Немецкий авианосец Граф Цеппелин
![]() Граф Цеппелин после спуска на воду 8 декабря 1938 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Граф Цеппелин |
Тезка | Граф Фердинанд фон Цеппелин |
Строитель | Немецкие заводы , Кильские верфи |
Заложен | 28 декабря 1936 г. |
Запущен | 8 декабря 1938 г. |
Судьба | Потоплен как корабль-мишень 16 августа 1947 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Граф Цеппелин класса Авианосец |
Смещение | 33 550 длинных тонн (34 088 т ) ( полная загрузка ) |
Длина | 262,5 м (861 фут 3 дюйма) |
Луч | 36,2 м (118 футов 9 дюймов) |
Черновик | 8,5 м (27 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность | 200 000 лошадиных сил на валу (150 000 кВт ) |
Движение | 4 турбины с редуктором |
Скорость | 33,8 узла (62,6 км/ч; 38,9 миль в час) |
Диапазон | 8000 миль (15000 км ; 9200 миль ) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 1,720 |
Вооружение | |
Броня |
|
Самолет перевезен |
|
Немецкий авианосец «Граф Цеппелин» был головным кораблем в классе двух одноименных авианосцев, заказанных Кригсмарине нацистской Германии . Он был единственным авианосцем, спущенным на воду Германией, и представлял собой часть Кригсмарине попытки создать хорошо сбалансированный океанский флот, способный проецировать немецкую военно-морскую мощь далеко за узкие пределы Балтийского и Северного морей . Авианосец должен был иметь в своем составе 42 истребителя и пикирующих бомбардировщика .
Строительство Graf Zeppelin был заложен его киль началось 28 декабря 1936 года, когда на верфи Deutsche Werke в Киле . Названный в честь графа (графа) Фердинанда фон Цеппелина , корабль был спущен на воду 8 декабря 1938 года и был готов на 85% к началу Второй мировой войны в сентябре 1939 года. Граф Цеппелин не был достроен и никогда не действовал из-за переноса конструкции. приоритеты, обусловленные войной. Она оставалась в Прибалтике на время войны; Поскольку поражение Германии было неизбежным, экипаж корабля затопил его недалеко от Штеттина в марте 1945 года. Советский Союз поднял корабль в марте 1946 года, и в конечном итоге он был потоплен во время испытаний оружия к северу от Польши 17 месяцев спустя. Затонувший корабль был обнаружен польским исследовательским судном в июле 2006 года.
Дизайн

Графа Цеппелина составляла 262,5 метра (861 фут) Общая длина ; у нее была ширина 36,2 м (119 футов) и максимальная осадка 8,5 м (28 футов). При полной боевой нагрузке его водоизмещение составляло бы 33 550 длинных тонн (34 090 т). Силовая установка корабля состояла из четырех Brown, Boveri & Cie турбин с редуктором сверхвысокого давления и шестнадцати нефтяных котлов LaMont . Электростанция имела мощность на валу 200 000 лошадиных сил (150 МВт) и максимальную скорость 33,8 узла (62,6 км / ч; 38,9 миль в час). Граф Цеппелин имел прогнозируемый радиус плавания 8000 морских миль (15000 км; 9200 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). Экипаж у него должен был состоять из 1760 офицеров и рядовых, а также летного состава. [ 2 ]
Основной наступательной силой корабля должна была стать авиация. Согласно проекту, «Граф Цеппелин» должен был нести 42 самолета: 12 морских Junkers Ju 87 «Stuka» пикирующих бомбардировщиков , 10 истребителей Messerschmitt Bf 109 и 20 Fieseler Fi 167 торпедоносцев . [ 3 ] Позже, в процессе строительства, воздушный состав был переработан и теперь состоит из тридцати Ju 87 и двенадцати Bf 109, а Fi 167 были полностью удалены. Согласно проекту, «Граф Цеппелин» должен был быть оснащен восемью 15-см орудиями SK C/28 для защиты от надводных кораблей. Позже это число было увеличено до шестнадцати. Ее зенитная батарея состояла из десяти 10,5-см орудий SK C/33 (позже их число увеличилось до двенадцати), двадцати двух 3,7-см орудий SK C/30 и двадцати восьми 2-см орудий . Полетная палуба корабля была защищена стальной броней Wotan Weich толщиной до 45 миллиметров (1,8 дюйма) . [ а ] Под палубой располагалась бронепалуба толщиной 60 мм (2,4 дюйма) для защиты жизненно важных органов корабля от атак с воздуха. Граф Цеппелин имел броневой пояс по ватерлинии толщиной 100 мм (3,9 дюйма) в центральной части корабля. [ 2 ]
Строительство и отмена

16 ноября 1935 года контракт на Flugzeugträger A (авианосец A) — позже названный Graf Zeppelin — был заключен с верфью Deutsche Werke в Киле . Строительство корабля затянулось, так как Deutsche Werke работала на полную мощность, а стапель, необходимый для «Графа Цеппелина», был занят новым линкором «Гнейзенау» , спущенным на воду 8 декабря 1936 года. [ 5 ] Работы над Graf Zeppelin начались 28 декабря, когда ее киль был заложен . Спущен на воду 8 декабря 1938 года, в 24-ю годовщину битвы за Фолклендские острова . [ 6 ] и ее крестила Хелен фон Цеппелин, дочь тезки корабля . На церемонии запуска Герман Геринг . с речью выступил [ 7 ] К концу 1939 года он был готов на 85%, а завершение запланировано к середине 1940 года. [ 8 ] К сентябрю 1939 года одно авианосное крыло, Trägergruppe 186, было сформировано Люфтваффе в Киле-Хольтенау и состояло из трех эскадрилий, оснащенных Bf 109 и Ju 87 . [ 9 ]
Тем временем немецкое завоевание Норвегии в апреле 1940 года подорвало все шансы на завершение строительства «Графа Цеппелина» . отвечавшая теперь за защиту длинной береговой линии и многочисленных портовых объектов Норвегии, Кригсмарине, срочно нуждалась в большом количестве береговых орудий и зенитных батарей. Во время военно-морской конференции с Гитлером 28 апреля 1940 года адмирал Эрих Редер предложил остановить все работы по «Графу Цеппелину» , утверждая, что даже если он будет введен в строй к концу 1940 года, для окончательной установки его орудий потребуется еще десять месяцев или больше (ее первоначальный вариант система управления огнем была продана Советскому Союзу по ранее заключенному торговому соглашению). [ 10 ] Гитлер согласился на приказ о прекращении работ, что позволило Редеру снять 15-сантиметровые орудия «Графа Цеппелина » и передать их в Норвегию. авианосца Тяжелое зенитное вооружение из двенадцати 10,5-см орудий уже было перенаправлено в другое место. [ 11 ]
В июле 1940 года «Граф Цеппелин» был отбуксирован из Киля в Готенхафен ( Гдыня ) и оставался там почти год. Там он использовался в качестве склада для поставок лиственных пород Германии. [ 12 ] Незадолго до вторжения Германии в Советский Союз в июне 1941 года авианосец снова был переведен, на этот раз в Штеттин , чтобы защитить его от атак советской авиации. К ноябрю немецкая армия продвинулась достаточно глубоко на российскую территорию, чтобы устранить любую дальнейшую угрозу воздушного нападения, и «Граф Цеппелин» был возвращен в Готенхафен. Там его использовали как корабль-склад для леса. [ 13 ]


К тому времени, когда Редер встретился с Гитлером для детального обсуждения военно-морской стратегии в апреле 1942 года, полезность авианосцев в современной морской войне была уже достаточно продемонстрирована. нанесли ущерб итальянскому флоту в Таранто в ноябре 1940 года , серьезно повредили немецкий линкор «Бисмарк» в мае 1941 года и не позволили линкору «Тирпиц» атаковать два конвоя, направлявшихся в Россию в марте 1942 года Британские авианосцы . Американский боевой флот в декабре 1941 года. Редер, стремясь обеспечить воздушную защиту тяжелых надводных частей Кригсмарине более , сообщил Гитлеру, что «Граф Цеппелин» может быть готов примерно через год, а еще шесть месяцев потребуются для ходовых испытаний и летной подготовки. 13 мая 1942 года с разрешения Гитлера Верховное командование ВМС Германии приказало возобновить работы над авианосцем. [ 14 ]
Но серьезные технические проблемы остались. Редер хотел иметь новые самолеты, специально предназначенные для использования на авианосцах. Рейхсмаршал Герман Геринг, глава Люфтваффе , ответил, что и без того перегруженная немецкая авиационная промышленность не сможет завершить проектирование, испытания и серийное производство таких самолетов до 1946 года. Вместо этого он предложил переоборудовать существующие самолеты (снова Junkers Ju 87 и Messerschmitt Bf). 109) в качестве временного решения до тех пор, пока не будут разработаны новые типы. Также возобновится обучение пилотов авианосцев в Травемюнде. [ 14 ]
Переоборудованные самолеты-носители представляли собой более тяжелые версии своих наземных предшественников, и это потребовало множества изменений в первоначальной конструкции «Графа Цеппелина » : существующие катапульты нуждались в модернизации; для тормозного механизма требовались более сильные лебедки; кабина экипажа, лифты и полы ангара также требовали усиления. [ 15 ] Изменения в военно-морской технике диктовали и другие изменения: установку радиолокационных установок и антенн воздушного поиска; модернизированное радиооборудование; бронированная кабина истребителя-директора, установленная на главной мачте (что, в свою очередь, означало более тяжелую и прочную мачту, способную выдержать дополнительный вес кабины); дополнительное бронирование мостика и пункта управления огнем; новый изогнутый колпак воронки, защищающий кабину истребителя-директора от дыма; замена одиночных 20-мм зенитных орудий на счетверенные Flakvierling 38 (с соответствующим увеличением боекомплекта) для повышения общей зенитной защиты; и дополнительные выпуклости по обе стороны корпуса, чтобы сохранить устойчивость корабля под всем этим дополнительным весом. [ 16 ]
Штаб немецкого военно-морского флота надеялся, что все эти изменения смогут быть осуществлены к апрелю 1943 года, а первые ходовые испытания авианосца состоятся в августе того же года. С этой целью главный инженер Вильгельм Хаделер был назначен руководить завершением строительства Graf Zeppelin . Хаделер планировал сначала ввести в эксплуатацию два внутренних вала и соответствующие двигательные установки, придав кораблю начальную скорость 25–26 узлов, что было достаточно быстро для начала ходовых испытаний и проведения учений в воздухе. К зиме 1943–1944 гг. Ожидалось, что он будет боеспособен. [ 14 ]
В ночь с 27 на 28 августа 1942 года, еще стоя на якоре в Готенхафене, «Граф Цеппелин» стал целью единственной воздушной атаки союзников, направленной на нее во время войны. Против немецкого авианосца были направлены три Королевских ВВС Авро Ланкастер тяжелых бомбардировщика из 106-й эскадрильи , каждый из которых нес одну бомбу «Кэпитал Шип», устройство массой 5600 фунтов (2540 кг) с кумулятивной боеголовкой , предназначенной для поражения бронированных целей. [ 17 ] Один пилот, который не смог увидеть авианосец из-за дымки, вместо этого сбросил бомбу на предполагаемое положение «Гнейзенау » . Другой считал, что он нанес прямое попадание в «Граф Цеппелин» , но нет никаких известных записей о том, что корабль получил какие-либо повреждения от бомбового удара той ночью. [ 18 ]

5 декабря 1942 года «Граф Цеппелин» был отбуксирован обратно в Киль и помещен в плавучий сухой док. В конце концов казалось, что она вполне может увидеть завершение, но к концу января 1943 года Гитлер настолько разочаровался в Кригсмарине , особенно в том, что он считал плохой работой ее надводного флота, что приказал вывести из эксплуатации все ее крупные корабли. и списано. Вскоре после этого Редер был отстранен от командования и заменен командующим подводными лодками Карлом Дёницем . Хотя Дёниц в конце концов убедил Гитлера аннулировать большую часть заказа, работы над всеми новыми надводными кораблями, и даже над теми, которые были близки к завершению, включая «Граф Цеппелин» , были остановлены. [ 19 ] [ 20 ] 30 января 1943 года все основные работы на корабле были прекращены, хотя некоторые ограниченные временные работы продолжались до марта. [ 12 ]
В апреле 1943 года «Граф Цеппелин» снова отбуксировали на восток, сначала в Готенхафен, затем на рейд в Свинемюнде и, наконец, пришвартовали на затонувшей пристани на реке Парниц , в двух милях (3 км) от Штеттина, где он ненадолго стоял в доке в 1941. Там она томилась следующие два года в сопровождении всего 40 человек . [ 21 ] Когда в апреле 1945 года войска Красной Армии корабля приблизились к городу, клапаны «Кингстона» открылись, затопив его нижние помещения и прочно увязнув в иле на мелководье. Затем инженерный отряд из десяти человек оснастил внутреннюю часть судна подрывными и глубинными бомбами, чтобы пробить корпус и уничтожить жизненно важные механизмы. В 18:00 25 апреля 1945 года, когда советские войска вошли в Штеттин, командир Вольфганг Келер по рации приказал отряду взорвать взрывчатку. Дым, поднимавшийся из трубы авианосца, подтвердил, что заряды сработали, что сделало корабль бесполезным для его новых владельцев на многие месяцы вперед. [ 22 ]
Судьба после войны


История и судьба авианосца после капитуляции Германии были неизвестны за пределами Советского Союза в течение десятилетий после войны. Советы не могли отремонтировать корабль в течение времени, определенного условиями Союзной трехсторонней комиссии , поэтому ему был присвоен корабль «Категории C». Эта классификация требовала, чтобы он был уничтожен или затоплен на глубокой воде к 15 августа 1946 года. [ 23 ] Вместо этого Советы решили спасти поврежденный корабль, и в марте 1946 года он был снят с мели. Ряд спекуляций западных историков о судьбе корабля возник в течение десятилетий после окончания войны. По словам немецкого историка Эриха Грёнера , после того, как Советы подняли затопленный корабль, они отбуксировали его в Ленинград. Сообщается, что по пути она подорвалась на мине у берегов Финляндии во время шторма. Гренер утверждал, что после прибытия «Графа Цеппелина» в Ленинград ее разобрали на металлолом в 1948–1949 годах. [ 12 ] Историки военно-морского флота Роберт Гардинер и Роджер Шено утверждают, что корабль был отбуксирован из Штеттина в сентябре 1947 года, но в Ленинград он так и не прибыл; они предположили, что корабль, находившийся на буксире, затонул на мине. [ 8 ]
Согласно советским данным, 19 марта 1947 года Совет министров постановил об уничтожении бывших немецких кораблей. Первый потопленный корабль, Lützow , был потоплен у Свинемюнде 22 июля 1947 года. 14 августа «Граф Цеппелин» был отбуксирован в гавань Свинемюнде, а через два дня - на свое окончательное место. Он подвергся пяти сериям управляемых взрывов 180-мм (7,1 дюйма) снарядов и серии ФАБ бомб . Первое испытание имитировало детонацию ФАБ-1000 в выхлопной трубе и меньших бомб под кабиной экипажа. Вторым в серии стал одиночный взрыв ФАБ-1000 над кабиной экипажа. Третья, четвертая и пятая серии имитировали пробитие бомб ФАБ-100, ФАБ-250 и ФАБ-500 на уровне кабины экипажа, палубы ангара и палубы артиллерийской батареи. Эти бомбы размещались в вырезах в целевых палубах, чтобы имитировать эффекты бомбардировки с пикирования. «Граф Цеппелин» остался на плаву, а адмирал Юрий Ралль отдал приказ о торпедном ударе. Торпеда, выпущенная с катера Elco PT, взорвалась в противоторпедном выступе , но не пробила поясной доспех . Торпеда, выпущенная эсминцем «Славный», пробила незащищенную часть корпуса ниже носового руля высоты ; Граф Цеппелин затонул 25 минут спустя. [ 24 ]
Открытие в 2006 году
Точное положение затонувшего корабля было неизвестно на протяжении десятилетий. 12 июля 2006 года научно-исследовательское судно RV St. Barbara , принадлежащее польской нефтяной компании Petrobaltic , обнаружило затонувший корабль длиной 265 метров (869 футов) в 55 км (34 миль) к северу от Владыславово , который, по их мнению, был самым большим скорее всего Граф Цеппелин . Обломки покоятся на глубине более 80 м (260 футов) от поверхности. После того, как место крушения было обнаружено, ВМС Польши начали двухдневное обследование обломков, чтобы подтвердить их идентичность. Используя подводных роботов с дистанционным управлением, они пришли к выводу, что «на 99% уверены», что это был «Граф Цеппелин » . [ 25 ] [ 26 ]
Примечания

Сноски
- ^ « Wotan Weich » — « Wotan soft» — разновидность стальной брони, разработанная немецким военно-морским флотом. Он имел разрывную прочность 65–75 килограммов на квадратные миллиметры и расширялся до 25 процентов. « Вотан Харт » — «Вотан Хард» — был более жестким и имел разрывное усилие 85–96 кг/мм. 2 и увеличился до 20 процентов. [ 4 ]
Цитаты
- ^ Jump up to: а б с Шено, стр. 76–77.
- ^ Jump up to: а б Гренер, с. 71
- ^ Рейнольдс, с. 44
- ^ Грёнер, с. х
- ^ Брейер, с. 11
- ^ Гардинер и Шено, с. 226
- ^ Израиль, стр. 67–69.
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Шено, с. 227
- ^ Уитли (1984), с. 164
- ^ Шенк, с. 143
- ^ Уитли (1985), с. 30
- ^ Jump up to: а б с Гренер, с. 72
- ^ Шенк, с. 157
- ^ Jump up to: а б с Рейнольдс, с. 47
- ^ Баркер, с. 283
- ^ Уитли (1985), с. 31
- ^ Лейк, с. 50
- ^ Маршалл, с. 21
- ^ Манн и Йоргенсен, стр. 139–141.
- ^ Уитли (1985), с. 32
- ^ Рейнольдс, с. 48
- ^ Kuzin & Litinskii, p. 161
- ^ Ровер и Монаков, с. 199
- ^ Shirokorad, pp. 108–112.
- ^ « Обнаружен «нацистский авианосец»» . Новости Би-би-си . 28 июля 2006 г.
- ^ Бойс, Роджер (27 июля 2006 г.). «Водолазы находят авианосец Гитлера» . Таймс . Архивировано из оригинала 17 мая 2015 года . Проверено 2 июня 2013 г.
Ссылки
- Баркер, лейтенант-коммандер Эдвард Л. (март 1954 г.). «Война без авианосцев». Слушания . Аннаполис: Труды Военно-морского института США. ОСЛК 61522996 .
- Берк, Стивен (сентябрь 2007 г.). Без крыльев: История гитлеровского авианосца . Виктория: Траффорд Паблишинг. ISBN 978-1-4251-2216-4 .
- Брейер, Зигфрид (1989). Граф Цеппелин: немецкий авианосец . Schiffer Publishing Ltd. Атглен: ISBN 0887402429 .
- Шено, Роджер (1998). Авианосцы мира с 1914 года по настоящее время Иллюстрированная энциклопедия . Лондон: Брокгемптон Пресс. п. 288. ИСБН 1-86019-875-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Израиль, Ульрих Х.-Й. (1994). Граф Цеппелин: Единственный немецкий авианосец . Гамбург: Издательство Келера/Миттлера. ISBN 3782206029 .
- Кузин, вице-президент; Литинский, Д. Ю. (2008). «Авианосец «Граф Цеппелин» — боевой трофей Красной Армии». Военный корабль Интернешнл . 45 (2). Толедо: Международная организация военно-морских исследований: 161–165. ISSN 0043-0374 . ОСЛК 1647131 .
- Лейк, Джон (2002). Ланкастерские эскадрильи 1942-43 гг . Оксфорд: Оспри. ISBN 1-84176-313-6 .
- Манн, Крис и Йоргенсен, Кристер (2003). Арктическая война Гитлера: немецкие кампании в Норвегии, Финляндии и СССР, 1940–1945 гг . Нью-Йорк: Книги Томаса Данна. ISBN 978-0-312-31100-1 .
- Маршалл, Фрэнсис Л. (1994). Морские орлы: История эксплуатации Мессершмитта Bf 109T . Уолтон на Темзе: Публикации по исследованиям авиации. ISBN 1871187230 .
- Рейнольдс, Кларк Г. (январь 1967 г.). «Плоская вершина Гитлера: Конец начала». Слушания . Труды Военно-морского института США. ОСЛК 61522996 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0714648957 .
- Шенк, Питер (2008). «Разработки немецких авианосцев». Военный корабль Интернешнл . 45 (2). Толедо: Международная организация военно-морских исследований: 129–158. ISSN 0043-0374 . ОСЛК 1647131 .
- Shirokorad, Alexander (2004). Флот, который уничтожил Хрущёв (Flot, kotoryi unichtozhil Khruschev (in Russian). Moscow: AST publishers. ISBN 5-9602-0027-9 .
- Уитли, MJ (июль 1984 г.). Боевой корабль 31: Граф Цеппелин, Часть 1 . Том. VIII. Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 0-85177-354-0 .
- Уитли, MJ (1985). Боевой корабль 33: Граф Цеппелин, часть 2 . Том. IX. Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 0-87021-984-7 .
Дальнейшее чтение
- Виллигенбург, Хенк ван (март – апрель 2001 г.). «Прививочный дирижабль на плаву». Энтузиаст авиации (92): 59–65. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
- Авианосцы типа «Граф Цеппелин»
- Авианосцы Германии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения в Балтийском море
- Предлагаемые авианосцы
- Отношения Германии и Советского Союза
- корабли 1938 года
- Морские инциденты в апреле 1945 г.
- Морские инциденты в 1947 году
- Корабли затонувшие как мишени
- Предлагаемые корабли Германии
- Корабли, построенные в Киле
- Кораблекрушения Польши