Немецкая подводная лодка U-234
U-234 сдается. Члены экипажа Саттона (DE-771) на переднем плане с капитан-лейтенантом Иоганном-Генрихом Фелем (левая белая фуражка)
| |
История | |
---|---|
Нацистская Германия | |
Имя | У-234 |
Заказал | 7 декабря 1940 г. |
Строитель | Германияверфт , Киль |
Номер двора | 664 |
Заложен | 1 октября 1941 г. |
Запущен | 23 декабря 1943 г. |
Введен в эксплуатацию | 2 марта 1944 г. |
Захваченный | Сдан авианосцу USS Sutton 14 мая 1945 года. |
Судьба | Потоплен торпедой военного корабля США Greenfish во время испытаний, 20 ноября 1947 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Тип X Подводный минный заградитель |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Высота | 10,20 м (33 фута 6 дюймов) |
Черновик | 4,71 м (15 футов 5 дюймов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | Расчетная глубина раздавливания : 220 м (720 футов) |
Дополнить | 5 офицеров, 47 рядовых |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Послужной список [ 1 ] [ 2 ] | |
Часть: |
|
Идентификационные коды: | М 53 388 |
Командиры: |
|
Операции: |
|
Победы: | Никто |
Немецкая подводная лодка U-234 — подводная Германии нацистской время Второй во лодка типа XB Кригсмарине мировой войны . Командовал ею капитан-лейтенант Иоганн-Генрих Фелер . Ее первая и единственная миссия на вражескую или оспариваемую территорию заключалась в попытке доставки оксида урана и передовых немецких оружейных технологий в Японскую империю . После получения приказа адмирала Дёница Германии всплыть и сдаться, а также о безоговорочной капитуляции , экипаж подводной лодки сдался Соединенным Штатам 14 мая 1945 года.
Строительство
[ редактировать ]Первоначально построенная как подводная лодка- минный заградитель , она была заложена на верфи Germaniawerft в Киле 1 октября 1941 года; U-234 была повреждена во время постройки, но спущена на воду 23 декабря 1943 года. После потери U-233 в июле 1944 года было решено не использовать U-234 в качестве минного заградителя; Вместо этого она была построена как грузовая подводная лодка дальнего действия с целью выполнения миссий в Японию.
Датчики
[ редактировать ]Радар
[ редактировать ]U-234 была одной из немногих подводных лодок, оснащенных -радарным передатчиком FuMO-61 Hohentwiel U . Это оборудование было установлено на правом борту боевой рубки.
Радарное обнаружение
[ редактировать ]На U-234 также была установлена антенна FuMB-26 Tunis . FuMB 26 Tunis объединил FuMB Ant. 24 Fliege и FuMB Ant. 25 антенн Куба II. Его можно было установить как в петле антенны пеленгатора, так и отдельно на мостике.
Военная служба
[ редактировать ]U-234 вернулась на верфь Germaniawerft в Киле 5 сентября 1944 года для переоборудования в транспортную. Помимо мелких работ, на нее была добавлена трубка , а 12 из ее 30 шахт были оснащены специальными грузовыми контейнерами того же диаметра, что и шахты, и удерживались на месте механизмами сброса мин. Кроме того, ее киль был загружен грузом, предположительно состоящим из оптического стекла и ртути, а четыре отсека для хранения торпед на верхней палубе (по два на каждом борту) также были заняты грузовыми контейнерами. [ 3 ]
Груз
[ редактировать ]Груз, подлежащий перевозке, определялся специальной комиссией Marine Sonderdienst Ausland , созданной в конце 1944 года, когда офицеры подводной лодки были проинформированы о том, что им предстоит совершить специальный рейс в Японию. Когда погрузка была завершена, офицеры подводной лодки подсчитали, что они везли 240 тонн груза плюс достаточное количество дизельного топлива и продовольствия для плавания продолжительностью от шести до девяти месяцев. [ 3 ]
Груз включал технические чертежи, образцы новейших электрических торпед, один реактивный самолет Me 262 в ящике , планирующую бомбу Henschel Hs 293 и то, что позже было указано в Разгрузочном манифесте США. [ нужна ссылка ] как 550 кг (1210 фунтов) оксида урана . В книге «Хиршфельд » 1997 года Вольфганг Хиршфельд сообщил, что он видел около 10 свинцовых кубов со стороной 23 сантиметра (9,1 дюйма) и надписью «U-235» на каждом, загруженных в цилиндрические шахтные шахты лодки. Согласно телеграмме, отправленной с верфи, в этих контейнерах находился «U-порошок». [ 4 ] [ 5 ]
Когда груз был загружен, U-234 провела дополнительные испытания возле Киля, а затем вернулась в северный немецкий город, где на борт поднялись ее пассажиры.
Пассажиры
[ редактировать ]На U-234 находились двенадцать пассажиров, в том числе немецкий генерал, четыре немецких военно-морских офицера, гражданские инженеры и ученые, а также два японских военно-морских офицера. В состав немецкого персонала входили генерал Ульрих Кесслер из Люфтваффе , который должен был взять на себя Люфтваффе обязанности по связи в Токио ; Кей Нишлинг , судья-адвокат военно-морского флота, который должен был избавить немецкий дипломатический корпус в Японии от остатков шпионской сети Рихарда Зорге ; Хайнц Шликке , специалист по радиолокации, инфракрасному излучению и средствам противодействия и директор военно-морских испытательных полигонов в Киле (позже завербованный США для участия в операции «Скрепка» ); и Август Брингвальде, который отвечал за производство Ме 262 в Мессершмитте. [ 5 ]
Японскими пассажирами были лейтенант-коммандер Императорского флота Японии Хидео Томонага , военно-морской архитектор и конструктор подводных лодок, прибывший в Германию в 1943 году на японской подводной лодке I-29 , и лейтенант-коммандер Сёдзи Гэндзо, специалист по самолетам и бывший военно-морской атташе. [ 6 ]
Путешествие
[ редактировать ]U-234 отплыла из Киля в Кристиансанн в Норвегии вечером 25 марта 1945 года в сопровождении кораблей сопровождения и трех типа XXIII прибрежных подводных лодок и прибыла на военно-морскую базу Хортен два дня спустя. Следующие восемь дней подводный аппарат провел, выполняя испытания своей трубки, во время которых он случайно столкнулся с подводной лодкой типа VIIC, проводившей аналогичные испытания. Повреждения обеих подводных лодок были незначительными, и, несмотря на пробоины водолазного бака и топливного бака, U-234 смогла завершить испытания. Затем она направилась в Кристиансанн, прибыв туда примерно 5 апреля, где прошла ремонт и пополнила запасы провизии и топлива.
U-234 покинула Кристиансанн и направилась в Японию 15 апреля 1945 года, пробежав под водой на глубине в течение первых 16 дней, а затем всплыла на поверхность только потому, что ее командир, капитан-лейтенант Иоганн-Генрих Фелер, считал, что он в безопасности от нападения на поверхности в преобладающих условиях. сильный шторм. С тех пор она провела два часа, бегая по поверхности по ночам, а остальное время провела под водой. Путешествие прошло без происшествий. Первым признаком того, что мировые дела взяли верх над путешествием, стал Кригсмарине » прекращение передачи передатчика «Голиаф , а вскоре за ним последовала и станция «Науэн» . Фелер этого не знал, но военно-морской штаб Германии попал в руки союзников.
Затем, 4 мая, U-234 получила фрагмент передачи британских и американских радиостанций, в котором сообщалось, что адмирал Карл Дёниц стал главой государства Германии после смерти Адольфа Гитлера . U-234 всплыла 10 мая для лучшего радиоприема и получила последний приказ Дёница подводным силам, в котором всем подводным лодкам предписывалось всплыть, поднять белые флаги и сдаться войскам союзников. Фелер заподозрил подвох и сумел связаться с U-873 , капитан которой убедил его в подлинности сообщения.
В этот момент подводная лодка находилась почти на равном расстоянии от портов Великобритании, Канады и США. Фелер решил не продолжать свое путешествие и вместо этого направился к восточному побережью Соединенных Штатов. Фелер считал вполне вероятным, что, если они сдадутся канадским или британским войскам, они будут заключены в тюрьму, и могут пройти годы, прежде чем их вернут в Германию; он считал, что Соединенные Штаты, вероятно, просто отправят их домой.
В результате Фелер решил, что он сдастся войскам США, но 12 мая сообщил по радио, что намерен отплыть в Галифакс, Новая Шотландия , чтобы сдаться, чтобы гарантировать, что канадские подразделения не достигнут его первыми. Затем U-234 взяла курс на Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния . Во время перехода Фелер избавился от своего тунисского радар-детектора, новой «Курьер» системы радиосвязи машиной «Энигма» , а также всех документов, связанных с , и других секретных документов. Узнав, что подводная лодка должна сдаться, двое японских пассажиров покончили жизнь самоубийством, приняв передозировку люминала , барбитурата, седативного и противоэпилептического препарата. Их похоронили в море . [ 6 ]
Захватывать
[ редактировать ]Разница между Kptlt. Сообщенный Фелером курс на Галифакс и его истинный курс вскоре были реализованы властями США, которые направили два эсминца на перехват U-234 . 14 мая 1945 года ее встретил к югу от Гранд-Бэнкс , Ньюфаундленд, военный корабль США « Саттон» . Члены экипажа Саттона взяли на себя командование подводной лодкой и доставили ее на Портсмутскую военно-морскую верфь , где U-805 , U-873 и U-1228 уже сдались. Велма Хант, бывший Университета штата Пенсильвания профессор экологического здравоохранения , предположила, что U-234, возможно, заходила в два порта между своей капитуляцией и прибытием на Портсмутскую военно-морскую верфь: однажды в Ньюфаундленде , чтобы высадить американского моряка, который был случайно застрелен. ягодицы, и снова в Каско Бэй , штат Мэн . [ 7 ] Известие о капитуляции U-234 вместе с ее высокопоставленными немецкими пассажирами сделало это событие важным новостным событием. Репортеры заполонили военно-морскую верфь и отправились на маленькой лодке в море, чтобы взглянуть на подводную лодку.
Секретный груз
[ редактировать ]С момента захвата к U-234 относились с необычайной секретностью, что отмечалось в то время в прессе и приписывалось ее высокопоставленным пассажирам. [ 8 ] Даже в 1945 году ходили слухи, что на подводной лодке находился уран. [ 9 ] но документы о содержимом груза и его судьбе оставались засекреченными на протяжении большей части холодной войны.
Различные источники, в том числе современные документы и более поздние мемуары, указывают, что содержание урана составляло 560 килограммов (1230 фунтов) оксида урана , разделенных на десять контейнеров, сделанных из свинца и облицованных золотом. Однако многие из отчетов содержат несоответствия и расходятся в деталях, как задокументировал историк Джозеф Скалиа. Судя по всему, находившимся на борту лодки сказали, что содержимое будет опасным, если его открыть; есть подозрение, что если это не была просто ложь, призванная помешать им более внимательно осматривать их, то это могло быть связано с их потенциальной пирофорностью . Некоторые предполагают, что они вообще не содержали уран, а содержали другие пирофорные сплавы или даже материалы для биологического или химического оружия, хотя эти предположения противоречили бы всем другим источникам. [ 5 ]
Ни один серьезный историк не верит, что уран был чем-то иным, кроме необогащенного. у Германии действительно была Хотя во время Второй мировой войны ядерная программа , немецкие, американские и советские источники ясно указывают на то, что у Германии не было мощностей для обогащения урана (или производства любых других видов расщепляющихся материалов ) в объемах производственного уровня. Скорее, Скалиа документально подтверждает, что японцы официально запросили у немцев уран для исследования химических катализаторов для производства авиационного топлива. Возможно, это действительно было желательно для части небольшой японской программы создания ядерного оружия , хотя у самой Японии не было средств, необходимых для его вооружения. [ 5 ] [ 4 ]
Окончательное расположение урана так и не было подтверждено. Скалиа проследил его перемещение после захвата от Портсмутской военно-морской верфи до Индийской головной военно-морской базы и то, что он был отправлен оттуда в неустановленный пункт назначения в конце июня 1945 года. После этого имеются противоречивые сведения. Майор Джон Лэнсдейл , бывший руководитель службы безопасности Манхэттенского проекта , заявил, что в 1995 году его сразу отправили на инженерный завод Клинтона в Ок-Ридж, штат Теннесси , где уран обогащался в рамках программы вооружений. Хотя предполагалось, что, возможно, уран был обогащен и некоторая его часть попала в атомную бомбу «Маленький мальчик» , сброшенную на Хиросиму , похоже, что для этого не было достаточно времени, и что, если он будет обогащен, он просто стал частью постоянно растущих послевоенных американских запасов урана. [ 5 ]
Расположение
[ редактировать ]Поскольку она не была нужна ВМС США, U-234 была потоплена в 40 милях к северо-востоку от Провинстауна , Кейп-Код, в качестве для торпеды цели авианосцем USS Greenfish 20 ноября 1947 года в точке 42°37'N 69°33'W . [ 10 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Последняя подводная лодка (1992), режиссер Фрэнк Бейер [ 11 ]
- Документальный фильм « Последняя подводная лодка Гитлера» , режиссер Андреас Гутцайт International Historical Films, Inc. (2001) ASIN B0000646UH
- «Империя и честь» , последний опубликованный роман из серии «Связанные честью » WEB Griffin , повествует о том, как U-234, перевозящая оксид урана, направляется не в Соединенные Штаты, как это произошло в реальной жизни, а вместо этого направляется в Аргентину, где сбежавшие офицеры СС берут под свой контроль лодку и планировал продать свой оксид урана Советскому Союзу.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа ХВ Ю-234» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 21 декабря 2009 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Военные патрули немецкой подводной лодки U-234» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 21 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «U-234 — Протокол допроса» . Архив подводных лодок. Архивировано из оригинала 2 августа 2009 года.
- ^ Jump up to: а б Бойд, Карл; Акихико Ёсида (2002). Японские подводные силы и Вторая мировая война . Издательство Военно-морского института. п. 164. ИСБН 1-55750-015-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и Скалиа, Джозеф М. (2000). Последняя миссия Германии в Японию: неудавшийся рейс U-234 . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-811-9 .
- ^ Jump up to: а б Хиршфельд, Вольфганг ; Джеффри Брукс (2000). Тайный дневник подводной лодки . Касселл. ISBN 0-304-35498-8 .
- ^ Хаммонд, Пэт (30 апреля 1995 г.). «НАЦИСТСКАЯ ПОДВОДНАЯ ПЛАТФОРМА: Как U-234 доставила свой смертоносный секретный груз в Нью-Гэмпшир» . Нью-Гемпширские воскресные новости . Архивировано из оригинала 22 мая 2007 года . Проверено 26 июля 2008 г.
- ^ «Интервью с запрещенными нацистами, когда субмарина сегодня прибыла в Портсмут». Бостон Глобус . 19 мая 1945 г. с. 7. . «Военно-морской флот допрашивает нацистов о захваченной подводной лодке». Нью-Йорк Геральд Трибьюн . 20 мая 1945 г. с. 1.
- ^ Трохан, Уолтер (21 сентября 1945 г.). «Отрицает безопасность США, опираясь на атомные бомбы». Чикаго Дейли Трибьюн . п. 5.
Было обнаружено, что даже японцы далеко продвинулись в теории расщепления атомов урана с выделением огромной энергии. Было обнаружено, что перехваченная немецкая подводная лодка перевозила уран в Японию, очевидно, для использования японскими учеными.
- ^ «U-234 под командованием Иоганна-Генриха Фелера сдалась в Портсмуте, штат Нью-Хэмпшир, 19 мая 1945 года по пути в Японию с немецкой и японской техникой» . 27 октября 2015 г.
- ^ Ссылка на IMDB
Библиография
[ редактировать ]- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). Немецкие командиры подводных лодок Второй мировой войны: биографический словарь . Перевод Брукса, Джеффри. Лондон, Аннаполис, Мэриленд: Greenhill Books, Naval Institute Press. ISBN 1-55750-186-6 .
- Джеффри Брукс: Террористическое оружие, ручка и меч Гитлера (2002): ISBN 0-85052-896-8
- Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Подводные лодки и корабли противоминной обороны . Немецкие военные корабли 1815–1945 гг. Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-593-4 .
- Уэббер, Берт (1985), «Тихая осада-II, нападения Японии на Северную Америку во время Второй мировой войны. Исследовательская группа Уэббера. ISBN 0-936738-26-X
- Вольфганг Хиршфельд; Джеффри Брукс, История подводного унтер-офицера 1940-1946 гг. Издательство Военно-морского института (1996) ISBN 1-55750-372-9
- Артур Науйокс, Ли Нельсон «Последняя великая тайна Третьего рейха», 2002. Council Press.
- Джозеф Марк Скалиа , Последняя миссия Германии в Японию: Неудачное путешествие U-234 Naval Institute Press (2000) ISBN 1-55750-811-9
- А. В. Селлвуд : Воюющие моря , 1955. Биография карьеры командира U-234 Иоганна Фелера.
- Ричард Дин Старр , «Волны справедливости» , рассказ об U-234 в «Хрониках мстителей» под редакцией Джо Джентила Moonstone Books (июнь 2008 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа ХВ Ю-234» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 января 2015 г.
- Хофманн, Маркус. « У 234 » . Deutsche U-Boote 1935-1945 — u-boot-archiv.de (на немецком языке) . Проверено 31 января 2015 г.
- «Das Schicksal von U-234 («Судьба U-234»)» . ШПИГЕЛЬ ОНЛАЙН. 2003.
- «Высокая оценка радиоразведки деятельности немецких подводных лодок на Дальнем Востоке»
- Исторические кадры сдавшейся немецкой подводной лодки U-234 под конвоем, а также прибытия экипажа и пассажиров на Портсмутскую военно-морскую верфь.
- Величайшие загадки Второй мировой войны: последняя подводная лодка Гитлера U-234 (720P)
- Немецкие подводные лодки типа X
- Подводные лодки Германии времен Второй мировой войны
- Международные отношения нацистской Германии
- Международные отношения Японской империи
- История Манхэттенского проекта
- корабли 1943 года
- Корабли, построенные в Киле
- Подводные лодки введены в строй в 1944 году.
- Корабли затонувшие как мишени
- Подводные лодки затонули в 1947 году.
- Морские инциденты в 1947 году