Коллиер . стр. 18–19, 67–69.
  • Рейнольдс, Квентин; Джонс, Джордж Э.; Титсорт, Ральф; Моррис, Фрэнк Д. (27 января 1945 г.). «Величайшее морское сражение Америки: отчет о второй битве за Филиппины (третья из трех частей)». Коллиер . стр. 18, 69–72.
  • Саломон, Генри (писатель, продюсер) (1952). «19». Битва за залив Лейте . Победа на море . НБК. {{cite serial}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Стюарт, Адриан (1979). Битва при заливе Лейте . Хейл. ISBN  0-7091-7544-2 .
  • Толл, Ян В. (2020). Сумерки богов: Война в западной части Тихого океана, 1944–1945 гг . Нью-Йорк: WW Нортон.
  • Уиллмотт, HP (2005). Битва при заливе Лейте: последнее действие флота . Издательство Университета Индианы. ISBN  0-253-34528-6 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c38d096b876ed77e4c93cdc4a952a9a8__1718317860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/a8/c38d096b876ed77e4c93cdc4a952a9a8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Leyte Gulf - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)