Японский крейсер Исузу
Isuzu после модификации на Mitsubishi Yokohama в 1944 году.
| |
История | |
---|---|
Японская империя | |
Имя | Исузу |
Заказал | 1920 финансовый год (план «8-6 флотов» на 1918 год) |
Строитель | Док-компания Урага |
Заложен | 10 августа 1920 г. |
Запущен | 29 октября 1921 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 августа 1923 г. [ 1 ] |
пораженный | 20 июня 1945 г. |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | Нагара класса Крейсер |
Смещение | 5570 длинных тонн (5659 т) нормальная |
Длина | |
Луч | 14,2 м (46 футов 7 дюймов) |
Черновик | 4,8 м (15 футов 9 дюймов) |
Движение |
|
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 6000 миль (11000 км; 6900 миль) на скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) |
Дополнить | 450 |
Вооружение |
|
Броня | |
Самолет перевезен | 1 × гидросамолет |
Авиационные объекты | 1 × авиационная катапульта |
«Исузу» ( 五十鈴 ) был вторым из шести кораблей класса Нагара» лёгких « крейсеров , как и другие суда её класса, предназначался для использования в качестве флагмана флотилии эсминцев и . Она была названа в честь реки Исузу , расположенной недалеко от храма Исэ в регионе Тюбу в Японии. Он участвовал в боевых действиях во время Второй мировой войны в битве за Гонконг и в кампании на Соломоновых островах , а также в битве при заливе Лейте, прежде чем был потоплен американскими подводными лодками в Нидерландской Ост-Индии в апреле 1945 года.
Фон
[ редактировать ]После производства пяти «Кума» класса крейсеров еще три легких крейсера водоизмещением 5500 тонн, разрешенные в рамках программы флота 8-4. Императорскому флоту Японии в 1920 году были заказаны Из-за незначительных изменений в конструкции, в первую очередь из-за достижений в области торпедной технологии, эти три судна первоначально были обозначены как «модифицированный класс Кума» или «5500-тонный класс Тип II», а затем были переименованы в отдельный класс, названный в честь головного судна « Нагара» . Второй комплект из трех судов был разрешен в конце 1920 года. [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]Корабли класса «Нагара» были по существу идентичны предыдущим крейсерам класса «Кума» , сохранив ту же конструкцию корпуса, двигатели и основное вооружение, с добавлением новых 610-мм торпед «Тип 93 Long Lance» , для которых требовалась пусковая установка большего размера. [ 3 ] Однако по силуэту основное отличие от класса «Кума» заключалось в конфигурации моста , на котором располагался ангар для самолетов. Первоначально над артустановкой №2 устанавливалась платформа длиной 33 фута (10 м), выступающая над носовой надстройкой под мостиком. Позже это было заменено авиационной катапультой . Несмотря на это, конструкция оказалась громоздкой, и во время модернизации в 1929-1934 годах катапульту перенесли в корму каждого корабля этого класса, между артустановками №5 и №6. Isuzu претерпел ряд модификаций во время войны, чтобы увеличить количество зенитных орудий и заменить сдвоенные торпедные установки парой счетверенных установок в корме, по одной с каждого борта. В мае-сентябре 1944 года он был переоборудован в специализированный зенитный крейсер, в ходе которого вся его 14-см главная батарея и авиационные катапульты были сняты и заменены тремя спаренными корабельными орудиями 12,7-см/40 Тип 89 и одним Типом. Были добавлены 94 системы управления дальним углом огня и радары Тип 13 и Тип 22. [ 2 ]
Служебная карьера
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Isuzu был заложен 10 августа 1920 года, спущен на воду 29 октября 1921 года и завершен на верфи Uraga Dock Company 15 августа 1923 года. 10 июня 1923 года во время скоростных испытаний он потопил рыболовное судно в результате столкновения. [ 4 ] С августа по декабрь 1928 года находился под командованием капитана Исороку Ямамото , а с ноября 1929 по декабрь 1930 года — под командованием капитана Сиро Такасу . Вскоре после завершения Isuzu был назначен на патрульную службу на реке Янцзы . Поскольку военная ситуация с Китаем продолжала ухудшаться, Isuzu отправили патрулировать побережье центрального Китая и прикрывать высадку японских войск на юге Китая. С декабря 1936 по декабрь 1937 года «Исузу» командовал капитан Тамон Ямагучи .
Ранние этапы Тихоокеанской войны
[ редактировать ]Во время нападения на Перл-Харбор « Исузу» участвовал во вторжении в Гонконг в составе 15-й эскортной эскадрильи Второго китайского экспедиционного флота вице- Хара адмирала Киёси . Isuzu оставалась базированной в Гонконге после его захвата Японией с конца декабря 1941 года по апрель 1942 года, ненадолго возвращаясь в свой порт приписки Мако , в Пескадорских островах, для сопровождения подкреплений для 25-й японской армии в Сингору , Таиланд , и залив Камрань , Франция. Индокитай [ 5 ]
15-я эскортная эскадрилья была расформирована 10 апреля 1942 года, и «Исузу» был переведен в контр-адмирала Кензабуро Хара CruDiv 16 -адмирала Ибо Такахаси вице под командованием 2-го Южного экспедиционного флота . К нему присоединились Натори и Кину , и ему была назначена зона патрулирования в Голландской Ост-Индии, простирающаяся от Макассара , Целебеса до Баликпапана , Борнео и Сурабаи , Ява , став флагманом CruDiv 16 с 1 мая 1942 года. [ 5 ]
28 июня 1942 года «Исузу» вернулась в Военно-морской арсенал Йокосука для ремонта и капитального ремонта, который был завершен к моменту «Исузу» участия в морской операции Банда 26 июля 1942 года, где она поддерживала десантные операции японских войск на островах Танимбар .
В августе 1942 года Isuzu был переведен на театр военных действий в Индийском океане , патрулируя между Сингапуром , Мерги , Бирмой , Сабанга гаванью , Суматрой и Пенангом , Малайя; однако 24 августа 1942 года Isuzu был переведен обратно в Макассар. [ 5 ]
Кампании на Соломоновых островах
[ редактировать ]16 сентября 1942 года Исузу и Кину было поручено сопровождать первую волну транспортов со -лейтенанта Масао Маруямы генерал 2-й пехотной дивизией из Батавии на Соломоновы острова ( Рабаул , Новая Британия , остров Шортленд и Бугенвиль ). Из Шортленда Isuzu был отправлен на Трук на Каролинских островах , где он заменил поврежденный Jintsu в качестве флагмана DesDivs 15, 24 и 31 контр-адмирала Райдзо Танаки DesDivs 15, 24 и 31 (9 эсминцев). [ 5 ]
С 11 по 12 октября 1942 года он вел DesDiv 31 против Гуадалканала в сопровождении линкоров Haruna и Kongo и авианосцев Jun'yō и Hiyō CruDiv 4 , Maya и Myōk CruDiv 5 . Isuzu обеспечивала прикрытие DesDivs 15 и 31, а также стреляла по батареям морской пехоты на Тулаги острове во время бомбардировки Хендерсон-Филд на Гуадалканале кораблями Конго и Харуна . [ 5 ]
24–25 октября 1942 года «Исузу» участвовал в битве при Санта-Крузе , но повреждений не получил. 3–5 ноября 1942 года она сопровождала транспорты с подкреплениями для 38-й пехотной дивизии в Шортленд.
Isuzu также участвовала во втором военно-морском сражении за Гуадалканал 13 ноября 1942 года. Она выдержала два попадания пикирующих SBD Dauntless бомбардировщиков морской пехоты . Ее котельная № 3 затопила, скорость снизилась до 15 узлов (28 км/ч). Ей оказал помощь эсминец «Асасио» , и она вернулась в Шортленд для аварийного ремонта, вероятно, на ремонтном корабле «Ямабико Мару» . Дополнительный ремонт был проведен на Труке 20 ноября 1942 года, но Isuzu была вынуждена отойти в Йокосука, прибыв туда 14 декабря 1942 года. [ 5 ]
На Mitsubishi Yokohama верфи Isuzu был отремонтирован и модифицирован с установкой радиолокационной станции воздушного поиска Type 21 . Морская артиллерийская установка № 7 14 см/50 «Тип 3-го года» была заменена неэкранированной спаренной морской артиллерийской установкой 12,7 см/40 Тип 89. Орудие №5 было снято. Были добавлены две тройные 25-мм установки , в результате чего легкий зенитный комплекс увеличился до десяти 25-мм зенитных установок и одного счетверенного 13,2-мм пулемета Тип 93 перед мостиком.
1 апреля 1943 года, когда ремонт и модификация еще не были завершены, Isuzu был назначен на контр-адмирала Кензо Ито новый CruDiv 14 вместе с Накой . Isuzu , наконец, смогла покинуть Йокосуку 21 мая 1943 года и вернуться в Трук с припасами и подкреплениями 21 июня 1943 года. Затем ей было поручено переправлять войска для оккупации Науру. 25 июня 1943 года Isuzu продолжала базироваться в Труке. по 15 октября 1943 года, когда был отозван в Токусиму и (вместе с «Накой» ) перераспределён для переправки войск в Шанхай . 23 октября 1943 года Isuzu был атакован в Восточно-Китайском море подводной лодкой USS Shad , которая выпустила десять торпед, но не поразила ни Isuzu , ни Naka . [ 5 ]
Isuzu вернулся в Трук 28 октября 1943 года и был назначен сопровождать конвой войск в Кавиенг , Новая Ирландия . Конвой был атакован в 60 милях (97 км) к северу от Кавиенга бомбардировщиками США 13-й воздушной армии B-24 Liberator , а Isuzu был поврежден миной, заложенной подводной лодкой USS Silversides , в результате чего корпус был поврежден в носовой части, выведя из строя две артиллерийские установки. Isuzu вернулся в Рабаул для ремонта и, таким образом, находился в гавани Рабаула во время рейда американского авианосца на Рабаул 5 ноября 1943 года . Однако самолеты 38-й оперативной группы авианосцев « Саратога» и «Принстон» мало что сделали, кроме обстрела «Исудзу» , который позже вернулся на Трук для ремонта. [ 5 ]
Операции в южной части Тихого океана
[ редактировать ]20 ноября 1943 года США начали операцию «Гальваник» по возвращению островов Гилберта . Исузу переправила войска из Понапе в Кваджалейн и Мили ( Милле ). Находясь в Рои , 5 декабря 1943 года Isuzu был атакован Douglas SBD Dauntless пикирующими бомбардировщиками и Grumman TBF Avenger торпедоносцами с авианосцев TG 50.1 USS Yorktown и Lexington . Ремонт проводился в Кваджалейне и Труке, но 17 января 1944 года Isuzu была вынуждена снова отойти в Йокосука. [ 5 ]
Вернувшись в Японию, Isuzu был переоборудован в зенитный крейсер на фирме Mitsubishi Heavy Industries. Все оставшиеся у нее корабельные орудия 14 см/50 Тип 3-го года были сняты и установлены две дополнительные спаренные корабельные пушки 12,7 см/40 Тип 89. Количество 25-мм зенитных орудий Тип 96 было увеличено до 50 стволов. Оборудование катапульты и гидросамолета было снято. воздушного поиска Тип 13, воздушного поиска Тип 21 и надводного поиска Тип 22 Были установлены или модифицированы РЛС . для гидролокатора и глубинных бомб . Были добавлены направляющие [ 2 ] 20 августа 1944 года Isuzu стал флагманом контр-адмирала Хэйтаро Эдо CruDiv 31 (противолодочный), а 14 сентября 1944 года Isuzu снова был объявлен боеготовым.
Битва при заливе Лейте
[ редактировать ]20 октября 1944 года «Исузу» участвовал в битве при заливе Лейте в составе вице-адмирала Джисабуро Одзавы Северного мобильного («приманки») отряда . В битве у мыса Энганьо 25 октября 1944 г. - 26 октября 1944 г. силы Одзавы были атакованы самолетами TBM-1C VT-21 с авианосца авианосца USS Belleau Wood и VT-51 с USS San Jacinto . Авианосец «Титосэ» получил сильные удары, и «Исузу» безуспешно попыталась взять корабль на буксир. После того, как Титосэ затонул, Isuzu спасла 480 выживших. Позже в тот же день «Исузу» попыталась защитить « Чиёду» , которая была повреждена вторым ударом самолетов из Лексингтона и Франклина . Однако на месте происшествия появился отряд из четырех американских крейсеров и девяти эсминцев и потопил Чиёду со всеми руками . Спасая выживших, Isuzu сам попал под обстрел американских подразделений, 13 членов экипажа погибли. [ 5 ]
Isuzu вернулась на Окинаву 27 октября 1944 года, а оттуда в Куре , где ей было поручено совершить переброску войск в Манилу и Бруней . 19 ноября 1944 года, в 55 милях (89 км) к западу от Коррегидора , «Исузу» подвергся нападению военного корабля США « Хэйк» и попал в одну из шести выпущенных торпед, что привело к серьезным повреждениям кормы и разрушению руля направления. После аварийного ремонта в море Isuzu добралась до Сингапура для временного ремонта.
Операции в Голландской Ост-Индии
[ редактировать ]После временного ремонта «Исузу» 10 декабря 1944 года был переведен в Сурабаю для более комплексных ремонтных работ. Когда ремонт был завершен, 4 апреля 1945 года «Исузу» был отправлен для перевозки армейского отряда из Купанга на остров Сумбава . Ее заметила волчья стая с подводными лодками USS Charr , Besugo и Gabilan , к которой присоединился HMS Spark . 6 апреля 1945 года Isuzu был атакован к северу от Сумбавы десятью бомбардировщиками B-25 Mitchell из 18-й эскадрильи RAAF (Нидерланды, Ост-Индия) , базировавшейся на аэродроме Бэтчелор к югу от Дарвина , Австралия. Isuzu была слегка повреждена в результате попадания некоторых из 60 сброшенных бомб с правого борта. [ 5 ] Позже, 6 апреля, она высадила десант в заливе Бима , на северо-восточном побережье Сумбавы. После этого, отходя возле Флореса , Isuzu был поражен в носовую часть бомбами бомбардировщиков B-24 Liberator из 21-й эскадрильи RAAF и 24-й эскадрильи RAAF , базировавшихся на Северной территории Австралии. Два B-24 были сбиты истребителями ВВС Императорской армии Японии .
Сумбава и Между островами Комодо военный корабль США « Бесуго» выпустил девять торпед по группе «Исузу» . «Исузу» не пострадал, а один японский тральщик был потоплен. На следующий день, 7 апреля 1945 года, в 60 морских милях (111 км; 69 миль) к северо-западу от Бимы, «Исузу» был поражен одной из пяти торпед, выпущенных авианосцем « Габилан» . Торпеда попала по левому борту, под мостом, вызвав затопление носовой части. Isuzu упала ниже 10 узлов Скорость (19 км/ч), она взяла на себя крен и села на нос . Пока ее экипаж проводил аварийный ремонт, военный корабль США « Чарр» выпустил четыре торпеды, дважды поразив Isuzu по левому борту возле кормового машинного отделения. Чарр выпустил еще две торпеды, одна из которых сломала носовую часть «Исузу » . Исузу затонул 07 ° 38'ю.ш., 118 ° 09' в.д. / 7,633 ° ю.ш., 118,150 ° в.д. , засвидетельствовано Спарком . Ее капитан и 450 членов экипажа были спасены; Вместе с кораблем затонуло 190 членов экипажа. В тот же день, с разницей всего в несколько часов, линкор «Ямато» и его эскорт были потоплены американской авиацией в результате попытки террориста-смертника на Окинаве. [ 5 ]
Isuzu был исключен из списка ВМФ 20 июня 1945 года. [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лакруа, Японские крейсеры , с. 794.
- ^ Перейти обратно: а б с д Стилле, Легкие крейсеры Императорского флота Японии 1941–45 , стр. 22–26;
- ^ Гарднер, « Все боевые корабли мира Конвея 1906–1921» ; стр. 238
- ^ «Имперские крейсеры» . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л [1] CombinedFleet.com: Isuzu ; Табличный отчет о движении
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-914-Х .
- Бойд, Дэвид (2002). Японские подводные силы и Вторая мировая война . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-015-0 .
- Д'Альбас, Андрие (1965). Гибель военно-морского флота: военно-морские действия Японии во Второй мировой войне . Паб Девин-Адаир. ISBN 0-8159-5302-Х .
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941-1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Гарднер, Роберт (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Конвей Марин Пресс. ISBN 0-85177-245-5 .
- Енцура, Хансгеорг (1976). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869-1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-893-Х .
- Лакруа, Эрик и Уэллс II, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Стилле, Марк (2012). Легкие крейсеры Императорского флота Японии 1941-45 гг . Скопа. ISBN 978-1-84908-562-5 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-141-6 .
- Крессман, Роберт (2005). Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-149-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Паршалл, Джон; Боб Хэкетт; Сандер Кингсепп; Эллин Невитт. «Страница Императорского флота Японии (Combinedfleet.com): Нагара класс » .
- Паршалл, Джон; Боб Хэкетт; Сандер Кингсепп; Эллин Невитт. «Страница Императорского флота Японии (Combinedfleet.com): Isuzu Табличные записи движения » .
- Нисида, Хироши. «Материалы IJN» . Императорский флот Японии . Архивировано из оригинала 4 декабря 2012 года.
- Крейсера типа Нагара
- Суда построены компанией Uraga Dock Company.
- Крейсеры Японии Второй китайско-японской войны
- Крейсера Японии времен Второй мировой войны
- корабли 1921 года
- Корабли, потопленные американскими подводными лодками
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Яванском море
- Морские инциденты в апреле 1945 г.